Скачать epub pdf Богоучрежденность священства Отличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви]», потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» ( Еф. 4:11–13 ). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения ( Мф. 28:19 ) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию ( Лк. 22:19 ), прощать грехи ( Ин. 20:21–23 ), распространять и укреплять основанную Им Церковь . «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы ( Деян. 2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Служение церковного управления – епископство    Первая и высшая степень в церковной иерархии – епископская. Происхождение ее от времен апостольских признается как Православной Церковью, так и Католической. Древнехристианская письменность дает нам троякого рода основания считать сан епископа особым и древнейшим. Святой Игнатий Богоносец (I в.), один из первых церковных писателей, в послании магнезийцам, между прочим, увещевает своих пасомых поступать во всем единодушно под начальством своих властей. Власти эти суть епископы – наместники Божии, пресвитеры – сословие апостолов и диаконы, которым вверено служение Иисуса Христа. С древнейших времен епископскому сану вменялось право служения, управления, учительства и поставления священнослужителей.    Церковное управление и учительство – это особое служение в Церкви, для которого необходимы особые дары. В среде народа Божиего, благодатно одаренного, с самого начала исторического существования Церкви имелись лица, которых Сам Бог поставил на дело управления через сообщение благодатных даров Святого Духа: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых – апостолами, во-вторых – пророками, в-третьих – учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:28). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11). Только тот, кто получил дар управления, может управлять народом Божиим.    В самой древней молитве поставления в епископы, сохраненной в «Апостольском Предании» святого Ипполита Римского (III в.), говорится: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа... призри на Твоего служителя и удели ему от Духа благодати, чтобы он мог иметь часть в пресвитериуме и управлять Твоим народом в чистоте сердца» (гл. 8, 2). Весь народ Божий призван к служению Священства, так как каждый, вступая в Церковь, поставляется на это служение через сообщение благодатных даров царственного священства, без которых миряне не могли бы сослужить предстоятелю за Литургией. Управление же принадлежит только особо призванным, а не всему народу, который даров управления не получил, а без благодатных даров нет и не может быть служения в Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

См.: Англикано-православные связи//Православная энциклопедия. Т. 2. С. 311-322. См.: Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви. М., 2000. скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 11 мая 2023, 10:44 На счет Бригитты много спорного. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление; 1-е послание Тимофею 2 глава Сергей 10 мая 2023, 19:48 Западная церковь сдаёт свои позиции, будь то протестантская,католическая или православная.Поэтому прислушиваться,что говорят её представители какими бы " выдающимися " не были не стоит. Екатерина 20 ноября 2012, 16:34 Простите, как это не было жен, выполнявших апостольское дело? Св. равноапостольные Мария Магдалина, Фекла, Мариамна, Фотина,Иуния, Прискилла, Нина - это все не пример? Самарянка идет проповедовать людям добровольно, руководствуясь не " гордостью " , а горячим желанием поделиться с ними своей радостью. Было бы лучше, если бы она " смиренно " пошла домой, никому не сказав о Спасителе? Богородица вне конкуренции, Ее подвиг уникален и не повторим. Зачем-то же ведь дает Господь талант веры женщинам. Лишь для того, чтобы они снимали догорающие свечи и подметали в храме пол? Почему жена, причастившаяся Святых Таин, не может быть войти в алтарь? Тело Христово " менее значимая святыня " ?! Что касается " нечистоты " : пример Господа и Божией Матери не авторитет для православных христиан? " А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву " - во все эти дни Богомладенец пребывал со Своей Матерью, Которая кормила, пеленала и всячески заботилась о Нем. Разумеется, при этом касалась Его. А 30 лет совместной жизни? Неужели в дни " женского очищения " Богородица уходила из дома, чтобы " не осквернить " Господа? " Предание Церкви не знает примеров женского священства " : Е.Старшов " Святые древней Ирландии " , издано Сретенским монастырем, стр. 64: " Она (святая Бригитта) не только была поставлена во епископа, но затем и сама поставляла епископов для служения в основанных ею монастырях " .

http://pravoslavie.ru/51154.html

со всею силою утверждает свое апостольское достоинство, ссылала не только «на знамения, чудеса и силы» (ibid. 12) которые были явны для всех, но и на «видения и откровения Господни» (12:1), которые были известны только лично ему и даны Господом лично ему, но о которых, однако, он говорит для той высокой цели, замечая: «я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто» (12:11) Не был ли смиренным св. Иоанн Богослов? Во всех случаях, когда выделялась его личность в среде апп., или когда Христос выделял его среди них, он, по смирению, называет себя «другими учеником» ( Ин.1:35 –39; 20:8 ), или так на себя указывает: «которого любил Иисус» ( Ин.13:23; 21:22 ). А когда нужно было утвердить Божественным словом против еретиков докетов истину действительного вочеловечения и смерти Христа, то он приводит в свидетельство ее исключительный факт личной апостольской чести пред другими апостолами, факт своего пребывания у креста Христова в то время, как все другие апостолы, оставив Христа, разбежались, и говорит о том не для того чтобы тем подчеркнуть свое личное достоинство, чтобы личным свидельством удостоверить факт непребития у умершего Христа голений и прободения его ребра, откуда «тотчас истекла кровь и вода. И видевший свидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (19:34–35). И св. ап. Петр, как бы не был, смирен, но если бы в словах Христа к нему, приводимых ев. Мф., заключался догмат апостольского приматства в Церкви, то он не мог ни в коем случае умолчать о том в своей проповеди вообще, ибо дело касалось, повторяем, почти существа Церкви, спасения человечества, как это представляет Католическая Церковь , выводя приматство папы, как sine qua поп существования Истинной Церкви на земле, из якобы верховной власти ап. Петра. Допускать возможность умолчания ап. Петром догмата о своем приматстве ради личного смирения – равносильно в данном случае вменять ему в вину разделение Церкви и последствия его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Сравнение Католическая догматика рассматривает несколько случаев, которые считает проявлением верховной власти – примата Апостола Петра: Руководство выборами апостола вместо Иуды. 797 Речь перед народом в День Пятидесятницы. 798 Речь перед синедрионом. 799 Принятие в Церковь первого язычника Корнилия. 800 Первый, кто говорит на Апостольском Соборе в Иерусалиме. 801 Павел идет в Иерусалим «видеть Петра». 802 Приведенные моменты не являются аргументами в пользу примата, так как они только указывают на характер Апостола, большее рвение в проповеди и особенности более пылкого характера. Утверждение о том, что Петр первый говорил на Соборе в Иерусалиме, противоречит контексту: «по долгом рассуждении, Петр встав, сказал им: ...». 803 Сначала было много выступлений, а Апостол Петр засвидетельствовал о своей проповеди среди язычников. Решающее значение имела речь Апостола Иакова. 804 Причину, по которой Апостол Павел ходил видеться с Петром, мы не знаем, но принципиального значения эта встреча не могла иметь, так как произошла спустя три года после начала проповеди Павлом. Нужно обратить снимание на контекст, подтверждающий это: «я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл и него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова брата Господня». 805 Для выяснения отношений между Апостолами необходимо обратиться к следующему месту из Деяний: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна». 806 Цитата говорит о равных отношениях в среде Апостолов, которые посылают Петра и Иоанна – наиболее близких Христу учеников в Самарию. Достаточно яркое свидетельство против идеи примата. События, используемые католиками в качестве юридических прецедентов, подтверждающих примат, либо указывают на пылкий характер Апостола Петра, либо имеют совершенно иное значение, когда взяты в контексте, и не могут служить аргументами в подтверждение идеи примата. Разногласие с Ап. Павлом. Католическое учение

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Так, в притче о виноградарях Мф. 20, 1–17 «пришедшие первыми думали, что они получат бóльшую плату; но и они получили по динарию. И, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» ст. 10–12. Виноградари с мирской точки зрения были безусловно правы. И, однако, она оказывается ложною в отношении к законам царствия Божия. Господин виноградника ответил одному из своих возражателей так: «друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди… Так, будут последние первыми, и первые – последними » ст. 13–16. 21 . Далее, в той же 20 гл., пред нами уже не притча, но действительное событие в пояснение рассматриваемой истины. Мать сынов Зеведеевых обратилась к Господу с следующею просьбою: «скажи, чтобы сии два мои сына сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем» ст. 20–1. Вопрос шел опять о первенстве и власти, потому что ответ Господа направлен именно против мирского любоначалия и первенства. «Князья народов», говорит Он, «господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами бóльшим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» ст. 25–26; ср. Лк. 22, 24–27 . – Заметим, что, как мать сынов Зеведеевых, так и сами Апостолы – сыны Зеведея и прочие Мф. 20, 20 ; ср. Мр. 10, 35–37 ; Лк. 22, 24 – имели в виду чисто мирское первенство в царстве Божием; – первенство, занимаемое человеком не в силу его нравственных достоинств, а, скорее, только по чисто внешнему велению высшей власти. Вопрос шел, как видим, об апостольском примате (если говорить языком римско-католиков); первое условие для известного решения вопроса заключалось уже в его данности. Но, с римско-католической точки зрения, было налицо и другое существенное условие для решения вопроса именно в римско-католическом смысле. Первоверховный Ап. Петр в это время был уже наименован от Самого Господа «блаженным» за его исповедание Господа «Сыном Бога Живаго» Мф. 16, 16–18 217 ; спор о первенстве, по-видимому, и должен был бы окончиться тем, что Господь указал бы на Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Такое же положение в жизни церковной занимает Церковный Устав. Обнаруживается полное незнание и непонимание не только мирянами, но и значительной частью священства, Церковного Устава, а следовательно и церковных обычаев. Церковь  – образ Царства Божия на земле. Богослужение – средство для осуществления назначения Церкви, это – единение со Христом и во Христе посредством молитвы и таинств. Естественно, что к достижению одной цели нужно итти одним путем и пользоваться одними средствами. На этом основании все Архипастыри и Пастыри Церкви обязаны иметь общий чин богослужения, который должен исполняться всеми неизменно. Устав Церковный – апостольское предание, которое, как мы говорили выше, имеет такое же значение, как Св. Писание, о котором тайнозритель Св. Апостол Иоанн Богослов пишет: «если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы... и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде» (Ап. XXII, 18–19)  14 . Отсюда вытекает положительная необходимость точного выполнения Устава о том, когда полагать на себя крестное знамение, поклоны поясные или земные, когда преклонять главу и колена, когда можно сидеть, как и когда стоять, когда возжигать светильники и гасить, как соблюдать посты и т. п. Только в таком случае, когда едиными устами и единым сердцем будем славить и воспевать всесвятое имя Божие, мы незримо и неприметно для себя соединимся со Христом, Который обещал нам: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» ( Mф. XVIII, 20 ). Повторяем, в настоящее время личное произволение Архипастырей и пастырей определяет состав и чин церковного Богослужения, а по примеру предстоятелей, личный элемент внесли миряне в отношение свое к храму, на который смотрят, как на место личной молитвы. Отсюда возникло совершенно нелепое обыкновение преклонять колена, падать ниц в такие моменты церковного богослужения, когда верные призываются к славословию и духовному ликованию или во время песнопений, по своему содержанию не имеющих молитвенного значения: как, символ веры и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно также и в словах Спасителя: в первом случае Симон называется Кифой (Петром, Камнем – с большой буквы) в смысле собственного имени, во втором случае имеется в виду его твердая, как камень, вера, т. е. христианская добродетель, которую он проявил в своем ответе и на которой Господь и обещает основать Свою Церковь. – Что же касается упоминания о ключах Царства небесного и праве вязать и решить, то, очевидно, и здесь в лице ап. Петра Господь дает обещание всем апостолам, – тем более, что в том же Евангелии, несколько позднее ( Мф. 18:18 ), Он повторяет то же самое обещание и в тех же выражениях по отношению ко всем ученикам; а по воскресении Своем Он и исполнил это обещание, сказав всем ученикам: «приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, а на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20:22–23 ). Б) Ин. 21:15–17 . «Иисус говорить Симону Петру: Симон Ионин любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорить ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус творит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин любить ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз опросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя? Иисус говорить ему: паси овец Моих». – В этих словах католики видят исполнение Господом того обетования, которое дано было Им прежде ап Петру, т. е. действительное предоставление Петру власти и главенства, в Церкви, причем под овцами они разумеют апостолов, а под агнцами – остальных верующих. Но и здесь связь речи опровергает католическое толкование. Слова Спасителя произнесены были вскоре после воскресения, т. е. тогда, когда ап. Петр все еще находился под тяжким гнетом своего малодушного поступка во дворе первосвященническом, своего отречения от Учителя. Необходимо было не только для него, но и для других учеников, восстановить его в его апостольском служении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Что касается термина «Католическая (Церковь)», то это, конечно же, то же самое греческое слово, только читаемое в другой фонетической системе (греч. буква «q» читается как «ф» и как «т») ради терминологической разницы — для обозначения Западной Римской (Римо-Католической) Церкви. 587 Некоторая ирония состоит в том, что термин «ранняя кафоличность» был предложен теми критиками (Ф. Баур, А Швеглер), которые пытались доказать: «кафоличность» стала свойственна Церкви лишь начиная со II века, тогда как в Новом Завете, т. е. в век апостолов, она не засвидетельствована. К настоящему времени это мнение полностью пересмотрено. — см.  Данн Д.Д. С. 360. 588 Напр., см.  Brown R.P. 625ff.; Данн Д.Д. С. 360слл. 589 Данное место (e)n toi=j ai)w=sin) в самом деле следует понимать в простом хронологическом, а не в метаисторическом смысле. — См.  TOB, P. 2823. 590 В своем Благовестии ап. Павел часто пользовался образами из самых разных, в том числе весьма далеких от религии сфер человеческой деятельности: искусства, торговли, спорта, военного дела. В Еф. 6, 13-17 мы найдем, наверное, самый развернутый пример подобного рода: «13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». 591 Об этом кратко, а также библиография см.: Мень А., прот. Аргафы.//Библиологический словарь. Т. I. М. 2002. С. 34-5. 592 В Brown R. P. 107-11 говорится о трех фазах формирования Евангелий, которые хронологически соответствуют трем третям I века: 1) Проповедь Самого Иисуса (1-я треть I века); 2) Устная апостольская проповедь (2-я треть); 3) Написание Евангелий (последняя треть). 593 Термин «евангелист» подразумевает автора или писателя того или иного Евангелия. Впервые в таком значении он засвидетельствован в памятниках III века (у Ипполита, Тертуллиана). — См.  Kümmel W.G. P. 36. 594

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Это сочинение Б. Того же автора. Die orthodoxe katholische Anschauung , распространяться о котором ввиду его сходства и по духу и по букве с первым сочинением считаем лишним, как лишним считаем распространяться и о краткой брошюре В. Того же автора. Libellus invitatorius ad clerum laicosque romano-catholicos . В сжатой форме автор изобличает в этой брошюре существенные р.-католические заблуждения. – Взятые в совокупности означенные труды д-ра Овербека имеют важное руководящее значение для каждого занимающегося вопросом о Церкви и оставляют по себе в читателе отрадное и сильное впечатление истинности и непоколебимости православия. 12 . А. Dr. I.A. Möhler. Symbolik . Уже одно имя этого первоклассного учёного, представляющего собою гордость и славу римско-католического мира, убедительно свидетельствует в пользу его классического труда. Воспитанный на древнегреческой философии и истории, на произведениях светских и церковных писателей, глубокий мыслитель и тонкий диалектик, Мёлер наилучшим образом был подготовлен к написанию своей символики 37 и, действительно, написал ее с выдающимся достоинством. Весь труд проделан на основании первоисточников и лучших научных пособий 38 ; автор все положения символики подкрепляет соответствующими ссылками 39 . Но это не простое документирование научных данных, а настолько мастерское и художественное изображение римско-католического и протестантского вероучений, что неосторожный читатель невольно соглашается с автором в превосходстве первого над последним. Известно влияние Мёлера на многих, а в том числе и на некоторых из наших отечественных богословов. По вопросу о Церкви мы воспользовались находящимися в символике положительными данными касательно значения и необходимости общества для развития религиозности 334–6, – связи между религией и Церковью 345–7, между авторитетом Церкви и ее Главы 342–4 40 , между Богочеловечеством И. Христа и видимостью Церкви 332–3, 356, 417, – касательно соответствия идеи Церкви с основными потребностями человеческого духа 336–54 и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010