культура: Но одно дело понимать, другое - представлять. Складывается впечатление, что Сергей Федорович мыслил глубиной кадров, панорамами, бесшовным, виртуозно умножающим пространство монтажом. Каптерев: Он был синтетическим мастером, остро чувствовавшим правду мгновения и пространства. Прекрасно понимая природу актерской игры, умел создавать запоминающиеся образы, но часто ставил исполнителей в некомфортные ситуации. Попав в «свою» усадьбу, старик Болконский - маститый мхатовец Анатолий Кторов - терялся: как здесь играть? Проход в ставке Кутузова стоил Вячеславу Тихонову тридцати дублей. В сцене бала Наташи Ростовой снимались 500 статистов, камера Петрицкого кружилась среди них, как бабочка, смакуя «прекрасные мгновенья» мимолетной жизни в искусстве. культура: «Оскар» стал неожиданным бонусом? Каптерев: Да, американцы признали: Бондарчук сделал лучший фильм, чем Видор. культура: К тому же образы кровавой европейской истории выгодно подчеркивали прогрессивный имидж «миротворцев». Высоко чтимая критиками эпопея «Ватерлоо» стала эффектным послесловием к экранизации Толстого, но провалилась в мировом прокате. Почему? Каптерев: Все наши попытки совместного производства с капстранами кончались крахом. Считается, что картину запорол перемонтировавший ее продюсер Дино де Лаурентис. культура: Тем не менее Бондарчук заявил себя как политический мыслитель, видящий взаимодействие вождей и масс на поле брани с толстовской дистанции, зафиксированной между мегаломаном Наполеоном и спасителем Отечества Кутузовым. Затем Сергей Федорович снял свой заветный фильм - трогательную, лирическую чеховскую «Степь», - вернулся в Россию позапрошлого века, как в собственное детство. Каптерев: Мне ближе великая картина о войне «Они сражались за Родину», которую в штыки приняли генералы. культура: А затем Бондарчука перестали понимать и принимать буквально все. В чем причина? Каптерев: Режиссер, по его признанию, мысливший, как Толстой, цитировавший классика абзацами, был обременен поисками материала для глобального проекта. Но что может быть эпичнее «Войны и мира»? Он хотел снимать революционное кино, однако спорить с каноническими версиями Великой Октябрьской не мог и отправился в Мексику за революционным опытом. Правда, ничего особенного в «10 днях, которые потрясли мир» так и не обнаружил. Следуя выбранному вектору, Бондарчук погрузился в русскую смуту и экранизировал «Бориса Годунова». Оказалось, пушкинский царь мучился и мыслил вполне по-толстовски. Возможно, крылья Сергею Федоровичу подрубила смерть Шукшина, готовившегося снимать в его творческом объединении «Я пришел дать вам волю» и затравленного бесконечными измывательствами над «Калиной красной».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Во-первых, что хотел сказать г. Каптерев непонятной фразой: «дошедшие до нас редакции в учении (даже не уче­ния, а в учении) о перстосложении?» Могут быть и существуют различные редакции известных письменных памятников, известных свидетельств о перстосложении, и писатели противораскольнических сочинений действительно обращали и обращают внимание на различие и даже про­тиворечивость (а не одну только «неясность и неопределен­ность») как редакций одного и того же свидетельства о двуперстии, так и изложения в разных памятниках, или свидетельствах, одного и того же учения о двуперстии (о способе сложения перстов и об их знаменовании). Полагаем, что и со «строго-научной» точки зрения этот прием критики, употребляемый православными полемистами против раскола, не подлежит ни малейшему порицанию, напротив достоин полного одобрения, и нужно пожалеть, что сам ученый автор рассматриваемой статьи пренебрег этим научным приемом. Во-вторых, несправедливо говорит г. Каптерев, что будто бы православные полемисты «обращая внимание на неясность и неопределенность редакций в учении о перстосложении», делают «попытки истолковать (эти редакции) в пользу существования у нас троеперстия». Ближайшая цель критического разбора свидетельств о двуперстии совсем не эта. Имеется целью показать только слабость и шат­кость свидетельств, на которых утверждают учение об исключительной древности и правильности двуперстия ревни­тели этого обряда; а «существование у нас троеперстия» доказывается положительными свидетельствами. В-третьих, г. Каптерев, назвав «решительно неудачными» «попытки православных полемистов» обличить внутреннюю несосто­ятельность свидетельств о двуперстии, в доказательство такого о них отзыва говорит: «ибо они не могут при­вести в пользу троеперстия ни одного авторитетного свидетельства в роде тех, какие имеет за себя двоеперстие». Мы покажем в свое время, справедливо ли г. Каптерев утверждает, будто «в пользу троеперстия» нельзя приве­сти «ни одного авторитетного свидетельства», даже «в роде тех, какие имеет за себя двоеперстие»; здесь обратим внимание только на совершенную неуместность этого ибо. Разве критический разбор свидетельств о двуперстии, обли­чающих их несостоятельность, может потерять свое значение от того, что нет (допустим даже, что их нет) авторитетных свидетельств в защиту троеперстия? Свидетельств о троеперстии может и совсем не быть; а свидетельства о двуперстии тем не менее могут оказаться совершенно несостоятельными перед научной критикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

АСЭИ. Т. 3. 6. Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1879. Там же. С. 115 и сл. Исследователь, правда, полагал, что в момент составления докончания десятинники еще не имели судебно-административных функций (С. 116), но как лица, уже определенно обладающие такими функциями, «митрополичьи десятильници» выступают уже в грамоте Димитрия Донского (АСЭИ. Т. 2. 340). «Переяславская десятина» (АФЗиХ. Ч. 1. 136), «Владимирская десятина» (Там же. 189), «Звенигородская» и «Волоцкая» десятины (Там же. Ч. 2. 359). Так, в грамоте 90-х гг. XV в. (АФЗиХ. Т. 1. 190) фигурируют «наместници мои (т. е. митрополичьи.— Б. Ф.) володимерские и десятинницы медушские», т. е. десятинники, округом которых был Медушский стан Владимирского уезда. В грамоте 1512 г. упоминается «Сурожская десятина» (АФЗиХ. Ч. 2. 56), соответствовавшая, очевидно, Сурожскому стану Московского уезда. Юшков С. В. Очерки... С. 15–16. О повинностях, взимавшихся в XV–XVI вв. с приходского духовенства, см.: Назаров В. Д. Полюдье и система кормлений: Первый опыт классификации нетрадиционных актовых источников//Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. М., 1988. Лишь в 60–70-х гг. XVII в. была признана недопустимой практика управления приходским духовенством через светских лиц (Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. С. 129). Ср. сведения о кормах десятинникам в докончании Василия Дмитриевича с Киприаном (АСЭИ. Т. 3. 6, § 11) и сведения о кормах в пользу волостелей на «черных» землях в грамотах середины XV в. (Там же. Т. 1. 260–261). Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. С. 135. В Белозерской уставной грамоте 1488 г. о доводчике белозерского наместника говорится, что там, где он «обедаеть, туто ему не ночевати» (АСЭИ. Т. 3. 22. С. 38). Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники. С. 70 и сл.; Николай (Ярушевич). Церковный суд... С. 324 и сл.; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. С. 419, 422–423, 426–427. Наиболее ранним документом, содержащим упоминание о «поповских старостах», является грамота митрополита Ионы 1449 г. (АФЗиХ. Ч. 1. 135).

http://sedmitza.ru/lib/text/442931/

Но если г. Каптерев читал эту статью, то при некоторой вни­мательности все же мог бы разобраться в этой путанице и отличить здесь главное от неглавного, самое постановление о перстосложении от толкования его и от свидетельств, какими оно подтверждается. А между тем г. Каптерев с удивительной небрежностью (допустим именно небрежность) выхватывает из середины 31-й главы Стоглавника и выдает за постановление собора о двуперстии такую фразу, которая собственно постановления соборного не составляет, а только содержит клятву, ограждающую изложенное выше постановление, и есть притом повторение здесь же приведенного мнимо-отеческого свидетельства в подтверждение дву­перстия: «аще кто двема персты не благославляет, якоже и Христос... да будет проклят, святии отцы рекоша», – и, как видят читатели, повторение, сделанное с самым уродливым искажением этого якобы святоотеческого свиде­тельства: «иже кто не знаменуется двема персты, якоже и Христос, да есть проклят». Г. Каптерев как-будто на­рочно выбрал из всей главы такое выражение, в котором по преимуществу обнаружились «нерассудство и невежество» составителей соборного определения о двуперстии. Ибо, что может быть нелепее и бессмысленнее, как утверждать, что будто бы сам Христос, вознося молитвы свои к Богу Отцу, «знаменовался», т. е. полагал на себя крестное знамение, и именно двумя перстами, что поэтому и все, кто «не знаменуется двема персты, якоже и Христос», подлежат проклятию? Находясь в совершенно таком же положении, как и г. Каптерев, приводя также по «степеням», в восходящем порядке, свидетельства о всегдашнем существовании на Руси двуперстия, Андрей Денисов поступил го­раздо основательнее. Указывая в своей «17-й степени» на свидетельство Стоглава о двуперстии, он привел из него, хотя с некоторыми лукавыми умолчаниями, действи­тельное о сем предмете постановление. С редким искусством изложив сначала свои воззрения на значение и важ­ность Стоглавого собора, Андрей Денисов говорит далее: «и того убо и такова священного собора отцы, в соборной их книзе Стоглаве, во главе 31-й, последствующе святым (?) древнее православие утверждаху – на крестное знамение персты слагати: палец да два последних воедино со­вокупити, а верхний перст со средним совокупив, тема двема креститися и благословати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

17 О «всевозможных рукописных сборниках 17 века» не напрасно ли даже и упоминает г. Каптерев? В 17 в., когда в московской Руси прочно утвердилось книгопечатание, рукописных сборников стало являться у нас, сравнительно, очень мало; и со второй половины этого столетия являются преимущественно раскольнические рукописные сочинения и сборники, в которых действительно, Феодоритово Слово приводится часто. Но ужели г. Каптерев разумеет и эти раскольнические сборники? 18 Даже и в этой цитате г. Каптерев допустил неточность, обличающую малое знакомство с делом. В статье Братского Слова (напечатанной Братством и отдельной книжкой) говорится не о доселе известных редакциях Феодоритова Слова, но о доселе известных списках его, или текстах, представляющих три различные редакции (о которых мы будем говорить), почему и статья озаглавлена: «Феодоритово Слово в разных его редакциях». На­до бы знать, что иное дело список, текста, иное – редакция. 19 Нас удивляет не столько это голословное замечание г. Каптерева, в сущности ничего не стоящее, сколько то, что г. профессор не умел оценить по достоинству почтенный труд, употре­бленный (преимущественно о. игуменом Филаретом) на собрание текстов Феодоритова Слова, правда не из «всевозможных», но из всех наиболее примечательных и известных сборников 15 и 16 вв., и на издание оных со всей тщательностью, какая требуется в этом деле. Г. Каптерев не только не оценила этого труда, но не умела и воспользоваться им, как подобает ученому. 20 Сборник «Фатеева писма» (Библ. М. Д. Ак. 165–534) писан в 7027 (1519) году, в Иосифовом Волоколамском мона­стыре, «при настоятельстве господина игумена кир Даниила». Лю­бопытно, что в этом сборнике текст Феодоритова Слова при­водится еще в своей первоначальной редакции, а прибавочные слова: «болшей да два последних», вписаны после, на поле, с выносным знаком против слов: «три перста». В сборнике Даниила добавочные слова внесены уже в сам текст. 21 В этом отношении заслуживают особого внимания списки Феодоритова Слова находящийся в сборнике Тр.-Сергиевой Лавры 768) «Вассиановском Козевина» (Вассиан Козевин был келарем 1495–1511 гг.), и находящийся в июльской части Макарьевских Миней, – в обоих встречается следующий любопытный вариант: «креститися треми персты», вместо: «три персты...». Вот что говорили мы об этом варианте в предисловии к изданию «Феодоритова Слова в разных его редакциях»: «Если мы и признаем, что здесь допущена описка, несколько нарушающая смысл, то и сама эта описка, повторенная двумя писцами и, очевидно, не случайная, во всяком случае весьма любопытна, ибо показывает, что в Феодоритовом Слове писцы видели наставление именно о том, чтобы креститься тремя персты, а не двумя (Брат. Сл. 1876 г. 2, 196.). Прибавим еще: такая описка была бы невоз­можна, если бы писцы не знали обычая креститься тремя персты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Каптерев как-будто именно готов допустить и «подлинность» Феодоритова Слова, что нам кажется по меньшей мере странно после того, как подложность этого несомненно русского сочинения, выданного его составителем и доселе выдаваемого раскольниками за произведение Блаженного Феодорита, доказана и засвиде­тельствована всеми исследователями, начиная с патриарха Никона 12 и отцов собора 1667 г., которые объявили ре­шительно, что «Феодорит о том (двуперстном сложении) ничтоже писа... и не обретеся в Феодоритове книзе таково писание, но солгано на него Феодорита» 13 . Итак, не под­лежит сомнению, что Феодоритово Слово есть сочинение под­ложное, что его составил, как говорит и сам г. Каптерев, для «оправдания» двуперстия, и сознательно, с преднамерением выдал за творение «святого» отца 14 , один из тех «лжесловесников», по свидетельству Курбского, существовавших у нас именно в половине 15-го века, которые имели обычай свои собственные сочинения злонамеренно «подписывать на святых имена, да удобно их писания приемлются простыми и ненаученными», и дабы «за имена святых» удобнее побеждать состязающихся с ними. И напрасно г. Каптерев не хочет придавать ни­какой важности этому обстоятельству, что Феодоритово Слово есть подложное сочинение; напротив, обстоятельство это имеет несомненную важность, – оно показывает, что в 15 веке двуперстие было явлением столь новым и сомнительным, что для поддержания и оправдания его признал нужным какой-то из его ревнителей прибегнуть к составлению подложного сочинения и выдать его под именем святоотеческого. Какие редакции Феодоритова Слова г. Каптерев признает «ясными и определенными», и какие неясными и неопреде­ленными? Как выражается в тех и других учение о перстосложении? И почему именно одни редакции должны быть признаны ясными и определенными, а другие неясными и неопределенными? И сколько именно есть редакций ясных и определенных (он говорит во всех таких редакциях, значит их не мало)? И наконец, откуда и как явились редакции неясные и неопределенные? – Все это, казалось бы, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Вот характеристика Никона Лигаридом, положенная в основу и Соловьевского и Каптеревского суждения: «Никон до Патриаршества скрывал свой истинный характер и казался добродушным, аскетом, любителем учения греков, и по проповедям напоминал Божественного Григория. Но, когда он достиг своей цели, то сбросил маску и показал свое действительное лицо человека каменного, интригана, честолюбивого, мстительного, гордого, безчеловечного насильника, незаботливого о стаде, любящего роскошь, удовольствия, домагавшегося царских титулов (III, 38). Эта характеристика и легла в основу для разъяснения всех Никоновских поступков, которые получают совершенно иное освещение, если к ним не подходить с предвзятым мнением о Никоне, а исходить из того, что он был прежде всего аскет и ревнитель исполнения церковных правил и в частной, и в общественной жизни. xxi) О вопросе Каптерева, оставил ли Никон Патриаршество или это было притворство. О мнимых противоречиях в заявлениях Никона Каптерев задает вопрос по поводу оставления Никоном Патриаршества: «Действительно ли Никон совсем хотел оставить Патриаршество, или это было только притворством с его стороны, разсчитанным только на то, чтобы побудить этим царя преклониться перед Патриархом и признать его своим опекуном» (« Патриарх Никон », 408). Самый вопрос в такой постановке предполагает, что Никон хотел вообще навязать свое регенство царю. Но этого ни откуда не видно: ни разу Никон нигде ни в его слове, дошедшем до нас, ни в писаниях, никогда не сказал о желании управлять государством. Каптерев усматривает противоречие в том, что 10 июля 1658 года и вскоре после Никон делал заявления, из которых можно предположить, что он окончательно оставил Патриаршество и о возвращении не думал. Каптерев опять ссылается на показания Трубецкого, что Никон налагал на себя анафему, если похочет быть Патриархомъ… В письме царю в июле 1658 г. Никон называет себя бывшим Патриархом. Он дает благословение Крутицкому Митрополиту Питириму быть местоблюстителем до избрания Патриарха, а потом благословляет избрать и Патриарха. Каптерев и заключает, что Никон окончательно отказался от Патриаршества и в первое время вовсе не думал возвращаться на Патриаршество, но царь де этим не воспользовался, а потом и Никон с своей стороны стал колебаться в своем решении окончательно оставить Патриаршество, стал уже уверять в том, что он от Патриаршества не отказывался и даже стал заявлять претензии вновь занять Патриаршую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Ц. 30 к. Вып. 2-й. Алексей Острогорский. Семейные отношения и их воспитательное значение. Ц. 30 к. Вып. 3-й. Фесенко И.О. Город и деревня в деле первоначального воспитания детей. Ц. 25 к. Вып. 4-й. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Ц. 30 к. Вып. 5-й. Фесенко И.О. Награды и наказания в семейном воспитании. Ц. 25 к. Вып. 6-й. Каптерев П.Ф. О детской подражательности. Ц. 30 к. Вып. 7-й. Каптерев П.Ф. Основные начала семейного обучения. Ц. 30 к. Вып. 8-й. Карцов Н. Капризы и раздражительность детей. Ц. 30 к. Вып. 9-й. Розенбах П., прив.-доц. Наследственность Ц. 30 к. Вып. 10-й. Ельницкий К. Привычки, их значение и воспитание. Ц. 30 к. Вып. 11-й. Поворинская В.В. Детский сад и огород. Ц. 25 к. —727— Вып. 12-й. Переселенцева К. Семейное воспитание в Финдляндии Ц. 30 к. Вып. 13-й. Литвинский П.А. Игрушки, их назначение и выбор. Ц. 30 к. Вып. 14-й. Ван-Путерен М.Д. Нормальная детская. Ц. 20 к. Вып. 15-й. Вирениус А.С. Искривление позвоночника в детском и отроческом возрасте. Ц. 30 к. Вып. 16-й. Лимберг А.К. Уход за зубами. Ц. 30 к. Вып. 17-й. Каптерев П.Ф. О природе дтей. Ц. 30 к. Вып. 18-й. Маляревский А. И., прот. Религиозное воспитание в семье. Ц. 30 к. Езерский О.В. Как легче изучить счетоводство? С-П-б. 1900. Протоиерей Александр Дернов. Брак или разврат? По поводу статей г. Розанова о незаконных детях. С-П-б. 1900. Ц. 30 к. К делу умиротворения, возбуждаемого нотою 12-го августа 1898 года. Воронеж, 1899. Ц. 40 к. Назревший вопрос. Ко дню столетия присоединения Грузии к России. Тифлис, 1900. Ц. 20 к. Чешское торжество православия. К тридцатилетию воссоединения с Православной Церковью первой группы Чехов. С-П-б. 1901. Отчет о состоянии и деятельности Орловского Православного Петропавловского Братства за 1898 год. Орел, 1900. Отчет совета Новгородского Епархиального Братства за 14-й год существования. Новгород, 1900. Отчет Томского Епархиального Училищного Совета за 1898 гражданский год. Томск, 1899. Отчет о деятельности Велико-Устюжского Стефано-Прокопиевского Братства за 18981899 год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«В качестве ученого и беспристрастного критика,– поясняет Николай Федорович Каптерев неувядаемый до сих пор метод научно-погромной критики,– г.Субботин извлекает обыкновенно из разбираемого им трактата одну какую-нибудь отдельную фразу, безотносительно к общему смыслу и характеру целого рассуждения, и начинает ее всячески перевертывать, чтобы как-нибудь выжать из нее тот смысл, какой ему нужен, но какого она в себе вовсе и не заключает. С этой целью он строит целый ряд своих собственных произвольных догадок и выводов, которые, приурочив как-нибудь к выхваченной им отдельной фразе, он решительно и авторитетно выдает за мнение разбираемого им автора. А затем уже он научно и важно начинает доказывать всю нелепость им же самим измышленного и насильственно навязанного автору мнения. Этим ученым приемом г.Субботин в полной мере воспользовался при разборе нашей книги». Субботин стремился показать, что Каптерев – не православный, а Николай Федорович подробно и аккуратно разбирал в своем ответе источники оппонента, показав, что все они свидетельстуют в его, Каптерева, пользу. Вообще чем дальше он разбирает «опровержения» Субботина, тем становится спокойнее и выдержаннее. Он даже отказывается от заключительного вывода, предоставляя читателю самому решать, верить ли разгромленной аргументации оппонента, или «допустить, что профессор Субботин совсем неверно представляет себе все то дело, о котором он взялся говорить в своей критической статье». «Из моего ответа,– вспоминал позже Каптерев,– г. Субботин убедился, что научно-литературным путем подорвать правильность моих воззрений и доказать правоту свою – дело едва ли возможное. Тогда он прибегнул к другому способу, чтобы заставить меня замолчать окончательно. Человек, близко знакомый тогдашнему обер-прокурору Св. Синода и его помощнику (Саблеру.– А.Б.), он представил им начавшееся печатанием мое исследование как очень вредное для православной церкви, а мою личность как неудобную для профессуры в духовной академии. Выгнать меня из академии ему, однако, не удалось, но цензор журнала Православное обозрение, свящ. Ив. Дм. Петропавловский, получил приказание от К. П. Победоносцева не допускать к дальнейшему печатанию моего исследования о патриархе Никоне , почему оно и было прекращено печатанием, остановившись только на времени патриарха Иосифа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Денисов построил фантастическую «лествицу», с подобающими лествице ступенями, на правильном одна от другой расстоянии, и по этим ступеням доводит читателя от великого князя Владимира до царя Ивана Васильевича, и от царя Ивана Васильевича до патриарха Никона; а г. Каптерев, тоже признавая, что существует такая лествица, положил пер­вую ступень ее, соответствующую 989 году, и заставляет читателя прямо с нее перепрыгнуть на ступень, соответствующую половине 15 века, – перепрыгнуть через це­лых 460 лет! Прыжок, очевидно, слишком смелый и опасный... Есть у Денисова еще одно, очень важное преимущество перед г. Каптеревым. Защищая свою теорию непрерывного и всеобдержного содержания русскими двуперстия, Денисов, частью вызванный вопросами иеромонаха Неофита, частью по своему собственному побуждению, входит в разбор представляемых православными возражений против такого учения о двуперстии и, что еще важнее, представляемых православ­ными свидетельств о преимущественной древности и пра­вильности троеперстия. Г. Каптерев этого совсем не делает. Приводя более или менее известные свидетельства о двуперстии, группируя и толкуя их по своему, он или совсем не упоминает о существующих против них возражениях, или ограничивается самым кратким, в нескольких сло­вах, презрительным отзывом об этих возражениях со стороны несимпатичных ему «полемистов с расколом»; а что имеются несомненные исторические свидетельства о троеперстии из тех самых времен, когда будто бы, по его уверению, всеобщим и единственным обрядом перстосложения было у нас и считалось «единственно православ­ным» двуперстие, – свидетельства, очевидно, разрушающие и во всяком случае колеблющие его теорию, – об этом он хранит полное молчание, как будто таких свидетельств и не существует вовсе. Настойчиво проводя мысль, что русские, вместе с крещением, приняли от греков обряд двуперстия и с тех пор неизменно содержали его до лет патриарха Никона , подбирая свидетельства в подтверждение этой мысли, он оставляет, или старается оста­вить читателя в совершенном неведении о том, что есть письменные и иные памятники, свидетельствующие о противном, подтверждающие несомненное существование у нас троеперстия в древнейшие времена, – не только не опровер­гает, или не разбирает эти свидетельства, но и тщательно обходит их. Полагаем, что это прием, вовсе не соответ­ствующий той «строгой научности», пример которой г. Каптерев хотел показать в своем сочинении всем, занимаю­щимся вопросами о расколе и особенно не имеющим якобы и понятия об ней «полемистам с расколом». В этом отношении, повторим опять, даже Андрей Денисов поступал более «научно», нежели г. Каптерев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010