Языковым. СПб., 1816 (80), и г) Добровскому – Кирилл и Мефодий, словенские первоучители, перев. Погодиным. Моск., 1825 (31). 302 См. в Копитаровом Glagol. Clozian. P. LXXVI, Sclavorum Cisdanubianonun historiae conspectum chronol. usque ad obitum S. Methodii, изд. в Вене, 1836 (201); также Истор. первобытн. Церк. у славян Мацеевского. С. 21, 29 и 30. Варшава, 1840 (72). 303 О чертах, резах и вообще каких-либо письменах, бывших в употреблении у славян еще во времена их язычества, упоминают Дитмар (XI в.). Черноризец Храбр и за ним один летописец наш XIV в. (Калайдовича Иоанн, ексарх Болгар. С. 88 (48) и Карамзина Истор. госуд. Росс. 1. Примеч. 260 (49). Соображения о сем см. также у Черткова во Втором Прибавл. катал, книг его библиотеки. Москв., 1845. С. 331–332 (132)). Об употреблении же славянами греческого и латинского алфавита по обращении их в христианство свидетельствуют тот же Черноризец Храбр, а еще разительнее так называемая Фрейзингенская рукопись, открытая Кеппеном, относящаяся к Х или даже IX в., в которой две формулы исповеди и поучение, сочиненные по-славянски, писаны латинскими литерами (Собр. славянок, памяти., наход. вне России. Кн. 1. СПб., 1827. С. 21 и 37 (53)). Что же касается до глаголической азбуки, или буквицы, то хотя ныне ученые считают ее не менее древнею, как и кирилловскую азбуку, но вопрос о старшинстве первой пред последней нельзя признать решенным (см.: Викторова Последнее мнение Шафарика о глаголице, в Летопис. русск. литературы. Кн. 4–5. Моск., 1859–1861 (24); Срезневск. Обозрение глаголических памятников, в Из-вест. Археологич. общ. Т. 3, 4, 5 (119)). 304 О письменех Чръноризца Храбра напечатано в исследовании Калайдовича об Иоанне, екс. Болгар. С. 189 (48). Кто был Черноризец Храбр, с точностию неизвестно. Древнейший список его сочинения «О письменех» сохранился в болгарской рукописи 1348 г.; самое это сочинение Шафарик и Бодянский относят к Х в. (Подробнее у Бодянск. О времени происх. славянск. письмен. С. 51–61 и примеч. 45–47 (17)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Болгар. Церковь Авраамия Болгарского. Церковь. Действует.   Престолы: Авраамия Болгарского Год постройки:1988. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Спасский район, г. Болгар, ул. Лихачева, д. 144. Координаты: 54.965635, 49.051793 Проезд: Авраамьевская церковь находится на въезде в Болгар, слева от дороги. До города Болгар из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после с ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Авраамьевская церковь находится на въезде в Болгар, слева от дороги. До города Болгар из Казани можно доехать по автодороге Р-239 Казань - Оренбург. На развязке после моста через Каму (недоезжая села Алексеевское) повернуть направо на автодорогу Р-240 (на Самару), через 5,5 км на перекрестке после села Мокрые Курнали повернуть по главной дороге налево на Самару, Базарные Матаки. Через 19 км повернуть направо по указателю " Болгар, Ульяновск, Димитровоград " . Через 39 км на Т-образном перекрестке направо, еще через 30 км направо опять на Т-образном перекрестке по указателю " Болгар " . Через 1,5 км церковь будет слева от дороги. В период навигации до Болгара можно добраться на пассажирских судах. Из Ульяновска можно доехать через Димитровоград и далее по автодороге на Казань. Примерно через 90 км после Димитровограда повернуть налево на Т-образном перекрестке по указателю " Болгар " . До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Изменить описание объекта " Православие в Татарстане " , Болгар, Спасский район, Республика Татарстан " > Новое воплощение в жизнь разобранной церкви с.Порфирьевка в.г.Болгаре. С сайта " Православие в Татарстане " Гранковский Владимир 1 октября 1989 Карта и ближайшие объекты В городе Спасске (на его территории сейчас находится г. Болгар) до революции существовал Успенский монастырь (упраздненный в 1763 году). Для его нужд были приспособлены каменные мавзолеи XIV века. В одном из них был устроен храм в честь святителя Николая Чудотворца. В 1732-1734 гг. на средства купца И.А. Михляева в центре города была построена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После упразднения монастыря монастырская Никольская церковь была приписана к ней. В настоящее время эти памятники отреставрированы и входят в комплекс Булгарского музея-заповедника. Кроме того, в городе существовали еще две церкви – Троицкий собор и церковь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1950-е гг. часть территории города была затоплена водой Куйбышевского водохранилища, и эти храмы, закрытые еще ранее, были утеряны окончательно.

http://sobory.ru/article/?object=07124

Адрес: респ. Татарстан, Спасский р-н, г. Болгар, ул. Белова, 31А Проезд: После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику " Болгары " ). Через 750 метров, сразу после находящейся слева стройплощадки церкви Святого Духа, повернуть налево на улицу Нагаева, через 100 метров - еще раз налево на улицу Белова. Молитвенный дом будет справа от дороги через 200 метров. До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Церковь Сошествия Святого Духа [ править править код ] Адрес: респ. Татарстан, Спасский р-н, г. Болгар, угол ул. Белова и ул. Нагаева Проезд: После въезда в город Болгар у Аврамьевской церкви повернуть направо во второй поворот после АЗС (справа) на улицу Ленина (первый поворот будет на улицу Смирнова к музею-заповеднику " Болгары " ). Через 750 метров, перед перекрестком с улицей Нагаева, церковь будет слева у дороги. До Болгара в период навигации можно добраться речным пассажирским транспортом. Сайт храма Паломнику [ править править код ] Добраться до Болгар можно или на автотранспорте (автобусе или на своей машине), либо по Волге. Однако водное сообщение действует только с середины мая до конца сентября. И запись нынче производится за неделю, а то и за две, так как туристов, желающих посмотреть это чудное место, действительно много. На автобусе до Болгар можно добраться с Центрального автовокзала и автовокзала «Южный» (тел. (843)2615707 — для справок). Стоимость: 310 рублей в один конец. Расписание лучше уточнять непосредственно по телефону или в кассах. На речном транспорте можно добраться на скоростном катере. Расписание речного транспорта до Болгар смотрите здесь . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Благотворительное служение Свято-Авраамиевского храма С 22 мая в Болгаре будет проходить IV Авраамиевский фестиваль Богослужения в Свято-Авраамиевской церкви Навигация Персональные инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Болгар

Не знавшие этого италийцы были разбиты и побеждены 1129 военной хитростью, так что и сам их император Балдуин попал в плен и был приведен связанным к царю болгар Иоанну 1130 ... Дойдя до самой Фессалоники 1131 , он умер здесь от плеврита 1132 , но некоторые говорили, что смерть его произошла от Божьего гнева. Ибо ему во сне явился вооруженный муж 1133 , подошел к нему и ударил копьем в бок. Действительно, никогда никто ромеям не приносил такого несчастья, как он, почему и получил прозвище «собака»: все называли его Скилоиоанн [собака-Иоанн]. Ибо, склонив на свою сторону племя скифов, соединившись с ними родственными узами 1134 и усвоив характер их звериной природы, он наслаждался убийствами ромеев. Как только он умер, правителем болгар стал сын его сестры, по имени Борил 1135 , который взял в жены [свою] тетку-скифянку 1136 . А сына Асаня Иоанна, о котором я говорил и который был еще юн, кто-то тайно забрал и отправил к скифам 1137 . Таковы были дела у болгар. После этих событий речь пойдет о наших делах... И снова речь пойдет о делах болгар. Первый царь болгар Асань имел двух сыновей: Иоанна и Александра 1138 . Когда в Болгарии воцарился вышеупомянутый Борил, сын Асаня Иоанн, предпочтя изгнание, ушел в страну росов, прожил там довольно долго 1139 и, собрав вокруг себя некоторых беглецов росов 1140 , потребовал отцовского наследства, а затем сразился с Борилом, победил его и стал владеть значительной территорией. Борил же затворился в Триново и в течение семи лет выдерживал осаду 1141 . Когда же его сторонники сильно устали, они перешли на сторону Иоанна Асаня. А Борил, попытавшись бежать, был схвачен и ослеплен Иоанном. Таким образом, Иоанн стал владеть всей страной болгар. Таковы были дела в Болгарии. Однако Феодор Ангел 1142 разорвал союз с Иоанном Асанем, так как был человеком дерзким и непостоянным не только в делах царских, но вообще во всех общественных делах, часто нарушал клятвы и договоры с соседями. Он пошел против болгар, собрав большое войско, состоящее из ромеев и италийцев. Пройдя мимо Адрианополя, он направился вверх по Гебру, ища [случай] сразиться с болгарами. Нашел же он свою погибель, ибо думал, что болгары испугаются и совсем не выдержат даже одного натиска его войска. Однако болгары так не [думали]. Иоанн Асань, ободренный клятвопреступлением и нарушением договоров Феодором Ангелом больше, чем своими силами, взяв от скифов небольшое вспомогательное войско (счет не шел на тысячи) и повесив, как некоторые говорили, на знамени письменную клятву Феодора, более уверенным отправился на битву. Войска сошлись около Гебра в одном месте, называемом Клокотиницей. И если говорить совсем кратко, то Феодор был разбит силами болгар и скифов 1143 , пленен сам, а также немало его родственников, высших должностных лиц и избранных особ. И все их имущество досталось болгарам...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для характеристики болгар в занимающую нас эпоху, т. е. прежде чем они слились со славянами и обратились в христианство прекрасные данные почерпаются из арабских писагелей «Государство болгарское сильно и велико. Они сражаются с греками, славянами, хазарами и тюрками, но самые сильные их враги суть греки. От Константинополя до земли болгар 15 дней пути. Всякое укрепленное место у болгар окружено тыном и деревянным забором, что составляет защиту, подобную стене, которая возвышается за рвом. Кони, на которых они сражаются, всегда пасутся на свободе, и никто не садится на них, кроме военного времени. Когда они строятся в боевой порядок, то ставят впереди стрелков, а позади располагают своих жен и детей. Они не знают монетных знаков; все их сделки, а равно брачные договоры, составляются по цене овец и быков. Когда заключается мир между ними и греками, они посылают в Константинополь молодых рабов того и другого пола из славян или из другого народа. Когда умирает знатный болгарин, они собирают слуг умершего и его приближенных и сжигают их вместе с умершим или, выкопав глубокую яму, ставят в ней тело умершего и оставляют с ним его жену и близких, пока они умрут. У них в обычае оставлять большую долю наследства дочерям, чем мальчикам» . Приведенная характеристика языческих болгар составляет самый ценный материал для освещения вопроса о нравах и верованиях этого народа. В высшей степени можно пожалеть, что раскопками первой болгарской столицы не открыты языческие погребения ханов и знатных лиц дружины, на основании коих представлялась бы возможность непосредственно судить о погребальных обычаях и бытовой обстановке древних болгар. Закончим этот очерк несколькими заимствованиями из другого, хотя и весьма важного, но мало еще изученного иностранного источника, разумеем «Ответы папы Николая на вопросы болгар» , которым и впоследствии придется еще воспользоваться. Этот документ, происходящий из папской канцелярии и относящийся к IX в., представляет обильный материал для характеристики староболгарской жизни. В нем есть несколько указаний на верования и обычное право болгар. Так, например, указывается, что болгаре, выходя на бой, совершают гадания и исполняют обрядовые действия с религиозными играми и пением; так, приводится мудрое рассуждение о том, что папа не находил уместным рекомендовать болгарам, как еще .весьма слабым (очевидно в христианской жизни), воздерживаться от военных упражнений. В смысле же старинных черт, вынесенных с далекого Востока, можно указать на магический камень, на священные книги, заимствованные у сарацин, на обычай давать клятву на оружии и т. п.

http://sedmitza.ru/lib/text/442820/

Зеленецкий – Зеленецкий К. О русском языке в Новороссийском крае. – Одесса, 1855. Зеленин – Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии, – Вып. 1. – Пг., 1916. Зеленин, Семинарские слова – Зеленин Д. К. Семинарские слова в русском языке//Русский филологический вестник. – 1905. – 3. Иванов, Метк. слово – Иванов Е. П. Меткое московское слово. – М., 1985. Иванов-Разумник – Иванов-Разумшк Р. В. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Ч. 1. – М., 1830. Измайлов – Измайлов А. А. Пестрые знамена. Литературные портреты безвременья, – М., 1913, Измайлов, Помрачение божков – Измайлов А. А. Помрачение божков и новые кумиры: Книга о новых веяниях в литературе. – М., 1910. Ильинский, Звук ch – Ильинский Г. А. Звук ch в славянских языках. – Пг., 1916//Изв. ОРЯС. – Т. 20. – Кн. 4. Ильинский, Праслав. грамм. – Ильинский Г. А. Праславянская грамматика. – Нежин, 1916. Ильинский, Слав. этимол. – Ильинский Г. А. Славянские этимологии//Историко-литературный сборник: Посвящается В. И. Срезневскому . – Л., 1924. Ист. чтения АН – Исторические чтения о языке и словесности в заседаниях 2-го отделения имп. АН. – СПб., 1854–1857. История философских систем – История философских систем, по иностранным руководствам составленная и изданная Александром Галичем. – Кн. 1 – 2. – СПб., 1818–1819. Истрин, Откровение – Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славянорусской литературах: Исследование и тексты. – М., 1897. Истрин, Очерк – Истрин, Хроника Георгия Амарт – Истрин В. М. Книгы временныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе: Текст, исследования и словарь. Т. 1–3. – Пг., 1920–1930. Кайданов – Кайданов Ив. К. Руководство к познанию всеобщей политической истории. Ч. 1–3. – СПб., 1831. Калайдович, Иоанн ЕксархКалайдович К. Иоанн, Ексарх болгарский. Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и Х столетий. – М., 1824. Кантемир, Книга систима – Кантемир Дм. К. Книга систима или Состояние мухаммеданския религии. – СПб., 1722.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Пс.88:14.   Твоя мышца с силою: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Единородный Сын Божий называется «мышцею» Отца, и «рукою» , и «десницею» Господнею (Кирилл). Пс.88:15.   Правда и судьба уготование Престола Твоего: милость и истина предыдет пред лицем Твоим. Под «правдою» и «судьбою» разумей праведный будущий суд. Бог «милует» не всех, а тех только, кто сожалел о своих грехах и загладил их покаянием или делами милосердия в отношении к ближнему (Златоуст). Пс.88:16.   Блажени людие ведущии воскликновение: Господи, во свете лица Твоего пойдут, «Во свете» Духа, посылаемом через Сына, который есть «Лице» Отца, будут ходить духоносцы, ибо их наставляет Дух Святый на все светлые дела (Никита). Пс.88:17.   И о имене Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся. Пс.88:18.   Яко похвала силы их Ты еси, и во благоволении Твоем вознесется рог наш. Пс.88:19.   Яко Господне есть заступление, и Святаго Израилева Царя нашего. Давид ублажает воспевающих Бога в любви и единомыслии (Никита). Пс.88:20.   Тогда глаголал еси в видении сыновом Твоим, и рекл еси: положих помощь на сильнаго, вознесох избраннаго от людей моих. Через «сынов Своих» — Пророков Бог «глаголал» о спасении язычников. Христос был «вознесен» на Крест и привлек к Себе заблудших (Златоуст, Афанасий). Пс.88:21.   Обретох Давида раба Моего, елеем святым моим помазах его. Эти слова сказаны Богом Отцом о Христе. Псалмопевец именует Христа «Давидом» , как от семени Его произшедшего; «рабом» — как явившегося в зраке раба. «Обретох Давида, сына Иессеева, мужа по сердцу Моему, иже сотворит все хотения Моя» (Деян. 13:22). Быть по сердцу Божию — значит любить Бога всем сердцем: «имеяй заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя» (Ин. 14:21). Потребны для Пастыря и труды многие, ибо он должен носить бремена всех (Афанасий, Августин, Димитрий). Пс.88:22.   Ибо рука Моя заступит его, и мышца Моя укрепит его. Пс.88:23.   Ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его. Пс.88:24.   И ссеку от лица его враги его, и ненавидящыя его побежду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

I. Четырнадцать 256 пунктов обещаний святейшего патриарха болгарам показывают темное положение их доныне, но не проливают большого света на будущее. II. В первом пункте епархиям «чисто болгарским» обещается архиерей из болгар, или знающий болгарский язык; следственно доныне даже «чисто болгарские» епархии не было сим обеспечены. Но как едва ли найдется болгарская епархия, в которой не было бы сколько-нибудь греков, то едва ли не всякой епархии можно будет отказать в исполнении нового обещания, по той причине, что она не чисто болгарская. Если бы обещание дано было епархиям, в которых население болгарское составляет значительное большинство: это было бы удовлетворительнее для болгар. III. Не обеспечивает болгар и второй пункт, который дает им право представлять кандидата на кафедру только «чисто болгарской» епархии, и дает только неопределенное обещание, что «просьба принята будет с благоволением». IV. В седьмом пункте обещается, что один или два болгарских митрополита будут заседать в патриаршем синоде. Но сие обещание лишается значения тем, что тут же прибавлено: «как было прежде», потому что прежде сего присутствование болгарского митрополита в синоде было бездейственно в отношении к пользе болгарских церквей. Более было бы надежды для болгар, если бы сказано было: два болгарских архиерея постоянно заседать будут в синоде, с общим правом суждения о делах церковных, и с особенным назначением представлять святейшему патриарху и синоду, что особенно нужным и полезным оказываться будет для болгарских церквей, по местным соображениям. V. В девятом пункте обещается официальное определение доходов болгарских епископов. Из сего видно, что доныне преобладал произвол, но не видно, будет ли облегчительно для болгар обещаемое официальное постановление. VI. В десятом пункте обещается болгарам богослужение на болгарском языке, но все также в епархиях «чисто болгарских». Следственно, где живут тысяча болгар и сто греков, там богослужение будет на греческом языке. VII. В тринадцатом пункте обещается, что патриаршие послания и церковные документы будут писаны на болгарском языке, но все также в епархиях «чисто болгарских». Следственно, доныне и в чисто болгарских епархиях народ слушал патриаршие послания и имел церковные документы на непонятном языке, да и впредь тому же подвержены будут тысячи болгар, если между ими живут десятки или сотни греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«26.08.88. Посетил Данилов монастырь. 28 .08.88 (воскресенье). Был на службе в Даниловом монастыре – Успение Божией Матери, большое скопление народа. Хотел приложиться к плащанице. Не удалось. Исповедовалось много народа. Заказал за здравие и упокой. Поставил 4 свечи. Одну – з целителю Пантелеимону. Настроение не очень хорошее. Пришел в больницу – наступило просветление. Душа отдыхает. Прилив любви к И. Х. и Владыке… 2 .09.88 (пят). Данилов монастырь: заказал о Владыке за здравие с акафистом. 3 .09.88. Данилов монастырь: причащался в 6 ч. утра. 4 .09.88. Данилов монастырь: на службе». Какая удача, что институт оказался рядом с Даниловым монастырем, открывшемся будто специально для Толи! Пока было тепло, он ходил туда чуть ли не каждый день. Для этого выходил из института в полшестого утра, говоря вахтеру, что идет на переговорный пункт. Звонит както в первые дни: «Я купил себе брюки. Правда, они дорогие». – «Сколько?» – «Пятьдесят рублей». – «Толя, ну какие же они дорогие?! Это совсем недорогие, нормальные брюки». – «Ты знаешь, они такие красивые: серые, из мягкой ткани. Я шел по улице, и все на меня смотрели». И это в Москвето, где никого ничем не удивишь! Если охарактеризовать это качество Толи одним словом, это – скромность. Он всегда стеснялся выделяться. Чуть позже я привезла ему старую кожаную куртку, в которой он еще студентом ходил по Воробьевым горам. Вот так мы и ходили по Москве: в СвятоДанилов монастырь, Новодевичий, Донской… Невозможно себе представить, что еще несколько месяцев назад мы ничего не знали о Церкви. «5.09.88. Из разговора по телефону узнал, что Владыка всю ночь не спал изза меня – молился. 10 .09.88. Были в Новодевичьем монастыре – причащались. Купили два образа-медальона И. Х. Был с Э. 11 .09.88. День Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Донском монастыре впервые помянули Владыку Гурия. 2 .10.88. В Новодевичьем монастыре причащались. 9 .10.88. Данилов монастырь – причастие. Исповедовался у старца. Поставил свечи за здравие и упокой. Купил 2 просфоры. Утром было сильное искушение не идти в монастырь. Несколько раз во время службы присаживался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Мы уже неоднократно говорили выше, что архиепископии ахридская почти с самого перехода своего под власть греков (при импер. Василии Булгаробойце в 1019 г.) до самого конца своего существования была вовсе не болгарскою, а совершенно греческою. Что касается до первых трех с половиною веков ее существования, или времени от падения первого болгарского царства до половины четырнадцатого столетия, то положительно и достоверно известно, что во все это время, за исключением 10 или 15 лет царствования болгарского Acehя II-ro (1296–1240 или 1245), архиепископы постоянно были из греков, а не из болгар. Во все это время, за исключением указанного краткого промежутка, архиепископия находилась в государственном отношении под властью не болгар, а постоянно греков; а поэтому, решим превратить ее из болгарской в греческую почти тотчас же после завоевания болгарского царства, они постоянно оставляли ее таковою в во все дальнейшее время своего владения ее территорией. С половины четырнадцатого до двадцатых годов пятнадцатого столетия областью архиепископии ахридской владели сербы, и об архиепископах ахридских за этот промежуток времени мы пока не имеем совершенно никаких сведений. Но что сербы, оставив неприкосновенными прежние права архиепископии (о чем выше), вовсе не думали посягать и на греческий характер состава ее правительственных лиц, это ясно видно из того, что престол ее назывался престолом греческим (см. выше после 13-го архиеп. Николая). Турки при своем завоевания нашли состав правительственных лиц архиепископии (разумеем самого архиепископа и подчиненных ему митрополитов и епископов) чисто греческим, и не думая о каких-нибудь намеренных или не намеренных изменениях, оставили его таким, каким нашли; а поэтому до самого конца ее существования он и оставался тем же греческим. Очень может быть, что в этот последний период времени архиепископы и подведомые им митрополиты и епископы не буквально все до одного постоянно были греки, и что изредка как на первую, так и на последние кафедры восходили болгары (и также сербы). Но, во-первых, эти мелькавшие между десятками греков единицы болгар не могут быть принимаемы в счет, и изменять общего характера дел к лучшему сколько-нибудь прочным образом были не в состоянии; во-вторых, эти единицы болгар во всяком случае могла быть только из болгар еллинофилов, т. е. из болгар отрекшихся и отказавшихся от своей народности, потому что при постоянном решительном преобладании на кафедрах диоцеза архиепископии архиереев-греков могли добиваться от них избрания именно только такие болгары – еллиофилы 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010