В общей сложности в дни работы чтений в них приняли участие представителя духовенства, 4 доктора и 4 кандидата наук (церковной истории, исторических, филологических, физико-математических и технических), 2 члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств, члены Союза краеведов России, Союза писателей России, научные сотрудники музеев и архивов. С докладами выступили исследователи, непосредственно работавшие с первоисточниками в лучших архивах и музеях России. Только здесь можно услышать уникальные факты истории России и Калязинской земли, нигде ранее не публиковавшиеся. В настоящее время уже ведётся доработка текстов докладов с целью издания материалов Третьих чтений. В заключение Ярослав Викторович Леонтьев озвучил решения, принятые участниками Чтений. Первоочередной задачей является начало подготовки празднования 500-летия со дня обретения мощей Преподобного Макария Калязинского в 2021 г. Оргкомитет принял решение обратиться к Митрополиту Тверскому и Кашинскому Виктору за благословением для проведения этих торжеств на всероссийском уровне, в дальнейшем планируется разработать положение о создании Попечительского совета по подготовке и проведению 500-летия со дня обретения мощей Преподобного. Предстоит проработать маршрут Крестного хода «Тропой Макария Калязинского» из Кашина в Калязин. Участниками Чтений поддержана идея составления альбома-каталога артефактов из Троицкого Калязинского монастыря, оказавшихся в составе музейных собраний и архивохранилищах Москвы и Твери. Не менее значимое торжество необходимо подготовить объединенной рабочей группой с представителями Кашинского района по случаю 600-летия Николаевского Клобукова монастыря. Также предстоит чествовать 90-летие В.С. Кисловского и 600-летие этого славного рода, увековечить в Калязине память героя Великой Отечественной войны лейтенанта Д.С. Никитского, участники Чтений примут участие в воздвижении мемориального знака в память о воеводе Д.В. Жеребцове в с. Поводнево Мышкинского района Ярославской области. Благодаря широкой деятельности историков и краеведов - участников Калязинских Макарьевских Чтений, славные страницы истории Отечества не только открываются большему числу людей, но и становятся ближе жителям памятных мест.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/25/...

Николаевский Клобуков мужской (ныне женский) общежительный монастырь был основан в г. Кашине, на возвышенном берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи – на северо-восточной окраине города. Церковное предание относит время основания монастыря к первой половине XIV столетия. В 1420 г. в монастыре принял постриг и более 10 лет подвизался преподобный Макарий Калязинский. «Николаевский Клобуков мужской, заштатный, общежительный монастырь находится в г.Кашине Тверской губернии, на возвышенном левом берегу реки Кашинки, при впадении в нее речки Вонжи, - на северо-восточной стороне города. Вид монастыря, привлекающего внимание зрителей своими красивыми каменными храмами, такими же оградою и кельями, получает еще более привлекательности от стоящего в близком соседстве с ним каменного двухэтажного Введенского приходского храма, с возвышающейся при нем прекрасною новейшей архитектуры колокольнею. Немало красоты придают монастырю стоящие близ него с незапамятных времен ивы и липы, перемешанные с орешником и разного рода кустарником. В этой рощице, с южной стороны, близ ворот монастыря находится довольно большой и глубокий пруд с рыбой и ключевой колодезь, обнесенный деревянным шатром. Колодезь этот вырыт, по преданию, преподобным Макарием». Такими словами открывает изданное в 1899 году «Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря» преподаватель Кашинского духовного училища священник Серафим Архангелов. Сейчас, когда история монастыря насчитывает почти семь столетий, когда позади двадцатый век, сначала уничтоживший обитель, а на своем излете чудесным образом вдохнувший в нее новую жизнь, это описание предстает картиной плодоносного расцвета древнего центра духовной жизни. В монастыре подвизались преподобные Ефрем Перекопский, Савва Вышерский, Паисий Углический. Здесь захоронены месточтимые святые – схимонах Сергий и схимонахиня Марфа (Анисимовы). В монастыре до конца своей жизни после убиения супруга благоверного князя Михаила Тверского проживала благоверная княгиня Анна Кашинская.

http://sobory.ru/article/?object=03191

После 1930 года мощи святой Анны Кашинской хранились в разных церквях города: Вознесенском кафедральном соборе, Петропавловском, Христорождественском храмах. 12/25 июня 1993 года, в день памяти святой, торжественным крестным ходом мощи Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся Вознесенский кафедральный собор. В 1998 году было принято решение сделать день памяти святой общегородским праздником с крестным ходом. С этого времени каждый год множество паломников приезжает в кафедральный город Кашин. 11/24 июня архиепископ Тверской и Кашинский Виктор служит всенощную, а 12/25 июня – литургию и молебен святой. Затем ковчег с мощами выносят из собора, и крестный ход в течение нескольких часов проходит по центру города, останавливаясь в храмах, где находились мощи святой в беспокойном XX веке. С 2001 года в Кашине жила еще одна Анна, о подвижничестве и благочестии которой знал весь город. Это настоятельница Николаевского Клобукова монастыря монахиня Анна (Топоркова), которая была направлена в Кашин для восстановления из руин практически полностью разрушенной обители. Николаевский Клобуков монастырь. Дореволюционное фото. Отсканировано: kashin.info Николаевский Клобуков монастырь (бывший некогда мужским) имеет давнюю историю: здесь еще в 1420 году принял постриг и в течение нескольких лет подвизался преподобный Макарий Калязинский. Сохранилась келья преподобного и три храма: Покровский надвратный, Троицкий собор XVII века и собор святителя Алексия конца XIX века. В 2001 году монахиню Анну встретили только остовы зданий монастыря. В современном Кашине, маленьком городке с 18 тысячами жителей и прерванными церковными традициями, поначалу было очень трудно найти основательную поддержку для такого важного дела, как возобновление иночества. Несколько лет матушке приходилось жить в полном одиночестве и долгими зимними вечерами мерзнуть в неотапливаемом деревянном домике. Территория монастыря не была огорожена, и по утрам монахиня Анна встречалась с отнюдь не доброжелательно настроенными кашинцами, уповая лишь на заступничество Господа Бога и своей святой. Молитвами ее небесной покровительницы этой хрупкой самоотверженной подвижнице удалось совершить настоящее чудо: сплотить небольшой, но верный коллектив единомышленников и за короткий срок возродить сначала Покровский надвратный храм с колокольней, затем настоятельский корпус, а к 2006 году – второй монастырский храм, собор святителя Алексия и спасти его погибающие фрески. Было частично восстановлено здание бывшей трапезной, расчищен и возрожден источник преподобного Макария Калязинского. В Твери открылся православный детский сад имени Анны Кашинской. 12/25 июня 2008 года, в день памяти благоверной княгини Анны, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор возвел матушку Анну в сан игуменьи.

http://pravoslavie.ru/30202.html

Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Янв.-июнь. С. 82-140; Лебедев А. Н. Описание Кашинского Сретенского жен. второкл. мон-ря и его пустынно-кладбищенской церкви. Ярославль, 1866; Воспоминания о монахине Кашинского Сретенского женского мон-ря Елисавете. Тверь, 1886; [Иннокентия (Ошанина), игум.] Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887; Соколов П. П. Татаринова в Кашинском жен. мон-ре: (По архивным документам Тверской духовной консистории). Тверь, 1891; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 50-507; Баженов И. В. Кашинский Сретенский жен. мон-рь. СПб., 1893. С. 10-11; [он же.] Сказание о жизни мон. Дорофеи Ладыгиной, спасавшейся в Кашинском Сретенском девичьем мон-ре. Кашин, 1991р; Часовня с подворьем Кашинского жен. Сретенского мон-ря. СПб., 1894; Архангелов С. А., свящ. Описание Кашинского Николаевского Клобукова мон-ря. Тверь, 1899. С. 14-15; Кункин И. Я. Город Кашин: Мат-лы для его истории. М., 1903. Вып. 1; Денисов. С. 843; Завьялов И. И. Город Кашин: Его история, святыни и достопримечательности. СПб., 1909; Освящение первого храма во имя св. кнг. Анны Кашинской//Тверские ЕВ. 1909. 51/52. Ч. неофиц. С. 1069-1070; Кисловский С. В. Кашинский край. Калязин, 1926. С. 157-160, 163; Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII вв.//Ист. география России XII - нач. XX в. М., 1975. С. 70-97; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 48, 207, 215; Кириков Б. М. Кашин. Л., 1988; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 36-37; Схим. Авраамия, подвизавшаяся в Кашинском Сретенском жен. мон-ре. Кашин, 1991р; Дамаскин. Кн. 2. С. 250; Кашин: Правосл. русский город. СПб., 1998. С. 11-12; Соколова Л. И. Монахини Кашинского подворья - новомученицы и исповедницы//С.-Петербургские ЕВ. 2000. Вып. 23. С. 118-125; Иванова И. А. Кашин. [Б. м.], 2007. С. 14-15; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского/ПСТГУ. М., 2009. Т. 1. С. 149, 155; Петропавловский А. М. Записки по случаю путешествия в 1852 г. из С.-Петербурга в Кашин. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

В 1903 году к Алексеевской церкви с запада пристроили часовню во имя преподобного Макария Калязинского, служившую защитным футляром для древнейшей святыни монастыря - деревянной кельи прп. Макария. Внутри краснокирпичной Макарьевской часовни, покрытой четырехгранным шатром, всегда горели свечи. В декоре ее фасада угадываются черты, присущие узорочному» стилю XVII века. Участь, постигшая Алексеевскую церковь с Макарьевской часовней в 1930-40-е годы, ужасна: в храме устроили колбасный цех, а на месте кельи преподобного проложили сливной желоб, по которому стекала кровь с подвешенных над ним туш. Силами первой настоятельницы монастыря игуменьи Анны (в схиме Стефаниды) и при помощи меценатов Алексеевская церковь отреставрирована, здесь регулярно совершаются богослужения. В 2009 году в восстановленную Макарьевскую часовню вернулась воссозданная деревянная келья преподобного Макария. Рака, в которой мощи святой Анны Кашинской покоились со времени второй канонизации в 1909 году по 1990-е годы, сейчас находится в Алексеевской церкви Николаевского Клобукова монастыря. Недавно, решив обновить эту раку, с неё сняли обтягивающий её зелёный бархат. Под ним открылся тёмно-малиновый бархат с надписью: " Св. благоверной великой княгини Анны Кашинской приношение ниже городского Свято-Георгиевского общества хоругвеносцев 12 июня 1909 года " . Не только при жизни, но и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю святой Анны Кашинской. За двести лет, прошедшие после её кончины, гробница благоверной великой княгини-инокини в древнем деревянном Успенском соборе (сейчас на его месте, рядом с Воскресенским собором, установлен памятный крест) пришла в совершенное забвение. В 1611 году, когда город осаждали польско-литовские войска, святая Анна, в схимническом одеянии, явилась во сне хворающему пономарю Успенского собора Георгию. Благоверная княгиня назвала себя Анной и, обещав Георгию исцеление, сказала: " Вы гроб мой ни во что вменяете, считаете его обыкновенным и меня презираете. Я вами небрегома и преобидима.

http://sobory.ru/article/?object=05502

О жизни монастыря в конце XIX - начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 (9 по старому стилю) мая. В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей. В 1920-е годы монастырь был упразднен и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты городили повсюду - в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м - разобрали колокольню. Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном Троицком храме - гончарную мастерскую. В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до конца 1970-х - начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры. 30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви. 19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский. http://klobukov.ru/about/history/ Другие монастырские постройки В XVII-XVIII веках по периметру монастыря выросли каменная ограда (закончена в 1740-х годах), кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах. Одним из старейших в Кашине образцов гражданской архитектуры является участок южного корпуса, на стене которого уцелел фрагмент наличника, типичного для XVII века. Столь же древним выглядит крыльцо настоятельских покоев (западного корпуса). Б. М. Кириков отмечает: «Приземистый рундук прорезан арками, обведенными валиками и поребриком, ширинки на квадратных столбах были украшены изразцами. Обрамления окон с плечиками и лучковыми сандриками на фасадах здания характерны уже для барокко XVIII века и могли появиться в середине столетия». Верхний деревянный этаж настоятельского корпуса надстроили в 1879 году. До наших дней сохранились два братских корпуса (северный и южный) и двухэтажный настоятельский корпус. В братских (с 2001 года - сестринских) корпусах ведутся реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=03191

С 11 июня 2009 года настоятельницей монастыря является игумения Варвара (Иванова), при которой было закончено восстановление Южного корпуса, окончен ремонт Северного келейного корпуса, отремонтирована трапезная, Покровский храм, Алексеевский храм, посажены сад и виноградник, организованы ткацкая, швейная и вышивальная мастерские. В настоящее время в обители 14 насельниц. Одна из древнейших святынь монастыря — копия уникальной резной иконы Богоматери «Клобуковская Одигитрия», которая находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. Особо почитается в обители рака, в которую были положены мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской во время ее второго прославления в 1909 году. Главная святыня обители — воссозданная келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно построенная преподобным около 1425 года. В ней находится деревянный крест, и старинные деревянные аналой и подсвечник. В 1903 году над этой кельей была воздвигнута кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексиевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на прежнем месте, восстановив ее по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. 6 июня с.г. в Алексеевском храме Николаевского Клобукова монастыря митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Тверской епархии.  Здесь начались главные торжества по случаю 500 -летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В монастыре располагается женская паломническая гостиница, в которой единовременно можно разместить 15 женщин. Монастырь организует для паломников трапезы. В обители организован пункт приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости, а также лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Состоялось перезахоронение честных останков родителей и супруги преподобного Макария Калязинского 27 мая 2021 г. 11:47 24 мая 2021 года по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия было совершено перезахоронение честных останков родителей и супруги преподобного Макария Калязинского в Макарьевской часовне Николаевского Клобукова женского монастыря. Перезахоронение совершил настоятель храма в честь Успения Божией Матери бывшего Желтикова мужского монастыря г. Твери иеромонах Агапит (Евдокимов) с клириками Николаевского монастыря иеромонахом Макарием (Чусовым) и находящемся на покое в обители иеросхимонахом Иисусом (Бересневым). Во время перезахоронения пел монастырский хор, молились настоятельница монастыря игумения Варвара (Иванова) с сестрами и прихожанами обители. В год 500-летия обретения мощей прп. Макария Калязинского на его родине проводятся строительные работы по сохранению храма Рождества Богородицы. В связи с аварийным состоянием храма, митрополит Амвросий благословил перезахоронение останков родителей и супруги прп. Макария Калязинского в Макарьевской часовне Николаевского Клобукова женского монастыря. От старинного села Кожина, вотчины боярина Василия Кожина, на сегодняшний день сохранилась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1732 года каменной постройки), на месте обветшавшей деревянной, в которой по преданию, крестили будущего прп. Макария Калязинского, также в ней он венчался с девицей Еленой Яхонтовой. Церковь двухпрестольная, холодный придел — Рождества Пресвятой Богородицы, теплый — прп. Макария Калязинского. В этой церкви под спудом были погребены родители и супруга преподобного Макария. В Тверском патерике «Краткие сведения о тверских местночтимых святых» за 1908 год написано: «В церкви устроен придел в честь прп. Макария, здесь же в храме находятся гробницы его родителей — Василия и Ирины и супруги его Елены; над гробницами устроен деревянный балдахин. В этом храме хранится старинная икона прп. Макария с его деяниями и чудесами, а также венцы, кои будто бы были употреблены при его венчании. Ежегодно прп. Макарий (во время своей жизни) ходил к 1 июля в Кожино совершать панихиду по своим родителям и завещал братии не забывать поминать их и по смерти его. Этот благочестивый обычай сохраняется в Калязинском монастыре».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Хочется надеяться, что долгожданное возвращение Воскресенского собора и юбилейные торжества в Кашине помогут возрождению исконного благочестия, которым всегда славился этот кафедральный город. Много еще предстоит потрудиться, чтобы полностью восстановить и Никольский Клобуков монастырь, и другие закрытые полуразрушенные монастырские и приходские храмы. О возобновлении прежнего духа Православия и возносили молитвы преподобной Анне все паломники 24 и 25 июня 2009 года. Рейтинг: 9.4 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М.: Лодья, 2004. В книге этой используются материалы изданий: Архангелов Серафим, священник. Житие и чудеса святой благоверной княгини Анны Кашинской (СПб., 1909) и Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (Париж, 1954). Дана в книге Т.И. Манухиной. «Православная энциклопедия» указывает время между 1307 и 1318 годами. Протоиерей Иаков Галахов – богослов, публицист. В советское время несколько раз был арестован, был в ссылках. Скончался около 1938 года в Казахстане. скрыть способы оплаты Комментарии Алексей 5 августа 2009, 20:28 Вопрос к автору статьи. Я родился в Кашине и до 18 лет жил в родном городе. Очень интересуюсь историей, собираю дореволюционные фотографии Кашина и его окрестностей. В моей коллекции около 300 фотографий до 1914 года. Заинтересовал снимок в начале статьи.Хотелось бы узнать источник.Заранее благодарен, Алексей. Татьяна Петровна 20 июля 2009, 21:18 Уважаемая Галина! С трепетом прочитала Вашу статью. В ней Вы точно отметили деятельность церковного историка,протоиерея С.А.Архангелова по канонизации святой княгини Анны Кашинской. По приглашению Фонда ( Можавин В.В. , Быковская Н.В.) была в Кашине 24-25 июня с.г., посетила Клобуков монастырь, беседовала с матушкой Варварой. Книга моего деда используется при реставрации монастыря.Его книга " Описание Николаевского Клабукова монастыря " (с илл).имеется в областной библиотеке г Твери. С уважением внучка С.А. Архангелова Т.П. Архангелова

http://pravoslavie.ru/31112.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской» Пятые Макарьевские Чтения объединят Москву, Калязин и Кашин 18.05.2021 815 Время на чтение 4 минуты 20-21 мая 2021 года состоятся V Калязинские Макарьевские чтения под традиционным девизом «Макарий Калязинский – святой заступник земли Русской», сообщает пресс-служба Администрации Калязинского района . Чтения проводятся с 2012 года по благословению правящих архиереев Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви и приобрели всероссийский характер. Первые Чтения были приурочены к важнейшему событию – переносу из Твери в Калязин мощей Преподобного Макария Калязинского. Это мероприятие позволило привлечь внимание к имени святого, к проблеме сохранения духовности на нашей земле. Четыре прошедшие краеведческие конференции памяти преподобного Макария объединили немало людей: ученых, музейных работников, духовенство, краеведов - всех тех, для кого имя святого Макария дорого и почитаемо. Представленные в прошлые годы доклады открыли много интересных важных страниц в истории Калязина и Тверского края, в истории средневековой святости и трагической истории новомучеников и исповедников Российских, прославленных в Соборе Тверских святых. Изданы три красочных сборника докладов по итогам прошлых чтений. Нынешние Чтения посвящены предстоящему 500-летию прославления Преподобного Макария Калязинского, а также 800-летию Св. Благоверного князя Александра Невского, 450-летию со дня рождения Преподобного Дионисия Радонежского (в миру Давида Зобниновского) и 600-летию Кашинского Николаевского Клобукова монастыря. В оргкомитет чтений входят: архимандрит Макарий (Веретенников) - доктор церковной истории, доктор теологии, Троице Сергиева Лавра; игумения Варвара - настоятельница Кашинского Николаевского Клобукова монастыря; Конявская Елена Леонидовна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики»; Леонтьев Ярослав Викторович - доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, староста Кашинско-Калязинского землячества; Воробьев Вячеслав Михайлович - доктор культурологии, член Общественной палаты Тверской области; Гадалова Галина Сергеевна - кандидат исторических наук, автор монографии «Преподобный Макарий Калязинский. История почитания»; Матасова Татьяна Александровна - кандидат исторических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова; Рудаков Владимир Николаевич - кандидат филологических наук, главный редактор журнала «Историк»; Шокарев Сергей Юрьевич - кандидат исторических наук, доцент РГГУ, главный редактор журнала «Подмосковный летописец» и другие уважаемые ученые. Почетным председателем Оргкомитета Чтений является митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010