Жуковой пустыни мужской упразднённый, находился в Костромской Епархии при реке Салде. До Штатов 1764 года было за ним крестьян только 6 душ; по Штатам же обращён в приходскую церковь . Салолчевская или Солелейская Успенская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находится в Пензенской Епархии за Нижним Ломовым на реке Мокше. Самарский Новомосковский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Пустынно-Николаевский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Сергиевский монастырь См. Сергиев Самарский. Самарский Николаевский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасский монастырь Девичий, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Санаксарский Богородицкий монастырь Мужской общежительный заштатный или Сеноксарская пустынь, находится в Тамбовской Губернии и Епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трёх вёрстах, по дороге, пролегающей из оного города через Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нём строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному виду строений своих и прекрасному местоположению. Сеноксарским назван от окружающих монастырь сенокосов, Санаксарским же зовётся по просторечию. Основан этот монастырь в 7167 (1659) году, по усердию жителя города Темникова, писца Луки Евсюкова, который, желая устроить монастырь в окрестностях города, убедил из одной обители (а которой именно, неизвестно) прийти Игумена Феодосия для основания и учреждения обители. Феодосий по приглашению его пришёл на это место и, пленившись красотой оного, решился остаться тут навсегда, и пособием приобщившейся к нему ещё братии и помянутого Евсюкова, сперва построил часовню, потом начал расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию. Жители города Темникова и окрестные обыватели, видя добродетельное их житие и умножение братии, в 7177 (1669) году обще с ними просили Святейшего Патриарха Иоасафа всероссийского в дозволении построить на том месте церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, и быть тут для монашествующих пустынному монастырю; по сему прошению их того же года, Октября 30 дана от Святейшего Патриарха благословенная грамота, и вскоре по оной храм сооружён, а в 7184 (1676) по прошению оного Игумена Феодосия с братией, по грамоте же Святейшего Патриарха Иоакима освящён, и тогда же к этой пустыни даны земля и лесные угодья, которые в 7193 (1685) году писцом Дмитрием Полочениновым и отмежёван.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Находился в Дмитровском уезде (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. 4, стр. 360). Хлыновский Богословский Подгородный монастырь См. Подгородный Хлыновский Богословский. Хлыновский Преображенский монастырь 3 класса девичий, находится в городе Вятке. См. Вятский Преображенский. Хмелевская Васильегорская пустынь Мужская упразднённая, находилась прежде в Казанской, а ныне в Нижегородской Епархии при уездном городе Василе в подгородной слободе Хмелевке. Холмогорский Успенский монастырь См. Успенский Холмогорский. На Холонье Николаевский монастырь См. Николаевский на Холонье. Холопей Так именовался бывший в старину монастырь на устье реки Мологи, впадающей в Волгу, расстоянием от уездного Тверской Губернии города Кашина в 70 вёрстах (см. книгу Большого Чертежа, стр. 207). Холуйский Троицкий монастырь Мужской упразднённый, находился в Суздальской, а ныне Владимирской Епархии в селе Холую. Холуницкий Богословский монастырь Мужской упразднённый, находился в Вятской Епархии в Слободском уезде. Крестьян было за ним с приписными монастырями 262 души. Прибавление Хотимская пустынь Мужская. Находилась в Суздальском уезде в Решемской десятине в селе Хотимле. Ныне и следов не видно этой пустыни. Хорошевский Харьковский Вознесенский монастырь Девичий 2 класса, находится в Слободской Украинской Епархии в Харьковском уезде от города Харькова в 15 вёрстах, при селе Хорошеве на горе над рекой Улой. Когда построен, сведений достоверных не имеется; известно только, что ещё в начале XVII столетия Игуменья Александра с сёстрами просили Великого Государя, чтобы дать им под монастырь земли с угодьями в Харьковском уезде в селе Хорошеве и по грамоте Питирима, Митрополита Сарского и Подонского, настольной, данной бывшей старице Александре, велено быть ей в Харьковском Хорошевском девичьем монастыре Игуменьей и монастырь строить. В 1721 году этот монастырь разбойниками разграблен. Хотмышский Богородицкий Знаменский монастырь Курской Епархии, с 1764 года заштатный мужской, построен был сперва при городе Хотмышске и потом перенесён на другое место, от города расстоянием в пяти вёрстах к реке Локни. Настоятельство было в нём сперва Игуменское, а потом, до Штатов 1764 года, – Архимандричье. Крестьян имелось 362 души. В монастыре сем есть явленная чудотворная Икона Казанской Божьей Матери, в 1725 году по Указу Святейшего Синода перенесённая из Карповской пустыни. Хотмышский Покровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

См. Греческий Екатерининский. Екатерининский Минский монастырь Упразднённый. Находился внутри Губернского города Минска. В 1795 году обращён был в Кафедральный собор, но в 1799 году по представлению Преосвященного Иова, Архиепископа Минского, и Губернатора Карнеева, по неспособности, обращён в приходскую церковь . См. Минский Петропавловский. Екатеринолебежская Черноморская Николаевская пустынь См. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская. Добавление из VI тома Екатеринолебежская Черноморская Николаевская пустынь См. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская. Екиманский Полонищкий или с Полонища монастырь Псковской Епархии упразднённый девичий. Находился близ города Пскова и был безвотчинный. Елабужский Троицкий монастырь Упразднённый мужской. Находился в Казанской Епархии. Елатмский Рожественский монастырь Упразднённый мужской. Находился в Рязанской Епархии при посаде Елатме, что ныне уездный город Тамбовской Епархии. См. Гелатмовский Рожественский. Елатмский Успенский монастырь Упразднённый женский. Находился близ вышеупомянутого монастыря. Елгомская пустынь Упразднённая. См. Егломская. Елецкий Богородицкий монастырь Женский. Находился от древних времён в городе Ельце, Губернии Орловской, но кем и когда построен, неизвестно. Уничтожен же при Штатах 1764 года: однако же и ныне там по произволению своему в нескольких кельях живут старицы под начальством избранной самими ими наставницы. Крестьян было за монастырём сим 12 душ. Елецкий Троицкий монастырь Мужской 3 класса. Был сперва Орловской Губернии, в уездном городе Ельце. О начале сего монастыря точного известия нет; а можно думать, что по древности города и оный древен, и построен ещё от Елецких удельных Князей, княживших в оном с XII столетия. Название Троицкого имел он по находящемуся в нём храму, а Елецким от города. Но поскольку там церковь и братские жилища были ветхи, то Указом Святейшего Правительствующего Синода, по Именному Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II Указу в 1775 году переведён этот монастырь с прежним его наименованием в Троицкий же нынешней Тамбовской Губернии Лебедянский монастырь, который тогда оставался за штатом. За монастырём сим крестьян было 273 души. Елецкий Успенский Черниговский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь был образован 17 июля 2002 года. На проходившем в этот день заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение удовлетворить прошение Епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) о преобразовании Казанского прихода села Чимеево в Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Первое упоминание о селе Чимеево относится к 1681 году. Именно в это время на берегу реки Нияп (приток Тобола) поселился раб Божий по фамилии Чимеев. Он был каторжником, за что отбывал наказание - точно неизвестно, но когда кончился срок приговора, он принял решение остаться в Зауралье. Вскоре после этого к нему стали присоединяться другие люди и со временем образовалось поселение, которому власти присвоили статус слободы. В один светлый и солнечный день дети, игравшие недалеко от реки, увидели, как по ней медленно, стоя вертикально и против течения, плывет большая икона Пресвятой Богородицы. Икона остановилась напротив того места, где играли дети, которые к этому времени уже успели позвать взрослых посмотреть на чудо. С благоговением и молитвами икону достали из реки и торжественно перенесли в храм в честь Константина и Елены. В знак благодарности и любви к Царице Небесной жители Чимеево и близлежащих сел и деревень пожаловали для иконы ризу, украшенную дорогими камнями. Большой вклад в это дело сделал житель чимеевской слободы Иван Федорович Москвин. Его трудами и пожертвованиями было произведено много строительно ремонтных работ в храме и на его территории, на его средства приобреталась различная церковная утварь. В 1887 году церковь совершенно пришла в ветхость, и на приходском собрании в августе того же года было принято решение обратиться к Епископу Тобольскому Авраамию с просьбой дать благословение на строительство нового храма. Отцом Иаковом Серебренниковым было составлено прошение и отправлено к Владыке. 26 января 1888 года было получено благословение на строительство нового храма в честь явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы на прежнем месте. 7 мая 1889 года совершилась закладка нового храма, которую совершил благочинный округа отец Александр Елеонский и отец Иаков Серебренников. 21 мая 1890 года состоялось торжественное освящение храма в честь Казанской иконы Божьей Матери. Чин освящения, а также первую Божественную Литургию возглавил благочинный отец Александр Елеонский в сослужении отца Иакова и духовенства соседних приходов. 26 июля 1893 года вместо отца Иакова Серебренникова в Казанский храм села Чимеево был назначен отец Василий Соколов.

http://sobory.ru/article/?object=06062

Архимандрит Герман стал в 1564 году вторым архиепископом Казанским после святителя Гурия . Свияжский мужской монастырь в настоящее время является главным миссионерским центром Казанской епархии. Типография, которая появилась там для печатания Священного Писания и богослужебных книг была известна при святом Германе намного раньше, чем типография Фёдорова Ивана в Москве. Свияжск известен многим, как место крещения сотен и тысяч местных жителей, таких как татары, мордва, чуваши, марийцы. В середине 18 века в Успенском мужском монастыре размещалась Новокрещенская Контора, которую закрыли в 1764 году. С 16 по 18 века монастырь считался самым богатым монастырём в районе Среднего Поволжья. Он был в списке двадцати самых богатых монастырей в России. У него в 1764 году было семь тысяч двести мужчин крестьян. Это примерно такое же число, сколько было тогда всего во всех других монастырях Казанской епархии. После монастырской реформы, которая проходила в 1764 году, монастырь получил высший первый класс среди монастырей России. Он был тогда одним первоклассным во всей Казанской епархии до 1809 года. А в 1809 году такой статус был дан ещё Казанскому Богородицкому монастырю. В 19 веке после бедственного положения Свияжска, а также после обращения церковных и монастырских земель в светское владение, мужской монастырь так же пришёл к упадку. Тогда в нём было сто человек, а уже к началу 20 века осталось всего лишь немногим более двадцати монахов и послушников. В то время доходы монастыря были намного ниже доходов большинства других монастырей епархии. В августе 1918 года убили последнего настоятеля монастыря епископа Свияжского Амвросия. В 2000 году его прославили в лике Собора новомучеников России. Где находится его могила, до сих пор не известно. В это смутное время монастырь закрыли и разграбили. Мощи святого Германа боли также вскрыты и растащены. Сейчас сохранилась только небольшая их часть. Её и поместили в символическую раку. В советские времена на территории монастыря располагалась психиатрическая больница. Только в 1994 году больницу перевели из монастыря, и в 1997 монастырь опять был официально открыт. Архитектура Свияжского мужского монастыря имеет высокую историческую ценность. Равных ему в Среднем Поволжье нет до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=01000

С течением времени монастырь ко 2 половине XIX века пришел в упадок. Архипастырь Антоний, посетив монастырь в 1869 году, дал предложение Консистории об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. Граждане Цивильска, дорожившие монастырем и хранившейся в монастыре святой иконой Тихвинской Божией Матери, как памятником избавления их от грабежа и истреблений напавших на город разбойников из шайки Стеньки Разина, просили Его Высокопреосвященство сохранить монастырь. 25 сентября 1869 года, цивильские граждане составили приговор, что они не желают, чтобы монастырь был закрыт. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через консисторию: преобразовать мужской монастырь в женский. Замечено его Высокопреосвященством: " женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством, чем мужские и что желающих поступить в женские обители больше, чем в мужские обители " . Обстоятельство это побудило начать дело по преобразованию мужского монастыря в женскую обитель. Было предложено гражданам Цивильска принять участие по укреплению берега реки Цивиль, на котором расположен монастырь. Просьба жителей города по сохранению монастыря была принята, и из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель. Настоятельницей монастыря стала монахиня Херувима, приехавшая в монастырь в марте 1871 года. Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери (построен в 1886 году). Также В. Никитин практически полностью перестроил на свой счет весь монастырский комплекс. Обитель имела начальную школу для девочек братства Св. Гурия, затем церковно-приходскую. На территории располагалась больница.

http://sobory.ru/article/?object=05010

В 1937 году, когда была объявлена пятилетка по окончательному уничтожению религии, храм закрыли. Отец Александр был расстрелян. Место его последнего упокоения неизвестно. В 1943 году храм переоборудовали под зерносклад.  В 1947 году по просьбам прихожан храм вернули верующим. 10 апреля указом Епископа Свердловского и Ирбитского Товии настоятелем храма назначается протоиерей Петр Трофимов. В день Вознесения Господня и день перенесения Святых мощей Святителя и Чудотворца Николая в храме после долгого перерыва совершается первая Божественная Литургия. В 2002 году Казанский храм указом Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода был преобразован в Казанско-Богородицкий мужской монастырь. В 2003 году по просьбе Преосвященнейшего Георгия, Епископа Нижегородского и Арзамасского, образ Чимеевской Божьей Матери находился в Нижнем Новгороде в древнем Вознесенском-Печерском мужском монастыре. В этом же году на территории монастыря началось строительство храма в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». В 1990-х годах стали собираться и записываться чудотворения от Чимеевского образа Пресвятой Богородицы. В 2004 году все эти документы были доставлены в Москву в Синодальный отдел по канонизации Святых. В том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия Чимеевский образ Пресвятой Богородицы был включен в месяцеслов чудотворных икон Божьей Матери. В этом же году на территории обители был заложен фундамент келейного корпуса. В 2005 году, в год шестидесятилетия победы Советского народа над фашистской Германией, состоялся воздушный крестный ход с Чимеевской Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы над пределами Курганской области. Были посещены четыре населенных пункта области. На востоке город Петухово, на западе город Щучье, на севере районный центр Шатрово, на юге Звериноголовское. За время проведения крестного хода и пребывания чудотворного образа в этих районных центрах к чудотворному образу смогли приложиться более тридцати тысяч человек. В этом же году началось строительство келейного двухэтажного корпуса с домовым храмом в честь Преподобного Серафима Саровского. Незадолго до престольного праздника в честь Казанской иконы Божьей Матери были освящены и установлены новые позолоченные купола на Казанский храм. 15 июля 2007 года, в день положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме, на чудотворный образ была положена и освящена новая риза, которая изготовлялась Тюменскими ювелирами более пяти лет. 17 сентября были торжественно освящены и установлены купола на келейном корпусе.

http://sobory.ru/article/?object=06062

В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе. В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча». На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а также много скульптур, создаваемых монастырским послушником, профессиональным скульптором В. Н. Савельевым. Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. По преданию, однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбуждённо прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу. До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор. Софийская церковь, построенная в конце XVIII века. Храмы [ править править код ] Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Икона Пресвятой Богородицы " Грузинская " - 4 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Раифский_Богор...

Смертоносный ураган безбожия пронесся над Нижнеломовским Казанско-Богородицким мужским монастырем в 1920 году. «Постановлением» Нижнеломовского Уисполкома от 16 августа 1920 года монастырь был «упразднен». Монахи были изгнаны, иные из них арестованы и сосланы в лагеря. Сведений о бывших насельниках обители сохранилось немного. Известно, что последнего Настоятеля архимандрита Леонтия принудили покинуть обитель в 1932 году, из чего можно заключить, что молитвенная лампада до этого времени в обители еще теплилась. По всей вероятности, с ним в обители оставались до 30-х годов иеро-монахи Стефан и Владимир. Многие бывшие насельники монастыря прославили Бога мученическим и исповедническим подвигом. Имена их чрез время откроет Господь. Известны многие исповедники, но окончание их жизненного пути сокрыто. Очень вероятно, что такие исповедники окончили свой жизненный путь мученически. В монастыре начинал свой монашеский путь иеромонах Серафим. Родился он в 1903 году. В юности поступил в Нижнеломовский Казанский монастырь. После закрытия монастыря он воспринял монашеский постриг в городе Саранске при епископе Филиппе (Перове). В 1927 году о. Серафим рукоположен был во иеромонаха. В 1937 году он был арестован и сослан в лагеря Коми АССР. Дальнейший жизненный путь его неизвестен. Упоминается людьми, что его отец, будучи вдовцом, поступил в Казанский монастырь и был пострижен в монашество с именем Нифонт. Сестра о. Серафима инокиня Марфа была насельницей Нижнеломовского Свято-Успенского женского монастыря. Одним из исповедников Христовых был иеромонах Мартирий (Гарин Михаил Петрович). Он родился 6 ноября 1875 года в деревне Михалевке Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Получив начальное образование, он поступил в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь, в котором был пострижен в монашество с именем Мартирий и рукоположен в сан иеродиакона. В 1922 году о. Мартирий был рукоположен в сан иеромонаха и служил в с. Подхватиловка Нижнеломовского района. 16 декабря 1936 года иеромонах Мартирий был арестован Нижнеломовским РО УНКВД и содержался под стражей в тюрьме города Пензы. 27 марта 1937 года постановлением Особого Совещания при наркоме внутренних дел СССР он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на пять лет ссылки в Казахстан. 18 мая 1989 иеромонах Мартирий заключением прокуратуры Пензенской области был реабилитирован.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

Затем, по отзыву Воронежской Консистории, оставлены за штатом пять монастырей на своем содержании. Успенский Донецкий, Преображенский Толшевский, Преображенский Семилуцкий, Вознесенский Коротоякский, Успенский Дивногорский. Три монастыря мужских – Троицкий Битюцкий, Троицкий Лысогорский и Преображенский Шатрищагорский решено «по приличности и по недостатку доходов упразднить и приходскими церквами учинить», а монахов этих монастырей перевести в штатные монастыри Алексеевский и Елецкий, где братии не достает 12 человек до штатного положения. Затем женские монастыри Елецкий Богородицкий, Острогожский, Пятницкий и Усманский Успенский также упразднялись, с размещением монахинь по оставшимся в штате монастырям. Три монастыря донских казаков – Троицкий Мигулинский, Преображенский Устьмедведецкий и Вознесенский Кременский – «по их особливому состоянию и от Войска Донского довольствию» – оставлены в прежнем положении, и реформа пока не коснулась их – до 1786 года. В Синодальном указе совсем не упоминаются монастыри Белоколодский мужской и Казанский женский, – знак, что к этому времени они уже прекратили свое существование. Чтобы судить о том, как осуществлена была реформа в Придонье, приведем список монастырей с указанием их численного состава. Из приведенного списка видно, что два монастыряКазанский Коротоякский и Лебедянский женские и Преображенско-Белоколоцкий мужской даже не упоминаются, – знак, что они и без реформы 1764 года прекратили свое существование. Монастыри – Битюцкий, Шатрищевский и Лысогорский, назначенные к упразднению «по приличности и по недостатку доходов», тоже едва влачили свое существование. Разграбление Битюцкого монастыря в 1762 г. и недостаток братии во всех этих монастырях делал и существование их без внешней поддержки невозможными. В 1764 году сгорел Троицкий Лебедянский монастырь. Сгорело все – и братские кельи, и две церкви (Успенская и Ильинская) с утварью и иконами. Обгорела колокольня, колокола упали и частью разбились, частью растопились, уцелел лишь большой колокол.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010