Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПЕЛЛАН [лат. cappellanus, capellanus], в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение (полное или частичное) о к.-л. общине или особой группе верующих (в вооруженных силах, учебных заведениях, больницах, органах власти, исправительных учреждениях и др.). Считается, что термином «капеллан» первоначально обозначали клириков, хранивших часть плаща (лат. cappa) св. Мартина Турского, к-рая с VII в. находилась в дворцовой капелле франк. королей. Однако первое упоминание о К. встречается в грамоте майордома Карла Мартелла аббатству св. Дионисия (Сен-Дени), изданной в 741 г., среди свидетелей назван «капеллан Аудоен» (Audoenus cappellanus - MGH. Dipl. T. 1. P. 102). Наименование «архикапеллан» (archicapellanus) применительно к старшему из клириков-К. встречается в позднем (X в.) Житии св. Бетария, еп. Карнутского (Шартрского) (BHL, N 1318), но скорее всего является анахронизмом. О клириках франк. королевской капеллы в сер. VIII в. известно благодаря канонам т. н. Германского Собора (Concilium Germanicum), изданным в виде капитулярия майордома Карломана (21 апр. 742 - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 1-4). Священнослужителям запрещалось носить оружие и жить при войске. Исключение составляли находившиеся при «государе» (princeps) для совершения богослужений и хранения реликвий «один или два епископа с пресвитерами-капелланами» (unum uel duos episcopos cum cappellanis presbiteris), а также пресвитер при военачальнике (praefectus) для совершения таинства исповеди. Эта формулировка дословно повторяется в капитулярии Карла Великого (ок. 770). Отсутствие упоминаний термина «капеллан» в сходном контексте в постановлениях Соборов эпохи Меровингов заставляет предположить, что он вошел в употребление не ранее 1-й пол. VIII в. Валафрид Страбон († 849) впервые связал происхождение термина «капеллан» с плащом св. Мартина ( Walafrid. Strabo. Liber de exordiis. 25//MGH. Capit. T. 2. P. 515). При Каролингах глава клириков дворцовой капеллы аббат Фульрад († 784) носил титул архипресвитера, его преемниками были архиепископы Ангильрамн Мецский († 791) и Хильдебольд Кёльнский († 818). Преемник Хильдебольда Гилдуин, аббат Сен-Дени († ок. 840), впервые получил титул архикапеллана. В подчинении главы капеллы состояли младшие К. (cappellani minores), к-рые могли быть пресвитерами или клириками низших степеней. Существовала также особая капелла королевы.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Карл Фаберже удивляет Шотландию Мозаичное яйцо с медальоном, 1914 г. Уникальная выставка открылась в Эдинбурге, столице Шотландии. С апреля по октябрь этого года шотландцы будут любоваться ювелирными изделиями Карла Фаберже из Британской Королевской коллекции - одной из самых крупных и наиболее ценных. Среди экспонатов - Императорские Пасхальные яйца, цветы, шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании. Британская Королевская коллекция Фаберже выделяется прежде всего по своему размеру. В ней насчитывается 600 наименований. Предметы из этой коллекции были представлены на многочисленных выставках не только в Великобритании, но и в России, Германии, Франции, Швеции, Австралии и Америке, начиная с 1930 года. Одна из самых первых выставок Фаберже была открыта более ста лет назад - в 1900 году, в Париже, где Фаберже завоевывает Гран-при. Спустя два года выставка Фаберже показывается в Санкт-Петербурге. В Великобритании наиболее крупные выставки Британской Королевской коллекции состоялись в 1985-86 и 1995-96 годах в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне. Уникальной чертой Британской коллекции является то, что хранящиеся в ней предметы, были собраны до Октябрьской революции 1917 года - во время, когда фирма Фаберже находилась в самом расцвете и пользовалась огромной популярностью среди членов российских, британских и датских королевских домов. Другие же известные коллекции - например, коллекция в Клевеленде в Охайо (Cleveland Museum of Art, Ohio), в Хилвуд музее в Вашингтоне (Hillwood Museum, Washington) или частная коллекция Фобс (Forbes Collection) - были сформированы, начиная лишь с 1920 года, когда работы Фаберже стали появляться на Западе. Можно предположить, что из-за широкой известности Фаберже многие считают, что все эти ювелирные изделия создал один золотых дел мастер с фамилией, звучащей на французский манер. На самом деле Карл Фаберже открыл множество мастерских - в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Киеве. В 1903 году открылась мастерская Фаберже и в Лондоне. Именно благодаря этой мастерской в столице Великобритании изделия Фаберже продаются в Индии, Таиланде, Китае и Японии с 1908 по 1917 год.

http://pravoslavie.ru/27.html

Петр Акопов: «Россия не пойдет на " Великий Север " » 28.09.2023 14:39:14 " Наша победа изменит и нас, и так называемый Запад. Явится новым шагом к интеграции Великого Севера, где наша страна будет выступать как солидер глобального триумвирата " . Кто это и о чем? Это Владислав Сурков в статье " Рождение Севера " о неблизком, но будущем. Хотя Сурков давно уже не занимает руководящих должностей, помня о том, что в нулевые годы он играл очень важную роль на идеологическом и внутриполитическом фронтах (а потом еще и занимался Украиной), на его изредка появляющиеся статьи всегда обращают повышенное внимание. И трактуют их кто во что горазд — вот и в " Рождении Севера " увидели сразу самые разные " сигналы " : от сигнала о стремлении прозападных элит навести мосты с Западом до попытки решения личных проблем. Все это, конечно, глупости: Сурков прямо пишет о том, что интеграция Великого Севера будет нескоро, " не в нашу смену " . То есть речь идет не о тактических манипуляциях, а о некоем стратегическом видении, проекте, который кажется Суркову вполне вероятным, осуществимым и даже полезным для России. Схема Суркова проста — " общее будущее предопределено общими корнями " : " Три крупнейшие северные цивилизации — русская, европейская и американская — в своем политическом развитии черпают вдохновение в образе Pax Romana. Слово старца Филофея до сих пор подспудно направляет Россию. Евросоюз провозгласил своим праотцом Карла Великого, " императора римлян " . Самый известный холм Вашингтона назван в честь легендарного Капитолия. Исходный код этих трех метакультур заложен в " Илиаде " и Евангелии. Их родство очевидно " . То есть три родственника, имеющие общий исток и претендующие на то, что являются продолжением великой греко-римской цивилизации, и им сам Бог велел быть вместе. Не сливаться — " Север будет полон противоречий " , — но идти вместе. Что же объединит их? То, что Север будет " одержим объединяющей идеей коллективного лидерства " . Не лидерства Запада — как было на протяжении последнего полутысячелетия, а нового субъекта, Великого Севера, в котором в результате " бурной реакции синтеза цивилизаций " растворятся и Запад, и Восток (то бишь Россия).

http://radonezh.ru/2023/09/28/petr-akopo...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Как преодолеть раскол 1917 года? Учитель истории Дмитрий Лучкин предлагает начать процедуру реабилитации монархии: дома, в школе, на работе 08.11.2017 607 Время на чтение 3 минуты Существует замечательное выражение, авторство которого принадлежит великому В.О.Ключевскому: «История ничему не учит, но жестоко наказывает за незнание своих уроков». Революция 1917 года – это величайшая катастрофа, последствия которой наш народ испытывает по сей день. Сто лет эта революция продолжается, и до сих пор нас пытаются одурманить идеями «великой бескровной» или «великой октябрьской» революции. Между прочим, в астрономии термин «революция» означает движение небесного тела по орбите и возвращение в ту же точку орбиты по прохождении полной траектории. Применительно к политологии, можно ли ускорить этот процесс, растянувшийся в нашей стране на целое столетие? Наверное, всякая революция заканчивается тогда, когда общество возвращается к своим традициям. В истории Англии – революция началась в 1642 г., но закончилась она отнюдь не казнью короля Карла I, а с установлением Ганноверской династии в 1714 г. В нашей стране смута конца XVI – начала XVII века закончилась, когда русский народ, соборно, на Земском Соборе, избрал царя из новой династии. Таким образом, только возврат к своим традициям в политической, духовной жизни может преодолеть раскол общества. Безусловно, наша традиция - это православная монархия. Сейчас в средствах массовой информации активно дискредитируют идею самодержавия. Мерзкие нападки на православного Царя, Его Семью лишь разжигают тлеющие угли революционного пожара. В настоящее время идет процесс как дискредитации Царя, с одной стороны, так и процесс романтизации революции, героизации ее главных героев с другой. Достаточно взглянуть на вышедшие в последние время фильмы: «Матильда», «Демон революции», «Троцкий». А до этого – сериалы «Котовский», «Девять жизней Нестора Махно» и прочую телевизионную продукцию. Самое страшное то, что идет процесс реабилитации кровавых вождей революции.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/08/ka...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Беседа 12. Средневековая европейская философия Когда античная философия окончательно утратила самостоятельность и была поглощена христианским богословием? Условно датой этого важного поворота в её судьбе можно считать закрытие в VI веке императором Юстинианом Великим школы неоплатонизма в Афинах. Это поглощение продлилось до XVI века, то есть «богословское пленение» философии заняло тысячу лет. На Западе и в Византии она развивалась в условиях несамостоятельности по-разному. Разное направление развития христианской философии в Западной Европе и в Византии обусловилось тем, что в этих двух частях некогда единой Империи сложились принципиально различные социально-политические и экономические условия, и вся жизнь людей потекла в них по-разному. Разумеется, это не могло не сказаться на постановке философских проблем и на методах их решения. 1. Западное христианство После падения Западной Римской империи в 476 году на её территории возникали, распадались, воевали друг с другом, объединялись, а порой и перемещались с одного места на другое многочисленные королевства, в которых правящей верхушкой были германцы, а народную массу составляли главным образом местные этнические группы – латиняне и кельты. Заметим, что то же самое произошло спустя несколько столетий в Восточной Европе, а именно на Руси, где правили варяги (древние скандинавы, принадлежавшие к тому же германскому этносу, что и правители Западной Европы Средневековья), а подавляющее большинство населения составляли славяне и угрофинны. Три столетия, с V по VII включительно, историки иногда называют «тёмными веками» – название, указывающее на малую изученность происходившего в этот период (тёмный – это «не совсем ясный»). Однако суть этой эпохи как раз очень ясна: в это время шли два наложившихся друг на друга процесса – один вещественный, другой духовный. Первый состоял в продолжении Великого переселения народов, которое улеглось в свои окончательные берега лишь к VIII веку. Второй процесс – христианизация овладевших большой частью Западной Римской империи «варваров», то есть германцев. Казалось бы, что ещё было нужно для восстановления империи – налицо и единая вера, и зримые остатки единой материальной цивилизации, вызывающие ностальгию по былой державной мощи. И когда передвижение племён в основном завершилось, попытка восстановления Римской державы действительно была предпринята Карлом Великим, объявившим себя в 800 году императором, но это административное образование оказалось непрочным, и в 843 году внуки Карла Великого разделили по Верденскому договору его империю на три части, которые, в свою очередь, стали дробиться на всё более мелкие владения, называемые феодами, и так в Западной Европе начал устанавливаться новый образ общественного и индивидуального бытия, называемый феодализмом. Вот что писал об этом известный историк начала XX века Н.И. Кареев:

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

А. Фрикен Часть вторая Надписи и Символические Изображения Надписи I Читатель, вероятно, заметил в первой части этого сочинения, сколько подробностей из жизни первых христиан могут открыть нам их эпиграфические памятники. В эпитафиях катакомб, вырезанных или написанных краскою па плитах, нередко начерченных поспешно на свежей известке у отверстия гробницы, в этих изречениях, иногда сокращенных и отрывистых, принимающих форму воскликновений, иногда, напротив, многословных и напыщенных, отражаются особенности нравственного состояния первых последователей учения Спасителя и выражены их надежды, верования, стремления. Христианские надгробия важны по тому, что в них читаешь, и по тому, чего в них нет. Сравнивая эти надписи разных эпох, подверженные, менее рукописей, пополнениям и поправкам, мы получаем возможность проследить составление догматов, равно как и перемены, происходившие в чувствах и понятиях верующих, по мере того, как шли года; а сличая эпитафии их с эпиграфическими памятниками Рима языческого, мы можем определить черты несходства, существовавшие в идеях и правах общества, отживавшего и рождавшегося. – Следующий пример всего лучше докажет нам это: приблизительно около тринадцати тысяч христианских надгробий, принадлежащих к первым векам распространения новой веры, открыли и собрали до сих пор, и в этом значительном числе их, всего в двух или трех случаях, и то сомнительных, находишь выражение: servus – раб, и, также, чрезвычайно редко: libertus – отпущенник, слова, беспрестанно встречающиеся в надписях римлян язычников. Не было ли бы достаточно одного этого факта, для определения нравственного состояния христианской общины этих столетий, даже и тогда, если бы до нас не дошли никакие другие ее памятники? Эпитафии первых христиан, прежде чем произведения их искусства, обратили на себя внимание ученых прошедших веков. Фрески и саркофаги были забыты в катакомбах, тогда как ученики известного Алькуина, современника Карла Великого, составляли уже сборники языческих и христианских надписей. Историческое значение эпиграфических памятников мало, однако, интересовало этих ранних компиляторов и главной целью их было, как кажется, только собирание образцов лапидарной литературы, особенно, написанных стихами – вроде, дошедших до нас от папы Дамаза – для подобного же рода сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В честном бою 27 июня 1709 года на поле близ Полтавы (царь Пётр I, накопив свыше 130 тысяч войска, ввёл в сражение лишь чуть больше 20 тысяч – столько примерно, сколько мог выставить его противник король Карл XII) был решён вековой спор за обладание «нашими исконными ливонскими вотчинами», за выход на Балтику, превращённую шведами в своё «внутреннее озеро». «Капитуляция шведской армии». Художник Алексей Кившенко Битва эта остаётся явлением уникальным в мировой истории, поскольку итоги её оказались исключительно благодетельными для всех сторон, участвовавших и даже непосредственно не участвовавших в ней. Она явилась переломным событием в ходе Великой Северной войны 1700 – 1721 годов. Прямым следствием её для России явилось возникновение и в дальнейшем победное шествие «пространнейшей на Земле империи». Для Малороссии, в смысле безопасности от притязаний Польши и набегов крымских татар, битва означала то же самое, что Георгиевский трактат для Грузии: «С тех пор она цвела в тени своих садов, не опасаяся врагов, за гранью дружеских штыков». Во внутренней жизни малороссиян знаменовала свободу от мазепинской тирании (снятие непомерных налогов, введённых мятежным гетманом якобы для выплат «Москве», хотя туда не ушло «ни пенязи»: всё оседало в бездонных сундуках жлоба и стяжателя Мазепы). Полтавская битва, равно как и предшествующий ей более чем полугодичный период грабительской шведской оккупации части Малороссии от Ромен до Полтавы и чуть южнее, стала своего рода сепаратором, позволившим отделить ценные фракции «молока» от бесполезного «обрата»: на поле сражения стоял 20-тысячный корпус верных царю Петру казаков гетмана Ивана Скоропадского, предотвращая возможное бегство шведов на север. Полтавчане с восторгом внемлют словам письма Петра I, спешащего на помощь осаждённой шведами крепости, присланному в полой бомбе. Художник Юрий Каштанов. Относительно казаков Мазепы, то, по свидетельству шведского лейтенанта Вайе, «их было с нами не более трёх человек». При этом, когда шведы шли в наступление, они были позади войска, а когда отступали – впереди. Сам гетман трясся в это время от страха в шведском лагере, расположенном между нынешними микрорайонами Юровка и Половки, и возглавил бегство отступающей, разбитой армии Карла XII к Днепру, в район Переволочной.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/12/pochit...

Весною 1754 года в Северной Америке между французскими и английскими колонистами начались стычки, которые в Европе послужили поводом к перемене политической системы и к Семилетней войне. Говорим: послужили поводом, потому что причина заключалась в перемене отношений между европейскими государствами, которая обозначилась во время войны за Австрийское наследство. Европа привыкла к вековому соперничеству между Бурбонским и Габсбургским домами; от того или другого исхода борьбы между ними зависело политическое равновесие Европы, независимость других, менее сильных держав ее. Франция воспользовалась смертию последнего Габсбурга, императора Карла VI, чтоб раздробить его наследство и этим способом по окончательном ослаблении Германии через размельчение ее владений окончательно утвердить свое первенство в Европе. Как прежде, так и теперь благодаря политическому разъединению Германии Франция нашла себе союзников между ее владельцами, и между этими союзниками был король прусский. Но исход войны показал, что дела не могут идти по-прежнему. Как после Великой Северной войны европейские государства с удивлением увидали среди себя нового могущественного сочлена, внезапно выросшего, – Россию, так после войны за Австрийское наследство они увидали среди себя другое новое могущество – Пруссию, пред которою должны были посторониться. Франция жестоко обманулась в своих надеждах: вместо окончательного размельчения и ослабления Германии здесь явилось государство, которое оказалось могущественнее Австрии, которое одно вышло с выгодою из войны и употребило Францию орудием для своих целей, для своего усиления, тогда как Франция надеялась употребить его своим орудием. Франция увидала, что главное препятствие своим намерениям относительно Германии будет она находить теперь в Пруссии, а не в Австрии, которая сходила на второй план, переставала быть опасною, почему соперничество с нею прекращалось и вековая вражда, естественно, начала уступать место сближению при виде общего сильного врага. С своей стороны Австрия, обобранная Фридрихом II, потерявши Силезию, увидала, что главный враг ее теперь не Франция, а Пруссия, что с Францией ей было бы легко сладить, если б не прусский король; поэтому и в Вене, естественно, рождалась мысль прекратить вековую вражду с Франциею, более неопасною, и вступить с нею в союз против нового могущества, одинаково страшного обеим державам, естественно, рождалась мысль, что только цепью союзов, и прежде всего союзом с Франциею, можно ослабить Фридриха II, заставить его возвратить Силезию, как такою же цепью союзов было сокрушено в начале века могущество Людовика XIV. Обстоятельства слагались так, что необходимо должна была последовать перемена в европейской политике, должно было последовать сближение и союз между Австриею и Франциею. Не Кауниц устроил этот союз с помощью какой-нибудь Помпадур; знаменитый министр Марии-Терезии только понял, что при известных условиях сближение между Австриею и Франциею возможно и необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Восприятие Библии как исторического источника всегда было характерно для церковной среды, причем Библейский период понимался как первая часть Священной истории, за которой следовала вторая — история Церкви. B XVIII u XIX веках в науке также преобладал подход к Б иблии как к историческому документу. Трудами Карла Гейнриха Графа (Karl Heinrich Graf, 1815–1869), Юлиуса Велльгаузена (Julius Wellhausen, 1844–1918) и их коллег было выявлено несколько базовых источников и несколько редакционных обработок, вызванных историческими событиями. До поры Библия была единственным источником по истории Месопотамии и Ближнего Востока, но археологическое открытие в середине XIX века Вавилона и Шумера, а затем расшифровка в 1872 году эпоса о Гильгамеше вызвали глубокий кризис исторического подхода к Писанию. Следствием этого было возникновение «панвавилонизма», научного направления, которое рассматривало Библию и иудаизм как провинциальное искаженное отражение великой вавилонской цивилизации. Один из крупнейших семитологов той эпохи Фридрих Делич (Friedrich Delitzsch, 1850–1920) полагал даже, что христианство имеет не семитский источник, а возникло в среде шумеров, от которых якобы происходило население Галилеи, перемещенное сюда из восточных провинций империи после разрушения Ассирией в 722 году до Р. Х. Северного (Израильского) царства. Это, по мысли Делича, освобождало христиан Германии от обязанности почитать Ветхий Завет как Священное Писание, заменив его эпосом о Нибелунгах. С критикой религиозного национализма Делича выступил Герман Гункель (Hermann Gunkel, 1862–1932), основатель школы литературной критики Библии, которая пришла на смену документальной теории Графа-Вельгаузена и доказала свою эффективность созданием в середине ХХ века предмета библейского богословия. В отличие от догматического богословия, которое представляет собою дисциплину, раскрывающую в систематическом порядке содержание основных вероучительных истин (догматов), принятых на вселенских соборах IV–VIII веков, библейское богословие, признавая богодухновенный характер Библии как Священного Писания, пытается выяснить его богословские посылки методами историко-филологической науки.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/10/8...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010