Литература Использованные материалы   Минея. Май, ч. 2, с. 455, .   Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92   см.: Прохоров. 1988. С. 211   Клосс. 1998. Т. 1. С. 98   Наиболее ранний список - РНБ. Собр. Вяземского. 10, 1480 г.   РНБ. Солов. 1474/15. Л. 130-132   Конявская. 2007. С. 164.   Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 113-114   цит. по автографу Пахомия - РНБ. Соф. 1248. Л. 374   Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 116-117; Он же. О времени написания. 2003. С. 407-419   Клосс. Т. 1. С. 148   Шибаев. 2006. С. 53-58   РГБ. Ф. 304/1. 22   Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры//Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101   Ныне разделен на 2 части - РГБ. Ф. 304/1. 33 и БАН. 17.11.4   РГБ. Ф. 304/1. 34   Клосс. Т. 1. С. 92-96   Критику атрибуции данного текста Епифания Премудрого см.: Антонова М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго»: (Вопросы атрибуции и жанра)//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 140-154   Критику атрибуции данных текстов Епифания Премудрого см.: Конявская. 2007. С. 150-168, 299-300   Клосс. Т. 1. C. 91-128; Т. 2. C. 63-90; см. критику гипотезы: Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 117-127   Трофимова Н. В. Об использовании агиограф. стиля «плетения словес» в воинских повестях XV в.//Мир житий. М., 2002. С. 170-174; см. критику гипотезы: Конявская. 2007. С. 230, 246-248   Прохоров. Памятники переводной и русской литературы. XIV-XV вв. Л., 1987. С. 120   Клосс. 1998. Т. 1. С. 108-110   см., напр.: Прохоров. 1988. С. 218   РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 2-10   БАН. П I. А 38   Белоброва. 2005. С. 249   БАН. Строг. 66. Л. 155 об.   РНБ. Погод. 1931. Л. 117, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107-108; см. также: Белоброва. 2005. С. 61   СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18 Редакция текста от: 14.11.2021 11:30:41 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680742.h...

В ризнице Н. П. м. хранился ряд произведений декоративно-прикладного искусства. 4 дек. 1648 г. царь Алексей Михайлович пожаловал архим. Никону 3 резных креста, ранее подаренные царю священнослужителями афонских мон-рей ( Снегирёв. 1863. С. VIII). Как писал Павел Алеппский, в соборном храме «есть икона величиной побольше листа бумаги, из одного куска белой, чудесной слоновой кости: на ней изображены резьбой все господские праздники, наподобие того, как делают кресты на Св. Горе, с величайшим совершенством искусства. Эта икона принадлежит к числу царских сокровищ» ( Павел Алеппский. 2005. С. 510-511; как указано в примечании публикатора, резного образа в кон. XIX в. в обители уже не было). Нек-рые сведения о пожертвованиях ризничных предметов содержит вкладная книга, это, в частности: литургический набор патриарха Филарета в 1619/20 г. (Вкладная книга. 1883. С. 16), водосвятная чаша от царя Михаила Феодоровича в 1623 г. (Там же. С. 11-12), кутейное блюдо от царицы-инокини Марфы (Там же. С. 21), иконостас в новый Преображенский собор от царя Алексея Михайловича в 1650 г. (Там же. С. 25), царские двери и панагии в Преображенский собор от кн. И. А. Воротынского 24 марта 1665 г. (Там же. С. 31), серебряные рипиды от боярыни Ф. П. Морозовой и ее сына - И. Г. Морозова 21 марта 1670 г. (вклад по боярину Г. И. Морозову - Там же. С. 32) и др. В 1802 г., после возведения новой Знаменской ц., гр. Н. П. Шереметев пожертвовал храму напрестольные крест и Евангелие, потир, кадильницу, дикирий и трикирий, антидорное блюдо, подсвечники ( Ювеналий (Воейков). 1803. С. 7-8). В сер. XIX в. монастырская ризница насчитывала 7 напрестольных крестов, 6 напрестольных Евангелий в окладах, 7 потиров, 9 архимандричьих митр, водосвятную чашу 1623 г., ладанницу (вложена кнг. Ф. В. Сицкой в 1624), многочисленные облачения, 2 плащаницы (вклад царя Алексея Михайловича 1645-1647 гг.; вклад кнг. Сицкой 1649 г.; хранятся в Музеях Московского Кремля, публикацию см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. 98. С. 296-299; 104. С. 310-311), хоругви и др. предметы, в т. ч. содержавшие вкладные надписи ( Снегирёв. 1863. С. 33-39; фотовоспроизведение некоторых предметов см. на вклейках в кн.: Царские прародители. 1912). В 1919 г. в Оружейную палату передали царские вклады из ризницы Н. П. м. ( Вишневская И. И. Драгоценные ткани. М., 2007. С. 7). Известна шитая жемчугом фелонь, хранящаяся в Музеях Московского Кремля ( Постникова-Лосева М. М. Прикладное искусство XVI-XVII вв.//История рус. искусства. М., 1959. Т. 4. С. 595). Там же хранится поступивший из Н. П. м. в 1919 г. наперсный крест, к-рый М. В. Мартынова по стилистическим признакам датировала XVI в., оглавие - XVII в. ( Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. 12. С. 40). Изображение на оборотной стороне креста мц. Феодосии, патрональной святой единственной дочери царя Феодора Иоанновича Феодосии (1592-1594), позволили исследовательнице связать появление креста с этой персоной.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и славянской агиографии, гимнографии и иконографии: Сб. ст. М., 2004. С. 439-455; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукоп. и старопеч. книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: Из собр. музеев и частных коллекций сев.-зап. региона России. М., 2004. Кат. 1, 63; Саенкова Е. М. Чиновники (типиконы) Успенского собора Моск. Кремля как источник по истории рус. искусства позднего средневековья. М., 2004; она же. Вынос святых мощей на богослужение в Успенском соборе Моск. Кремля по сообщ. чиновников//От Царьграда до Белого моря: Сб. ст. по средневек. искусству в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 473-484; Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed.: H. C. Evans. N. Y., 2004. Cat. 82, 90, 98, 99, 103, 115, 116, 117; Павел Алеппский. Путешествие. 20052; Шалина И. А. Древнерус. процессионные иконы и их визант. прототипы//Визант. мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 565-597; Гордиенко Э. А. Икона свт. Николая на круглой доске из Никольского собора в Новгороде//Почитание свт. Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве: [Мат-лы и исслед.]. М., 2007. С. 111-116; Иконы Вологды XIII-XVI вв. М., 2007. Кат. 144. С. 788-791; Ченцова В. Г. Иерусалимский протосинкелл Гавриил и его окружение: Мат-лы к изучению греч. грамот об иконе Влахернской Богоматери//Palaeoslavica. Camb., 2007. Vol. 15. N 1. P. 88-136; Иконы Вел. Новгорода. М., 2008. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма

http://pravenc.ru/text/389040.html

Л. 98. В рукописи не отдельно от литургии написан чин о панагии; но в печатном служебнике 1602 г. он отделён. Листы 101 и 102 белые. Л. 103. Божетвена слба; иже въ сты ца нашего великаго. капо о . – По сохранившемуся особому счёту тетрадей видно, что она составляла особую книжку, хотя и писана тою же рукою, как и литургия св. Иоанна Златоустог о. Исправлений здесь сделано очень мало, – и печатный служебник во многом от неё отступает. Главнейшие отступления заключаются в том, что в печатном издании опущено описание действий священнослужителей, которое в рукописи довольно полно. В служебнике 1602 г. прямо сказано при начале литургии Василиевой: дйств ка з полнои. весь писанъ въ слжбе златостове . Л. 158. Бжтвена слба прежещенны. Писана другою рукою и в оглавление не введена, следовательно, приложена к рукописи после. Действительно, она не представляет никаких исправлений для печати, хотя и не во многом отступает от печатного издания и по времени написания не далека от него. В ектении великой, л. 158., писец ошибкою, вместо «имрек», поставил собственное имя патриарха: Иов; а в сугубой ектении, после прошения о царе, написано: еще молимс блговрнои црце великои кнгн алеанр. За тем, после патриарха, воспоминается в той же ектении о царице и Великой княгине имркъ, конечно супруге Годунова, и о царевиче и царевне. Царица Ирина Феодоровна, в иночестве Александра, скончалась 26 Окт. 1603 г. В печатном служебнике, который вышел в свет 25 Апр. 1602 г., нигде не упоминается её имя, и нигде нельзя предполагать его под неопределённым имркъ. 363 (по преж. кат. 614). Служебник, в 4 д., полууставом, 163 л. Список со служебника Московской печати до исправления. Л. 1. Молитвы Л. 12. Молитвы, читаемые на утрени. Л. 26. Литургия св. Иоанна Златоустог о, с уставом в начале. 364 (по преж. кат. 270). Тоже, в лист, тщательно писан уставом, 217 л., XVII в. Одет малиновым бархатом; на средине был крест, и с обеих сторон наугольники, но сняты. Заставки красиво отделаны тушью и золотом. Заглавные буквы и всё, что в служебниках обыкновенно печатается киноварью, писано золотом; листы украшены золотыми бордюрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Никиты в стены обители; Пострижение прп. Никиты; Воздвижение кельи-столпа и моление прп. Никиты перед иконой вмч. Никиты; Обращение к прп. Никите посланца блгв. кн. Михаила Черниговского; Возвращение блгв. кн. Михаилом Черниговским святому его целительного жезла; Погребение прп. Никиты. Житийные иконы Н. XVI-XVIII вв. показывают, что в клеймах воспроизводились важнейшие эпизоды основной редакции Жития. Если в среднике житийных икон XVI в. предпочтительным был поясной образ Н. без столпа (сохранялась иконография ранних пядничных икон), то на иконах с кон. XVI в. и в последующее время преподобного изображали также по пояс, но преимущественно внутри столпа; количество клейм в житийном цикле сохранялось. Так, внутри столпа Н. представлен в среднике житийной иконы кон. XVII - нач. XVIII в. из собрания ГТГ ( Комашко Н. И., Саенкова Е. М. Русская житийная икона. М., 2007. С. 278-283). Два житийных образа того же типа хранятся в собрании ПЗИХМЗ: в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. написана икона, происходящая из Никитского мон-ря ( Попова. 2015. С. 196-199. Кат. 72); на 2-й иконе первоначальный красочный слой (XVII в.?) находится под записью и потемневшей олифой. Сохранились икона-пядница XVII в. с 12 клеймами жития под басменным окладом (Галерея Бренске, Мюнхен (Германия); см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 187), образ кон. XVII в. с 16 клеймами из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; Н. в среднике в молении возле колодца). Ростовые иконы Н., стоящего внутри столпа, изредка помещали, вероятно, в деисусном (по аналогии с древними столпниками) и местном рядах иконостаса: икона нач. XVII в. из Калязина (ЦМиАР), 1-й пол. XVII в. (ГИМ). Впоследствии получили распространение поясные единоличные иконы Н., стоящего внутри столпа фронтально или в развороте (см., напр.: Комашко Н. И. Русская икона XVIII в. М., 2006. С. 98-99, 323. Кат. 76). Один из примеров такой пядничной иконы - образ Н. внутри многогранного столпа, восходящий по иконографии к более ранним памятникам (2-я треть XVIII в., ГИМ; см.: Иконы XIV-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/2565364.html

65 Пострижение Евфросиньи состоялось на Афанасьевском подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Москве. По-видимому, имеются в виду следующие вещи: 1). Плащанииа «Положение во гроб-». 1565 г. 168 х 262 см. ГРМ. Инв. Т-285. (П лешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л., 1985. С. 208. Табл. 111–112. Кат. 98.); 2). Пелена «Успение Богородицы». 1565 г. 78 х 102 см. ГИМ. Инв. 86. (Маясова Н. А. Мастерская художественного шитья князей Старицких//Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 55–56. Табл. В); 3). Пелена «Видение Иоанна Богослова». 1565 г. 66,6 х 62 см. ГРМ. Инв. Т-103. (Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. С. 208. Кат. 99. Табл. ИЗ); 4). Хоругвь (после реставрации – пелена) «Спас великий Архиерей». 1565 г. 66 х 56 см. КБИАХМ. Инв. 42 цт. (С и л к и н А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря//Древнерусское искусство: исследования и реставрация: Сборник научных трудов. М., 1985. С. 80–94. Илл. 4). 66 Изложенные события имели другую последовательность. В мае 1569 г. Иван IV был в Кирилло-Белозерском монастыре, затем в июне – начале августа в Вологде. 6 сентября умерла его жена Мария Темрюковна, 9 октября был отравлен Владимир Старицкий с женой и младшей дочерью, 20 октября 1569 г. погибла Евфросинья (см.: Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 289–292). 69 Послание царя Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме датируется 1573 г. (См.: Никольский Н.К. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича IV в Кирилло-Белозерский монастырь?//Христианское чтение. 1907. Т. CCXXII1. С. 839.). 72 Святые врата в монастыре расписаны в 1585 г. старцем Александром с учениками Емельяном и Никитой. 73 Симеон Бекбулатович пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря в марте 1606 г., через два месяца переведен в Соловецкий монастырь, где жил до 1612 г. Умер инок Стефан в 1бТб году (см.: Фруменков Т. Г. Узники Соловецкого монастыря. Архангельск, 1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60; Попов В., свящ. Святыни г. Брянска//Орловские ЕВ. 1893. 19. С. 622-624; Тиханов П. Н. Преподобные князья Олег и Поликарп, Брянские чудотворцы: Мат-лы для рус. агиологии. СПб., 1893; Брянский вестн.: Газ. 1894. 2, 11 февр.; Злотникова И. В. Брянские иконописцы//Из истории Брянского края: Мат-лы юбил. ист.-краевед. конф., посвящ. 50-летию образования Брянской обл. и 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Брянск, 1995. С. 144-149; она же. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. ХХ в.//Религия, умонастроения, идеология в истории: Межвуз. сб. науч. тр. Брянск, 1996. С. 99-108; она же. Воскресенская церковь г. Брянска. Брянск, 2005; она же. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: Канд. дис. М., 2011. С. 90-92; она же. Преподобный блгв. кн. Олег Брянский//Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 98-101. Кат. 14; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 80; Коваленко З. П. Олег Брянский и Петропавловский мон-рь//Страницы истории г. Брянска: Мат-лы ист.-краевед. конф. Брянск, 1997. С. 37-38; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам св. обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999. С. 45-46; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 186; Храм Христа Спасителя: Участие петербургских художников в воссоздании живописного убранства храма/Сост.: Н. С. Кутейникова, С. Н. Репин. СПб., 2000. С. 136; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Житие прп. блгв. кн. Олега Брянского с акафистом. Брянск, 2005; Иулиания (Соколова М. Н.), мон. Труд иконописца/Сост.: Н. Е. Алдошина. Серг. П., 2008. Ил. 69; Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 98, 100, 102; Антонова М. В., Комова М. А. Житийные образы блгв. князей Олега и Романа Брянских: Иконогр. коммент.//Вестн. Брянского гос. ун-та. 2015. 3(26). С. 182-185.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

388 этой книги; о «священнически събрания» в Болгарском экзархате (стр. 388 прим. 43); о сербских «свештенички зборови» говорится в 145–168 ст. упом. закона о церк. властях 1890 года. 1623 См. п. 9, IV, § 25 консисторск. устава 1870 г. О далматинских епархиях; п. 6, VI, § 24 конс. устава Буковины. О «съездах духовенства по благочиниям» в России ср. Бердников, Дополнение к курсу церк. права, стр. 346. На этих русских «съездах» избираются и благочинные или сербские «окружни протопрезвитери». 1625 Правосл. исповедание, ч. I, отв. 98. ρος ι′ Иерусалимск. собора 1672 г. (Harduini, XI, 247); ср. послание вост. патриархов о правосл. вере, чл. 15. Римско-кат. церковь принимает, как и православная, семь таинств в следующ. порядке: baptismum, confirmationem, eucharistiam, poenitentiam, extremam unctionem, ordinem et matrimonium. Concil. Tridentini Sess. VII, de sacramentis in genere can. 1 (ed. cit, col. 17). Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение. August. Conf., art. 9–14. Helvet. Conf. II, art. 20. 1629 Ср. об этом догматич. вопросе Макарий, Правосл. догматич. богословие. § 245 (уп. изд., II 392– 394). Таково же учение и римско-католической церкви. См. Decret. Gratiani с. 30, 78, 87 и 98. С. I, q. 1 (ed. cit. I, 318, 329, 333 и 339). 1634 Подробности об этом см. в книгах, указанных в 7 прим. §7, а также у E. de Pressensé, La vie éccclésiastique, religieuse et morale des chrétiens aux deuxième et troisième eiècles. Paris, 1877. 1637 Карф. соб. кан. 103. ср. и толкование Зонары на 6 кан. VII Всел. собора (Аф. Синт., II, 578) относительно надзора соборной власти, чтобы при всяком священнодействии строго соблюдать предписания устава. 1638 Трул. соб. кан. 75, Лаод. 17 и толкование архим. Иоанна на 75 кан. Трул. соб. (уп. кн. II, 470–472). Ср. и «учительное известие» при служебнике (Вена, 1854 г., стр. 227 и сл.). 1640 Ап. кап. 9, Трул. соб. 80, Антиох. 2. Сардик. и 11 толков. архим. Иоанна на 80 кан. Трул. соб. (II, 479–481). 1644 Ср. об этом в моем издании «Правила с тумач.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

В соответствии с текстом Жития она изображена изможденной аскетическими подвигами, согбенной, с морщинами на лице. Образ выполнен одним из работавших в Суздале при митр. Иларионе мастеров - последователей Симона Ушакова (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 429-431. Кат. 98). Единоличная поясная миниатюрная иконка нач. XX в. в серебряной рамке с.-петербургской фирмы Грачёвых (ГМИР - Серебряная кладовая ГМИР: [Альбом]/Сост.: И. А. Павлова. СПб., 2004. С. 26) связана с царской семьей (Е.- с крестом в руках). Святые Евфимий, Иоанн, Феодор и Евфросиния Суздальские. Икона. Иконописец А.И. Татаринов. 1791 г. (частное собрание) Святые Евфимий, Иоанн, Феодор и Евфросиния Суздальские. Икона. Иконописец А.И. Татаринов. 1791 г. (частное собрание) В XVII-XVIII вв. иконы Е. в суздальских храмах были широко распространены. В 1674 г. вязниковский иконописец М. И. Пономарёв для местного ряда иконостаса собора Покровского мон-ря должен был написать «за южными дверьми образ преподобные Евфросинии Суждальской, а при нем два древа рябиновые» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495). В 1683 г. в соборе Рождества Пресв. Богородицы находился местный образ Е., предстоящей Богоматери с Младенцем (Иконы Владимира и Суздаля. 2006. С. 429). В описи Ризоположенского мон-ря 1771 г. только в соборе упомянуто 11 икон Е., украшенных серебряной басмой, окладами, венцами и цатами, в т. ч. образ молящейся Е. «в житии, на нем два венца и две цаты серебреные вызолочены, ожерельцо жемчужное с каменьем, тот образ обложен вокруг серебром, на немже по житию ее сорок три венчиков небольших серебрены вызолочены»; над ракой в иконостасе образ Е. в житии; икона молящейся Е. «в окладе серебреном, венцы и поля вызолочены, подложен камкою тусинною»; «за правым крылосом иконостас, в коем тринадцать образов... седмой образ преподобной Ефросинии, на нем два венца и поля серебрены вызолочены»; «стоящих по разным местам образов… десятый образ положения ризы Пресвятыя Богородицы и преподобныя Ефросинии»; «на раке мощей преподобныя благоверныя княжны Ефросинии образ ея» и др. ( Георгиевский. 1900. Прил. С. 28-31). Кроме икон в соборе хранилось 2 покрова: «Пелена шитая в шелку, на ней вышит образ благоверныя княжны Ефросинии Суздальские, венец шит золотом, около венца подпись, низано жемчугом крупным, а вкруг та пелена обложена камкою зеленою, по той камке слова шиты золотом, в руку ея крест обнизан по краям жемчугом»; «на мощах преподобныя княжны Ефросинии покров вышит шелком, на том покрове образ ея вышит шелком же, а венец вышит золотом, около венца подпись низано жемчугом крупным, крест празументовой золотой, вкруг того покрова подпись, слова шиты по зеленой камке золотом» (Там же. С. 32).

http://pravenc.ru/text/187882.html

Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 219-231; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55, 77-78, 153-156, 510-511; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Кн. 3. С. 529-537; Никодим ( К ононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец, и церк.-ист. значение основанной им обители: Ист. очерк. СПб., 1895. С. 11, 35-36; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 98-115; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 181-202; он же. Житие Антония Сийского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 247-248; он же. Иона//Там же. С. 427-430; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 25-32; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН СССР. Л., 1978. С. 154-187; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-пут. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 144; Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 7-53; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 137-140; Рыжова Е. А. Новгородская тема в севернорус. житиях XVI в.: (Антониево-Сийский монастырский книжный центр)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 13-15 нояб. Новгород, 2000. Ч. 1. С. 158-162; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 218-263; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-146; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв.//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 615-647. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий

http://pravenc.ru/text/578316.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010