Через три месяца по прибытии на Мальту, то есть, когда прошла бурная осень и большая часть зимы, и дальнейшее плавание не представляло уже опасности, они отплыли на александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на Мальте, в Сиракузы  - приморский город на юго-восточном берегу Сицилии в 18 географ. милях (около 125 верст) от Мальты. На носу кораблей делались изображения или богов или животных, или других каких либо предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение Диоскуры. Так назывались двое известных в древности мифологических героев-близнецов Кастор и Поллукс, покровители, как их считали, мореплавания и защитники от морских бедствий. Деян.28:13. Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол, Деян.28:14. где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.    Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли в Ригию, ныне Реджио, в южной Италии против г. Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день, прибыли в Путеолы, ныне Поцуоли, приморский город в одной миле от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии и служила именно для торговли с востоком: здесь обыкновенно разгружались торговые корабли и потом уже сухим путем товары отправлялись в столицу тогдашнего мира — Рим    Дальнейшее путешествие должно было совершаться уже пешком. Но в Путеолах нашлись христиане, которые просили святого Павла и его спутников побыть у них, и они пробыли у них целых семь дней. Это указывает на громадное доверие и расположение к Павлу сотника Юлия. Надо полагать, что Павел и его спутники были оставлены здесь с небольшим конвоем, а остальные узники с прочим конвоем, во главе с самим Юлием продолжили свое путешествие в Рим Через семь дней Павел и его спутники направились в Рим по знаменитой Аппиевой дороге. Прибытие в Рим (Деян. 28:15—16) Деян.28:15. Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКУРЫ [греч. ισκουροι - сыновья Зевса], в древнегреч. мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, сыновья Зевса , братья Елены и Клитемнестры. По одной из версий мифа ( Apollod. III 10, 7), Полидевк и Елена - дети Леды от Зевса, Кастор и Клитемнестра - от ее супруга спартанского царя Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор - смертным). Полидевк - кулачный боец, Кастор - укротитель коней. Д. совершили ряд героических деяний. Они вернули на родину похищенную Тесеем Елену, воспользовавшись его отъездом из Афин. Д.- участники похода аргонавтов, в котором Полидевк победил в кулачном бою царя Амика ( Apoll. Rhod. Argon. II 1-97), калидонской охоты ( Ovid. Met. VIII 301 след.). Д. соперничали с ближайшими родичами Афаретидами, у к-рых похитили невест - Левкиппид, Фебу и Гилайру, дочерей своего дяди Левкиппа. Спор из-за дележа стада быков привел к поединку, в к-ром Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил молнией убийцу сына ( Apollod. III 11, 2; Theocr. XXII 137-212). У Гомера в «Илиаде» Елена во время Троянской войны напрасно высматривает братьев на Троянской равнине, не зная, что они покинули мир живых ( Homer. Il. II. III 236-244). Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил Кастору часть своего бессмертия. Они попеременно появляются на небе то в виде утренней, то в виде вечерней звезды в созвездии Близнецов ( Ps. -Eratosth. 10) и поочередно пребывают то в царстве мертвых, то на Олимпе. В мифе о Д. присутствуют элементы древнего индоевроп. почитания божественных близнецов как помощников человека (особенно воинов, всадников, моряков). Хотя Д. считались дорийскими героями, их культ распространился далеко за пределы Спарты. В мифе о победе Д. над Афаретидами видны отзвуки исторической победы спартанцев над мессенцами (VIII-VII вв. до Р. Х.). В Спарте Д. почитали в виде архаических фетишей - 2 крепко соединенных друг с другом бревен ( Plut. De frat. amor. I). В рим. мифологии они именуются Кастор и Поллукс. А. Тахо-Годи Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178520.html

К Атталу, царю Пергама, из Рима отправилось посольство с просьбой отдать Риму священный черный метеорит– символ богини. Торжественное прибытие ее в Рим украшено было легендой, которую рассказывает Овидий: корабль со священным камнем завяз в устье Тибра, и множество людей напрасно старалось с помощью канатов сдвинуть его с места; тогда матрона Клавдия, о которой ходили дурные слухи, обратилась к богине с молитвой восстановить ее доброе имя, попросила всех отойти, дернула за канат и судно сразу же тронулось с места. «Братья-наездники» – Кастор и Поллукс, сыновья Леды: Поллукс от нее и Юпитера. Кастор от нее и царя Спарты-–Тиндара. Кастор, сын смертного отца, погиб в бою; Поллукс, нежно любивший брата, выпросил у Юпитера разрешение находиться им поочередно один день вместе с богами, а другой – в Аиде. Их изображали прекрасными юношами в полном вооружении на белых конях. Легенда рассказывает, что в тот самый день, когда римлянами была одержана победа над Персеем, царем Македонии (168 г. до Р.Х.), в Риме на Форуме, около источника нимфы Ютурны, увидели двух всадников, смывавших пыль и пот с себя и со своих белых коней. Они же сообщили и о победе. Игры (под этим именем разумелись театральные представления, конские бега и гладиаторские бон) были одной из форм почитания богов. Если при устройстве их что-то было упущено или произошла какая-то заминка, то игры надо было возобновлять целиком или хотя бы частично. Ливий рассказывает, что утром того дня, когда должны были начаться бега (они происходили в долине между двумя холмами), какой-то хозяин высек в этой самой долине своего раба. Через несколько дней Юпитер явился во сне плебею Аннию, сказал ему, что танец, предшествовавший играм, ему не понравился и что если игры не будут повторены со всем великолепием, то Риму грозит беда. Пусть сообщит об этом сенату. Бега были вновь устроены. 22 Деций Мус, консул (340 г. до Р.Х.), увидев, что римское войско дрогнуло (шла война с латинами), объявил, что он обрекает себя ради спасения своих легионов в жертву подземным богам, кинулся в середину врагов и был убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

4. Кастор и Поллукс, по верованиям греков и римлян, были сыновьями властителя неба и высшего из богов Зевса (иначе Дия), почему назывались Диоскурами; по смерти они, по этим верованиям, живут и через день снова умирают, пользуясь лопонесскими божествами света. В то же время они почитались как покровители государства. В честь их совершались особые праздники, называвшиеся «Диоскуриями» (по их имени), а также «Анакиями» — праздниками властителей и правителей, как в некоторых местностях назывались Кастор и Поллукс). 1. Страдания св. Зосимы относятся к началу IV века ко временам царствования римского императора Диоклитиана. Память св. Зосимы пустынника совершается еще 4 января вместе с св. Афанасием комментарисием (смотрителем за узниками, ведшим им запись), который, увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа и после молитвенных подвигов предал дух свой Господу в пустыне. Св. Зосима, по минейным сказаниям, кратко передаваемым и св. Димитрием Ростовским под 4 января, скончался не сразу после претерпенных от Дометиана мучений, а мирно предал дух свой Господу там же в пустыне, вместе с св. Афанасием, в расщелине одной скалы. 1. Год рождения св. благоверного князя Феодора точно определить нельзя, но, несомненно, это было между 1240 и 1245 гг. — По свидетельству его жизнеописателя (иеромонаха Антония, 2-й половины XV в.), он от юных лет воспитан был в благочестии и научен божественным догматам, коими с любовью наполнялось его сердце, как губка, напояемая чистою водою; отроком он уже уклонялся детских игр и обычаев, прилежа наипаче чтению священных книг и соблюдая чистоту душевную и телесную. 2. Можайск (ныне небольшой уездный город Московской губернии) был тогда еще очень юным, бедным и малонаселенным городком с небольшою округою и прилежащими селами. Но Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным и не бедным и заслужил благоговейную любовь народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

299 Братья-близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс) похитили Фебу и Гилайеру, дочерей Левкиппа. В ходе спора из-за дележа стада быков Кастор был убит Идасом. Поскольку Полидевк отказался от бессмертия, если брат его останется мертвым, Зевс сделал так, что они один день проводили среди богов, другой среди смертных (Аполлодор. 3:11:2). 302 Гермес (Меркурий), случайно найдя черепаху, изготовил из ее панциря лиру, которую отдал Аполлону (Аполлодор. 3:10:2). 303 Лактанций намекает на историю Кибелы, которая полюбила юного Аттиса. Застигнув Аттиса с нимфой, Кибела убила нимфу, а на Аттиса наслала безумие, в котором он сам оскопил себя. См.: Овидий. Фасты. 4:223–246. 308 Евгемер – греческий философ IV века до н. э., за рационалистическое толкование мифов прозванный Безбожником. 309 Энний – римский писатель (239–169 гг. до н. э.), автор эпической истории римлян, сатир и драм. Цицерон называет его первым переводчиком и последователем Евгемера (Цицерон. О природе богов. 1:42:119). 313 Празднества в честь Флоры проводились весной, во время «пробуждения» природы, с 28 апреля по 3 мая. 319 Форнакс (Fornax, букв.: Печь) – богиня очагов и печей. См.: Овидий. Фасты. 2:525–532. Праздник в честь этой богини был введен в Риме Нумой Помпилием и проводился в феврале. 321 Мута (Muta, букв.: Немая) – нимфа, которую Юпитер за болтливость поразил немотой. См.: Овидий. Фасты. 2:583–616. 323 Бог Как (Cacus) похитил часть стад у Геркулеса; вернуть их помогла сестра похитителя, Кака (Саса), за что ей было посвящено святилище, где горел неугасимый огонь. 324 Ср.:».. .когда Тарквиний захотел соорудить Капитолий, он, поскольку на том месте, [где он задумал воздвигнуть храм Юпитеру], находились святилища многих богов, вопросил их через авгуров, уступят ли они [место] Юпитеру; когда же все уступили, остался только Термин» ( Лактанций . Божественные установления. 1:20:38). 331 Кинокефал – собакоголовое существо. По всей видимости, во время этого религиозного обряда в нужный момент появлялось божество с собачьей головой, которое выводило Осириса из царства мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

111 Μισωρ сир Masoro, странник. Ζυδοχ евр. праведный Кехер в Μισωρ находит , а в Ζυδυχ Гроций видит Мелхиседек. 112 Сократу у Платона говорит: κουσ τονυν παρ Ναυκρτιν τς Αγπτου γενοθαι τν χε παλαιν τινα θεν, ο κα τ δρνεον ερν, δ χαλοσιν Ιβιν ατ δ νομα τ δαμονι εναι θεθ τοτον δ πρτον ριθμν τε κα λογισμν ερεν κα γεωμετραν κα στρονομαν, τι δ κα πεττεας κα κοβεας κα δ κα γρμματα. Кумберланд отождествляет Тота с сыном Манеса, первого египетского царя. 113 Кабир – финикийское сильный. Филон смешал это слово с союзный от связать ( Суд. 20:11 ); понимая как , он отождествил их с диоскурами, dii consociati. Это отождествление справедливо только относительно двух кабиров, которые, как греческие Кастор и Поллукс, считались у финикиян покровителями мореплавания. Но всех кабиров у филистимлян было семь, и деятельность их была разнообразна. Кабирам, покровителям мореплавания, было усвоено название Кастора и Поллукса, что между прочим видно из надписей некоторых греческих монет, где Кастор в Поллуксе изображается с надписью ΘΕΩΝ КАВЕΙΡΩΝ ΣΥΡΙΩΝ. Самофракийскими кабиры названы у Филона потому, что их таинственный культ был на острове Самофраке. Их служители или жрецы здесь назывались коривантами, которых Филон смешал с самими кабирами. 114 от высший, Вируфа Βηρουθ евр. ; ср . Моверс – от кипарис, кипарисовая колонна=символ богов. Филон соблазнился женским окончанием этого слова и выдумал Вируфу, как отдельную богиню. 116 Βιτολον евр. название священных камней, которые ставились в честь богов. Филон принял их за название богов. 117 Δκγον, евр. Дагоя. Очевидно, это слово производили от пшеница, хлеб, и потому Филон Дагона называет также Σιτων от σιτος пшеница, хлеб. 119 Μελικαρθος царь города, если читать , или царь земли, если читать он же Геркулес. 123 Βαιτια λθοι μψυχοι. Здесь очевидное недоразумение. Бетили нигде в финикийских надписях не называются живыми камнями. Можно думать, что Филон здесь неправильно прочел финикийское слово от мазать; а выражение понял, как , откуда и вышли одушевленные камни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

208 Эскулап, бог врачебного искусства, считался сыном Аполлона и Корониды, дочери властителя лапифов, Флегии. Либер, древнеиталийский бог происхождения, оплодотворения и наслаждения, впоследствии был отождествлен с Дионисом, или Вакхом, сыном Зевса и Семелы. Когда к ней, во время ее беременности, приблизился Зевс с громом и молнией, то она была охвачена пламенем и, умирая, родила недоношенное дитя, впоследствии названное Дионисом. Титул отца (pater) часто придавался римлянами богам. 209 Майя, дочь Аполлона и Плейоны, также у Вергилия в Aen. VIII, 138 называется сияющей (candida). 210 Латона, преследовавшаяся повсюду во время своей беременности ревнивой Герой и Пифоном, нашла, наконец, убежище и родила от Зевса Аполлона и Диану (Артемиду) на острове Делос, который до того времени находился под водой и после того плавал по морю, пока Аполлон не укрепил его между кикладскими островами Миконом и Гиаром. 213 Прозерпина (Персефона) была похищена Аидом, или Гадесом (Плутоном), в то время, когда собирала со своими подругами цветы на лугу, после чего стала супругой Аида и царствовала вместе с ним в подземном мире над душами умерших. 214 Геркулес, или Геракл, национальный герой греков, был сыном Зевса и Алкмены, родился в Фивах и после известных 12 подвигов сжег себя на костре на горе Эте (в южной Фессалии) и вознесся на Олимп. Многие народы отождествляли своих героев с этим Геркулесом. Так, Цицерон в De nat. deor. Ill, 16 упоминает о шести Геркулесах и в том числе – о Тирском Геркулесе (в Финикии), сыне Зевса и Астерии. 215 Касторы (Диоскуры) – Кастор и Полидевк, или Поллукс, сыновья Зевса или Спартанского царя Тиндарея и Леды. Из них Кастор отличался как укротитель коней, а Полидевк – как кулачный боец. Цветом называется обложенный железом или свинцом крепкий ремень из бычачьей кожи, которым бойцы окутывали себе руки. 216 Здесь текст явно испорчен. Принятая в изданиях Орелли и Миня конъектура Titanes et Bocchores несостоятельна. Речь здесь идет, очевидно, о богах мавритан, которые обоготворяли своих царей (ср. Tert. Apol. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

6 Хорнпайп — английский матросский танец. 7 Коммодор — в Англии и США — командир соединения кораблей, не имеющий адмиральского звания. 8 Пифагор (6 в. до н. э.) — древнегреческий философ и математик. 9 Христофор Колумб (1451 — 1506) — итальянский мореплаватель, состоявший на службе испанской монархии; считается первооткрывателем Америки. 10 Кастор и Поллукс — в древнегреческой мифологии близнецы, известные как Диоскуры (букв. " сыновья Зевса " ) и знаменитые своей братской любовью. Из двух братьев только Поллукс обладал бессмертием, но проводил дни поочередно с богами на Олимпе и со своим смертным братом Кастором в подземном царстве умерших душ. 11 Известная порода крупного рогатого скота, первоначально выведенная на Нормандских островах, расположенных в проливе Ла-Манш 12 Аллегория — иносказание; словесная аллегория характерна для басен и сказок; в изобразительном искусстве — аллегория представляет собой выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа. 13 " Гарри и Люси "  — повесть для детей ирландской писательницы Марии Эджуорт(1767 — 1849). 14 " Роланд и Майберд "  — сказка из сборника братьев Якоба (1785 — 1863) и Вильгельма (1786 — 1859) Гримм, известных собирателей немецких сказок. 15 " Синдбад-мореход "  — одна из восточных сказок сборника " Тысяча и одна ночь " . 16 " Жизнь и приключения Робинзона Крузо "  — роман аглийского писателя Даниэля Дефо (1659 — 1731). 17 Мальчуган, малыш (нем.) 18 Эркер — полукруглый или многогранный выступ в стене, освещенный окнами. 19 Мэри Хауитт (1799 — 1888) — английская поэтесса. 20 Колизей — амфитеатр в древнем Риме, на арене которого проходили кровавые бои гладиаторов. Гладиаторами были рабы, военнопленные, осужденные по суду и т. д., специально обученные сражаться между собой или с дикими зверями на потеху зрителям 21 Мадж Уайлдфаер — красивая, но взбалмошная девушка, героиня романа английского писателя Вальтера Скотта (1771 — 1832) " Эдинбургская темница " . 22 " Мальчики Крофтон " (1865) — повесть для детей английской романистки Гарриет Мартино (1802 — 1876). Гарриет Мартино была автором нескольких серий книг для детей, ряда романов для взрослых, но больше известна как автор книг по истории, экономике, социологии. Несмотря на проявившиеся еще в детстве глухоту и тяжелое заболевание сердца, она оказалась в рядах самых выдающихся английских интеллектуалов своего времени и активно проповедовала взгляды Унитариатской церкви, к которой принадлежала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

III.10.3). 102 О воспитании Асклепия кентавром Хироном сообщает Аполлодор, который рассказывает, что Хирон обучил Асклепия искусству врачевания и охоты (III. 10.3). 106 Марс (Арес) был предан суду на Ареопаге за убийство Галиррофия, сына Посейдона (Галиррофий изнасиловал дочь Ареса Алкиппу). Судьями выступали двенадцать олимпийских богов, которые оправдали Ареса (Аполлодор. III. 14.2). 107 Братья–близнецы Кастор и Полидевк (Поллукс) похитили Фебу и Гилайеру, дочерей Левкиппа. В ходе спора изза дележа стада быков Кастор был убит Идасом. Поскольку Полидевк отказался от бессмертия, если брат его останется мертвым, Зевс сделал так, что они один день проводили среди богов, другой – среди смертных (Аполлодор. III. 11.2). 109 Гермес (Меркурий), случайно найдя черепаху, изготовил из ее панциря лиру, которую отдал Аполлону (Аполлодор. III. 10.2). 111 Имеется в виду Ариадна, предавшая ради Тесея своего отца Миноса и сводного брата Минотавра, но оставленная Тесеем. 112 Имеется в ввду изгнание Сатурна (Крона) и война Юпитера (Зевса) и его братьев Нептуна (Посейдона) и Аида с титанами. См.: Аполлодор. 1.2.1. 113 Амфитрион–муж Алкмены, которая родила от Зевса Геракла (Аполлодор. II.4.8); Тиндарей – супруг Леды, которая родила от Зевса Елену и Полидевка, одного из Диоскуров (III. 10.7). 115 Цицерон написал семь речей против злоупотреблений Гая Верреса в Сицилии. В результате Веррес был приговорен к ссылке и возмещению ущерба. 116 Публий Клодий Пульхр в 62 г. до н. э. был обвинен в оскорблении празднеств в честь Блаженной Богини. Вина его была доказана Цицероном. Позднее Клодий добьется изгнания Цицерона. Лактанций намекает на тот факт, что Гера (Юнона) являлась не только супругой, но и родной сестрой Зевса (Юпитера) как дочь Крона и Реи. 119 Опа – римская богиня плодородия и урожая, впоследствии отождествлялась с Кибелой и считалась женой Сатурна. 120 Евгемер – греческий философ IV в. до н. э., за рационалистическое толкование мифов прозванный Безбожником. Идеи Евгемера о том, что боги были выдающимися людьми древности, будут активно использоваться Лактанцием в полемике с язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

    28:3. В холодное время года некоторые виды змей впадают в спячку, и их подчас трудно отличить от сухой ветки до тех пор, пока тепло не отогреет их.     28:4. Люди, пережившие катастрофы на море, считались в древности благочестивыми и, следовательно, невиновными. В некоторых преданиях рассказывается о нечестивцах, спасшихся от страшной смерти (напр., на море) только для того, чтобы попасть в еще более страшную беду (помимо греческих легенд см.:Ам. 5:19). «Справедливость» (•? в русском синодальном переводе — «суд Божий») была богиней, которая исполняла волю Фортуны или Рока; хотя жители Мелита упоминают здесь некое пуническое божество, Лука передает их мысль при помощи образа, заимствованного из греческой поэзии. На острове были обнаружены еврейские катакомбы, датируемые П-Ш вв. н. э.; но если евреи и жили здесь в I в., в этом повествовании о них ничего не говорится.     28:11—16 Путь в Рим     28:11. Морская навигация открывалась не ранее 8 февраля и не позднее 10 марта, в зависимости от погоды; в тот год она открылась рано. Об александрийских кораблях см. в коммент. к 27:6; как и многие другие, этот корабль зимовал в мелитской гавани. Корабли часто называли в честь бога-покровителя (напр., «Исида»), изображение которого находилось в носовой части корабля. Диоскуры (Кастор и Поллукс, герои- близнецы, сыновья Зевса, которые были обожествлены) считались покровителями мореплавателей.     28:12. Сиракузы были главным городом Сицилии, в котором соединялись черты греческой и римской культуры.     28:13. Ригия (Регий) — ближайшая к Сицилии итальянская гавань. В I в. торговые суда, в том числе александрийские сухогрузы, разгружались в Путеоле, к западу от Неаполя; судя по тому, что они доплыли туда на второй день, скорость корабля была оптимальной (около 90 миль в день).     28:14. Наряду с обосновавшимися в Путеоле почитателями египетских и финикийских культов там издавна существовала и еврейская община. В этом крупном порту процветала не только международная торговля, нои многочисленные религии Востока. Неудивительно, что здесь оказались и христиане; но первые читатели Луки, вероятно, были больше удивлены тем, что христиане оказали гостеприимство и конвоирам Павла.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

  001     002    003    004    005    006    007