Поражение габсбургских сил близ Качаника (2 янв. 1690) и подавление серб. антиосманского восстания, поднятого по призыву патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , стали причиной т. н. великого переселения сербов, когда 90 тыс. чел. во главе с патриархом перешли с османских территорий на габсбургские. Уже в 1691 г. К-польская Патриархия по желанию османских властей поставила Каллиника I и новых иерархов вместо патриарха Арсения и ушедших с ним епископов, и ко времени заключения между Габсбургской и Османской империями Карловацкого мира (1699) Печская патриархия уже не была канонически единой, потому что Арсений продолжал именоваться патриархом и исполнять его функции, а нового патриарха не признавали не только оказавшиеся на габсбургской территории епископы, но и часть архиереев, оставшихся на османских землях. Разделению патриархии способствовали политические обстоятельства: в сложившихся условиях патриарший центр в Печском мон-ре мог контролировать лишь епархии, расположенные на землях под османской властью, а Вена не хотела, чтобы ее правосл. подданными управляли с территории враждебного гос-ва. Мон-рь Крушедол. Общий вид Габсбургские власти регулировали отношения с серб. переселенцами путем предоставления им через патриарха привилегий за исполнение различных обязанностей. Поэтому в начальный период К. м. являлась не только религиозной, но и главной светской институцией сербов в Габсбургской монархии. Митрополиты представляли интересы сербов в гос. сферах и следили за соблюдением дарованных им привилегий, при этом влияние митрополитов распространялось на часть земель Османской империи, т. к. они оказывали щедрую финансовую помощь Печской патриархии. Привилегии, с помощью которых император регулировал права сербов, не были новым явлением монархического правления: 5 окт. 1630 г. были изданы «Statuta Valachorum» («Валашские статуты» - название отражало не народность, а занятие скотоводством), определявшие обязанности славянских переселенцев, охраняющих границы в Славонии, в Карловацком и Вараждинском генералитетах.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

При Селевке I был выстроен квартал города, огражденный стеной, в к-ром селились греч. колонисты, и неогражденный район, где проживало коренное сир. население. Первыми поселенцами А. стали до 25 тыс. выходцев из Македонии, Крита, Кипра, Аргоса и Афин, а также евреи и арамеи. В III в. с А. были объединены близлежащие греч. колонии (Иополь и Паг Боттия), образовав 2-й квартал города. 3-й квартал был построен на речном о-ве царем Селевком II Каллиником (246-226) и назван Неаполем («новым городом»); 4-й - основан царем Антиохом IV Епифаном (175-164) на склонах горы Сильпий. Каждый из кварталов имел собственные оборонительные сооружения. Город, делившийся на 18 «демов» (от δμος - народ), обладал муниципальной автономией и управлялся собранием местной знати - декурионов (к 360 по Р. Х. их насчитывалось ок. 200). Население А., исповедовавшее различные культы, отличалось фанатизмом и религ. нетерпимостью. В А. преобладало греч. население, и господство города над сельской округой было господством греков над сирийцами, к-рые составляли подавляющее большинство сельского населения; греки-землевладельцы противостояли сирийцам-крестьянам. Сирийцы, проживавшие в городе, составляли значительную часть его населения, но не имели гражданских прав и не пользовались влиянием в элите об-ва. В А. не поощрялось изучение сир. языка. Греч. муниципальная верхушка стремилась не допустить рост в городе сир. населения и охотнее поддерживала дружеские контакты с иудейской общиной, к-рая жила обособленно и имела своих религ. и политических вождей. Видимо, в сер. II в. до Р. Х. они уже были уравнены в гражданских правах с греками и македонцами. О к.-л. столкновениях между иудеями и язычниками в А. в период Маккавейских войн ничего не известно. В истории А. эпохи Селевкидской династии следует особо выделить период правления Антиоха IV Епифана. Он получил прозвище «второго основателя» А. за строительство Епифании, нового квартала, окончательно определившего внешний облик античного города. Этот квартал был также окружен стеной; Антиох выстроил здесь булевтерий ( Malalas. Chron. 205. 14-19; 234. 2-3), и, вероятно, он же построил новую агору в юго-вост. части города. При нем Евтихид, ученик Лисиппа, создал статую богини судьбы Тихе, покровительницы А., образ к-рой воспроизводился на монетах города и сохранился в многочисленных копиях: богиня восседает на скале, символизирующей гору Сильпий, увенчанная диадемой в виде стен и ворот города, юноша у ее ног - символ Оронта. В А. также находились крупные святилища бога войны Ареса, Диониса, Каллиопы и др., одним из главных покровителей города считался Зевс Касийский. Многочисленные храмы имели обширные кухни и трапезные залы, где обычно после религ. церемоний на пирах подавались к столу жертвенные животные.

http://pravenc.ru/text/115782.html

Впрочем, все попытки арабов взять штурмом сильнейшую крепость тогдашнего мира оказались безуспешными. Они были вынуждены прекратить борьбу и в 678 г. покинули воды Константинополя после того, как понесли в многочисленных сражениях под стенами города тяжелые потери 266 . По-видимому, тогда впервые был применен знаменитый «греческий огонь», который с тех пор неизменно оказывал византийцам большие услуги. Это изобретение уехавшего из Сирии в Константинополь греческого архитектора Каллиника представляло собой взрывчатый материал, изготовление которого было известно только византийцам; посредством так называемого сифона он бросался на большое расстояние по кораблям противника, устраивая на них сильный пожар 267 . Во время отступления арабский флот понес дополнительные потери от бури, которая застигла его у берегов Памфилии. Одновременно тяжелое поражение потерпела в Малой Азии арабская армия. Престарелый Муавия был вынужден заключить с Византией мирный договор сроком на тридцать лет. Он также обязался платить императору каждый год 3000 золотых монет, а кроме того присылать 50 пленников и 50 коней 268 . Неудача арабского нападения произвела огромное впечатление даже за границами Византийской империи. Аварский хакан и вожди славянских племен на Балканском полуострове отправили в Константинополь посольства, чтобы поклониться византийскому императору, просить его о мире и дружбе и признать его суверенные права. «И настал, – пишет Феофан в своей хронике, – безмятежный мир на Востоке и на Западе» 269 . И действительно, значение византийской победы 678 г. нельзя переоценить. Впервые наступление арабов было приостановлено. Арабское вторжение, которое до тех пор без сопротивления двигалось наподобие лавины, получило первый сильный контрудар. В великой оборонительной борьбе Европы против арабского наступления победа Константина IV представляла собой поворотный момент всемирно-исторического значения, подобный более поздней победе Льва III в 718 г. и победе, которую в 732 г. на другом конце тогдашнего мира одержал над арабами при Пуатье Карл Мартелл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

228 После этого Палестина, отданная в приданое за Вереникою Антиоху Феосу, опять поступила в зависимость к Египту. 9–12 ст. Враждебные действия северного царства против южного чрез это не прекратятся. «Он (северный царь Селевк Каллиник) вступит в пределы царя южного и возвратится (без всякого успеха) в свою страну» (9 ст.). После этого «сыновья его (Селевка Каллиника) соберут многочисленное и сильное войско, и один из них с этим войском пойдет спеша (внидет грядый) и наводняя (потопляяй) своими войсками пределы царства южного; пройдет чрез всю страну (мимо прейдет) и сядет там и дойдет (снидется) даже до крепостей его (10 ст.). Тогда царь южный рассвирепеет на него, выступит против него и сразится с ним, поставит на поле битвы многочисленный народ, и народ северного царя предан будет в руки его (11 ст.). Но хотя и завладеет он этими народами (возмет народы) и возгордится этим (возвысится сердце его), хотя многие десятки тысяч (тмам) одолеет он, однако же сам он чрез это не сделается сильнее» (12 ст.). История все это оправдывает в точности. Два сына Селевка Каллиника, Керавн и Антиох III (прозванный Великим), разделившие царство отца между собою, желая отомстить египтянам за поражение своего отца, собрали войско и подняли оружие против Птоломея Филопатора, сына Евергетова. Но в самом начале этого предприятия один из них – Керавн погиб от руки изменника; тогда главенство над собранными войсками вместе с царством перешло к Антиоху, который и продолжал войну с Египтом. Вот почему у пророка и сказано: сынове его соберут народ мног и (один из них, так именно поясняет бл. Иероним) внидет (10 ст.). Раздраженный этим южный царь, Птоломей Филопатор собрал многочисленное войско и, сразившись с Антиохом при Рафии (в 217 г. до Р. Хр.), нанес последнему страшное поражение: войска были рассеяны и сам Антиох едва не попал в плен. Война закончилась заключением мира (бл. Иероним). 13–19 ст. Но этот мир не будет продолжительным и прочным. 1) «Царь северный снова возвратится и приведет войско больше прежнего: по прошествии нескольких лет (на конце времен лет) быстро (входом) придет с великою силою и большим богатством» (13 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

а) Медиольнской-Амвросиевской Е. 145-й; б) Неапольской-Вранкатианской III. С. 27; в) Ватиканской 1118-й, φυλ. 2–213; г) Венской VIII. а) 51 (φυλ. 23–288); β) 52 (φυλ. 1–292), γ) 53 (φυλ. 1–174); δ) 54 (φυλ. 1–283); ε) 55 (φυλ. 1–310) и два рукописных кодекса, принадлежащих частным лицам – именно Георгию Видали и Каллинику, Архиепископу Фтиотиды. Этими рукописями пользовались Ралли и Потли при печатном издании Синтагмы. Предисловие Ралли к VI-мy т. Аф. Синтагмы канон, стр. 3 и 6-я; тоже и у Mortreuil-loco citato. К числу рукописей неизвестного времени должен быть отнесен и принадлежащий Пантелеимовевскому Афонскому монастырю и включающий, между прочим, в себе и Властареву Синтагму «Каноникон», или божественные правила всечтимых Апостолов, вселенских и поместных святых соборов и некоторых богоносных Отцов, – сокращенно совокупленные Христофором, монахом, живущим в свящ. скиту честного Предтечи, принадлежащем богоустр.оенной обители Иверской». Еписк. Парфирия Успенского. Восток христианский. Первое его путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году. Ч. I, отд. I. Киев. 1877 г. стр. 120. 202 О таком, же сборнике с Синтагмою Властаревою, писанном в 1390-м году – на Афоне и принадлежащем Болгарскому монастырю Кодош (Codosch) упоминает и Митрополит Румынский Андрей Шагуна в изложении Церковного Права. СПб. 1872. стр. 507. 204 Дополнительные статьи Кодекса 15-й следующие: «Краткий очерк Сербской истории; 2) перечень хрисовулов короля Стефана, Св. Саввы и короля Милутина, и наименование основателей епископств и игуменств. Ibidem, S. 217–218. 205 Сборник этот в настоящее время хранится в Митрополичьей библиотеке, в Карловицах. Safarik’s. Serb. Literat. S. 219. 207 См. «Краткое изложение канонического права». В русск. переводе. СПб. 1872 г. стр. 15. Мнениями Властаря митрополит Шагуна пользуется во многих местах своего «изложения канонического права», – а именно в § 54-м «о родстве от крещения», – в примечании, – из 8-й главы буквы «β»; § 56 -«о сомнительных случаях при крещении», оттуда же; § 97 «на какие обстоятельства священник должен обращать внимание при венчании», – из 8-й гл. бук. «γ»; § 102 «о третьем и четвертом браке», – из 4-й гл. буквы «γ»,» § 105 «о браках непристойных, незаконных и преступных»– из 13 гл. буквы «γ»; § 113 «о препятствиях, расторгающих брак», – оттуда же; § 141 «о патриархе», – из 8-и гл. бук. «π»; § 150 «об архиепископах и экзархах», – из 30-й гл. бук. «ε»; § 336 «о праве созывать вселенские соборы и предстательствовать на них», – из общего предисловия (προθεωρα) к Синтагме: § 352 «о древних собраниях правил», – из предисловии, и § 467-й «о ложной присяге» из 32 главы буквы «ε». См. по русскому переводу редакц. Христиан. Чтен. С.П.Б. 1872 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

15. Итак, следует снова вернуться к нашему предшествующему рассказу. Совершив это, Ираклий вернулся в Константинополь. А горожане, узнав о его приближении, с неудержимой любовью к нему вышли все к Иерийскому 713 дворцу вместе с патриархом и императором Константином, его сыном, неся масличные ветви и светильники для встречи и прославляя его. И сын его, подойдя, припал к ногам отца, а тот обнял его, и облобызали они друг друга со слезами. Так приняв императора, они с прославлениями и радостью вошли в Город. 16. Этот Ираклий, обманутый Афанасием, патриархом яковитов 714 , и Сергием Сирийцем, [патриархом] Константинопольским, был вовлечен в ересь монофелитов 715 . И вот, заболев после этого водянкой, из-за которой и умер, он был жестоко наказан: ведь этот недуг распространился настолько, что, когда он хотел помочиться, клал доску на низ живота, так что срамной член поворачивался, испуская мочу ему в лицо. Было же это обличением его беззакония – беззаконнейшего брака со своей племянницей 716 . (Когда же Ираклий скончался, то был положен в гробу и оставался незакрытым четыре дня, а после этого был закрыт и погребен вместе с золотым венцом с камнями, ценой в семьдесят фунтов 717 .) 718 110. Константин [III], сын Ираклия Константин, сын Ираклия, процарствовал один год 719 . Он был убит при помощи яда своей мачехой (Мартиной, оставив сына Константа. Его тело было положено в храме святых Апостолов в герооне Юстиниана. Жена его – Анастасия, которая после своей кончины также была погребена с мужем. Архиерейский же престол занимал Пирр, после кончины Сергия 720 . Константин же был слаб телом, болея, можно сказать, ежедневно. Кто-то сказал ему: «Венец, которым ты был коронован, был погребен с твоим отцом». Тогда он приказал кувикуларию Каллинику открыть гроб своего отца и забрать венец. И вот, отправившись, чтобы открыть его, тот обнаружил тело разложившимся и лежащим словно вода, которая истекла из него, а венец – прилипшим к голове. И он отодрал его вместе с волосами, скорбя и горюя, и отнес Константину. А тот, увидев, приказал отодрать их и отмыть его. Его оценили в семьдесят фунтов золота.) 721 111. Ираклона

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писано в наших книгах: “Кто обратит грешника от ложного пути его – спасет душу от смерти и покроет множество грехов” ( Иак.5:20 ). Желал бы я и тебя спасти от погибели и наставить на путь истинный». От этих слов начальник пришел в ярость и велел предать Каллиника жестоким истязаниям, но мученик вынес их с дивным терпением; потом отправили его в г. Бангры, чтобы предать там его огню. Путь был трудный и мучительный; измученный и ослабевший от испытанных истязаний, он должен был поспевать за воинами, которые ехали на конях; железные сапоги с острыми гвоздями на каждом шагу причиняли ему жесточайшую боль. Но мученик уповал на Бога, молился Ему во все время пути, и Бог не оставлял его Своей милостью. Погода стояла знойная, воины, сопровождавшие его, изнемогали от жажды и зноя. Каллиник, жалея о них, обратился к Господу с молитвой, и по молитве его вдруг из камня полилась вода. Язычники воскликнули: «Велик Бог христиан!» Но вот привели его и в город, где должна была совершиться казнь. Увидя приготовленный для него огонь, он воскликнул радостно: «Благодарю Тебя, Отец Небесный, что удостоил меня пострадать за имя Твое! Прими в мире дух мой». С этими словами он взошел в огонь и предал душу свою Богу. Это было в половине 3-го века. Тело его осталось невредимо в огне и было благоговейно похоронено христианами (Ч.-М.). III. Св. Григорий – просветитель Армении. Св. Григорий был первый архиепископ Армении. Сын Анака из царского рода Артакидов, оставшись сиротой в детстве, он вырос и получил христианское образование в Кесарии Каппадокийской. Вступив потом в службу к Тиридату, возведенному на армянский престол Диоклитианом, Григорий отличался преданностью князю, но вместе пламенел ревностью к св. истине. Армения тогда, за исключением немногих мест, была еще языческой. Григорий смело проповедовал св. истину слепым язычникам. Однажды Тиридат торжественно приносил с двором своим жертвы Артемиде. Один Григорий не принял участия в деле нечестия. «Я верно служу царю земному, хочу быть верным и Небесному», – говорил он Тиридату.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Удаление патриархов с кафедры происходило иногда при таких обстоятельствах, которые показывали, что жизнь патриархии проходит среди ненормальностей. Так, патриарх Афанасий V низвергается с кафедры самими же архиереями и константинопольским клиром за то, за что они должны были бы быть благодарными ему — а именно за то, что он захотел ввести строгий порядок в управлении Церковью. Замечательно, что лица, недовольные этим патриархом, чтобы вернее достигнуть цели — удаления патриарха, старались в превратном виде представлять его любовь к просвещению, выставляя патриарха любителем новшеств. Патриарх Дионисий III лишается престола главным образом потому, что он не понравился жене великого драгомана Панайоти. А патриарх Неофит VI низложен и сослан по интригам какойто гречанки, имевшей, однако же, доступ в дом великого визиря.    Что касается несомненных злополучий в истории патриархии изучаемой нами эпохи, то мы не встречаем указаний на особенно рельефные факты в подобном роде. Без сомнения, трудно исчислить ту сумму бедствий, которая угрожала патриархии, если бы пришел в исполнение проект, изобретенный в правление патриарха Каллиника II отставным митрополитом Фессалоникийским и представленный им великому визирю; но, к счастью, проект, о котором мы говорим, не осуществился. Дело заключается в следующем. Некто Мефодий, прежде бывший митрополитом Фессалоникийским, но отставленный от должности, в видах мщения патриарху представил великому визирю проект, в котором доказывалось: в настоящее время патриарх от себя продает митрополии и епископии и сам с синодом выбирает митрополитов и епископов; но то же самое мог бы делать вместо патриарха и визирь, причем весь доход от этого производства поступал бы в пользу казны; патриарху же достаточно предоставить лишь акт хиротонии и определенную плату за это. Проект понравился визирю, и он думал было дать ему ход. Но патриарх и синод вовремя узнали об опасности и дарами и деньгами задобрили турецкую власть, вследствие чего все осталось по-прежнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   Ниже сейчас перечисленных патриархов по своему образованию стояли Герман IV и Иоаким II. Герман IV, хотя во время своего патриаршества, в 1844 г., и основал известную богословскую школу в Константинополе на острове Халки, сам получил лишь элементарное образование. Подобное свидетельство имеем и о патриархе Иоакиме IÏ все его образование закончилось с окончанием им курса в первоначальной школе (Церковью управлял в 60-х гг.). О преемнике Германа Софронии III встречаем заметку, что он любил музыку и устроил школу церковного пения. Не следует ли отсюда, что о его образовании совсем нечего сказать?    К совершенно неученым патриархам в XIX в. относятся двое: Каллиник V и Иеремия IV. Управление Каллиника V Церковью совпадает с первыми годами истекшего века; хотя он и был человеком умным (Икономос), но тем не менее был совершенно необразован (αμαθς ανθρωπος). Иеремия IV, при отличавшей его любви к науке и его уме (συνετς), не имел образования (к нему прилагаются те же слова, как и к Каллинику). А о патриархе. Константин II (1834—1835 гг.) Гедеон замечает лишь: «Это человек недостойный того, чтобы о нем говорить». Что могла бы значить такая аттестация?    Мы довели до предположенного конца наши рассуждения о Константинопольской патриархии по ее интеллектуальной стороне. Несомненно, что они не производят впечатления цельности и гармонии. Но в этом не наша вина. О второй половине XV и XVI в. наши сведения по части просвещения патриархов небогаты, но это такая седая старина турецкого периода Греческой церкви, что мы не вправе ожидать богатства исторических материалов для эпохи, столь отдаленной от нашего века. Тем не менее, благодаря прекрасным трудам Дамаскина Студита (имеем в виду его «Historia Patriarchica» и «Historia Politica»), мы достаточно верно, как нам кажется, представляем себе состояние просвещения патриархии указанных веков. Переходя от XVI к XVII в., исследователь, как мы отметили это раньше, встречает странное явление: число образованных патриархов в это время вместо приращения сводится к минимуму.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Патриарх Киприан вступил на александрийский престол со всецелым соблюдением и исполнением его древней и священной избирательной прономии. Его предшественник патриарх Матфей, более других патриархов проникнутый традициями александрийского престола, позаботился об избрании своего Диадоха – в лице клирика этого престола и получил согласие на это со стороны духовенства и народа, которые даже предизбрали Киприана на патриаршество. Но соборное избрание и Киприана состоялось в Константинополе, где проживал патриарх Матфей, при участии патриархов Самуила константинопольского, к которому духовенство и народ Египта обратились с соответствующею просьбою, Филимона антиохийского и Парфения иерусалимского. 184 И патриарх Герасим III Гимарис 185 был избран с соблюдением древней прономии. Именно, он был указан, как диадох, патриархом Киприаном и объединил в своем избрании волю и христиан Египта, заявленную их епитро- пами. Его избрание состоялось в Константинополе, где патриарх Киприан успел подготовить почву для соблюдения александрийской прономии – в смысле участия в избирательном акте представителей александрийской паствы, совместно с константинопольским патриархом Гавриилом IV и архиереями вселенского престола. Патриарх Парфений II не получил формального наследования от своего предшественника и был избран на престол с нарушением – в этом направлении – древней и священной александрийской прономии. Его избрание было произведено в Константинополе, в силу просьбы общего характера, заявленной христианами Египта пред вселенским патриархом Прокопием. Нарушение διαδοχ было восполнено участием на соборе и патриархов Даниила антиохийского и Прокопия иерусалимского, равно и александрийских епитронов 186 . Но при избрании патриарха Феофила александрийская священная прономия была соблюдена сполна, так как Феофил, занимавший ливийскую кафедру, был провозглашен диадохом еще при жизни Парфения II, а равно было заявлено согласное решение и христиан Египта. Фактическое же выполнение этой прономии, в силу неудобств формального свойства – недостаточности иерархов в александрийском престоле и трудности организовать в Египте патриаршие выборы, было осуществлено в Константинополе, как не раз это было и в прежнее время, – при участии вселенского патриарха Каллиника V и священного при нем синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010