ред. Н.Ф. Дубровин Книга 2 → Содержание Введение Часть первая. Главное управление Православной церкви Отделение I. Святейший синод и состав его в царствование Императора Николая I-ro Отделение II а) Московская синодальная контора б) Грузино-имеретинская синодальная контора Отделение III. Белорусско-литовская духовная коллегия Отделение IV. Контроль духовных дел. Управления хозяйственное и духовно-учебное Отделение V. Делопроизводство или канцелярии при главном духовном управлении Отделение VI. Следствия преобразований, произведенных при Императоре Николае I-м в главном духовном управлении Отделение VII. Постройка нового здания и открытие в нем св. синода Часть вторая. Местное управление Отделение I. Число епархий в последний год царствования Александра I. Умножение епархий и викариатств в последующее царствование. Общий взгляд на причины этого явления Отделение II. Подробное описание открытия каждой епархии и викариатства в хронологическом порядке 1) Олонецкая епархия 2) Саратовская епархия 3) Новочеркасская епархия 4) Симбирская епархия 5) Полоцкая епархия 6) Пермское викариатство в Екатеринбурге 7) Варшавское викариатство, обращенное впоследствии в самостоятельную епархию 8) Томская епархия 9) Викариатство тверское 10) Викариатство каменец-подольское 11) Викариатство рижское, обращенное потом в самостоятельную епархию 12) Херсонская епархия 13) Волынское викариатство в городе Остроге 14) Камчатская епархия 15) Воронежское викариатство 16) Кавказская епархия 18) Саратовское викариатство в г. Волгске 17) Епархии имеретинская и гурийская 19) Самарская епархия 20) Абхазская епархия 21) Казанское викариатство 22) Херсонское викариатство Отделение III. О западных епархиях Особенное положение о западных епархиях Новое разграничение некоторых епархий Западного края Штаты западных кафедр Смены архиереев в западных епархиях по особенным причинам Отделение IV. Присоединение Якутской области к камчатской епархии Отделение V. Повышение и понижение некоторых епархий в степенях Отделение VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долгожданное решение Протоиерей Георгий Коваленко снят с должности официального спикера Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 18.09.2014 1980 Время на чтение 4 минуты 16 сентября в Синодальном зале Успенской Киево-Печерской лавры под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. В связи с избранием митрополита Онуфрия митрополитом Киевским и всея Украины на занимаемую им прежде должность главы Церковного суда Украинской Православной Церкви назначен митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, который также введен в состав постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви. Правящим архиереем Черновицкой и Буковинской епархии назначен архиепископ Хотинский Мелетий; вместо него викарием Черновицкой епархии назначен архимандрит Евсевий (Дудка). Назначены новые викарии: епископ Алипий (Погребняк) — в Горловскую епархию с титулом «Краснолиманский»; епископ Антоний (Боровик) — в Хустскую епархию с титулом «Угольский»; архимандрит Виктор (Быков), по совершении архиерейской хиротонии, — в Одесскую епархию с титулом «Арцызский». Ликвидированы Комитет по биоэтике и этическим вопросам при Синоде Украинской Православной Церкви, а также — Синодальный отдел по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов: их функции переданы другим синодальным учреждениям. Учрежден Синодальный отдел по социально-гуманитарным вопросам, его главой назначен протоиерей Владислав Диханов. Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению реорганизован путем присоединения к Синодальному отделу по социально-гуманитарным вопросам. Учреждена стипендия имени Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) для лучших студентов Киевской духовной академии и семинарии. Утверждено богослужебное почитание нескольких местночтимых святых и святынь епархий Украинской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/18/do...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) Сщмч. Макарий (Кармазин), еп. Днепропетровский. Икона. 2007 г. (Успенский собор, г. Днепропетровск) (Кармазин Григорий Яковлевич; 1.10.1875, мест. Меджибож Летичевского у. Подольской губ.- 3.12.1937, полигон «Жаналык» близ с. Николаевка (ныне Жетыген Алматинской обл.)), сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Днепропетровский. Род. в семье землемера. По окончании Подольской ДС по 1-му разряду рукоположен 23 авг. 1898 г. во иерея и назначен священником к храму с. Витковцы Каменец-Подольского у. Подольской губ. 21 апр. 1900 г. переведен в храм с. Бандышовка Ямпольского у. той же губернии. В 1902 г. стал полковым священником, служил в разных воинских частях. Во время первой мировой войны за участие в боевых действиях был награжден: 26 марта 1915 г.- орденами св. Анны 3-й и 2-й степени с мечами (в один день), 2 июня того же года - орденом св. Владимира 4-й степени с мечами, 24 марта 1916 г.- золотым крестом на георгиевской ленте. Был дважды ранен (2 марта и 21 июля 1915 г.); после лечения в госпиталях возвращался на фронт. 13 июня 1916 г. возведен в сан протоиерея. С 1918 г. служил священником в разных приходах Киевской епархии. В 1922 г., после принятия монашества с именем Макарий, хиротонисан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) во епископа Уманского. Пребывал в г. Умани в качестве викария Киевской епархии. После ареста 5 февр. 1923 г. экзарха митр. Михаила и в ночь на 4 апр. того же года - Белоцерковского еп. Димитрия (Вербицкого) и др. находившихся в Киеве викарных епископов за противодействие обновленчеству к М., как к последнему оставшемуся викарию, согласно распоряжению митр. Михаила, сделанному им перед арестом, перешло временное управление Киевской епархией. Прибыв из Умани в Киев, М. в сложной ситуации сумел восстановить втайне от властей церковное управление.

http://pravenc.ru/text/2561328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нифонт (Солодуха), митр. Волынский и Луцкий. Фотография. 2016 г. (Солодуха Василий Андреевич; 5.10.1948, с. Галина Воля Старовыжевского р-на Волынской обл. УССР - 22.03.2017, г. Луцк, Украина), митр. Волынский и Луцкий. Из крестьянской семьи. После окончания в 1963 г. 8-летней школы работал в колхозе. В 1970 г. поступил в МДС. С 1971 г. исполнял послушание иподиакона патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 20 марта 1974 г. в Троице-Сергиевой лавре принял постриг с именем в честь св. Нифонта, еп. Новгородского. 15 апр. того же года рукоположен во диакона. По окончании семинарии в 1974 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1979 г. со степенью кандидата богословия. 26 февр. 1977 г. рукоположен во иерея. 18 марта того же года назначен настоятелем Троицкого храма в с. Рудка-Козинская Рожищенского р-на Волынской обл. В 1985 г. возведен в сан игумена, в 1988 г.- в сан архимандрита. В 1989 г. назначен благочинным Рожищенского округа Волынско-Ровенской епархии. 20 марта 1990 г. Синод УПЦ избрал его епископом Хмельницким и Каменец-Подольским. Хиротонисан 31 марта во Владимирском кафедральном соборе в Киеве. В том же году в Хмельницком были зарегистрированы первые общины УАПЦ, объединенные в автокефалистскую епархию, к-рую возглавил «епископ» Антоний (Фиалко) . В апр. 1990 г. сторонникам УАПЦ был передан бывш. полковой храм св. Андрея Первозванного в микрорайоне Дубово на окраине Хмельницкого. Н. и др. клирики епархии выступили против такого решения, поскольку изначально власти предполагали передать храм в распоряжение УПЦ. В течение нескольких дней архиерей и священнослужители проводили голодовку у здания облсовета, однако власти не пошли на уступки. 25 авг. 1992 г. Н. назначен правящим архиереем Луцко-Волынской епархией. Назначение состоялось по рекомендации предыдущего еп. Луцкого и Волынского Варфоломея (Ващука; ныне митрополит), на смещении к-рого с Луцкой кафедры настаивали местные власти. 28 июля 1993 г. Н. возведен в архиепископа Луцкого и Волынского. Из-за препятствий государственных структур Н. смог с большим трудом получить прописку в Луцке только в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2577729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ (Пьянков Павел Егорович; 6.01.1813, г. Оханск Пермской губ.- 8.01.1882, Петрозаводск Олонецкой губ.), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Сын священника (впосл. протоиерея) г. Оханска Пермской епархии, одного из миссионеров Пермской миссии. В 1834 г. окончил Пермскую ДС, в 1834-1836 гг. был инспектором и учителем Пермского ДУ. В 1836 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1840 г. по 1-му разряду. Магистр богословия (утвержден 8 авг. 1841). В 1840-1844 гг. преподавал в Пермской ДС, с 24 нояб. 1842 по 9 февр. 1844 г. исполнял должность ректора. 19 марта 1844 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Входоиерусалимской ц. (ок. 1764-1776) Нижнетагильского завода. Овдовел. С 29 сент. 1845 г. профессор Свящ. Писания, риторики и латинского языка Вятской ДС; 16 нояб. 1846 г. пострижен в монашество в Трифоновом вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . С 16 апр. 1849 г. инспектор и профессор церковно-библейской истории Саратовской ДС, с 14 нояб. 1852 г. инспектор Казанской ДС. С 11 мая 1854 г. ректор Пермской ДС (20 мая возведен в сан архимандрита) и настоятель верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , с 10 июня 1860 г. ректор Подольской ДС и настоятель каменец-подольского во имя Святой Троицы мужского монастыря . С 15 июля 1864 г. ректор Орловской ДС и настоятель мценского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря . С 17 сент. 1868 по 30 окт. 1869 г. находился на чреде священнослужений и проповедей в С.-Петербурге. 31 окт. 1869 г. П. назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии; 16 нояб. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры. С 24 июня 1872 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. Был председателем Вятского комитета Православного миссионерского об-ва; жертвовал в пользу Вятской миссии. С 28 февр. 1877 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря .

http://pravenc.ru/text/2578739.html

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXX — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXX 30 том продолжает, начатую в 29-м томе публикацию статей на букву «К». Открывает настоящее издание объемный материал, посвящённый Каменец-Подольской и Городокской епархии Украинской Православной Церкви. Завершает публикации тома не менее обширная статья «Каракал», которая посвящена  истории, архитектуре, святыням и культурным ценностям, хранящимся в этом древнем афонском монастыре. Следует отметить, что в новый том отличает наличие большого количества крупных статей, посвящённых разным аспектам церковной жизни, персоналиям, памятникам культурного наследия человечества и т.д.  По этой причине в 30-м томе достаточно сложно выделить какую-либо статью, которую можно было бы назвать «главной». В то же время в томе присутствует ряд объемных статей, которые обращают на себя повышенное внимание. Среди них, прежде всего, следует отметить материал, посвященный такой весьма актуальной, как для современности, так и для предшествующих веков, теме, как канонизация святых в Христианской Церкви. В статье «Канонизация» дается богословско-каноническое понимание того, что такое канонизация, рассматриваются её критерии.  Читателю дана возможность проследить историю канонизации святых в Восточной Церкви в целом и на примере автокефальных Поместных Православных Церквей в частности. Естественно не обойдена вниманием и Западная Церковь, как до «Великой схизмы» так и после, в том числе — после Реформации. Статья «Канон Библейский» представляется не менее актуальной, так как сегодня всё чаще приходится сталкиваться с этой проблемой как представителям кругов ученых библеистов, так и рядовым верующим. В первом случае проблема может быть связана, например, с обнаружением древних апокрифов, некогда отвергнутых Церковью, или откровенными современными подделками, претендующими на звания вероучительных и исторических авторитетов. В то же время на обыденном уровне все мы нередко становимся объектами разного рода сектантской пропаганды, которая зачастую также склонна к спекуляциям на тему библейского канона. В данной статье обстоятельно рассматривается как само понимание канона Священного Писания, так история его формирования в Церкви.

http://pravenc.ru/shop/1468960/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Юденич Василий Дмитриевич; 8.08.1886, с. Сергиевское Рославльского у. Смоленской губ.- после 1938), еп. Чебоксарский и Чувашский. Из семьи священника. Окончил Рославльское ДУ (1900), Смоленскую ДС (1906), КДА (1910). 12 нояб. 1910 г. был назначен преподавателем логики, философии и педагогики в Подольскую ДС (г. Каменец-Подольск), преподавал также педагогику в частной жен. гимназии С. А. Славутинской. 28 сент. 1916 г. был назначен помощником смотрителя Екатеринбургского ДУ, в то же время преподавал педагогику в епархиальном жен. уч-ще; в 1917-1919 гг. являлся редактором «Известий Екатеринбургской церкви». 2 апр. 1918 г. был избран членом временного комитета Епархиального Союза духовенства. В 1919 г. читал лекции по психологии в Екатеринбургском народно-богословском ин-те. В июле 1919 г., перед вступлением Красной Армии в Екатеринбург, эвакуировался в Тобольск. 7 авг. 1919 г. был мобилизован в армию адм. А. В. Колчака, зачислен в 7-ю Сибирскую дивизию, затем состоял писарем при штабе 7-й Тобольской дивизии (есть свидетельства о том, что Юденич в течение нек-рого времени находился в плену у красных). Из Тобольска переехал вместе с дивизией в Омск. 20 дек. 1919 г. поступил писарем в 6-й сводный эвакуационный госпиталь Омска. 21 марта 1920 г. госпиталь был расформирован, в мае того же года Юденич устроился библиотекарем первых кавалерийских курсов в Омске, с весны 1921 г. преподавал на курсах рус. язык и лит-ру (с авг. 1920 курсы находились в г. Бийске). Архим. Владимир (Юденич). Рисунок. 1923 - 1926 гг. (Архив ПСТБИ) Архим. Владимир (Юденич). Рисунок. 1923 - 1926 гг. (Архив ПСТБИ) 10 июля 1921 г. Юденич уволился со светской службы, принял монашество и был рукоположен во иерея викарием Томской епархии Бийским еп. Иннокентием (Соколовым) , 18 июля причислен к Казанской ц. бийского архиерейского дома, в сер. дек. 1922 г. возведен в сан архимандрита. В нач. 1923 г. еп. Иннокентий послал В.

http://pravenc.ru/text/159086.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н. 2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове) . Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии , которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) ), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий ), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел ), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл ), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) ЖМП 7 июль 2015 /  25 августа 2015 г. 14:07 Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) З июня на 89-м году жизни отошел ко Господу находившийся на покое митрополит Николай (Шкрумко) ( 22.05.1927–03.06.2015). Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (в миру — Николай Яковлевич Шкрумко) родился 22 мая 1927 года в селе Кизя Каменец-Подольского района Хмельницкой области УССР. Еще мальчиком он начал прислуживать в храме. Во время войны, спасаясь от голода, он недолгое время жил в Почаевской лавре, где один из старцев предсказал ему, что в будущем он станет монахом этой обители. Но 1948 году, направляясь в храм на богослужение, Николай был арестован за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей. Его сослали на восемь лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (ст. Энозеро, Печная Губа, ст. Амбарная) и на слюдяных разработках (ст. Чупа, рудник Вуат-Варовка). Последний год перед освобождением работал в Петрозаводске слесарем на строительстве здания МВД и в 1953 году был досрочно освобожден. Как вспоминал владыка, жизнь захлестнула его и он забыл о предсказаниях почаевского монаха. Однако, живя и работая в Петрозаводске, он тайно посещал Крестовоздвиженский кафедральный собор (ему это было запрещено), где его приметил настоятель (впоследствии епископ Пермский Никон) и добился отмены установленного запрета. С этого момента Николай служил в храме чтецом, певчим, иподиаконом и в том же 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Статья, по которой отбывал заключение, не давала ему возможности жить в семинарии — только за 101-м километром. Чтобы учиться, ему пришлось жить на вокзале. «Измучился, вечно спать хотел. И так целый год. Семинарии не окончил», — вспоминал архиерей. В 1954 году Николай был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Валдае Новгородской епархии. Для него это стало настоящим чудом. Владыка вспоминал, что в этом ему помог начальник паспортного стола, верующий человек. Чиновник, рискуя своим статусом и свободой, предложил инсценировать потерю паспорта и на основании справки, полученной в милиции, выписал будущему владыке новый паспорт, где не было никаких отметок о судимости и ограничении места жительства.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010