Елена Ивановна, дочь боярина Ивана Васильевича Меньшого Шереметева, в 1580–1581 гг. – третья жена царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного, с 1581 г. – инокиня Леонида – с. 39, 54; кат. 35, 36 Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (1674–1690) – кат. 76, 125 Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси (1667–1672) – кат. 123 Иов, митрополит Киевский и всея Руси (1586–1589), первый патриарх Московский и всея Руси (1589–1605) – с. 43: кат. 64, 65 Ирина Федоровна (1563(?)–1602), дочь костромского вотчинника Федора Ивановича Годунова, с 1575 (?) – жена царевича (с 1584 г. царя) Федора Ивановича, с 1598 – инокиня Александра – с. 39, 40, 41, 42, 46, 54; кат. 38, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 66, 67, 72, 78, 80, 81, 82, 84, 85, 86, 87, 89, 114, 128, 133, 136, 139, 161, 164, 169 Исаак Шахов (уп. 1562), устюжанин, старец Соловецкого монастыря – с. 16, 18, 63, 64; кат. 23, 24 Колычев Иван Дмитриевич (уп. 1649), боярин, родственник митрополита Филиппа II, был женат на княжне Черкасской – с. 18, 66; кат. 102 Колычев Иван Иванович (уп. 1649), стольник, сын боярина Ивана Дмитриевича Колычева – кат. 102 Мария Ильинична (ум. 1669), дочь боярина Ильи Даниловича Милославского, с 1648 г. – первая жена царя Алексея Михайловича – с. 49, 50; кат. 99, 100, 101, 105, 106 (?), 107, 108, 109, 110 (?), 111, 119, 120, 121, 122, 123 (?), 132 Матфей (уп. 1704), иеромонах Соловецкого монастыря – с. 63, 72; кат. 129, 151 Милославский Илья Данилович (уп. 1668), боярин, тесть царя Алексея Михайловича, в 1656–1662 гг. ведал Стрелецким приказом, затем Большой казной, Иноземным и Рейтарским приказами – кат. 126,127 Михаил Федорович (1596–1645), сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета), с 1613 г. – царь всея Руси – с. 10, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 55, 72; кат. 78, 79, 83, 90, 93, 98, 122 Мстиславская Домника Михайловна (конец XVI – начало XVII в.), жена князя Федора Ивановича Мстиславского – с. 15, 18, 66; кат. 88

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Михаил Черниговский (убит в 1246 г. в Орде), князь-мученик, сын великого князя Киевского Всеволода Святославича Чермного, князь Черниговский, затем великий князь Киевский, канонизирован вскоре после 1246 г., память 14 февраля – с. 14, 67, 68; кат. 128 Михей (1385), преподобный, ученик Сергия Радонежского, память 6 мая – кат. ю, 68 Никита Новгородский (ум. 1108), святитель, епископ Новгородский, почитался с начала XIII в., канонизирован в 1558 г., память 31 января – с. 58, 63; кат. 23, 24, 66, 108 Никита Переславский (ум. 1186), преподобный, столпник, мощи обретены в 1556 г., память 24 мая – с. 35, 36, 37 Никон Радонежский (ум. 1426), преподобный, шумен Троице-Сергиева монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 ноября – с. 32, 37, 41, 44, 50, 51, 69, 72; кат. 10, 70, 108 Пафнутий Боровский (ум. 1478), преподобный, основатель Боровского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 1 мая – с. 31, 32, 39, 45, 72; кат. 16 Петр (ум. 1326), митрополит Киевский и всея Руси, 1308–1325 гг. – во Владимире, 1325–1326 гг. – в Москве, канонизирован в 1339 г., памяти, 21 декабря – с. 15, 17, 24, 30, 32, 39, 50, 58, 59, 63, 70, 72; кат. 9, 14, 17, 18, 34, 45, 64, 66, 70, 93, 98, 108, 109, 112, 113, 115, 116, 117, 121, 122, 125, 129, 151, 154 Петр, в иночестве Давид, князь Муромский, сын князя Георгия Ростиславовича, и Февронья, в иночестве Евфросинья, его супруга (ум. 1228), канонизированы в 1547 г., память 25 июня – с. 42, 53, 54 Савва (XVI в.), преподобный, игумен Спасо-Андроникова монастыря, почитается с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Савва Вишерский (ум. 1460), преподобный, основатель монастыря на реке Вишера, канонизирован в 1549 г, память 1 октября – кат. 10 (?), 108 Савва Сторожевский (Звенигородский) (ум. 1406), преподобный, основатель Сторожевского монастыря, мощи обретены в 1682 г., память 19 января и 3 декабря – с. 11, 51; кат. 101, 108 Савватий Соловецкий (ум. 1435), преподобный, почитался с начала XVI в., канонизирован в 1547 г., память 27 сентября – с. 16, 39, 63, 72; кат. 23, 25, 36, 103, 108, 133, 144, 151, 158

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 32-40, 50-51, 254, 308, 315; Князева Л. П. и др. Иконопись Палеха из собр. Гос. музея Палехского искусства. М., 1994. С. 76, 148. Ил. LXV; Βοκοτπουλος Π. Λ. Ελληνικ Τχνη: Βυζαντινς Εκνες. Αθναι, 1995. Σ. 44, 46; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 10; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство//Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII - нач. XX в. М., 1996. С. 90-113; Βλαχοπολου-Καραμπνα Ε. Ιερ Μον Ιβρων: Χρυσοκντητα μφια κα ππλα. Αγιον Ορος. 1998. Σ. 56, 104; Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003. С. 60; Костромская икона XIII-XIX вв./Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 27, 77; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. Кат. М., 2004. Кат. 98, 110, 129, 151; Бенчев И. З. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 6-7; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007. Табл. XXI; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 196; Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. С. 36; Хауштайн-Берн Е., Бенчев И. З. Музей иконы в Рекклингхаузене. М., 2008. С. 243. Е. М. Саенкова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ АЛФЕЕВ ап. от 12., (пам. 9 окт. и 30 июня в Соборе 12 апостолов; пам. визант. 9 нояб.; пам. зап. 1 и 11 мая) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МАРК апостол от 70, автор Евангелия от Марка, вошедшего в состав канона НЗ ( пам. в Соборе 70 апостолов) ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом)

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С. 83. Ил. 24; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. Табл. XXXIV. С. 217, 317; Демус О. Мозаики визант. храмов: Принципы монументального искусства Византии/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 91; Димитрова Е. Манастир Mamejчe. Скопье, 2002. Ил. 21; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 40, 42. Ил. 26; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. 1 окт.- 8 дек. 2003 г. М., 2003. 41. С. 44; Деяния и Послания апостолов: Греч. иллюм. ркп. 1072 г. из собр. НБ МГУ: Сб. ст./Ред.-сост.: Э. Н. Добрынина. М., 2004. Ил. 4, 42, 81. С. 23, 71, 120; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 98. С. 296-299; Vocotopoulos P. L. Iconografia e stile nel bacino mediterraneo e nei Balcani//Le icone: Il viaggio da Bisanzio al " 900/A cura di T. Velmans. Mil., 2005. P. 91. Tav. 58; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 106. С. 472-473; Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из частных собр. к 60-летию ЦМиАР: Кат. М., 2007. Кат. 13. С. 29. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) АЛЕКСАНДР I (Александрион I Римский; † 115 или 118), еп. Рима (105 или 108 – 115 или 118), сщмч. (пам. 16 марта, зап. 3 мая)

http://pravenc.ru/text/200153.html

Приписная деревня прихода Карань в 1 версте. Крупные землевладельцы – Вл. Барановский, Ив. Гренбецкий, Ив. Пухкой, И. Соляр и Н. Клименко. Дворов – 129, прихожан – 1,000 д. об. п., р.-кат. 30 д. об. п., евр. 34 д. об. п. Свящ. – Фотий Феод. Страдомский (с 1883 г.), псаломщ. – Филипп Дав. Козицкий (с 1881 г.). 134. с. Жеребки (в 10 вёрстах от р. Тетерева) волости Янушпольской, от г. Житомира 70 вер., от ближ. почт. ст. Янушполя 6 вер., от ж.-дор. ст. Ольшанки 25 вер., от ближ. приход. м. Янушполя 6 вер. и м. Краснополя – 8 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в 1837 г. на средства помещика Михаила Корженевского. Деревянная, на кам. фунд., крепка; с дерев. колокольнею, построенною в 1865 г. на счёт казны. Копии метрич. книг хранятся с 1770 г., а исповед. ведом. с 1809 г. Земли: усад. 1 дес. 1422 саж., пахот. в 3 см. 30 дес. 714 саж., сенок. 6 дес. 412 саженей. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 р. и псаломщ. – 50 р. Причт. дома и хозпостройки хороши. Дворов – 128½, прихожан – 990 д. об. п., р.-кат, 98 д. об. п., евр. 32 д. об. п. Землевладелец – Стан. Каминский (р.-кат исп.). Свящ. – Ксенофонт Лук. Левицкий (с 1873 г.), псаломщ. – Лев Еф. Пискановский (с 1853 г.). 135. с. Κарповцы 132 (при р Тетереве), от г. Житомира 60 вёрст, от ближ. почт. ст. Чуднова 9 вер., от ж.-дор. ст. Ольшанка 6 вер., от ближ. приход. с. Волосовки 4 вер. и с. Трощи – 5 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя святого Архистратига Михаила. Построена в 1876 г. на счёт казны, при пособии от прихожан. Каменная, с такою же при ней колокольнею, обнесена дерев. дубовою решетчатою оградою. Есть кладбищенский молитвенный дом, постр. в 1846 г. Старая дерев. церковь, совсем ветхая, в 1882 закрыта; предположено построить из неё кладбищ. церковь . Копии метрич. книг хранятся с 1814 года. Земли: усад. 1½ дес., пахот. в трёх смен. 60 дес., сенок. со строевым лесом 20 десятин. Причт: 1 свящ. с жалов. 240 p., псаломщ. – 50 p., поном. – 38 р, и просф. – 16 р. Для священ. дом и хозпостройки новы, а для псаломщика – ветхи, но предположено строить новые; для пономаря дом ветх. Церк.-приход. попечительство. Есть Волостное Правление. Есть р.-кат. каплица, принадлежащая к Чудновскому катол. приходу. Дворов – 22¼, прихожан – 1,850 д. об. п., р.-кат. 135 д. об. п. и евр. 50 д. об, п. Свящ. – Иосиф Стеф. Колядинский (с 1881 г.), псаломщ. – Косьма Ив. Шалуха (с 1872 г.), поном. – Антоний Сем. Смогоржевский (с 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

90 (по преж. кат. 80). Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие Луки , (продолжение предыдущей рукописи), в лист, полууставом, 255 л. На 1 листе подпись тем же почерком, как и в 89-м: писа в стриц. На об. 2 л. раскрашенное изображение Евангелиста Луки. Л. 3 неписан. Л. 4. Оглавление Евангелия (82 гл.), 5 об. предисловие Феофилакта Болгарского , л. 7 об., под заставкой, толкование. Правописание в обеих рукописях Русское. – Довольно ошибок писца. 91 (по преж. кат. 73). Его же толкование на Евангелие Иоанна и Марка , в лист, полууставом, в два столбца, XV в. 262 л. На бумажке, наклеенной на первой переплётной доске: и з мастерскои полаты . На л. 191 перед Евангелием св. Марка внизу рукою писца: мои еси подвизаис. На об. последнего листа внизу же скорописью: евагие а н дроникова манатыр токовое. ива да мака . Л. 1. Оглавление Евангелия от Иоанна (19 гл.) и потом предисловие Феофилакта Болгарского , нач. Дхвнаа сила в немощи, свершаетс. С л: 2 толкование. Л. 190 Оглавление, предисловие, 191. толкование Евангелия от Марка. Правописание Русское. Употребляется и длинное как гласные чистые, над ними и прочими гласными чистыми ставятся знак , или точка, а над две, на конце отделения Буква ч, иногда ы пишутся по древнему , Употребляются древние полугласные, но заменяются и полными гласными, напр. тълкъ и толкъ, л. 66 об. нъ и но, л. 127 нъз и ноз. Пишется 2 об. авить, 14 градеть, 73 об. а (вм. ), 47 об. подоблеше, 84 об. рожешаго, 111. мегновении; 7. 12 об. – и часто 41. сти, 114. да и л. 147. ижчен т , 29 об. 131. 135 об. и др. дондаже, 14 45 об. наблыдани, 57 об. вр въвести, 85 об. не кусить смрти (8, 51.), 177 зр т него въ негоже прбдша (19, 37), – и так не редко. 92 (по преж. кат. 77) Феофилакта Болгарского толкование на Евангелие от Марка , в лист, полууставом, XVI в. 98 л. На бумажке, наклеенной на корне, помечено: хоро. Л 1. Начинается последними строками толкования Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея. Перевод сего отрывка тот же, что в печ. издании Моск. 1648 г. л. 237 об. Затем оглавление Евангелия от Марка, – об. предисловие Феофилакта Болгарского и с л. 3 толкование, перед коим заставка, расписанная золотом и красками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но и здесь: 3:15. (л. 101) нъ зри т твое глвы. а ты его зриши пты, в 424 (л. 107.) и тъ теб блюдеть глав. ты же ем блюдеши пт; 22:2. (л. 268 об.) взведи въ лкафросъ ( λοκρπωσιν), 424. (л. 295 об.) на 13. въ грем савекове, 424 в сад. В паремиях из книги Притчей текст ближе к списку полной Библии, нежели в 424. Заметим: 11:30. (л. 189 об.) прозбае т дбо живот, вм. древо живота, в 1, очевидно, описка: прозбае т пть живота , а на поле выставлено: дрво. Текст паремий из книги пророка Исаии сходень с вышеупомянутым Лаврским списком паремейника в. Замеченные чтения сего списка 13:2. 14:25. 29. 37:38. находятся и в паремиях 425., и вообще единство их текста представляется весьма ясно. 27:1. (л. 202.) читается: наведеть гь ржье свое... на и на сань бгающюю. на змию и на сань лкавю (в Греч. в обоих случаях: π τν δρκοντα φιν); 42:16. (л. 261 об.) створю имъ тм въ свти и лютыню. в п равын, 424. (л. 288) стропотнаа въ праваа. 426 (по преж. кат. 676). Триодь постная, в 4 д., полууставом, 243 л., XVI в. Содержит в себе первую половину постной триоди до начала 3-й седмицы поста. Сходна с 424, но имеет и синаксари, кроме положенного в неделю 2-ю поста. 427 (по преж. кат. 899). Тоже, в 4 д., полууставом, 272 л., XVI в. Содержит вторую половину триоди, начиная с понедельника 3 нед. поста. Л. 53 об. В нед. 3 поста, вместо синаксаря, на утрени положено: сло в зла т уста о и о и о бгаты. Нач. Бра т многажы ва гла. и нн же плача глю враз х крта хва. се бо бжи с т иже тл гажали . Л. 195. В субботу акафиста положен синаксарь. По окончании всех служб, л. 250, помещено: житие препод. Марии Египетской, тоже, что в печ. триоди. В составе службы сходень сей список с 424, но на конце нет седальнов и троичнов. Текст паремий в обеих рукописях, 426 и 427, также почти во всём сходень с 424. – Также как там, в акафисте чит. л. 188: « Персом наставнице целомудрия». 428 (по преж. кат. 896). Триодь цветная, пергам., в лист, полууставом, 98 л., 1311 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В начале книги Деяний Ап. на поле показываются параллельные места те самые и таким точно образом, как и в полных списках Библии. Правописание Русское, позднейшее, без юсов. 100 (по преж. кат. 12) Апостол с толкованием , в большой лист, крупным полууставом, конца XVI или начала XVII в. 558 л. Содержит: л. 1 толкование Деяний Ап., л. 72 Соборных посл. – Иакова, 87 об. 1-го Петра, 103 об. 2-го, 111. 1-го Иоанна, 126. 2-го, 127. 3-го, 128 об. Иуды, – без всяких предварительных статей. Послы сего об. 134 л. – 138 л. оставлены белыми. Л. 139. Предварительные статьи перед посланием к Римлянам, те же самые и изложены в таком точно виде, как и в сп. 97 л. 12 об.–21 об. С л. 152 толкование. При следующих трёх посланиях л. 223. 1 к Коринфянам, л. 298. 2 к Коринфянам и л. 350 к Галатам помещены сказания и главы, а при остальных л. 378 к Ефесеям, 401 Филипписеям, 420 Колоссаям, 435 1 Солунянам, 450 2 Солунянам, 460 1 Тимофею, 481 2 Тимофею, 497 Титу, 505 Филимону, 509 Евреям – одни сказания, без глав. Текст Апостольский в Деяниях и Соборных посланиях тот же самый, что и в 96, с некоторыми исправлениями позднейших списков. В посланиях Ап. Павла он согласен с принятым в полных сп. Библии. В 1-м послании к Коринфянам написаны с толкованием и стихи 11:3–16. Текст – до послания к Ефесеям расположен по 98-му, а отселе большими отделениями, стихов по шести и более. Правописание Русское, позднейшее, с употреблением иногда юсов. 101 (попреж. кат. 724) Апостол с толкованием , в 4 д. скорописью, 1599 г. 1685 л. На последнем листе приписка писца: оц и сн стомъ дс пование по вре коснс трдолюне книги си совершена в лто зри сентвр въ де . С л. 1. без предварительных статей, толкование на Деяния св. Апостол. Л. 288. Преслови. съб ным. посланием – тоже, какое и в полных списках. И потом, с такими же, как там, сказаниями и главами помещены толкования л. 292. посл. Иакова, 345. первого Петрова, 389. второго, 415 об. первого Иоаннова, 457. второго, 461. третьего, 466. Иуды. Затем толкования на послания Ап. Павла; л. 489 об. к Римлянам, 690. первое к Коринфянам, 903 об. второе, 1046 об. к Галатам, 1120 об. к Ефесеям, 1193 об. к Филипписеям, 1251 об. к Колосаям, 1298. первое к Фессалоникийцам, 1351 об. второе, 1382 об. первое к Тимофею, 1447. bbmopoe,14S8 об. к Титу, 1Я09. к Филимону и 1522 об. к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Сие сказано в Символе веры для того, чтобы кто не подумал, что было время, когда Сына Божия не было. Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. (Кат.) «Света от света». Здесь речь идет о подобии, как свет рождается от света, как солнечный луч от самого солнца, как блистание луча от луча света, вот эти все образы положены в основание имени «Света от света». В Символе веры это дается просто как пояснение того, что для нас является неясным, ибо мы не знаем способа рождения Сына Божия от Бога Отца. Все эти образы лишь помогают понять тайну рождения. «Оне подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной: Но и тот, и другой есть один свет нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет ( 1Ин.1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. (Кат.) «Бога истинна от Бога истинна». Здесь все хорошо сказано в Катихизисе. Важно, что сами эти слова взяты из Священного Писания: «Знаем также, Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей [т. е. Сын Его, Иисус Христос] есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). «Рожденна, несотворенна». Слова эти даны для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. (Кат.) «Единосущна Отцу». Иначе это можно сказать так: Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцом. Иисус Христос говорит о Себе и Боге Отце: – «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ); – «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ); – «И все Мое Твое, Твое Мое» ( Ин.17 , Ю); Можно обратить внимание на одинаковые свойства Бога Отца и Бога Сына: «вечность» ( Ин.1:1; 8, 58; 17, 5 ); «всеведенье» ( Мф.11:27 ; Ин.10:15 ); «всемогущество» ( Ин.5:25; 10, 28 ). Что обычно смущает? Уничижительные места Нового Завета о Господе нашем Иисусе Христе, говорящие о подчинении Сына Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мы природно не едины с Ангелами, но нравственно мы можем быть с ними едины. Об этом нравственном единстве люди знают на собственном опыте и тем более на церковном – как Ангелы заботятся о людях и как они направляют нас к спасению, «...между пребывающею на земле и небесною Церковию... без сомнения существует (единство), как по отношению их к единой главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою» (Кат.). Средство общения Церкви земной с небесною Каким образом небесная Церковь участвует в спасении земной Церкви и каким образом земная обращается к небесной? Общее у них это вера и любовь и молитва , основанная на вере и любви. Молитва едина как в Церкви торжествующей, так и в Церкви воинствующей. Уточним эти положения. Со стороны земной Церкви – призывание Святых для помощи нам; со стороны святых – имеется ходатайство за нас. Кроме того, имеется наше ходатайство за усопших (это те постоянные церковные молитвы о спасении тех, которые попали туда, куда бы нам ни хотелось попадать). «Верные, принадлежащие к Церкви, подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной: и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Богом молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и некоторыя другия посредства» (Кат). Например, помощь подается через мощи, иконы. Учение о призывании в молитве Святых Здесь надо понять, почему наше призывание Святых действенно, тем более, что протестанты учат о том, что нет общения между нами и Святыми. Протестантские секты характеризуются не единством вероучения, а одинаковостью интересов. Что мы знаем из Священного Писания? Бог повелел Авимелеху, царю Герарскому просить молитвы за себя у Авраама: «...пророк есть, и помолится о тебе, и жив будешь» ( Быт.20:7 ). Видите в какой древности Бог повелевает просить молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010