В Симферопольской епархии состоялось перенесение мощей святителя Гурия (Карпова) 7 июля 2008 г. 19:10 По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира и митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря состоялось перенесение с Первого Симферопольского гражданского кладбища в храм Трех Святителей святых мощей канонизированного этой весной в лике святых святителя Гурия (Карпова) архиепископа Таврического. Как сообщалось ранее, решение о канонизации в лике местночтимых святых подвижника благочестия XIX века святителя Гурия было принято 18 апреля 2008 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, проводившегося под председательством митрополита Владимира. 1 июля митрополит Лазарь в сослужении крымского духовенства совершил панихиду о упокоении архиепископа Гурия на могиле у храма Всех Святых в Симферополе. 2 июля на Первом Симферопольском гражданском кладбище в ограде храма Всех Святых были обретены мощи святителя Гурия и перенесены в храм. На торжественном перенесение святых мощей святителя Гурия присутствовали духовенство Симферопольской епархии , многочисленных верующих Крымского полуострова, других регионов Украины и СНГ. 4 июля митрополит Лазарь в сослужении крымского духовенства совершил Божественную литургию в храме Всех Святых, куда накануне были перенесены новообретенные мощи святителя. По окончании литургии крестный ход со святыми мощами направился по улицам города к построенному святителем Гурием, ныне восстановленному и действующему семинарскому храму во имя Трех Святителей. Перед входом в храм владыка Лазарь совершил панихиду о упокоении святителя Гурия. Затем святые мощи были внесены в храм и установлены в алтаре, где пробудут несколько дней, а затем будут вынесены в среднюю часть храма для поклонения верующих. Торжественное прославление святителя Гурия возглавит митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Проведение этого события планируется в августе 2008 г. Святитель Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в г. Саратове, в семье священника. По окончании духовной семинарии в 1837 г., преподавал латинский язык в Высшем отделении Саратовского духовного уездного училища. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, он принял монашеский постриг с именем Гурий. 20 ноября 1839 г. был рукоположен в иеромонаха. По особому указу Святейшего Синода почти 20 лет трудился в Пекинской духовной миссии. Его труды были отмечены государственными и церковными наградами.

http://patriarchia.ru/db/text/433245.htm...

1 сентября 1868 года по благословению владыки при Петро-Павловской церкви города Симферополя создается приходское попечительство. Оно должно было принять на себя труды и хлопоты по открытию при храме церковного училища – для мальчиков и для девочек, осуществлять помощь бедным членам прихода и участвовать в катехизации населения. Почетными членами и жертвователями этого приходского попечительства были епископ Гурий и Таврический губернатор генерал-лейтенант Г.В.Жуковский. 5 сентября 1868 года владыка собрал в Симферополе съезд депутатов духовенства Таврической епархии. Председателем съезда был назначен протоиерей Селецкий. 28 депутатов заседали с 5 по 12 сентября. Основными темами докладов были проблемы молодой епархии, особенно в сфере образования. Обсуждался вопрос о Симферопольском духовном училище, о духовном женском училище, об открытии семинарии, о распределении благочиннических округов 140]. 23 ноября 1868 года при симферопольском кафедральном соборе было организовано братство св. Александра Невского. Руководителем избран епископ Гурий. В состав Совета вошел протоиерей кафедрального собора Михаил Родионов. Среди многочисленных благотворителей братства – императрица, владыка Гурий, духовенство, купечество и другие. Основные задачи братства: Борьба с сектантством и расколами, работа по возвращению в лоно Церкви заблуждающихся. Работа по открытию новых школ и поддержке уже открытых, особенно в местностях, где много раскольников и иноверцев. Духовная и материальная помощь обращающимся в Православие. Помощь бедным, больным, беспомощным через открытый при братстве женский комитет. Материальная поддержка причетнической школы при кафедральном соборе. Закупка и распространение противосектантской литературы. Заботы святителя Гурия о подъеме церковной жизни были неустанны. 1 сентября 1868 года вышел в свет первый номер «Таврических епархиальных ведомостей». В тот же день при Александро-Невском кафедральном соборе была открыта причетническая школа, в которой готовили псаломщиков для приходов епархии. Малограмотным псаломщикам предоставлялась возможность повысить свой профессиональный уровень. Тех же, кто в течение года не добивался успехов, правящий архиерей освобождал от должности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Соч.: Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской - Ленинградской Духовной школы (1809-1984)//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 35-95; Русский Археологический институт в Константинополе//БТ. 1986. Сб. 27. С. 266-293; Из истории русско-французских церковных связей//Символ. 1989. 21. С. 179-194; Русско-датские церковные связи//Из истории православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 45-74; Россия и Исландия//Там же. С. 75-84; Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси//Вестн. ЛДА. 1990. 1. С. 40-50; Первая славянская печатная Библия (к 500-летию издания)//ЖМП. 1990. 3. С. 72-74; 4. С. 74-75; Новгород Великий и Скандинавия//БТ. 1990. Сб. 30. С. 176-199; Русское патриаршество в восприятии и оценке Запада//400-летие учреждения патриаршества в России: Докл. междунар. конф. Roma, 5-6 febr. 1989. М., 1990. С. 153-176; Россия и США: Обзор церковных связей. Миннеаполис, 1991. 3 ч. (на рус. яз.); К Святой Земле под парусом «Надежды» (в соавт. с В. Георги). Петрозаводск, 1992; Студийский монастырь и Древняя Русь// The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 365-407; Архитектурная летопись Оптиной пустыни//Оптина пустынь: монастырь и русская культура. М., 1993; Армянская христианская община в Петербурге//Страны и народы Востока. СПб., 1944. С. 272-291; Синайский монастырь и Россия: Русская благотворительность Синайской обители//Россия, Запад и мусульманский Восток в новое время. СПб., 1994. С. 91-122; Карельские и финские переводы богослужебных книг//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 77-80; Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995; Русская Православная миссия в Корее//Правосл. община. 1996. 5. С. 34-52; Россия и Запад: (Встреча богословской мысли)//Путь Православия. 1997. 5. С. 150-177; Русские славянофилы и немецкое лютеранство//Начало. СПб., 1997. 5. С. 64-74; Василий Карпов: Очерк жизни и деятельности: (К 200-летию со дня рождения)//Вече. 1998. 11. С. 59-97; Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий: [К истории перевода Нового Завета на кит. яз.]//Мир Библии. 1999. Вып. 6. С. 82-85; Синай и Россия: Обзор церковно-литературных связей//Христианский Восток. 1999. 1(7). С. 399-433; Иоганн Арндт и Русская Православная Церковь//Вестн. РХГИ. 1999. 3. С. 73-88; Сайентологическая церковь//Антисайентология: Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., 1999. С. 35-74; Немецкая евангелическо-лютеранская церковь св. Петра (в Санкт-Петербурге)//Немцы в России. СПб., 1999. С. 281-380; Риза Господня и Россия//Духовный труженик. СПб., 1999. С. 28-44; Русская библейская археология в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 64-91; Ислам в Европе. СПб, 2009.

http://pravenc.ru/text/62620.html

Богословское наследие святителя Гурия (Карпова) Диссертация «О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ» Преосвященного Гурия, епископа Таврического и Симферопольского 5 Вселенская православная Церковь издревле верует, что сан епископа в Христовой Церкви есть учреждение божественное, есть власть учрежденная не для соблюдения только порядка или благочиния церковного, но власть священноначальствующая, высшая, важнейшая, существенно необходимая, от которой все степени священства получают и преемство и значение. В епископе Церковь видит Самим Богом открытый обильный источник таинств, необходимых для освящения и спасения, видит святителя, т.е. преемника и проводника божественной благодати, которая обильно течет чрез его святительские руки, поставляя для Церкви епископов и священников и диаконов, а чрез них – при совершении таинств – изливаясь и на всякую душу; видит главного, самостоятельного учителя вверенной ему паствы, истолкователя для нее слова Божия и всего божественного домостроительства; наконец в епископе же видит и наблюдателя за верным исполнением воли Божией, правителя Церкви, владыку. Выражая эту веру Вселенской Церкви, епископа обыкновенно мы называем преосвященным, т.е. таким лицом, которое благодатью Божией «преосвящено» 6 . Новые общества, возникшие из недр реформации, думают иначе. Верование Православной Церкви в богоучрежденность, существенную необходимость и высокое значение епископского сана им кажется не имеющим достаточного основания. Они говорят: 1) в Св. Писании не видно такого текста, который буквально выражал бы мысль Господню об учреждении этого сана; след., нет и основания думать, что это учреждение божественное. 2) В посланиях апостольских, говорят, встречается слово – епископ; но по точному смыслу контекста речи и параллельных мест должно заключить, что в первенствующей Церкви слова: пресвитер и епископ были однозначащи. Так, ап. Павел, обращая речь к призванным от него пресвитерам ефесским, называет их епископами и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Состоялось перенесение мощей святителя Гурия Таврического Симферополь, 9 июня 2016 г.      Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Таврического, состоялось 7 июня 2016 года в Симферополе. При участии правящего архиерея и духовенства Крымской епархии, а также многочисленных прихожан и паломников, раку с честными мощами подвижника перенесли из Петро-Павловского в Александро-Невский кафедральный собор, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Crimea.orthodoxy.su. Торжества начались Божественной литургией в Петро-Павловском кафедральном соборе, которую в сослужении благочинных епархии совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. В слове проповеди владыка отметил труды архиепископа Гурия на благо Крымской епархии, рассказал о его роли в строительстве Петро-Павловского и реконструкции Александро-Невского соборов. По окончании богослужения мощи святого крестным ходом были торжественно перенесены в Александро-Невский кафедральный собор. Многолюдное шествие по центру города сопровождалось пением пасхального тропаря, молитвами к святителю Гурию и праздничным колокольным звоном.      На площади Александро-Невского собора, украшенной цветами, перед честными мощами был отслужен молебен. Митрополит Лазарь сердечно поблагодарил всех участников за общую молитву и выразил убеждение, «что перенесение честных мощей владыки Гурия будет способствовать дальнейшему духовному объединению крымчан, укреплению в нашем осознании необходимости молитвенного обращения к подвижникам веры и благочестия». В завершение торжеств мощи святого установили в нижнем храме Александро-Невского собора, освященном в честь святителя Гурия Таврического.      Святитель Гурий Таврический (в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в Саратове в семье священника. Образование получил в Саратовской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 23 года принял монашество, в 25 рукоположен в священника, в 52 года хиротонисан в епископа. Принимал участие в Пекинской миссии, перевел на китайский Новый Завет, Псалтирь, Священную Историю и ряд богослужебных книг, благодаря чему сотни местных жителей приняли Православие.

http://pravoslavie.ru/94111.html

Крым — колыбель русского Православия, неотъемлемая часть святой Руси, об этом обязательно нужно помнить и хранить единство Церкви,— часто напоминает в своих проповедях за богослужением и в беседах с паломниками настоятель храма святого Феодора Ушакова в поселке Новофедоровка священник Алексий Тушев, руководитель паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии. Совершая паломничество по Крыму, мы ощущали это внутреннее единство постоянно: жизнь многих святых и подвижников связана одновременно и с Крымом, и с Саратовской епархией. Среди них — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святитель Гурий (Карпов), митрополит Вениамин (Федченков)… О главных святынях Крыма и особенностях крымского паломничества отец Алексий рассказал корреспондентам «Православной веры». — Почему верующему человеку можно и важно приезжать в Крым именно в паломничество? — До недавнего времени Крым считался исключительно туристическим центром, а сейчас сюда приезжает все больше и больше паломников. Вообще важность паломничества очень велика — прикосновение к святыне часто становится началом духовного пути человека. А в Крыму множество святынь, причем относящихся не только к русскому Православию, но и вселенского значения. Здесь несли свое служение величайшие святые — от апостола Андрея Первозванного до святителя Луки. Двадцать веков сияет свет Христов над нашим полуостровом — благословенной Тавридой. — Какие святыни Вы порекомендовали бы посетить паломникам? — Конечно, в первую очередь — Херсонес, колыбель Православия, где принял Крещение равноапостольный князь Владимир, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — здесь находится храм, датированный I веком нашей веры, а это величайшая редкость. Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь под Симферополем с тремя святыми источниками: он является одним из самых посещаемых мест Крыма. И особо мне хотелось бы отметить патриотическую часть крымской истории: Севастополь — город, который пережил две героические обороны. Множество святых освятили его своим присутствием, в том числе праведный Феодор Ушаков, который был одним из основателей города и Черноморского флота. Патриотизм — важная составная часть паломничества, потому что, соприкасаясь с историей, человек учится любить ближних и свое Отечество.

http://pravoslavie.ru/48046.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В 1989 году Трехсвятительская церковь передаётся Симферопольской и Крымской епархии и снова возвращается к своему духовному призванию. Здесь возобновляются богослужения. 2 апреля 1989 года владыка Варлаам, архиепископ Симферопольский и Крымский, совершил чин освящения храма, и храм начал жить полнокровной молитвенной жизнью. В 1990 году настоятелем храма был поставлен протоиерей Георгий Северин. В связи с возвращением Таврической семинарии в 1997 году и созданием на её базе по благословению правящего архиерея пастырского духовного училища Симферопольской и Крымской епархии, Трехсвятительская церковь снова обретает свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся, быть образцом священнического служения для будущих пастырей. С 2007 года храму вернули статус семинарского. С 2008 года храм начинают активно реставрировать. По материалам официального сайта Симферопольской и Крымской епархии На улице Гоголя находится красивая церковь — это храм Трех Святителей. Его история неразрывно связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки своих священнослужителей в Симферополе открыли сначала Духовное мужское епархиальное училище. Затем епископ Алексий (Ржаницын) предложил открыть семинарию, но у Святейшего Синода не нашлось денег на строительство. Сменивший епископа Алексия епископ Гурий (Карпов) решил найти средства на месте, и это ему удалось. 30 мая 1869 года император Александр II дал разрешение на открытие в Симферополе Духовной семинарии. Несколько лет длилось строительство, и вот 19 августа 1873 года состоялось торжественное открытие. Это было важное событие. 150 семинаристов начали свое обучение, не все выпускники стали священниками, но все смогли получить здесь прекрасное образование, ведь в Духовной семинарии, кроме богословия, преподавали математику, историю, философию, родную и классическую литературу и естествознание. Здесь преподавал известный русский философ, профессор богословия и политэкономии Таврического университета священник Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), он совершал службы в семинарской церкви Трех Святителей.

http://sobory.ru/article/?object=08804

У современников книга архиепископа Луки успеха не имела. До разбора тех недостатков, о которых было сказано выше, дело даже не дошло. Ее, правда, взяли для публикации в «Богословском вестнике», но затем под благовидным предлогом вернули автору. Духовная Академия в Москве также не пожелала рассмотреть этот труд как диссертацию. Рясоносных рецензентов рукопись пугала своим открытым несогласием с государственной естественнонаучной доктриной. Не по вкусу пришелся профессуре МДА сильный научный дух сочинения. Непривычно было читать в богословском трактате про электроны, протоны, нервные рецепторы и павловские рефлексы. Эту сословную неприязнь к автору-профессору и его методологии много лет спустя откровенно выразил Архиепископ Ставропольский Иона. В 1971 году, отдыхая в Коктебеле, Владыка на вопрос о Войно-Ясенецком заметил, что люди, приходящие в Церковь из науки, «тащат с собой слишком много реализма». Из дальнейшей беседы выяснилось, что преосвященный прежде всего имел в виду излишний для церковнослужителя материализм книги «О духе, душе и теле». В своих антипатиях Иона Ставропольский не был одинок. В 1948 году симферопольский уполномоченный по делам Православной Церкви донес в Москву, что Лука читает в Кафедральном Соборе серию проповедей антиматериалистического характера. Речь шла об изложении основных мыслей рукописи «О духе, душе и теле». Курс этот Лука задумал довести до сведения своей паствы на ранних обеднях, выступая по возможности ежедневно. Очевидно, несколько таких проповедей было произнесено, когда сработал московский механизм. Карпов выразил свое неудовольствие Патриарху, Патриарх немедленно направил в Симферополь послание, в котором запретил Крымскому архиерею читать «курс», а заодно напомнил, что подобает ему, дабы не ронять архиерейское достоинство, выступать перед верующими только по праздникам и говорить не более десяти минут. Разно виделось понятие достоинства аристократу Симанскому и интеллигенту Войно-Ясенецкому. Ох, как разно… Надежда Александровна Павлович рассказывает со слов хорошо знакомого ей в те годы Епископа Рижского Вениамина (Федченко), что Лука присылал ему в Ригу образцы своих «лекций». Первая строка первой проповеди звучала примерно так: «Некоторые невежественные люди говорят, что Бога нет…» Далее следовал апологетический текст со ссылками на новейшие факты науки и выпадами против «невежд». Получив запрет от Патриарха, Лука обратился к Вениамину с письмом, полным скорби и негодования: «Должен ли я подчиняться указаниям Святейшего? Ведь проповедь – главный долг епископа…» Более покладистый и изрядно помятый жизнью рижский архиерей (он пережил многолетнюю эмиграцию и вернулся на родину лишь в 1945 году) посоветовал крымскому коллеге смириться. «Мы учим подчиняться других и сами должны показать пример послушания». На это Лука ответил, что приказу подчиняется, но делает это с болью душевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Профессор Московской Духовной Академии о. Александр Ветелев , Архиепископ Воронежский (ныне Тамбовский) Михаил (Чуб) и другие авторы, писавшие о проповедях архиепископа Луки, сходятся на том, что выступления его были выдающимися событиями в нашей церковной жизни. Находились, впрочем, и другие ценители. Много раз просил отца прекратить проповедническую деятельность Михаил Валентинович Войно-Ясенецкий. Желая успокоить своего отпрыска. Лука писал ему: «Проповеди мои строго обдуманы и вполне безупречны, нередко даже имеют просоветский характер». И снова: «Твои страхи по поводу проповедей слишком преувеличены». Испугала первая проповедь Луки (февраль 1944 г.) и тамбовских прихожан. Диакон Василий Малин рассказывает, что, расходясь в тот зимний вечер из церкви, многие не надеялись когда-нибудь услышать и увидеть самого архиерея. Но времена для Церкви были довольно либеральные. Луку не арестовали, хотя тамбовское начальство несколько раз выражало проповеднику свое неудовольствие. Зато в середине 50-х годов всесильный Карпов высказался относительно речей Крымского Архиепископа весьма резко. Когда Войно пожаловался на то, что «Журнал Московской Патриархии» не публикует его проповедей, Председатель Совета по делам церкви ответил: «Вы там у себя в Симферопольском Соборе мутите воду, ну и мутите. А на международную арену мы Вас не выпустим». О чем же говорил в храме епископ Лука? И как говорил? «Я думаю, что современный православный священник многому мог бы научиться у Луки-проповедника, – пишет протоиерей Александр Мень. – Его речи отличаются цельностью, ясностью мысли, крепкой конструкцией. Он говорит не вообще, но обращается к живым слушателям, создавая тот контакт с аудиторией, который так необходим для проповедника». Проповеди Луки коротки, он не утомляет слушателей «многоглаголанием». Темы самые разнообразные, но центром и осью всех речей остается Евангелие. Нередко он обращается к предметам, которых по причине плохой подготовленности или из боязни начальственного окрика современные священники вообще не касаются. Так многие проповеди посвящены вопросу о совместимости науки и религии. Всей мощью своей эрудиции, привлекая факты эволюционного учения, физиологии и психологии, проповедник выступает на защиту евангельского учения о триедином составе человека – дух, душа и тело, – триединстве, которому он посвятил свою знаменитую монографию. Понятие о триединстве необходимо проповеднику для того, чтобы с его помощью звать своих слушателей к жизни высшей, духовной, нравственной, отрывать их от интересов излишне телесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010