Синод избрал Каллистрата Цинцадзе Католикосом-Патриархом в 1932 году. Его стали просить развестись с женой для принятия патриаршего посоха. Он отказывался, говоря: «Она иностранка. Я ее привез в Грузию. Как я могу с ней сейчас развестись?» Тогда вся делегация пришла к матушке Нино. Выслушав их, она сказала: «Если бы я была грузинкой, могла бы не согласиться. Но я немка и вижу, что весь народ избрал Каллистрата своим духовным отцом. Как я могу быть против?» Они расстались. Патриарх снимал для своей семьи дом во Мцхета. Вскоре матушка отошла в вечность. В тридцатые годы патриарх жил, как все, в нервном напряжении. Ночью по улицам то и дело слышался шелест шин «Черных Марусь». Никто не знал, где встретит завтрашний день. В 1937 году обрушился на него новый удар – Берия арестовал его старшую дочь Нино. О. Каллистрат несколько раз писал Сталину, но все было безрезультатно. Вскоре дочь Патриарха расстреляли. «Свобода совести, записанная в конституции, тоже монетизирована» Большинство церквей по всей стране Советов было закрыто, священники расстреляны или в лучшем случае сидели в тюрьмах. Оставшиеся храмы душили налогом – «свобода совести», записанная в конституции, тоже монетизирована. Патриарх Каллистрат писал униженные просьбы властям: – Мы соберем деньги. Позвольте заплатить частями. Только не закрывайте Светицховели. Но тучи сгущались, и наконец встал вопрос о закрытии Светицховели и Кашвети – двух символов Грузии. Патриарха вызвали на ковер и объявили непреложное решение. – Кашветскую церковь на днях закроем. В самом центре города на Руставели такой позорный факт из проклятого прошлого. Военные парады будут проходить мимо. И такой анахронизм на самом видном месте. Тут решено баню построить, по просьбам трудящихся. Пришел патриарх Каллистрат в Кашветскую церковь отслужить последний раз и попрощаться. А навстречу ему босая прихожанка. Она каждый день эту церковь три раза по обету обходила – грехи сына замаливала. Ее тут все знали. Ведь она мать самого Берии, Лаврентия Павловича.

http://pravoslavie.ru/102245.html

Поздоровался с ней Патриарх и поведал душевную боль: – Не спасти нам Кашвети. На днях закроют. Я сам приказ видел, – и заплакал. Изменилась в лице его собеседница и говорит: – Напишите подробное письмо, Ваше Святейшество. Я сама сыну передам. Думаю, матери не откажет. В тот же день письмо было написано. Слезное, жалостливое, такое, что камень, и тот расчувствуется. Нельзя Грузии без этих святынь. Они пронесли и сохранили ее в целости через столько веков и поработителей всех мастей. Писал он это, сжав сердце в кулак. Нелегко милости просить у убийцы собственной дочери. Но когда речь о Церкви идет, все личное надо спрятать далеко и надолго. Простому смертному так заповедано, а патриарху тем более. Через три дня пришла телеграмма из Москвы от всесильного наркома: – Приостановить снос. Так же отстоял патриарх и Гелатский монастырь. Во время войны Грузинская Церковь, возглавляемая патриархом Каллистратом, первой собрала 20000 рублей и отправила эту сумму на нужды армии. Этому примеру последовали и другие церкви. Патриарх Каллистрат получил награду от «отца народов» и был вызван в Москву Во время Великой отечественной войны советское правительство смягчило свою религиозную политику, и Католикосу-Патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По его личному ходатайству за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 церкви. Один из вернувшихся, диакон Амбросий (Кутаисели), так и спросил у Патриарха Каллистрата: «Как Вы могли молчать, когда знали, каково нам там?» «Патриарх встал передо мной на колени: «Прости меня!» И те муки, которые пришлось мне вынести в заключении, тут же забылись, при виде того, что сам Патриарх стоит передо мной коленопреклоненный», – рассказывал Амбросий. Однажды патриарх Каллистрат долго молился перед иконой святителя Николая, а затем сказал: «Ты архиепископ, а я патриарх, поэтому услышь и исполни просьбу патриарха». Патриарх Каллистрат (Цинцадзе) скончался 3 февраля 1952 года. Похоронили его в Сионском кафедральном соборе.

http://pravoslavie.ru/102245.html

12 марта 1917 г. в мцхетском патриаршем кафедральном соборе Светицховели прошел Мцхетский Собор духовенства всей Грузии, на к-ром была восстановлена автокефалия ГПЦ. Был создан Комитет по временному управлению ГПЦ во главе с еп. Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) (католикос-патриарх всей Грузии в 1918-1921), к-рый вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ, не признавшим постановления Мцхетского Собора. 9 июля - 2 авг. 1917 г. в Петроград была направлена делегация ГПЦ во главе с еп. Горийским Антонием (Гиоргадзе) , в ее состав вошли архим. исп. Амвросий (Хелая) (католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) и К. Были проведены встречи с представителями Гос. Думы, а также с главой Временного правительства А. Ф. Керенским, министром исповеданий Временного правительства А. В. Карташёвым , обер-прокурором Святейшего Синода РПЦ В. Н. Львовым . Переговоры не увенчались успехом: Временное правительство было готово признать автокефалию ГПЦ как национальной, а не территориальной Церкви, с сохранением юрисдикции РПЦ на территории Грузинской демократической республики. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. Свящ. Каллистрат Цинцадзе. Фотография. 20-е гг. ХХ в. К. активно участвовал в подготовке и работе Поместного Собора ГПЦ, прошедшего 8-17 сент. 1917 г. в Тифлисе. На Соборе была утверждена автокефалия ГПЦ, избран Глава Церкви - католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) , учреждены новые епархии, на которые возведены новоизбранные архиереи. Также на Соборе был основан как совещательный орган при католикосе-патриархе Католикосский Совет, его членом стал К. После того как католикос-патриарх исп. Амвросий обратился к участникам Генуэзской конференции (апр. 1922) с воззванием, в котором обличал большевистскую власть, 12 янв. 1923 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности ЧК арестовала его и неск. членов Совета - митр. Кутаисско-Гаенатского сщмч. Назария (Лежаву) , К., настоятеля Светицховели свящ. Павла (Джапаридзе) (впосл. епископ), протоиереев Антония Тотибадзе, Марка Ткемаладзе, Иосифа Мирианашвили, диак. Димитрия Лазарешвили (впосл. епископ Ниноцминдский). Суд приговорил К. к 3 годам 9 месяцам и 23 дням тюремного заключения с полной конфискацией имущества. К. содержался в Метехской тюрьме в Тифлисе, год он провел в одиночной камере. В авг. 1924 г. в Тифлисе было подавлено антибольшевистское восстание: многим участникам был вынесен смертный приговор. Однако представители духовенства были помилованы: растущее в Грузии возмущение по поводу содержания в тюрьмах духовных лиц высокого ранга достигло Запада. К большевистскому руководству с ходатайством об их освобождении обратился архиеп. Кентерберийский Рэндалл Дейвидсон. 10 марта 1925 г. К. по личному распоряжению председателя ЦИК М. И. Калинина от 8 марта был досрочно выпущен на свободу.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

10 янв. 1932 г. скончался католикос-патриарх Христофор III. К. был признан единственным кандидатом на Патриарший престол. На VI Поместном Соборе ГПЦ 21 июня 1932 г. тайным голосованием он был избран католикосом-патриархом. Положение ГПЦ в этот период оставалось сложным. Большевики активно закрывали храмы, переделывая их в пекарни, склады, бани, либо сносили их. К 1931 г. из 1450 действующих церквей (по состоянию на 1921) оставалось 350, число священнослужителей сократилось с 1600 до 300 чел. В 1940 г. действовало 15 храмов, священнослужителей было 128, из 15 епархий ГПЦ осталось 6 ( Вардосанидзе. 2009. С. 61; Он же. 2010. С. 145). Первоиерарх избрал неск. основных направлений своей деятельности. Прежде всего, опираясь на офиц. законодательные документы советской власти, к-рые хотя бы фиктивно признавали свободу вероисповедания, он стремился воспрепятствовать закрытию церквей и монастырей, а также разрушению и ограблению храмов. Также К. принимал меры, чтобы облегчить налоговое законодательство в отношении духовенства и действующих церквей. Он добивался присвоения Грузинской Православной Церкви статуса юридического лица и признания ее автокефалии Вселенской Православной Церковью. Необходимо было как можно скорее устранить отчуждение, возникшее между Церковью и обществом. Католикос-Патриарх признавал, что для достижения намеченного ему надо сохранять лояльный курс в отношениях с советской властью ( Вардосанидзе. 2009. С. 62). Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е гг. ХХ в. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е гг. ХХ в. Наиболее известно дело о закрытии патриаршего кафедрального собора Тбилисский Сиони за невыплату возросших налогов. Инспектор финансовой инспекции Кировского р-на Тбилиси предъявил К. ультиматум: «Если Вы не будете платить установленный налог, вопрос будет поставлен на заседании исполкома о расторжении договора с Сионским храмом и его закрытии» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 77. Л. 71). По этому вопросу К. не был принят управляющим делами ЦИК В. Мирианашвили ( Вардосанидзе. 2009. С. 77). Тогда К. обратился с письмом к Председателю Президиума ЦИК СССР М. И. Калинину. Очевидно, решение было принято на самом высоком уровне, и собор остался действующим. Также К. удалось спасти от закрытия тбилисские церкви Квашвети и Метехи и церкви монастыря Гелати .

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е гг. ХХ в. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии. Фотография. 40-е гг. ХХ в. К. регулярно обращал внимание советских властей на нарушение закона «О свободе совести». Он писал Первому секретарю ЦК Грузии К. Чарквиани: «Если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения… пока из советской Конституции не изъята статья 124» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 70. Л. 130-133). Также К. каждый год обращался к Чарквиани с просьбой о разрешении издать Церковный календарь ГПЦ, молитвослов и церковный устав. Малым тиражом, но календари и молитвословы издавались. 24 июня 1941 г. К. направил в Президиум Верховного Совета Грузинской ССР и Совнарком Грузинской ССР обращение, в к-ром выразил возмущение нападением гитлеровской Германии на СССР и от имени своей паствы и духовенства поддержал Правительство СССР в борьбе против врага (Комунисти (Коммунист). 1941. 24 июня. 72; Бенделиани. 2002. С. 66). Было решено сразу же передать правительству 2 тыс. р. на нужды фронта, перевод средств был осуществлен в нач. июля. 8 февр. 1942 г. И. В. Сталин прислал К. благодарственную телеграмму: «Тбилиси, Католикосу Грузии Каллистрату. Прошу передать духовенству Католикосата и верующим Грузии мое приветствие и благодарность от Красной Армии за 2 тысячи рублей, которые они собрали для героев-красноармейцев» (Архив Грузинской Патриархии. Д. 3998. Л. 7). В годы войны в Церкви не прекращался сбор продовольствия, одежды, денег для нужд фронта. Во всех действующих храмах возносились молитвы за воинов. Благодаря тому что в этот период советское правительство смягчило политику в отношении Церкви, положение ГПЦ немного улучшилось: было открыто 14 церквей (общее число действующих в Грузии храмов достигло 23). 7 нояб. 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие иерархов Церкви Сталину в связи с 25-летием Октябрьской революции. Под ним подписались К., Местоблюститель Патриаршего престола РПЦ митр. Сергий (Страгородский) , митр. Киевский Николай (Ярушевич) . В апр. 1944 г. К. удалось выхлопотать разрешение об освобождении из лагеря еп. Ефрема (Сидамонидзе) (в 1960-1972 католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II ), прот. Иоанна Лозовского, протодиак. Амвросия Ахобадзе. Восстановление молитвенного и евхаристического общения РПЦ и ГПЦ

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Католикос-Патриарх Каллистрат не раз обращал внимание советских властей на нарушения закона «О свободе совести». В письме на имя руководителя большевистской орг-ции Грузии К. Чарквиани он отмечал, что, «если так будет продолжаться, 1600-летняя Грузинская Церковь перестанет существовать, ибо священнослужители вынуждены прекратить служения… пока из советской конституции не изъята статья 124» (Кекел. Ф. Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе). Ед. хр. 70. Л. 130-133). Благодаря совместным действиям Католикоса-Патриарха и груз. интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского мон-ря. Грузинская Церковь в военные годы, восстановление молитвенного общения с РПЦ Во время второй мировой войны советское правительство смягчило свою религ. политику. 7 нояб. 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие И. В. Сталину, сделанное в связи с 25-летием Октябрьской революции, под к-рым подписались Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат, Местоблюститель Патриаршего престола РПЦ митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), митр. Киевский Николай (Ярушевич) . ГПЦ начала сбор пожертвований на нужды фронта, за что Католикос-Патриарх Каллистрат неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина, лично знавшего его по годам совместной учебы в Тифлисской ДС. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата за время войны из лагерей были выпущены еп. Ефрем (Сидамонидзе), прот. Иоанн Лозовский, протодиак. Амвросий Ахобадзе; открыты 23 церкви, где служили 5 архиереев, 41 священник, 2 архидиакона, 3 псаломщика. Избрание митр. Сергия на Патриарший престол РПЦ 8 сент. 1943 г. дало возможность для возобновления молитвенного общения и установления сношений между РПЦ и ГПЦ. 14 сент. Католикос Каллистрат направил Патриарху Сергию поздравительную телеграмму, где выразил желание и надежду на упорядочение отношений между Церквами. Ответное письмо Патриарха Сергия продемонстрировало горячее желание и полную готовность первоиерарха делать ответные шаги; в окт.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В мае 1883 г. П. принимал участие в торжестве коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны , был награжден орденом св. кн. Александра Невского. В 1886 г. «за неутомимые труды по управлению церковными делами Закавказского края и, вообще, достойную и отличную деятельность» ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке. 25 марта 1886 г. П. совершил хиротонию настоятеля мон-ря Давидгареджи архим. Григория (Дадиани) во епископа Гурийско-Мингрельского (см. речь при вручении жезла - ПО. 1886. Т. 1. 4. С. 814-817). Принимал участие в заседаниях Синода в 1886 и 1887 гг. В февр. 1887 г. П., находясь в С.-Петербурге, участвовал в отпевании и погребении в Александро-Невской лавре товарища по СПбДА магистра богословия И. Т. Осинина . Воспоминания о П. оставил католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе) к-рый в 1883-1886 гг., будучи студентом Тифлисской ДС, прислуживал ему на богослужениях и был его посошником. Он писал об экзархе как о добром (напр., на рождественские и пасхальные праздники П. дарил помогавшим ему семинаристам по 2-3 р.), но вспыльчивом архипастыре (в частности, католикос-патриарх вспоминал случай, когда экзарх во время службы прилюдно обозвал архидиак. М. Давиташвили ослом за то, что тому не хватило дыхания произнести длинное многолетствие) ( Каллистрат (Цинцадзе). 1994. С. 207-208). При П. проводилась непопулярная в грузинской среде реформа по русифицированию образования. В 1885 г. решением попечителя Кавказского учебного округа К. П. Яновского груз. язык был полностью запрещен во всех учебных заведениях - даже как вспомогательный для объяснения рус. слов. Это породило волнения в среде семинаристов, активно вступавших в народнические и марксистские орг-ции. 24 мая 1886 г. исключенный из Тифлисской ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора прот. П. И. Чудецкого. Во время его похорон экзарх произнес эмоциональную речь (опубл. с купюрами в газ. «Кавказ» 139)), вызвавшую протесты груз. общественности (по одной из версий, он сказал: «Проклят народ, проклята страна, которые породили такого злодея»; по другой: «Несчастен народ, несчастна страна...»).

http://pravenc.ru/text/Павел ...

Экзарх архиеп. Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882) пытался восстановить авторитет Г. Э., во многом утраченный в правление его предшественника архиеп. Евсевия. Для оказания материальной помощи неимущим учащимся Тифлисской ДС было создано братство Андрея Первозванного (1880), преподавателям духовных школ были предоставлены нек-рые денежные льготы. Большое внимание экзарх уделял сохранению груз. церковных песнопений. Паства запомнила его как справедливого и оказывавшего благодеяния архиерея. В 1899 г., спустя 17 лет после перевода экзарха Иоанникия из Грузии, груз. общественность послала ему в Киев в связи с 50-летием архиерейского служения поздравительную депешу (Могзаури. 1901. 4. Стб. 362). Экзархи Павел (Лебедев) и Палладий (Раев), как и архиеп. Евсевий, не снискали популярности в среде груз. духовенства и груз. общества. При экзархе Павле из Метехского храма пропала икона Божией Матери в золотом окладе (датировка неизв.), из тифлисского Сиони - чудотворная икона св. Нины (датировка неизв.); во дворе Тифлисской ДС были сожжены груз. книги, в т. ч. неск. древних груз. рукописей (см. воспоминания Католикоса-Патриарха Грузии Каллистрата (Цинцадзе) - Кекел. Л. ф. Католикоса Каллистрата (Цинцадзе). Ед. хр. 109. Л. 125). Экзарх Палладий пригласил из С.-Петербурга фотографа С. Сабин-Гуса, к-рый выдавал себя за художника. Исполняя поручения экзарха, он под предлогом реставрации вывез из церквей и монастырей Зап. Грузии (Джумати, Хоби, Мартвили, Шемокмеди) множество икон, к-рые были проданы в частные коллекции. Коллекционер А. В. Звенигородский с согласия экзарха вывез из Грузии неск. десятков драгоценных предметов церковной утвари. Знаменитые коллекции Боткина, Звенигородского и др. были созданы в основном за счет вывезенных из Грузии церковных святынь и реликвий (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 63115. Л. 14). С большим уважением к груз. традициям относился экзарх сщмч. Владимир (Богоявленский; 18 окт. 1892 - 21 февр. 1898). По его инициативе был основан возглавленный им Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, назначены пенсии педагогам ОВПХК. Он выдвинул в Святейшем Синоде предложение о реорганизации Грузино-Имеретинской синодальной конторы, одобрил направленный груз. общественностью в 1894 г. в Святейший Синод доклад, где указывалось на притеснения груз. духовенства со стороны церковных властей, а также на произвол церковных чиновников, превративших церковное имущество в источник личного обогащения. В докладе, так и оставшемся без ответа, выдвигались требования об упразднении Грузино-Имеретинской синодальной конторы, о назначении экзархом груз. архиерея, об увеличении количества епархий и т. д. (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 62115. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/168201.html

И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения В 1921 году, когда монастырь был на грани закрытия, он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения. За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми. Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом. «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость…» Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена. Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нем такие слова: «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».

http://pravoslavie.ru/73463.html

17 сентября 1917 г. в Тбилиси Католикосом-Патриархом был избран епископ Кирион (Садзагашвили). Сразу после этого Грузинская Церковь взяла курс на национализацию приходов и учебных заведений, откуда выживались русские священники, преподаватели и студенты. Это привело к конфликту Грузии с Русской Православной Церковью, которая сначала не признала восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при Патриархе Сергии (Страгородском) и Католикосе-Патриархе Каллистрате (Цинцадзе) после приветственного послания последнего по случаю избрания Патриарха Сергия. В советский период истории Грузинская Церковь претерпела гонения и репрессии от безбожного режима, как и вся Русская Церковь. С 1917 г. Католикосами-Патриархами последовательно были Кирион III (Садзагашвили) (1917–1918), Леонид (Окропиридзе) (1918–1921), Амвросий (Хелая) (1921–1926), Христофор II (Цицкишвили) (1927–1932), Каллистрат (Цинцадзе) (1932–1952), Мелхиседек III (Пхаладзе) (1952–1960), Ефрем II (Сидамонидзе) (1960–1972), Давид V (Девдариани) (1972–1977), Илия II (Шиолошвили) (с 1977 по сегодняшний день). В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский (Константинопольский) Патриархат. 5.2. Современное положение Грузинской Православной Церкви 5.2.1. Каноническое устройство В настоящее время Грузинская Церковь насчитывает 2–3 млн. верующих, 27 епархий, 53 монастыря, около 300 приходов. Богослужение совершается на грузинском языке, в некоторых приходах на славянском или на греческом. Согласно Положению, принятому в 1945 г. за подписями Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата и всего епископата Грузинской Церкви, законодательная и высшая судебная власть принадлежит Церковному Собору, который состоит из духовенства и мирян и созывается Католикосом-Патриархом по мере необходимости. Католикос избирается Церковным Собором путем тайного голосования (принятие монашества не обязательно) и дает Собору отчет в управлении. При Католикосе-Патриархе действует Св. Синод, состоящий из правящих епископов и викария Католикоса. Церковной жизнью епархии, подразделяемой на благочиннические округа, руководит епископ. Действующей епархией считается та, в которой служат не менее двух священников. Приходом управляет Приходской Совет, в состав которого входят все члены причта и не менее трех представителей мирян, избранных Приходским Собранием на трехлетний срок. Председателем Приходского Совета является настоятель храма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010