Schnitzer и Naegle точно так же не считают специфически характерной для сочинения Ратрамна ссылку на молитву – Perficiant in nobis... Эту молитву – говорит Naegle (о. с., S. 111) – комментирует и Ланфранк, так что разбор ее не является чем-нибудь исключительным. Но Ланфранк разбирает эту молитву, поскольку она приведена была в осужденном сочинении и поскольку на нее также ссылался Беренгарий (см. Migne, 150, 436). Нужно обратить внимание, что эта молитва не рядовая, но читаемая лишь один раз в год. Было бы вещью удивительною, если бы два писателя (Ратрамн и Скот) обратили на нее внимание одновременно. Еще удивительнее и прямо поразительно было бы, если бы они глоссировали ее совершенно одинаковыми словами до тождества в местоимении ista включительно (эта деталь справедливо подчеркивается Laufs’oм) – specie geruntur ista, non veritate (LXXXVIII, – cp. Mansi, 19, 777, где приведено письмо Асцелина к Беренгарию). Ссылки на Амвросия, Иеронима, Августина не составляют чего-нибудь особенно типического для книги Ратрамна, но все-таки нужно отметить, что во второй части своего трактата Ратрамн разбирает мнения именно этих отцов церкви, и на них прежде всего старается опереться, причем располагает их в том самом порядке, как указывает Беренгарий. Затем мы готовы признать характерным для Ратрамна его желание опереться на Иеронима. То, что написано Иеронимом о таинстве евхаристии, как мы говорили, не отличается особою значительностью содержания, и ссылка на Иеронима получает принципиальное значение именно у Ратрамна. Указание, что Скот писал о евхаристии, по свидетельству Беренгария, в силу просьбы короля Карла, несомненно, еще не служит решающим аргументом при доказательстве того, что Беренгарий в действительности имел в виду сочинение не Скота, но Ратрамна, – не невозможно, конечно, что Карл Лысый предложил двум ученым богословам того времени высказаться по вопросу о таинстве евхаристии, – но в связи с другими аргументами и доводами эта подробность – лишнее подтверждение принадлежности сочинения Ратрамну. Можно придавать некоторое значение и тому, что (как указывал Laufs, – так же Петр-де-Марка) по Беренгарию Скот писал, исполняя просьбу Карла Великого. Если Беренгарий назвал Карла Лысого великим, то, вероятно, он отправлялся от текста книги, которую он имел под руками. А, как было упомянуто раньше, в некоторых манускриптах произошло это странное смешение Карла Лысого с императором Карлом Великим (ср., напр., в cod. Saldemensis – praefatio ad Carolum Magnum Imperatorem); по-видимому, это обстоятельство было причиной и заблуждения Скота (насколько можно судить по письму Беренгария к Рихарду, Беренгарий считал, что осужденное на соборе сочинение было написано Скотом для императора Карла Великого).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Усвоение ему книги Ратрамна Laufs объяснял тем, что Ратрамн, ввиду своих субординационных отношений к Пасхазию, не решился открыто выступить против своего аббата и выпустил книгу или под вымышленным именем, или же просто анонимно, причем, Карл Лысый покрыл секрет автора. Ввиду диалектического характера книги, смелости высказанных взглядов, современники легко могли принять эту книгу за произведение свободомыслящего придворного философа Скота. – Последняя часть гипотезы Laufs’a, поскольку объясняет усвоение книги Ратрамна Скоту, представляется критике вообще слабой. Дело в том, что в древнейшем списке сочинений Ратрамна (упомянутом codex Laubiensis) дано имя его автора. Точно так же имя Ратрамна сохраняет кодекс X в. – Saldemensis, являющийся, вероятно, воспроизведением первого кодекса 322 . Аноним Сельо тоже знает подлинное имя автора 323 . Два Готтвихских манускрипта имеют то же заглавие – incipit liber Ratrani de corp. et sang. D-ni (см. Heurtevent, o. c., p. 277). Во всяком случае, есть основания сомневаться в анонимности (намеренной) сочинения Ратрамна. Кроме того, представляется маловероятным, что Ратрамн вообще хотел скрывать свое имя, и что для него представлялось рискованным разойтись с своим аббатом в догматических вопросах. По вопросу о предопределении он, как мы видели, был, скорее, на стороне Готтшалька и, значит, не был на стороне своего аббата. Далее – свой трактат о теле и крови Христовых он писал под ферулой короля, который своим, обращением к Ратрамну тем самым обнаруживал недоверие к построению Пасхазия. При доле некоторого самомнения и самоуверенности, от которых, по-видимому (судя по его сочинениям), не был свободен Ратрамн, он, скорее, пожалуй, мог афишировать свои разногласия с аббатом (тем более, что на его стороне были придворные круги), чем способен был их таить. Если так, то заметка Гинкмара могла и не относиться к Ратрамну, поскольку его сочинение не вводило в обман насчет его автора. Впрочем, утверждать что-нибудь положительно здесь едва ли возможно 324 , равно как вообще выяснить вопрос, каким образом сочинение Ратрамна могло быть приписано Скоту (по данному вопросу речь у нас будет еще впереди).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Когда атеисты слышат, что атеизм — это тоже религия, многие из них с некоторой обидой, заявляют, что в таком случае лысый — это тоже цвет волос. В самом деле, атеизм, конечно, не является религией в смысле “организованного поклонения высшим силам”. Атеизм часто видит себя как отказ признавать духовную реальность вообще и теизм (веру в личностного Бога) в особенности. Предполагается, что атеизм не утверждает, а отрицает, так что именно его оппоненты должны занимать обороняющуюся позицию, а сам атеизм тут неуязвим — у него нет своего вероучения, основательность которого мы могли бы рассмотреть. Теоретически, пока мы говорим о “сферическом атеизме в вакууме” это, возможно, и так. Но любая реальная форма атеизма, которой придерживаются реальные люди, выдвигающие конкретные претензии к христианству, неизбежно предполагает какое-то положительное содержание — не просто отказ от веры во что-то, но и веру во что-то другое, провозглашение неких своих представлений о мире, утверждение позиций, с которых и разворачивается атака на веру в Бога. Как правило утверждается, что это — научные позиции, что именно наука сделала христианскую веру интеллектуально несостоятельной, устаревшей или ложной. Эти утверждения подразумевают определённую философскую установку, которую теоретик науки Карл Поппер обозначил словом сциентизм. Сциентизм предполагает, что естественнонаучный метод является единственным законным путём познания реальности и установления истины. Бертран Рассел формулирует этот подход в своей работе “Наука и этика”: “Любое достижимое знание должно обретаться научным методом; то, что не может быть открыто наукой, не может быть известно человечеству”. Вокруг этой философской позиции и формируется сциентистский миф. Как и в любом мифе, в сциентизме выстраивается своё противопоставление сил добра и зла, космических сил света и тьмы — против Как Мардук в вавилонском мифе, побеждающий чудовище хаоса Тиамат, наука побеждает силы слепой веры и невежества, неся человечеству множество благословений. Английский антихристианский романист Филипп Пулман описывает эту вселенскую битву следующими словами: “Есть две великие силы — и они сражались с начала времён. Все улучшения в человеческой жизни, все клочки знания, мудрости и достоинства, что у нас есть, были вырваны одной стороной из зубов другой. За каждый клочок человеческой свободы шла ожесточённая борьба между теми, кто хочет, чтобы мы знали больше и были мудрее и сильнее, и между теми, кто хочет, чтобы мы лишь скромно подчинялись” (“Скрытый нож”).

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Ряд К. был издан в связи с организацией защиты от участившихся с сер. IX в. нападений скандинавов, среди них - крупнейший по объему Питрский капитулярий 864 г. (Ibid. P. 312-328), к-рый предусматривал как конкретные военные и экономические меры для противостояния врагу (предписание участвовать в конном ополчении всем свободным людям, имевшим лошадь или способным ее приобрести, строительство укрепленных мостов, крепостей, запрет на продажу скандинавам оружия и лошадей и др.), так и действия более общего характера (монетная реформа, ревизия действующих ярмарок, закрепление повинностей крестьян и др.). Уникальной особенностью Питрского капитулярия является активное привлечение материала не только из предшествующих каролингских К., но и из рим. права (в первую очередь из Кодекса Феодосия, а также Новелл имп. Валентиниана III). В июне 877 г. в Кьерзи, перед тем как отправиться в поход в Италию, Карл Лысый издал капитулярий, в к-ром содержалось в качестве временной меры постановление о том, что бенефиции королевских вассалов, погибших на войне, автоматически переходили к их сыновьям (MGH. Capit. T. 2. P. 355-361). Это решение традиционно рассматривалось исследователями как одно из ключевых в период формирования феодальных отношений во Франции (в последнее время эта т. зр. нередко оспаривается). При наследниках Карла Лысого произошло ослабление королевской власти, новые К. не появлялись, последний известный документ такого рода издан его внуком Карломаном в 884 г. (Ibid. P. 371-375). Кон. IX в. датируется и последний известный королевский капитулярий в Италии - Равеннский капитулярий имп. Ламберта (898; Ibid. P. 109-110; см.: MacLean. 2010). Несмотря на прекращение издания новых К., они сохраняли значение одного из источников права в средние века на территории бывш. Каролингского государства (во Франции, Италии, Германии, Нидерландах). К. оказали заметное влияние на законодательную деятельность англосакс. королей (кон. IX - 1-я пол. XI в.; см.: Wormald. 2001). Оригиналов К.

http://pravenc.ru/text/1470341.html

Едва ликвидировав последствия мятежа, Карл обратил свои взоры на юг: ему давно уже хотелось присоединить к своему королевству плодородные провансальские земли. Однако здесь его ждала неудача. Сначала этому помешал граф Герард Вьеннский, реальный правитель Прованса. А в августе 865 года он вынужден был вернуть Титбергу ко двору, но так довел ее придирками, что в ноябре 866 года она известила папу о своем желании отречься от королевского положения и уйти в монастырь. В 867 году Николай I умер. Новый папа, Адриан II, стремясь восстановить внутренний мир, допустил короля в Рим и даровал ему прощение. Титберга так и не вернулась к супругу, но и Вальдрада королевой не стала. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы Лотарь II не умер летом 869 года, возвращаясь из Рима. Его смертью воспользовался Карл Лысый. Собрав верных людей, он поспешил в Лотарингию и 9 сентября 869 года короновался в Меце, несмотря на протесты папы и Людовика II. Однако его старший брат, Людовик Немецкий, тоже претендовал на эти земли. Дело шло к очередной междоусобной войне. Но в этот раз удалось договориться полюбовно: в августе 870 года в Мерсене Карл Лысый и Людовик Немецкий скрепили договором исчезновение Лотарингии, поделив ее между собой. Раздел прошел по линии Мааса и Мозеля. Кроме того, Карл получил земли на правом берегу Роны. На несколько лет в политической жизни наступило затишье. До тех пор, пока в 875 году не умирает бездетный император Людовик. Естественно, самым активным претендентом на его наследство оказался Карл Лысый, да и папа, по-видимому, считал, что только он способен защитить империю и церковь от внутренних и внешних врагов. Год спустя Карл короновался императорской короной в соборе св. Петра. Однако жизнь все больше расходилась с костенеющими политическими формами, имперское единство все дальше уходило в прошлое. Карл это почувствовал, ибо те, кто был с ним в Орлеане в 848, в Меце – в 869, в Мерсене – в 870 году, в Италию не пошли. Их интересы лежали на севере. Во имя чего они должны были рисковать положением, богатством, да и самой жизнью?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Кор. Карл Лысый. Миниатюра из «Золотого кодекса» аббатства св. Эммерама (Münch. Clm. 14000. Fol. 5v). Ок. 870 г. Кор. Карл Лысый. Миниатюра из «Золотого кодекса» аббатства св. Эммерама (Münch. Clm. 14000. Fol. 5v). Ок. 870 г. Увеличение числа наследников в династии Каролингов и фрагментация франкских королевств порождали междоусобные распри и споры о престолонаследии, усиливали политическую напряженность. Имп. Лотарь I разделил свою часть империи между 3 сыновьями: старшему, Людовику II Итальянскому (825-875; имп.-соправитель с 844), досталась Сев. Италия; средний, Лотарь II (835-869), получил Лотарингию, т. е. земли, расположенные между Западнофранкским и Восточнофранкским королевствами; младший, Карл (845-863), унаследовал Прованс. К. Л., у которого от 1-й жены Эрментруды было 4 сына и 5 дочерей, планировал разделить Западнофранкское королевство между старшими сыновьями: Людовик Заика (846-879) получал Нейстрию, Карл Дитя (ок. 848-866) - Аквитанию. Младшие сыновья К. Л. стали клириками и впоследствии были назначены на важные церковные должности. Наибольшего влияния достиг Карломан (849-876), к-рый получил в управление крупные аббатства св. Медарда в Суасоне, св. Германа в Осере, св. Арнульфа в Меце и др. Юдифь (844-870), старшая дочь К. Л., стала женой Этельвульфа, кор. Уэссекса (839-858), затем его преемника Этельбальда (858-860). Вернувшись в Западнофранкское королевство после смерти 2-го мужа, она бежала к Балдуину, выходцу из фламанд. знати. К. Л. велел схватить их и конфисковал владения Балдуина, но им удалось добраться до Рима и склонить на свою сторону папу Римского Николая I (858-867). Королю пришлось дать согласие на брак; он поручил Балдуину управление сев.-зап. землями королевства, назначив его 1-м графом Фландрии. Др. дочери К. Л. стали монахинями и настоятельницами мон-рей: Ротруда была аббатисой мон-ря св. Радегунды в Пуатье, Эрментруда - монастыря Анон. В 870 г. К. Л. женился на Рихильде, происходившей из знатного лотарингского рода, но дети, родившиеся от этого брака, умерли в младенчестве.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перед смертью К. Л. назначил наследником Западнофранкского королевства Людовика Заику. Имп. Рихильда вручила ему «меч святого Петра» и королевские одеяния, после чего архиеп. Гинкмар Реймсский совершил коронацию. Людовик Заика отклонил предложение папы Иоанна VIII принять имп. титул, его недолгое правление (877-879) завершилось междоусобицей. Постепенное ослабление королевской власти преемников К. Л. стало признаком упадка династии Каролингов, а воссоздание империи оказалось невозможным. Кор. Карл Лысый перед Распятием. Миниатюра из Молитвенника Карла Лысого. 60-е гг. IX в. Кор. Карл Лысый перед Распятием. Миниатюра из Молитвенника Карла Лысого. 60-е гг. IX в. К. Л. считается последним правителем из династии Каролингов, который пытался проводить имперскую политику, укреплял влияние Церкви, способствовал развитию наук и искусства. Благодаря заботам матери он получил прекрасное образование под рук. Валафрида Страбона . По свидетельству Гинкмара Реймсского, К. Л. с детства изучал богословие, а Фрекульф, еп. Лизьё (825-852), послал имп. Юдифи для обучения сына 2-ю часть написанной им «Всемирной хроники» (PL. 106. Col. 1115-1116). По словам Хейрика Осерского, К. Л. был окружен знатоками наук и искусства, среди которых было немало выходцев из Ирландии (MGH. Poet. T. 3. P. 429). Король поддерживал тесные отношения с крупными богословами и церковными писателями, многие из них давали ему советы по управлению гос-вом. Подражая деду, Карлу Великому, К. Л. придавал большое значение идеологии христ. правления, инициировал обсуждение вопросов, связанных с нравственным обликом и обязанностями государя, источниками его власти. В капитуляриях и синодальных постановлениях, изданных при К. Л., управление гос-вом представлено как особый вид христ. служения. Король и его советники подчеркивали необходимость поддерживать закон и справедливость, мир и порядок. Как и Карл Великий, К. Л. видел среди своих основных задач противодействие порокам и исправление нравов подданных, спасение христ. народа.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Кроме того, ввиду централизации власти в лице папы, Николай I установил, чтобы каждый вновь поставленный архиепископ при получении от папы паллиума давал клятву и подписку в верности апостольскому престолу и беспрекословном повиновении папе. Следующий папа, Адриан II (867–872 гг.), действовал в пользу папских интересов не так удачно, как Николай. Неудачи, между прочим, происходили оттого, что папа изъявил претензии быть судьею государей не только в духовных, но и политических делах. Так, когда по смерти Лотаря Карл Лысый овладел его землями помимо законного наследника, императора Людовика II, Адриан потребовал, чтобы Карл возвратил лотарингские земли Людовику, и в противном случае угрожал своей церковной властью, от лотарингских же епископов требовал прекратить с Карлом общение. Но папы никто не слушал, ни Карл, ни епископы. Гинкмар же Реймсский в письме к папе дал понять, что как король, так и вельможи не потерпят вмешательства папы в их политические дела. Тот же Гинкмар, по случаю низложения им на соборе одного епископа (так же, как при Николае), отказал Адриану в праве рассматривать вновь дело в Риме, а не на местном соборе – и Адриан должен был уступить. Преемник Адриана Иоанн VIII (872–882 гг.) замечателен тем, что по стечению благоприятных обстоятельств положил начало тому порядку вещей, по которому императорская корона стала раздаваться папами. Карл Лысый, незаконно присвоивший себе императорское достоинство (875 г.), нуждался в признании этого достоинства со стороны Церкви. Папа Иоанн VIII, короновав Карла, признал его законным императором, но в то же время воспользовался этим случаем, чтобы заявить, что получение императорского достоинства зависит единственно от апостольского престола. Карл не протестовал против этого, и действительно, с этого времени на Западе утверждается представление, что папа есть источник власти императорской. Пользуясь расположением Карла Лысого, Иоанн VIII успел и со своей стороны сделать несколько постановлений, направленных против вмешательства светских владетелей в дела Церкви, например, чтобы никто из герцогов и князей не назначал епископов, не судил их и не налагал на них и на их Церкви податей, – хотя эти постановления оставались только на бумаге. После Uoahha VIII папство, вовлеченное в разные политические комбинации, быстро склонилось к падению. Папский престол поступил в распоряжение светских владетелей и политических партий и замещался по большей части людьми недостойными. Безнравственность и разного рода преступления составляли принадлежность очень многих пап. Папская власть, находившаяся в руках таких людей, если не потеряла своего значения в идее, на практике потеряла очень много, сравнительно с прежними временами. Неустройства на папском престоле продолжались целых полтора столетия, до самой половины XI века. Глава V. Богослужение, церковное благочиние и христианская жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, когда, после смерти Лотаря, Карл Лысый завладел его землями, вместо законного наследника, императора Людовика II, Адриан потребовал, чтобы Карл возвратил лотарингские земли Людовику, и, в противном случае, угрожал своей церковной властью, от лотарингских же епископов потребовал прекратить с Карлом общение. Но папу никто не слушал, ни Карл, ни епископы. Гинкмар Реймский в письме к папе дал понять, что и король, и вельможи не потерпят вмешательства папы в их политические дела. Тот же Гинкмар, по случаю низложения им на соборе одного епископа (так же, как и при Николае), отказал Адриану в праве рассматривать вновь дело в Риме, а не на местном собборе, — и Адриан должен был уступить. Преемник Адриана, Иоанн VIII (872-882 гг.) был замечателен тем, что, по стечению благоприятных обстоятельств, положил начало тому порядку, по которому императорская корона стала раздаваться папами. Карл Лысый (875 г.), незаконно присвоивший себе императорское достоинство (875 г.), нуждался в его признанни со стороны Церкви. Папа Иоанн VIII, короновав Карла, признал его законным императором, но в то же время воспользовался этим случаем, чтобы заявить, что получение императорского достоинства зависит исключительно от апостольского престола. Карл не протестовал против этого, и действительно, с этого времени на западе утвердилось представление, что папа является источником императорской власти. Пользуясь расположением Карла Лысого, Иоанн VIII успел и со своей стороны принять несколько постановлений, направленных против вмешательства светских правителей в дела Церкви, например, чтобы никто из герцогов и князей не назначал епископов, не судил их и не обкладывал их и их церкви податями, — хотя эти постановления и оставались только на бумаге. После Иоанна VIII папство, вовлеченное в разные политические интриги, быстро пришло в упадок. Папский престол поступил в распоряжение светских правителей и политических партий и замещался, по большей части, людьми недостойными. Безнравственность и разного рода преступления были присущи очень многим папам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010