Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)     Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)  Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 года, рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 году Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты П.Успенский и А.Капустин - 1 часть  Афонские встречи Петра Севастьянова: ученые архимандриты  П.Успенский и А.Капустин     Публикуем фрагмент статьи из журнала " Странник " с небольшими изменениями и дополнениями. - Афон     С о.Антонином Петра Севастьянова с вязывали добрые, даже дружеские отношения, преисполненные взаимного уважения, доверия и благодарности за поддержку в трудных ситуациях. В отличие от П.Успенского, архимандрит Антонин не был честолюбив и не ревновал к чужим успехам. Общительный, красивый, не чуждый самоиронии и юмора и в то же время деликатный, он достаточно легко находил общий язык в прямом и переносном смысле даже с такими непростыми собеседниками, как важничающие, но невежественные афонские «воротилы» - словечко из лексикона о.Антонина и Севастьянова.   Надо заметить, что все трое ученых, проведя много времени среди духовенства восточных монастырей, были невысокого мнения о нестяжательстве и благочестии их руководящей верхушки. О Капустине в дореволюционных справочниках и тем более советских энциклопедиях сведений обнаружить не удалось, и собирать их пришлось по крупицам. Андрей Иванович Капустин (1817-1894) - церковный деятель, археолог, востоковед, знаток древних языков. Так же, как Севастьянов и П.Успенский, он был членом Императорского археологического общества, возглавляемого великим князем Константином Николаевичем. Капустин был выходцем из рода потомственных священников российской северной глубинки (в одном из писем он пошутил по поводу своего «сибирского благодушия»). Существовала легенда о неудачной любви молодого человека, заставившей его после окончания Киевской духовной академии в середине 1840-х гг. принять монашество под именем Антонин. С 1850 по 1860 г. он служил в Греции в качестве архимандрита русской посольской церкви в Афинах. По-видимому, именно в Афинах, у посланника Озерова, произошло знакомство Петра Севастьянова и о.Антонина. Общий интерес к археологии их моментально сблизил, и тогда же возникла идея совместной поездки на Афон. Первое письмо священника Севастьянову на Афон датировано 15 июля 1858 г. Автор письма просил извинения за то, что не смог сдержать слова и приехать на Святую гору: «Господин посланник не давал паспорт в чужое государство, не снесясь предварительно с Министерством». Не сумел он также найти ни требуемые химикаты, ни фотографов, желающих выехать на Афон для работы с Севастьяновым. Сам о.Антонин тоже увлекся фотографией. В письме он делился опытом использования бумажных негативов и приложил свой снимок с мраморного барельефа «Грехопадение Адама».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2898

Завершилась работа уральской родоведческой научно-практической конференции Екатеринбург, 20 ноября 2003 г. В Екатеринбурге завершилась работа Уральской родоведческой научно-практической конференции, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Ее организаторами стали Уральское генеалогическое общество, Уральское историко-родословное общество, Уральский институт духовной культуры и Областная научная библиотека имени Белинского, которая предоставила для проведения конференции просторный читальный зал в своем новом здании. В конференции приняли участие историки, архивисты, члены генеалогических обществ Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Кургана, Уфы, Нижнего Новгорода и других городов. Доклады, прозвучавшие на конференции, были самыми разными - исследования родословных отдельных семей, архивные находки, сообщения о новых исторических и родословных изданиях. Немалая часть докладов была посвящена истории уральского духовенства, родословным семей священнослужителей, находкам в епархиальных и клировых ведомостях XVIII - XIX веков. Сообщение на тему " Епархиальные ведомости как источник генеалогической информации " сделала главный библиограф отдела краеведческой литературы Мария Георгиевна Плаксина. Она сделала подробный обзор сведений по родословным уральских священников, содержащимся в епархиальных ведомостях XIX века. Материалам епархиальных и клировых ведомостей XVIII - XIX веков посвящен был доклад члена Уральского генеалогического общества Людмила Викторовна Рябухо. Она долгое время работала в государственном областном архиве, где и хранятся клировые ведомости. Представитель генеалогического общества из Москвы Андрей Львович Ламанов назвал свой доклад " Священники Южного Урала с точки зрения родовых гнезд " . Ольга Юрьевна Бабушкина из Кургана рассказала о родовых гнездах священников Урала на примере семьи священнослужителей Серебренниковых. Интересен был и представленный на конференции доклад Анатолия Александровича Пашкова, краеведа из Шадринска - " Священнический род семьи Капустиных из села Батурино Шадринского уезда " . В течение 100 лет - с1765 по 1865 год - священники из рода Капустиных несли служение в одном селе. Интересно, что из рода Капустиных происходил епископ Иона, викарию Екатеринбургскому с 1846 г. по 1859 г, а также архимандрит Антонин (1817 - 1894), возглавлявший Русскую духовную миссию в Иерусалиме.

http://pravoslavie.ru/8226.html

Архимандрит Антонин (Капустин) возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме в 1865-1894 годах 26 августа. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник архимандриту Антонину (Капустину), который на протяжении 30 лет возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В село Батурино, на малую родину архимандрита Антонина (Капустина) на торжественные мероприятия приехали более 5 тысяч человек. В торжествах участвовали: настоятель храма Преображения Господня села Батурино протоиерей Владимир Тарасов, духовенство Шадринской епархии, жители Батурино и многочисленные паломники, сообщает  Патриархия.ру Архимандрит Антонин родился 12 (24) августа 1817 году в селе Батурино на  территории нынешнего Шадринского района Курганской области. На малой родине выдающегося русского церковного деятеля, в его родном селе, Патриарх Кирилл посетил храм Преображения Господня, где с 1765 года совершал служение священнический род Капустиных. «Можно долго перечислять огромные заслуги отца Антонина в приобретении других важных земель. Но не будем сейчас это делать, а просто скажем, что это выдающийся сын России, который занимался не только духовной, пастырской работой, столь необходимой для паломников, посещавших Святую землю, не только наукой, но и утверждал русское присутствие на Ближнем Востоке, в самом важном его регионе — Палестине. Если бы не было отца Антонина, то не было бы сегодня русского присутствия в Святой земле. Теперь это и представить себе невозможно, потому что нынешние паломники, приезжая в Палестину, располагаются в первую очередь именно на тех территориях, которые приобрел отец Антонин и которые сегодня используются Русской духовной миссией», — сказал Патриарх на открытии памятника. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-osvyat...

Образ архимандрита Антонина (Капустина) (1817–1894) занимает прочное и почетное место в современном восприятии России, Русской Церкви и русско-палестинских духовных и культурных связей на Святой земле, в целом на христианском Востоке. Уважение к его памяти и наследию соединяет людей светских и церковных, представителей самых разных наций и религий. Выходец из бедного сельского духовенства, он стал одним из главных действующих лиц русской церковной дипломатии на Ближнем Востоке, самобытным церковным ученым и писателем.   Ритта Бутова Николай Лисовой 25 августа 2017 г. 11:00 Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».

http://e-vestnik.ru/tags/zhizn_tserkvi/p...

Пн Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины 25 серпня 2017 р. 12:35 Образ архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894) занимает прочное и почетное место в современном восприятии России, Русской Церкви и русско-палестинских духовных и культурных связей на Святой Земле, в целом на христианском Востоке. Уважение к его памяти и наследию соединяет людей светских и церковных, представителей самых разных наций и религий. Выходец из бедного сельского духовенства, он стал одним из главных действующих лиц русской церковной дипломатии на Ближнем Востоке, самобытным церковным ученым и писателем. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (август 2017 г.). «В половине 8-го неожиданно является о. Нектарий и поздравляет меня с настоятельством при Афинской миссии… У меня не стало головы! Итак, решительно еду на Восток! В Иерусалим!» — записал 17 апреля 1850 года в своем дневнике иеромонах Киево-Печерской лавры Антонин (Капустин). Так он отреагировал на назначение на должность настоятеля русской посольской церкви в Афинах. Любопытно, что, по видимости, вне всякой логики у о. Антонина назначение в Афины прямо ассоциируется с Иерусалимом. В марте 1860 года о. Антонин назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. В мае-июле 1865 года он отправился в научную поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир). Конечным пунктом путешествия были Афины, где его ждала телеграмма посла Н.П. Игнатьева и новое назначение — в Иерусалим. Миссия на Святой Земле В XIX — начале XX века все зарубежные храмы Русской Церкви состояли в двойном подчинении: в ведении Синода и Санкт-Петербургского епархиального начальства и одновременно подчинялись Министерству иностранных дел, от которого получали содержание, положенное по штату. Русская духовная миссия (РДМ) в Иерусалиме была создана МИДом — резолюцией императора Николая I на всеподданнейшем докладе канцлера К.В. Нессельроде от 11 февраля 1847 года. И это с самого начала создало известную напряженность в межведомственных отношениях. Неопределенность статуса РДМ приводила к тому, что миссия, в обязанности которой, по мнению дипломатов, входило лишь духовное окормление паломников, постоянно преступала — и вынуждена была преступать — предначертанные ей границы. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4972681...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл освятил памятник архимандриту Антонину (Капустину) на его малой родине 25 августа 2017 г. 18:27 25 августа 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Курганскую митрополию .  Патриарший визит начался с посещения Шадринской епархии , где проходят мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения создателя Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской духовной миссии во Святом Граде Иерусалиме в 1865-1894 гг. Архимандрит Антонин родился 12 (24) августа 1817 году в селе Батурино на  территории нынешнего Шадринского района Курганской области. На малой родине выдающегося русского церковного деятеля, в его родном селе, Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм Преображения Господня, где с 1765 года совершал служение священнический род Капустиных. В Батурино в этот день прибыли: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , митрополит Курганский и Белозерский Иосиф , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , а также председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, министр культуры РФ В.Р. Мединский, полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских, губернатор Курганской области А.Г. Кокорин. У врат храма Святейшего Патриарха Кирилла встречали епископ Шадринский и Далматовский Владимир , глава Шадринского района В.В. Осокин. В торжествах участвовали: настоятель храма Преображения Господня села Батурино протоиерей Владимир Тарасов, духовенство Шадринской епархии, жители Батурино и многочисленные паломники. Предстоятель Русской Православной Церкви осмотрел Преображенский храм. В советский период в здании церкви в разное время находились банк, дизельная станция, типография, училище, машинно-тракторная станция, а во время войны колокольня стала парашютной вышкой. Сейчас в храме начались восстановительные работы. В настоящее время богослужения проводятся в нижнем храме в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/4992892.ht...

Церковно-научная конференция памяти архимандрита Антонина (Капустина) проходит в Москве 14 декабря 2007 г. 17:47 Церковно-научная конференция «Создатель Русской Палестины» , посвященная 190-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), проходит 14 декабря в Паломническом центре Московского Патриархата. Организаторы форума   Отдел внешних церковных связей , Императорское православное палестинское общество (ИППО) и Научный совет РАН «Роль религии в истории». Архимандрит Антонин (Капустин) (1817-1894) выдающийся русский церковный деятель, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме . Перед началом заседания  в домовом храме Паломнического центра была совершена лития по архимандриту Антонину. Конференция началась с приветствия председателя ОВЦС  митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , которое было зачитано сотрудником ОВЦС священником Игорем  Выжановым. Владыка Кирилл напомнил, что в год 190-летия архимандрита Антонина отмечается также 160-летие Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847). Митрополит Кирилл отметил, что Русская духовная миссия и ИППО «заложили прочный фундамент русского церковного и культурного делания на Святой Земле». «Достойный представитель русского ученого монашества, выдающийся историк-византинист, археолог, археограф и нумизмат, о. Антонин на всех этапах своего сложного служения занимался научными изысканиями», пишет митрополит Кирилл, подчеркивая, что «главной заслугой» архимандрита можно считать «приобретение многочисленных земельных участков на Святой Земле, …строительство храмов и монастырей, паломнических приютов и школ для местного арабского населения». По словам председателя ОВЦС, сегодня преемники о. Антонина  продолжают начатое им дело: в этом году состоялась малое освящение храма Всех святых в Горненской обители, строительство которого началось в 1910 г. «Обильные плоды на ниве церковного делания» о.Антонина заложили основу для возрождения православного паломничества в Святую Землю в наши дни. Митрополит Кирилл считает, что наследие этого выдающегося церковного деятеля нуждается в глубоком изучении.

http://patriarchia.ru/db/text/338033.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010