Еп. Раймунд III установил память неких явлений, или откровений свт. К. под 1 мая. В бревиарии 1532 г. это празднество помещено в 1-е воскресенье мая. О каком явлении или откровении идет речь, не совсем ясно, однако сохранилась дарственная грамота IX в. некоего Георгия и его жены Деды о передаче кафедральному собору г. Апта, посвященному Пресв. Деве Марии, св. Ауспицию и свт. К., укрепления Сеньон близ города. Документ датирован временем правления кор. Карла (это либо кор. Прованса Карл (855-863), сын имп. Лотаря I, либо короли Италии и императоры Карл Лысый (875-877) или Карл III Толстый (881-887)). К дарственной грамоте добавлен рассказ анонимного автора о том, что Георгий и Деда сделали пожертвование в благодарность за заступничество святых, к-рым они усердно молились о сыне, попавшем в плен к сарацинам в Испании. После молитвы сын явился им и сообщил, что цел и невредим. Возможно, при учреждении майского праздника в кон. XIII в. имелось в виду это чудо, или же речь идет об открытии мощей. Известно, что в 1320 г., при еп. Раймунде IV Ботти, глава К. была помещена в серебряную раку. Кафедральный собор г. Апта уже со 2-й пол. IX в. был посвящен К., как одному из своих покровителей. Многочисленные позднейшие свидетельства подтверждают это. Еп. Теодорих, пытавшийся организовать общину каноников при кафедральном соборе (991), называет его ц. Пресв. Девы Марии, св. ап. Петра и св. К. В дарственной грамоте еп. Леодегария II (1113) упомянуты те же святые, что в грамоте Георгия и Деды. В булле папы Пасхалия II (1114/15) названы только Пресв. Богородица и К. Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. Col. 239-250; Ioan. Cassian. De inst. coenob. Praef.; Chronica Gallica an. 452//MGH. AA. T. 9. P. 662; BHL, N 1641. Лит.: CPL, N 513. Duchesne. Fastes. T. 1. P. 282; Dorren R., van. Castor (3)//DHGE. 1949. T. 11. Col. 1455-1456; Battaile G. Castore, vescovo di Apt//BiblSS. Vol. 3. Col. 941. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Исаак П Ангел , византийский император в 1185–1195 гг. – 50 Исидор из Милета (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии – 260, 262 Йазид II, арабский халиф в 720–724 гг. (девятый халиф из династии Омейядов) – 343 Йакут (Йакут ибн " Абдаллах ал-Хамави ар-Руми, ок. 1179–1229), арабский историк и географ – 408 Йахйа Антиохийский (Яхья, XV в.), арабский христианский историк, путешественник – 409 Йездегирд (Иездегерд), персидский шах в 438–457 гг. – 154, 155 Кавад Широе, персидский шах в 488–531 гг. – 271, 309 Калеб (Ацбыха, 1-я пол. VI в.), негус аксумский (эфиопский император) ок. 525 – ок. 550 гг. – 194 Калигула (Гай Цезарь Германии, 12–41), римский император в 37–41 гг. – 114 Каллиник (VIII в.), изобретатель «греческого огня» – 292 Канар М. (Canard), французский византинист – 486 Каподистрия Иоаннис (1776–1831), граф, первый президент Греции в 1827–1831 гг. – 53 Карамзин Николай Михайлович (1766–1826), русский писатель и историк – 487 Карл Великий (742–814), король франков с 768 г., император с 800, основатель династии Каролингов – 63, 355–359, 360, 374, 387, 473 Карл Лысый (823–877), король Аквитании с 848 г., король Лотарингии с 869, император с 875 (из династии Каролингов) – 430 Карл Мартелл (ок. 688–741), франкский полководец, с 715 г. майордом Франкского королевства – 320, 441 Кассия (1-я пол. IX в.), византийская инокиня-поэтесса – 393, 394 Кассиодор (Флавий Магн Аврелий, ок. 490–583), римский политический деятель (с 514 г. консул при Теодорихе I) и латинский писатель (автор «Истории готов», сохранившейся лишь в эксцерптах Иордана) – 186 Каэтани Леоне (Caetani), итальянский востоковед – 284, 285 Кир , префект Константинополя в годы правления Феодосия II – 162 Кир († 311), св. мученик, пострадавший в Александрии – 313 Кирилл Скифопольский (VI в.), византийский агиограф, монах Лавры св. Сав-вы в Палестине – 258 Кирилл († 444), патриарх Александрийский в 412–444 гг., принимавший активное участие в догматических спорах (главный противник патриарха Дестория), в своей полемической и политической деятельности не стеснял себя никакими средствами – 156, 157, 182

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Прорицатель Валаам, остановленный ангелом и благословляющий израильтян. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 30v) Прорицатель Валаам, остановленный ангелом и благословляющий израильтян. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 30v) Значительный вклад в развитие представлений о христ. государе внесли Римские папы, обращавшиеся к Пипину Короткому и Карлу Великому с просьбой о защите Рима и кафедры ап. Петра от лангобардов. Наречение Пипина и его сыновей рим. патрициями в 754 г. возлагало на франков обязанность защищать Папский престол. Пипин Короткий, Карл Великий, Карл Лысый серьезно относились к этому долгу, хотя нередко его выполнение противоречило нуждам гос. управления. В 806 г. имп. Карл Великий требовал от наследников защищать Папский престол и всю христ. Церковь (MGH. Capit. T. 1. P. 129). На протяжении неск. поколений Римские папы напоминали К. о том, что они являются христ. правителями, приводя примеры ветхозаветных царей и пророков. Так, папа Павел I (757-767) в послании к народу франков именовал Пипина Короткого «новым Моисеем» и «новым Давидом». Франков он называл «святым народом, царским священством, избранным народом, который благословил Господь Бог Израиля» (Codex Carolinus. 39//MGH. Epp. T. 3. P. 552). Папа Римский Захария указывал на сходные функции священства и царства в достижении общего блага: молитвы понтифика в сочетании с оружием франков способны принести мир и порядок стране и «спасение, хвалу и вечную награду» обеим сторонам (Ibid. 3//Ibid. P. 480). Тема сочетания материального и духовного оружия получила продолжение в трудах каролингских авторов об обязанностях духовенства и мирян в христ. империи. Царь Давид на троне. Убиение помазанника Господня. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого. Ок. 870 г. (Roma. San Paolo fuori le Mura. S. n. Fol. 130v) Царь Давид на троне. Убиение помазанника Господня. Миниатюра из Третьей Библии Карла Лысого.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

23 Император Л. Благочестивый – младший сын имп. Карла Великого. Занимался науками и военным делом. В 813 г. Карл Великий лично короновал Людовика в Аахене, а после смерти отца вступил на престол (в 814 г.). В Паннонии вел несколько войн с славянскими племенами (819−822 гг.). В 817 г. разделил империю между тремя сыновьями (Лотарем, Пипином и Людовиком). В 823 г. у него родился еще сын, известный как Карл Лысый. В 829 г. был еще один раздел империи, что вызвало к нему оппозицию со стороны Церкви. Содействовал устроению монастырей и распространению христианства в Германии, но при его правлении была разрушена империя. 24 Б. Аньянский основал в своем имении аббатство, где и стал настоятелем. При покровительстве Карла Великого и Людовика Благочестивого имел большое влияние на церковные и политические дела. Возобновил и улучшил устав преп. Бенедекта Нурсийского. 25 Б. Клервоский (Bernhard de Clairvaux) род. в 1091 г. во Франции. В 1113 г. вступил в орден цистерианцев, а через два года стал главным аббатом в Клерво. В силу своих высоких достоинств пользовался огромным авторитетом у современников. Перед его решением преклонялись власти светские и церковные. Его проповедь подвигла в 1146 г. Западную Европу на новый Крестовый поход. Даже Лютер говорил о нем так: «Если существовал когда-либо богобоязненный и благочестивый, то это был св. Бернард, которого одного я ставлю выше всех монахов и попов целого мира». Умер Б. в 1153 г. и канонизирован в 1174 г. папой Александром III. 26 Гильом (Guillaume) – французский богослов и философ (ум. 1272 г.) преподавал в школе при соборе Парижской Богоматери, основатель Сорбонны. В своей, книге «De periculls novissimorum» (1256 г.) обличал настроения нищенствующих монахов. Лапа Александр IV (1254−1261 гг.) запретил ее. В Риме он объявил папе о еретичестве в книге «Вечное Евангелие», составленной доминиканцами и опроверг обвинения на свое произведение. Однако папа запретил ему преподавание и изгнал из Рима, После смерти папы он вернулся и снова продолжал борьбу с нищенствующими орденами в книге «Collectiones catholicae et canonicae scriprurae», которую одобрил папа Климент IV (1265−1268 гг.) В споре с доминиканцами его противниками были великие богословы этого ордена: Фома Аквинский, Альберт Великий и францисканец Бонавентура.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

После имп. коронации Карл Лысый направился в Павию, где представители итал. знати признали его императором. В изданном по этому поводу капитулярии (февр. 876) утверждалось, что Карл получил имп. корону по Божией воле, совершенной посредством выбора папы, а также особо оговаривалась неприкосновенность Патримония св. Петра (см. Папская область ). В марте 876 г. император назначил наместником в Сев. Италии герц. Бозона и поручил защиту Рима герц. Сполето Ламберту и его брату Гвидону (Видону). Вместе с ними в февр.-марте 876 г. И. ездил в Юж. Италию с целью разрушить союз консула Неаполя Сергия II и др. южноитал. правителей с сарацинами. Инициативу папы поддержали жители Амальфи, герц. Салерно Ваифер (Вайофарий) и гр. и еп. Капуи Ландульф. Герц. Ваифер приказал истребить находившихся у него на службе сарацин, что было одобрено папой (Ep. 352). Однако в Неаполе и в др. местах предложение И. не имело успеха: консул Сергий II, герц. Беневенто Адальгиз и герц. Сполето Ламберт отказались разорвать союз с сарацинами. Папа вновь отлучил Сергия II от Церкви, и это привело к опустошительной для Юж. Италии войне между Неаполем и Салерно ( Erchempretus. Historia. 39). Стремясь навести порядок в церковной администрации, в апр. 876 г. папа возбудил судебный процесс против нек-рых представителей рим. знати - примицерия (главы папской канцелярии) Григория, его брата секундицерия Стефана, Георгия Авентинского и магистра армии Сергия, обвинявшихся в присвоении церковных доходов, убийствах и распутстве. Еще до начала судебного разбирательства, назначенного на 19 апр., обвиняемые бежали из города, при этом Григорию удалось похитить папскую казну. Также из Рима бежал еп. Порто Формоз, ранее мешавший избранию И. Формоз, вероятно вместе с др. обвиняемыми, нашел убежище у Адальберта I, маркгр. Тосканы. Коронация Иоанном VIII, папой Римским, Карла Лысого в 875 г. (Le Miroir historial de Vincent de Beauvais — Chantilly. Museu Condй. 722. Fol. 120r, XV в.) Коронация Иоанном VIII, папой Римским, Карла Лысого в 875 г. (Le Miroir historial de Vincent de Beauvais — Chantilly. Museu Condй. 722. Fol. 120r, XV в.)

http://pravenc.ru/text/469686.html

А. Митрофанова: А как она дальше попала эта святыня? Т. Китнис: Их так много к моменту, когда Карл Великий стал императором Запада, что Константинополь мог ими делиться, то есть их так много, что... А. Митрофанова: Щедрой рукой начали раздаривать. Т. Китнис: Их было много вплоть до XIII века, пока крестоносцы не захватили во время четвертого похода Константинополь. И именно при императрице Ирине, по крайней мере об этом есть упоминание, кстати и тот же плат Божьей матери, при императрице Ирине оказывается  Париже при внуке Карла Великого — Карле Лысом. Он находился в монастыре Аржитой — это под Парижем опять же на севере Парижа монастырь и находился там вплоть, опять же до IX века. В IX веке произошло событие уже в Шартре, после нападения Норманов и смерти епископа, горожане просят, чтобы святыня оказалась в городе. И чтобы утешить жителей Карл, уже имею в виду внук... А. Митрофанова: Карл Лысый. Т. Китнис: Передает святыню непосредственно... с тех пор она там пребывает. Кстати вот этот великолепнейший Шартрский собор, один из просто... А. Митрофанова: Самых красивых в мире, да. Т. Китнис: Самых красивых в мире, да, с великолепным ансамблем витражей, с уникальным ансамблем витражей, там витражи сохранились с XII века, вот все это построено только ради этой святыни. Для того, чтобы ее очень достойно сохранять и обрамлять, как некий, вот опять же драгоценный ковчег. А. Митрофанова: Вот важный опять же момент, причинно-следственной связи, почему у нас возникают шедевры архитектурные. Т. Китнис: С тех пор она пребывает там. О чем еще хочу сказать — о чудесах. Мы же о чудесах упомянули, что они были не когда-то в далекой древности, чудеса, которые по молитве и каждых отдельных людей и всего города происходили и происходят при встрече вот с этой святыней — с платом Богородицы, они всегда в этом месте были. Пример общественного чуда — 911 год, когда плат Божьей матери спас город от разрушения его норманами.  Норманы — это вот викинги, они несколько раз разрушали город и вот тогда в 911 году грозный военачальник Хрольфом Пешеход, да, он был гигантского роста, поэтому даже на лошади сидел, говорят, у него ноги болтались чуть ли не на земле, поэтому было впечатление, что он идет, когда он подошел, и город, казалось ничего не могло спасти, епископ с крестным ходом разместил святыню на стенах города и тут произошло необычное.

http://foma.ru/rozhdestvo-presvyatoj-bog...

до н. э.; весьма значительная часть оригинала была обнаружена последовательно в каирской генизе в 1896 г., в Кумране в 1952–1956 гг. и в развалинах Масады в 1964 г. 162–165,290 Каллимах (ранее 300 — ок. 240 до н. э.), эллинистический поэт, убежденный противник монументального эпоса и защитник малых форм. 143, 180, 209 Каллисфен (ок. 370–327 до н. э.), придворный историограф Александра Великого, сопровождавший его в походах и казненный за отказ совершить перед ним проскинезу. 53, 62 Кальвин, Жан (1509–1564), деятель Реформации. 26 Кант, Иммануил (1724 — 1804), немецкий философ. 37— 39 Карл Великий (742–814), основатель династии Каролин-гов, король франков с 768, император с 800, давший идее универсальной христианской державы новую реализацию. 75, 116, 264 Карл Лысый (823–877), король Западно-Франкского королевства, затем император. 307 Кассий, Гай Лонгин (ум. 42 до н. э.), сподвижник Брута. 73 Кассия (другие варианты имени — Касия, Ейкасия, Икасия, Касиана и Кассиана) (IX b.), византийская поэтесса, которой принадлежат церковные песнопения, а также дидактические и сатирические ямбы. 59, 228, 244 Катон Младший, Марк Порций Катон Утический (95–46 до н. э.), римский республиканец, бросившийся на меч после победы Цезаря. 73 Квинт Смирнский (IV b.?), эпический поэт, автор поэмы «После Гомера». 139 Кекавмен (ок. 1015—20— после 1078), византийский писатель, автор так называемых «Советов и рассказов» — свода житейской мудрости. 267 Келье, Цельс (II в.), греческий философ, написавший около 178 г. полемическое антихристианское сочинение «Правдивое слово», выдержки из которого дошли в составе возражения Оригена. 97 Кир II Великий (ум. 530 до н. э.), древнеперсидский царь. 61 Кир Панополитанский (V b.), ранневизантийский поэт, один из мастеров эпиграммы, соединявший эту античную жанровую форму с такими темами, как воспевание христианского аскета-столпника по имени Даниил. Уроженец Египта, Кир делал светскую карьеру в Константинополе, позднее был епископом фригийского города Котиэя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=767...

В 1706 г. построена 8-угольная капелла св. Корнелия. Строительство сохранившегося до наст. времени аббатского дворца было начато при аббате Гиацинте Альфонсе фон Слуйсе (1713-1744) и закончено при Карле Людвиге фон Зиккинген-Эбернбурге (1745-1764). В 1802 г. по приказу имп. Наполеона I Бонапарта монастырьрь был секуляризирован. Монастырская церковь стала приходской, в одном из монастырских строений разместилась фабрика. В 1876-1925 гг. здесь располагалась школа, затем архив. После 1945 г. основную часть здания занял Музей совр. искусства. В 1906 г. 3 монаха бенедиктинской конгрегации Субиако из мон-ря Меркелбек (Нидерланды) предприняли попытку восстановить мон-рь. Им не удалось добиться передачи зданий и церкви монашеской общине. В 1908 г. было возведено новое монастырское строение на зап. окраине г. Корнелимюнстер (ныне в черте г. Ахен), затем - новая церковь (1951-1956). Т. о. мон-рь был основан заново как аббатство святых аббата Бенедикта Анианского и папы Римского Корнелия. Святыни монастыря В И. находились глава, правая рука еп. Римского свт. Корнелия и принадлежавший ему рог для питья, а также неск. «библейских святынь» - реликвий, связанных с Иисусом Христом. Первое упоминание о главе свт. Корнелия, почитаемой среди др. монастырских сокровищ, относится к 1028 г., однако, по средневек. преданию, мощи святителя перенес в И. Карл Лысый (король Западнофранкского королевства в 843-877, император с 875). В XI-XII вв. И. стал главным центром почитания св. Корнелия. В грамотах 1-й пол. XIII в. фиксируются названия «monasterium S. Cornelii Indensis» или «monasterium S. Cornelii ad (iuxta) Indam». Мощи св. Корнелия и хранящийся в ризнице церкви бюст-реликварий св. Киприана выставлялись для поклонения в октаву св. Корнелия, приуроченную ко дню поминовения святого (16 сент.). В это же время при мон-ре проводилась ярмарка. В монастыре, изначально посвященном Спасителю, хранились 3 реликвии, связанные с земной жизнью Иисуса Христа,- погребальная пелена (Sindon munda), в к-рую, по преданию, было завернуто тело Спасителя после снятия с креста, плат (Sudarium munda), которым был обвязан лоб Христа перед положением во гроб, и убрус (Linteum Domini), которым Иисус препоясывался во время Тайной вечери и к-рым отер ноги апостолам. По средневек. преданию, эти реликвии были перенесены в монастырь по повелению Людовика Благочестивого из Ахена, куда их доставил Карл Великий. Первое упоминание о реликвиях содержится в булле папы Римского Иннокентия VI от 2 авг. 1359 г., согласно которой прощение грехов даровалось тому, кто совершит паломничество к святыням аббатства И., которые выставлялись в соборе раз в 7 лет.

http://pravenc.ru/text/389559.html

The Greek Liturgies. P. 82–84). Текст манускрипта 22749 совпадает со славянским. Позднейшие вставки в текст Василия Великого даны в скобках. 185 О том, что Иисус Христос при установлении таинства Евхаристии Сам вкусил от хлеба и от чаши, говорится в некоторых восточных анафорах (см., например, у Ренодо-та: Liturgiarum collectio, I. P. 236; Liturgiarum collectio, II. P. 646). Заметим, что это древний взгляд и он встречается у Иринея Лионского ( ΠΕ III, 33 [V, 33]) и у Иоанна Златоуста (в беседе LXXXII на Евангелие Матфея). 188 Renaudot. Liturgiarum collectio, I. P. 69–71. Текста армянской редакции я, к сожалению, не имею. 199 Возможно, что епископ Тмуитский сам недостаточно ясно представлял свойства Третьей Ипостаси Святой Троицы, иначе он не просил бы Афанасия дать разъяснение в связи с тем, что ариане считают Святого Духа тварным. Известны четыре письма Афанасия к Сарапиону «О Божестве Святого Духа» (PG 26, 529–676). 205 Rahmani. Chiesa patriarcale antiochena. P. XXVI; Les Liturgies. P. 388,403,712. " См. также у Буйэ (Eucharist. Р. 281 ff.). 207 Латинский текст «Анафоры двенадцати апостолов» взят из статьи: Raes. L " Authenticite. P. 9–13 (перевод на славянский мой. – Н. У). 239 Севастьяновский – см.: Красносельцев. Указ. соч. С. 276–277; Барбериновский – Swainson. Op. cit. P. 94; Порфирьевский – Орлов. Указ. соч. С. 404. В Барбериновском списке эту молитву указано читать после причащения всех и заканчивать возгласом «яко Ты еси Освящение наше», после чего диакон возглашал: «С миром изыдем», – народ отвечал: «О имени Господни»; и этим литургия заканчивалась. Ектении «Прости приимше» и заамвонной молитвы не было (Swainson. Op. cit. Р. 94). 243 Карл Великий [Карл Лысый]. Письма, Praefatio, III (PL 72, 99); Swainson. The Greek Liturgies. Р. XXIX. 245 Renaudot. Liturgiarum collectio, I. P. 116; Красноселъцев. Сведения. С. 198–202; Swainson. Op. cit. P. 88. 283 Дмитриевский. Отзыв: еп. Порфирий. С. 413–429; см. также Одинцов. Порядок богослужения. С. 63, 67. 284 Гоар относил этот манускрипт к XIII веку, позднейшие ученые – к XIV, например, А. Rocchi (Codices Cryptenses. P. 251). 290 Порфирий, еп. Афонские монастыри. С. 118–120 (текст привожу без сохранения транскрипции древнеславянского языка. – Н. У).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Карл Лысый отношения между церковью и государством определял (в 845 г.) следующим образом: «царская власть и государственные чиновники должны содействовать священству во всём, чтобы оно могло успешно выполнять своё служение; в свою очередь и епископский авторитет должен по мере сил защищать честь и власть царскую» 1620 . На соборе 862 года Карл II даёт понять епископам, что они не должны почитать никого из сильных мира, кто не соблюдает канонов 1621 . Наконец, сама церковь в лице своих представителей – епископов неоднократно заявляла, что церковь должна быть свободна в государстве. Таковы, например, заявления епископов парижского собора от 829 года 1622 и архиепископа Agobard’a лионского 1623 . Так обстояло дело церковного управления на Западе до второй половины IX века. Идея римско-папского главенства в церкви, начавшая уже в описанный период времени выливаться в форму монархического господства 1624 , не могла, конечно, мириться ни с существовавшим положением епископов в отношении папы, ни с существовавшим отношением к церкви светской власти, которая на деле могла оказывать сильное влияние на церковные дела. Но эта идея папского главенства до самого конца описанного периода оставалась лишь теоретическим построением немногих умов и не имела кредита ни в праве, ни даже в практике жизни. II. Новый период в истории управления римского патриархата и вместе с тем всего Запада начинается лишь со времени появления там лже-исидоровского сборника, который существенно изменял начала церковного права. Сборник лже-Исидора имел громадное влияние на Западный мир. Вышедши, как можно думать, из западной Франции 1625 , сборник лже-Исидора, по смотря на свою грубую подложность, с поразительной быстротой распространяется по всему Западу. Распространению его много способствовало настроение умов тогдашнего общества. То время на Западе было периодом крайнего развития феодализма. Могучая франкская монархия после вердёнского сейма (845 г.) распалась на три отдельных государства. В свою очередь каждое из них распадается на множество феодальных единиц, часто почти не связанных между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010