Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос За несколько часов до того, как станет известно имя шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, мы публикуем статью приснопамятного владыки Александра Милеанта, в которой подробно рассказывается о смысле священства. «Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства О тличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений . Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом . Конечно, в духовно-моральном плане все люди равны перед Богом, Который нелицеприятно и судит и милует всех, как Своих детей. Тем не менее, согласно ап. Павлу, подобно тому, как в теле разные его части исполняют функции в соответствии со своим назначением, так и в Церкви необходимы разные должности. Не люди, а Сам Господь Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова [Церкви],» потому что, «как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе» (Ефес. 4:11-13). Постепенно происходил отбор и подготовка первых служителей Церкви. Почти что с первых дней Своего общественного служения Господь Иисус Христос из общей среды слушателей выделял некоторых, которых подготовлял быть Его посланниками и продолжателями Его дела. Им Он поручил посредством учения и крещения (Матф. 28:19) привлекать новых учеников, совершать Евхаристию (Лук. 22:19), прощать грехи (Иоан. 20:21-23), распространять и укреплять основанную Им Церковь. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:22-23), а, немного позже: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мт. 28:19-20). Здесь Иисус Христос не только уполномочил Своих избранных учеников на подвиг апостольского служения, но и укрепил их особым даром Святого Духа . Этот дар во всей полноте они получили вскоре после вознесения Господа на Небо, в день Пятидесятницы (Деян. 2 гл.).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

На чем же основываются эти соображения? Откуда видно, что папство есть божественное установление? Какие данные позволяют заключать, что авторитет папства признаваем был церковью за авторитет верховный и непогрешимый с самых древнейших времен? Автор полагает, что о главенстве апостола Петра, следовательно о божественном установлении папства, ясно говорится уже в евангельской истории. Господь сказал Петру: Ты еси Петр и на сем камне Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ея. И дам тебе ключи царства небесного и что ты свяжет на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Симон! Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих. Паси агнцев Моих; паси овец Моих: паси овец Моих ( Мф.16:18, 19 ; Лк.22:31–32 ; Ин.21:15–17 ) 68 . Эти божественные изречения доказывают будто бы, что папство есть несомненнейший факт евангельской истории. Первое из этих изречений католические богословы всегда понимали так, что оно заключает в себе мысль о том, что апостол Петр составляет незыблемую основу церкви. Дарование ключей и повеление пасти агнцев и овец теология папистов толкует в том смысле, что в Петре сосредоточивается руководящая власть управления и учительства, т. е. верховное пастырство. Молитва же о Петре, по ультрамонтанской экзегетике, заключает в себе гарантию непогрешимости в вере. У нас существует обширная полемическая литература, посвященная разбору ультрамонтанского толкования приведенных изречений Господа к апостолу Петру. Всего более разработан православными богословами тот отдел полемики, который касается первых трех веков. Если бы автор рассматриваемой нами книги изучил эту литературу: то мнения его о папстве во многом могли бы измениться. К изумлению. труды русских богословов о папстве игнорируются им. Трактуя о прерогативах папского престола, он цитирует, правда, русские сочинения, в которых делаются случайные замечания об авторитете апостольского престола в Риме. Но ни откуда не видно, что он штудировал специальную русскую литературу о папстве. По видимости, он не имел под руками даже капитального трактата „О видимом (папском) главенстве в церкви“ высокопреосвященного Никанора. А между тем здесь-то он и нашел бы основательное и полное беспристрастия, во всех отношениях образцовое исследование тех именно вопросов, которыми он занимается в первой главе своей книги. Это очень жаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Овьетта — реальный персонаж. Ее имя встречается в протоколах процесса реабилитации Жанны д " Арк, где она давала показания о ее детстве и юности. Там же встречается и имя Манжетты. 322 Анжелюс — католическая молитва, читаемая 3 раза в день. 323 Госпожа Жервеза — чисто литературный образ. 324 Манжетта — реальный персонаж. 325 Аллюзия на слова Христа в Гефсиманском саду: «…душа Моя скорбит смертельно» (Мф, 26: 38). 326 Слова Христа из Нагорной Проповеди (Мф, 6:34). 327 пустой комментарий 328 Святой Петр был рыбаком и назывался Симоном. Когда он был призван к апостольскому служению, Христос сказал ему: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф, 16:18) (Петрос — камень ( греч.)). 329 Малх — первосвященнический раб, которому святой Петр в Гефсиманском саду мечом отсек правое ухо, когда он вместе с вооруженными воинами и рабами, служителями первосвященников и фарисеев, хотел схватить Иисуса (Ин, 18: 10). 330 Таинство Евхаристии 331 Общение святых — см., например, Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин, 1:6–7). 332 Аллюзия на евангельский текст: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф, 10:39). В евангельском тексте «душа» понимается как «жизнь». 333 Пеги вкладывает в уста Овьетты слова, напоминающие ответ Людовика Святого, Гонзага (XVI b.) на вопрос, что бы он делал если бы через 25 минут настал конец света. Святой ответил, что продолжал бы играть в мяч… Этому святому Пеги посвятил очерк, опубликованный в 8–й Тетради 7–й серии от 31 декабря 1905 года. Там и приводятся эти слова. См.: Пеги Ш. Полное собрание прозаических сочинений: В 3–х тт. Париж: Галлимар, 1988. T. II. С. 380–381. 334 Benedicite — молитва перед едой. 335 Гора святого Михаила возвышается из вод Ла–Манша в нескольких километрах от берега, между провинциями Нормандия и Бретань. На вершине статуя Михаила Архангела. Имя Михаила Архангела встречается в Библии всего несколько раз, в том числе и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис) (Ин, 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Оно должно считать, что у этих людей не было мотивов или исторической добросовестности для настоящего изучения вопроса о воскресении Христа. Неверие не обращает никакого внимания на отцов церкви, которых считает крупными авторитетами и католическая, и англиканская, и православная церковь , которых уважают реформаторы, и к которым прислушиваются богословы. Оно им полностью доверяет, когда речь идёт об апостольском богословии, а в физических вопросах – отказывает в праве быть свидетелями. Так и должно быть, в противном случае неверие не было бы таким упорным». Обстоятельства событий у гробницы перед Воскресением Иисус был мёртв У Марка мы находим следующий рассказ о событиях после суда над Иисусом: «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали весь полк; и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся. Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его» ( Мар. 15:15–20 ). Обычай бичевания жертвы перед распятием описывается Джоном Маттингли. «Осуждённого преступника обычно вначале насильно раздевали и привязывали к столбу или колонне близ суда. Затем ликторы-палачи начинали ужасное и жестокое избиение. Хотя еврейские законы не позволяли наносить больше сорока ударов, римляне не устанавливали такого ограничения, и жертва предоставлялась милости секущих». Зверским орудием этой пытки служил бич, так называемый, «флагрум». О нём Маттингли пишет, что «по взгляду на этот бич ясно, что вплетённые в него длинные острые куски кости и металла глубоко проникали в человеческую плоть». Епископ Евсевий из Кесарии, историк церкви III века, пишет о бичевании, которому римляне подвергали приговоренных, что от него «...обнажались вены страдальца и ...выходили наружу сами мускулы, сухожилия и внутренности жертвы». (Послание церкви в Смирне.) Джон Питер Ланг (цит. по Дж. Маттингли) пишет о страданиях Христа: «Полагают, что по жестокости Его бичевание превосходило обычное. Бичевать должны были специальные ликторы, но у Пилата в распоряжении их не было, и он отрядил для этого солдат. По самому характеру этих низких и грязных людей можно предполагать, что в своей жестокости они были ещё хуже ликторов». Претерпев одно из самых ужасных физических наказаний, Христос должен был ещё пережить дорогу до места распятия – Голгофы. Об этих страданиях Иисуса мы читаем у Маттингли следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Первая и высшая степень в церковной иерархии – епископская. Происхождение ее от времен апостольских признается как Православной Церковью, так и Католической. Древнехристианская письменность дает нам троякого рода основания считать сан епископа особым и древнейшим. Святой Игнатий Богоносец (I в.), один из первых церковных писателей, в послании магнезийцам, между прочим, увещевает своих пасомых поступать во всем единодушно под начальством своих властей. Власти эти суть епископы – наместники Божии, пресвитеры – сословие апостолов и диаконы, которым вверено служение Иисуса Христа. С древнейших времен епископскому сану вменялось право служения, управления, учительства и поставления священнослужителей. Церковное управление и учительство – это особое служение в Церкви, для которого необходимы особые дары. В среде народа Божиего, благодатно одаренного, с самого начала исторического существования Церкви имелись лица, которых Сам Бог поставил на дело управления через сообщение благодатных даров Святого Духа: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых – апостолами, во-вторых – пророками, в-третьих – учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор. 12, 28 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4, 11 ). Только тот, кто получил дар управления, может управлять народом Божиим. В самой древней молитве поставления в епископы, сохраненной в «Апостольском Предании» святого Ипполита Римского (III в.), говорится: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа... призри на Твоего служителя и удели ему от Духа благодати, чтобы он мог иметь часть в пресвитéриуме и управлять Твоим народом в чистоте сердца» (гл. 8, 2). Весь народ Божий призван к служению Священства, так как каждый, вступая в Церковь , поставляется на это служение через сообщение благодатных даров царственного священства, без которых миряне не могли бы сослужить предстоятелю за Литургией. Управление же принадлежит только особо призванным, а не всему народу, который даров управления не получил, а без благодатных даров нет и не может быть служения в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Посылая Апостолов на проповедь, Господь дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. 6, 7, 12-13). Уже в апостольское время сложился чин совершения этого Таинства. Болен ли кто из вас? пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5,14-15). И до сих пор Церковь содержит все три составляющих этого Таинства, указанных Апостолом Иаковом: соборная молитва о здравии болящего, помазание его елеем и отпущение грехов. Нужно сразу сказать, что Таинство Покаяния этим священнодействием не отменяется и не заменяется. Принято считать, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые, мелкие, оставшиеся без внимания в силу, может быть, не особой чувствительности нашей совести, а вовсе не те, которые мы стыдимся исповедывать и сознательно утаиваем. Касательно последнего надо отметить, что любое лукавство с Таинствами, любое манипулирование ими, и вообще отношениями с Богом, опасно, потому что Бог наш есть огонь поядающий (Евр. 12, 29). По совершенно отчётливой мысли Церкви, Таинство Соборования дано нам для исцеления болезней, для восстановления здоровья, телесного и душевного; и Таинство это, как показывает опыт, очень действенно. В Римо-Католической Церкви восприятие Елеосвящения иное: там оно понимается как предсмертное напутствие. Это представление проникло и в православную среду и весьма прочно в ней укрепилось. Обычно, когда приглашают священника к уже явно умирающему человеку, очень многие православные просят «исповедать, причастить и соборовать» его, хотя соборованию может уже и не быть места. Но когда просто больному (не очевидно умирающему) предлагается собороваться, люди пугаются, думая: раз соборовать, значит, смерть близка. Но если мы рассмотрим тексты чинопоследования Таинства – канона, многих тропарей, семи пространных и очень трогательных молитв, предваряемых чтением апостольских и евангельских отрывков, – то увидим, что в них нет ни слова о смерти и о предсмертной подготовке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Поэтому твоя любовь должна следовать и другим словам Господа нашего: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь возвещать их от Меня.» ( Иез. 3, 17 ), и собрав тех, которые, как ты сообщаешь, соблазняются разными слухами, непрестанно увещевать, чтобы они не были обольщены теми, кто, скрывая нечестивейших дух под видом католического, стараются уловить своим коварством сердца простых христиан и, точно следуя в злобе обычаю отца своего дьявола, желают возмутить вверенную тебе Церковь разными лживыми сочинениями, и к которым хорошо прилагается апостольское изречение: «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» и далее «... ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.» ( Рим. 16, 17 – 18 ). А ваше же послушание известно повсюду. Так пусть верные души их, часто предостерегаемые вашими увещеваниями, брат, не были бы увлечены никакими корваными речами от правого пути, который есть Христос, как Он говорит: «Я есмъ путь и истина и жизнь» ( Ин. 14, 6 ), но если, чего быть не должно, будучи возмущены противниками, они, быть может, боятся чего-нибудь сделанного против веры (чего Бог отвращается), то пусть с кротостью, соответствующей христианам, следуют словам пророка: «... спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе», ( Втор. 32, 7 ), а также и другого пророка: «... уста священника должны хранить знание, и закона ищут от уст его» ( Малах. 2, 7 ). Ведь сын наш, славный и знаменитый муж Базиниан, а вместе с ним и те, кому поручено вести в Константинополе дела твоей Церкви, брат, как известно, одинаково заявили, что враги Божии выдумали, будто в нашем решении (чего да не будет) осуждены личности епископов Ивы и Феодорита, но те, кто все же сомневается, пусть прочитают, что мы определили в послании к брату нашему Мине, епископу города Константинополя, о деле, которое здесь поднято, и тогда убедятся, что, при помощи Божией, нами не допущено, и даже не было в намерении ничего, что оказалось бы против веры и учения достопочтенных четырех Соборов, на которых были даны определения об одной и той же вере, то есть Никейского, Константинопольского, Эфесского первого и Халкидонского, или же наносило оскорбление одному из тех, кто подписался под вышеуказанным определением халкидонской веры, или (чего да не будет) открылось что-либо несогласное с постановлениями бывших до нас предшественников наших, но что мы во всем противостояли противникам предстоятелей Апостольского Престола и блаженной памяти Папы Льва и вышеупомянутых Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года  (журнал 157) .   Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви неоднократно поднимался в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. 27 марта 2007 года Священный Синод Русской Православной Церкви поручил Синодальной богословской комиссии изучить этот вопрос и подготовить официальную позицию Московского Патриархата (журнал 26). Между тем, 13 октября 2007 года на заседании Смешанной комиссии в Равенне — в отсутствии делегации Русской Церкви и без учета ее мнения — был принят документ на тему «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Изучив Равеннский документ, Русская Православная Церковь не согласилась с ним в той части, где речь идет о соборности и примате на уровне Вселенской Церкви. Поскольку в Равеннском документе различаются три уровня церковной администрации — местный, региональный и вселенский — в нижеследующей позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви эта тема также рассматривается на трех уровнях. 1. В Святой Христовой Церкви первенство во всем принадлежит ее Главе — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Сыну Божию и Сыну Человеческому. По словам святого апостола Павла, Господь Иисус Христос есть  глава тела Церкви ; Он — начаток, первенец из мертвых,  дабы иметь Ему во всем первенство  (Кол 1:18). Согласно апостольскому учению, Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, воскресив Его из мертвых, посадил одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем… и поставил Его выше всего,  главою Церкви , которая есть Тело Его (Еф 1:17-23).

http://mospat.ru/ru/news/51892/

Пусть у инославных будут некоторые Таинства; пусть они имеют право на имя христиан с возникающими отсюда последствиями; пусть они остаются в «ограде церковной» или даже на паперти; но в церковной Евхаристии инославные не участвуют. Господь же сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Правда, и инославные совершают у себя Евхаристию. Но ни мы не можем участвовать в их Евхаристии, ни они в нашей. А Евхаристия и есть именно единение причащающихся со Христом и во Христе между собою. Значит, если мы с ними в Евхаристии разделяемся, которая-нибудь из сторон совершает Евхаристию не истинную. Двух не сообщающихся между собою Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных, быть не может, как не может быть и двух Христов, и двух Церквей. (Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам/ЖМП. 1931) Архиеп. Серафим (Соболев) Если бы инославные христиане и немного отступили от православной веры, все равно мы должны относиться к ним как к отлученным от благодати Святого Духа. Здесь нужно иметь в виду слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ). Когда человек заболевает какою-либо частью своего тела, то и другие части страдают с нею: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» ( 1Кор. 12:26 ), и в итоге весь человек является больным. Поэтому наша Святая Православная Церковь считает то или иное инославное исповедание неистинным и даже недостойным наименования Церкви, хотя бы оно имело некоторые здравые догматические учения. Да, католики в лице своей иерархии сохранили апостольское преемство. В силу этого внутренняя благодать Святого Духа есть здесь. Но она вследствие многих догматических ересей католического исповедания не является здесь спасающей и перерождающей силой. Поэтому католики предоставлены только своим естественным силам в борьбе с грехом и в отношении к стяжанию добродетелей не отличаются от язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Сам Апостол Петр в своем Послании истолковывает пастырство в смысле любовного попечения и блюдения ( 1Петр. 5, 2–3 ): «Пасите Божие стадо, которое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду». Такой же смысл в словах Апостола Павла в Д. 20, 28: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своей». Далее приводя 32 и 102 пр. Трул. Собора, проф. Заозерский указывает, что пастырское проявление, водительство отмечается особым термином poimantik » ¹ gemon … a, противопоставляя пастырское попечение правительственной власти, для которой в 37 Трул. правиле есть другое выражение dio … khsij. Так, на основании основных источников, выделяется пастырство, как особое полномочие священной власти jure divino, как отеческое попечение священнослужителей о духовных чадах (Как примеры его, можно указать на назидание об оставлении порочной жизни, увещания тяжкому преступнику о покаянии, устранение колебаний у сомневающихся в вере, утешение больных, отчаявшихся в житейской борьбе, защиту угнетенных). Исповедь и эпитимия суть средства пастырского воздействия. На основании апостольского толкования и канонического, содержащегося в правилах Вселенских Соборов, пастырство надо выделить, как особый род полномочий, из сферы того, что заключено в понятие католической юрисдикции, и принять ее одним из видов священной власти. Именно, в слишком широком толковании власти управления в выражении: «Pasce agnos Meos, pasce oves meos», и есть источник широкого понимания власти папы включающего с понятием наивысшего учителя, первосвященника и понятие царя; это царственная власть в Церкви у католиков включает права всеобщего законодательства со включением полномочий на привиллегии и диспенсации, на принятие аппелляций со всей Церкви, на высшее попечение о церковном имуществе, право налагать на них подати и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010