Иконостасы храма были изготовлены в мастерской Кожевниковых Петра Осиповича (? - 1888) с сыновьями Иваном Петровичем (? - 1895) и Александром Петровичем (? - после 1912), владельцев иконостасно-столярной мастерской с живописным, резным и позолотными отделами в Екатеринбурге, в которой по найму работало свыше 30 мастеров. Мастерская изготовляла иконостасы, киоты, аналои, рамы в технике резьбы по дереву в стилях рококо, Аля-грек, ренессанс, готическом, русском: делала позолоту на полимент, мардан и гульфарбу. В год заведение Кожевниковых изготовляло до 6 иконостасов, не считая выполнения мелких заказов. Иконостасы ирбитского свято-Троицкого храма были изготовлены в 1909 году. Иконостас центрального алтаря вмещает в себя 18 икон, 6 образов находятся в царских вратах, из них 4 евангелиста и икона Благовещения Пресвятой Благородицы. В нижнем ряду иконостаса распологаются иконы Пресвятой Троицы, св.прор. Илии, св.апп. Петра и Павла, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Рождества Пресвятой Богородицы, св.прор. Исаии, св.мц. Параскевы и мц. Наталии, св.вмч. и цел. Пантелеимона и св. вмч. Георгия Победоносца. Иконостас успенского придела вмещает в себя 11 икон, 6 образов находится в царских вратах, из них 4 евангелиста и Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В верхнем ряду иконостаса распологаются иконы господы Вседержителя, св.мч.архид. Лаврентия, прп. Серафима Саровского, Божией Матери " Грядущее на облацех " . св.первомч.архид. Стефана, Успения Божией Матери, свт. Николая Чудотворца, сошествия Святого Духа. Заклиросные иконы Ангела Хранителя, держащего образ Божией Матери " Касперовская " и Господа Иисуса Христа. Иконостас придела Архистратига Михаила вмещает в себя 11 икон, 6 образов находятся в царских воротах. из них 4 евангелиста и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В верхнем ряду иконостаса иконы Тайной Вечери, свт. Тихона Задонского, свт. Стефана. В нижнем ряду иконостаса распологаются иконы Спасителя,св. Архангела Салафиила, чуда св. Архистратига Михаила в Конех, св.прав. Симеона Верхотурского, св.вмцц. Варвары и Екатерины. Заклиросные иконы Ангела Хранителя, держащего икону Архистратига Михаила со всеми небесными силами, Пресвятой Богородицы " Достойно есть " и св.вмч и цел Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=15930

Первые сестры появились у руин церкви летом 1991 года. Они увидели голый осыпающийся кирпич, зияющие оконные проемы, на месте алтаря – груды мусора. Монастырь возник как сестричество этого храма. В апреле 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Покровское сестричество получило статус монастыря. Сейчас полностью восстановлен храм и его внутреннее убранство, построены две новые каменные часовни, два келейных корпуса, трапезная с храмом в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также скотный двор, баня и другие хозяйственные постройки. За территорией монастыря старый дом, где жили вначале сестры, переоборудован под гостиницу, другой – для представительских целей. В 1997 году в соседней деревне Пирозеро открыт монастырский скит. В феврале 1992 года одному из монашествующих в тонком сне было явление Божией Матери – Пресвятая Богородица, стоя на Тервенической земле, указывала на икону, лежащую у Ее ног, из-под которой струилась вода. Икона эта по написанию напоминала Касперовскую-Корсунскую – один из древнейших иконографических типов, именуемых «Умиление». Вскоре такой образ был обретен в Одессе, перевезен в Санкт-Петербург, а потом торжественно перенесен в Тервеничи. Весной на месте, указанном Божией Матерью, был обнаружен источник, воды которого были освящены. Вскоре для удобства там поставили сруб и ископали колодец. Примечательно, что на этом месте еще раньше пытались найти воду, но тогда все попытки ни к чему не привели. От иконы Божией Матери и воды святого источника происходят многочисленные исцеления. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского икона, сначала именовавшаяся Касперовской, именуется как Тервеническая икона Божией Матери. Сегодня икона Божией Матери находится в южном приделе Покровского храма – главного храма обители. В монастыре также благоговейно хранятся частицы мощей святых Сергия Радонежского, Макария Киевского, Даниила Переяславльского, Нила Столобенского, Ионы Одесского. При монастыре открыты швейная и художественная мастерские. Все иконы Покрово-Тервенического монастыря, а также многие иконы в других храмах и обителях написаны в этой мастерской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

«Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться», — отметил председатель ОВЦС. От имени организаторов выставки выступил протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Вместе с представителями художественных мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya» он передал в дар храму Христа Спасителя список Касперовской иконы Божией Матери. Выставка «Свет Рождественской звезды» подготовлена Искусствоведческой комиссией, порталом мастеров православных искусств «Дионисий» и «Журналом Московской Патриархии» . На выставке собраны иконы А. Соколова, священника Андрея Давыдова, А. Чашкина, А. Эйтенейера, С. Ржаницыной, центра «Русская икона», «Московской иконописной мастерской», миниатюры и иконы мстерских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya», ювелирные изделия «Мастерской Гребенниковых», работы мастерской «Кавида мастер», галереи «Бронзовое чудо», Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова и других. Скульптор Салават Щербаков предоставил победивший во всероссийском конкурсе проект памятника священномученику Гермогену, который будет установлен в Александровском саду. Для посетителей выставка откроется 7 февраля, по окончании работы Архиерейского Собора. Ее можно будет посетить до 25 февраля. В дни работы экспозиции будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования «Мастерской Андрея Анисимова» и мастер-класс иконописи Православной школы искусств «Троица», 15 февраля — презентация собрания произведений галереи «Бронзовое чудо». Все мероприятия начинаются в 15.00.

http://patriarchia.ru/db/text/2767314.ht...

 «Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться», - отметил митрополит Иларион. От имени организаторов выставки выступил протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, руководитель Издательства Московской Патриархии. Вместе с представителями художественных мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya» в дар храму Христа Спасителя он передал Касперовскую икону Божией Матери. В открытии выставки также принял участие ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин. Выставка «Свет Рождественской звезды» подготовлена  Искусствоведческой комиссией, порталом мастеров православных искусств «Дионисий» и Журналом Московской Патриархии. На выставке собраны иконы А. Соколова, священника Андрея Давыдова, А. Чашкина, А. Эйтенейера, С. Ржаницыной, центра «Русская икона», «Московской иконописной мастерской», миниатюра и иконы мстерских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya», ювелирные изделия «Мастерской Гребенниковых», работы мастерской «Кавида мастер», Галереи «Бронзовое чудо», Творческого Союза Художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова и других. Скульптор Салават Щербаков предоставил победивший во всероссийском конкурсе проект памятника священномученику Гермогену, который будет установлен в Александровском саду. Для посетителей выставка откроется 7 февраля, после окончания работы Архиерейского собора. Ее можно будет посетить до 25 февраля. В дни работы экспозиции будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования «Мастерской Андрея Анисимова» и мастер-класс иконописи Православной школы искусств «Троица». 15 февраля - презентация собрания произведений Галереи «Бронзовое чудо».  Все мероприятия начинаются в 15.00.

http://e-vestnik.ru/news/vystavka_svet_r...

В 1933-1934 гг. мужской монастырь был преобразован в женский. В 1960-х гг. обители грозило закрытие: «Особое покровительство иконы Тихвинской Божьей Матери, которая потемнела и была вся в слезах, и самопожертвование сестер обители, не пускающих своими телами трактор, спасло монастырь… Игуменья Алевтина свидетельствовала об особом покровительстве Божьей Матери, Которая в видении покрыла святым омофором обитель и сказала, что сохранит монастырь» («Храмы и монастыри Одессы и Одесской области»); «Оставшиеся восемь монахинь, возглавляемые священником, с плачем и рыданием молились у образа Царицы Небесной в маленьком храме. «Пресвятая Богородице, спаси нас!» – такие вопиющие мольбы услышал водитель бульдозера, подъехавший, чтобы смести храм… Не раздумывая, развернул он машину, а вернувшись в село, сказал начальству: «Что хотите со мной делайте, – монастырь рушить не буду!» А буквально на следующий день вышло постановление, отменяющее снос. Одной из монахинь в тот день было явление Божией Матери, простирающей над обителью Свой Святой Омофор» («Отчет Одесской епархии за 2003 г.»). Описание [ править править код ] Рождества Богородицы женский монастырь Каменный монастырский храм Рождества Пресвятой Богородицы 1925 г. – невелик, поэтому в сер. ХХ в. в обители устроен 2-й каменный храм – домовой, св. Архангела Михаила (неоднократно реконструировался). В 1990-1999 гг. возведен каменный Свято-Троицкий собор с колокольней над притвором (в 2004 г. освящен главный престол, в 2008 г. – правый, Рождества св. прор. Иоанна Предтечи, в 2009 г. – левый, св. равноап. Марии Магдалины), в 2003-2004 гг. выстроена новая каменная ограда с угловыми башнями и 5-главыми св. вратами, в 2004 г. – малая колокольня. В монастыре есть гостиница для паломников. Святыни [ править править код ] По традиции, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы обитель посещает с чудотворной Касперовской иконой Божией Матери митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. «На месте первого явления Пречистой сегодня – цельбоносный источник, сродни Почаевскому. История его такова: родители с больным сыном приехали сюда на богомолье. Расслабленный юноша указал им место и сказал, что здесь есть родник и если бы вырыли колодец и дали ему испить той воды, как чувствовал больной, он бы исцелился. Родители тут же принялись за работу, источник действительно был найден, – парализованный выздоровел» («Отчет Одесской епархии за 2003 г.»). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рождества_Бого...

«Мы видим в Вашем лице Первосвятителя Русской Православной Церкви, хранителя церковного единства, ученого, мыслителя, богослова, молитвенника и печальника Русской земли. Ваше Святейшество, сердца наши расширены и уста наши говорят о том, что мы счастливы принимать Вас», — сказал, в частности, архипастырь. Его Святейшество обратился со словом к владыке Агафангелу, духовенству и богомольцам, во множестве собравшимся в соборе и вокруг него. «С душевным волнением и радостью ступил я на одесскую землю. Я бывал здесь в сложные времена, и в моей памяти сохранился этот собор, который наполнялся верующими всегда, и в трудные годины, когда вера Христова не только не уважалась, но даже притеснялась — тогда быть христианином означало быть человеком лишним. Я был глубоко тронут теплой встречей, которую вы мне оказали, и всегда буду помнить руки, которые протягивались за благословением, ваши добрые и светлые лица…», - сказал, в частности, Патриарх. «Сей храм, являвшийся кафедральным собором на протяжении трудных десятилетий XX века, несет на себе печать этой сложной истории. Он подобен зажженной свече: если она и задувалась, то на очень короткое время, а затем снова здесь возносилась молитва ко Господу. Именно с этим храмом связано общецерковное почитание Касперовской иконы Божией Матери, которая принесена была сюда в труднейшие годы Крымской войны. Святитель Иннокентий Херсонский во время той опасной войны коленопреклоненно читал перед сим образом акафисты вместе со своим народом, молясь, чтобы Царица Небесная защитила Одессу. И молитва была услышана: враг не вошел в город, сохранилась нетронутой святыня и жизнь этого града», - продолжил он. «Хотел бы особо поблагодарить Вас, Владыка митрополит Агафангел, клир вашей епархии и весь верный народ за твердое стояние в вере Православной, за сохранение единства нашей Церкви в трудные и смутные годы гражданских нестроений на всем постсоветском пространстве. Мы знаем, что раскол больно уязвил жизнь Украинской Православной Церкви, но он не поколебал веры и верности благочестивого украинского народа. И примером такого твердого стояния в вере является Одесская епархия и одесская земля. Я низко кланяюсь всем вам и благодарю вас за это стояние. Верю, что Царица Небесная исполнит молитвы и просьбы каждого из вас и будет оберегать вас от всякого зла, как вы оберегаете Церковь-Мать от разделений и соблазнов», - заключил Его Святейшество.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/21/sv...

После взятия Севастополя англо-франц. эскадра направилась к Одессе. 1 окт. 1855 г. свт. Иннокентий совершил молебен на Соборной пл. и осенил город иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. В благодарность за избавление города свт. Иннокентий решил «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября - праздником священнейшим» (Там же. С. 23). По окончании войны икона была возвращена в Касперовку, а с 1858 г. ежегодно 1 окт. ее переносили в Одессу, где она находилась до среды Пасхальной седмицы. Затем К. и. возвращали в Касперовку, в праздник Вознесения Господня по-прежнему ее носили в Херсон и Николаев. В благодарность за чудесное спасение Одессы иконе были пожертвованы драгоценные камни на ризу, к-рая была заказана московскому худож. Сазикову и стоила 7 тыс. р. ( Яций. 2003. С. 18). Во время пребывания в одесском соборе К. и. находилась близ правого клироса в Никольском приделе. В ночь на 29 февр. 1872 г. икона была похищена из запертого собора и найдена лишь 20 марта на приморской даче ресторатора Донати, где преступники закопали святыню (Херсонские ЕВ. 1872. 6. С. 168). Подлинность обнаруженной иконы была удостоверена по «золотой дщице» на свитке Младенца, листу слюды на лике Богоматери и малиновому бархату на оборотной стороне ( Петровский. 1889. С. 24). Похитителей не нашли, была сделана новая риза. В 1878 г. обществом Красного Креста в Одессе была создана община сестер милосердия, названная в честь чудотворного образа. Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы С К. и. связывают избавление Одессы от тур. флота в окт. 1914 и марте 1915 г., в период первой мировой войны. В 1915 г. состоялся крупнейший крестный ход с иконой по железной дороге, во время к-рого она впервые посетила мн. населенные пункты Херсонской епархии ( Иванов. 1915). Крестные ходы с К. и. были прекращены в 1918 г., с тех пор чудотворный образ постоянно пребывал в одесском Спасо-Преображенском соборе.

http://pravenc.ru/text/1681231.html

В 1861 г. настоятель Михайловского мон-ря еп. Серафим (Аретинский) поручил иером. Вонифатию (Виноградскому) устроить в Феофании скит. К отремонтированной Михайловской ц. был пристроен архиерейский дом, построены деревянные кельи, колокольня и гостиница для богомольцев, а над «Великим источником» возведена часовня. 26 сент. 1866 г. по проекту викария Киевской епархии еп. Чигиринского Порфирия (Успенского) в Феофании был заложен каменный храм во имя Всех святых. 8 июня 1869 г. еп. Порфирий, игум. Вонифатий и др. освятили этот храм. Ближайшим помощником в строительстве скита для игум. Вонифатия стал прп. Гавриил Афонский . После кончины игум. Вонифатия († 27 дек. 1871) его труды продолжил иеросхим. Иринарх (Дорогавцев), управлявший скитом более 30 лет (до 1905). Все деревянные постройки были обложены кирпичом, возведена 3-ярусная колокольня, построены помещения для хозяйственных служб, перестроены храмы, проведен водопровод. К часовне над источником был пристроен алтарь, т. о. был открыт 3-й храм с источником внутри. 28 сент. 1900 г. еп. Сергий (Ланин) освятил его в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1891 г. в Феофании был зарегистрирован случай исцеления прихожанки у чтимой Касперовской иконы Божией Матери. Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г. Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г. До 1901 г. Феофания фактически являлась монастырским хутором при загородном архиерейском доме настоятеля Михайловской обители. 25 июля 1901 г. Синод определил «существующее близ Киева иноческое общежитие Феофания обратить в общежительный мужской скит, с припискою оного к Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю». Начальником скита был поставлен настоятель Михайловского монастыря. Он управлял скитом через скитоначальника в звании строителя. Помощниками строителя являлись казначей, благочинный и расходчик. Строитель назначался в Феофанию Киевским митрополитом, а его помощники утверждались в должности преосвященным настоятелем Михайловского монастыря. Скиту предписывалось учредить для канонархов церковноприходскую школу с общежитием. К 1901 г. в Феофании проживали схиигумен, иеросхимонах, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 9 монахов и ок. 70 послушников. После кончины схиигум. Иринарха († 25 мая 1905) обязанности строителя в 1905-1906 гг. исполнял иером. Леонид (Яроцкий). Его трудами был заложен собор вмч. Пантелеимона по проекту епархиального архит. Е. Ф. Ермакова. В 1906 г. строителем скита стал иером. Софроний (Гаркуша), при к-ром была начата постройка нового здания странноприимного дома. 1 июня 1914 г. митр. Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) освятил главный престол 5-купольного Пантелеимоновского собора.

http://pravenc.ru/text/1684555.html

– Никто. Был момент, когда нам могли на законных основаниях отказать. Тогда был первый год, как Украина вводила свои правила на границе. Первый раз нам где-то в Харькове сказали, чтобы мы хотя бы документы на детей показали. А у нас не только билетов, так и документов на детей не было. Ни свидетельств о рождении, ни справок. – И как же вы вышли из положения? – Кто-то отвлекал проверяющего, и в результате о нас забывали. И мы ехали дальше. «Пройдешь незамеченным». Владыка Михей (Хархаров) И где мы только не побывали! Допустим, мы едем. Пассажиры с детьми разговаривают. «А где ваш старший?» Вот он, старший. «А вы куда едете? Да вы что! Вы проедете мимо Иоасафа Белгородского? Да такого быть не может!» И мы тут же вещи хватаем, выкидываем их на перрон, выскакиваем – и к мощам святителя Иоасафа. Тут же нас принимают на ночь в каком-нибудь монастыре. Потом мы попадаем к Серафиму (Тяпочкину) в Ракитное. И так много раз. Вот так Господь по самым значительным местам нас и проводил. Едем дальше. «А вы, что, мимо проедете? Там же Белогорский монастырь в горах!» Едем в знаменитые Белые Горы. Везде мы ночевали, везде нас кормили, давали продукты, деньги. Мне Ярослав Волков – он еще не был монахом Игнатием – как-то «попенял»: «Ты мне говорила, что скоро уже должны к Симферополю подъезжать, а я смотрю, смотрю – и все сплошные Донбасские горки…» Так мы попали и в монастырь Касперовской иконы Божией Матери. Где это, мы вообще не могли понять. А тем более показать на карте. Опять выскакиваем, вещи выбрасываем, собираем их прямо на перроне, потому что сказали нам о монастыре за одну станцию до прибытия. Кто из детей спал, кто не спал – все в кучу. «Мы колесили, выходили где ни попадя… А в Херсонес прибыли как раз на престольный праздник!» Когда мы уезжали, владыка Михей благословил нас побывать в Севастополе и Херсонесе. А у нас это ну никак в маршрут не вписывалось. Но что такое молитва старца! Мы прибыли в Херсонес 27 июля – как раз на всенощную накануне дня памяти князя Владимира. Прибыли на то место, где он крестился.

http://pravoslavie.ru/124850.html

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась ( Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города. С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины. В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни - в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг - в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл. Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; [Овцын]. Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие/Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/1681231.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010