Затем в 1910 г. вышло исследование немецкого учёного E. Schwartz «Uber die pseudoapostolischen Kirchenordnungen». (Strasburg, 1910). И наконец, в 1916 г. Р. Конноли в своём труде (R.-H. Connoly «The So-Called Egyptian Church Order». Cambridge. 1916) доказал, что т.н. «Египетские церковные постановления» были составлены в Риме в начале III века. Следовательно, они-то и являются подлинным произведением Ипполита, которое сохранилось в «Синодосе» Александрийской Церкви и, частично, в латинском фрагменте Веронского паоимсеста (который был издан лишь в 1900 г. Гаулером в Лейпциге). Следовательно, производными являются все остальные памятники группы: «Эфиопские каноны Ипполита», 8 кн. «Апостольских постановлений», «Епитома» и др. Post scriptum: Из них самым загадочным представляются мне «Каноны Апостолов» (или «Canones Ecclesiastici»), которые, судя по ссылкам на них, дублируют часть «Апостольского предания». Но поразительно, что ссылки эти даются на классический труд Rev. G. Horner «The Statutes of the Apostles or Canones Ecclesiastici» (т.е. свод версий «Египетских церковных постановлений»), где Хорнер прямо пишет: «Lagarde edited the Saidic version under the name of «Canones Ecclesiastici»», т.е. Лагард издал найденную им Саидическую версию (сходную с Бахрайской – 1848 года) под именем «Церковных канонов». Однако, если все это всего лишь версии (как считают некоторые наши специалисты), то почему их упоминают в качестве самостоятельных памятников и «Новый энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, и 3-х томная «Patrologie» Berthold Altaner (т. 1, с. 49), и новейший 11-томный «Lexicon fur Theologie und Kirche» (Herder, 1986 г. 5. 6, p. 239a) ? Впрочем, это проблема частная и для нашего дальнейшего изложения не существенная. Литургия в 3-м веке От III века до нас дошло достаточно много литургических памятников, главные из которых: «Апостольское предание Ипполита Римского » и «Tesmamenmum»(«Зabeщahue»). Они свидетельствуют о резком скачке в развитии богослужения, который объясняется тем, что оно стало храмовым. 1. Появление Храмового Богослужения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этот основной обряд агапы — преломление хлеба с благословением его и чаши и вкушение от них предваряется в Канонах Ипполита теми обрядами, которыми «Завещание» обставляет лишь пасхальную агапу. «Если бывает агапа или устраивается кем-либо вечеря для бедных в день Господень (κυριακ), во время возжжения светильника, в присутствии епископа встает диакон для возжжения. Епископ же молится над ними (бедными, участниками агапы) и над пригласившим их (устроителем агапы). И отсылает их, чтобы шли восвояси до наступления темноты. Читают псалмы прежде чем разойдутся» [ 55 ]. В Канонах Ипполита и Египетских даются сходные с «Завещанием» предписания и о благоповедении за трапезою агапы, и чин ее заключается указаниями относительно того, что должны делать вдовы (диакониссы) после агапы, напоминающими наставления в «Завещании» вдов и дев в пасхальном бдении, но напоминающими полною противоположностью им. Там вдовы остаются после пасхальной агапы для всенощной молитвы, здесь — по Канонам Ипполита: «Если кто пожелает приготовить вдовам [ 56 ] трапезу, пусть позаботится, чтобы они имели трапезу и были отпущены прежде, чем зайдет солнце [ 57 ]. Если же их будет много, пусть остерегается, чтобы не было беспорядка и пусть не препятствует разойтись им прежде вечера. Пусть каждой из них дается достаточно пищи и питья. Но пусть уходят прежде чем наступит ночь» [ 58 ]. Здесь те самые вдовы, которые одни с духовенством и девам совершают в «Завещании» пасхальное всенощное бдение после агапы, заботливо удаляются с наступлением вечера по домам, причем указывается и причина такого требования; беспорядки, возникавшие, очевидно, благодаря прежней практике. Есть и еще в этих памятниках несколько новых, по сравнению с «Завещанием», замечаний относительно агап, характерных для их истории. Так памятники ясно дают понять, что невоздержность и шумное поведение на агапе нередко «опечаливали» благотворителя — устроителя ее, [ 59 ] и для предупреждения этих беспорядков Каноны Ипполита советуют просить устроителя агапы о присутствии на ней его со всем семейством [ 60 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Наконец, документы отмечают благотворительное назначение агап для бедных вдов, причем указывается, что трапеза должна оканчиваться до наступления сумерек. Это требование предъявляется настолько настоятельно, что, если трапеза не может быть окончена до вечера, заменяется домашним вкушением 509 . Пред тем, как верным разойтись, каноны Ипполита требуют чтения псалмов, a Testamentum предлагает точные правила, которые необходимо соблюдать расходящимся с вечери по домам 510 . В этих документах, благодаря отчетливому описанию в некоторых из них, мы можем ясно различить несколько родов агап. Действительно, поминальные агапы и агапы, имеющие своей конечной целью насыщение бедных вдов, выступают пред нами весьма рельефно. Затем выражения одного из канонов Ипполита: 511 «Если бывает агапа или приготовляется кем – либо вечеря для бедных» – позволяют нам отличить от агапы – соепа с благотворительным характером и значением агапу, по-видимому, с более или менее ее изначальным характером. В самом деле, если одна агапа – благотворительная и есть результат христианской настроенности одного отдельного члена Церкви, то вполне естественно предположить, что другая, раз она противопоставляется первой, разнится от нее в этом отношении и возникает на общие средства. И Фрагменты Египетских канонов прямо отмечают это устройство агап «сообща» 512 . Тем не менее, теперь, по-видимому, чаще, чем когда-либо, практикуется устройство агапы и не для вдов только на средства одного человека: почти всегда агапа квалифицируется как результат inviteri – приглашения, и в этом выражении сходятся почти все документы 513 . Доктор Ахелис, исследуя каноны Ипполита, находит, что они еще дают основания для различения специально воскресных 514 агап, особливые предписания для которых дает, по его мнению, §164. «Воскресные агапы отмечаются тем, что на них председательствует епископ и приходят другие клирики (по крайней мере – диаконы), чего не бывает на каждой агапе. Далее здесь упоминается возжжение светильников, следовательно, в этом также следует искать отличительного признака воскресной агапы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В копто-арабском Синаксаре сообщается, что Ипполит, папа Римский, составил разные каноны, общим числом 38, и эти каноны используются как в Коптской Церкви, так и в др. Церквах всего христ. мира (SynAlex. Vol. 1. P. 475). В эфиоп. Синаксаре мч. Ипполиту, «патриарху Рима», также приписывается составление «38 канонов о церковном праве» ( Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 2. P. 596; Colin G. Le Synaxaire éthiopien. Turnhout, 1992. P. 492-495. (PO; 45/3)). Несмотря на встречающиеся в научной лит-ре утверждения о существовании эфиоп. версии, до наст. времени она не обнаружена, хотя в копт. индексе эфиоп. Синодоса упоминается «Синодос Абудиса (Абулидиса), князя епископов Рима» ( Bausi A. Il S   nodos etiopico: Canoni pseudoapostolici: Canoni dopo l " Ascensione, Canoni di Simone Cananeo, Canoni Apostolici, Lettera di Pietro. Louvain, 1995. [T. 1: Textus]. P. 7; [T. 2: Versio]. P. 3. (CSCO; 552-553. Aethiop.; 101-102)). О существовании «К. И.» европ. ученым стало известно в XVII в. (см.: Vansleb J. M. Histoire de l " Église d " Alexandrie. P., 1677. P. 280-281; Ludolfi Hiobi Ad suam Historiam Aethiopicam: antehac editam commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691. P. 333-334). Однако 1-е издание появилось только в XIX в. Д. фон Ханеберг издал памятник по 2 ватиканским рукописям (с лат. пер.) ( Haneberg. 1870; пер. на нем. яз. по этому изданию - Gr ö ne. 1874). Х. Ахелис переиздал «К. И.» (включая лат. пер.) с исправлениями, конъектурами и реконструкцией истории текста ( Achelis. 1891; франц. пер. по этому изданию - Duchesne. 1898). В. Ридель опубликовал нем. перевод по новооткрытым берлинским рукописям ( Riedel. 1900). Полное критическое издание с франц. переводом было осуществлено Р. Ж. Кокеном ( Coquin. 1966; см. также рецензию: Hanssens. 1966). Англ. перевод, выполненный по этому изданию ( Bradshaw. 1987), лег в основу комментированного синоптического издания «Апостольского предания» (The Apostolic Tradition. 2002). Происхождение

http://pravenc.ru/text/1470261.html

д. Следовательно, позднейший компилятор двойную часть для чтеца уничтожил и назначил одну часть; поэтому же слова: „как пресвитеры“ он выпустил и наконец к чтецу присоединил псалмопевца и привратника, чтобы поставить чтеца в высшую среду клира. Отсюда открывается, что значительная часть истории чтецов протекает между появлением Дидаскалии и ее обработкою в IV веке. Но это не первая фаза истории чтецов, а вторая. Первая фаза закончилась уже тем моментом, когда чтец получил место в клире, хотя сначала еще высокое место. – Что касается „Канонов Ипполита“, то в них, но суждению Гарнака, не много материала, пригодного для цели. Не следует притом же забывать, что эти каноны мало исследованы и переполнены позднейшими вставками. Тем не менее никто не отрицает, что основоположения этого памятника очень древни. Эти основоположения перешли впоследствии в VIII книгу Постановлений. В „Канонах Ипполита“ кроме епископа, пресвитеров и диаконов говорится только о чтецах и иподиаконах. О чтеце вот что опрелелено, qui eligitur Anagnostes, ornatus sit virtutibus duaconi, neque manus ipsi imponatur primo, sed liber evangelii ab episcopo ipsi porrigatur. И еще: Etiam Anagnostae habeant festina indumenta sicut diaconi et sacerdotes et stent in ambone et alter alterum excipiat, donec totus populus congregatur. Здесь обращает на себя внимание то требование, что чтец должен иметь такие же качества, как диакон, но однако же он не получаете посвящения в собственном смысле слова. Если он должен обладать качествами диакона, прежде чем будет поставлен в чтецы, то значить в классе клириков он по крайней мере уравнивался с диаконом. В дальнейшие подробности, по поводу вышеприведенных определений, Гарнак, не считает нужным входить. Он довольствуется тем, что напоминает о прежде цитированном выражении Тертуллиана , что в еретических церквах: „кто сегодня диакон, тот завтра чтец“. Тертуллиан осуждает такое явление, как беспорядок, но мы теперь должны сказать – замечает исследователь, – что это вовсе не беспорядок, но остаток более древнего обычая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Вы хотите запастись для своих лучших друзей лучшим угощением, но если мы будем слушать песни духовные и духовно внимать им, то будем находить благочестивое удовольствие для уха телесного». Как у Тертуллиана и Климента агапа, по этому свидетельству, наполнена пением (зародыш песненного последования). М.б., чтение и молитва совсем ушли с нее вместе с евхаристией.    Подобную же картину агап дают и Сивиллины книги, цитация которых в Апостольских Постановлениях дает право относить их в III в.: «Обильными агапами и широко дающими руками, сладостными псалмами и богоугодными стремлениями к Тебе, Бессмертному, мы взываем и славим Тебя, неложного и Отца всех – Бога». Здесь указание на жертвенный и благотворительный характер агап, на обилие в них кушаний (ср. Клименнт Ал.), на высокое одушевление, которое они поселяли, и на преобладание пения, даже как будто на песнь «Свете тихий». Агапа по «Завещанию»    Из упомянутых канонических памятников III в. описывают агапу «Завещание», Каноны Ипполита и Каноны Египетские; последние в обеих редакциях своих – коптской (изданной Де Лагарде) и эфиопской (изд. Людольфом) не вполне тождественно.    Меньше других говорит об агапе и наиболее простую картину ее представляет «Завещание». В нем относительно агапы дается несколько частных указаний с неясными терминами, предполагающими хорошо знакомой обычную ее практику. «на обеде или трапезе берут (подразумевается д.б: «преломление», хлеб, освященный молитвою и преломлением — так, как то подробно описано в Канонах Ипполита и Египетских, см. ниже) те (подраз.: сначала), (с. 81) которые ближе всего к пастырю, – также и относительно благословения (по Рамани: ad benedictionem; д.б. чаша с вином). Оглашенный же не получает. Кто близкий или родственник учителю мирских предметов (языческому?), не допускается к восхвалению и нельзя с нем есть из-за одного родства и близости, как бы он не предал волку того, что неизреченно, и не навлек на себя осуждения». Далее следуют наставления тем, которые приглашены с епископом «в дом верного мужа» (на званную агапу), относительно умеренности в пище, питии и вообще о безукоризненном поведении, приличном «святым», чтобы не огорчить пригласившего; советуется есть так, чтобы были остатки для тех, кому захочет послать пригласивший; не брать пищи раньше старших; не состязаться в разговорах, но есть в молчании; говорить можно только в ответ на вопрос епископа; речь последнего нельзя сопровождать знаками одобрения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  18. Общецерковное обсуждение этого вопроса. В заключение, хотелось бы надеяться на то, что возрождение катехизации будет в будущем обсуждаться на церковном соборе. Пора серьёзно подумать о фундаменте христианского образования. Ибо обращение человека, воспитание ума, воли и чувства, начинается в огласительной практике. Толкование Священного Писания начинается с катехизиса. Богословие и осмысление истории выросло из катехизиса. Христианская этика уходит корнями в древний катехизис. Апологетика рождается в опыте катехизации. Догматическое богословие обрело свою структуру в катехизисе. Пастырское богословие начинается с катехизиса. Символический язык литургии становится понятным и оживает в катехизисе. Молитвенная жизнь начинается в катехизации. Наконец, преображение и воцерковление культуры, нашей великой русской культуры, равно как и культуры мировой, сегодня невозможно без катехизации. notes Примечания 1 Данное исследование является первым в отечественной церковной историографии фундаментальным трудом, освещающим огласительную практику церкви в первые века ее существования. Отдельные главы книги рассказывают о том, как совершалась подготовка кандидатов к принятию таинства крещения в поместных церквах Рима, Карфагена, Милана, Александрии, Иерусалима, Константинополя, Антиохии и других городов. На конкретных примерах систематически обсуждаются следующие вопросы: отношение Церкви к окружающей массовой и интеллектуальной культуре; этапы структура и длительность катехизации; содержание дошедших до нас катехизисов; участие катехуменов в жизни церкви. Процесс оглашения рассматривается в контексте аскетической, покаянной и литургической жизни церкви. 2 1 Кор. 12: 7–10, 28. Цитируется по кассиановскому переводу. Ср. Рим 12: 6–8. 3 Апостольское предание 35.1–3; ср. Каноны Ипполита 21, 26. 4 Апостольское предание, там же; ср. Каноны Ипполита 27. 5 Ср. Августин, Об оглашении необученных 11: «катехумены слушают нас, или скорее слушают Бога через нас». По мысли Исидора Севильского, Бог говорит с катехуменами через священника подобно тому, как Он обращался к Израилю через Моисея. См. О церковных установлениях 2.21.1 (PL 83.814). Ср. Ильдефонс Толедский, О смысле крещения 20 (PL 96.120). 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

В 1843 г. Й. В. Биккель издал краткий трактат на греч. языке «Каноны св. апостолов» ( Bickell J. W. Apostolischen Kirchenordnung// Idem. Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843. Bd. 1. P. 107-132). В 1848 г. Г. Таттам опубликовал коллекцию Л.-к. п. на бохаирском диалекте копт. языка, состоящую из Канонов св. апостолов, анонимного текста, к-рый впосл. стал обозначаться как Египетский церковный чин, или Апостольское предание, 8-й книги «Апостольских постановлений» (в одной из редакций) и Апостольских правил . Эта коллекция со временем стала именоваться Александрийским синодосом, или Климентовым семикнижием ( Tattam H. The Apostolical Constitutions, or the Canons of the Apostles in Coptic: with an English Transl. L., 1848). В 1854 г. П. А. де Лагард опубликовал текст Дидаскалии апостолов на сир. языке (Didascalia Apostolorum syriace/Hrsg. P. A. de Lagarde. Lpz., 1854). В 1856 г. он же издал сир. версию Канонов св. апостолов и Эпитомы 8-й книги «Апостольских постановлений» (в рукописях этот Л.-к. п. также имеет заголовок «Постановления св. апостолов через Ипполита»; Lagarde P. A., de. Reliquiae juris ecclesiastici antiquissimae. Lpz., 1856). В 1870 г. Д. Б. фон Ханебергом был опубликован текст арабских Канонов Ипполита ( Haneberg D. B., von, ed. Canones S. Hippolyti arabice. Münch., 1870). Неск. годами позже был открыт самый древний из известных Л.-к. п.- «Дидахе», сохранившийся в греч. оригинале, 1-е издание к-рого осуществил Филофей Вриенний ( Θιλθεος (Βρυννιος), μητρ. Διδαχ τν δδεκα ποστλων. Κωνσταντινοπολις, 1883). В 1883 г. Лагард издал Александрийский синодос на саидском диалекте копт. языка ( Lagarde P. A., de., ed. Aegyptiaca. Gött., 1883). В 1899 г. патриарх Антиохийский Игнатий Ефрем II Рахмани осуществил публикацию Завета Господа нашего Иисуса Христа ( Ignatius Ephraem II Rahmani, ed. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1899). В 1900 г. Э. Хаулер опубликовал т. н. коллекцию Веронского палимпсеста, включающую Дидаскалию апостолов, Каноны св. апостолов и т. н. Египетский церковный чин (Апостольское предание) на лат. языке (Didascaliae apostolorum fragmenta veronensia Latina/Ed. E. Hauler. Lpz., 1900). В 1904 г. Дж. У. Хорнер издал еще 2 версии Александрийского синодоса - на арабском и эфиоп. языках ( Horner G. W. The Statutes of the Apostles, or Canones Ecclesiastici. L., 1904). В 1913 г. Ф. Но выпустил на сир. языке Климентово восьмикнижие, состоящее из Завета Господа нашего Иисуса Христа (кн. 1), Канонов св. апостолов (кн. 2), Египетского церковного чина (Апостольского предания) (кн. 3), варианта 8-й книги «Апостольских постановлений» (кн. 4-7), Апостольских правил (кн. 8) ( Nau F. La version syriaque de l " Octateuque de Clément. P., 1913).

http://pravenc.ru/text/2110588.html

Рукопись этого важного труда, сделанная в XIV веке, была обнаружена на горе Афон в Греции в 1842 г. ученым греком Миноидесом Минасом (который был послан господином Вилльменом, министром общественного образования при Луи–Филиппе, в Грецию на поиски рукописей) и находится в Национальной библиотеке в Париже. Первая книга была известна давно и считалась произведением Оригена , что справедливо отрицали Гюэ и Де ла Рю; вторая, третья и начало четвертой еще не найдены; у десятой нет конца. Теперь все считают автором этого труда Ипполита. Canones S. Hippolyti Arabice e codicibus Romanis cum versione Latina, ed. D. В. de Haneberg. Monach. 1870. Каноны очень строги, но «убедительные свидетельства в пользу авторства отсутствуют». О. Bardenhewer: Des heil. Hippolyt von Rom. Commentar zum B. Daniel. Freib. i. B. 1877. (II.) E. F. Kimmel: De Hippolyti vita et scriptis. Jen. 1839. Möhler: Patrol., p. 584 sqq. Оба ограничены старыми, запутанными источниками информации. После обнаружения «Философумен» появились следующие книги и труды об Ипполите, где он представлен в новом свете: Bunsen: Hippolytus and his Age. Lond. 1852. 4 vols, (немецкий перевод 2 vols. Leipz. 1855); второе издание с большим количеством непроверенных и неоднородных сведений (под заглавием Christianity and Mankind). Lond. 1854. 7 vols. Jacobi в «Deutsche Zeitschrift», Berl. 1851- " 53; и статья «Hippolytus» в Herzog, Encykl. VI. 131 sqq. (1856), и в Herzog 2 VI. 139–149. Baur, β «Theol. Jahrb.» Tüb. 1853. Volkmar and Ritschl, ibid. 1854. Gieseler, в «Stud. u. Krit.» 1853. Döllinger (католик, после 1870 – старокатолик): Hippolytus und Callistus, oder die röm. Kirche in der ersten Hälfte des dritten Jahrh. Regensburg 1853. Английский перевод: Alfred Plummer, Edinb. 1876 (360 pp.). Самая ученая книга на эту тему. Апология в пользу Каллиста и римской епархии, против Ипполита как предполагаемого первого антипапы. Chr. Wordsworth (англиканин): St. Hippolytus and the Church of Rome in the earlier part of the third century. London 1853. Второе и сильно расширенное издание – 1880. С греческим текстом и английским переводом девятой и десятой книг. Противник Доллингера. Апология Ипполита против Каллиста и папства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

351 Таковы, напр., указания на некоторые исторические примеры Ветхого Завета (см. молитвы: при еп. рукоположения по чину пост. Апостольских, яковитскому и древне-римскому пресвит. рукоп.): ссылка на текст Мф.20:26 (в правосл. чине диакон. рукоположения); упоминание о херувимах и серафимах (в чине маронитском при диак. рук.); точное указание на полномочие пресвитера совершать таинство тела и крови Христовой (в галликанском и армянском, а также и современном римско-католическом чине пресвитерского рукоположения); подробный перечень епископских полномочий (в чине коптском и несторианском) и т. д. – Другие подобные указания см. Boudinhon, р. 557–562. – Кстати заметим, что Будепон приводит текст и сравнивает восемь образцов молитв, а именно: древнеримский, галликанский, греческий, коптский, маронитский, несторианский, армянский и постановлений апостольских, – Canoniste contemporain р. 539–557. 353 Когда Будепон выставил это положение в более резкой форме, т. е. с ясным упоминанием о диаконстве, пресвитерстве и епископстве, ему возразили, что в канонах Ипполита (которых он не имел в виду) о диаконстве молитва не упоминает, после чего он согласился, что его формула нуждается в исправлении и что таким образом нельзя утверждать необходимость упоминания в молитве о том сане, в который возводится рукополагаемый. – Lacey. Supplementum р. 20–21; – Puller. The Bull etc. p. 20–22, – Что касается самих терминов, которыми обозначаются священные степени, то совершенно справедливо замечено, что их точное упоминание в молитве не составляет необходимости. Такого упоминания нет не только в указанной молитве канонов Ипполита, но и в чинопостедованиях галликанском и маронигском. Поправка, нам думается, должна состоять не в том, чтобы совсем устранять положение о необходимости упоминания в молитве того сана, в который возводится рукополагаемый, а только в том, что об этом сане молитва должна упоминать лишь с большей или меньшей ясностью, хотя бы и не прибегая к самим терминам. В этом смысле и каноны Ипполита и формы галликанская и маронитская, ссылаясь на первомученика Стефана, ясно говорят о диаконстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010