XX в. экспонировалась в дореволюционно-историческом отделе, с нач. 1978 г. хранилась в фондах музея. 20 апр. 1994 г. рака с мощами Д. была передана Никольскому жен. мон-рю, в 1996 г. вернулась в возобновленный Троицкий Данилов мон-рь, где и находится в наст. время на прежнем месте. В грамоте архим. Троицкого Данилова мон-ря Тихона патриарху Никону 1652 г. говорится: «А образ его, чудотворцов, написан изстари, и канон, и тропарь, и житие, и стихеры» (ААЭ. Т. 4. С. 493). Однако в Трефологионе, изданном в Москве в 1638 г., служба Д. отсутствует. В 1780 г. новую службу составил настоятель монастыря архим. Иосиф (Быков) (Служба на память прп. отца нашего Даниила игум., Переаславского чудотворца. М., 1782). Акафист святому был написан смотрителем Переславль-Залесского ДУ свящ. А. И. Свирелиным (Служба и акафист прп. отцу нашему Даниилу, Переславскому чудотворцу. М., 1890). Имя Д. включено в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) . Ист.: Пономарёв А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4. С. 64-67; Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переславского чудотворца. Повесть об обретении мощей и чудеса его. М., 1908; ПСРЛ. Т. 8. С. 274, 281; Т. 13. С. 46, 48, 50, 51, 53, 66; Т. 21. Ч. 1. С. 40, 56; Ч. 2. С. 607, 615-627 [«Сказание вкратце...» в составе Степенной книги], 645; Крушельницкая Е. В. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996. С. 210 [завещание-устав прп. Герасима Болдинского], 216-220, 266-268 и 2-я ред. Жития прп. Герасима Болдинского]; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 216 [Житие блж. Кассиана Босого]. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 442-449; Свирелин А. И. , свящ. Ист.-стат. описание переславского Троицкого Данилова мон-ря. М., 1860; он же. О начале и устроении переславского Данилова мон-ря. М., 1863; он же. Житие прп. отца нашего Даниила, Переславского чудотворца.

http://pravenc.ru/text/171193.html

В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении. В службе не раз указывается на суровость его жизни: " Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив " ; " Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение " . Не год и не два, а " многое время " преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители , но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние. Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. " Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия " . О том, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме, письменных свидительств нет, но в пользу этого говорит описание его иконописного образа XVIII в. " Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий ; схима (только) поуже на плечах " . Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался " источником неисчерпаемых чудес боготочных " и " кладезем чудес неистощимых " . Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как " святой " , " преподобный " , " чудотворец " . Имя его включено в " Описание о российских святых " . Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й половины XVIII века с изображением святого в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-е годы (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых , установленный в 1981 года по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.

http://drevo-info.ru/articles/9863.html

Тем не менее в Высшее Церковное Управление поступали прошения об открытии новых школ – в Великом Устюге, Туле, Костроме... В Орле предполагалось открыть ускоренные пастырские курсы, на что Высшее Церковное Управление дало свое согласие 217 . По имеющимся пока отрывочным материалам 218 можно установить следующее: существовали пастырские курсы в Казани (1920 год) 219 , Симбирске – под руководством протоиерея А. В. Стернова (1920 год) 220 , Харькове (1920 год) 221 , Лукоянове (1921 год) 222 , при Киево-Печерской Лавре (1922 год) 223 , в Курске (1922 год) 224 и Смоленске (1922 год) 225 , Пастырско-богословские курсы в Перми (1922 год) 226 и Угличе, Пастырская школа в Вологде. Деятельность двух последних учебных заведений можно представить несколько подробнее. Пастырско-богословские курсы в г. Угличе Ярославской епархии были организованы епископом Серафимом (Самойловичем) по благословению Святейшего Патриарха Тихона в конце 1920 года и просуществовали два года. Курсы предполагались трехлетними. Занятия проходили в Угличском Богоявленском (зимнем) кафедральном соборе в вечернее время. Заведовал курсами протоиерей Ф. Троицкий . В корпорацию входили Д. Ф. Троицкий, В. С. Филагриевский, протоиерей П. Н. Лахостский, протоиерей Н. А. Воскресенский, священник В. В. Воскресенский. На первый курс было принято тридцать пять человек: десять мужчин и двадцать пять женщин, среди которых были члены церковных советов, певчие, дети духовенства и другие. Вот что вспоминал архиепископ Костромской и Галичский Кассиан: «Прот. П. Н. Лахостский очень талантливо и впечатлительно читал „Апологетику“ и часто проповедовал в разных храмах Углича. Прот. Ф. Троицкий вел курс „Объяснения четвероевангелия“, прот. Н. А. Воскресенский преподавал „Деяния и Послания Апостольские“, священник В.В. Воскресенский – „Церковную историю“. Слушатели курсов принимали деятельное участие в богослужении соборном, чтении и пении, которое было, кроме хорового, и общее. Епископ Серафим часто посещал курсы и вел очень содержательные беседы с курсантами, сам – бывший миссионер и преподаватель семинарии (сотрудник Патриарха Тихона – по Америке). Памятны два момента из жизни курсов:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В янв.-февр. 1551 г. Смоленский епископ присутствовал на Стоглавом Соборе , 23 февр. вместе с др. архиереями служил молебен в Успенском соборе Московского Кремля. Г. не принимал участия в Соборах на еретиков в 1553-1554 гг. 3 февр. 1555 г. Смоленский епископ присутствовал на Соборе, избравшем на новоучрежденную Казанскую архиепископскую кафедру св. Гурия (Руготина) . В. И. Корецкий предположил, что на Соборе имели место разногласия, в результате к-рых Г. вскоре - зимой 1555/56 г., ранее 17 марта 1556 г.,- оставил Смоленскую кафедру, согласно офиц. Никоновской летописи «за немощъ», и удалился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 13. С. 253; Т. 20. Ч. 2. С. 558; Т. 29. С. 236). По-видимому, уход архиерея не был добровольным, поскольку известно, что вскоре он оказался в ссылке в Соловецком в честь Преображения Господня мон-ре . Здесь он сблизился с бывш. хутынским архим. Гурием (Коровиным-Кутузовым) и его братом иноком Кассианом. На Соловках Г. пользовался относительной свободой и имел возможность вести переписку, в частности, с мон. Зиновием Отенским . Письма Г. не сохранились. Известно послание инока Зиновия «Ко мнихом, бывшим в заточении в Соловецком острове, Гурию Заболоцкому, и Касияну, и брату его Гурию Коровиным», в к-ром автор утешает адресатов в постигших их бедствиях. Г. находился в Соловецком мон-ре, когда настоятелем там являлся игум. св. Филипп (1548-1566). Очевидно, поставление 25 июля 1566 г. Филиппа Московским митрополитом способствовало переводу Г. в Пешношский мон-рь, где бывш. Смоленский епископ скончался. Г. был похоронен у юж. стены соборного Никольского храма, каменная гробница архиерея существовала, по-видимому, до 1683-1691 гг., когда собор был обнесен каменной папертью, расширенной в нач. XIX в. ( Калайдович. С. 36). Сохранились сведения о неск. вкладах, сделанных Г. в разные монастыри. 1 февр. 1543 г. в Троице-Сергиев мон-рь от него поступил вклад в 10 р. (ВКТСМ. С. 39). Будучи Смоленским епископом, Г. вложил на вечное поминание в Иосифов волоколамский мон-рь 100 р. и «отлас на золоте на ризы». Согласно Вкладной и кормовой книге обители, следовало «поминати епископа Гуриа Смоленскаго в повседневном списке и в сенанице, доколе и монастырь Пречистые стоит, ис повседневнаго списка его не выгладит», а корм «на всяк год» по Г. должен был производиться 15 нояб. ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. 210. С. 48). В Соловецкий мон-рь Г. «положил на образы окладу и денгами дал на 50 рублев» (Вкладная книга Соловецкого монастыря, XVI-XVII вв.- ММК. 1238. Л. 71). В 1550/51 г. по Г. его брат И. П. Заболоцкий передал в переславль-залесский Горицкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь дер. Золотуху в Михайловском стане Переяславского у. ( Антонов А. В. Вкладчики Успенского Горицкого монастыря//РД. 2003. Вып. 9. С. 14-15, 29).

http://pravenc.ru/text/168386.html

В Алма-Ате открылась выставка, посвященная новомученикам и исповедникам Казахстанским 23 сентября, 2013. Новостная служба Работа музейной экспозиции ‘Раскрытый солнцу антиминс’ в зале церковных собраний при Свято-Никольском соборе Алма-Аты продлится в течение двух недель, после чего все экспонаты будут представлены в Духовно-культурном центре имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане. 23 сентября. ПРАВМИР. В зале церковных собраний при Свято-Никольском соборе в Алма-Ате состоялась презентация выставки, посвященной подвигу новомучеников и исповедников Казахстанских и эпохе гонений на православие в ХХ столетии – «Раскрытый солнцу антиминс». Первыми посетителями выставки стали священнослужители и прихожане храмов Алма-Аты, студенты Алма-Атинской Православной духовной семинарии, преподаватели и учащиеся приходских воскресных школ, сообщает сайт митрополичьего округа в республике Казахстан . Приветствуя собравшихся, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр отметил, что первая в Казахстане выставка, посвященная страдальцам за Христа, подвигам веры и благочестия в годы безбожных гонений на Православную веру, открывается в особый день – праздник Собора новомучеников и исповедников Казахстанских. Названием выставки «Раскрытый солнцу антиминс» стали слова приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, которыми Предстоятель Русской Православной Церкви во время своего Первосвятительского визита в 1995 году наименовал Казахстанскую землю, обагренную кровью многочисленных мучеников. На выставке «Раскрытый солнцу антиминс» представлены богослужебные предметы, личные вещи, книги, письма и фотографии подвижников веры и благочестия ХХ века, а также архивные материалы. Открывают экспозицию иконы архангела Гавриила и блаженной царицы Феофании из Благовещенского собора города Павлодара. Эти иконы, сохраненные в эпоху гонений благочестивыми прихожанами, несут на себе увечия, причиненные безбожниками – следы оружейных выстрелов и царапины. Среди уникальных экспонатов — епитрахиль праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского, подаренная им протоиерею-исповеднику Александру Соловьеву, настоятелю Заменского собора в Семипалатинске, и наперсный крест святителя Тихона, Патриарха Всероссийского; дикирий и трикирий священномученика Мефодия, епископа Петропавловского; архиерейское облачение епископа Лысковского Александра (Щукина); фотографии архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) из личного архива митрополита Александра; многочисленные письма и обращения новомучеников, заметки и надписи на полях книг, фотоматериалы разных лет.

http://pravmir.ru/v-alma-ate-otkrylas-vy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 30 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых). Основанный А. В. у впадения р. Вексы в р. Вочу (лев. приток р. Костромы) Преображенский Александровский мон-рь (с. Коровново Солигаличского р-на Костромской обл.) впервые упоминается под 1533 г., когда А. В. уже не было в живых. Житие А. В. неизвестно. Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст к-рой в нач. XX в. хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова , А. И. Соловьёва ). Из службы следует, что А. В. принял монашество в солигаличском Воскресенском мон-ре и что он являлся «собеседником» прп. Авраамия Галичского († 1375). Сведений о времени канонизации А. В. не сохранилось, к кон. XVI в. (была составлена служба) существовало местное почитание. В царских и Патриарших грамотах XVII в. А. В. всегда упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. VI). Древние иконы А. В. неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением А. В. в рост (КГОАМ). Сохранилось описание XVIII в.: «Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий, брада поуже, ризы монашеские, схима на плечах» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 16). В 1764 г. мон-рь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей А. В. существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Церковное почитание А. В. как местночтимого святого прекратилось в 30-х гг. XIX в. (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). Преображенский храм над гробницей А. В. был закрыт в 30-х гг. XX в., вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи А. В. никогда в советское время не вскрывались. В наст. время от мон-ря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в неск. десятках метров от места погребения преподобного.

http://pravenc.ru/text/64342.html

Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. «Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия». Нигде не упоминается, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме. Но за схимнический чин говорит описание его иконописного образа XVIII в. «Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах» Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец». Имя его включено в «Описание о российских святых» Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й пол. XVIII в. с изображением Александра Вочского в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-х гг. (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 г. по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-1683

После отъезда Иоанна Грозного в кон. 1564 г. в Александрову слободу и провозглашения опричнины в Москве Н., бывший в то время в столице вместе с митр. Афанасием и Новгородским архиеп. Пименом, принял участие в поездке к царю с прошением простить подданных и вернуться в Москву (ПСРЛ. Т. 13. С. 392, 393). В 1566 г. Н. присутствовал на Земском соборе, на к-ром было принято решение о продолжении Ливонской войны. 9 июня 1566 г., в воскресенье, Н. сослужил двум другим архиепископам - Пимену Новгородскому и Герману Казанскому, а также епископам в московском Успенском соборе во время болезни митр. Афанасия (СбРИО. Т. 71. Т. 3. 16. С. 364). В июле того же года он участвовал в избрании и поставлении нового митрополита - сщмч. Филиппа II (Колычева) (1566-1568; † 1569). Пересмотр жалованных грамот, произведенный в Российском гос-ве в сер. XVI в., коснулся и Ростовской епархии. Согласно царской жалованной грамоте 1554/55 г., данной Н. на земли в Ростовском, Ярославском, Вологодском, Устюжском и Белозерском уездах и слободы в Ростове, признавались недействительными все жалованные грамоты, освобождавшие духовенство Ростовской епархии от уплаты налогов архиепископу. Эта грамота Иоанна Грозного не сохранилась, упоминается в пересказе в грамоте царя Михаила Феодоровича Ростовскому митр. Варлааму от 13 янв. 1622 г. (Сб. Археол. ин-та. СПб., 1880. Кн. 4. С. 99-112; см. также: Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в.: Ч. 3.//АЕ за 1966 г. М., 1968. С. 231-232; Каштанов С. М. Иван Грозный и Ростов//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 67-79). 17 февр. 1560 г. Иоанн Грозный подтвердил грамоту своего отца Василия III Иоанновича , данную Кассиано-Учемскому мон-рю в Угличском у., оговорив, что монахов судит Н. «по церковным правилам и по соборному уложению» (ААЭ. Т. 1. 171. С. 141). В период архиерейства Н. в епархии велось активное храмостроительство. Зодчий Андрей Малой создал в 1566 г. в Ростове ц. Вознесения Христова с приделом блж. Исидора ( Титов. Ростов Великий. С. 48; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья XIV-XVII вв. Ч. 1: Надписи XIV-XVI вв.//НЭ. 1960. Вып. 1. С. 10). В Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре 2 окт. 1553 г., в 1-ю годовщину победы над Казанью, в присутствии царя был освящен Богоявленский собор, наиболее вероятно, его освящал Н. В апр. 1559 г. по благословению свт. Макария в Костроме заложен Богоявленский собор в Анастасиином мон-ре, Н. посетил обитель 8 июня того же года ( Баженов И. В. Костромской Анастасиин монастырь. Кострома, 1895. С. 11). В 1563-1564 гг. в Ярославле расписан Спасо-Преображенский собор ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/2565272.html

Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Там же. Там же. С.29. Там же. С.29-30. Там же. С.30. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. - М., издательство «Паломник», 2000. - С.358. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «Препирание» с.29]. «Улыбнуться» с.29]. «Как бы печальному» с.29]. «Тяготам» с.29]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «...Так это было принято в ярославской губернии» с.359]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.42. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. Там же. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. - М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). - С.628.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

князя Феодора ярославского. 59 Кн. Димитрий жил в городке близ устья р. Кубенки, где ныне с. Устье. При деревне Чериковой доныне стоит часовня – памятник о дворах и теремах князя заозерского. 60 Благов. князь Димитрий оказывал пособия преп. Дионисию глушицкому при построении Глушицкого монастыря и был убит татарами. Мать кн. Андрея благоговейно чтила преп. Александра куштского и присылала подаяния в обитель его. Сын благочестивых родителей, испрошенный у Бога молитвами, с первых дней развития души воспитанный в страхе Божием, оставшись сиротою почувствовал суетность мирской жизни, столько печальной для него по неожиданной смерти отца и по судьбе княжества заозерского. За родство кн. Шемяки с кн. Димитрием, которого дочь (а сестра кн. Андрея), была за Шемякою, в. к. Василий в 1447 г. отдал половину Заозерья можайскому кн. Михаилу Андреевичу, а другую брату его Ивану. 61 Таким образом сыновья Димитрия перестали быть владетельными князьями заозерскими. 62 Кн. Андрей и по расположениям сердца не принадлежал к миру; а когда мир гнал его от себя, он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иноческие одежды. И молодость князя (ему было тогда не более 20 лет) 63 и высокое происхождение его и перестройка политического быта России, совершавшаяся волею вел. кн. московского (в. князь благоволил к Кассиану, посылал его в Константинополь по делу о митрополите, но близ царя близ огня), напевали на душу Кассиана сомнения о кн. Андрее, а место твое – не здесь, а в думе бояр или на поле брани», сказал игумен кн. Андрею. «Напрасно смущаешься, отвечал юный князь, намерение мое твердо – не принимать услуги от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего». – Игумен, увидав чистые желания юного князя, увещевал его, дабы раз приняв на себя иго Христово не колебался потом мыслями о величии мирском, а твердо шел бы по избранному пути. Затем облек его в иночество и назвал Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный Иоасаф кубенский поручен был смотрению опытного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010