Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР [груз. ] (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью ; большинство из них - ученики основателя монашества в Тао-Кларджети (историческая область Юго-Зап. Грузии) прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) либо их последователи. Долгое время история Кларджетской пуст. и деятельность прп. Григория оставались неизвестными груз. историографии; имя преподобного и день его памяти были зафиксированы лишь в грузинских святцах. В груз. источниках сохранились сведения о подвижниках Кларджети царе-мученике Ашоте I Великом († 826/9), авторе антиеретических сочинений католикосе Картли свт. Арсении I Великом (860-887) и его духовном брате чудотворце митр. Ацкурском, свт. Ефреме Великом († 895). В 1902 г. Н. Я. Марр обнаружил в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме рукопись Жития прп. Григория Ханцтели (Hieros. Patr. georg. 2, XI в.; опубл. в 1911), где были подробно описаны не только деятельность преподобного, его учеников, местных правителей и священноначалия, но и приведены сведения об истории региона, строительстве монастырей и устройстве пустыни. Стало очевидно, что ГПЦ предстоит прославить в лике святых еще неск. десятков кларджетских подвижников, однако события 1917 г. и последующие десятилетия гонения Церкви отодвинули это решение. В сер.- 2-й пол. XX в. (очевидно, при католикосах-патриархах всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) (1932-1952) и Ефреме II (Сидамонидзе) (1960-1972)) без проведения чина канонизации в церковный календарь ГПЦ были вписаны имена нек-рых подвижников Кларджети (напр., Ашота I Великого и др.). Канонизацию К. п. с занесением в святцы имен всех святых, упоминаемых в Житии прп. Григория, ГПЦ осуществила в 2003 г., при Католикосе-Патриархе всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . Празднование К. п. было приурочено к 5 окт., дню памяти прп. Григория, нек-рые святые имеют почитание также в др. день.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод Грузинской Православной Церкви канонизировал несколько святых 23.12.2016 Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил к лику святых двух грузинских царей — Баграта III и Соломона I , сообщает телекомпания патриархии «Эртсуловнеба». Баграт III родился в 978 году. Под своей властью он объединил Западную и значительную часть Восточной Грузии (Картли, Кахети и Эрети). Опираясь на дворян, Баграт боролся с крупными феодалами, выступавшими против объединения государства, а также против арабских завоевателей. При царствовании Баграта III построены церкви Никорцминда и Бедия. В Кутаиси был воздвигнут храм Баграта, один из самых больших в Грузии. Баграт III скончался в 1014 году и похоронен в Бедийском храме. День памяти учреждён 24 апреля. Царь Соломон I родился в 1735 году. На протяжении всей своей жизни он героически сражался с внешними и внутренними врагами Имеретинского царства. Его высоко оценили современники и потомки, признав выдающимся полководцем и дальновидным политиком. Супруга Соломона I, царица Марьям, называла мужа просветителем страны, а народ окрестил его спасителем Имеретинского царства. В апреле 1784 году имеретинский царь скончался. Его похоронили в Гелати. День памяти учреждён 10 апреля. Священный Синод причислил к лику святых и Католикоса-патриарха Каллистрата (Цинцадзе) , который оставался предстоятелем Грузинской церкви с 1932 по 1952 годы. Благодаря совместным действиям Католикоса-патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Католикос Каллистрат сыграл огромную роль в признании автокефалии Грузинской церкви. День памяти его учреждён 21 мая. Также Священным Синодом причислены к лику святых игуменьи монастыря Самтавроо: Нина (Амилахвари), старшая - день памяти учреждён 11 февраля, Нина (Амилахвари), младшая день памяти - 29 декабря и схиигуменья Серафимо-Знаменского скита Фамарь (Марджанова) день памяти - 10 июня. Ambioni.ge / Newsgeorgia.ge / Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 03.01.2017 22:28:20

http://drevo-info.ru/news/21769.html

Грузинская Церковь причислила к лику святых католикоса-патриарха Калистрата 29 декабря, 2016. Новостная служба Он активно защищал интересы Церкви во время гонения на нее со стороны советской власти 29 декабря. ПРАВМИР. Грузинская Православная Церковь причислила к лику святых Католикоса-Патриарха Калистрата — выпускника Киевской духовной академии. Как сообщает  Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, он стал уже третьим святым Грузинской Православной Церкви из числа выпускников Киевской духовной школы. Ранее Грузинская Церковь канонизировала Католикоса-Патриарха всея Грузии священномученика Кириона (Садзаглишвили), выпускника КДА 1880 г., и митрополита Кутаисского священномученика Назария (Лежава) — выпускника КДА 1905 г. Святитель Каллистрат (Цинцадзе) родился 12 (24) апреля 1866 года в семье священника. В 1881 году окончил Кутаисское духовное училище. Далее, в 1888 году — Тифлисскую духовную семинарию. С 1888 по 1892 год учился в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. После окончания академии вернулся в Грузию, женился и принял священный сан. Принимал активное участие в движении за возрождение автокефалии Грузинской Православной Церкви. В 1917 году, после ее провозглашения, вошел в состав Католикосского Совета. В 1923 году был арестован из-за обвинений в контрреволюционной деятельности. В 1925 — досрочно вышел на свободу благодаря ходатайству архиепископа Кентерберийского Рэндалла Дэвидсона. 31 октября этого же года рукоположен в сан епископа Ниноцминдского, викария Грузинского Патриарха, в этот же день возведен в сан митрополита. В разное время занимал должности викарного архиерея, местоблюстителя патриаршего престола, а затем на Поместном Соборе Грузинской Праволавнои Церкви 1932 был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. За период своего первосвятительского служения Католикос-Патриарх Калистрат защищал интересы Церкви во время гонения на нее со стороны советской власти, во времена войны — организовывал сбор гуманитраной помощи для фронта, писал труды по истории Грузинской Церкви и катехизиса. Умер 3 февраля 1952 в возрасте 85 лет.

http://pravmir.ru/gruzinskaya-tserkov-pr...

Первоначально Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V в. согласно утвердившемуся мнению она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит титул католикос-патриарха. Всю свою историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту, плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября). Тяжелое положение православных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в. Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения, преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей, экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало многочисленные протесты. В конце XIX – начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Париархат.

http://azbyka.ru/palomnik/Тбилиси

Позиция же представителей Грузинской Церкви была иной. Так, духовенство отказалось признать вновь назначенного в 1908 г Экзарха Никона (Софийского), жизнь которого закончилась трагически. 12 марта 1917 г. на съезде духовенства и мирян было объявлено об автокефалии Грузинской Православной Церкви . Было сформировано Временное Управление Грузинской Церковью, которое возглавил прежний Гурийско-Мингрельский епископ Леонид (Окропиридзе) с титулом «митрополит Тифлисский». Следует отметить, что еще до начала работы Поместного Собора 9 июля 1917 г. Временное Управление Грузинской Церкви, созданное после 12 марта 1917 г., направило делегацию в Петроград под руководством Антония (Гиоргадзе), епископа Горийского, в которую вошли архимандрит Амвросий (Хелая) и прот. Каллистрат Цинцадзе . Делегация обсуждала вопросы по управлению Грузинской Церковью с профессором А. Карташевым, Председателем Временного правительства кн. Е. Н. Львовым, Обер-прокурором Свят. Синода А. Н. Львовым. Делегация была принята Свят. Синодом 1 августа 1917 г. Преосв. Антоний в своем приветственном слове, коснувшись обстоятельств восстановления автокефалии Грузинской Церкви, заключил его следующими словами: «В этом живом чувстве любви о Христе, вспоминая давнее на протяжении столетий и согласное хранение святых догматов веры православной обеими Церквями, крестоносная Церковь Иверская выражает твердую уверенность в том, что отселе две родные по вере и по стремлениям духа Церкви заживут в добром согласии, хотя и не единым языком славят всечестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос посреде нас» . На приветствие делегации от лица Свят. Синода ответил присутствующий в Синоде архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский): «Святейший Синод молит Бога и твердо уповает на то, что единоверный грузинский народ в новых условиях его религиозно-политического существования нашел источник новых сил к своему духовному преуспеванию и неизменному хранению Христовой Истины» . Далее он продолжает: «Вам не нужно напоминать, что русскому церковному сознанию никогда не была чужда мысль о необходимости возвратить Грузинской Церкви ее прежнее устройство. И если эта мысль до сих пор не находила осуществления, то этому были особые, от нас не зависящие причины… И Святейший Синод всей душой присоединился бы к этому приветствию. К сожалению, все произошло несколько необычно и помимо Синода но мы надеемся, что Бог все строит во благо, что некоторые шероховатости в этом деле сгладятся, что на предстоящем Поместном Соборе мы с Вами братски встретимся и общим советом, в духе Христовой любви и единения сумеем найти путь к взаимному пониманию, чтобы в будущем наши два единоверные народы, верные своим церковным заветам, могли жить в мире, рядом друг с другом, исполняя каждый свое призвание к нашему общему спасению во славу Божию» [Там же]. Но надеждам архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) на такой исход событий суждено было осуществиться только в 1943 г. .

http://bogoslov.ru/article/6193220

— Что из себя представляет епархия сегодня? — Сейчас мы заканчиваем строительство храма Иоанна Богослова прямо на самой турецкой границе. В епархии действуют 4 женских монастыря и 2 еще мы строим. Есть и мужские монастыри. Исторических не осталось, все новые, кроме Схалты. В ущелье Китриши оставался разваленный храм Хину, бывший кафедральный собор. Турки во время Русско-турецкой войны этот храм взорвали. Мы открыли там монастырь, отстроили храм. В этом же ущелье, в позапрошлом году, открыли женский монастырь. И еще на границе построили очень красивый храм в честь Андрея Первозванного… Возле Батуми сейчас строим лавру Всех грузинских святых. Открыли церковный детский дом, действует дом милосердия для пожилых людей, слава Богу за все! Крестный ход по Верхней Аджарии Восстановленный Схалтский храм Массовые крещения в Аджарии Патриарх Илия II и митрополит Димитрий в епархиальном детском доме в Батуми Строительство лавры Всех грузинских святых в Батуми Благословение паствы Праздник Богоявления в Батуми Священнослужители Батумской епархии — Да, владыка, замечательно! — Это воля Божия! Это чудо Божие! И заслуга наших священников, нашего Патриарха, столь почитаемого местным населением. Ну и я принял какое-то участие во славу Божию. Святейший Патриарх — Вот уже скоро, в декабре, исполнится 35 лет Патриаршества Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии II, при котором Грузинская Церковь буквально расцвела дивным цветом. Вам выпало великое благословение в жизни быть рядом с Патриархом с самого детства. Расскажите, пожалуйста, об этом необыкновенном человеке, о Вашей семье! — Я помню Патриарха с детства. Я родился в 1961 году, и Патриарх крестил меня в Самтавро. Мы жили в одном доме в Мцхете. Где-то 4 года тому назад по благословению Святейшего, наш дом мы передали Церкви, и там открылся мужской монастырь в честь святого Георгия Победоносца. Наша родня — из Казбеги. Там родились мой отец и Патриарх, их братья и сестра. Потом, в начале 1930-х годов, семья переехала в Северную Осетию, в Орджоникидзе (совр. Владикавказ). Там отец Патриарха Георгий был представителем тогдашнего Патриарха Каллистрата (Цинцадзе). До сих пор стоит храм, на котором есть ктиторская надпись с именем Георгия Шиолашвили (он купил дом и открыл в нем храм). В этом храме отец Патриарха служил старостой и каждое воскресенье водил туда детей, все они причащались.

http://pravmir.ru/mitropolit-batumskij-i...

Из Стамбула, Каира, Дамаска и Иерусалима получены были ответные приветственные телеграммы Патриархов, пришли также поздравления от глав инославных Церквей, от церковных деятелей христ. Востока и Запада. Из Тбилиси Патриарха Сергия поздравил с избранием и интронизацией Католикос-Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) , глава Грузинской Церкви, общение с к-рой у РПЦ было прервано в 1917 г.; эта телеграмма давала надежду на прекращение разделения и восстановление евхаристического общения. Деяния А. С. стали переломными во внутренней жизни РПЦ: спустя неск. дней было принято решение об издании «Журнала Московской Патриархии» , стали приниматься меры по укреплению дисциплины среди духовенства. 27 окт. Патриарх Сергий обратился в правительство с просьбой амнистировать 24 архиеря и 2 священников. 28 нояб. СНК разрешил открытие в Москве Богословского ин-та и пастырских курсов и определил процедуру возобновления деятельности храмов и приходов. Возобновилась и внешняя деятельность РПЦ - уже 19 сент. Московская Патриархия принимала первую высокую зарубежную делегацию - Архиепископа Йоркского Сирила Гарбета, представлявшего Англиканскую Церковь . Руководство Англиканской Церкви в кон. лета 1943 г. обратилось к советскому правительству с просьбой разрешить приезд своей делегации в Москву, накануне Тегеранской конференции такой визит и особенно встреча членов делегации с Патриархом РПЦ были признаны Сталиным желательными и полезными. Одновременно начался процесс повсеместного покаянного возвращения в лоно Матери-Церкви обновленцев, чему способствовала и позиция гос-ва: 12 окт. Карпов подал на имя Сталина докладную записку с предложением прекратить поддержку обновленчества и «не препятствовать распаду обновленческой церкви». Согласие Сталина и последовательно проводимая гос. политика, основанная на том, что «переход обновленческого духовенства и приходов - дело внутрицерковное», предопределили скорый конец обновленчества. Начался и процесс возвращения «григорианцев» (см. Григорианский раскол ) различных групп «непоминающих» и «непримиримых» - «иосифлян» (см.

http://pravenc.ru/text/76500.html

Как свидетельствует определение Священного Синода от 19 ноября 1943 г. (за 12), после поздравления с вступлением на Патриарший Московский престол Сергия (Страгородского) (в текущем 1943 г.) Святейший Патриарх, Католикос Грузии, Каллистрат Цинцадзе выразил желание видеть общение между обеими Церквами восстановленным и надежду на то, что Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви с. 66] . Было отмечено: «Не имея оснований входить теперь в разбор всего, что с тех пор говорилось и писалось за и против грузинской автокефалии, и оставляя без внимания всякие взаимные счеты, подозрения, предубеждения и печальные недоразумения, мешавшие беспристрастному подходу к данному вопросу, мы теперь имеем счастливую возможность ограничиться лишь самым главным и существенным: по церковным правилам (Всел. IV 17 и др.), церковные границы должны следовать за государственными. Грузия же составляла неотделимую часть Российской империи, не пользуясь какой-либо автономией даже в размерах, предоставлявшихся, например, Финляндии. С другой стороны, по основным законам Российской империи, самодержавная власть в делах Православной Церкви действовала “посредством учрежденного ею Святейшего Синода”. Значит, вся территория империи, не исключая и Грузии, в церковном отношении возглавлялась Святейшим Синодом, составляла одну Православную Русскую Церковь. Для другой Православной Церкви, независимой от Синода, в пределах империи юридически уже не было места. Отсюда упорное нежелание русских законников, а может быть, и психологическая для них невозможность примириться с грузинской автокефалией, как и со всякой другой, пока она остается во всем верной православию. Сторонников автокефалии так легко было обвинить в политической неблагонадежности. В настоящее время юридическое положение Грузии радикально изменилось. Теперь она хотя и остается неотъемлемой частью нашего государства, но уже в качестве свободного члена Советского Союза… Поэтому наша Русская Православная Церковь, оставив прошлому всякие законнические счеты и пререкания, с готовностью и радостью раскрывает свои сестринские объятия навстречу автокефальной Грузинской Православной Церкви, ищущей общения с нами в молитве и таинствах» .

http://bogoslov.ru/article/6193220

17 окт. в Тифлисе было образовано об-во автокефалистов, к-рое возглавил сщмч. Кирион III (II). 23 апр. 1908 г. в связи с проектом выделения из состава Грузинского Экзархата Бакинской и Сухумской епархий по распоряжению Н. был начат сбор сведений о территориальных пределах, предложенных к образованию епархий, об этнографическом и вероисповедальном составе населения, о религиозно-нравственном состоянии православной паствы, о количестве церквей, часовен и школ и о предстоящих расходах (НА Грузии. Ф. 13. Оп. 6. Д. 922. Л. 1). Позже проект Н. об устройстве Церкви на Кавказе (осуществление необходимых изменений при тщательном изучении местных условий, без упразднения должности экзарха и разрушения установившегося церковно-адм. строя) был использован при учреждении для негруз. населения 10 июля 1917 г. Кавказского Экзархата РПЦ (см. в ст. Грузинский Экзархат Русской Православной Церкви ). По инициативе Н. началась реставрация мцхетского патриаршего кафедрального собора Светицховели . Для этого Синод выделил 30 тыс. р. При Н. была создана комиссия по проверке и исправлению изданных текстов Свящ. Писания и богословских книг, к-рая должна была подготовить к печати и переиздать необходимую лит-ру ( Макаркин. 2000. С. 12; Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 186). Н. добился введения выборности духовенства Тифлисской епархии и Баку (что было невозможно для внутренних российских епархий), в груз. духовно-учебных заведениях богословские предметы стали преподавать на груз. языке. По его ходатайству были выделены значительные средства на благоустройство церковноприходских школ. На свои средства Н. оказывал помощь школам и приобретал книги для миссионерских нужд, участвовал в создании Религиозно-философского об-ва в Тифлисе, объединившего представителей Церкви, богословов и светских ученых. Также добился ассигнования средств для исправления изданий Библии и богослужебных книг на осет. и абх. языках. Еп. Сухумский Димитрий (Сперовский) писал, что при поддержке экзарха абх. переводческая комиссия в течение года перевела и издала необходимый минимум богослужебной лит-ры с нотным приложением (Литургию, чины совершения крещения, венчания, погребения) ( Скворцов.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

десятков представителей духовенства награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». После кончины Патриарха Сергия, согласно его завещанию, в права Местоблюстителя Патриаршего Престола вступил митр. Алексий, единогласно избранный на последнем заседании Поместного Собора 31 янв.- 2 февр. 1945 г. Патриархом Московским и всея Руси. На Соборе присутствовали Патриархи Александрийский Христофор II , Антиохийский Александр III и Грузинский Каллистрат (Цинцадзе) , представители К-польского, Иерусалимского, Сербского и Румынского Патриархов. 10 апр. 1945 г. Сталин принял делегацию РПЦ во главе с Патриархом Алексием. На встрече обсуждались вопросы патриотической деятельности и внутренней жизни Церкви, ее возможное участие в укреплении международных отношений в послевоенный период. Сталин высоко оценил патриотическую деятельность РПЦ в годы войны, свидетельством чему стало присутствие Патриарха Алексия на трибуне Мавзолея В. И. Ленина во время Парада Победы на Красной пл. 24 июня 1945 г. и неск. позднее - награждение Патриарха орденом Трудового Красного знамени. Осенью 1943 г., после переговоров с Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом, было возобновлено каноническое общение между Русской и Грузинской Церквами, прерванное в 1917 г. Начиная с осени 1943 г. шло массовое возвращение под омофор Патриарха духовенства и приходов из обновленческого (см. ст. Обновленчество ), григорианского и др. расколов, действовавших в 20-30-х гг., а также «непоминающих» . В марте 1945 г. была преодолена т. н. эст. схизма, в общение с РПЦ были приняты правосл. приходы и духовенство Эстонии. Патриотическая деятельность общин др. конфессий и религий Сразу после начала ВОВ руководители практически всех религ. объединений СССР поддержали освободительную борьбу народов страны против немецко-фашистского агрессора. Обращаясь к верующим с патриотическими посланиями, они призывали достойно выполнить свой религ. и гражданский долг по защите Отечества, оказать всю возможную материальную помощь нуждам фронта и тыла.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010