Скачать epub pdf Страдание святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники, Память 13 октября Весьма полезно бывает вспоминать о тех, кои страдали за Христа, ибо самое воспоминание об их мучениях может возбудить в нашей душе любовь к Богу и дать нашему стремлению к добродетели как бы некоторые крылья, – дабы мы, ради будущего воздаяния, мысленно претерпели те самые страдания, которые мученики понесли плотью. К сонму страстотерпцев, подъявших в сей жизни мученические подвиги, принадлежат Карп и Папила – великие столпы и основание Церкви 6631 . Оба они родились в славном городе Пергаме 6632 от благочестивых родителей и своею добродетельною жизнью обнаружили добродетель родивших их: ибо святая ветвь растет от святого корня, добрый плод указывает на доброе дерево и чистый поток доставляет славу источнику. Оба они довольствовались в пище и питии только самым необходимым отвергая все, что служит к разнообразию и излишеству; да и необходимого они употребляли столь мало, что отличались от ангелов только плотью, так что по своему великому воздержанию казались почти бесплотными. Когда они достигли чрез такую жизнь совершенства в добродетели, то были найдены достойными того, чтобы им было вручено церковное управление: Карп был поставлен епископом и проповедовал слово Божие жителям Фиатиры 6633 , Папила же, которого Карп почтил степенью диакона, обнаруживал ревность, согласно своему званию, в подобных же трудах. Слава о святых Карпе и Папиле распространилась по всем окрестным странам, – как и вообще добродетель обыкновенно не может укрыться, но всегда делается явной. Посему к сим святым мужам стало стекаться великое множество народа, который, слушая с усердием их учение, обращался в христианство. Ненавистник всякого добра, Диавол (ср. Иоан.8:44 ), видя сие, не мог оставаться спокойным; найдя усердных служителей своей злобы, он внушил им сделать на святых донос нечестивому царю Декию 6634 . И вот на Карпа и Папилу было донесено, что они не только не поклоняются богам, напротив – проклинают их и следуют христианскому учению. Декий, услышав о сем, сильно разгневался и послал в Азию советника своего Валерия, – ревностного язычника и жестокого человека; при этом царь сообщил ему все, что знал о святых и дал полную власть над ними. Валерий, получив приказ, поспешно отправился в путь и, прибыв на место, где жили святые, захотел принести жертвы богам своим. От него тотчас же вышло повеление во все пределы Фиатирской страны, чтобы все жители ее немедленно собрались на место жертвоприношения для поклонения богам. Так, нечестивый не только сам был ревностным почитателем языческих богов, но и других хотел склонить к тому же. Когда все собрались на место жертвоприношения, то между ними не оказалось двух христиан, Карпа и Папилы, ибо они на ином месте приносили Истинному Богу истинную жертву, то есть, молитву. Не найдя их среди собравшихся, мучитель повелел искать их; когда затем они были найдены и приведены к нему, то он с гордостью спросил их:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13-е Св. муч. Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники, сестры Папиловой Карп был священником в Фиатире, а Папила диаконом. В гонение Декиево правитель области обратил на них внимание и, не найдя в числе присутствующих на некоем языческом празднике, призвал и спросил: «отчего вы не явились принесть жертву богам? Перед моими глазами тотчас исправьте погрешность вашу!» Они отвечали: «неприлично нам, господин, прогневлять Бога и оказывать неблагодарность к Создателю нашему, оставить истинного Бога и почитать богов ложных». Тогда судья велел обнажить их и с железными цепями провести по городу. Когда же и за сим исповедники пребыли твёрдыми в вере, то он отдал имущество их донёсшим на них, а самих, привязавши к коням, велел гнать в город Сарды. За ними добровольно последовали слуга их Агафодор и сестра Папилы, Агафоника. В Сардах измученные страдальцы брошены в темницу, и тут прислуживали им Агафодор и Агафоника. Но вскоре Агафодора велел мучитель забить до смерти воловьими жилами, а Карпа и Папилу, после пыток, обезглавить вместе с Агафоникой. Тела всех повержены были на съедение зверям, но верные тайно взяли их и похоронили с честью. Святого мученика Флорентия Флорентий был уроженцем города Солуни и по ревности к славе Божией обличал тьму идолослужения, приводил многих к свету истинного Боговедения и научал творить волю Божию. Схваченный местным градоначальником и спрошенный о вере, исповедал себя христианином и, как противник богов, наказан сперва на деревянной кобыле оловянными прутьями, а потом сожжён на костре. Пострадал в III веке. Празднество Иверской иконе Богоматери в Москве В 1647 году Никон, Новоспасский архимандрит, а впоследствии патриарх Всероссийский, по случаю пребывания в Москве Иверского Афонского архимандрита Пахомия для сбора милостыни в пользу Афонских монастырей, с дозволения царского просил его прислать в Москву верный список с тамошней древней и чудотворной Иверской иконы. Совершенно точный список, начертанный при посте и молитвах и по принесении всей братией обители усердных молитв, отправлен из Афона. Св. икона, сопровождаемая Афонскими иноками, прибыла в Москву в 13 день октября 1648 года. В первопрестольной столице у Воскресенских ворот св. икона торжественно встречена была самим царём со всем его семейством, патриархом Иосифом, духовными, боярами и многочисленным народом всякого возраста и звания. Прибывшая с Афона в Москву, св. Иверская икона первоначально поставлена в Никольском монастыре, основанном Афонскими иноками, отчего монастырь стали называть Греческим. Потом она перенесена и в 1669 году 19 мая поставлена в Москве в особую часовню, для неё устроенную у Воскресенских ворот, вероятно, в воспоминание того, что в Афонской обители Пресвятая Владычица избрала место для Своей иконы на вратах монастырских. Сообразно с сим и в Москве Она представляет Небесную Вратарницу, охранявшую главные ворота первопрестольного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Папила Фиатирский, мч. Описания иконы Папила Фиатирский, мч. - житие Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Сарды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Византия. XI.] Мучение свв. Карпа, Папилы и Агафоники. Миниатюра Минология на октябрь. Византия. Около середины XI века. ГИМ (Син. Гр. 175. Л. 79). Файл 9221.jpg:   Размер: 1200x828, 0.99 MPix, 162 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (92) , (0) . Описание: [Афон. XV.] Свв. Карп и Папила. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9223.jpg:   Размер: 747x1048, 0.78 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (101) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 9225.jpg:   Размер: 547x1200, 0.66 MPix, 154 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (103) , (0) . Описание: [Константинополь. 985.] Мчч. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 9227.jpg:   Размер: 1200x798, 0.96 MPix, 216 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (100) , (0) . Описание: Святые мученики Агафодор, блаженная Агафоника, сестра святого Папилы, диакон Папила, Карп Пергамский, епископ Фиатирский и великомученица Хриса (Злата) Могленская octombrie 13.jpg Файл 20090.jpg:   Размер: 2550x4200, 10.71 MPix, 2011 Kb. Дата: 2012-11-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (103) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2662

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Карп Фиатирский, мч. Описания иконы Карп Фиатирский, мч. - житие Святые мученики Карп, епископ Фиатирский, диакон Папила, Агафодор и Агафоника, сестра Папилы, пострадали во времена гонения на христиан императора Декия в III веке. Правителю области, где жили святые, стало известно, что Карп и Папила не участвуют в языческих праздниках. Он приказал привести нарушителей закона и сначала попытался убедить их в истинности римской религии. Святые же отвечали, что неприлично почитать богов ложных. Тогда судья приказал обнажить мучеников и в железных цепях водить их по городу, а потом привязать к коням и влачить из Фиатиры в соседний город Сарды. За Карпом и Папилой добровольно последовали Агафодор и Агафоника. В Сардах Агафодора забили до смерти воловьими жилами, а Карпу, Папиле и Агафонике отрубили головы. Святой Папила при жизни был известен даром врачевания болезней; он и после своей мученической кончины неустанно подает исцеления всем, прибегающим к нему с верою. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Константинополь. 985.] Мчч. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Файл 7258.jpg:   Размер: 1200x798, 0.96 MPix, 216 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (111) , (0) . Описание: [Византия. XI.] Мучение свв. Карпа, Папилы и Агафоники. Миниатюра Минология на октябрь. Византия. Около середины XI века. ГИМ (Син. Гр. 175. Л. 79). Файл 7259.jpg:   Размер: 1200x828, 0.99 MPix, 162 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (108) , (0) . Описание: [Афон. XV.] Мчч. Карп и Папила. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7260.jpg:   Размер: 747x1048, 0.78 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (100) , (0) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Октябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7261.jpg:   Размер: 547x1200, 0.66 MPix, 154 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (115) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2124

А в перспективе я вижу, что посещение византийских святынь может стать одним из самых любимых паломнических маршрутов. И в Каппадокию прямые рейсы полетят из Москвы. Со временем, конечно. Мы все-таки должны сначала выстроить как следует схему этого сотрудничества. Здесь очень многое надо учесть и отработать. Я думаю, пока во главе всех русских групп должны ездить архиереи. Это очень дорогие для нас места, но осваивать их надо аккуратно. Что паломники увидят в Византии Эта земля исполнена новозаветных и святоотеческих воспоминаний, потому что с ней связана жизнь и история Церкви с самых первых веков ее существования. В определенном смысле ее можно считать второй, после Палестины, родиной Церкви. В древности эту территорию занимали несколько областей: Фракия на западном берегу Босфора, а на восточном — Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия, Галатия, Фригия, Писидия, составлявшие вместе Малую Азию, или Анатолию. На территории сегодняшней Турции располагалась и часть древней Сирии. Здесь жили и проповедовали святые апостолы Петр, Иоанн, Филипп, Андрей. Здесь родился апостол Павел и здесь развернулась значительная часть его миссионерских путешествий, в которых его сопровождали верные соратники апостолы Варнава и Лука. Возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов и апостол Филипп окончили здесь свой земной путь. Трудами апостолов и их сподвижников в Антиохии, Эфесе, Смирне и других городах, знакомых нам по книге Откровения, сложились крупнейшие христианские общины. Происходило это с небывалым размахом: из 50 известных нам мест, которые приняли проповедь о Христе в I веке, половина располагаются в сегодняшней Турции. Здесь пострадали за Христа: священномученики Поликарп Смирнский и Игнатий Антиохийский; великомученица Евфимия Всехвальная, пострадавшая в Халкидоне; мученики Киприан и Иустина, чьей родиной была Антиохия; Кирик и Иулитта, родившиеся в Иконии и пострадавшие в Тарсе; Евод и Вавила, пострадавшие в Антиохии Сирийской; мученица Маргарита, пострадавшая в Антиохии Писидийской; мученики Иакинф, Горгий и Мамант, пострадавшие в Кесарии Каппадокийской; священномученик Антипа — первый из малоазийских мучеников, а также Карп и Папила, пострадавшие в Пергаме; великомученик Георгий Победоносец и еще около ста мучеников, пострадавшие в Никомидии; целая христианская община Евмении во Фригии и 40 мучеников Севастийских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1670320...

Мученики Карп, Папила, Агафодор и Агафоника (13 ок­тября). «...Был выпущен лев , который не только оказался кротким, как и медведица, но Божия сила обнаружилась в нем еще более чудесным образом, – ибо, рыкая, он провещал человеческим голосом , порицая гонителей и такое их упорство в жестокости. Они же заткнули уши, считая все сие за колдовство» с. 325]. Блаженный Елезвой, царь Эфиопский (19 декабря) «Один юный брат, посылаемый из монастыря на послушание, часто заходил в харчевню, где, упиваясь вином, впадал в грех нечистой плотской страсти. И вот, однажды, совершив обычный грех и возвращаясь через пустыню в монастырь, он зашел в не­проходимое место, и здесь устремился на него большой змей, чтобы ужалить. Инок бросился бежать и уклонялся туда и сюда, желая избавиться от змея, но змей быстро настигал его. Когда же инок, наконец, был так стеснен, что уже бежать было некуда, змей устремился, чтобы пожрать его, но тут инок, вспомнив о блаженном царе Елезвое, обратился к змею и сказал: – Молитвами праведного и святейшего Елезвоя – отойди от меня. Змей , как бы устыдившись святого имени Елезвоя, остано­вился и, Божиим повелением, получив человеческий голос , сказал иноку: – Как я могу тебя пощадить, когда Ангел Божий явился мне и повелел съесть тебя за твою нечистоту и грехи, так как ты, дав обет работать Господу в чистоте, оскверняешь грехом свое тело и тем прогневляешь Святого Духа. Инок, услышав змея, говорившего человеческим голосом и обличавшего его дела, оставался безмолвным, трепеща и с клятвою умоляя змея пощадить его. Змей сказал ему. – Зачем ты заклинаешь меня? Ты сам прежде поклянись мне, что больше не исполнишь своего плотского желания, и тогда я оставлю тебя. Инок стал клясться, говоря: – Клянусь Богом, живущим на небе и молитвами честного царя Елезвоя, что не прогневаю больше Господа моего, Которого ныне я прогневал плотскою нечистотою. Как только инок произнес это, внезапно огонь упал с неба и попалил перед ним змея. Объятый страхом и трепетом, пошел инок в свой монастырь, и уже больше не грешил, но окончил свою жизнь в чистом покаянии» с. 528–529].

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ночью в темницу к нему явился ангел и исцелил его раны. На следующее утро проконсул снова приказал пытать К. и П.: святых бросили на железные шипы, содрали с них кожу, а затем привели на стадион. Там на них выпустили медведя и льва, к-рые не тронули К. и П. Валлериан распорядился, чтобы на ноги святым надели сапоги с железными шипами, и заставил их бежать вслед за конями. Наконец, проконсул повелел бросить К. и П. в огонь. В это время пришла Агафоника и добровольно взошла на костер, желая принять мученическую кончину вместе с епископом и диаконом. Пламя не причинило святым вреда, их заключили в темницу, на следующий день проконсул повелел отрубить К., П. и Агафонике головы. Останки мучеников с честью похоронили христиане. В поздней греч. редакции (M) родиной К. назван г. Пергам, родиной П. - Фиатира, где впосл. К. стал епископом; имя проконсула передается как Валерий; Агафоника названа сестрой П. Мученическая кончина К., П. и Агафоники датирована 13 окт. Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святых: нек-рые, как де Гибер, относили ее к периоду правления имп. Деция; другие, как А. фон Гарнак, основываясь на сообщении Евсевия Кесарийского, полагали, что К., П. и Агафоника жили при имп. Марке Аврелии. Также невозможно с точностью определить, какую епископскую кафедру занимал К.: в лат. редакции он назван «епископом из Гурда» (episcopus a Gurdo), Делеэ понимал эту фразу как указание на родину К., а не на место его служения ( Delehaye. 1940. P. 146); в наиболее ранней греч. редакции (А) обозначено лишь место страданий святых - г. Пергам, только в поздних греч. версиях Актов (V и M) и в Минологии имп. Василия II (кон. IX - нач. X в.) появляется указание, что К. являлся епископом Фиатиры (PG. 117. Col. 108.), тогда как, согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип X в.), К. возглавлял пергамскую церковь (SynCP. Col. 134). В совр. агиографической традиции К. называется епископом Фиатиры. Почитание Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

(WBC; 46); Johnson L. T. First and Second Letters to Timothy. N. Y., 2001. P. 10, 319. (The Anchor Bible; 35A); Karpos//DHGE. 2003. T. 28. Col. 993; Towner P. H. The Letters to Timothy and Titus. Grand Rapids (Mich.), 2006. P. 627, 629. (NICNT); Fiore B., Harrington D. J. The Pastoral Epistles: 1st Timothy, 2nd Timothy, Titus. Collegeville (Minn.), 2007. P. 184-185; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 9: Μος. Σ. 287; Twomey J. The Pastoral Epistles through the Centuries. Chichester; Oxf., 2009. P. 187-189. В эпоху позднего средневековья в иконографии К. стал преобладать облик старца, кроме того, его апостольские одежды и атрибуты сменились облачением епископа. Возможной причиной изменений в изображении облика святого было влияние на него иконографии мч. Карпа Фиатирского (см. ст. Карп, Папила, Агафодор и Агафоника ), к-рый изображался старцем. Так, в Строгановском иконописном подлиннике кон. XVI - нач. XVII в. о внешности К. сказано так: «Сед, плешив, брада Власиева пошире (длиной до середины груди, внизу разделенная на пряди.- Ю. У.), на плечах амфор, риза празелень, испод лазорь» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 102), ср. описание внешности мч. Карпа под 13 окт.: «Поп, сед, брада аки Власиева, на конце раздвоилася» (Там же. С. 38). В соответствии с приведенным описанием К. представлен на майской иконе-минее нач. XVII в. (ЦАК МДА), а также на поле пядничной иконы «Ангел-хранитель» сер. XVII в. из ц. Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 281. Кат. 734). Ерминия иером. Дионисия Фурнаграфиота (ок. 1730-1733) также предписывает изображать К. как «старца с раздвоенной бородою» (Ерминия ДФ. С. 157). На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ) К. представлен в рост, в хитоне и гиматии, с широким омофором на плечах, в левой руке раскрытый кодекс Евангелия, на страницы к-рого он указывает перстом правой руки. Волосы короткие, пышные, кудрявые; широкая длинная борода ниже груди ( Ермакова, Хромов. 2004. С. 48. Кат. 34.9). На святцах И. К. Любецкого 1730 г. святой изображен в редком для этой эпохи облике средовека, с короткими волосами и бородой до середины груди, облачен в хитон и гиматий (без омофора), левой рукой придерживает закрытый кодекс Евангелия (Там же. Кат. 35.8). В изданном в 1910 г. «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» В. Д. Фартусов рекомендует изображать К. так: «Сед, плешив, борода широкая и длинная, немного выше пояса; типом грек, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).

http://pravenc.ru/text/1681123.html

1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон Наиболее древнее свидетельство церковного почитания К. и П. зафиксировано в сир. Мартирологе 411 г., где память мучеников К., П. (имена даны в искаженной форме: вместо К.- Кирилл, названный епископом, вместо П.- Павел) и Агафоники приводятся под 13 апр. В Мартирологе блж. Иеронима память мучеников без Агафодора встречается трижды: 12 марта, 12 и 13 апр., каждый раз с искажением имен: 12 марта вместо П. указан Павел (Paulus), вместо Агафоники дана форма муж. рода (Agathonus) с указанием, что они пострадали в пров. Асия. Под 12 апр. П. вновь назван Павлом, далее следует имя Исаак (Isaac), к-рое Делеэ предложил считать искажением слова «диакон» (diaconus), Агафоника названа здесь Агафоном (Agathonis). Под 13 апр. К. назван еп. Поликарпом (Policarpus), П.- Павлом диаконом, Агафоника не упоминается. По мнению болландистов, дата 12 марта возникла на основе того, что в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского святые упоминаются после рассказа о сщмч. Пионии, память к-рого обозначена в Иеронимовом Мартирологе под этим же числом (MartHieron. Comment. P. 140). Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) В Мартирологах Флора Лионского (сер. IX в.; Quentin. 1908. P. 292, 379), Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 246; Quentin. 1908. P. 481) и Узуарда (2-я пол. IX в.; MartUsuard//PL. 123. Col. 929) П. назван Папирием (Papirius), память мучеников (без Агафодора), но с добавлением памяти мч. Иустина Философа приводится под 13 апр. В Римском Мартирологе (60-е гг. XVI в.) кард. Цезаря Барония под 13 апр. содержится память Карпа, еп. Фиатиры, Папила, диакона, его сестры Агафоники, их слуги Агафодора и мн. других. В Синаксаре К-польской ц. память К., П., Агафодора и Агафоники содержится под 13 окт.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при имп. Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. К., ставший епископом Пергама после ухода ап. Иоанна Богослова, рукоположил П. во диакона. Агафодор назван рабом П., Агафоника - его сестрой. В нек-рых визант. синаксарных сказаниях (напр., Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Paris. gr. 1589, XII в.) добавлены детали: К. назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас (Γρδας). Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, к-рого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей. В слав. церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 окт. В проложной заметке ВМЧ ошибочно говорится, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 950). Имя Папил впосл. трансформировалось в Папила ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 264). Согласно Синаксарю К-польской ц., служба святым совершалась в их мартирии в К-поле (SynCP. Col. 135). Вероятно, мартирий располагался на территории мон-ря, посвященного К. и П., основание к-рого приписывалось равноап. Елене (Patria CP. T. 3. P. 245). По мнению Р. Жанена, мартирий действительно является древней постройкой, тогда как монастырь возник впосл., но не позднее X в. ( Janin. Églises et monastères. P. 279). Обитель существовала еще в XIII в., о чем свидетельствует рус. паломник Антоний Новгородец, который в 1200 г. видел там мощи К. и П., лежащие в одном гробу; строительство церкви Антоний приписывает имп. равноап. Константину I Великому (Книга Паломник. С. 25, 56, 85). В 1935 г. нем. византинист-археолог А. М. Шнайдер обнаружил развалины мартирия К. и П. на юге р-на Эксакионий, в Ксилорофе (в наст. время помещение занимает мастерская), и датировал постройку IV-V вв. Мартирий, выполненный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме в форме ротонды, имеет диаметр 12 м, высоту 5,7 м и окружен коридором шириной 2,5 м и длиной 7,5 м; на своде сохранились фрагменты визант.

http://pravenc.ru/text/1681131.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010