Постепенно именно это «упорство», то есть радостная твердость избранных мучеников, оказалось тем «царственным красноречием», которое убедило вселенную и укрепило Церковь.    Гонения времен Траяна и его ближайших преемников, видимо, очистили и укрепили Малоазийские Церкви. Тертуллиан рассказывает, что, когда Арий Антонин, проконсул Асийский (184—185 годы), «производил настойчивые розыски, все местные христиане явились перед его трибуналом; тогда он, приказав арестовать немногих, сказал остальным: «Безумцы, если вы хотите умереть, то сами можете воспользоваться для этого веревками и виселицами». Другое подобное проявление бесстрашия христиан наблюдал святой Иустин в Ефесе. Оно его навело, по его собственному рассказу, на такие размышления: «Какой распутный и невоздержанный, почитающий за удовольствие есть плоть человеческую, может охотно принять смерть, чтобы лишиться своих удовольствий? Не будет ли он, напротив, стараться продолжить свою жизнь и скрываться от властей, а не объявлять о себе для осуждения на смерть?» .Так отпали его сомнения, вызванные клеветой, и он сделался христианином.    Хотя вифинские христиане при Плинии не были все столь единодушны и мужественны в исповедании веры, как после них асийские и ефесские, все же ему не удалось «исправить» Вифинию и Понт, составлявшие одну провинцию. Об этом единодушно говорят христианские и языческие источники. «Понт полон христианами», — пишет в середине II века сатирик Лукиан, враг христианский. Здесь впервые проявился, был обличен и отлучен своим отцом-епископом известный еретик Маркион и, не пользуясь успехом, уехал в Рим (около 140 года). Вифинские христиане принимают горячее участие в вопросе о монтанизме.    Их ревность против еретиков и отступников от веры, пишет Дионисий Коринфский, научает принимать всех, приносящих покаяние.    Церквей в Вифинии и Понте было немало, так как при спорах о времени празднования Пасхи речь идет о «понтийеких епископах», среди которых первенствует епископ Амастрийский Пальма. Видимо, во многих городах Вифинии и Понта были свои епископы. Это характерно для Малой Азии. В то время как на Западе об италийских, африканских епископах (помимо Рима и Карфагена) мы слышим не ранее III века или самого конца II века, все области Малой Азии во II веке были насыщены христианством: мучениками, наставниками, писателями и народом христианским. Святой мученик Папила (в середине II века) говорил на допросе: «В каждой области, в каждом городе у меня есть дети в Боге». По разному поводу мы узнаем об епископах христианских в Магнезии, Троаде и Анкире Галатийской, в Комнах (в Памфилии) и особенно о великом «множестве» их в Азии. Ученые думают, что к концу II века в некоторых частях Малой Азии почти половина населения были христианами. Но особенно выделяется Асийская область со своими городами Ефесом и Смирной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Она значительно отличалась от судов на востоке империи, которые он до того наблюдал. Юстин говорит, что когда он увидел, еще будучи язычником, с каким бесстрашием христиане встречают смерть и пытки, то понял, что обвинения их в пороке и распутстве лишены каких бы то ни было оснований (Apol. II, 12). В самом деле, если сравнить с судом Урбика близкие по времени процессы Поликарпа или Карпа, Папила и Агатоники, невозможно не заметить разницы между нарочитой театральностью происходящего в Смирне или Пергаме с их длинными речами мучеников, обличениями языческой религии и уговорами со стороны магистратов принести жертвы богам и римской деловитой краткостью допроса, сводившейся к вопросу «Christianus es?» 308 . В целом ситуация с Птолемеем отдаленно напоминает сюжет из апокрифических деяний: апостол обратил в христианство супругу некоего знатного и могущественного человека, военачальника или царедворца, и тот мстит ему, предав смерти. Деяния Иуды Фомы, Андрея и Петра заканчиваются именно так, а в Деяниях Павла и Иоанна этот мотив появляется, но не приводит к трагическим последствиям 309 . Такое сходство, а равно и то, что только Юстин излагает эту историю, заставили некоторых современных исследователей считать, что рассказ мог быть приукрашен Юстином (в подлинности самих событий в целом никто не сомневается) 310 . Эти подозрения нам кажутся излишними, так как сопоставление с апокрифическими деяниями носит несколько натянутый характер, а сама история представляется вполне вероятной. Обратимся к повествованию Юстина. Герои его рассказа – люди высокого положения. М. Макдональд и П. Лямпе приводят следующие соображения в пользу этого: 1) у жены были слуги и наемные работники, с которыми она «предавалась пьянству и всяческим порокам»; 2) она наставлялась в христианстве личным учителем, подобно тому как знатные римлянки обучались преподавателями философии и других дисциплин (Sen. Ad Helv., 17; Масг. Sat., II, 5, 2 et al.); 3) среди друзей ее мужа есть центурион, готовый исполнять его просьбы; 4) самое весомое доказательство ее статуса – прошение, которое она подала императору, где говорится о необходимости «устроить дела со своим имуществом», и то, что это прошение было удовлетворено 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выписаны из след. Псалтири 328, как видно между прочим по одной ошибочной записи под 28 января: В тойже день св. отца нашего Исаака сирианина, епископа бывшаго великаго града Киева, а в кондаке там и здесь читается: Радуйся светлаа Ниневии похвала. 368. (246.) Октоих, полууст. крупный, напис. 1497 года, в лист, 486 листов, заставки киноварные красивые. Заглавие: Начело с Богом молебнику имеай службу невьзвратно осмим гласовом, творение препод. отца нашего Иоанна Дамаскина . Первая половина, заключающая 1–4 гласы. В послесловии сказано, что книга сия написана в обители Живоначальной Троици, по благословению игумена Серапиона, лета 7005; имя писца означено в след. второй половине. По листах 7–9 внизу мелкою скорописью: Книга глаголема Охтай перваго гласа Живоначалные Троицы Сергиева монастыря. Аще кто сию книгу покусится от святыа сея обители отдати, или продати, или в заклад положити, и да судится он на втором пришествии пред Господом нашии Ис. Хрнстом. 369. (249.) Октоих, полууст. крупный, напис. 1498 года, в лист, 449 листов, заглавная заставка красивая. Вторая половина, содержащая 5–8 гласы. Послесловие: Начах убо писати книгу сию мес. октобриа 13 св. мученикь Карпа и Папила, а кончах ея мес. августа 26 св. мученикь Андреана и Наталии. В лето 7006 (1498) написана бысть книга сиа, глаголемаа Охтаик четыре гласы, в обители святыя Живоначалныа Троица и преч. Его Матере и препод. отца нашего игумена Сергиа чюдотворца и ученика его препод. игумена Никона, при државе Государя В. Князя Ивана Васильевича всея Руси и внука его государя В. Князя Дмитрия Ивановича и пресвященном архиепископе Симоне всея Руси, а по благословению и замышлением честнейшаго господина игумена Серапиона, рукою многогрешнаго инока Феодосиа Шастуна. О Владыко человеколюбче, Христе Боже нашь слава Тебе; начало бо еси и конець всякому делу благу, аминь. На первых листах внизу мелкою скорописью: Охтай пятаго гласа Живоначалные Троицы Сергиева монастыря, и проч. что в предыд. 368. 370. (250.) Октоих, полууст. в два столбца: напис. 1536 года, в лист, 354 листа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Палладий Александрийский , прп. (27 ноября/10 декабря) Памва Печерский , иеромонах, затворник, исповедник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18/31 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Памфил Кесарийский (Палестинский), пресвитер, мч. (16 февраля/1 марта) Панкратий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (9/22 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Панкратий Тавроменийский , Антиохийский, еп., сщмч., ученик ап. Петра (9/22 февраля; 9/22 июля) Пантелеймон Целитель , вмч. (27 июля/9 августа) Папила Фиатирский , Пергамский, диакон, сщмч. (13/26 октября) Параскева Пятница , мц. (28 октября/10 ноября) Параскева Римская , прмц. (26 июля/8 августа) Параскева-Петка Сербская , Болгарская, прп. (14/27 октября) Пармен , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Парфений , мч. (19 мая/1 июня) Парфений Лампсакийский , еп. (7/20 февраля) Патапий Фивский , Константинопольский, прп. (8/21 декабря) Патрикий Прусский (Брусский), Вифинский, еп., сщмч. (19 мая/1 июня) Пафнутий Боровский , прп., игумен (1/14 мая) Пафнутий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (15/28 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пахомий Великий , Египетский, Фиваидский, прп. (15/28 мая) Пахомий Нерехтский , Сыпановский, Костромской, прп. (21 марта/3 апреля местно; 15/28 мая; 5/18 мая) Пелагия Антиохийская , Елеонская, Палестинская, прп. (8/21 октября) Пелагия Тарсийская , дева, мц. (4/17 мая; 7/20 октября) Петр (в иночестве Давид) Муромский , блгв. князь, чудотворец (25 июня/8 июля) Петр (до призвания Симон), первоверховный апостол (из 12-ти) (16/29 января; 29 июня/12 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Петр Коришский , прп. (5/18 июня) Петр (Полянский), митр. Крутицкий, сщмч. (27 сентября/10 октября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Петр Александрийский , архиеп., сщмч. (25 ноября/8 декабря) Петр Афонский , прп. (12/25 июня) Петр Казанский , мч. (24 марта/6 апреля) Петр Московский и всея России, митр., чудотворец (24 августа/6 сентября; 5/18 октября свт.]; 21 декабря/3 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Фактически разработал христианское учение о Божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и т. д. 79 Августин, + 604 или 605, первый архиепископ Кентерберийский (с 601 г.), «апостол Англии», посланный папой Григорием I Великим во главе христианской миссии в Англию в 596 г. (прибыл в 597 г.) 85 Агапа, + 304, христианская мученица, была сожжена на костре за отказ совершить жертвоприношение языческим богам в г. Салоники при гонении на христиан императора Диоклетиана 66,104 Агата, + ок. 250, христианская мученица, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Скончалась в тюрьме после пыток в Катании на острове Сицилия в период гонений на христиан императора Деция. Еще одна Агата упоминается в пассионе Агапы, Ирины и Хионии, относящемуся к гонению Диоклетиана. В этом пассионе повествуется о заключении ее в тюрьму для вынесения приговора, но о дальнейшей судьбе Агаты не сообщается 103,104 Агафоника, + 251, христианская мученица, сожжена на костре в г. Пергаме. Присутствовала при казни христиан Карпа и Папила, отказавшихся принести жертвы языческим богам, а затем, публично поддержав своих единоверцев, подверглась казни 58, 62–64, 69 Агринола, + 304, христианский мученик, казнен после жестоких пыток в г. Болонья при гонении на христиан Диоклетиана 80 Агриппа I, царь Иудеи в 41–44 гг. н. э., внук Ирода I Великого, объединивший под своей властью прежние владения основателя династии Иродов. После его внезапной смерти римская провинция Иудея была восстановлена 56 Аларих I, ок. 370 – 410 н. э., вождь вестготов. Летом 410 г. взял Рим, после чего город был подвергнут трехдневному грабежу 82 Александр III, папа Римский с 1159 по 1181 г. Стремился утвердить папскую теократию. Успешно противодействовал императору Священной Римской империи Фридриху I Барбароссе, вынудив его отказаться от влияния на выборы пап. Первым создал прецедент для обязательной папской канонизации святых 100 Александр Македонский (Александр III Великий), 356–323 до н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сподвижник Иоанна Колова, 19 июня.     Паисий пр. углицкий, 6 июня.     Пактовий (сохраняющий жизнь греч.) воин, муч. севастийский, 3 ноября.     Палладий (Паллады, богини мудрости, греч.), преп. сирийский. 28 янв.     Палладий, преп. александрийесий, 27 нояб.     Памва (пастырь всех. сокращ. из παμβωτωρ ­ παμβ греч.), преп., пустынник нитрийский, 18 июля.     Памвон (см. выше: Памво). муч. египетский, 5 июня.     Памфалон (вернее памфилон, из всех родов, разных родов, греч.), муч. хаокидонский, 17 мая.     Памфил (всеми любимый, всех друг, греч.), пресв., муч., 16 февр.     Памфил и Капитон мучч., 12 авг.     Панкратий (всем владеющий, всесильный, греч.) священномуч., еп. тавроменийский, 9 февр. и 9 июля.     Пансофий (всемудрый, греч.), муч. александрийский, 15 янв.     Пантелеимон (всемилостив, греч ), или Пантолеон (везде лев, греч.), безмездный врач, муч. никомидийский, 27 июля.     Панхарий (всем милый греч.), муч. никомидийский, 19 мар.     Папий (папинька, греч ), муч. диррахийский, 7 июля.     Папий, муч. коринфский, 31 янв. и 10 мар.     Папий, в Перге памф., 3 февр.     Папий воин, муч. римский, 7 июня.     Папий или вернее Папа (отец, греч.), муч. ликаонский, 16 марта и 14 сент.     Папила (папинька, греч. от παπας), фиатирский, муч. 13 окт.     Парамон (твердый, постоянный, греч.) и с ним 370 мучч., 29 ноября.     Параскева (приготовдение, пятница, греч.), муч. римская, с сестрою Фотиною самарянынею, 20 марта.     Параскева преподобномученица, 26 июля.     Параскева, великомученица иконийская, 28 окт.     Параскева, преподобная сербская, 14 окт.     Пард (Барс, но точнее Павел) отшельник, 15 дек.     Паригорий (убеждающий, утешающий, греч.), муч. самосатский, 29 янв.     Пармений (твердостоящий, греч.), пресв. вавилонский, муч. кордувский, 30 июля.     Пармен, ап. из 70, 28 июля.     Парод (дорога, выход, греч.), пресв., муч. болгарский, 22 янв.     Парфений (девственник, греч ), еписк. лампсакский, 7 февр.     Пасикрат (вседержащий, греч.), муч. из Доростола, 24 апр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

27; прор., окт. 17. Острихий (очень твердое дерево, остирикс), муч., нояб. 7. Павел (малый), преп. комел., – обнор., янв. 10; синайск. янв. 14; фивейск. янв. 15; муч., февр. 16, мар. 4 и 10, мая 18, июня 3, июля 16, авг. 17; ап., июня 29; испов. прус., мар. 7, нояб. 6; патр. конст., авг. 30; митр., никейск, сент. 10; простой, окт. 4; ростов. окт. 22; преп., июня 28, дек. 7 и 15; неокес. дек. 23. Павлин (Павлов или маленький), милост., янв. 23; муч., мая 18. Павсикакий (прекращающий зло), преп., мая 13. Павсилип (прекращающий печаль), муч., апр. 8. Паисий (детский), преп., июня 6; велик., июня 19. Пактовий (сохраняющий жизнь) муч., нояб. 3. Палладий (Падлады – богини мудрости), преп., янв. 28, нояб. 27, Памва (настырь всех), пр.-муч., июля 18. Памвон (то же, что Памва), муч. июня 5. Памфилон (из всех родов), муч., мая 17. Памфамир, муч., мая 17. Памфил (всеми любимый друг всех), муч., фев 16, авг. 12. Панкратий или Пагкратий, св.-муч. февр. и июля 9. Пансофий (всемудрый), пр.-муч., янв. 15. Пантелеимон (всемилостивый), вел.-муч., июля 27. Панкарий или Пагкарий (всем владеющий, всесильный), муч., мар. 19. Папа, муч., мар. 16, сент. 14. Пакий (папенька), муч., янв 31, фев. 3, мар. 10, июня и июля 7. Папила (папенька), муч. окт. 13. Парамон (твердый, постоянный), муч., нояб. 29. Пард (барс, но точнее – Павел), отшельн., дек. 15. Паригорий (убеждающий, утешающий), муч., янв. 29. Пармений (твердо стоящий), муч., июля 30. Пармен (твердо стоящий), ап., янв. 4 и июля 28. Парод, (дорога, выход), муч., янв. 22. Парфений (девственник), еп. лампс., февр. 7. Пасикрат (вседержащий), муч., апр. 24. Патапий, преп., дек. 8. Патермуфий, преп., июля 9; муч. сент. 17. Патрикий (Патриций – сенатор и потомок сенатора рим.), преп., мар. 20; еп. прус., мая 19. Патров (отцу последующий), ап., янв. 4, нояб. 5. Патрокл (слава отца), муч., авг. 17. Пафнутий, преп., фев. 15; боров., мая 1; муч., сент. 25. Пахомий, преп. нерехтен., мар. 23; великий, мая 15. Пелий (бегун, боец), муч., сент. 17. Пеон (врач), муч., июня 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Памво – – см. Папп – Нитрийский – см. Памва Нитрийский Памвон Египетский, мч.: Ин. 5 Памфалон Халкидонский, мч.: М. 17 – из всех родов [греч.] Памфамир Халкидонский, мч.: М. 17 – всего лишенный [греч.] Памфил – общий друг [греч.] – Кесарийский (Палестинский), пресвитер, сщмч.: Ф. 16 – Оливрийский (Константинопольский), мч.: Ав. 12 – Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп.: Псков. Панкратий – вседержавный, всесильный [греч.] – Печерский, затворник, иером., в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Ф. 9 Печер.; Печер., дальн. – Тавроменийский, Антиохийский, еп., сщмч.: Ф. 9; Ил. 9 Пансофий Александрийский, прмч.: Ян. 15 – всемудрый [греч.] Пантелеимон – всемилостивый [греч.] – (Аржаных), игумен, прмч.: Н. 16 Новомуч. – (Богоявленский), иерей, сщмч.: Ил. 27 Новомуч.; Псков. – Целитель, вмч.: Ил. 27 Панхарий Римский, мч.: Мр. 19 – всем милый [греч.] Папа Ларандский, Селевкийский, мч.: Мр. 16 – отец [греч., лат.] Папий – отец [лат.] – Диррахийский, мч.: Ил. 7 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 – Римский, мч.: Ин. 7 Папила Фиатирский, Пергамский, диакон, сщмч.: Окт. 13 – папенька [греч.] (Памво) Критский, еп.: всех прп. Парамон Вифинский, мч.: Н. 29 – твердый, постоянный [греч.] Пард Римлянин, Палестинский, отшельник: Д. 15 – барс Паригорий Самосатский, мч.: Ян. 29 – убеждающий, утешающий [греч.] Пармен, апостол от 70-ти, из семи диаконов: Ил. 28 Ап. 70 Пармений Вавилонский, Кордульский, пресвитер, сщмч.: Ил. 30 – твердостоящий [греч.] Парод Болгарский, пресвитер, сщмч.: Ян. 22 – дорога, выход [греч.] Парфений – девственник [греч.] – (Брянских), Ананьевский, еп., сщмч.: Н. 9 Новомуч. – Гортинский, Кудумский, прп.: Ил. 10 – (Грузинов), иерей, сщмч.: Ф. 13 Новомуч. Бут. – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Кизилташский, игумен, прмч.: С. 4 – (Красивский), иерей, сщмч.: С. 3 Новомуч. – Лампсакийский, еп.: Ф. 7 – Липсийский, прмч.: воскресенье после 27 июня – Суздальский, Христа ради юродивый: Влад. Пасикрат Доростольский, мч.: Ап. 24 – вседержащий [греч.]

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

   Его богословские воззрения были, по-видимому, ближе всего к святому Иринею, с которым его сравнивали.    Не только Сарды, но и «теплохладная» Лаодикия вняла обличениям Господа: из ее среды вышел в середине II века выдающийся христианский мученик — епископ Согарио, который почитался как один из великих духовных светил Малой Азии. В середине II века и среди фиатирских христиан прославился как мученик диакон Папила, пострадавший вместе с епископом (Пергамским?) Карпом. Сохранился акт их допроса. С ними же пострадала мученица Агафоника, которая сама пошла на мучения, когда ей открылась в видении Слава Господня, ожидавшая мучеников, — она усмотрела в этом видении призыв Божий к мученичеству. Из Пергама же вышел в это время столп христиан Галлии — Аттал, о котором речь будет впереди, также кончивший жизнь мученически в Лионе. Таким образом, не до конца угас светильник обличенных в Апокалипсисе Церквей.    Помимо этих названных в Апокалипсисе Церквей, в Малой Азии выделялась еще Церковь в Иераполе: в течение всего этого периода она славилась своими выдающимися руководителями. Здесь жил и был похоронен святой Филипп, диакон и благовестник, со своими дочерьми-пророчицами, среди которых в конце I века наставлялся упомянутый выше Папий, автор пяти книг «Изъяснений Господних изречений». Он сам, видимо, сделался епископом Иерапольским. Вскоре после него Иераполь имел епископом другого знаменитого писателя II века Аполлинария (около-170 года). К сожалению, от его многочисленных писаний, так же как от творений его современника Мелитона Сардикийского, сохранилось лишь несколько заглавий: пять книг «Против эллинов», две книги «Об Истине», Апология, две книги «Против иудеев», сочинение «Против монтанизма». В Иераполе был, по-видимому, собор под председательством Аполлинария против вновь возникшей ереси — монтанизма. Писал святой Аполлинарий по вопросу о Пасхе. Он принимал деятельное участие в большинстве тех вопросов, которые волновали тогда христианский мир. Но, к сожалению, мы все это знаем лишь по одним заглавиям и кратким упоминаниям. Как отразилась на церковной жизни Иераполя деятельность его святых и ученых наставников, ничего сказать нельзя, в связи с утратой всей многочисленной литературы, возникшей в Иераполе. Христианская жизнь Церкви Филадельфии известна больше, хотя там не было такого расцвета литературы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Его богословские воззрения были, по–видимому, ближе всего к святому Иринею, с которым его сравнивали. Не только Сарды, но и «теплохладная» Лаодикия вняла обличениям Господа: из ее среды вышел в середине II века выдающийся христианский мученик — епископ Согарио, который почитался как один из великих духовных светил Малой Азии. В середине II века и среди фиатирских христиан прославился как мученик диакон Папила, пострадавший вместе с епископом (Пергамским?) Карпом. Сохранился акт их допроса. С ними же пострадала мученица Агафоника, которая сама пошла на мучения, когда ей открылась в видении Слава Господня, ожидавшая мучеников, — она усмотрела в этом видении призыв Божий к мученичеству. Из Пергама же вышел в это время столп христиан Галлии — Аттал, о котором речь будет впереди, также кончивший жизнь мученически в Лионе. Таким образом, не до конца угас светильник обличенных в Апокалипсисе Церквей. Помимо этих названных в Апокалипсисе Церквей, в Малой Азии выделялась еще Церковь в Иераполе: в течение всего этого периода она славилась своими выдающимися руководителями. Здесь жил и был похоронен святой Филипп, диакон и благовестник, со своими дочерьми–пророчицами, среди которых в конце I века наставлялся упомянутый выше Папий, автор пяти книг «Изъяснений Господних изречений» . Он сам, видимо, сделался епископом Иерапольским. Вскоре после него Иераполь имел епископом другого знаменитого писателя II века Аполлинария (около–170 года). К сожалению, от его многочисленных писаний, так же как от творений его современника Мелитона Сардикийского, сохранилось лишь несколько заглавий: пять книг «Против эллинов», две книги «Об Истине», Апология, две книги «Против иудеев», сочинение «Против монтанизма». В Иераполе был, по–видимому, собор под председательством Аполлинария против вновь возникшей ереси — монтанизма. Писал святой Аполлинарий по вопросу о Пасхе. Он принимал деятельное участие в большинстве тех вопросов, которые волновали тогда христианский мир. Но, к сожалению, мы все это знаем лишь по одним заглавиям и кратким упоминаниям. Как отразилась на церковной жизни Иераполя деятельность его святых и ученых наставников, ничего сказать нельзя, в связи с утратой всей многочисленной литературы, возникшей в Иераполе. Христианская жизнь Церкви Филадельфии известна больше, хотя там не было такого расцвета литературы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010