В сент. 2009 г. выехал в Пензу как секретарь назначенного временно управляющим Пензенской и Кузнецкой епархией Люберецкого еп. Вениамина (с 31 мая 2010 по 25 дек. 2013 правящий архиерей Пензенской епархии, затем митрополии). 8 июля 2010 г. Н. принят в клир Пензенской епархии и зачислен в братию Преображенского подворья нижнеломовского Казанско-Богородицкого муж. мон-ря (с 26 июля того же года - пензенский Преображенский мон-рь). 12 июля 2010 г. в Петропавловской ц. в Арбекове (микрорайон Пензы) рукоположен еп. Вениамином во иерея. 18 авг. того же года стал и. о. наместника Преображенского мон-ря, 11 нояб. 2010 г. назначен председателем редакционно-издательского отдела Пензенской епархии и одновременно главным редактором ж. «Пензенские епархиальные ведомости» и газ. «Пензенский православный собеседник». 8 апр. 2011 г. стал наместником Преображенского мон-ря (до дек. 2014), был возведен в сан игумена, с 12 марта 2012 г. также настоятель Тихвинского скита Преображенского мон-ря, вновь открытого у св. источника в Шемышейском р-не Пензенской обл. С авг. 2012 по дек. 2013 г. являлся председателем епархиального суда Пензенской епархии. 10 янв. 2013 г. назначен благочинным мон-рей Пензенской епархии. В 2012 г. стал редактором альманаха «Пензенский летописец», под рук. Н. подготовлены иллюстрированное издание ««Верую в силу Божию»: Жизнеописание и труды митр. Пензенского и Нижнеломовского Вениамина» и альбом «Богохранимый край», посвященный 350-летию Пензы. 19 марта 2014 г. решением Синода избран епископом Кузнецким и Никольским, правящим архиереем Кузнецкой епархии (выделена из Пензенской епархии в июле 2012). 28 марта того же года в пензенском Преображенском мон-ре возведен в сан архимандрита Пензенским и Нижнеломовским митр. Серафимом (Домниным) . 12 апр. наречен во епископа в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве. Архиерейскую хиротонию Н. 18 мая 2014 г. в Марфо-Мариинской обители милосердия Москвы возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . В 2014-2016 гг. продолжал заочно обучаться на историческом отд-нии магистратуры при Николо-Угрешской ДС. 20 июня 2016 г. защитил магист. дис. «Православие в Кузнецке: Опыт церковно-исторического исследования (кон. XVII - нач. XX в.)». По результатам защиты Н. присуждена квалификация «церковный историк» и степень магистра богословия.9 июля 2019 г. решением Синода назначен правящим архиереем новообразованной Тольяттинской епархии с титулом «Тольяттинский и Жигулёвский» с освобождением от управления Кузнецкой епархией и выражением благодарности за понесенные архипастырские труды. 21 июля того же года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тольятти торжественно встретили нового правящего архиерея. 29 окт. утверждён в должности священноархимандрита Воскресенского мужского монастыря городского округа Тольятти Самарской области.

http://pravenc.ru/text/2565134.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митрофан (Серёгин), еп. Сердобский и Спасский. Фотография. 2015 г. (Серёгин Михаил Петрович; род. 7.08.1972, Пенза), еп. Сердобский и Спасский. В 1987 г. окончил школу, в 1990 г.- профессионально-техническое уч-ще. В 1990-1992 гг. проходил воинскую службу. С 1 июня 1990 г. по благословению Пензенского и Саранского архиеп. Серафима (Тихонова) стал служить чтецом и певчим в ц. свт. Митрофана, еп. Воронежского, в Пензе. 10 дек. 1992 г. был назначен псаломщиком в той же церкви. 27 дек. 1992 г. архиеп. Серафимом рукоположен во диакона и определен в клир Покровского собора Пензы. 11 апр. 1993 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1993 г. назначен настоятелем Троицкой ц. с. Ершова Белинского р-на Пензенской обл. 15 июля того же года переведен на должность настоятеля молитвенного дома в честь Рождества Христова пос. Земетчино Пензенской обл. и Покровской ц. дер. Ниловка Земетчинского р-на. 24 авг. 1993 г. в Скановом во имя Святой Троицы монастыре близ с. Наровчат принял постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. В 1996-1999 гг. обучался в Московской ДС. 5 мая 1997 г. был назначен наместником вновь открывшегося Тихвинской иконы Божией Матери монастыря в с. Вадинск. 9 июля 1998 г. возведен в сан игумена. За время служения М. в обители были восстановлены 2 храма, колокольня с надвратной церковью, братский и трапезный корпуса, устроен хозяйственный двор, создано приусадебное хозяйство. Был отреставрирован Преображенский храм г. Пензы, до 2008 г. бывший подворьем Тихвинского монастыря. В 2008 г. начал действовать Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовский мужской монастырь , также бывший до этого подворьем. В 1999 г. при Тихвинском мон-ре была организована 2-годичная воскресная школа. В 2001 г. открыт краеведческий музей. С 2002 по 2008 г. М. выполнял обязанности благочинного 10-го округа и благочинного мон-рей Пензенской епархии. Возглавлял монастырский отдел Пензенской епархии. В 2012 г. возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2563444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Георгий (Орлов). Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) (Орлов Георгий Поликарпович; 1840, с. Подхватиловка Нижнеломовского у. Пензенской губ.- 11.06.1912, г. Ялта Таврической губ.), архиеп. Астраханский и Енотаевский. Род. в семье диакона. Окончил Нижнеломовское ДУ, учился в Пензенской ДС. В 1858 г. поступил в Тобольскую ДС, в 1859 г. был переведен в Томскую ДС, к-рую окончил в 1860 г. В 1861 г. Орлов был рукоположен во иерея Томским еп. Порфирием (Соколовским) , служил в Казанской ц. Чарышской ст-цы. В 1866 г. овдовел. 18 июня 1868 г. переведен в томский кафедральный Богоявленский собор. Состоял законоучителем во Владимирском приходском уч-ще и в Мариинском детском приюте, секретарем и казначеем епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1870 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1874 г. со степенью канд. богословия за сочинение о распространении христианства в Сибири в XVII в. Служил преподавателем греч. языка в Томской ДС, с 1877 г.- инспектором, с 1878 г.- ректором Томской ДС, с 17 окт. 1881 г.- инспектором Благовещенской ДС, с 1885 г.- ректором Благовещенской ДС. В 1883 г. Орлов был возведен в сан протоиерея, 6 апр. 1889 г., после пострижения в монашество, возведен в сан архимандрита. 26 окт. 1892 г. Г. был назначен епископом Селенгинским, 1-м викарием Иркутской епархии. Хиротонию 24 янв. 1893 г. в иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре совершили Иркутский еп. Тихон (Троицкий) и Киренский еп. сщмч. Агафангел (Преображенский) . 12 марта 1894 г. назначен епископом Забайкальским и Нерчинским. В том же году в Чите организовал духовную консисторию, в 1895 г.- епархиальное жен. уч-ще, приобрел место для ДС. 27 сент. 1898 г. перемещен на Тамбовскую и Шацкую кафедру. Состоял почетным членом губ. ученой архивной комиссии, в 1902 г. открыл отд-ние Палестинского православного общества . 27 апр. того же года Г. был назначен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Прибыл в Астрахань 17 мая и включился в подготовку празднования 300-летнего юбилея Астраханской епархии, к-рое проходило 17-19 мая 1903 г.

http://pravenc.ru/text/164277.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННИКИЙ Иоанникий (Никифорович-Полонский), архиеп. Подольский. Фотография с портрета XIX в. из древлехранилища Подольского епархиального историко-статистического комитета (РГБ) Иоанникий (Никифорович-Полонский), архиеп. Подольский. Фотография с портрета XIX в. из древлехранилища Подольского епархиального историко-статистического комитета (РГБ) (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742, мест. Полонное, ныне город Хмельницкой обл., Украина - 7.02.1819, Каменец-Подольский), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье мельника Никифора Беркута в юго-вост. части Волыни, входившей в то время в состав Речи Посполитой. Родители Николая погибли ок. 1752 г., во время набега крымских татар, мальчик воспитывался в семье дяди. На деньги, унаследованные Николаем от отца, в кон. 50-х гг. XVIII в. был отправлен учиться в Киево-Могилянскую академию. В академии Николай принял монашеский постриг. По окончании полного курса наук был рукоположен во иерея и назначен преподавателем Смоленской ДС. В 1777 г. переведен в С.-Петербург, определен законоучителем в имп. Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В исторической лит-ре иногда упоминается, что в 1778 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем владимирского монастыря равноапостольных Константина и Елены. Однако, согласно П. М. Строеву , в 1777-1779 гг. настоятелем этой обители был архим. Дорофей (Возмуйлов; впосл. епископ Феодосийский). В мае 1779 г. по приглашению Тамбовского еп. Феодосия (Голосницкого) , ранее также обучавшегося в Киево-Могилянской академии, И. переехал в Тамбов, где стал 1-м ректором недавно основанной ДС. При организации учебного процесса в семинарии использовал опыт Киево-Могилянской академии. Ввел полный курс философских и богословских наук, пригласив в качестве преподавателей выпускников Киево-Могилянской академии. Первыми учениками стали уроженцы Тамбовской епархии, переведенные из Рязанской, Воронежской и др. семинарий. Одновременно И. являлся настоятелем нижнеломовского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря , в стенах к-рого располагалась семинария, и членом Тамбовской духовной консистории. В 1779 г. освятил в мон-ре ц. Всех святых. Занимался строительством здания ДС в Тамбове, был обвинен в растрате, но оправдан во время следствия. В 1784 г. назначен настоятелем черниговского Троицко-Ильинского мон-ря, однако в связи с преобразованием обители в архиерейский дом так и не приступил к обязанностям и вскоре был возвращен на прежнее место службы. В янв. 1790 г. назначен настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня монастыря с определением первенствующим членом Нижегородской духовной консистории. С февр. 1794 г. И.- настоятель Донской иконы Божией Матери московского монастыря и член Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/577982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781, г. Коломна Московской губ.- 15.01.1842, Москва), еп. Архангельский и Холмогорский. Род. в семье священника. Окончил Коломенское ДУ и московскую Славяно-греко-латинскую академию (1807). С 1809 г. преподавал в той же академии катехизис и нем. язык. В 1810 г. принял монашество. С 9 окт. 1810 г. ректор Пензенской ДС. С 1812 г. архимандрит, настоятель пензенского Спасского мон-ря, с 1815 г. настоятель нижнеломовского Казанского мон-ря, с 10 сент. 1821 г. ректор Ярославской ДС и настоятель ярославского Толгского мон-ря . Хиротонисан 14 февр. 1826 г. во епископа Архангельского и Холмогорского. Заботами А. выстроено неск. каменных зданий архангельского архиерейского дома («двора»). В 1828 г. А. получил от Святейшего Синода выговор за данное им благословение на закладку англикан. церкви в Архангельске (11 июня 1828) и совершение молебна при ее основании. Святейший Синод «нашел поступок» А. «весьма необдуманным, хотя произошедшим, вероятно, от доброго намерения». С 14 сент. 1830 г. на покое в московском Донском мон-ре , затем в Новоспасском , где и скончался, погребен в монастырской Знаменской ц. А. известен проповедями и переводами нравоучительной лит-ры с нем. и англ. языков, получившими одобрение Московских митрополитов Платона (Левшина) и свт. Филарета (Дроздова) . Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 108. 343, 875, 876, 879, 977, 978; Оп. 109. 1039; Оп. 110. 532; Оп. 111. 561; Здравомыслов. Л. 73. Соч.: Слово в неделю Православия. СПб., 1821; Слово в день рождения Е. И. В. Имп. Александра Павловича. СПб., 1822. Пер.: Тиц И. Зрелище Креста Христова: Пер. с нем. СПб., 1810; Джонес Т. Еммануил: Пер. с англ. М., 1828; Бакстер Р. Пища ежедневная для христиан: Пер. с англ. М., 1831; он же. Воззвание к новообращенным: Пер. с англ. М.,1835; он же. О вечном покое святых: Пер. с англ. М., 1841; Иерузалем И.-Ф. Руководство к познанию Спасителя мира: Пер. с нем. М., 1845. Лит.: Некролог//Москвитянин. 1842. Т. 3. С. 278-279; [Морошкин М. Я.] Заложение английской церкви в Архангельске в 1828 г.//ДНР. 1876. Т. 1. С. 392-395; Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 2. С. 457-458; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 1. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/62378.html

В 1999 г. образован епархиальный редакционно-издательский отдел, в 2009 г. создана пресс-служба епархии, в 2010 г. основаны епархиальное телевидение (с 2011 на телеканале «Союз» выходит еженедельная программа «Вопросы веры») и епархиальная радиопрограмма «Мир Православия» (еженедельно на волнах «Радио России из Пензы»). В 2015 г. учрежден научно-редакционный совет по подготовке полного собрания творений еп. свт. Иннокентия Пензенского, председателем совета стал митр. Серафим. За последующие 4 года, к 200-летию со дня преставления еп. свт. Иннокентия, впервые подготовлены подробное жизнеописание святителя в 2 томах и полное собрание его творений в 10 томах. Редакционно-издательский совет также подготовил ряд изданий, посвященных истории Пензенской епархии, Пензенским архиереям, храмам Пензенской митрополии, людям, пострадавшим за веру на Пензенской земле, и др. Святыни Мощи: еп. свт. Иннокентия (Смирнова; в Успенском кафедральном соборе), свящ. священноисп. Иоанна Калинина Оленевского (в Сергиевской ц. с. Соловцовка Пензенского р-на), блж. Иоанна Паташева Кочетовского (в Михаило-Архангельской ц. с. Кочетовка Каменского р-на); крест-мощевик (дар Иерусалимского патриарха Мелетия ) с частицами мощей 10 святых (в пензенском Преображенском муж. монастыре); ковчеги с частицами мощей 82 киево-печерских святых (в нижнеломовском Успенском жен. мон-ре и в Покровском архиерейском соборе Пензы). Чудотворные иконы: Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери (1643; в нижнеломовском Казанском муж. монастыре), Пензенская Казанская икона Божией Матери (1663; в Митрофановской ц. Пензы), икона св. Иоанна Предтечи - Ангела Пустыни (ранее 1721; в нижнеломовском Казанском муж. мон-ре). Е. П. Белохвостиков Архиереи Еп. Гаий (Такаов; 16 окт. 1799 - 10 янв. 1808), еп. Моисей (Близнецов-Платонов; 23 марта 1808 - 28 мая 1811), еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 15 сент. 1811 - 8 февр. 1819), Тамбовский еп. Иона (Василевский; 8 февр.- 2 марта и 10 окт.- 9 нояб. 1819, в. у.), еп. свт. Иннокентий (Смирнов; 2 марта - 10 окт.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В фортификационных сооружениях Золотарёвского городища специалисты обнаруживают следы влияния визант. традиций, что является косвенным доказательством пребывания в этих краях не только славян-христиан, но и греков. Первые храмы в регионе были построены после вхождения земель в состав Русского гос-ва и начала рус. колонизации. Главный центр колонизации региона - г. Шацк - принадлежал к Рязанской епархии (см. ст. Рязанская и Михайловская епархия ), однако все возникавшие в XVII в. города региона (В. Ломов, Н. Ломов, Керенск, Пенза) с начала своего существования входили в Патриаршую область . Шел постепенный процесс христианизации местного населения - мордвы, массовое крещение к-рой завершилось к 40-м гг. XVIII в. В 1643 г. на роднике близ г. Н. Ломов явилась Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери - 1-я правосл. святыня Пензенской земли; в 1648 г. на месте ее явления был основан первый в регионе Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовский мужской монастырь . К сер. XVII в. относится и возникновение Троице-Сканова мон-ря (см. Сканов во имя Святой Троицы женский монастырь ). В посл. трети XVII в. открыты верхнеломовский Успенско-Николаевский жен. мон-рь (основан ранее 1671 на Салолейской горе близ с. Лукина Поляна Нижнеломовского у., в 1688-1689 перенесен в В. Ломов; упразднен в 1764), пустынь Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи (позднее Иоанно-Предтеченский мон-рь) близ Пензы (упом. с 1674; упразднен в 1723), пензенский в честь Преображения Господня мужской монастырь (1688/89), пензенский во имя Святой Троицы женский монастырь (1692). В 1721-1742 гг. храмы и мон-ри на территории совр. П. о. относились к Синодальной области . К 1724 г. в Пензенскую десятину входило 113 храмов, в Верхне- и Нижнеломовскую - 105, Керенскую - 45, Саранскую, Мокшанскую и Починковскую - 196, Краснослободскую - 35 ( Покровский. 1913. С. 156. Примеч.). В 30-х гг. XVIII в. в пензенском Преображенском мон-ре действовало ДУ - 1-е учебное заведение региона, в к-рое, согласно уставу, принимали детей священно- и церковнослужителей Пензенского, Саранского и Инсарского уездов ( Бахмустов С.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Русская Пенделка Кузнецкого р-на (1767). Все они относятся к типу восьмерик на четверике, имея отличия в завершении центральной части и количестве притворов трапезной. Выразительный пример этого типа среди монастырских построек - храм во имя прп. Сергия Радонежского Казанского нижнеломовского монастыря (1742, утрачен). Двухъярусная колокольня соединялась трапезной в 2 окна с четвериком основного объема храма, завершенного 2 убывающими восьмериками с малой главкой. В 1854 г. все стены храма внутри и снаружи были расписаны масляными красками на сюжеты Жития святого «наподобие церквей Сергиевской Лавры» и обновлены в 1887 г. художниками Н. Макаровым внутри и Косогоровым - снаружи. В стилевом отношении архитектура храмов этого периода представляет собой переплетение петровского барокко с чертами древнерус. архитектуры. Нехарактерный пример 2-уровневого четверика в усадебном храме типа восьмерик на четверике - Никольская церковь в с. Чаадаевка Городищенского р-на (1764, утрачен). К 2-уровневому четверику примыкали 2-уровневая трапезная и такая же апсида, что позволяло устроить неск. престолов в центральной части. Подобное решение встречается в усадебных храмах Пензенского края единственный раз, чаще оно использовалось в соборах крупных мон-рей того времени, что, возможно, было продиктовано желанием обеспечить их большую вместимость. Сегодня на территории П. о. известны 2 таких собора: Преображенский в Спасо-Преображенском муж. мон-ре в Пензе (1725) и Тихвинский в Богородицком Керенском мон-ре в г. Вадинске (1762). Четверики обоих соборов завершены ложным пятиглавием. Известно немногим более 50 храмов, построенных в XVIII в., из к-рых сохранились 30. В стилевом отношении почти все они отражают смешение древнерус. форм и новых приемов петровского барокко. Помимо криволинейных элементов, к новым формам декора относится увеличение крутизны купола храма с появлением характерных окон-люкарн, замена шатра на колокольне куполом со шпилем. Эти приемы использованы в Успенском храме в с.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Особенностью русской Ж. л. в XVII в. стало появление большого числа сказаний, посвященных чудотворениям от местночтимых икон, прежде всего Божией Матери (образов «Знамение», «Одигитрия», «Умиление», Рождества и Успения Пресв. Богородицы, многочисленных списков Владимирской, Казанской, Смоленской, Тихвинской икон, см.: Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B.; Wiesbaden, 1990), а также Нерукотворного образа Спасителя, Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца (Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиеп. Мирликийского, и слава его в России/Сост.: А. Вознесенский, Ф. Гусев. СПб., 1899. М., 1994р). Со сказаниями об иконах тесно связаны сказания об основании монастырей (напр., Игрицкого Песоченского (Песошенского), Нижнеломовского, Оранского, Смоленского на Бору, Страстного, Толгского, Черногорского, Усть-Шехонского), пустыней (Заоникиевой, Лукиановой, Семигородной, Соезерской, Усть-Недумской, Христофоровой). Сказания повествуют об установлении почитания Абалацкой и Казанской в Тобольске, Курской, Феодоровской икон Божией Матери. Во мн. произведениях рассказывается о событиях Смутного времени, как, напр., в Сказаниях об осаде Тихвинского мон-ря шведами в 1613 г., о приходе польско-литов. войск под Устюжну-Железнопольскую, о Новодевичьем мон-ре в Ярославле и о чудотворном образе Казанской Божией Матери, об иконе Бабаевской Божией Матери, в Чуде о Корсунской Торопецкой иконе Божией Матери; о спасении благодаря заступничеству Богоматери от эпидемии чумы сер. XVII в. (Сказания о Седмиезерной, Смоленской в Успенском соборе Ярославля, Югской, Шуйской иконах Божией Матери) или от осады (Сказания об иконе Божией Матери Тихвинской в Цивильске, Чудеса от иконы Божией Матери Изборской и от иконы Божией Матери Туровецкой). Сказания о явлении икон на месте, где впосл. была выстроена часовня или церковь или создана обитель, продолжали активно создаваться и в XVIII-XIX вв. Помимо оригинальных сказаний и повестей об иконах в посл. трети XVII в. в России широкое распространение получил переводной сборник легенд о чудесах Пресв. Богородицы « Звезда Пресветлая », последнюю, 15-ю гл. которого составили рус. легенды и сказания.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В 1823 г. в здании консистории открылось епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Во время вызванного неурожаем голода 1831-1833 гг. еп. Иоанн (Доброзраков) организовал сбор средств в пользу бедных учеников духовных уч-щ, предоставил нуждающимся жилье и питание в нижнеломовском Казанском мон-ре. При архиеп. Варлааме (Успенском) в 1,5 раза увеличился капитал попечительства о бедных духовного звания. С нач. 70-х гг. XIX в. начали открываться окружные попечительства о бедных духовного звания; по решению епархиального съезда 1877 г. такие попечительства были открыты во всех благочиннических округах. Вопрос о назначении пособий окружными благочинническими попечительствами о бедных духовного звания рассматривался на благочиннических съездах, затем его рассматривало епархиальное попечительство и в случае принятия положительного решения последнее утверждал архиерей. Во время Русско-тур. войны 1877-1878 гг. в наровчатской Троице-Скановой и Вьясской Владимирской пустынях действовали лазареты для раненых; ок. 40 насельниц женских мон-рей облегчали страдания раненых в губ. земской больнице. В июне 1878 г. епархиальный съезд принял проект устава Об-ва взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии, в том же году началась запись в члены об-ва и организован сбор членских взносов. В 1880 г. устав об-ва утвердил Синод, в том же году орг-ция была официально открыта. В Об-ве взаимного вспомоществования были обязаны состоять все священно- и церковнослужители епархии; также по желанию членами об-ва могли стать состоящие на епархиальной и церковно-училищной службе миряне. Об-во в случае нужды выдавало своим членам ссуды, а также выплачивало пенсии тем, кто вышел за штат, их вдовам и сиротам. Ряд орг-ций оказывал поддержку воспитанникам духовных учебных заведений. В 1886 г. учреждено Общество вспомоществования недостаточным воспитанникам Пензенского ДУ. В 1891 г. основано Общество вспомоществования нуждающимся учениками Краснослободского ДУ, при котором имелся склад учебно-письменных принадлежностей.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010