12. протоиерей Иоанн Пристинский, юрист Симферопольской епархии 13. игумен Филипп (Рябых), представитель Московского Патриархата в Совете Европы 14. игумен Филипп (Симонов), заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 15. священник Александр Бахов, руководитель юридической службы Киевской митрополии 16. священник Илия Ничипоров, преподаватель Коломенской духовной семинарии 17. священник Святослав Рогальский, преподаватель Минской духовной академии 18. диакон Андрей Титушкин, руководитель Службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества 19. игумения Ксения (Чернега), руководитель юридической службы Московской Патриархии 20. игумения Серафима (Шевчик), председатель Отдела Украинской Православной Церкви «Миссия “Церковь и культура”»; 21. Жукова Нина Борисовна, сопредседатель Союза православных женщин 22. Карпов Сергей Павлович, декан исторического факультета Московского государственно университета имени М.В. Ломоносова 23. Кипшидзе Вахтанг Владимирович, руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела 24. Костин Олег Александрович, руководитель секретариата ВРНС 25. Кравец Сергей Леонидович, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» 26. Лебедев Валентин Владимирович, главный редактор журнала «Православная беседа» 27. Легойда Владимир Романович, председатель Синодального информационного отдела 28. Нарочницкая Наталья Алексеевна, президент некоммерческой организации «Фонд изучения исторической перспективы» 29. Сладков Дмитрий Владимирович, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского 30. Худиев Сергей Львович, директор Библиотеки христианской литературы в г. Москве 31. Шашкин Павел Александрович, ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси 32. Щипков Александр Владимирович, главный редактор портала «Религаре»

http://patriarchia.ru/db/text/3805006.ht...

Еще в XIX в. значительная работа по переводу Б. была сделана правосл. миссионерами, трудившимися в Пекинской духовной миссии . Одним из первых правосл. переводчиков был иером. Исаия (Поликин) , к-рый в период своего пребывания в Китае в 1858-1871 гг. помимо др. кит. текстов перевел Псалтирь с греч. на разговорный язык. Систематическую работу по переводу богослужебных книг и НЗ начал иером. Гурий (Карпов) (впосл. еп. Симферопольский). Еще будучи членом 12-й миссии, он в 1830 г. занимался составлением перевода Послания ап. Иакова. Возглавив в 1858-1864 гг. 14-ю миссию в Пекине, архим. Гурий в 1859-1864 гг. перевел НЗ на классический язык вэньли, передавая текст не слишком близко к подлиннику. Перевод выдержал неск. переизданий. Новый Завет с комментариями на кит. языке в переводе свт. Иннокентия (Фигуровского). Пекин, 1911 (Мф 1) Новый Завет с комментариями на кит. языке в переводе свт. Иннокентия (Фигуровского). Пекин, 1911 (Мф 1) Архим. Флавиан (Городецкий) (впосл. митр. Киевский и Галицкий), глава 16-й миссии (1879-1883), решил ввести богослужение на кит. языке, для чего при участии иеромонахов Николая (Адоратского) и Алексия (Виноградова) и сщмч. Митрофана (Цзи Чуня) были сделаны новые переводы, а также пересмотрены переводы архим. Исаии. По свидетельству иером. Николая, в работе использовался протестант. перевод Шерешевского. В 1884 г. был издан переработанный перевод Четвероевангелия иером. Гурия (Карпова). Евангельский текст в этом издании сопровождался краткими разъяснениями, набранными мелкими иероглифами. В дальнейшем тенденция к составлению подстрочных толкований сохранялась. Переводчики констатировали значительные трудности, связанные с передачей на кит. языке богословских понятий, в особенности догматических истин о Пресв. Троице, Таинстве Боговоплощения и др. Последний на наст. момент правосл. перевод НЗ был сделан в нач. XX в. руководителем 18-й миссии еп. Переяславским Иннокентием (Фигуровским , впосл. митр. Пекинским и Китайским). При нем издательская деятельность Пекинской духовной миссии приобрела особенно широкий размах. Были вновь переизданы старые переводы, напр., в 1911 г. вышел Апостол в переводе архим. Гурия. К 1910 г. еп. Иннокентий завершил перевод Четвероевангелия на язык байхуа с развернутым подстрочным комментарием. Текст перевода значительно приближен к совр. разговорному языку.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Заботами архипастыря в 1869 году началась перестройка кафедрального собора. Храм расширили, на западном фасаде устроили галерею, приступили к сооружению колокольни. На эти цели по ходатайству владыки Гурия Святейший Синод выделил 37 727 рублей. Неустанными трудами святителя в 1879 году было построено здание духовной консистории, а к сентябрю 1880-го – мужского духовного училища. В 1881 году новое здание получил епархиальный свечной завод, тогда же владыка задумал построить отдельный дом для преподавателей семинарии. С особым участием относился святитель к судьбам своих сослужителей – клириков и причта кафедрального собора. Он приобретал для них жилые дома, добился увеличения окладов. Огромны труды святителя Гурия по постройке собора в Феодосии, настоятельских келий и церкви в Корсунском монастыре. По епархии было построено более сотни церквей, так что к концу его пребывания на кафедре насчитывалось 268 храмов против 120 в 1868 году Но строительство храмов и зданий было не единственной заботой владыки. Миссионер по призванию, он с первых шагов в Таврической епархии проводил обширную противосектантскую работу. В те регионы, где было много сектантов и раскольников, он назначал наиболее образованных и опытных священников и зорко следил за их деятельностью, помогая советом и щедро делясь богатейшим опытом. Во время объезда епархии владыка в Мелитопольском уезде лично познакомился с предводителем Таврических молокан Донского толка Захаровым. После долгих бесед и последующей переписки с этим сектантом архипастырь опубликовал опровержение взглядов и заблуждений молокан. При глубине и полноте разбора лжеучения обращает на себя внимание отечески терпеливый и доброжелательный тон, которым ведет полемику владыка Гурий. Он увещевает сектанта со смирением подходить к изучению Священного Писания, так как Господь Свою благодать дает только смиренным. При наличии смирения Он восполнит недостаток образованности и по молитвам Божией Матери просветит Светом Истины 148]. В 1877 году в Симферопольском окружном суде слушалось дело, связанное с сектой скопцов. По просьбе владыки Гурия прокурор предоставил ему показания одного из предводителей секты, и на их основании святитель написал монографию «О скопческом учении по последним о нем известиям». В этом труде владыка подробно разбирал лжеучение скопцов и опровергал его с православной точки зрения. По настоянию владыки в семинарии была открыта кафедра по изучению раскола, преподаватель которой содержался на личные средства архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Владыка Лазарь как действенный управленец Церкви сумел найти эффективные формы взаимодействия и сотрудничества с органами исполнительной власти и местного самоуправления, с широкой общественностью, с другими конфессиями, действующими на полуострове. В регионах Крыма была создана сеть крепких православных общин, созданы епархиальные учреждения, возрождены древние храмы и монастыри и возведены новые. Только в Симферопольской епархии удалось добиться возвращения более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений, национализированных советской властью. Стали полноценно работать Таврическая духовная семинария, возобновлены службы в древнейшем православном храме Европы – Иоанна Предтечи в Керчи, выстроены и начали работать Владимирский собор в Херсонесе, Александро-Невский – в Симферополе. Открылись сотни других церквей и десятки монастырей, в том числе и пещерных. Сонм местных святых, в том числе новомучеников, усилиями митрополита стал широко известен в православном мире. В 2000 году был причислен к лику святых архиепископ Лука (Воино-Ясенецкий), а в 2008 году – святитель Гурий (Карпов) – бывшие правящие архиереи края. Как рассказывал сам митрополит в своем интервью журналу " Вестник Московской патриархии " , однажды он лично встречался со святителем Лукой. " Это случилось в 1961 году. Я тогда учился на втором курсе Одесской духовной семинарии и был келейником митрополита Херсонского и Одесского Бориса (Вика). Архиепископ Лука приехал в Одессу по своим личным делам и посетил митрополита Бориса. Со святителем Лукой мы встретились во дворе … резиденции управляющего Одесской и Измаильской епархией. Я только успел взять у него благословение и сразу ушел, дабы не мешать общению двух архиереев. Но в моей памяти навсегда запечатлелся его благородный облик: величавая осанка, грустные глаза, седые волосы и четки, которые он держал в своих руках. Эта встреча на всю жизнь оставила в моем сердце доброе чувство " , - вспоминал Лазарь. ПОЧЕТНЫЙ КРЫМЧАНИН В июне 2022 года Симферопольская и Крымская епархия решением Синода РПЦ была принята в непосредственное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси. Была создана Крымская митрополия.

http://pravoslavie.ru/159791.html

Отец Гурий в совершенстве изучил китайский язык, свободно говорил и писал на нем. Он перевел на китайский язык Евангелие, а затем и весь Новый Завет , Псалтирь, Священную историю и ряд других книг, относящихся к православному богослужению. Кроме того, он усиленно изучал эту многовековую и многомиллионную страну, характер наших сношений с ней. Не раз он говорил, что из собранного им материала составятся два огромных тома и что в них найдется немало такого, что никому неизвестно. Но этот огромный материал так и не увидел свет. Уже находясь в сане епископа в России, владыка Гурий мечтал уйти на покой в монастырь, чтобы обработать собранный материал и привести в систему, но не смог осуществить своей мечты. После его кончины этот огромный материал, записанный на отдельных клочках бумаги, был выброшен, как сор. В период архипастырской деятельности преосвященный Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. В то же время он отличался и прекрасными личными качествами: незлобием, бескорыстием, добрым отношением к людям, любовию к правде. Преосвященный Гурий был образованнейшим человеком своего времени, он прекрасно знал не только китайский язык, но и ряд других языков. По воспоминаниям профессора Новороссийского университета И. И. Палимпсестова, «он был одним из лучших собеседников. Сведения его были самые разносторонние, сердце отзывчивое на все доброе. На слова вообще он был скуп, но зато каждое выражение его было, так сказать, отлито в отчетливую форму. Таков он был и на письме. Он советовал мне сохранять всю переписку. Уничтожить можно во всякое время, но восстановить уничтоженное?.. Посмотрите, как в чужих краях собирают старину и как ценят каждую крупицу, упавшую от нее». С первых же дней управления Таврической епархией он заботился о воспитании духовенства. Результатом его трудов было открытие духовной семинарии и двух духовных училищ – мужского и женского. Он добился улучшения материального положения духовенства своей епархии. Как архипастырь он оставил о себе прекрасную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В историю Таврической епархии епископ (с 1881 г. архиепископ) Гурий вошел как человек удивительной кротости, незлобия, добросердечия, жертвенности. Несмотря на тяжелую болезнь, владыка Гурий самозабвенно трудился на благо Церкви и Отечества, его деятельность, без преувеличения, буквально преобразила всю Таврическую епархию. Трудами архипастыря 19 августа 1873 года была открыта Таврическая духовная семинария, имевшая исключительно важное значение в деле образования и просвещения населения края. В этой связи глубоко примечательным представляется то обстоятельство, что деятельные труды Таврического архиерея по устроению Семинарии получили одобрение и поддержку со стороны Императора Александра II во время личной встречи в Ливадии 5 октября 1869 года. За свои труды архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий был отмечен многочисленными церковными и государственными наградами. Имя святителя Гурия, без преувеличения, золотыми буквами начертано на скрижалях Вселенского Православия и летописи отечественной истории. Обширные заслуги этого выдающегося архиерея, его необычайный вклад в развитие духовности и культуры в нашем Отечестве был засвидетельствован в решении Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от 18 апреля 2008 года о прославлении его в лике святых. Окидывая взглядом историю Крымской епархии периода святительства архиепископа Гурия, мне на сердце приходят знаменитые прощальные слова святителя Василия Великого , который словно от имени всех тружеников нивы Христовой исповедовал важность личного вклада в дело служения: «Нива эта была некогда мала и скудна, не походила на ниву не только Божию, которую благими семенами и учениями благочестия возделал и возделывает целый мир, но даже на ниву недостаточного и малоимущего бедняка. Это вовсе не была нива, не стоила, может быть, ни житниц, ни гумна, ни серпа, на ней не было ни копны, ни снопов, а разве малые и незрелые полосы травы, какие вырастают на кровлях, которыми не наполнит руки своей жнец, которые не призовут на себя благословения мимоходящих ( Пс. 128:6–8 ). Такова была наша нива, такова жатва!.. Как виноград в пустыне, Господь нашел Израиля, как одну или две зрелые ягоды на незрелой кисти винограда, которые сохранены, правда, как благословение Господне, и освящены, как первые плоды ( Ис. 65:8 ), но малочисленны и редки, не могут наполнить уста евшего, и «как знамя на холме и как веха на горе» ( Ис. 30:17 ), или что-нибудь другое, стоящее уединенно и не многими видимое. Такова была прежняя нищета и скорбь! Такова была некогда паства эта, и какой сделалась ныне – столь благоустроенной и расширенной!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Расчет был прост и точен: архиереи, люди обеспеченные и полностью зависимые от Патриархии, спорить со Святейшим побоятся, и документик, окончательно предающий Церковь в руки мирской власти, подмахнут. Так и порешили. Архиерейский Собор состоялся 18 июля 1961 года в Троице-Сергиевской Лавре в день памяти основателя Лавры Сергия Радонежского. Архиепископ Ермоген, один из участников Собора, рассказывает: «Собор не был созван, как полагалось бы, через Послание Патриарха, а телеграммами из Патриархии на имя правящих архиереев с приглашением принять участие в богослужениях в Лавре в день памяти преп. Сергия. О Соборе в телеграммах не было даже намеков. Прибывшие архиереи были поставлены в известность об имеющем быть Соборе только поздно вечером после всенощной под день памяти Преподобного, менее чем за сутки до Собора. Подобный способ созыва Собора необычен и, разумеется, не может быть оправдан с канонической точки зрения». Иными словами, собрали преосвященных, объявили им: «Вы – Собор», прочитали документ о реформе и приказали: «Голосуйте». После нескольких сотен лет существования приходско-епархиального устройства Русской Православной Церкви понадобилось несколько минут для того, чтобы разрушить освященный веками порядок. Архиереям объявили, что новая схема управления установлена «впредь до созыва очередного Поместного Собора», и, как школьников, распустили по домам. Чем стала Церковь после этого голосования? От священников и епископов, с которыми удалось обсудить последствия Собора 1961 года, я почти всегда слышал по этому поводу проклятия и жалобы. Приходилось слышать о кабале, в которую загнали священника, о развале и склоках, которые царят теперь в приходах. Судить об этом не берусь. Но одна сторона реформы, а именно экономическая, приводит на память знаменитый опыт Ивана Петровича Павлова с «мнимым кормлением». Физиолог перерезал у собаки пищевод и вывел его наружу. В желудок он вшил фистулу для выделения желудочного сока. Собаке после такой операции давали мясо. Проглоченные куски тут же вываливались наружу. Сок же по трубочкам – кап, кап, кап. Хоть литрами его собирай. Нечто очень похожее случилось после карповской реформы с церковной кассой. Миллионы рублей, которые по всей стране верующие жертвуют на храмы, деньги за исполнение треб, за свечи и просфоры перестали доходить до Церкви, а с помощью «искусственной фистулы» – «двадцатки» – полились в казну. Качает насос «мнимого кормления» народные денежки уже пятнадцать лет и, надо полагать, не устанет качать еще долго. Доволен товарищ Карпов, доволен сменивший его Куроедов, довольны в Кремле. Довольны, да не совсем. Фарс с архиерейским Собором прошел далеко не так гладко, как им этого хотелось. Публично и во всеуслышание восемь епископов не признали реформу законной. Шестерых кое-как удалось уломать, а двое свой протест направили в Патриархию письменно. Одним из двоих был Лука Крымский и Симферопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Узнав о том, что в Бердянском уезде верующие собирались для прославления обнаруженной ими в источнике иконы Божией Матери, Архипастырь отреагировал следующей резолюцией от 31 мая 1877 года: «Икону прислать в Кафедральный собор для хранения; деньги (79 к.) хранить в Бердянском]соборе показывая (до времени) особою статьею; а народ убеждать, чтоб сами собою, без священников никаких собраний молитвенных не составляли и явленных икон не выдумывали. Еп. Гурий» Вместе с тем он был чрезвычайно внимателен ко всем начинаниям, направленным на развитие православного просвещения в Тавриде. Показателен пример: после ознакомления с одним из многочисленных докладов о состоянии дел по епархии Владыка собственноручно написал: «Дочери Протоиерея Павла Горбова, девице Марии за ея усердные и полезные труды по рубановскому училищу преподать наше архипастырское благословение. Гурий, Еп. Тавр.» Или: «Спросить Священника Зябрева: отчего ученики Преславскаго училища 12] так слабы по Закону Божию? Еп. Гурий» Успехи пасомых на ниве православного просвещения неизменно вызывали у Высокопреосвященного глубокую сердечную радость. «Поздравляю вас, дети, с окончанием вашего воспитания! С любовию и благословением отпускаем мы вас, утешаясь мыслию, что труды и заботы наши по воспитанию вас были не напрасны; что и вам, и нам есть чему порадоваться/» – обращался Святитель к воспитанницам женского епархиального училища Вся деятельность Архиепископа Гурия была подчинена одной-единственной великой цели – исполнять волю Божию. Владыка говорил: «Воля Божия должна составлять воодушевляющее начало и последнюю цель нашей деятельности». Пламенный патриот, Святитель всем сердцем сопереживал всем важным государственным и общественным начинаниям. Его богослужебная деятельность способствовала укреплению духовных сил российского общества в годы эпохальной для судеб славянства и балканских народов Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Ни одно сколь-нибудь значимое событие этой военной кампании не осталось без архипастырского внимания Владыки Гурия. Так, например, 7 октября 1877 года он обращался к Таврическому Губернатору: «9 сего Октября, в Симферопольском Кафедральном Александра-Невском соборе, после Божественной Литургии, которая начнется в 9 часов утра, имеет быть отправлено благодарственное Господу Богу молебствие, по случаю одержанной нашими войсками, 3 сего октября, в Азиатской Турции над неприятельскою Турецкою армиею блистательной победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

хронологией и географией, словесность российская, особенно духовная... Истолковательное чтение Св. Писания и языки греческий, еврейский, французский и немецкий были общими для обоих отделений. Таким образом, каждое отделение составляло своего рода частный курс со своим кругом наук и оканчивалось своим особенным отчетом или экзаменом. Главное начальство и высшее управление академии принадлежало тогда комиссии духовных училищ, которая представляла отдельную от Св. Синода, хотя и подчиненную ему правительственную власть. В 1839 г., уже по выходе Г. П. Карпова из академии, комиссия дух. училищ была упразднена, и высшее заведывание дух.-учебною частью сосредоточено было в Св. Синоде. Во главе духовной академии, с 1837 года до 1841 г. стоял ректор архимандрит Николай (Доброхотов), магистр Киевской дух. академии, впоследствии – епископ Тамбовский. Инспектором академии сначала, с августа месяца до 20 декабря 1837 г., был архимандрит Платон (Городецкий , впоследствии митрополит Киевский), а потом, с августа 1838 г., архимандрит Филофей (Успенский, впоследствии митрополит Киевский); он преподавал нравственное и пастырское богословие. Введение в книги Св. Писания Нового Завета читал иеромонах Иоасаф (в мире Иван Васильев Покровский), впоследствии – ректор Подольской семинарии. Свящ. Герменевтику, учение о церкви, нравственное и обличительное богословие, с 1831 – 1839 г., читал профессор архимандрит Климент (в мире – Петр Мажаров). О. Климент отличался выдающимися способностями, ученостью и твердым, самостоятельным характером; он оставил по себе память своими проповедями, писать которые был большой мастер. Живя на покое, он составил два акафиста – Св. Гурию и Варсонофию (Родосск. Биогр. слов. стр. 202). Философские науки преподавал известный в ученом мире профессор В. Н. Карпов. Сотрудником его был профессор К. К. Крупский; он преподавал историю философии, которая в академическом курсе играла тогда большую роль, особенно потому, что в семинариях она в то время не преподавалась и для студентов академии была новинкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/v...

В воспоминаниях одного из блокадников говорилось: «Весной 43-го по городу расклеили афиши, извещающие о том, что открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую лавру. Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки! В соборе я, прежде всего, устремился к месту, где стояли мощи Александра Невского. Там был поставлен грубо побеленный фанерный ящик с надписью, утверждающей, что на этом месте были поставлены Петром I мощи Александра Невского. Зашел я в Благовещенскую церковь, на могилу А.В. Суворова: на ней, кроме плиты с автоэпитафией, поставлено склоненное красное знамя; такое же было на месте мощей Александра Невского» (Цит. по: Шкаровский М.В. Церковь зовет к защите Родины. СПб. 2005. С. 110). Впрочем, этот антинемецкий аспект биографического рассказа Александра Невского возник только в конце XIX в. (и никак не ранее!) и стал важным элементом его почитания во время Первой мировой войны. До этого в русской культурной памяти князь представлял собой лишь антишведскую, антимонгольскую, антикатолическую или антизападную фигуру (См.: Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93). Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 9. Термин «иконологический» понимается как синтетическое взаимодействие православной и научной парадигмы осмысления роли самого Александра Невского и его деятельности в истории и современности. Вернадский Г.В. Два подвига Александра Невского//«Не в силе Бог, но в правде». Святой Благоверный князь Александр Невский. М., 2007. С. 214. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. С. 228. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007. С. 87–88. Год со святителем Николаем Сербским (Велимировичем)// http://www.pravoslavie.ru/put/33416.htm . Карпов С.В. Александр Невский// http://www.kirshin.ru/about/arsii/06_10.html

http://pravoslavie.ru/48583.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010