Но когда они увидели, что он стряхнул змею в огонь, не потерпев никакого вреда, то стали говорить, что он бог, то есть, по их языческому представлению, один из богов, принявший на себя образ человека. В настоящее время на Мальте нет ядовитых змей, а у туземцев есть предание, что с тех пор, как св. Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость. Начальник острова по имени Публий, имевший поблизости имение, принял у себя его и дружелюбно в течение трёх дней угощал Павла и его спутников («нас», как выражается Дееписатель, то есть Павла, Луку и Аристарха, а конечно, не всех 276 путников, что особенно видно из 10 стиха). Тут Павел совершил чудо исцеления от лихорадки и кровавого поноса отца Публия, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их. Благодарность их была велика, и они оказывали Павлу со спутниками много почестей и снабдили их всем нужным на дальнейший их путь. Через три месяца по прибытии на Мальту, то есть когда прошла бурная осень и большая часть зимы и дальнейшее плавание не представляло уже опасности, они отплыли на александрийском корабле, называемом «Диоскуры», зимовавшем на Мальте, в Сиракузы – приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, в 18 географических милях (около 125 вёрст) от Мальты. На носу кораблей делались изображения или богов, или животных, или других каких-либо предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение Диоскуры. Так назывались два известных в древности мифологических героя-близнеца Кастор и Поллукс, покровители, как их считали, мореплавания и защитники от морских бедствий. Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли в Ригию, ныне Реджио в южной Италии, против города Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день, прибыли в Путеолы, ныне Пуццоло, приморский город в одной миле от Неаполя. Гавань Путеолы в то время была одна из самых значительных на западном берегу Италии, и именно для торговли с востоком; здесь обыкновенно разгружались торговые корабли, и потом уже сухим путём товары отправлялись в столицу тогдашнего мира – Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но думаю, что мысли подлежащего (толкованию) всегда должны оканчиваться соответственно умозрениям и совершенно гармонически. Ис.24:23 . Яко воцарится Господь в Сионе и во Иерусалиме: и пред старейшины славен будет. Сион толкуется высокий и место наблюдения, а Иерусалим – видение мира. Итак, Церковь Христова истинно есть место наблюдения и истинно есть видение мира. Ибо в ней обычно предлагается высочайшее созерцание божественных Его тайн и подлинно (в ней) видение мира. Миром же мы называем Христа, которого мы познаем из богодухновенного Писания, так как писал о Нем премудрый Моисей, а равно и святые пророки. Итак, когда истреблено было нечистое и ненавистное идолослужение, искоренено было поклонение твари, и когда жестоко угнетавшие поднебесную заключены были в крепость и темницу, когда разрушена была стена и уничтожена до самого основания, как уже было объяснено это прежде: тогда (сбылось сказанное, пророком): воцарится Господь в Сионе и пред старейшины славен будет. Старейшинами же думаю, в сих словах называет совершенных духом и имеющих как бы состарившийся ум, так что очами сердца они могут созерцать глубину касающихся Его тайн. Им и премудрый Иоанн пишет, говоря: пишу вам, отцы, яко познасте безначальнаго ( 1Ин.2:13 ). Но познавши, они прославляют Его и воздают Ему подобающую славу, исповедуя Его царем и Господом. А что по совершенном уничтожении тиранства диавола воцарился Христос, Он сам учит этому: когда Он в искупление за жизнь всех Себя самого принес Богу и Отцу, претерпевши за нас честный крест, то говорил: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе ( Ин.12:31,32 ). Итак, Он покорил своей власти всех живущих на земле, изгнав князя века сего; словом же изгнание хорошо обозначается уничижение тиранства (диавола) над всеми. 36 Полагаем, что вместо стоящего в подлиннике: ν στεροις καιρος; должно быть читаемо: ν προτεροις καιρος . 37 φυλην σου. В некоторых греческих кодексах Библии находится подобное выражение, хотя в большой части списков его нет, а потому нет и в славянском переводе. 40 Диоскурами назывались Кастор и Полидевк (или Поллукс), считавшееся детьми Зевса ( Δις– κοροι), – главного Божества языческой Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Церковные дела в Иерусалиме идут своим порядком. Разногласий на св. местах пока нет. Купол над Гробом Господним еще не починивается, потому что архитектор не возвратился из Атталии с строевыми материалами. Ученики здешнего патриаршего училища в нынешний год начали проповедывать Слово Божие в церквах на языках греческом и арабском. Святогробская типография в конце прошлого года отпечатала по-арабски первую кафизму (3.000 книжиц), Апостол (2.000) и катихизис (1.000), а теперь печатает октоих (5.000), цветную триодь (1.000) и на греческом языке изъяснение псалтири. В прошлое лето построены новые хорошие церкви в деревнях Рамалле и Джифне. Никогда не бывало такой духовной деятельности в Палестине! Да утешатся его северные будильники владык иерусалимских и да напрягут свои силы еще более к устройству матери церквей христианских посредством старых или новых орудий своих! Францискане св. Земли тайно радуются неудаче своего патриарха в Бетжале. На днях они подстрекнули араво-католиков иерусалимских, по случаю раздачи им пособий, подать на него прошение папе, что он утесняет францисканский монастырь, покровительствующий их издревле, и вместо того, чтобы помогать своим чадам духовным, сыплет деньги арабам греческого вероисповедания, суетно надеясь привлечь к себе этих людей, которые за одну златицу готовы принять на час всякую веру. Время покажет, сбудется ли то, чего желают францискане, т. е. смена их патриарха. А он с Боттой до сих пор находится в Яффе, где наши язвят его нареканиями за Бетжальское дело. Удаление этих двух сподвижников насмешливо называют здесь разрывом Франции и Рима с диваном иерусалимским за деревню Бетжалу. Однако в насмешке скрывается истина. Ибо, действительно, новые Кастор и Поллукс стараются отомстить этому дивану за неисполнение их своенравных прихотей. Заметно какое-то опьянение в нынешних духовных владыках. Не говорю о шумных делах папы и клеврета его Валерги: наш цареградский патриарх Анфим рехнулся с ума, когда просил султана взять его со всем синодом в Адрианополь в следующую весну, дабы молитвами своими помогать ему в бранных предприятиях его. Этот поступок архиепископа нового Рима, равно как и увещание его к христианам способствовать войскам турецким, причинили жестокую боль всем сердцам. Везде гласно говорят, что он перешел за черту своего долга, и упрекают его за вмешательство в дела не церковные, не желая видеть в нем и тени сходства с архиепископом Рима древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников. Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании. Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа —бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление». Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство. Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

http://pravicon.com/info-2140

Вид пристани монастыря Иверского. Келья Милопотамская близ монастыря Иверского, – вдали виден остров Лимнос. Милопотам с западной стороны. Вид источника св. Афанасия. Вид Русского монастыря св. великомученика Пантелеймона на св. Афонской горе. Вид Русского св. великомученика Пантелеймона монастыря на Афоне с западной стороны. Вид кельи схимонаха Серафима на Афоне. Вид Зографского монастыря с северо-западной стороны. Вид кельи св. Георгия, близ монастыря Зографского. Виды Андрониковой башни: а) со стороны входа; б) с моря, в) Кастор и Поллукс на башне; г) имя Бога. Вид монастыря св. Дионисия. XI. Афон. Живопись и архитектура. – Альбом, состоящий из 25 листов, на которых помещены планы церквей, монастырей и местностей афонских, а также виды монастырей и церквей, снимки с капителей, аналоев и других церковных предметов, и печатей, перечень которых, носящий заглавие: «Архитектура» писанный рукой о. Порфирия, помещен в начале альбома. Снимки или сделаны от руки, или литографированы в литографии Прохорова. В этом альбоме заключается следующее: 1. План протатской церкви на Афоне. Фасад южной стороны протатской церкви. Колоко будто Константина Великого в протатской колокольне. Алтарь протатской церкви. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора. План соборного храма в Ватопеде IV века. Южный фасад Ватопедского собора. План соборного храма Успения пресв. Богородицы в Иверском монастыре. Вид соборного храма Успения Богородицы в Иверском монастыре. Рельефное гипсовое окно с разноцветными стеклами, в алтаре собора Успения пресвятой Богородицы монастыря Ивера на Афонской горе. Соборный храм Введения пресвятой девы Марии в Хиландаре. На Афонской горе в м. Хиландаре. Западный угол северного фасада соборной церкви Введения во храм пресвятой Богородицы. Тетраморф или Четвероевангелие. Символы. На Афонской горе в мон. Хиландаре. Наружные мраморные украшения церкви Введения во храм пресв. Богородицы. План храма Вознесения Господня в Есфигмене. Вид храма Вознесения Господня в Ефсигмене с восточной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Созвездия Созвездия ( 4Цap. XXIII, 5 ) – группы, или отделы, на которые разделялись с древнейших времен звезды, с той целью, чтобы можно было с большим удобством различать оные. Созвездиям присвоили названия или людей, или животных, имевших какое-либо хотя приблизительное сходство с ними. Имена героев и царей обыкновенно переносились и на созвездия. Боготворение небесного воинства ( 4Цap. XXIII, 5 ) составляло один из древнейших видов идолопоклонства. Созвездия, особо упоминаемые в Свящ. Писании, суть следующие: Арктур, Орион, Плеяды, Кастор и Поллукс и др. Число всех созвездий северной и южной половины неба доходит в настоящее время до 117. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Диоскуры Диоскуры ( Дeяh.XXVIII:11 ), иначе Кастор и Поллукс, – так по языческой мифологии назывались близнецы от Юпитера и Леды. Они считались божествами, охранявшими моряков, на том основании, что якобы получили от Нептуна особенную власть над ветром и волнами, и особенно помогали во время морских бурь и кораблекрушений. Посему их изображения часто вырезались или рисовались на носу кораблей. И корабль александрийский, на котором св. ап. Павел отплыл с о-ва Мелита в Италию, несомненно, имел подобное же изображение и потому носил название: Диоскуры. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

И как на небе Сидеры (звезды) в ясну ноченьку ярко светят, так бы и детки их всегда были к отцу с матерью приветливы, словом не забижали и хлебушком не заделяли, во младости почитали и в старости не покидали, а по смерти поминали, чтобы их душеньки чрез звезды ясные на небушко взлетели... Помогай Бог всем неродицам первое брюшко сносить и ребятишек породить во здравии... Аминь.» Тут Парамоныч снова дунул, плюнул на все четыре стороны, припал к земле, что-то пошептал над сделанными им кругами, потом встал и развел руками над головами молодой барщины, как будто он в самом деле что-то такое напускает на всех. – Ну, бабенки, теперь дело кончено, сказал он потом, кланяясь молодой барщине: – теперь я на вас на всех напустил такое наваждение, что вы все к году породите... Радуйся, батюшка-поп! Такие выпадут месяцы, что успевай только ребят в крещеную веру вводить: что ни день, то будет крестин пять, али шесть... А вы, бабенки, смотрите, не шалите: как увидите у себя брюшко, не ходите ни к бабкам, ни к колдунам, и сами не изводите своих детищ; а то я на вас за это напущу такое дьявольское наваждение, что змеи огненные будут к вам летать по ночам, спать с вами и щипать вас, и родить вы будете, не разродитесь, и подохните, как псы смердящие, без покаяния, придут к вам из ада Цербера (Цербер адский пес) и Кощей бессмертный, загрызут вас, и душеньки ваши диаволы оттащут прямо в тартарары на веки вечные, а Костра и Полуса (Кастор и Поллукс) утробушки ваши отдадут на съедение червям, и воскресения вам тогда, как душегубцам, не будет во веки вечные... И тот будет анафема-проклят, кто вздумает ворожить вам на детищах ваших, али к бабкам и к колдунам вас посылать... Сильнее меня ни одного знахаря нет: не токма что все колдуны у меня под рукою, а и вся нечистая сила служит мне... Куда хочу, туда и пошлю ее мучить людей... Народ стоял безмолвно, в страхе и трепете, будучи уверен в том, что Парамоныч есть голова всем знахарям и колдунам и может все сделать, что захочет. Такой панический страх овладел всеми, что и после того, как Парамоныч перестал говорить, долго никто не осмелился хоть слово сказать друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Александрийский корабль, именем Кастор и Поллукс (Диоскуры) привез их в Сиракузы, где пробыли три дня. Оттуда, огибая Сицилию, прибыли в Ригию, а через день, при попутном ветре, переплыли пролив и в два дня достигли Путеолы. Там нашли братьев и упрошены были пробыть семь дней, а потом пошли в Рим. Тамошние братия вышли им навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился. V период (с 62 – 67 г.) Жизнь Павла в Риме под надзором воинов. Наставления и проповеди Когда Павел прибыл в Рим, 539 то сотник передал его, вместе с прочими узниками, военачальнику, обязанному их стеречь; но Павлу дозволено было жить где хочет, под надзором одного из воинов. Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и обратился к ним со следующими словами: «Мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима передан в руки Римлян. Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти. Но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у Кесаря, впрочем, не с тем, чтобы обвинять в чем-либо мой народ. По сей причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я сими узами». 540 Они же отвечали: «Мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал ничего худого. Впрочем, желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что о сем учении везде спорят». Назначили день, и очень многие из Иудеев пришли слушать Апостола. С утра до вечера проповедовал им Павел о царствии Божием, приводя свидетельства и стараясь удостоверить их, что все пророчества исполнились на лице Иисуса. Одни убеждались словами его, а другие не верили; спорили между собой и уходили. Павел воспользовался этим, чтобы напомнить им пророчество Исаии: 541 «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Обратимся " 518 к обзору оттенков слова νομα в языке греческом. В качестве синонимов этого слова Поллукс приводит κλσις от καλεω кличка, зов; προ(σ)ηγορια от προσαγορευω: обращение, приветствие; πρσρησις и πρσρημα – то, с чем обращаются, приветствие; πκλησις, πικλην – от επικαλω, прозвище; πωνυμα и νομασα прозвание, фамилия. Произведённый от νομα глагол νομαξειν Поллукс сопоставляет с глаголами καλεν, προσαγορεειν, πονομαξειν 519 . Но эти синонимы только повторяют тавтогорически 520 основное значение, νομα, слегка варьируя его, но не выясняют ни его, это основное значение, ни других значений. Между тем νομα может означать: 1) собственное или нарицательное имя, наименование любой вещи или личности, фиксирующее то, что (was) есть некто или нечто для другого, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев – для другого. Соответственно с этим, νομα ещё в древности получало определение вроде: «Первее всего имена служат представителями (символами) понятий, и потом и предметов», у Климента Александрийского » 521 : «Имя есть некоторое истинное высказывание присущего именуемой вещи», у Пахимера в толковании Ареопагитики «Об именах» 522 : «Имена объявление (обнаружение – declaratio) лежащих под ним(и) вещей (rerum subjectarum)» 523 . Но если для непосредственного миропредставления имена открывают ими именуемую природу вещи, являясь крайним проявлением её сущности, то для рефлексии имена уже издревле противоставлялись вещам. Ряд свидетельств начинается еле очерченным противоположением имени и вещи, кончается же крайним их антагонизмом. Но этот ряд ещё лишний раз доказывает самим наличием полемики, что было против чего полемизировать и что, следовательно, представление о тесном единстве имени и вещи действительно было общим фоном мировоззрения. Среди таких полемических вылазок отмечаем: «Они по имени, они не на деле друзья», – у Еврипида 524 : «Ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» ( Откр. 3:1 ); Златоуст убеждает слушателей обращать внимание не на имена, но на самую вещь: «Не в имени заключены вещи, но природа вещей образует имена, согласно собственной сущности» 525 ; Афинагор же обращается к язычникам, которым было ненавистно самое имя христиан: «Не имена достойны ненависти, но негодный поступок – наказания и возмездия» 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

   001    002    003   004     005    006