Кор. Карл Лысый. Миниатюра из т. н. Псалтири Карла Лысого (Paris. Lat. 1152. Fol. 3v) В 819 г. Людовик Благочестивый женился на Юдифи, происходившей из знатного баварского рода Вельфов. От этого брака род. К. Л. По указанию императора его восприемником стал Лотарь, поклявшийся защищать и оберегать младшего брата ( Nithardi Historiarum libri. I 3; II 1). Появление нового наследника и возникшая необходимость в изменении «Ordinatio imperii» стали причиной открытого конфликта Людовика Благочестивого и его сыновей, которые к тому же выражали недовольство ограничением их самостоятельности в управлении королевствами. После собрания в Аттиньи (авг. 822) император отправил Лотаря в качестве регента в Италию, а Пипина - в Алеманнию. Вероятно, по инициативе имп. Юдифи, влияние к-рой при дворе возросло, Людовик Благочестивый выделил для К. Л. Алеманнию, в 829 г.- также Рецию, Эльзас и часть Бургундии (Annales Xantenses et Annales Vedastini/Ed. B. de Simson. Hannover; Lpz., 1909. P. 7. (MGH. Script. Rer. Germ.; Эти земли должен был унаследовать Лотарь, и передача их К. Л. привела бы к разделению владений старшего наследника. Имп. Юдифь оказывала влияние на Людовика Благочестивого с целью обеспечить наследство К. Л. за счет старших братьев. В 830 г. графы Матфрид Орлеанский и Гуго Турский, попавшие в опалу и лишенные должностей после неудачного похода в Испанию, подняли восстание. Юдифь была схвачена и заключена в мон-рь. Людовик Немецкий выступил на стороне отца, а Лотарь и Пипин не поддержали ни одну из сторон. Сначала мятежники потерпели неудачу, но восстание разгорелось с новой силой, когда император отобрал Аквитанию у Пипина и передал королевство К. Л. Лотарь и Пипин выступили против Людовика Благочестивого. Император, покинутый почти всеми сторонниками, попал в плен и был низложен на синоде в Суасоне (нояб. 833). Однако среди союзников вскоре вспыхнули разногласия. Несмотря на церемонию восстановления Людовика Благочестивого в имп. достоинстве, проведенную Лотарем в аббатстве св. Дионисия (см. Сен-Дени ), началась междоусобная война. Император, к-рого поддержали Пипин и Людовик Немецкий, одержал победу над мятежниками. В сент. 834 г. Лотарь сложил оружие, получил от отца прощение и был отослан в Италию.

http://pravenc.ru/text/1681077.html

В домовый храм Российского православного университета из Шартра и Рима доставлены святыни, связанные с земной жизнью Пресвятой Богородицы 25 декабря 2012 г. 17:06 22 декабря 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в домовый храм  Российского православного университета на Новой площади в Москве доставлен ковчег с частицами Покрова Пресвятой Богородицы из Шартрского собора (Франция) и Платка Пречистой Девы из Рима. Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) и духовенство храма встретили святыни на площади перед храмом. Принесение святынь приурочено к малому освящению храма в честь Покрова Божией Матери — нижнего храма Иоанно-Богословского университетского комплекса в центре российской столицы. Святыни доставлены в Москву благодаря содействию Центра изучения артефактов и реликвий при Воронежском государственном университете. В связи с принесением святынь, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы, Российский православный университет 8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, проведет научную конференцию с участием приходов г. Москвы, посвященных чтимым образам Богоматери. Главной темой конференции станет изучение святынь, относящихся к земной жизни Божией Матери, которые находятся в столичных храмах и монастырях. Адрес храма: Москва, Новая площадь, 12, метро «Лубянка» или «Китай-город». На период пребывания святыни храм РПУ будет открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. Святая Плащаница (Покров, Sainte Chemise) Девы Марии — главная реликвия кафедрального собора г. Шартр (90 км к юго-западу от Парижа). Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа. По латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта Камизия (по-славянски Святая Срачица), то есть туника. Согласно некоторым предположениям, эта та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира. По данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации. А в 876 году его внук Карл II Лысый подарил святыню шартрской церковной общине.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В храм Российского православного университета из Шартра и Рима будут принесены святыни, связанные с земной жизнью Пресвятой Богородицы 19 декабря 2012 г. 19:15 22 декабря 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в духовный центр Российского православного университета на Новой площади будет доставлен ковчег с частицами Покрова Пресвятой Богородицы из Шартрского собора (Франция) и Платка Пречистой Девы из Рима. Принесение святынь приурочено к малому освящению храма в честь Покрова Божией Матери — нижнего храма Иоанно-Богословского университетского комплекса в центре российской столицы. Святыни будут доставлены в Москву благодаря содействию Центра изучения артефактов и реликвий при Воронежском государственном университете. В связи с принесением святынь, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы, Российский православный университет 8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, проведет научную конференцию с участием приходов г. Москвы, посвященных чтимым образам Богоматери. Главной темой конференции станет изучение святынь, относящихся к земной жизни Божией Матери, которые находятся в столичных храмах и монастырях. Встреча святынь состоится перед всенощным бдением в субботу 22 декабря в 16.45. В воскресенье, 23 декабря, Божественная литургия с чином малого освящения нижней Покровской церкви университетского храма Апостола Иоанна Богослова под Вязом (Новая площадь, 12; метро «Лубянка» или «Китай-город») начнется в 9.30. На период пребывания святыни храм РПУ будет открыт ежедневно с 8.00 до 20.00. Святая Плащаница (Покров, Sainte Chemise) Девы Марии — главная реликвия кафедрального собора г. Шартр (90 км к юго-западу от Парижа). Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа. По латыни эта священная для всех христиан реликвия называется Санкта Камизия (по-славянски Святая Срачица), то есть туника. Согласно некоторым предположениям, эта та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира. По данным шартрских архивов, Санкта Камизия была подарена императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации. А в 876 году его внук Карл II Лысый подарил святыню шартрской церковной общине.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬПУРГА Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) [Вальбурга, Гальбурга; лат. Walburga, Gualburgis] (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая), аббатиса Хайденхаймская. Дочь англосакса Рихарда, сестра святых Виллибальда , еп. Айхштеттского, и Вунибальда Хайденхаймского. Род. в Англии, воспитывалась в мон-ре Уимборн (Юж. Англия). Вместе со святыми Лиобой и Феклой была призвана родственниками содействовать св. Бонифацию (Винфриду) в проповеди Евангелия в Германии. Здесь В. сначала подвизалась под рук. св. Лиобы в мон-ре Бишофсхайм близ Могонциака (совр. Майнц), затем основала жен. общину в Хайденхайме (епископство Айхштетт), где уже был мон-рь, основанный Вунибальдом. После его смерти в 761 г. В. объединила под своим управлением жен. и муж. мон-ри, к-рые в это время стали центрами христианства в Германии. В 870 г. Откар, еп. Айхштеттский, перенес мощи В. в свой кафедральный город, в выстроенный в его честь мон-рь при ц. Св. Креста, где они были помещены в мавзолей. В 893 г. еп. Эрханбольд открыл мощи для всеобщего почитания. В.- одна из самых почитаемых в Германии святых, части ее мощей находились как в Германии, так и за ее пределами. В 893 г. частица мощей была перенесена в жен. мон-рь Монхайм. В 1060 г. Аннон II, архиеп. Кёльнский, передал главу и жезл святой в мон-рь Вальберберг (Кёльнское архиеп-ство). Еще одна частица мощей оказалась в мон-ре Вальбург в Эльзасе (выстроен герц. Фридрихом II в 1074). Среди мест особого почитания В. в Германии: Ламберг близ г. Хам (еп-ство Регенсбург), Эренбюрг возле г. Форххайма (еп-ство Бамберг), Альфен и Вормбах (еп-ство Падерборн), Зандвайер (еп-ство Фрайбург) и Вальбургисберг возле Вешница (архиеп-ство Майнц). В кон. IX в. часть мощей В. была перенесена в Фюрн (совр. Вёрне, Бельгия), откуда ее почитание распространилось во Фландрии и Сев. Франции. Одним из центров почитания В. был г. Антверпен. В Сев. Нидерландах мощи В. находились в графстве Гелдерн (совр. пров. Гелдерланд), в г. Тил, откуда в 1315 г. были перенесены в Арнем, Зютфен и Гронинген. Во Франции кор. Карл Лысый (843-877) построил часовню (ораториум) в честь В. при дворце в Аттиньи, впосл. она была разрушена норманнами; восстановлена на новом месте Гуго, гр. Шампани, ок. 1102 г. (совр. Сент-Вобур). От мощей В. в различных местах совершались чудеса и подавались исцеления (по сообщению Филиппа, еп. Айхштеттского, от мощей истекал елей).

http://pravenc.ru/text/154029.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ IV Григорий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Saachi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 25.01.844, Рим), папа Римский (с сент. или окт. 827). Род. в Риме. Происходил из знатной семьи, был монахом в мон-ре Фоссанова близ г. Террачина. В 797 г. папой Римским Львом III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марка; по др. данным (согласно Liber Pontificalis ), стал кардиналом при папе Пасхалии I (817-824). После смерти папы Римского Валентина (сент. 827) избран на Папский престол, однако интронизация Г. и его рукоположение во епископа (29 марта 828) состоялись после утверждения его кандидатуры имп. Людовиком Благочестивым . Понтификат Г. совпал с новым всплеском иконоборчества в Византии при имп. Феофиле (829-842). Препятствуя распространению иконоборчества на Западе, Г. распорядился украшать рим. церкви священными изображениями, из к-рых сохранилась сделанная по указу папы мозаика в ц. св. Марка. В Liber Pontificalis описываются многочисленные драгоценные завесы с изображениями евангельских сюжетов, к-рые Г. пожертвовал в нек-рые храмы и мон-ри. При Г. в соборе св. Петра в Риме была сооружена богато украшенная часовня с мозаичным полом, в нее были перенесены мощи папы св. Григория I Великого . Г. участвовал в разрешении конфликта между Людовиком Благочестивым и его сыновьями. В 831 г. Людовик пересмотрел условия принятого в 817 г. «Ordinatio imperii», чтобы ввести в долю наследства сына от 2-го брака Карла (буд. кор. зап. франков и имп. Карл Лысый). Еще в 829 г. последний получил от отца герц-ство Швабия, а в 831 г. ему был выделен удел, состоявший из Алеманнии, Эльзаса, Реции и части Бургундии. Это ущемляло интересы не только старшего сына Лотаря (к тому времени соправителя императора), но также и его братьев - Людовика Немецкого и Пипина Аквитанского. В 833 г. скрытое противостояние между отцом и сыновьями сменилось вооруженным мятежом, возглавленным Лотарем, поддержанным мн. епископами (в т. ч. Агобардом Лионским и Эбоном Реймсским).

http://pravenc.ru/text/166749.html

AA. Poet. T. 3. P. 414-415). О том, что пик евхаристического спора пришелся на сер. 50-х гг. IX в., свидетельствуют и сочинения Рабана Мавра, архиеп. Майнцского (847-856), к-рый явно был знаком как с произведением П. Р., так и с трактатом Ратрамна, и осуждал учение П. Р., не называя его имени ( Raban. Maur. Ep. 3 ad Egilem Prumiensem abbatem//PL. 112. Col. 1510-1518; Idem. Poenitentiale. 33//PL. 110. Col. 493; Idem. Ep. 56. 33//MGH. Epp. T. 5. P. 513-514). Др. исследователи считают, что Ратрамн написал трактат в нач. 843 г. ( Bouhot. 1976), когда кор. Карл Лысый находился в Корби, но еще не ознакомился с трудом П. Р. (тот преподнес его королю на Рождество 843 г. или на Пасху 844 г.). Ратрамн лишь отвечал на вопросы короля в соответствии со своими богословскими взглядами и не критиковал прямо широко известное на тот момент сочинение П. Р. Большинство историков тем не менее относят трактат ко времени после 844 г. и считают его написание прямой реакцией на то, что трактат П. Р. был преподнесен королю. Скорее всего кор. Карл Лысый обратился к Ратрамну за разъяснением, подобно тому как он интересовался его мнением по др. богословским вопросам (о предопределении и проч.). Видимо, Ратрамн пользовался полным доверием короля в отличие от П. Р., к-рый ранее был в числе сторонников кор. Лотаря I и аббата Валы, выступавших против того, чтобы имп. Людовик Благочестивый наделял наследством Карла Лысого. Вопросы, сформулированные королем, отсылают за ответами к трактату П. Р.: содержат ли Дары нечто доступное только очам веры, или все в них можно разглядеть телесными очами без к.-л. покрова тайны; принимают ли верные Тело и Кровь таинственно или по истине (in mysterio fiat, an in veritate); принимается ли в Евхаристии то самое Тело, Которое рождено Девой Марией. Возможно, однако, что поводом для начала спора стало появление в 40-х гг. IX в. трактата Иоанна Скота Эриугены о Евхаристии (трактат не сохр., но об учении Эриугены можно судить по его комментарию к переводу «О небесной иерархии» (ок.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

862) - CCCM. Vol. 31. P. 16-17; с сер. XI в. и до эпохи Нового времени мн. авторы ошибочно отождествляли сочинение Ратрамна с несохранившимся трактатом Эриугены). Вероятно, против этого сочинения Эриугены составил патристический флорилегий Адревальд из Флёри (PL. 124. Col. 947-954; неизвестно, является ли указание «против нечестия Иоанна Скота» в заглавии труда авторским). Архиеп. Гинкмар Реймсский, осуждая ложное учение о Евхаристии, тоже высказывался именно против Эриугены ( Hincmar. De praedest. 31//PL. 125. Col. 296). Однако ни в 40-х, ни в 50-х гг. IX в. Собор для разрешения спора созван не был. Учения П. Р. и Ратрамна не были формально осуждены до сер. XI в.- времени споров об учении Беренгария Турского (см. Беренгар Турский; ок. 1000-1088), к-рый опровергал взгляды П. Р., но в итоге сам был осужден как еретик. Между 849 и 851 гг. П. Р. покинул Корби, оставив пост аббата, и удалился в мон-рь Сен-Рикье (ок. 60 км от Корби). Возможно, это произошло из-за конфликтов между аббатом и братией Корби, на что намекал Луп из Ферьера ( Lupi abbatis Ferrariensis Epistolae. 56, 57//MGH. Epp. T. 6. P. 59-60). Сохранилось поэтическое обращение к П. Р. (178 строф гекзаметром), составленное Энгельмодом, монахом Корби (епископ Суасона в 862-864/5), и содержащее аллюзии на нек-рые события из жизни П. Р., но это произведение невозможно датировать (чаще всего в качестве даты указывают 844-851 гг.). Тем не менее оно свидетельствует о том, что, если конфликт аббата с братией и имел место в действительности, в него, по-видимому, была вовлечена лишь часть общины (возможно, возглавляемая Ратрамном). Вероятно, на добровольном уходе П. Р. настаивал кор. Карл Лысый. Новым аббатом стал друг П. Р.- Одон, кандидатуру которого поддержал архиеп. Гинкмар Реймсский. Впосл. П. Р. вернулся в Корби (погребен там в ц. Иоанна Богослова). При Фульке I, аббате Корби (1048-1097), и Гвидоне (Ги), еп. Амьена (1058-1074/75), 12 июля 1058 г. произошло обретение мощей П. Р. и состоялось их перенесение в главную церковь аббатства (освящена в честь ап.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Распад Франкской империи и усиление политической раздробленности были в числе главных причин внутренних конфликтов в Западнофранкском королевстве. После разделов империи владения знатных семейств оказались в составе разных королевств. Во время конфликтов правителей магнаты могли переходить от одного короля к другому, иногда по принуждению, но нередко добровольно. Так поступили, напр., Роберт Сильный, происходивший из прирейнских земель (в 853 назначен графом Тура, Ле-Мана и Анже, наместником области в низовьях Луары, в 861 - герцогом Нейстрии), и Бозон, выходец из лотарингской знати и брат Рихильды, 2-й жены К. Л. (после 870 исполнял обязанности графа Лиона и Вьена, затем гр. Буржа, фактически наместника Аквитании, с 875 был представителем К. Л. в Италии). Представители знати стремились распоряжаться гос. должностями как личными бенефициями, пожалованными королем, в т. ч. передавать по наследству. Получив должность, они укрепляли свое влияние в регионе, собирали вооруженные отряды вассалов, с к-рыми выступали на войну по призыву короля. К. Л. и его братья принимали меры для ограничения самостоятельности знати, пытались регулировать отношения между сеньорами и вассалами. Так, на совещании в Мерсене (847) Лотарь, Людовик и К. Л. запретили магнатам переходить на службу к др. правителю, а вассалам - переходить к др. сеньору (MGH. Capit. T. 2. P. 68-71). В отличие от представителей светской знати, к-рые стремились упрочить свое положение и нередко выходили из повиновения королю, церковные иерархи были опорой власти К. Л. Епископы, в основном из церковных провинций Реймс и Санс, служили советниками и посланниками (missi) короля, контролировали деятельность графов и др. должностных лиц. Они оказывали королю материальную помощь, снаряжали военные отряды. Самым влиятельным франк. иерархом, к-рый поддерживал К. Л., был архиеп. Гинкмар Реймсский (845-882). Однако в то же время прелаты выражали недовольство практикой раздачи церковных земель в качестве королевских бенефициев, а также назначением светских аббатов (К. Л. с 867 был светским аббатом крупнейшего франк. мон-ря св. Дионисия под Парижем, а др. светские аббаты, напр. Вивиан, гр. Тура и аббат монастыря св. Мартина в Туре (845-851), являлись его вассалами). Одним из ревностных защитников прав Церкви, выступавшим за ограничение своеволия магнатов, был Луп , аббат монастыря Ферьер (840 - ок. 862). Особым покровительством К. Л. пользовались Реймсская и Осерская кафедры, а также нек-рые крупные мон-ри, прежде всего аббатства св. Дионисия и св. Германа (Сен-Жермен-де-Пре) под Парижем, св. Германа в Осере и монастырь Эльнон (ныне Сент-Аман-лез-О).

http://pravenc.ru/text/1681077.html

Папа вручил К. свою казулу и передал для Номиноэ мощи св. Марцеллина Римского. В «Нантской хронике» приведены др. сведения о посольстве К.: стремясь вывести епископские кафедры Бретани из подчинения архиепископу Турскому, Номиноэ обвинил прелатов в симонии и поручил святому добиться от папы разрешения сместить их, снабдив посланника золотом и серебром. Однако понтифик ответил, что решение таких проблем находится в ведении архиепископа Турского и провинциального Собора. Тем не менее Номиноэ призвал 4 бретонских епископов, в т. ч. Сусанна и Феликса, в Редон и заявил, что им следует оставить кафедры. Опасаясь правителя, прелаты бежали в королевство франков; Номиноэ получил возможность заменить их своими ставленниками и создать новые еп-ства (см. ст. Доль ). Из «Деяний...» не следует, что К. поддержал политику Номиноэ, направленную на отделение Бретани от королевства франков. Летом 843 г. по совету имп. Лотаря I Номиноэ установил контроль над Бретанью и отказался подчиняться кор. Карлу Лысому. В сражениях при Баллоне (845) и при Женглане (851) франк. войска потерпели поражение. Не выступая открыто против Номиноэ, К. тем не менее признавал власть Карла Лысого: грамоты в монастырском картулярии датированы годами правления имп. Лотаря I, кор. Карла Лысого или Номиноэ и его преемников. По просьбе К. Карл Лысый подтвердил грамоту Людовика Благочестивого, принял мон-рь под защиту и пожаловал ему иммунитет (3 авг. 850). В Редоне укрылся аббат Госцелин, бежавший от войска Номиноэ и его союзника Ламберта II, к-рое захватило Рен и Нант. Согласно «Деяниям...», Госцелин, заболевший лихорадкой, излечился по молитве пред мощами св. Аподемия. Преемники Номиноэ Эриспоэ (851-857) и Саломон (857-874) в целом поддерживали дружественные отношения с франками, но отстаивали самостоятельность Бретани. Они не только подтвердили привилегии монастыря, но и пожаловали ему земельные владения. Из-за набегов норманнов, разорявших окрестности Редона, К. обратился за помощью к правителю Саломону, к-рый предложил монахам переселиться подальше от морского побережья, в Плелан.

http://pravenc.ru/text/1841880.html

Как святая Елена исцелила монаха Рака с мощами св. равноапостольной Елены, с 1820 года хранящяася в парижскйо еркви Сен-Ле-Сен_жиль. Долгое время рака находилась высоко над главным престолом. После того как к святыне потянулись православные, а вслед за ними и католики, святыню перенесли в крипту под алтарем В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой покоятся мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их история возвращает нас в IX век. Французский монах по имени Тёджист страдал неизлечимой болезнью, молился у раки св. Елены в Риме, в храме Свв. Маркеллина и Петра и получил исцеление. После этого он решил спрятаться в храме на ночь, выкрасть мощи и перевезти их во Францию. Ему это удалось. Но когда он привез мощи в свой монастырь около города Реймса и объявил об этом, монахи не поверили, что мощи настоящие, да и вообще осудили собрата-авантюриста. Вся эта история стала предметом большого «международного» епископского скандала. В конце концов папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в монастыре. Но король Карл Лысый не был уверен в подлинности мощей, а потому приказал монаха Тёджиста подвергнуть пытке кипятком и «посмотреть, как защитит его святая Елена». Вся братия монастыря три дня стояла на коленях и непрерывно молилась. А сам Тёджист, уже однажды исцеленный св. Еленой, без страха согласился на подобную муку. Монах вышел из испытания невредимым и даже не получил ожогов! С этого времени у мощей святой начали происходить исцеления. Монастырь в Реймском епископстве, где хранились мощи, стал процветать и превратился в центр паломничества. Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все монастырское имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Шло время, а с ним пришли и перемены, и уже состарившийся отец Грассар решился сообщить епископу Парижскому о том, где он спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании католики почти забыли, поскольку мощи находятся в саркофаге, подвешенном под сводами церкви.

http://pravmir.ru/svyatyni-francii/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010