По духовной схим. Марфы за погребение в ограде обители К. м. получил 50 р. и 50 четв. ржи из 2 сел. Схим. Марфа определила сумму, к-рую душеприказчики должны были выплачивать мон-рю за заупокойное поминание в течение года. В 1701-1720 гг. в ходе секуляризационных реформ царя Петра I у мон-ря, по-видимому, конфисковали населенные части вотчины, оставив ему только пустоши. В документах 1706-1710 гг. фиксируется отсутствие у К. м. десятинной пашни, поступлений оброчного хлеба в этот период также не было. Взамен изъятых земель игумен с братией стали получать из Монастырского приказа денежное жалованье. Сумма жалованья игумену и братии (14 чел.) на 1707 г. составляла по 58 р. 26 алтын 4 деньги в год, для церковных нужд - на свечи, ладан и церковное вино - 20 р. 28 алтын 2 деньги в год, всего - 79 р. 21 алтын 4 деньги. В 1710 г. для 20 насельников выделялись средства из суммы, собранной приказом с бывш. монастырских вотчин, в уменьшенном размере - 45 р. 10 алтын и хлебного жалованья по 100 четв. на год. При этом в ведомости доходов архиерейских домов и мон-рей, подчиненных Монастырскому приказу и «не определенных содержанием», в 1706-1710 гг. указывается иная сумма доходов обители - 90 р. 50 к. Подмонастырская слобода приходила в упадок, местные жители разорялись из-за мздоимства чиновников приказа и многочисленных гос. повинностей. Если в 1678 г. в переписных книгах учтено 73 двора, то в 1709 г.- 38 и один двор нищих. При учреждении штатов в 1764 г. остававшиеся за К. м. вотчинные крестьяне с закрепленной за ними монастырской землей перешли в ведение специального учреждения Коллегии экономии. К. м. был причислен к заштатным, находившимся на «своекоштном» содержании. За монастырем было официально закреплено 22 пустоши. Также числилось 10 спорных пустошей, владельческие права на пользование к-рыми К. м. не удалось доказать в суде. К этому времени братия получала содержание в размере 37 р. 63 к., ржи - 98 четв., ячменя - 56, овса - 40, пшеницы - 8 четв. 6 четвериков, гороха - 4 четв. 4 четверика, конопли - 5 четв., масла коровьего - 5 четв., яиц - 10 шт., круп - 7 четв. 10 четвериков в год. «Бесспорные» пустоши сдавались в аренду в кон. XVIII в. за 173 р. 10 к. в год. Также сдавались в оброк: монастырская мельница на берегу р. Кашинки за 110 р. в год, каменные амбары кашинским купцам под склады - за 60 р. В 1798 г. по указу имп. Павла I мон-ри стали наделяться угодьями и «милостынными деньгами» для улучшения материального положения. К. м. к этому времени располагал пашней, лугами и лесом площадью 1473 дес. 1882 саж., а также мельницей, поэтому братия стала получать только «милостынные деньги», ежегодно 300 р. ассигнациями. В кон. XIX в. земли, находившиеся во владении К. м., использовались под огороды, покосы, а 871 дес. земли сдавались в аренду.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Состав установленного, очевидно, еще в XVII в. иконостаса неизвестен. В описании 1764 г. он характеризуется как иконостас «новоманерной... и резной работы», позолоченный, состоявший из местного ряда, праздничного чина, яруса пророков и праотцов. Перед местным рядом находились 4 медные лампады. В 1836 г. были расписаны стены внутри собора и на паперти храма. Никольский храм был преобразован в посл. четв. XVII в. в придельную церковь, располагавшуюся в сев. части Троицкого собора. Архитектурные особенности придела не отмечены в описи К. м. 1764 г. Иконостас в это время включал только местный ряд. В ярусе над царскими вратами находились образ «Отечество», 2 образа архангелов, 2 - апостолов, иконы Божией Матери «Троеручица» и «Казанская». К 1823 г. был устроен новый иконостас, вызолоченный позолотчиком из г. Осташкова М. В. Печкиным за 800 р. В нач. XX в. иконостас «простой работы», с вызолоченной резьбой был окрашен масляной краской. В 1823 г. каменный пол в приделе был заменен деревянным. По-видимому, ремонтные работы проводились и позднее, т. к. в 1832 г. придел был освящен архиеп. Тверским и Кашинским Григорием (Постниковым) . К кон. XIX - нач. XX в. к сев.-зап. стороне придела пристроено каменное помещение для ризницы и б-ки. В Никольском приделе, под полом, возле зап. стены храма, находилась каменная палатка - место упокоения храмоздателей Никольской ц. схимников Сергия Клобуковского (Ансимова) и Марфы, насельницы кашинского в честь Сретения Господня жен. мон-ря. Палатка построена ок. 1669 г. на средства схим. Марфы. На зап. стене собора была установлена белокаменная плита с памятной надписью. Место погребения в храме в 1-й трети XIX в. было огорожено решеткой, перед к-рой установлена древняя Казанская икона Божией Матери, на стене над решеткой находилась фреска с изображением «преподобных Сергия и Марфы».

http://pravenc.ru/text/1841455.html

«Спаси, Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11: 2) Памяти схиигумении Стефаниды (Топорковой) 7/20 марта сего года отошла ко Господу схиигуменья Стефанида (Топоркова) – первая настоятельница возрожденного Никольского Клобукова монастыря в городе Кашине. Сегодня, 16/29 апреля, – 40 дней от преставления матушки Стефаниды. Светлая ей память! Игумения Анна (Топоркова) Чаще всего паломники стремятся поклониться святыням хорошо известных обителей. Однако есть множество небольших городов и весей, связанных с именем лишь одного святого, просиявшего перед Богом. Об этом приходится вспоминать в наши дни, когда все мы вынуждены осознавать, насколько хрупка и незащищена православная вера за пределами мегаполисов. Поэтому молитвенная и деятельная поддержка так необходима немногим подвижникам, возносящим молитвы ко Господу во всех уголках нашей Родины и за ее пределами. В июне 1909 года многотысячные крестные ходы со всей России входили в маленький город Кашин, чтобы отпраздновать второе прославление его небесной заступницы, жившей в XIII–XIV веках и явившей образец женской святости в тяжелое и неспокойное время монголо-татарского нашествия, – благоверной великой княгини Анны Кашинской. В 2009 году в Тверской и Кашинской епархии будет отмечаться юбилей – 100-летие со дня второго прославления благоверной княгини. К празднику приурочено и долгожданное возвращение величественного Воскресенского кафедрального собора, который используется пока еще как дом культуры. Возрожденный в 1998 году ежегодный крестный ход с мощами святой покровительницы города остановится и у старинного Никольского Клобукова монастыря – единственной восстановленной обители в этом кафедральном городе. Однако паломников уже не встретит его первая (после возрождения) настоятельница: 20 марта 2009 года схиигуменья Стефанида отошла го Господу. Юлия Ефимовна Топоркова – таково было мирское имя матушки Стефаниды – родилась 29 июня 1938 года в казачьей семье на Кубани. В семье было трое детей, Юлия была самой младшей. Благочестивые родители Юлии прожили более 90 лет и умерли практически в одно и то же время. Будущая монахиня окончила Московский государственный текстильный институт и стала художником по тканям. Ее дипломная работа, посвященная русскому традиционному костюму, заняла призовое место и демонстрировалась на Парижской выставке.

http://pravoslavie.ru/30202.html

В XVIII-XIX вв. образы святого продолжали создавать для Калязинского и кашинского Клобукова мон-рей: в 1797 г. представителями рода Баскаковых был вложен лицевой покров на мощи святого ( Виноградов. 1901. С. 61); образ М. в числе др. святых находился на полях Тихвинской иконы Божией Матери, пожертвованной в 1838 г. калязинским купцом А. М. Полежаевым и поставленной в местном ряду соборного иконостаса; вместе со Св. Троицей и сценой Благовещения он был изображен на большом монастырском колоколе, отлитом в 1807 г. ярославским купцом И. Г. Чарышниковым ( Лебедев. 1867. С. 45, 72; Крылов. 1908. С. 39); кроме того, в обители хранилась картина с родословным древом М. ( Крылов. 1908. С. 77), однако неясно, был ли он на ней представлен. Отлитый в 1873 г. на заводе ярославского купца С. Д. Чарышникова большой колокол Клобукова мон-ря был украшен изображениями храмовых праздников обители (Св. Троицы) и образами М., свт. Николая Чудотворца и праотцев Иоакима и Анны ( Архангелов. 1899. С. 46). В 1859 г. была освящена ц. во имя М. в здании Тверской муж. гимназии; при закладке в 1847 г. архиеп. Григорий (Постников) благословил образом М. тверское дворянство, сооружавшее здание; этот образ был отправлен губ. предводителем И. Н. Кожиным директору уч-щ Тверской губ. для сохранения и перенесения в буд. храм (Церковь Макария, игум. Калязинского, в здании Тверской муж. гимназии//Тверские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. 10. С. 180-181). Писались иконы и для других посвященных святому церквей (напр., в 80-х гг. XVIII в. на кладбище второй, или Никольской, части Калязина был построен каменный храм Вознесения с приделами во имя М. и в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в дальнейшем храм неоднократно перестраивался и украшался). В церквах и домах жителей Калязинского и Кашинского уездов находились иконы преподобного, чьи мощи были главной святыней этого региона; довольно много икон М. хранится в церковных, музейных и частных собраниях. Прп. Макарий Калязинский. Роспись ц. вмц. Параскевы Пятницы в с. Байкове Кесовогорского р-на Тверской обл. XIX в.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

С XIX в. состав братии мон-ря был стабильным - настоятель, ок. 4 иеромонахов, 2 иеродиакона, 3 монаха и неск. послушников. После учреждения общежития в 1823 г. произошли изменения. Кроме настоятеля в К. м. назначались казначей, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 8 монахов. В 1869 г. кашинской купчихой 1-й гильдии А. В. Ванчаковой в пользу К. м. был пожертвован капитал - 63 тыс. р. серебром с условием, что настоятель мон-ря получит сан архимандрита. По представлению архиеп. Тверского и Кашинского Филофея (Успенского) об указанном вкладе в обитель в Синоде было вынесено определение: уважая древность и святость К. м. и принимая во внимание пожертвованный Ванчаковой капитал, Синод разрешал учредить в мон-ре архимандритию. 2 нояб. 1869 г. строитель мон-ря игум. Феодосий был возведен в сан архимандрита. В кон. XIX - нач. XX в. в К. м. значились: настоятель-архимандрит, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 послушника и 7 чел., живущих на испытании. Среди выдающихся насельников К. м. были прп. Макарий Калязинский и, возможно, его современник прп. Ефрем , основатель Перекомского мон-ря Новгородской епархии, а также схим. Сергий Клобуковский (Ансимов). В К. м. проживал почитаемый пастырь иером. Дионисий (Богословский; 1814-1896), служивший духовником кашинского Сретенского жен. мон-ря. Храмы и другие постройки. Наиболее ранние сведения о соборном храме во имя свт. Николая Чудотворца сохранились в писцовой книге 1628/29 г. Прокофия Бестужева и подьячего Данилы Баранцева: «Монастырь Николая Чудотворца Клобуков, что в Кашине, у посаду на реке Кашинке, а на монастыре храм во имя Николы Чудотворца» ( Архангелов. 1909. С. 11). Из текста следует, что на то время и, вероятно, ранее в К. м. действовала одна церковь. Постепенно ветшавший деревянный собор просуществовал до 2-й пол. XVII в. и был скорее всего разобран в связи с началом строительства в 1664 г. каменной церкви (неизвестны источники даты, указанной С. А. Архангеловым) на средства вкладчиков, землевладельцев Кашинского у. Стефана Евстафьева Ансимова (в монашестве Стефан, в схиме Сергий; † 18 авг. 1669) и его «посестреницы» (названой сестры) Матроны Григорьевой (в монашестве и схиме Марфа; † 29 дек. 1699) (см.: Там же. С. 16). Сомнительно утверждение историков, что строительство храма было закончено к 1670 г. Позже на средства неизвестных благотворителей рядом с Никольской ц. была построена более вместительная Троицкая. В результате Никольская ц. стала придельной при одноглавом Троицком храме.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Перед царскими вратами находился деревянный полукруглый амвон с деревянной же решеткой, окрашенной в черный цвет. Среди богослужебных книг имелись: Библия 1663 года, Евангелия, напечатанные в 1644, 1751, 1759 и 1763 г.г., и ряд других. На ярусе звона колокольни (2-й ярус) находилось 7 колоколов. На одном из них, весом в 15 пудов, имелась надпись, гласящая, что колокол отлит в 1754 г. иждивением Гурия Костомарова в Казанский храм села Белый Городок. Этот колокол, как и прочие ценности храма, после его закрытия в 1767 г. были пере несены в новопостроенный каменный храм сельца Малышкова. Возле храма находилось приходское кладбище, огороженное каменной оградой. Здесь же имелась и церковная сторожка. Неподалеку от храма стояли дома помещика и священноцерковнослужителей. В 1822 г. на средства прихожан крыша храма была покрыта листовым железом. До того времени покрытие было деревянным. Во второй половине 19 в. весь храм, включая трапезную с приделами, становится теплым (т.е. отапливаемым). С 1818 по 1848 г.г. настоятелем храма был священник Матфей Росляков. После его смерти эту должность занимает Григорий Михайловский, женившийся на дочери покойного. Беспристрастные архивные документы донесли до нас тот факт, что вдова Матфея Рослякова находилась в натянутых отношениях с зятем - священником и даже жаловалась на него тверскому архиерею. В 1857 г. Григорий Михайловский умер. Среди последующих священников, сменявших друг друга довольно часто, укажем на Алексия Судницына, который за нарушения в работе в 1893 г. был снят сдолжности и направлен на несколько лет с целью исправления псаломщиком в кашинский Клобуков монастырь. В 1872 г. в Казанском храме был совершен обряд бракосочетания местного помещика, поручика Харлампия Софиано, с дочерью малышковского помещика Дмитрия Костомарова Марией. В 1874 г. здесь же была крещена их дочь, тоже Мария. В 1895 г. неизвестный благотворитель дарит храму колокол весом в 35 пудов. В 1903 г. храм посетил архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий.

http://sobory.ru/article/?object=09350

Постепенно село расширилось, наблюдался прирост населения, чему способствовало удобное транспортное сообщение, связавшее две столицы по Савёловской и Рыбинско-Бологовской железным дорогам. На лето сюда приезжало много отдыхающих. Манило их сюда скорее красота здешних мест, самобытность и умиротворённость сельского пейзажа с его величавыми храмами. К сожалению, не все храмы сохранились до наших дней: по сей день действующей считается церковь Николая Чудотворца (Никольский храм присёлка Грачи), которая стала главной духовной святыней кесовогорской земли после того, как в 1929 году, во время воинствующего атеизма, старейшая и красивейшая церковь Рождества Иоанна Предтечи (1798) была закрыта и приспособлена под клуб. От церкви Спаса Преображения присёлка Разсудово сохранилось отдельное строение, мало напоминающее храм. В Кесовой Горе присёлка Никольский, что в Грачах, существовали изначально две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в ночь с 15 на 16 июня 1778 года от удара молнии. После трагического события прихожане вместе с настоятелем изъявили желание построить на месте двух сгоревших церквей одну каменную. В 1778 году на приходском сходе было решено, что на период строительства каменного храма духовная жизнь в присёлке Грачи не должна замереть. А для этого требовалось перевезти и поставить временную ветхую церквушку из села Дёмшино, предназначенную по ветхости для растопки печей в Кашинском Клобукове монастыре. Сохранилось прошение Архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению от священников присёлка Никольского, что в Грачах, в котором сказано: " ... по которому Указу Епархии вашего преосвященства Кашинского уезда села Дёмшина упразднённая ветхая деревянная церковь нами во означенный приселок перевезена и на место згоревшей Николая Чудотворца поставлена и с теми иконами и прочим церковным благолепием украшена... того ради ваше преосвященство... просим... на время... поставленную ветхую деревянную церковь благословить... Июля 13 дня 1779 годъ " . На что 31 августа 1779 года от Архиепископа Тверского и Кашинского священнику села Кесовы Горы Ивану Стефанову послано благословение на освящение. Тем не менеее, каменный храм постепенно строился, и уже 1 октября 1786 года священником Иваном Стефановым был освящён главный престол во имя святителя Николая Чудотворца в новом каменном храме присёлка Никольский, что в Грачах. 2 октября 1788 года освящён придел в тёплой трапезной части храма - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже была отстроена четырёхъярусная колокольня в стиле барокко. В 1799 году строительство церкви во имя святителя Николая Чудотворца полностью завершено, длившееся 20 лет. В 1807 году имело место устройство новых иконостасов и замена ветхих образов в недавно отстроенном храме. В 1848 году составлена опись имущества Никольской церкви, что в Грачах. В этом же году устроен и освящён третий придел во имя Трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в трапезной части храма.

http://sobory.ru/article/?object=06089

Летом 2008 года во время работы в хранилище Токийского кафедрального собора епископ Сендайский Серафим обратил внимание на большую доску со стершимся образом. Осторожно расчистив полотно, при свете свечи владыка смог различить лик Пресвятой Богородицы. Это оказалась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», писанная известной художницей Варварой Бубновой. Летние православные лагеря в Японии Часто молодые люди приходят на вечерние катехизические курсы при токийском соборе просто из любопытства, ведь о Православии в современной Японии практически ничего не рассказывается ни в школах, ни в университетах. Многие потом остаются в Православной Церкви на всю жизнь и становятся самыми прилежными прихожанами. Но поначалу кто-то не хочет даже сказать свое имя священнику, утверждая, что он здесь лишь однажды и больше никогда не придет. Новый храм Богоявления Господня в Нагоя В Нагоя состоялся чин освящения будущего строительства и закладка камня нового храма Богоявления Господня. Чин начался с крестного хода, когда в котлован проследовали прихожане с хоругвями и иконами. Среди икон был образ «Аз есмь с вами и никтоже на вы» – специально для японских верующих изготовленный в Петербурге на Леушинском подворье список с чудотворной иконы. «Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение» 100 лет назад, в июне 1909 года, маленький Кашин, известный своей красивейшей природой и благочестием горожан, воздвигнувших 25 церквей, два собора и три монастыря, готовился встретить до 100 тысяч богомольцев, спешивших сюда со всей России большими и малыми крестными ходами: в те дни не только Кашин, но и вся Россия праздновала второе прославление благоверной княгини Анны Кашинской. «Спаси, Господи, ибо не стало праведного» (Пс. 11: 2) Памяти схиигумении Стефаниды (Топорковой) Ежегодный крестный ход в Кашине с мощами святой покровительницы города благоверной великой княгини Анны Кашинской обязательно останавливается у старинного Никольского Клобукова монастыря – единственной восстановленной обители в этом кафедральном городе. Однако паломников уже не встретит его первая (после возрождения) настоятельница: 7/20 марта 2009 года схиигуменья Стефанида (Топоркова) отошла го Господу. По православной Японии: статья 5

http://pravoslavie.ru/jurnal/06122117059...

Помнится, в моем письме слова: редкие или дорогие, относятся не столько к рукописям, сколько к книгам (книги и рукописи, – выразился я прежде, нежели наименовать их редкими и дорогими). Впрочем, и из рукописей, которых не очень много в Вашей библиотеке, есть подлинно редкие, каковы, например, лекции, диссертации, и под., которые трудно достать обыкновенным путем». 5-го числа Преосвященный Савва писал в С.-Петербург Ел. Алекс. Нарышкиной (урожд. кн. Куракиной): «Приношу Вашему Превосходительству искреннюю благодарность за дорогой книжный дар, украшенный Вашей собственноручною надписью. Издание Вашего архива фамильного – драгоценный вклад в нашу русскую историческую литературу. С большим интересом успел я прочитать «историю о царе Петре Алексеевиче» Вашего знаменитого предка князя П.И. Куракина и с любопытством рассмотреть Вашу родословную. Вашему Превосходительству угодно знать, в каком положении находится дело о построении церкви в Вашем имении. Дело замедляется от непредставления Вашим до- —372— веренным в Строительное Отделение Губернского Правления некоторых чертежей или планов». 6-го числа преосвященный Савва писал в С.-Петербург Ал. Вас. Гаврилову: «Недавно представлено мною Св. Синоду дело о назначении настоятеля в Кашинский Общежительный Клобуков монастырь. Было ли в докладе это дело и могу ли я рассчитывать на утверждение моего представления. Какая цель перемещения Константинопольского архимандрита Арсения в Симонов монастырь? Переходная ли только эта стадия к архиерейскому сану, или уже место всегдашнего покоища?» 21-го Преосвященный получил письмо из Архангельска от преподавателя духовной семинарии Ивана Обтемперанского, который от 11-го числа писал: «Вот уже полтора месяца, как я живу в Архангельске, привыкаю к новой жизни, обстановке и, главное, к своему новому делу. 24-го сентября приехал я сюда, а 30-го начал свои занятия, предварительно представленный о. Ректором Семинарии Преосвященному. Преосвященный Никандр, известный мне еще по Казани, как бывший ректор тамошней семинарии и затем – викарий Казанской епархии, принял меня, как, в некотором роде, знакомого человека, напутствовал своим благословением и добрыми пожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владыка принимал активное участие в монархическом движении - был членом старейшей национально-патриотической организации - Русского Собрания , в 1907 - 1909 гг. входил в Совет Русского Собрания. В Орле , а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов Союза Русского Народа, был участником 4-го Всероссийского монархического съезда в Москве весной 1907 г., нередко выступал с речами в Русском Монархическом Собрании . Осенью 1909 г. был почетным председателем монархического съезда в Москве. 12 июня 1909 г. владыка Серафим присутствовал на торжественном восстановлении церковного почитания св. благоверной великой княгини Анны Кашинской в Тверской епархии . Приняв деятельное участие в подготовке синодального указа о восстановлении почитания великой подвижницы Русской Православной Церкви, святитель Серафим с благоговением принял в дар от Тверской епархии икону св. Анны Кашинской с частицей ее мощей и перевез ее в Кишиневскую епархию, где икона была помещена в храме Измаильского Свято-Успенского монастыря и прославилась неоднократными чудотворениями. В течение семи лет, которые он находился в Бессарабии вел настойчивую борьбу с " Иннокентьевщиной " - зловредным движением, опасным для народной молдаванской массы. Архиепископ Тверской и Кашинский С 20 марта 1914 года - архиепископ Тверской и Кашинский . В этом же году награжден крестом на клобук. Когда в мартовские дни 1917 г. отречение Государя поставило под вопрос само дальнейшее существование монархии, а Святейший Синод счел необходимым поддержать Временное Правительство , как единственный законный орган верховной власти в стране, святитель Серафим, продолжая подчиняться высшим церковной и государственной властям, не стал скрывать свое отрицательное отношение к происшедшим в России переменам. Эта позиция владыки Серафима в сочетании с имевшейся у него в либеральных церковно-общественных кругах репутацией правого монархиста, привлекли к нему внимание обер-прокурора Временного Правительства В. Н. Львова , который подобно обер-прокурорам императорской России позволял себе вмешиваться в дела Святейшего Синода, требуя удаления с епископских кафедр церковных иерархов, казавшихся нелояльными по отношению к власти.

http://drevo-info.ru/articles/2920.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010