Казанский кафедральный собор (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный храм в Волгограде, является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви Содержание История [ править править код ] С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся. Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева. На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный " Ватиканский " список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне. Святыни [ править править код ] Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви - чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров. Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо: «Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

http://azbyka.ru/palomnik/Казанско-Богор...

Нерушимая Стена 216 в неделю Всех Святых. Неувядаемый Цвет 3 апр., 31 дек. 1498,1543. Нечаянная Радость 9 дек, 1440, 1515. Нижнеломовская Казанская 8 июл. 1517. Никейская 217 28 мая. Нимоцмиидская (в Сионском соборе г. Тифлиса). Новгородская Знамение. – См. Знамение. Новгородская Рождество Богородицы (в Новгороде, в Рождество-Богородицкой церкви, на Молоткове, что на Торговой стороне) 8 снт. Новгородская Смоленская 3 июл. 284. Новгород-Северская (в г. Новгород-Северске, Черниговской губ., явившаяся в 1301 г.) 20 дек. Новодворская или Суражская 20 дек. 1402, 1500, 1561. Новоникитская 15 снт. 1547. Новосамборская. Ново-Сверженская 218 22 мар. Ножевая 219 20 апр. Нямецкая 26 июн. 1460. Овиновская Успение 15 авг. 1470. О всепетая Мати 220 6 окт. Огневидная 221 10 фвр. Одигитрия Влахернская. – См. Влахернская. Одигитрия Смоленская. – См. Смоленская. Одигитрия Ксенофская. – См. Ксенофская. Одигитрия Святогорская 17 июл. 1523. Одигитрия Сумельская. – См. Сумельская. Озерянская 30 снт. 1553. Оковецкая Ржевская 11 июл. 262. Ококская 222 30 июл. Олонецкая или Онецельская 20 нбр. Онышковская 223 14 снт. Оранская Владимирская 21 мая. 1503. Орловская 224 28 мая. Осичанская . Оссовская (в приходской Оссовской церкви, Минской еп.). Остробрамская или Островоротная 26 дек. 1478. О Тебе радуется . Отрада или Утешение. – См. Ватопедская. Павловская Знамение 27 нбр. 478. Павловская Казанская 8 июл. 254. Панагия . – См. Бахчисарайская. Пархимовицкая 225 8 снт. Патриаршая 15 авг. 1480. Пахромская 226 8 дек. Пензенская Казанская 227 8 июл. Перекопская 228 9 мая. Пермская 4 июл. Песоченская . – См. Игрицкая. Песчанская Казанская 229 8 июл. Петровская 24 авг. 211. Печеницкая или Печениговская Корсунская 9 окт. 1501. Печерская Киевская Успение. – См. Киево-Печерская. Печерская с предстоящими 3 мая. 1464. Пещерная . – См. Спилиотисса. Пименовская 230 6 июн. Пирогощая 231 . Писийская 3 снт. 1488. Пицундская . – См. Гелатская. Плачущая (в Румынии) 232 1 фвр. Подательница ума 233 15 авг. Подгорецкая .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Сказав сие, он стал невидим, а я от страха Пал на землю и вот уже теперь повествую вам». Народ, Узнав о чудных явлениях, со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным Ходом отнесли икону на место, где указано было строить Церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает Повествователь, были дожди проливные и вода прибывала в речках, как бы в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро; хлебы и овощи с того времени поправились. Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшемуся особенно благочестивою жизнию Иоанну Уманову явился во сне некто, украшенный сединами старец, и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами и чтобы он у старейшего из них по летам из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», — прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал с шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись с своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80-ти верстах от Харькова. Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

650. Богородицкий – Казанский, женский, упраздненный, в гор. Сызрани, Симбирской губ. О нем известно только, что он основан вскоре построения города, т. е. в конце XVII ст., и находился в самом центре. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 338; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1849 г., XXVIII, 473 (свед. о постр. гор. Сызрани). 651. Богородицкий – Казанский – Ломовский, женский, ныне Ломовская слобода, принадлежавшая в XVIII стол. барону Петру Павл. Шафирову, Пензенской губ., Мокшанского у., в 50 вер. к сев.-вост. от Мокшан, при рч. Ломовке, впадающей в р. Суру слева. Основан в 1579 г. по случаю явления на этом месте иконы Казанской Божией Матери и упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 391; IV, 319. 652. Богородицкий – КазанскийНижнеломовский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Пензенской губ., Нижнеломовского у., в 2 вер. к зап. от Нижнего Ломова, расположен одною стороною по скату, а другою при подошве возвышенной горы. Основан в 1648 г. по случаю явления (в 1643 г.) иконы Божией Матери казаку Андр. Мих. Набокову. Кроме явленной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотвор. икона св. Иоанна Предтечи. “Ист. Росс. Иер.», V, 169 (с грамот.); Ратшин, 433; “Опис. монаст.», 1817 г., 13; Проценко, “М-ри в России», 27; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 94, 96, 98, 127; Рябинин, “Пензен. губ.», II, 444; “Памят. кн. Тамбов. губ. на 1864 г.», 92; “Извл. из отч. Об. Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 954, 1; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 573 душ. крест.); 1873 г., II, Отд. 2, 328 (кн. Долгорукий, об архим. Израиле); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 24 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 121 (архим. Иоасаф в 1725 г. переведен в Донец. Успен. м-рь Воронеж. губ.): VIII, 1728 г., 140, 141 (доношение духов. Декастрии о возведении в сан архимандрита игумена м-ря Сергия); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 38 (м-рю принадлежало село в 1660 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Олонецкой губернии: муж. монастыри – 1) – ангеменозерская архангельская пуст., 2 ) андрусова николаевская пуст ., 3) – покровская чеменская или челмогорская, 4) – вознесенская пуст., 5) задненикифоровская введенская пуст., 6) свирский Ильинский монаст., 7) высокоезерская пуст., 8) габановская пуст., 9) елгомская пуст., 20) кожеозерский неопалимой купины монаст., 11) – лебяжский, 12) лужандрозерский, 13) мурманский онежский, 14) на тридевяти носах петропавловский, 15) пятницкий кедринский, 16) клименцы олонецкий , 17) кодлозерскаях пуст., 18) машина или машеозерская пуст., 19) рубежский троицкий, 20) старый троицкий александросвирский, 21) паданская п., 22) троицкий синорецкий, 23 ) сололянская пуст., 24) – сторожевский николаевскиий, 25 ) сильинская или сыринская п., 26) сяндебская успенская п., 27) хергозерская пуст., 28) юрьегорский пли юрьевский монастырь, 29) – шуезерская пуст., 30) яблонская пуст., 31) яшезерская благовещенская пуст. Девичьи монастыри – 1) брусенский николаевский и 2) вертьевская благовещенскаях пуст. Орловской губерни: муж. Монастыри – 1) болховская рождественская пуст., 2) – брянский предтечев песоцкий, 3) брянская белоберезская пуст ., 4) елецкий троицкий , 5)ливенский сергиев, 6) на козье степи бродянский поликарпов, 7) пятницкий брянский спасский, 8) радогоцкая спасская пуст., 9) столбовский николаевский, 10) зменская предтечева пуст. Девичьи монастыри: 1) брянский вознесенский, 2) елецкий богородицкий , 3) карачевский введенский, 4) мазенский вознесенский и 5) Ильинский трубчевский. Пензенской губернии: мужск. монастыри – 1) ильинский саранский, 2) казанский мокшанский, 3) пензенский предтечев, 4) саранский и умовский, 5) пивогородищенский николаевский, 6) рябинина краснослободскаях пуст., 7) сарапский богородичный, 8) соленейская или самолчевскаях пуст., 9) ямский владимирский и 10) преображенский паровчатский. Дивичьи монастыри – 1) инсарский одигитриев, 2) казанский ломовский, 3) казанский мокшанский, 4) покровский нижнеломовский ни аграфенин, 5) покровский краснослободский, 6) тихвинский керенский , 7) рождественская богадельня. 8) саранский богородичный, 9) аграфенина нижнеломовская и 10) воздвиженская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Скончался св. Прокопий в 1303 г. Мощи его почивают под спудом в соборе. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в память явления ее, В 1579 г. в Казани, взятой у татар Иоанном Грозным, Пресвятая Богородица явилась во сне одной девице – Матроне и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила сон обыкновенной детской грезой. Сон повторялся еще дважды и с угрозой наказания за непослушание. Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда, 8 июля, обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона – икона была найдена. Она была обвернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто бы недавно была изображена. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь . Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Впоследствии было еще несколько явлений икон-списков с Казанской: Тобольская, находящаяся в Тобольске, в кафедральном соборе. Она впервые прославилась спасением горожан от угрожавшего голода; Каплуновская, явившаяся в 1689 г. в сельце Каплунове, Харьковской епархии, которая прославилась помощью императору Петру Великому на войне со шведами под Полтавой; Нижнеломовская, явившаяся в 1643 г. на источнике, в двух верстах от Нижнего Ломова, Пензенской епархии; Карповская, в 1725 году перенесенная из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь; Коташинская, явившаяся в 1622 г. которая находится в Коташинском монастыре, Черниговской епархии; Вознесенская, сохранившаяся невредимой во время пожаров в 1689 и 1791 г. находится в Московском Вознесенском женском монастыре; Павловская, находящаяся в селе Павловском, Московской епархии; Иркутская – в соборном храме в городе Иркутске; Каргопольская, – в Каргополе, в 1714 г. ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы; Ярославская – в женском монастыре в г. Ярославле, впервые прославившаяся чудотворениями в XVI и XVII столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Пермского и Соликамского Мефодия в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря города Перми и Белогорского Николаевского мужского монастыря деревни Белая Гора Пермского края. 2. Утвердить Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря поселка Горные Ключи Приморского края. 3. Утвердить Преосвященного архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева мужского монастыря города Великого Новгорода и Иверского Валдайского мужского монастыря города Валдай Новгородской области. 4. Утвердить Преосвященного епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Ивановской области. 5. Утвердить Преосвященного епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря села Норовка Пензенской области. 6. Утвердить Преосвященного епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в должности настоятеля (священноархимандрита) Казанского мужского монастыря города Тамбова. 7. Утвердить Преосвященного епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря села Троицкое Прибайкальского района Республики Бурятия. 8. Наместников прочих мужских монастырей Пермской, Владивостокской, Новгородской, Иваново-Вознесенской, Пензенской, Тамбовской, Улан-Удэнской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов).   ЖУРНАЛ 170 СЛУШАЛИ: Рапорт протоиерея Димитрия Смирнова, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, с просьбой о назначении ему заместителя председателя.

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

для предотвращения разрушения алтарной части установлено 9 контрфорсов; в 1900 г. под наблюдением архит. М. А. Рудкевича произведены укрепление фундаментов и перестройка завершений храма и колокольни). После закрытия собора колокольня и 5 глав храма были уничтожены, здание переоборудовано под общежитие швейной фабрики. В 1932-1984 гг. в нем размещалось Пензенское отделение архивного управления Средневолжского края (с 1939 Гос. архив Пензенской обл.); в 1933 г. к зданию сделана 2-этажная пристройка. С 1984 г. в помещении собора располагалось хранилище Пензенской областной б-ки им. М. Ю. Лермонтова. В 1993 г. храм в честь Преображения Господня возвращен РПЦ. 19 авг. 1995 г. в нижней ц. в честь Казанской иконы Божией Матери состоялась первая с 1931 г. служба. В 90-х гг. ХХ в. восстановлено 5-главое завершение храма, он был оштукатурен снаружи и побелен внутри (при этом погибли настенные росписи), в 1998 г. в нижней церкви установлен иконостас. В 2001 г. Преображенская церковь стала подворьем Тихвинской иконы Божией Матери мужского монастыря в с. Вадинск. В 2003 г. возобновились богослужения и в верхнем храме, 19 авг. была отслужена Божественная литургия. В 2008 г. по распоряжению архиеп. Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) Преображенское подворье передано Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовскому мужскому монастырю , однако документально эта передача оформлена не была. В 2002 г. в одном из корпусов, расположенных на территории уничтоженного комплекса П. П. м., разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор»; в 2005 г. в память о разрушенной обители был открыт Вознесенский молитвенный дом. В 2006 г. обнаруженные надгробия А. Н. Арапова, Д. К. Гевлича, М. А. Сабуровой и Загоскиных были перенесены с монастырского кладбища на территорию мастерской «Дабор». 2010-2019 гг. Решением Синода от 26 июля 2010 г. Преображенское подворье было преобразовано в самостоятельный мон-рь. Т. о., обитель возродилась на своем первоначальном месте. Священноархимандритами стали епископы Пензенские и Кузнецкие (с 2012 митрополиты Пензенские).

http://pravenc.ru/text/2579946.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010