Киприан (Керн), архим. О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817-1894 гг.).  М., 1997. Капустин Михаил Иванович р. 10.09.1837 г. в с. Батуринское Шадринского уезда Пермской губ., краевед, общественный деятель. В 1858 г. окончил Пермскую Духовную Семинарию, В 1862 г. – Московскую Духовную Академию. С 1862 г. – преподаватель Пермской семинарии. В 1873 г. избран и утвержден мировым судьей Пермского уезда, занимал разные общественные должности. В 1876 г. утвержден Св. Синодом в степени магистра богословия. Сыграл важную роль в организации работы «Пермских епархиальных ведомостей». Автор многочисленных публикаций по истории Пермской епархии. С 1894 г. – член Пермской ученой архивной комиссии. В 1904 г. был избран ее почетным членом. Скончался 17.09.1904 г. в Перми. О нем: Шестаков Я., свящ. Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной Семинарии (1800-1900). В память исполнившегося в 1900 году 100-летия Пермской Духовной Семинарии. Пермь, 1900. С.48; Малченко В.С. М.И. Капустин//Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1905. 9. Капустин М.И. Поэзия и проза в старой Пермской семинарии. (Ко дню столетия семинарии 11-го ноября 1900 г.) Пермь, 1900. С. 1-66; То же//Труды Пермской ученой архивной комиссии. Пермь, 1901. 4. Архимандрит Иона (в миру Ипполит Леонтьевич Капустин) р. 11.01.1790 г. Учитель семинарии. После ее преобразования в 1818 г. – инспектор и учитель Пермского духовного уездного училища. В 1824 г. – выпускник Московской Духовной Академии со степенью магистра, инспектор и профессор церковной истории Пермской Духовной Семинарии. В 1826 г. пострижен в монашество с наречением Ионою, в том же году принял священство, удостоен звания соборного иеромонаха. В июне 1829 г. иеромонах Иона был определен ректором и профессором богословских наук в Пермской семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1830 г. – перемещен на те же должности в Тобольскую семинарию и определен настоятелем Тобольского Знаменского монастыря. В 1836 г. перемещен в Екатеринославль ректором Екатеринославской семинарии и настоятелем Безюкова Григорьева монастыря, где за исключением 1843 г., проведенного в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения, оставался до весны 1846 г. 19 мая 1846 г. архимандрит Иона хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. В 1859 г. по болезни уволен на покой. Последние годы жизни провел в Далматовском Успенском монастыре, где скончался 13 ноября 1867 года. (О нем: Иероним (Лаговской), архим. История Пермской Духовной Семинарии. Екатеринбург, 1900. Ч.1-2. С. 235.

http://bogoslov.ru/article/1284942

Белград, 1934. М., 1997п; Ильич И., свящ. Архим. Антонин (Капустин) и его церковная деятельность в Палестине: Курс. соч./ЛДА. Л., 1960. Ркп.; Гоенко С., диак. архим. Антонин (Капустин): Его жизнь, литургическая и археологическая деятельность: Курс. соч./МДА. Загорск, 1976. Ркп.; Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430; Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//ДРИ: Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368-379; Исаия (Белов), игум. Исследования архим. Антонина (Капустина) на Синае//БТ. 1985. Сб. 26. С. 315-325; Филиппов М. В. О научной и литературной деятельности архим. Антонина (Капустина)//БТ. 1986. Сб. 27. С. 212-219; Παπουλδης Κ. Κ. Ο Ελληνικς κσμος το Αντωννου Kapustin (1817-1894) Συμβολ στν πολιτικ τς Ρωσας στ Χριστιανικ Ανατολ τ 9ο ανα. Θεσσαλονκη, 99; Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о рус. собирателях рукописей и старопечатных книг//Byzantinorussica. 1994. 1. С. 161-197; Никодим (Ротов), митр. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997. С. 202-270; Гурулева В. В. Архим. Антонин как нумизмат//Нумизматический сб., 1998/ГЭ. СПб., 1998. С. 235-243; Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность: (По мат-лам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах С.-Петербурга. СПб., 1999. С. 8-35; Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//БТ. 1999. Сб. 35. С. 36-51; он же. Архимандрит Антонин (Капустин) - исследователь синайских рукописей: По страницам дневника//Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 197-207. Б. Л. Фонкич, Э. П. Г. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/114026.html

1372 Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. К 150-летию РДМ в Иерусалиме (1847–1997). М., 1999. С. 36–51; Герд Л. А. Архимандрит Антонин (Капустин) и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга/Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 8–35; Антонин (Капустин) , архимандрит. «Жаль мне до смерти всего прошедшего». (Страницы из дневника)/Пред. и прим. Р. Б. Бутовой и Н. Н. Лисового//Россия в Святой Земле. Т. II. М., 2000. С. 544–588; Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) – исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника)// Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 197–225; Архимандрит Антонин (Капустин) и строительство церкви в память императрицы Марии Александровны в Гефсимании на Елеонской горе//Строительство церкви святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме в фотографиях из альбома Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1885–1888. М., 2006; Бутова Р, Б. Дневник архимандрита Антонина (Капустина) как исторический источник//Родное и вселенское. К 60-летию Н. Н. Лисового. М., 2006. С. 58–81. 1375 В связи с тем, что дневник и его копии хранятся в разных собраниях, здесь и далее ссылки даются только на число и месяц соответствующего года. 1376 Дмитриевский А. А. Памяти библиографа и вдохновенного певца Святой Земли С. И. Пономарева. С. 618. 1377 О создании этого текста читаем в дневнике: «Дописал летословие, кончив его 1825 годом» (2 июля 1866 г.). 1378 Фр. «Синод вас назначает на епископскую кафедру в Америке. Есть ли у вас легальные причины отказаться? Ответ для двадцати слов оплачен. Юрий Толстой». 1380 Ср.: письмо архимандрита Антонина к брату от 8 апреля 1866 г.//Архив РДМ. П. 7. Д. 116. На 6 л. 1381 Так называется работа об Антонине греческого историка К. К. Папулидиса: Παπουλδης Κ. K. λληνικς Κοσμος του Αντωννου Καποστιν (1817–1894). Συμβολη στην Πολτικη της Ρωσιας στη Χριστιανικη Ανατολη το 19 ο Αιωνα. Θεσσαλονκη, 1993

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

    1  Каталог подготовлен на основании:  Лисовой Н.Н., Платонова З.И., Савушкин В.А . Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле//Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 3 тт. М., 2015. Т. 1. С. 751-768.      Примечания i Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894)//http://palomnic.org/rdm/k/10/. Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его ii dalmate.ru/muzej.html iii См.: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf iv Указ 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело 1700.) Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей.

http://e-vestnik.ru/reports/baturino_rod...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Архимандрит Антонин (Капустин): до Иерусалима (1817–1865) Биографический очерк священника Александра Занемонца посвящён архимандриту Антонину (Капустину) — выдающемуся начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме, который возглавлял её почти тридцать лет. Первая часть рассказывает о жизни отца Антонина до его прибытия на Святую Землю в 48 лет. Статья Архимандрита Антонина (Капустина, 1817—1894) помнят в первую очередь как выдающегося начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Он возглавлял её почти тридцать лет: с 1865 по 1894 годы. Эти целая эпоха в истории русского присутствия на Святой Земле. Большинство русских храмов, монастырей и зданий, которые сохранились до сегодняшнего дня, построены при личном участии о. Антонина. Большая часть земельных участков куплена им. Три из пяти русских монастырей, находящихся в наше время на Святой Земле, основаны о. Антонином (притом что он сам в монастыре никогда не жил). Императорское православное палестинское общество — со своими школами, гостиницами и больницами, — хотя и было отдельной от миссии организацией, также возникло при содействии о. Антонина в годы его управления Русской духовной миссией. Иногда даже говорят, что ИППО изначально было скорее «обществом друзей архимандрита Антонина», попечительским советом всех его начинаний. А когда это общество возглавил брат царя великий князь Сергий Александрович, тогда оно уже приобрело фактически государственный масштаб.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Служение на греческом Востоке: Константинополь В 1860 году о. Антонина перевели в Константинополь. Помимо того, что там находился первенствующий из православных патриархов, нёсший ответственность за всех православных в Османской империи, Константинополь и в смысле дипломатическом был важнейшим центром на Ближнем Востоке. Это была столица не маленького национального государства, как Афины, но целой Османской империи. Российский посол в Константинополе был одним из важнейших лиц в русском МИДе. Именно в Константинополь был призван о. Антонин в качестве настоятеля посольской церкви. Пять лет, проведённых в Константинополе, стали самыми плодотворными в научной деятельности о. Антонина. Заниматься раскопками здесь не пришлось, а вот работы с рукописями и надписями было много. В 1862 году архим. Антонин составил каталог 624 византийских рукописей библиотеки Иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе. Работая над этим собранием, о. Антонин первым обратил внимание учёных на уникальный рукописный сборник, содержащий текст раннехристианского произведения Дидахе, написанного на рубеже I–II веков и считавшегося утерянным. Имея опыт работы с рукописями в Константинополе и на Афоне, в 1870 году Капустин составил описание двух тысяч рукописей монастыря св. Екатерины на Синае — первый в истории каталог синайского собрания. Весной 1862 года о. Антонин устроил научную экспедицию в Никею и её окрестности, опубликовав потом материалы и зарисовки. А в 1863 году, единственный раз за своё более чем 40-летнее служение на Востоке, архим. Антонин совершил поездку на родину — в Россию, посетив своих родителей и родную деревню. Притом что путешествовал Капустин постоянно, в Россию он вернулся лишь один раз за весь период с 1850 и по 1894 годы: на христианском Востоке он чувствовал себя как дома. По пути из Константинополя в родное Батурино он посетил крупнейшие научные центры того времени, знакомясь с книжными собраниями и учёными в Вене, Праге, Дрездене, Петербурге и Москве. В конце того же 1863 года архим. Антонин уже был на Афоне, исследуя по поручению русского Синода подлинность Синайского кодекса — одного из древнейших списков Священного Писания, открытого в Синайском монастыре в середине XIX века и датируемого IV веком. Позже Капустин будет участвовать в переговорах в Константинополе о покупке этой рукописи русским правительством.

http://bogoslov.ru/article/6174044

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)     Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)  Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 года, рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 году Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2395

Архив Пн Архимандрит Антонин (Капустин). Наследство и наследие. 200 лет создателю Русской Палестины 25 августа 2017 г. 12:35 Образ архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894) занимает прочное и почетное место в современном восприятии России, Русской Церкви и русско-палестинских духовных и культурных связей на Святой Земле, в целом на христианском Востоке. Уважение к его памяти и наследию соединяет людей светских и церковных, представителей самых разных наций и религий. Выходец из бедного сельского духовенства, он стал одним из главных действующих лиц русской церковной дипломатии на Ближнем Востоке, самобытным церковным ученым и писателем. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (август 2017 г.). «В половине 8-го неожиданно является о. Нектарий и поздравляет меня с настоятельством при Афинской миссии… У меня не стало головы! Итак, решительно еду на Восток! В Иерусалим!» — записал 17 апреля 1850 года в своем дневнике иеромонах Киево-Печерской лавры Антонин (Капустин). Так он отреагировал на назначение на должность настоятеля русской посольской церкви в Афинах. Любопытно, что, по видимости, вне всякой логики у о. Антонина назначение в Афины прямо ассоциируется с Иерусалимом. В марте 1860 года о. Антонин назначен настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. В мае-июле 1865 года он отправился в научную поездку по балканским провинциям Османской империи (Македония, Фессалия, Эпир). Конечным пунктом путешествия были Афины, где его ждала телеграмма посла Н.П. Игнатьева и новое назначение — в Иерусалим. Миссия на Святой Земле В XIX — начале XX века все зарубежные храмы Русской Церкви состояли в двойном подчинении: в ведении Синода и Санкт-Петербургского епархиального начальства и одновременно подчинялись Министерству иностранных дел, от которого получали содержание, положенное по штату. Русская духовная миссия (РДМ) в Иерусалиме была создана МИДом — резолюцией императора Николая I на всеподданнейшем докладе канцлера К.В. Нессельроде от 11 февраля 1847 года. И это с самого начала создало известную напряженность в межведомственных отношениях. Неопределенность статуса РДМ приводила к тому, что миссия, в обязанности которой, по мнению дипломатов, входило лишь духовное окормление паломников, постоянно преступала — и вынуждена была преступать — предначертанные ей границы. 

http://patriarchia.ru/db/text/4972679.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИН (Капустин Андрей Иванович, 12.08.1817, с. Батурино Шадринского у. Пермской губ.- 24.03.1894, Иерусалим), архим., ученый-византинист, церковный деятель, с именем к-рого связан период расцвета деятельности Русской духовной миссии на Св. земле. Родители, свящ. Иоанн Леонтьевич Капустин и Мария Григорьевна Варлакова, происходили из семей священников. Андрей Капустин получил образование в Далматовском ДУ и Пермской, а затем Екатеринославской ДС, в 1839-1843 гг. учился в КДА, по окончании к-рой удостоен степени магистра богословия (1844), оставлен преподавать нем. и греч. языки, в окт. 1845 г. стал бакалавром академии. 7 нояб. того же года пострижен в монахи с именем А. митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым). С 1846 г. занимал различные адм. должности в КДА, преподавал на кафедрах нравственного богословия (1846), библейской герменевтики и обличительного (сравнительного) богословия (1847). Наряду с этим по поручению академии в 1845-1850 гг. занимался исправлением рус. перевода гомилий свт. Иоанна Златоуста, писал статьи и проповеди. 15 мая 1850 г. А. был назначен настоятелем церкви при рус. посольстве в Афинах. Одним из важнейших его дел стало восстановление находившейся в руинах древней афинской ц. Ликодиму (св. Никодима, нач. XI в.), начатое в дек. 1851 на деньги рус. правительства и завершенное в 1855 г. После восстановления этот храм, освященный во имя Св. Троицы, был передан России и стал рус. посольской церковью. Все строительные работы, роспись храма, а также предшествовавшие восстановлению церкви археологические раскопки велись под рук. А., к-рый в награду за труды 5 апр. 1853 г. Святейшим Синодом РПЦ был возведен в сан архимандрита (чин совершил митр. Аттикийский Неофит). В то же время им были собраны, изучены и позднее опубликованы более 200 христ. надписей Афин VI-XII вв. (О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874). Во время своего пребывания в Греции А. начал описывать древние рукописи, совершил поездки в Рим (1852), Иерусалим и Египет (1857), получив возможность познакомиться с различными рукописными собраниями. В 1859 г. он предпринял первое путешествие на Афон, где посвятил много времени исследованию древних рукописей и книг, а также составлению описаний неск. монастырских книжных хранилищ. В это время он познакомился с архим. Порфирием (Успенским) , с к-рым вел впосл. переписку.

http://pravenc.ru/text/114026.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010