Франция при последних Карловингах Очевидно, впереди была та борьба между иерархией феодальной дружины и государственным единством, которая впоследствии произошла во всех странах Европы и положила конец феодальности и начало новой истории. Но высокое и священное значение императора, стоящего выше всякой местной ограниченности и признанного светской главой Всехристианства, давало ему в такой борьбе огромное преимущество пред всеми королями и владетелями. Торжество его было несомненно, если бы ему не предстояло ещё другой, труднейшей борьбы, в которой он пал, увлекая с собой своего противника; но то внутреннее противоречие, которое, хотя и не сознанное, заставляло императоров попирать феодальный обычай, вооружило против них почти всю феодальную дружину, как скоро было поднято новое и враждебное им знамя власти духовной. Темнее и тяжелее были начала истории французской после раздела детей Людовика Благодушного. Случайная ничтожность первых королей из династии Карла Великого не объясняет нисколько ничтожности самой земли и государства. Последние короли Карловинги во Франции были, очевидно, достойны престола по мужеству, предприимчивости и дарованиям, а королевство гибло в их руках, тогда как в Германии оно обращалось в великую империю, Франция не имела тех внутренних сил, которые подняли Германию, и по своему характеру не могла сделаться подобно ей сосудом великой всемирной идеи. Венец переходил без славы с головы Карла Лысого на Карла Толстого или Карла Простого, с одного слабоумца на другого, всё более и более утрачивая блеск и значение. Иногда на той же слабой голове венец императорский (впрочем всегда связанный хоть с минутным владением Италией) соединялся с венцом королевским, потешая наследственную гордость Карловинга, но нисколько не возбуждая сочувствия в его подданных. Власть королевских чиновников, герцогов или графов, при ослаблении власти королевской, получила самостоятельность, и то, что прежде было должностью, возлагаемой главой государства на подданного за службу и для службы, делалось собственностью и наследственным правом. Чиновники обратились во владельцев. Эту перемену приписывают Карлу Лысому, и несмотря на то, что её нельзя доказать письменными памятниками его законодательства, очевидно, что она при нём обратилась в законный обычай с его добровольного или невольного согласия. С этой эпохи должно признавать полное развитие феодальности во Франции. В Германии та же перемена наступила позже и не столь резко. Ясно, что перемена была неизбежна, и не менее ясно, почему она началась во Франции и быстрее проникла во весь состав общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Значение Карла Великого в истории новой Европы Значение Карла в истории новой Европы заключается в следующем. Им завершилось дело Франков меровейских, которых состав, как дружины личной, а не народной и, следовательно, основанной на устройстве чисто военном, был способен к принятию в себя всякой стихии, но по своему германскому началу особенно склонен к принятию стихии германской. Оттого-то его торжество было собственно торжество всех немецких поколений, и им определились почти во всей ширине своей границы области, в которой должны была развиться сила германского племени (за исключением британских островов и полуострова Скандинавского). Им также завершилось дело меров австразийских, т. е. вторичное завоевание галло-романской Франции (Невстрии), очевидно находившейся во время последних Меровейцев под сильным влиянием местного начала, противостоящего не без успеха началу германскому. Это видно из многих имён великих исторических личностей в невстрийской Франции до торжества рода Пипинова. Память же о борьбе с германским (австразийским) началом и о торжестве его сохранилась в народных сказках о роде аймоновом из Монтальбана (Белогория), следовательно, из юго-восточной, некогда полу-славянской Невстрии. Рено и братья его олицетворяют в себе мягкость, полупросвещение, беспечность и разъединённость галло-романской стихии, блистающей бесполезным блеском личной доблести, но очевидно бессильной против плотной и могучей дружинности Севера. В Вивияне и Можисе (или Малагизе), добрых волшебниках и родственниках побеждённого рода, высказывается память о римской науке, которой Невстрия гордилась перед тёмной Австразией. Верный дружинник Роланд, равно прославленный в Германии и в Пиринеях (хотя, вероятно, лицо историческое) есть чистое олицетворение самой личной дружины, равнодушной к областным разделениям и неуклонно служащей своим грозным мечом своему ленному владыке. Роланд готов бы был дружиться с невстрийцем Рено и часто даже является его родственником, но сражается против него с ожесточением по чувству долга.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АХЕН АХЕН [Нем. Aachen; лат. Aquae Granni, Aquisgrani; франц. Aix-la-Chapelle, Экс-ла-Шапель], самый зап. город в Германии (земля Сев. Рейн-Вестфалия); паломнический центр. В ср. века один из центров империи Каролингов и Римско-Германской империи , место коронации герм. королей. История В I в. по Р. Х. А.- небольшое рим. поселение с термами возле горячих сероводородных и соляных источников, посвященных кельт. божеству Гранну (отсюда и лат. название). В 60-х гг. VIII в. кор. франков Пипин Короткий основал здесь королевскую резиденцию (пфальц) с купальней и капеллой. Расцвета своего А. достиг при его сыне франк. кор. и имп. Карле Великом (768-814). Из-за важного стратегического положения во Франкской империи и благодаря горячим источникам А. становится одним из наиболее посещаемых пфальцев, а в последний период правления Карла - фактически его единственной резиденцией, расположенной в дворцовом комплексе с придворной капеллой (capella Palatina) и мон-рем, посвященными св. Деве Марии. Этот комплекс представлял собой один из значительных архитектурных ансамблей периода раннего средневековья, имел большое культурно-идеологическое значение как воплощение имперской идеи. Завершение его строительства ок. 800 г. совпало с коронацией Карла Великого императором в Риме. В придворной капелле св. Девы Марии он короновал своего сына Людовика Благочестивого в соимператоры (813), там же имп. Карл был похоронен в день своей смерти (28 янв. 814). Все это определило сохранение за А. (и особенно за капеллой с мон-рем) функции важнейшего имперского политического и религ. центра даже после смерти франк. имп. Лотаря II (869), когда пфальц перестал быть одной из основных резиденций Каролингов. Ахенская капелла. VIII–XVII вв. Ахенская капелла. VIII–XVII вв. При первых герм. правителях Саксонской династии имперская традиция Карла Великого была возрождена. В 936 г. в А. был провозглашен королем Оттон I , и это положило начало многовековому обычаю в Германии получать корону (т.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Преемники Карла Великого Карл умер. На его место вступил сын его, Людвиг Добродушный, которого царствование было рядом унижений и несчастий. За всем тем Людвиг не был недостоин престола. Его доброта, доходящая до слабости, его набожность, слишком готовая покоряться духовным властям, его нежность к семье, подчинявшая его воле честолюбивейшей жены и щадившая преступных детей, были соединены с просвещением, с благими и благородными стремлениями, с любовью правды, с мужеством и воинскими доблестями. Но империя Карла возможна была только для его могущественного гения; она носила в себе уже совершенно зрелые семена разрушения. Главным началом бедствий была взаимная вражда народов, подавленная силой франкской дружины, но всегда готовая снова вспыхнуть и разорвать на части искусственное здание государства; но это начало не могло ещё развиться, покуда самое государство сохраняло силу своей сосредоточенности. Эта сосредоточенность была первоначально потрясена другими стихиями. Первые годы Лудвигова царствования были не бесславны: военные предприятия вообще успешны, империя довольно спокойна. Раздор в императорской семье подал знак к междоусобице. Сыновья Лудвига ополчились против отца из властолюбия и зависти к младшему брату от второго брака; их безнравственная вражда нашла опору в возникающем феодализме. Вообще должно заметить, что вся история Запада наполнена возмущениями сыновей против отцов, что эти возмущения часто получали благословение церкви 189 podpis, пользовались сочувствием народов и одобрением дружины (дворянства). Критика историческая должна обратить особенное внимание на такой факт, в котором явно высказывается ничтожность семейного начала в Западной Европе, низкая степень, на которой стояло нравственное чувство, и преобладание начала дружинного. Если иногда и высказывается в обычаях и в законодательстве что-либо противоречащее общему закону, то это противоречие должно признать мнимым и объяснить тем только, что безземельный сын подчиняется власти отца не как отца, а как законного дружиноначальника или ленного владельца. Важно не то, что дети возмущались, а то, что сочувствие народов признавало за ними право возмущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Закрыть itemscope itemtype="" > С меча мы взяли эту Землю, вернули Правду на неё 10.11.2022 446 Время на чтение 32 минут Источник: АПН До сих пор далеко не все земляки-однородцы ведают правду и справедливость перемен, происшедших в нашем Крае в середине и второй половине 1940-х годов, связанных, во-первых, с эпохальной Победой России над «третьей» Германской Империей, во-вторых, с высылкой германского населения на его историческую родину. Хотелось бы обратить внимание на эти ключевые обстоятельства новейшей истории. И не в последнюю очередь потому, что в нашей славной Калининградской области по целому ряду причин возникло влиятельное сословие проводников германского влияния и добровольных защитников немецких интересов. Эта «пятая колонна» верно именуется «коллаборантской», как «служащая по найму» противнику – Западу. Вспомним вначале о преемственной антиславянской и антирусской политике Исторической Германии, начавшейся в IX веке, продолжающейся до сих пор, о чём свидетельствуют и сегодняшние русофобские заявления немецких верхов Евросоюза и ФРГ, включая канцлера О. Шольца, и поставки ими тяжелых вооружений бандеровскому режиму захваченного Киева. Германское, точнее, романо-германское наступление Запада на наш Славянский мир началось в 789 году. Король Франков Карл (в будущем «великий») в ходе 30-летней войны против Саксов, другого немецкого племени, воевал и с нашими балтийскими родичами – Лютичами («вильцами»), направив против них Саксов, с которымик 797 г. по их католическом крещении у Франков составился «единый народ». Об этом читаем у Эйнхарда, летописца Карла. Покоряя Саксов и Славян, король прибегал не только к многотысячным переселениям сакской элиты, но и к смертным карам (однажды в Вердене было казнено в один день 4500 человек). До окончательной победы над Саксами в 804 г. он из них «переселил десять тысяч человек с женами и детьми» в Галлию и верную ему часть Германии. Затем объединившиеся немцы жестко «воевали славян». Итак, историю романо-германской вероломной экспансии против Славяно-Русского Мира надо начинать, по крайней мере, с Карла Великого. Запад подкрепил своё коварство и организационно. В католическое Рождество 800 г. папа Лев III (латинянин родом) короновал в Ватикане франка Карла сепаратным императором Запада; толпы римлян провозгласили его новым Августом. По сути, это было возрождением Первого – ветхого Рима – с его языческим уклоном в силу без Правды. Началась 1200-летняя традиция германо-романского «натиска» на Славян, прежде всего, на Русских – главного «словенского» народа, ставшего в XV в. лидером Православной цивилизации Третьего РИМА.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/10/s_mech...

IV. Западные славяне в конце X и первой четверти XI вв. Болеслав Храбрый 1) Описание земли и народов, вошедших в состав державы Болеслава польского 556 Сведения о странах, заселенных Славянами, и о самых народах славянских приобретались и распространялись по мере того, как Славяне входили в сношения с соседними народами. Известия о древнейшей поре жизни каждого славянского народа историк принужден заимствовать у иностранных летописцев. Поляки в этом отношении не счастливее своих соплеменников; первый национальный летописец, Мартын Галл, писал свою хронику тогда уже, когда в народе не осталось почти никаких достоверных преданий о первоначальной поре исторической жизни. И иностранные летописцы дают удовлетворительные свидетельства лишь от половины X века, когда начались ближайшие сношения Немцев со славянскими народами, жившими между Одрой и Лабой. Весьма скудные и отрывочные известия сообщают о Польше летописцы, жившие ранее X века. Современник Карла Великого, Эйнгард, 557 говорит, что Балтийское море простирается от западного океана к востоку, что длина его неизвестна, ширина же нигде не больше 100,000 шагов, а во многих местах и гораздо менее; что вокруг него живут многие племена, южную сторону населяют, между другими народами, и Славяне, называемые также Вендами. Из рек, протекающих по вендской земле, упоминаются в это время: Лаба и Висла, и между ними Пена. 558 Со времени Карла Великого, до конца XI в., к географии славянских земель, на юг от Балтийского моря, прибавилось еще несколько новых данных. Упоминается часть Балтийского моря – Ругианское море; стали известны реки, втекающие в Лабу, напр. Эльда, Гавола, Шпре, черная Эльстра, также Одра с её притоками, Вартой и Бобром. 559 В XI столетии славянские земли получили ученого географа в лице Адама Бременского. Он собрал разбросанные сведения о славянских землях и первый сделал систематическое описание их. 560 «Славянская земля, обширнейшая провинция Германии, населена Винулами. 561 Говорят, что она в десять раз больше нашей Саксонии, особенно если причислять к ней Чехов и Полян, которые живут за Одрою, так как они не отличаются ни языком, ни одеждою.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

10 нояб. 1674 г. К. был избран епископом Оксфордским (рукоположение состоялось 6 дек.), в июле 1675 г. он стал деканом Королевской часовни, а в дек. того же года - епископом Лондонским. Стремительная церковная карьера К. объясняется его высоким происхождением, критическим отношением к католикам, а также покровительством Томаса Осборна, гр. Данби (впосл. 1-го герцога Лидсского), видного гос. деятеля и придворного Карла II (1660-1685) и Вильгельма III (1689-1702). 22 янв. 1676 г. К. был включен в число членов Тайного совета при дворе Карла II; это назначение было повторено в апр. 1679 г. при формировании нового Тайного совета. Он активно участвовал в проведении «англиканской политики» гр. Данби, направленной на защиту Церкви Англии от угрозы со стороны диссентеров (см. в ст. Нонконформисты ) и католиков. Король видел опасность такой политики в том, что она могла привести к объединению нонконформистов против англикан. церкви. Чтобы переубедить его, гр. Данби поручил К. провести перепись, к-рая показала, что в королевстве на 2,1 млн англикан приходится менее 100 тыс. диссентеров и ок. 12 тыс. католиков, хотя политическое влияние последних было весьма велико. В 1678-1681 гг. К. принял участие в расследовании «папистского заговора», сфабрикованного Т. Оутсом, обвинившим группу католиков в сговоре с целью убийства короля. Епископ Лондонский не только приказал арестовать англ. католиков, посещавших мессы в домах послов, но и поддержал требование Энтони Эшли Купера, гр. Шафтсбери, призывавшего удалить герцога Йоркского от двора. Хотя Оутс сознался в том, что заговор был им выдуман, и был осужден за лжесвидетельство, эта история ударила по репутации брата короля. К. было поручено также духовное воспитание Марии и Анны, дочерей герцога Йоркского, племянниц короля. Кроме того, он, как декан Королевской часовни, венчал обеих принцесс (в 1677 Марию и Вильгельма Оранского и в 1683 Анну и Георга Датского), а также неоднократно крестил новорожденных представителей королевской семьи. В 1677 г., после смерти Гилберта Шелдона, архиеп. Кентерберийского, многие считали, что К.- наиболее вероятный кандидат на эту кафедру, однако из-за вмешательства брата Карл II назначил на нее декана собора св. Павла Уильяма Санкрофта, отстраненного от должности в 1690 г. из-за отказа принести присягу Вильгельму III. Несмотря на неприятие католицизма и сложные отношения с герцогом Йоркским, в 1679-1681 гг. К. последовательно выступал против Билля об отводе (Exclusion Bill), предполагавшего отстранение брата короля от престолонаследия из-за его католич. вероисповедания.

http://pravenc.ru/text/1841870.html

Глава II. Схоластика §1. О понятии схоластики Слово «схоластика» происходит от греческого слова σχολαστικς – школьный, учёный. В позднем Средневековье под схоластикой стали понимать определённый способ философствования и богословствования. В современном понимании схоластика – это нечто мёртвое, чуждое жизни, реальным человеческим запросам. На самом же деле под схоластикой в IX–XIV вв. понималась конкретная практика преподавания в западных университетах и школах. Западные школы появились достаточно давно – с VII–VIII вв., когда стала стабилизироваться жизнь в Западной Европе, начали образовываться монастыри, укреплялась власть пап и епископов. Тогда же возникает необходимость и в укреплении церковной власти, подготовке священнослужителей и образованных монахов, а впоследствии и образованных мирян. Для этого при монастырях и в епископатах создаются школы. Епископские школы считались более престижными, чем монастырские, но и те и другие готовили в первую очередь священнослужителей. Наиболее известной из первых епископских школ была школа Исидора Севильского , образованная в VII в. Исидор был епископом Севильским, жил в Испании, в городе Толедо. Ему принадлежит произведение «Начала, или Этимология», в котором он изложил основную школьную программу преподавания в учебных заведениях того времени. Другая знаменитая школа (VIII в.) была организована в Великобритании Бедой Достопочтенным , известным английским богословом, католическим святым. Но наиболее знаменитой была школа, основанная Алкуином (730–806) в Йорке (Британия). Система образования, принятая в этой школе, а позднее в Турском монастыре во Франции, широко распространилась в последующие века. Алкуин был знаменитым педагогом; он переехал во Францию по просьбе короля Карла Великого и обучал самого Карла и его сыновей. Среди произведений Алкуина выделяется «Диалектика», которая считается первым схоластическим произведением. В нём Алкуин, так же, как и Исидор Севильский в «Этимологии», изложил основные принципы образования, по которым следует готовить грамотных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мазепа: образ измены 06.06.2012 920 Время на чтение 18 минут ...Я разорвал постыдный наш союз И под знамена Карла перешел... При дружбе, клятвах верности, родстве - Столь низкая, коварная измена? В.Шекспир. Генрих VI Как выглядел Мазепа, мы не знаем - на приписываемых ему портретах изображены разные лица. Для столь знаково перегруженной фигуры, как Мазепа, такая неопределенность облика символична: совершив измену, он «потерял своё лицо». «Лица» больше нет - есть набор масок. Одна маска - «куртизана» при короле Яне Казимире, другая - «верного слуги» Петра Великого, третья - наушника Карла XII, и конечно, парадная маска изменника. Но, по Павлу Флоренскому, «когда лицо стало маской, мы... уже ничего не можем узнать о ноумене [ здесь - реальное ядро личности. - Ю.С. ] и... не имеем основания утверждать его существования» Личина изменника - это и есть подлинный Мазепа. Другого Мазепы в прошлом просто нет. Изменник - вполне объективная оценка Мазепы, многократно подтвержденная исследованиями историков. Лукавые призывы поискать какого-то другого, «истинного Мазепу» - это всего лишь ангажированные попытки «обелить» изменника, «спрятать» негатив этого имени, а значит - просто «надеть на него» более привлекательную маску: но для этого нужно полностью переписать под Мазепу соответствующий эпизод истории, чем и занимаются мазепофилы . Зачем и кому нужно реабилитировать Мазепу? Его имя давно стало нарицательным для изменников вообще; на рубеже XIX-XX вв. прозвище мазепинцы пристало к украинским сепаратистам, клеветникам и ненавистникам России и русской культуры. Несколько ранее, в 1875 г., М.В. Юзефович писал, адресуясь к «украйнофилам»: «по вас станут судить о вашем народе: ведь обзывали же Малороссиян мазепами и ябедниками, благодаря одной крупной коварной личности и нескольким десяткам плутов. Неужели вы хотите воскресить в народной памяти эти названия?» ( Современное украйнофильство//Русский вестник . 1875. Т. 115. 2. С. 844 . Юзефович подписал статью инициалом Z . ).

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/07/...

Испания после завоевания Арабами Другая земля, которой история готовила также блестящую, хотя и кратковременную будущность, Испания, в то время едва начинала возникать из праха. Почти вся подпала она власти Ислама, кроме некоторых горных отрогов на Севере, которыми Аравитяне пренебрегали в первое время своих побед, обратив силы свои на завоевание более приветливых долин южной Франции и её западного поморья. Меч Карла-Мартелла положил предел их успехам, хотя и не обессилил их. Пипин оттеснил их в Испанию, Карл Великий перекинул своё военное владычество за Пиренеи и положил начало христианского независимого государства у подножия западных Пиренеев и на берегах Средиземного моря 282 . В этих войнах заметен особый характер отношений между завоёванными Готами (или Гото-Романами) и завоевателями – Сарацинами. Во время продолжительной осады Нарбонны Пипином сильное городское население оставалось верным Аравитянам и только тогда отворило ворота осаждающим Франкам, когда они обещались сохранять все их вольности 283 . В Пиренеях часть народонаселения, и не одни Баски, но и потомки Готов, нападали на войско Карла Великого, очевидно, весьма мало радуясь своему освобождению. Мелкие владельцы готского или франкского племени (как например, Эвдо 284 , потомок Клодовига) вступали нередко в дружеские и даже родственные союзы с полунезависимыми военачальниками или правителями аравийскими. Вообще ещё ничто не обозначало вражды религиозной или народной, В этом нельзя не заметить благородного и кроткого характера первой эпохи магометанской: непобедимая в битве, безумно распространяющая мечом власть мысли, которой была вдохновляема, она в то же время имела характер человечности и правды, которого не представляет предшествовавшая ей эпоха римская, ни современная ей и последовавшая эпоха германская и германо-романская. Этот благородный характер не удержался и в магометанском мире: его нет ни малейшего следа в грубых и кровожадных Турках османовой династии (хотя он преобладал ещё у турок сельджуковых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010