В 1811 г., после упразднения автокефалии ГПЦ и включения ее в состав РПЦ в виде Грузинского Экзархата , епархии были укрупнены и территории Мцхетской, Тбилисской и др. епархий Картли вошли в состав Мцхетско-Карталинской (Мцхетско-Тифлисско-Карталинской) епархии Экзархата, 30 авг. 1814 г.- в состав Карталинской. 28 дек. 1818 г. все епархии Вост. Грузии были объединены в Карталино-Кахетинскую епархию , к-рой управлял экзарх Грузии. Восстановленные в 1917 г. Мцхетская и Тифлисская епархии заняли в церковной иерархии ГПЦ 1-е и 2-е места соответственно. Католикосы-патриархи Грузии управляли М.-Т. е. с помощью викариев (хорепископов). Первым викарием М.-Т. е. 28 мая 1922 г. был назначен еп. Манглисский Христофор (Цицкишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии Христофор III ), хиротонисанный во архиерея 18 марта 1922 г. (НА Грузии. Ф. 2100. Оп. 1. Д. 9. Л. 2). 13 июня 1922 г. он был назначен епископом Урбнисским; с 12 янв. 1923 г. по 23 февр. 1925 г. в связи с арестом католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) и др. членов Католикосского совета исполнял обязанности местоблюстителя главы Церкви ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх. 2001. С. 244). 23-26 февр. 1925 г. Католикосский совет постановил освободить митр. Христофора от должности временного заместителя католикоса-патриарха, дать ему месячный отпуск, а управление М.-Т. е. и Урбнисской епархией поручить еп. Цилканскому Павлу (Джапаридзе), к-рый управлял епархиями до конца апреля (Архив Грузинской Патриархии. Оп. 1. Д. 34. Л. 48, 51, 55). 30 окт. 1925 г. на Католикосском совете постоянным преемником католикоса-патриарха был избран Каллистрат (Цинцадзе ; впосл. католикос-патриарх), возведенный в сан митрополита и назначенный на Ниноцминдскую кафедру ( Гамахария. 2012. С. 223). В 1925-1927 гг., когда католикос-патриарх исп. Амвросий часто болел, выполнение своих обязанностей и управление М.-Т. е. он доверял митр. Каллистрату. 12 янв. 1927 г. митр. Каллистрат был освобожден от должности Ниноцминдского архиерея и преемника католикоса-патриарха ( Каллистрат (Цинцадзе), патриарх.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Патриарх – человек образованный и ученый. Он – уроженец Имеретии, т. е. Западной Грузии. Его отец – деревенский священник. Дети в семье должны были каждый день читать вслух Часослов и Святое писание, работать в поле. Отец хорошо умел объезжать лошадей, даже самых буйных. Он был хороший человек. Однажды в феврале выпал глубокий снег, а отца позвали на требу – причащать больного за несколько верст. Он сел на лошака и поехал. Но в глубоком снегу животное скоро выбилось из сил и остановилось. Тогда отец стал прокладывать дорогу сам, ведя под уздцы лошака. Наконец он добрался до больного и совершил требу. Уже ночью он вернулся домой и слег. У него оказалось воспаление легких. Он умер через три дня. В то время мальчик Каллистрат Цинцадзе переходил из Духовного училища Кутаиси в семинарию Тбилиси. Юный Каллистрат мечтал стать монахом. В то время он кончал Духовную академию в Киеве. Однажды он случайно встретил на улице девушку. Встреча была минутная. Девушка-гувернантка совершала прогулку с детьми. Каллистрат тотчас же объявил друзьям, что он женится на этой девушке. По всей академии прошел слух: Цинцадзе сошел с ума! Он женится на девушке, которую не знает как зовут и где она живет. Но Каллистрат был уверен в том, что его решение осуществится на деле. Действительно, месяца через два они снова встретились и теперь уже познакомились, а еще дня через два он сделал ей предложение, которое было принято. Итак, Каллистрат стал не монахом, а женихом. Потом он женился и стал священником. Грузины очень любят Католикоса. Народ, интеллигенция, научные работники относятся к нему с уважением, приветливостью и нежной предупредительностью. В среде научных работников (в особенности по археологии, истории, искусству) он пользуется авторитетом, так как и сам коечто сделал в этих областях и коечто ценное дал музеям. Грузины видят в Католикосе не только главу Православной Церкви Грузии, но и средоточие национальной самостоятельности их народа. Поэтому они гордятся своим Католикосом. Надо сказать, что гордятся по праву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Петр (Кончошвили), ректор Тифлисской ДС архим. Григорий (Вахнин), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Г. Рушинский, тифлисский губернатор барон П. А. Рауш фон Траубенберг. По всему ходу следования экзарха от вокзала до Сиони с обеих сторон дороги были выстроены солдаты. В Сиони Н. встретили супруга наместника на Кавказе графиня Е. А. Воронцова-Дашкова, помощник наместника по гражданским делам И. В. Мицкевич, генералитет и офицеры, причт Сиони и духовенство русского происхождения. Еп. Петр обратился к Н. с речью, в к-рой еще раз заявил о нежелании груз. духовенства видеть русского экзарха в Тифлисе и, в частности, открыто пригрозил ему, сказав, что «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов» (Кавказ. Тифлис, 1906. 194. С. 3 (на груз. яз.)). В ответном слове Н. сказал, что он отказывался от назначения в Грузию, поскольку пойти на этот шаг ему «не позволяла его христианская совесть»,- отказывался до тех пор, «пока этот отказ не достиг предела и не появились признаки неповиновения Господу, непослушания, своеволия, греха» ( Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 154). Также он изложил программу своей деятельности в Грузии, отметив, что решение об автокефалии принадлежит Собору и необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению ( Софийский. 1909. С. 115-116). Воспоминания о Н. в этот период его жизни, показывающие, какими были отношения экзарха и груз. духовенства, оставил настоятель тифлисской церкви Квашвети, член Городской думы свящ. Каллистрат Цинцадзе (впосл. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии). Он писал, что Н. «был разумным человеком и быстро разобрался в ситуации. Он ждал случая, чтобы покончить с «бойкотом»». На 8 сент. 1906 г. было намечено празднование престола тифлисской церкви в Дидубе. Н. попросил ключаря Сиони прот. Антония Тотибадзе сообщить причту церкви о том, что он будет служить в Дидубе в этот день, а также «послать все необходимое». Ключарь заявил, что не поедет вместе с Н.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Арестованы по обвинению в контрреволюционной деятельности Католикос-Патриарх Амбросий Хелаия, о. Каллистрат Цинцадзе и другие священники. Обвинили их в сокрытии церковных сокровищ. Сидят в Метехской тюрьме и ждут приговора. Вскоре после этого, в августе 1924 года, в ряде регионов Грузии вспыхнуло восстание, длившееся около трёх недель. В результате около 3000 человек погибли, 12 000 были казнены, а 20 000 – сосланы в Сибирь. Множество священнослужителей тоже были репрессированы, а архиепископ Кутаисский и Гаэнатский Назари был среди тех, кого расстреляли без суда и следствия (2) . В этот период матушка о. Каллистрата увезла шестерых детей в Абастумани. Там она готовила еду, продавала ее и так содержала семью. Вот и суд «пролетарский и беспристрастный». Дали последнее слово Патриарху Амбросию. В зале комсомольцы оживились и давай забрасывать старца яйцами. Авось, да не сможет ничего сказать в свое оправдание. Но тот все же нашел в себе силы и сказал веско: – Душа моя принадлежит Господу, сердце – Грузии, а с телом грешным что хотите, то и делайте. От таких слов гегемоны в зале еще больше раззадорились. – Расстрелять опиум вчистую! – кричат. Еле судья унял крикунов для вынесения приговора. Хорошо еще, вмешалась международная общественность. Лично архиепископ Кентерберийский письмо прислал. И страдальцев в 1925 году выпустили. После открытия Тбилисского университета отцу Каллистрату предложили звание профессора и возможность чтения лекций, но взамен потребовали остричь бороду и отречься от сана. – Вы не смущайтесь, даже сокурсник ваш Корнелий Кекелидзе (3) так поступил. И вот, пожалуйста, теперь передовой человек – наш профессор. А был, как и вы, в мракобесии – ректором семинарии. Просто стыдно вспомнить. – Это его дело, – последовал сдержанный ответ. – А я моей пастве не изменю! Тем не менее, это не помешало ему пожертвовать свою огромную библиотеку только что основанному университету. 31 октября 1925 года о. Каллистрат без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа и одновременно возведён в сан митрополита Манглисского. Патриарх Амбросий, предчувствуя скорый отход, спешно готовил себе преемника, но Синод после его отшествия вручил патриарший жезл Христофору III (Цицкишвили).

http://pravoslavie.ru/102245.html

     Любимой игрой Каллистрата была возня с песком. Крупинки сыпались с легким шумом и создавали правильные курганчики. Потом на них можно было рисовать палочкой занятные фигурки… Телега подпрыгнула на булыжнике, и мальчика тряхнуло в сторону. Игра с песком уже в прошлом. Детство кончилось. Из раздумий его окончательно вывел голос прохожего: – День добрый, мамао! Куда путь держите? Отец натянул поводья и поздоровался. Лошадь послушно встала. – Вот в Кутаиси едем. Сына учиться везу. Большой уже. Семь лет исполнилось. – Бог в помощь! Большим человеком станет ваш сын, – пожелал крестьянин. – Великое дело – грамота. Отец Михаил улыбнулся в бороду и легонько тронул вожжами лошадь. Сыну же заметил: – Смотри, Каллистрате, Герсеван в жизни одной книги не прочел, а знает главное: вежливое слово сто замков без ключа откроет. Сам же невольно задумался над пожеланием. Кем станет его сын? Скорее всего, как и отец, бедным деревенским священником. Трудно в этом мире без протекции. Но как Бог даст. В Кутаисское духовное училище Каллистрата Цинцадзе приняли без волокиты. Мальчик сразу обратил на себя внимание. – Память у отрока прекрасная, – отметил учитель Закона Божьего. – И русским владеет отменно, хотя в деревне вырос. – Похвально, – улыбнулся смотритель. Песчинки времени сыпятся в горки воспоминаний. Вроде, вчера Каллистрат первый раз переступил порог училища, а вот уже он юноша с пушком на щеках. Стоит и держит в руках табель об окончании оного заведения с отличием. – Тебе прямая дорога в Тифлисскую духовную семинарию, – благосклонно улыбается ему директор. – Большому кораблю большое плавание. «Хотели как лучше, а вышло наоборот» Тифлисская духовная семинария      В Тифлисской духовной семинарии было неспокойно (1) . В 1884 году Иосеб Лагиашвили убил ректора семинарии. Присудили ему 20 лет каторги на острове Сахалин. Руководство тщательно следило за настроениями молодых умов. Не брезговали и личные дневники просматривать. Хотели как лучше – в смысле, уберечь неокрепшие умы от тлетворных веяний. А вышло наоборот. Ибо без любви всё ничто. Многие семинаристы стали профессиональными революционерами. Да такими, что для них что человека убить, что муху прихлопнуть – все одно. Только величина силы разная. На то и свобода воли. А пока сидели они за партами вместе – и будущие мученики, и их палачи – и ни те, ни другие о своих путях не догадывались.

http://pravoslavie.ru/102245.html

Было издано официальное распоряжение, в соответствии с которым русским приходам было ультимативно заявлено: либо подчинение Католикосу, либо удаление из пределов Грузии. Принятию этого решения в значительной степени содействовал прот. Каллистрат Цинцадзе, впоследствии Католикос-Патриарх Грузинской Церкви с. 62]. Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163–172. Ibid. В него вошли протопресвитер И. Лозовой (председатель), протопресвитер И. Смирнов (зам. председателя), протоиерей С. Петров, Н. Х. Ломидзе, В. А. Авилов, деловод С. Аникин с. 64]. Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163–172. Протокол Тифлисской Св.Иоанно-Богословской церкви. 1927. 30 дек. 5. Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952). Прославлен Грузинской Православной Церковью на заседании Синода 22.12.2016 г. Отношения Грузинской Православной Церкви с обновленцами не являются предметом данной статьи (см. подробнее: Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2013. С. 163–172. Был ли связан вопрос признания автокефалии Грузинской Церкви Патриархом Сергием с изменением политики Советского государства к концу Великой Отечественной войны и вовлечения в нее Русской Православной Церкви, требует дополнительного исследования с. 67]. Общение с обновленческим Синодом по вопросу признания автокефалии в 1924–1927 гг. Журнал Московской Патриархии. 1944. 3. С. 6–19. Мельникова И. Е. Церковная ситуация в Грузинском Экзархате накануне обсуждения на Предсоборном Присутствии 1906 г. вопроса о Грузинской Церкви//Материалы XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ.

http://bogoslov.ru/article/6193220

И. выступал за введение местного самоуправления в Грузии, участвовал в обсуждении вопроса о введении земства на заседаниях Дворянского собрания Тифлисской губ. (1882, 1884, 1896, 1897). В 1905-1906 гг. И. являлся членом Гос. Думы, где отстаивал демократическую программу и защищал проект отмены смертной казни. В те же годы И. возглавил движение за восстановление автокефалии ГПЦ, куда вошли многие представители груз. духовенства и общественные деятели. И. изучал историю вопроса, стремясь исторически обосновать правомерность автокефалии, участвовал в публичных выступлениях, официально встречался по этому вопросу с царским наместником Кавказа гр. И. И. Воронцовым-Дашковым (окт. 1905). В дек. того же года вместе с еп. Балтским сщмч. Кирионом (Садзаглишвили; впосл. Католикос-Патриарх Грузии Кирион III ) и еп. Имеретинским сщмч. Леонидом (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) И. присутствовал на приеме у обер-прокурора Святейшего Синода РПЦ кн. А. Д. Оболенского, где шел разговор об исторической обоснованности автокефалии ГПЦ. 2 янв. 1906 г. еп. Кирион сообщил в письме свящ. Сосо Чиджавадзе, что во время рассмотрения грузинского церковного вопроса в С.-Петербурге будут «лучшие представители нашей страны», и в первую очередь И. По воспоминаниям настоятеля тифлисской ц. Квашвети свящ. Каллистрата Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх Каллистрат III), за неск. дней до отъезда И. беседовал с ним об автокефалии и просматривал хранящиеся в архиве священника документы, касающиеся этого вопроса; о. Каллистрат отметил высокую степень осведомленности и убедительность аргументации И. В письме (апр. 1907) И. сообщил еп. Кириону, что при встрече с гр. Воронцовым-Дашковым ему удалось убедить наместника собрать совет для обсуждения вопроса об автокефалии (НЦРГ. Фонд Католикоса-Патриарха Кириона III. Д. 1210). Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Похороны И. Г. Чавчадзе. Фотография. 1907 г. Признавая позитивные стороны подданства России (длительный мир, развитие инфраструктуры, градостроительство, подъем экономики, науки и образования и др.), И. был убежден, что существование в пределах столь большой империи ограничивает «жизненную энергию грузинской нации и мешает развитию ее самосознания». Считая необходимым восстановление не только автокефалии ГПЦ, но и независимости Грузии, И. добивался ее политической автономии как начального этапа этого процесса.

http://pravenc.ru/text/389349.html

Все это женщина говорила со слезами на глазах. Владыка открылся ей, что он сам и есть епископ Гурий и обещал исправить положение. Когда мы прилетели в Баку и сидели в гостинице, ожидая самолета на Тбилиси, он написал письма всем настоятелям, убеждая их не назначать никакой цены за совершение треб, а довольствоваться тем, что дадут. … «Стрекоза» летела на высоте 1 000, потом, пересекая горы, почти 2 000 м. Вдали показались горы, поросшие лесом, а за ними и снеговые вершины Главного Кавказского хребта. Стало качать. Гористая местность под нами оживилась появлением травы, затем и кустов и домиков и начала большими террасовыми ступенями спускаться к широкой степной, возделанной полями долине. Качка затихла. Выгоревшая степь была долиной Куры. Наконец, вдали показался Тбилиси. На машине мы добрались до Сионского собора. Во дворе его дом, второй этаж которого занят Патриархом. В небольшом участке двора Католикос разбил прекрасный садик из хвойных деревьев, буксуса и т. п. Патриарх – Католикос Всея Грузии святейший и блаженнейший Каллистрат (Цинцадзе) встретил Владыку с распростертыми объятиями: «Где же, вай-вай, вы пропадали?» – спросил он его. Оказывается, нас встречали еще вчера с машиной на аэродроме. Нас поместили в большой комнате. Окна ее выходили на Куру, вернее, висели над Курой, которая шумела глубоко внизу под скалистым обрывом, на котором стоял наш двухэтажный дом. За рекой открывалась панорама Тбилиси со шпилями и башнями Средневековья и с мостами и трамваями ХХ века. Патриарх пригласил нас к столу. Наскоро согретые остатки обеда были сдобрены натуральным кахетинским вином. Кахетинское разливал сам Патриарх. Он сказал, что деловые вопросы (о том, как и куда проехать) можно отложить, а сейчас надо закусить, а потом отдохнуть. Он возглашал тосты за разных лиц и участвовал в компании. Кахетинское вино – некрепкое, кислое, так называемое сухое, считается грузинами лучшим вином. Грузины совершают на нем и евхаристию (даже на белом). Действительно, в нем нет никаких дополнительных прибавок (сахара, спирта и др., как в кагоре), оно то, что получается из виноградного сока.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

12 марта 1917 г., вскоре после свержения в России власти императора, православные грузины самостоятельно приняли решение о восстановлении автокефалии своей Церкви. Грузинские церковные иерархи известили Экзарха Грузии архиепископа Платона (Рождественского) (1915 – 1917) о том, что отныне он перестает быть Экзархом. Свое решение церковное управление Грузии передало в Петроград Временному Правительству, которое признало восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви, но только как Церкви национальной – без географических границ, – оставив, таким образом, русские приходы в Грузии в ведении Русской Православной Церкви. Будучи недовольными таким решением, грузины составили протест Временному Правительству, где говорили, что признание за Грузинской Церковью характера национальной, а не территориальной автокефалии, решительно противоречит церковным канонам. Автокефалия Грузинской Церкви должна быть признана на территориальной основе в пределах древнегрузинского Католикосата. В сентябре 1917 г. в Грузии был избран Католикос-Патриарх всей Грузии Кирион (Садзаглишвили) (1917 – 1918), после чего грузины приступили к национализации духовно-учебных заведений. Священноначалие Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Тихоном выступило против акта грузинских иерархов, заявив о его неканоничности. Грузины, в лице нового Католикос-Патриарха Леонида (Окропиридзе) (1918 – 1921), заявляли, что Грузия, соединившись более 100 лет назад с Россией под единой политической властью, никогда не проявляла желания соединиться с ней в церковном отношении. Упразднение автокефалии Грузинской Церкви было насильственным делом светских властей вопреки церковным канонам. Католикос Леонид и грузинское духовенство были полностью уверены в своей правоте и непреложности соблюдения церковных правил. В результате в 1918 г. произошел разрыв молитвенного общения между Грузинской и Русской Церквами, продолжавшийся 25 лет. Лишь избрание Патриарха Московского и всея Руси Сергия послужило для Католикос-Патриарха всей Грузии Каллистрата (Цинцадзе) (1932 – 1952) добрым предлогом к восстановлению отношений с Русской Православной Церковью по вопросу об автокефалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он наблюдал за реакцией ученого. Малейшее проявление восхищения выдало бы истинную ценность того, что лежало в ящиках. Но лицо отца Григола, внимательно осмотревшего всю коллекцию, было непроницаемым. – Здесь нет ничего важного для Рейха, – сказал он. – Всё это представляет интерес только для народа Грузии. Как историческое прошлое для местного музея – не более того. Я могу подписать заключение. – Хорошо. Я так и доложу, – и сопровождавший его офицер тут же потерял интерес к происходящему. Уникальная коллекция была спасена. А Эквтиме кое-как дожил до открытия Второго фронта летом 1944 года. Исход войны был ясен. В конце 1944 года Эквтиме не выдержал, так как сил для ежедневной борьбы уже не было, и написал директору Музея искусств Грузии Шалве Амиранашвили с просьбой спасти народные сокровища Грузии, которые оказались под угрозой конфискации французскими властями: они требовали погашения долга – плату за их хранение в Версальской публичной библиотеке. Сам Сталин на переговорах с Шарлем де Голлем лично просил последнего о возвращении ценностей в Грузию. В итоге в апреле 1945 года Эквтиме, сопровождая коллекцию, вылетел на родину. В апреле 1945 года Эквтиме, сопровождая коллекцию, вылетел на родину – в Грузию Ступив на асфальт тбилисского аэропорта, он поклонился и поцеловал землю, на которой стоял. Это не было красивым жестом – слишком уж долгой была дорога домой. Приняли его прекрасно. Вскоре назначили профессором Тбилисского университета, а чуть позже – членом Академии наук Грузии. Однако почет и уважение советской власти оказались недолгими. Вскоре его обвинили в том, что он является агентом Франции, и не только уволили отовсюду, но и лишили пенсии. Эквтиме навещали друзья-академики и Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) по пропускам, так как домашний арест требовал повышенной секретности. И приносили немного еды. Памятник Эквтиме Такаишвили в тбилисском парке Вере В феврале 1953 года Эквтиме Такаишвили в возрасте 90 лет, находясь в крайней нужде, перешел в вечность. На похоронах хранителя народного достояния было всего несколько человек.

http://pravoslavie.ru/136715.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010