Письма V и VI очень таинственны и мало понятны. Сенека говорит о каком-то удалении (secessu) апостола, спрашивает о причине этого и потом замечает, что если причиной этого неблагорасположение императрицы (domina) на то, что ты отказался от древней религии и склоняешь к тому же и других, то ты найдешь случай объяснить ей, что такое дело совершается по разуму, а не по легкомыслию. (По связи речи в корреспонденции Сенеки с ап. Павлом можно догадываться, что в этом письме дело идет о том, что ап. Павел отклонил от себя предложение Сенеки читать вместе с ним какое-то сочинение Сенеки перед императором – разумеется, с миссионерской целью – из нежелания сделать неугодное императрице. См. ниже.) Павел, со своей стороны, в письме к Сенеке (VI) отказывается входить в какие-либо дальнейшие объяснения по тому вопросу, какой дает ему Сенека, находя, что такие вещи не следует вверять чернилам и перу, затем говорит о необходимости почтительности ко всем и о том, что все нужно побеждать терпением. Следующие письма (VII, VIII, IX) касаются очень замечательного случая. Сенека сообщает своему брату (ап. Павлу), что он читал послание его к Галатам, Коринфянам и Ахеянам (?) самому императору, что император нашел их исполненными мудрости и выразил свое удивление по тому поводу, что каким образом человек без надлежащего образования (т. е. ап. Павел) может быть способным к раскрытию таких важных мыслей. В ответ на последнее замечание императора Сенека, по словам его письма к ап. Павлу, объяснил ему, что богам угодно бывает открывать великие истины устами простецов и в доказательство этого привел некоего Вациния, которому явились Кастор и Поллукс. Павел остался недоволен предприятием Сенеки, клонившимся к обращению в христианство императора (VIII). Он находит, что не следует раскрывать императору христианское учение, которое так противно его традициям и воспитанию. Сенеке же советует впредь этого не делать, тем более что на это может разгневаться императрица, хотя не как императрица, но как женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Может быть только, что вместе с Павлом и его спутниками Публий принимал и угощал еще Юлия сотника в качестве стража над узником Павлом. Публий принимал и угощал их в продолжение трех дней, вероятно, по случаю исцеления Павлом отца его, о чем повествуется далее. Можно полагать, что весть о чудесном сохранении Павла от укуса ехидны разнеслась между жителями и дошла до Публия, у которого был болен отец. Начальник острова захотел видеть ужаленного ехидной и оставшегося здоровым и невредимым, может быть в надежде, что этот чудный человек (или бог в образе человека, как думали островитяне, ст. 6) поможет отцу его, и пригласил его к себе, причем Павел взял с собой и своих, и Юлия. – Исцелил его: без сомнения, чудесным образом, как и прочих больных островитян (ст. 9), на что указывает тоном свои весь этот рассказ. – Вследствие сего Павлу и его спутникам островитяне оказывали многие почести и снабдили тем, что им нужно было в дальнейшем пути. 11. Чрез три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове. 12. И приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня. Чрез три месяца: после прибытия на Мальту; следовательно, когда прошла бурная осень и большая часть зимы (ср. прим. к Деян.27:9 ), и дальнейшее плавание не представляло уже опасности. – Мы отплыли на Александрийском же корабле ( Деян.27:6 ), называемом (собственно – означаемом, со знаком) Диоскуры: на носу кораблей делались изображения или богов, или животных, или других каких-либо предметов, по избранию или желанию владельца; иногда же делались только надписи этих предметов. На корабле, на котором Павел и его спутники отправились из Мальты, была надпись или изображение – Диоскуры. Так назывались два известные в древности мифологические герои-близнецы Кастор и Поллукс, покровители мореплавания и защитники от морских бедствий, по мнению древних. – Приплыв в Сиракузы: приморский город на юго-восточном берегу Сицилии, в 18 географических милях (около 125 верст) от Мальты, пробыли там три дня: вероятно, по делам корабля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2. Кто не знает, в какие времена жил Геркулес, если он плавал в числе аргонавтов и во время завоевания Трои убил Лаомедонта, отца Приама, за клятвопреступление? С того времени насчитывают чуть более тысячи пятисот лет. 3. Он, как передают, даже рожден был недостойно, к тому же, появившись на свет от прелюбодеяния Алкмены, 290 сам был предан порокам родителя. Он никогда не удерживал себя ни от женщин, ни от мужчин, и обошел весь круг земель, движимый не столько жаждой славы, сколько похотью, не столько ради побед над зверями, сколько ради порождения детей. 4. И хотя он был непобедим, все же был покорен Омфалой, и, отдав ей дубину и шкуру льва, облачился в женские одежды и, сидя у ног женщины, прял пряжу. 291 А позже, охваченный безумием, он убил [своих] маленьких детей и жену Мегару. 5. Наконец, облачившись в одежду, посланную ему супругой Деянирой, 292 и погибая от язв и страдая от невыносимой боли, он собрал для себя погребальный костер на горе Этне, на котором сжег себя заживо. Выходит так, что хотя его и можно было счесть богом за доблесть, но, исходя из этих деяний, должно признать [прежде всего] человеком. 8: 1. Тарквиций передает, что Эскулап был рожден неизвестными родителями, и после того как он был выброшен ими и найден охотниками, вскормлен молоком собаки и отдан в обучение Хирону. 293 2. Он задержался в Эпидавре и, как говорит Туллий, похоронен в Киносурах, 294 когда был поражен ударом молнии. В свою очередь, Аполлон, отец его, не счел позорным пасти чужое стадо ради того, чтобы получить жену, 295 и когда нечаянно убил любимого мальчика, 296 скорбь свою запечатлел на цетке. 297 3. Марсу, мужу особой храбрости, также не было чуждо прелюбодеяние. В самом деле, прикованный сетью [к ложу] вместе с любовницей, 298 он стал посмешищем для других. Кастор и Поллукс украли чужих невест, что не осталось безнаказанным. 299 Гомер свидетельствует, причем не как [измышляющий] поэт, но достойным веры образом, что они умерли и были похоронены. 300 4. Меркурий, который родил в прелюбодеянии с Венерой Андрогина, 301 заслужил звание бога тем, что изобрел лиру 302 и искусство гимнастики.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/o-t...

3 . Что же Аполлон, отец его? Не изза любви ли, которой был охвачен, он позорнейшим образом пас чужое стадо и воздвиг стены Лаомедонту, нанятый вместе с Нептуном за вознаграждение, от которого тот [Лаоме–донт] посмел отказаться: 104 и не у него ли царь вероломный научился отказываться от всего, о чем бы ни договаривался с богами? Он же, полюбив прекрасного мальчика, обесчестил его, а во время игры с ним – убил. 105 4 . Человекоубийца Марс, освобожденный от вины за убийство афинянами, 106 чтобы не казаться слишком суровым и жестоким, совершил прелюбодеяние с Венерой. 5 . Кастор и Поллукс, в то время как украли чужих невест, оказались разлучены. Ибо воспламененный несправедливостью Идас одного из них пронзил мечом. Поэты же рассказывают, что они то живы, то мертвы, 107 отчего стали они несчастнее не только богов, но и всех смертных, ибо не дано им умереть единожды. 6. Гомер же прямо свидетельствует не так, как обычно сообщают поэты, а что оба брата умерли. Ведь когда он писал, что сидящая на стенах Елена описывала Приаму всех вождей греков и искала своих братьев, речь ее передал следующим стихом: …их уже матерь–земля сокрыла. 108 7 . Вор и мошенник Меркурий какую по себе молву оставил, если не память о своем обмане? Несомненно, он достоин неба, поскольку научил [людей] искусству гимнастики и первым изготовил лиру. 109 8 . Необходимо, чтобы в сенате богов высший авторитет и значение первого [лица] имел Отец Либер, поскольку он единственный из всех, за исключением Юпитера, был удостоен триумфа, [когда] он руководил войском и покорил Индию. 110 Однако и этот непобедимый великий индийский завоеватель был побежден любовью и позорнейшим сладострастием. 9. В самом деле, достигнув в сопровождении кастратов Крита, он встретил на морском берегу развратную женщину и, желая быть мужем, достойным победы над Индией, и не казаться слишком слабым, эту предательницу отца, убийцу брата, эту презренную, оставленную другим [мужем женщину] потребовал себе в жены, назвал Либерой 111 и вместе с ней поднялся на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

V, 13). 9 Бывший кайзер — Вильгельм II (1859 — 1941), германский император (с 1888 г .), свергнут Ноябрьской революцией 1918 г . Честертон намекает на жертвы 1 мировой войны. 10 «Если соль потеряет силу, что сделает ее вновь соленою?» — Мф. V, 13. 11 …странной легенды, рассказанной Джотто — о какой легенде идет речь, неизвестно. Возможно, Честертон имеет в виду портрет Франциска работы Джотто. 12 Современники Спенсера «искали лекарства от несварения», пресытившись всеми видами социальных теорий, ни одну не принимая слишком близко к сердцу. XX век — век Эйнштейна — сошел с ума, пытаясь воплотить свои теории в жизнь — ему нужно «лекарство от головокружения». Честертон выбирает Эйнштейна как опознавательный знак этой эпохи, поскольку физико–космогонические теории этих двух философов характерны для их времени. Спенсер представлял себе бесконечную однородную механически эволюционирующую Вселенную. Теория относительности, созданная Эйнштейном, описывает искривленное пространство, лишенное привычных пропорций. 13 Птолемей Клавдий (90 — 160) — древнегреческий астроном, создатель геоцентрической системы мира. В этой системе планеты, Солнце и звезды вращаются вокруг неподвижной Земли. Ньютон Исаак (1643 — 1727) — английский философ, физик и математик, основатель классической физики. И Птолемей, и Ньютон исходили из представления об абсолютности пространства и времени, отвергнутого теорией относительности Эйнштейна. 14 Небесные близнецы — в греко–римской мифологии сыновья Зевса Кастор и Поллукс, превратившиеся в созвездие Близнецов. В переносном смысле — неразлучная пара. В Англии это выражение стало популярным благодаря роману Сары Грант «Небесные близнецы» (1893). 15 Псевдо–Дионисий — неизвестный автор V в. н. э., много веков отождествлявшийся с Дионисием Ареопагитом, афинянином I в., крещенным апостолом Павлом. Псевдо–Дионисий — автор трактатов в духе неоплатонизма «Священная иерархия», «Божественные имена» и др., пользовавшихся большим влиянием в средневековье. 16 Во исполнение древнего пророчества, Христос въехал в Иерусалим верхом на молодом ослике (Мк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Едва свилась закатная завеса, Пошли огни, которым нет числа: Крест Лебедя, светильник Геркулеса, Тройной огонь созвездия Орла. Прекрасной Веги нежная лампада, Кассиопеи знак, а вслед за ней Снопом свечей горящие Плеяды, Пегас, и Андромеда, и Персей. Кастор и Поллукс друг за другом близко Идут вдвоем. Капеллы хор поет, И Орион, небес архиепископ, Великолепный совершает ход. Обходят все вкруг чаши драгоценной Медведицы… Таинственно она В глубинах неба, в алтаре вселенной Векам веков Творцом утверждена. Но вот прошли небесные светила, Исполнен чин, творимый бездны лет, И вспыхнуло зари паникадило, Хвала Тебе, явившему нам Свет! 1940 год, Колыма. Ночная смена Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 июня, 2020 7 июня, 2020 15 июня, 2019 27 мая, 2018 27 мая, 2018 4 июня, 2017 23 апреля, 2017 27 сентября, 2016 20 августа, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/dux-dyshit-gde-xochet-...

Литературно-художественный кружок, организованный в Москве в 1899 г. Н.Н. Баженовым (1857–1923), известным психиатром. Ян Вермеер Дельтфский (1632–1675) — голландский живописец, крупнейший пейзажист, портретист, создатель жанровой картины нового типа. Романс Глинки «Сомнения» на слова Н.В. Кукольника Ипекакуана («рвотный корень») — лекарственное средство из корней латиноамериканского кустарника. Знаменитый московский ресторан с лучшими цыганскими хорами. В римской мифологии Минерва первоначально считалась богиней войны, затем — покровительницей искусств и ремесел. Герард Терборх (1617–1681) — голландский живописец. В греческой мифологии Тритон — морское божество Диана у римлян — богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение луны. Нимфы (девы) у греков древнейшие божества природы; Психея — супруга Эрота, олицетворение души, дыхания. Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) — французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Производное от французского ramolli — состояние старческой расслабленности. Марон Публий Вергилий (70–19 до н. э.) — великий поэт Древнего Рима; был избран Данте Алигьери своим спутником в «Божественной Комедии». Авентин — один из семи холмов Древнего Рима. Кастор и Поллукс — сыновья-близнецы Юпитера. Древнеримский оратор Луций Анней Сенека — римский философ, писатель, политик, проповедовавший стоицизм. Жил в I веке. Римский император, автор книги «Размышления». Дословно: дело чести (фр.) Вечер на открытом воздухе в саду.(англ.) Цикл росписей парадных залов (т. н. станц), выполненных Рафаэлем в Ватиканском Дворце. Сохраняя пропорции (фр.) Римский поэт Квинт Гораций Флакк был введен в литературный кружок Мецената, одного из приближенных императора Августа, и был пожалован Сабинским имением, в котором провел большую часть жизни. Имя покровителя поэтов Мецената стало нарицательным. Римский полководец Лукулл славился несметным богатством, страстью к роскоши и пышным пирам («лукулловы пиры»). Витториа Колонна, маркиза Пескара — поэтесса, обменивалась стихотворными посланиями с Леонардо да Винчи.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

140 Когда сенаторы убили Ромула, Прокул возвестил раздраженному народу, что он видел Ромула, как бога, вознесшегося с горы на небо, и тем остановил порывы народной мести. 141 Кастор и Поллукс – созвездие. По мифологии – сыновья Юпитера и Леды. Они возвестили римскому консулу Домицию победу над неприятелем. Так как тот не поверил им, то они превратили его бороду из черней в рыжую, отчего Домиций прозывался «рыжебородый». 142 Однажды Сибилла ехала на корабле, который внезапно остановился среди Тибра. Его никак не могли сдвинуть с места. Тогда пришла одна Весталка, обвиненная в потере целомудрия, развязала свой пояс и, привязав его к кораблю, потащила судно. 144 В Дельфах прорицали козы, а по свидетельству Диодора Сицилийского (кн. 16) язычники пользовались для прорицаний и столами. Невольно вспомнить о наших спиритических сеансах. 145 Разумеется Левкадский камень, лежавший близ храма Аполлона. С него любовники, потерпевшие неудачу, бросались, желая уничтожить свою страсть, и убивались до смерти. 148 Минос – царь Критский, сын Юпитера и Европы. Радамант – его брат, царь Ликийский. У поэтов – адские судьи. 149 Язычники думали, что христиане и иудеи во время молитвы считали облака. При жертвоприношениях в Капитолии воздевали руки к небу. То обстоятельство, что молящиеся приподнимались на пальцах ног, завставляло думать, что они считают своды потолков. 150 Стеркул – бог, научивший унаваживать поля. Мутун – греческий Приан. Ларентина – знаменитейшая римская блудница. 153 Корибанты – жрецы Цибеллы, стучавшие в свои щиты, чтобы от этого шума Сатурн не мог расслышать стонов своей жены Реи, во время рождения Юпитера. 155 Таривиний, купив Сивиллины книги, отдал их под охрану двух мудрых мужей. Эти, будучи жрецами, гадали по ним. Потом число гадальщиков было увеличено, и при Сулле их было до 15 челов. 156 Намек на Сезостриса, царя египетского, впрягавшего пленных царей в свою колесницу. Один из них, обратив внимание даря на обороты колеса, указал ему на превратность земного счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

28:3. В холодное время года некоторые виды змей впадают в спячку, и их подчас трудно отличить от сухой ветки до тех пор, пока тепло не отогреет их. 28:4. Люди, пережившие катастрофы на море, считались в древности благочестивыми и, следовательно, невиновными. В некоторых преданиях рассказывается о нечестивцах, спасшихся от страшной смерти (напр., на море) только для того, чтобы попасть в еще более страшную беду (помимо греческих легенд см.: Ам. 5:19 ). «Справедливость» (•? в русском синодальном переводе – «суд Божий») была богиней, которая исполняла волю Фортуны или Рока; хотя жители Мелита упоминают здесь некое пуническое божество, Лука передает их мысль при помощи образа, заимствованного из греческой поэзии. На острове были обнаружены еврейские катакомбы, датируемые П-Ш вв. н. э.; но если евреи и жили здесь в I в., в этом повествовании о них ничего не говорится. 28:11–16 Путь в Рим 28:11 . Морская навигация открывалась не ранее 8 февраля и не позднее 10 марта, в зависимости от погоды; в тот год она открылась рано. Об александрийских кораблях см. в коммент. к 27:6; как и многие другие, этот корабль зимовал в мелитской гавани. Корабли часто называли в честь бога-покровителя (напр., «Исида»), изображение которого находилось в носовой части корабля. Диоскуры (Кастор и Поллукс, герои- близнецы, сыновья Зевса, которые были обожествлены) считались покровителями мореплавателей. 28:12. Сиракузы были главным городом Сицилии, в котором соединялись черты греческой и римской культуры. 28:13. Ригия (Регий) – ближайшая к Сицилии итальянская гавань. В I в. торговые суда, в том числе александрийские сухогрузы, разгружались в Путеоле, к западу от Неаполя; судя по тому, что они доплыли туда на второй день, скорость корабля была оптимальной (около 90 миль в день). 28:14. Наряду с обосновавшимися в Путеоле почитателями египетских и финикийских культов там издавна существовала и еврейская община. В этом крупном порту процветала не только международная торговля, нои многочисленные религии Востока. Неудивительно, что здесь оказались и христиане; но первые читатели Луки, вероятно, были больше удивлены тем, что христиане оказали гостеприимство и конвоирам Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

За свои заслуги в уходе за собаками, в охоте и проч. они получили особенную признательность. Кефал взят богиней, а Асклепию (Эскулапу) дано еще большее: воскрешать умерших, исцелять больных, вследствие чего он имеет вечную память у людей. Меланион достиг такого превосходства, что, состязаясь с лучшими из современников, один получил в невесты Аталанту. Добродетели Нестора до сих пор живут между Еллинами, так что говорить о нем излишне. Амфиарай, когда ходил против Фив, получил великую похвалу, а от богов – удел бессмертия. Пелей склонил богов не только дать ему с супруги Фетиду, но и петь свадебные песни у Хирона. Теламон стал так велик, что взял в супруги из величайшего города ту, которую желал сам – Перивэю, дочь Алкафа, а когда раздавал награды первый между Еллинами, завоеватель Трои Геракл, сын Зевса, то Теламону дал Исиону. Слава Мелеагра известна, а его несчастье произошло не по его вине, но от его отца, который в старости забыл богиню. Фисей один истребил врагов всей Эллады, и за возвышение своего отечества получает признательность и доселе. Ипполит был чтим Артемидой и беседовал с ней, а за свою непорочность и праведность получил блаженную кончину. Паламед при жизни далеко превзошел мудростью современников, а после смерти боги отомстили за его обиду, как ни за кого другого. И умер он не за то, как думают некоторые; иначе он не был бы в одном лучший, в другом подобный лучшим. Злые люди устроили это дело. Менесфей настолько возвысился своими трудами по охоте, что первые из еллинов признавали себя ниже его, кроме Нестора; да и тот, говорят, в военном деле не превосходил его, но равнялся. Одиссей и Диомед, великие мужи вообще, были виновники взятия Трои. Кастор и Полидевк (Поллукс) за свою славу, которую стяжали выполнением в Елладе того, чему учились у Хирона, бессмертны. Махаон и Подалирий, воспитанные таким же образом, были великие мужи в искусстве, славе и войне. Антилох, принесший себя в жертву за своего отца, достиг такой славы, что он один у еллинов признается «отцелюбцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006