Н. Ломов был организован Союз воинствующих безбожников, затем - антирелиг. музей, в к-ром в качестве экспонатов выставлена церковная утварь, в т. ч. из К. м. Ок. 1940 г. музей был упразднен, наиболее ценные экспонаты исчезли. В 30-х гг. XX в. местные власти приняли решение о строительстве картонной фабрики в г. Н. Ломов, в 1938 г. храмы К. м. разобрали на кирпичи для этого строительства; уничтожили и другие постройки. После разрушения К. м. почитание источника на его территории не прекратилось: ежегодно в день Св. Троицы здесь совершались молебны. В 1945 г. верующие просили предоставить им под молитвенный дом сторожку Казанской ц. или колокольню, но облисполком отказал: оба здания не подходили, «как помещения, находящиеся в почитаемом верующими месте святости (т. е. у монастырского колодца)». В 1969 г. около монастыря была построена насосная станция, источник передан водоканалу и доступ к нему как к режимному объекту закрыт. Одно из зданий мон-ря до 1972 г. занимала школа с. Норовка. В июле 2003 г. отмечалось 360-летие обретения Казанской иконы и основания мон-ря. 25 июня 2003 г. и 21 июля 2004 г. К. м. посещал архиеп. Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) . В июле 2002 г. на территории К. м. были построены братский корпус, гостиницы, источник снова открыт для посещения, в 2004 г. возведены деревянная, обложенная кирпичом ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, новая купальня и церковная лавка. Решением Синода РПЦ от 6 окт. 2008 г. К. м. был возобновлен, с 28 дек. 2011 г. настоятелем является еп. Пензенский Вениамин (Зарицкий) . В 2008 г. в К. м. были торжественно возвращены монастырские Казанская икона (считается, что именно эта икона была обретена в 1643) и образ св. Иоанна Предтечи, к-рые хранились в семье расстрелянного в 30-х гг. XX в. пензенского иконописца А. И. Климова. Ист.: Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери VII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: [Сб. ст.]. М.; СПб., 2006. С. 468-480. Лит.: Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря. Пенза, 1891; Гедеон (Котлов), архим. Нижнеломовский Казанский второкл. муж. мон-рь. [Н. Ломов], 1911 2; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1; Мануйлова Е. В. Нижнеломовский Казанский муж. мон-рь//Пензенская энцикл. М., 2001. С. 391. И. Н. Бузыкина Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: Казанская в Нижнем-Ломове, Пензенской губ. (Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/Под редакцией [и с предисловием] Е.Поселянина. С.-Петербург: книгоиздательство П.П.Сойкина, Кн.3. С.440.) Файл 31579.jpg:   Размер: 513x723, 0.37 MPix, 127 Kb. Дата: 2018-04-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (103) , (1) . Описание: Икона Казанская Нижнеломовская. Успенский Казанский мужской монастырь. «Оказалось, что и главные святыни – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи – все же уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А.А.Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А.П.Мамыкин на Страстной Седмице 2008 г. вернул иконы в монастырскую церковь.» Файл 33127.jpg:   Размер: 334x421, 0.14 MPix, 79 Kb. Дата: 2018-12-10, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (91) , (1) . Описание: Икона Казанская Нижнеломовская (Евпсихий. Историко-статистическое описание Нижне-Ломовского Казанского второклассного мужского монастыря/Соч. бывш. настоятеля оного монастыря архим. Евпсихия; Испр. и доп. настоящим настоятелем архим. Гедеоном в 1891 г. - Пенза : типо-лит. Ф.Ф. Памфилова, 1891. С. 18-23: Святыни Нижне-Ломовского монастыря. 1. Казанская икона Богоматери. Мера, живопись и украшение сего образа. В иконостасе Казанской церкви, по левую сторону царских дверей, где по обычаю правосла[...] Файл 35189.jpg:   Размер: 699x943, 0.66 MPix, 260 Kb. Дата: 2020-12-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (39) , (0) . Описание: Казанская икона Богородицы (копия чтимого Нижнеломовского списка). Пензенская губерния, Нижнеломовский монастырь, начало XX века. Дерево, масло. Размер: 20,1 х 17 см. Надпись внизу: «Отцу Протоиерею И.П.Ягодинскому в память 25-летия в должности благочинного от Н.-Ломовск. Казанск. Монастыря. 1917». Надпись на обороте: «...Настоятеля Н.-Ломовского Казанского монастыря». Явилась в 1643 году в Пензенском крае, прославилась чудесным исцелением сына воеводы г. Нижнего Ломова. В 1648 году на месте явл[...] Файл 35544.jpg:   Размер: 885x1024, 0.91 MPix, 322 Kb. Дата: 2021-06-18, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (34) , (0) . Описание: Точная мера и подобие чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Казанския, что в Ниж. Ломовском монастыре. 20 х 17 см. Частное собрание Файл 35592.jpg:   Размер: 2544x3000, 7.63 MPix, 2247 Kb. Дата: 2021-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (33) , (0) .

http://pravicon.com/icon-146-photo

Смертоносный ураган безбожия пронесся над Нижнеломовским Казанско-Богородицким мужским монастырем в 1920 году. «Постановлением» Нижнеломовского Уисполкома от 16 августа 1920 года монастырь был «упразднен». Монахи были изгнаны, иные из них арестованы и сосланы в лагеря. Сведений о бывших насельниках обители сохранилось немного. Известно, что последнего Настоятеля архимандрита Леонтия принудили покинуть обитель в 1932 году, из чего можно заключить, что молитвенная лампада до этого времени в обители еще теплилась. По всей вероятности, с ним в обители оставались до 30-х годов иеро-монахи Стефан и Владимир. Многие бывшие насельники монастыря прославили Бога мученическим и исповедническим подвигом. Имена их чрез время откроет Господь. Известны многие исповедники, но окончание их жизненного пути сокрыто. Очень вероятно, что такие исповедники окончили свой жизненный путь мученически. В монастыре начинал свой монашеский путь иеромонах Серафим. Родился он в 1903 году. В юности поступил в Нижнеломовский Казанский монастырь. После закрытия монастыря он воспринял монашеский постриг в городе Саранске при епископе Филиппе (Перове). В 1927 году о. Серафим рукоположен был во иеромонаха. В 1937 году он был арестован и сослан в лагеря Коми АССР. Дальнейший жизненный путь его неизвестен. Упоминается людьми, что его отец, будучи вдовцом, поступил в Казанский монастырь и был пострижен в монашество с именем Нифонт. Сестра о. Серафима инокиня Марфа была насельницей Нижнеломовского Свято-Успенского женского монастыря. Одним из исповедников Христовых был иеромонах Мартирий (Гарин Михаил Петрович). Он родился 6 ноября 1875 года в деревне Михалевке Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Получив начальное образование, он поступил в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь, в котором был пострижен в монашество с именем Мартирий и рукоположен в сан иеродиакона. В 1922 году о. Мартирий был рукоположен в сан иеромонаха и служил в с. Подхватиловка Нижнеломовского района. 16 декабря 1936 года иеромонах Мартирий был арестован Нижнеломовским РО УНКВД и содержался под стражей в тюрьме города Пензы. 27 марта 1937 года постановлением Особого Совещания при наркоме внутренних дел СССР он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на пять лет ссылки в Казахстан. 18 мая 1989 иеромонах Мартирий заключением прокуратуры Пензенской области был реабилитирован.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

Ярославская-Казанская икона (1588 г.), Казанская, находящаяся в городе Вязниках (начало XVII столетия), Каташинская-Казанская икона (1622 г.), Нижнеломовская-Казанская икона (1643 г.), Тобольская-Казанская икона (1661г.) Каплуновская-Казанская икона (1689 г.), Вознесенская-Казанская икона (1689 г.), Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе (1695 г.)  Казанская, находящаяся в Суздале (XVII столетие), Каргопольская-Казанская икона (1714 г.), Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре (начало XVIII столетия), Карповская-Казанская икона (1725 г.), Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни (1812 г.), Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре, Павловская-Казанская икона, Иркутская-Казанская икона, Казанская, находящаяся в Темниковском Преображенском соборе. Тропарь, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего,/и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем,/пред пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево://Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим. Кондак, глас 8 Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы./Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние:/источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол,//благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Молитва О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://pravmir.ru/kazanskaya-chudotvorna...

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых нахо­дилась на западной стороне обители, на­против Казанского собора, над Святыми вратами. Церковь была каменная, длиною 6 сажень (13 м) и шириной 3,5 сажени(7,5 м), с колокольней над ней. Сооружа­лась с 1761 по 1779 год. Иконостас двухярусный, 6,5 аршина (4,5 м) высотой 8 аршин (6 м) шириной; Царские вра­та — резной работы, вызолочены. В 1849 году на пожертвование пензенского купца Александра Часовникова иконостас был обновлен позолотой и живописью. Над церковью Всех Святых была главная монастырская колокольня высотой 47 ар­шин (33,5 м), шириной 7,5 аршина (5,3 м) и длиной — 18 аршин (почти 13 м). На коло­кольне висело 12 колоколов. Первый боль­шой колокол был в 191 пуд и 25 фунтов (более 3 т) с надписью: «1801 год Февраля... дня перелит сей колокол в Нижнеломовский Богородичный монас­тырь благословением Преосвященнейшего Феофила, Епископа Тамбовского и Шацкого священно Архимандритом и ректором Тамбовской семинарии Досифеем». 17 мая 1889 года, по благосло­вению Преосвященнейшего Антония II, тщанием казначея игумена Анатолия, ко­локол был вновь перелит старанием нижнеломовских заводчиков купцов братьев Приваловых, и имел в себе весу 317 пуд. 20 фун. (более 5 т). Колокол сей превосходил все городские и окрестные колокола мягкостью и приятностью звука. Второй колокол был полиелейный, весом в 115 пуд. 34 фун. (около 2 т). Тре­тий — вседневный, весом в 73 пуда (более 1 т), с надписью на нем: «Лил сей колокол мастер калужский купец Васи­лий Холщевников в сей же монастырь 1766 года Декабря 28-го»; в середине колокола надписано: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Прочие 9 коло­колов небольшие, общим весом 60 пудов (около 1 т). На колокольне были ба­шенные часы с минутным и четвертным боем в 6 колоколов, наподобие часов на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. Во время советской власти колокола перенесли в город Нижний Ломов, устано­вили на тюремной деревянной колокольне, откуда они позднее были похищены. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20481

2. Назначить монахиню Елисавету (Позднякову) игуменией ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинская обитель милосердия. 3. Определить, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.   ЖУРНАЛ 53 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении игумении Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игуменией Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни монахиню Сергию (Щербакову), исполняющую обязанности настоятельницы указанного монастыря.   ЖУРНАЛ 54 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия и Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима об утверждении их в должности священноархимандритов особо значимых обителей Воронежской, Саранской и Пензенской епархий. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в должности священноархимандрита Успенского Дивногорского мужского монастыря села Дивногорье Лискинского района Воронежской области. 2. Утвердить Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия в должности священноархимандрита Иоанно-Богословского мужского монастыря села Макаровка Октябрьского района города Саранска. 3. Утвердить Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима в должности священноархимандрита Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря.   ЖУРНАЛ 55 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступившего прошения Преосвященного митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла об открытии монастыря и назначении на должность настоятеля монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3664563.ht...

В Пензе состоялись торжества в честь Пензенской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы 17 августа 2017 г. 17:52 Вечером 16 августа 2017 года в Пензе начались торжества по случаю празднования 300-летия со дня избавления города от нашествия кочевников по молитвам перед Пензенской-Казанской иконой Божией Матери. Всенощное бдение в Митрофановском храме города возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий в сослужении духовенства Пензенской митрополии . Богослужебные песнопения исполнили хор Митрофановской церкви под управлением регента Веры Насоновой и хор Покровского архиерейского собора под управлением регента Лидии Попковой. С началом утрени при пении тропаря Казанской иконе Божией Матери крестный ход двинулся из Митрофановского храма на Соборную площадь, где всенощное бдение было продолжено у стен Благовещенской церкви, сопредельной строящемуся Спасскому кафедральному собору. Здесь чудотворный образ Божией Матери встретили епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор . В ночь на 17 августа у стен Благовещенской церкви духовенство Пензенской епархии и миряне молились перед чудотворным образом Пензенской-Казанской иконы Божией Матери. В течение всей ночи совершалось молебное пение с акафистом перед иконой. 17 августа Божественную литургию у стен Благовещенской церкви возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. В торжествах приняли участие клирики Пензенской митрополии, монашествующие, воспитанники православных учебных заведений, православные кадеты, представители казачества, органов государственной власти, жители Пензы и гости города. Богослужебные песнопения исполнили: Патриарший хор московского Данилова монастыря под управлением регента Георгия Сафонова и сводный хор Пензенской епархии под управлением регента Ольги Горшеневой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Казанская Нижнеломовская Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Нижнеломовской, явилась в 1643 году близ города Нижнего Ломова Пензенской губернии. 8 (21) июля некий казак Андрей Михайлов сын Набоков увидел Казанскую икону Божией Матери, стоявшую на пне возле источника, и доложил об этом воеводе. Однако тот не поверил в чудесное явление иконы в диком болотистом месте, за что и был наказан тяжелой болезнью сына. Осознав свой грех, воевода вместе со священнослужителями города отправился крестным ходом в глухомань, где на месте явления святого образа был совершен молебен. Заступлением Царицы Небесной сын воеводы чудесным образом исцелился. Позже последовали и другие чудеса, после чего горожане окончательно уверились в том, что икона чудотворная. В 1644 году на месте явления поставили деревянную часовню, куда был помещен чудотворный образ, а в 1648 году, по ходатайству местного населения на этом месте был возведен храм. Позднее при церкви был устроен монастырь. Мужской Казанско-Богородицкий монастырь стал широко известен в России и просуществовал до 30-х годов ХХ столетия. В 1709 году в Казанском монастыре произошел пожар, уничтоживший все деревянные постройки, но чудотворная икона Божией Матери была спасена. В главном, Казанском соборе вновь отстроенного, уже каменного, монастыря, в нижнем ярусе пятиярусного иконостаса, по левую сторону от царских врат и была помещена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Образ древней живописи сиял золотым окладом, серебряной короной, усыпанной 84 крупными и мелкими бриллиантами. На клеймах по сторонам иконы были помещены изображения, указывавшие на явленные Пресвятой Богородицей чудеса. Чудотворный Нижнеломовский образ почитался не только в Пензенской, но и в Тамбовской и Саратовской губерниях, куда часто и надолго брали икону. После страшных богоборческих лет начала XX столетия от некогда богатого, знаменитого далеко за пределами своей губернии монастыря остались лишь руины архимандритского корпуса. Считалась безвозвратно утраченной и чудотворная Казанская икона Божией Матери. Сохранялась лишь литографическая копия чудотворного образа. Следы иконы затерялись в те годы, когда новая власть в период свирепствовавшего в 20-е годы по всей стране голода принялась разорять и уничтожать монастыри и храмы по всей России.

http://pravicon.com/info-80

Арх.: РГБ. Ф. 178. 3311. Л. 1-14; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2875. Главная церк. и ризничная опись Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. мон-ря, сост. на основании указа Свят. Правит. Синода. 1853 г. Л. 37-38. Лит.: ИРИ. Ч. 5; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях чудотв. Ея икон в России. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 21-22; Евпсихий (Горенко), архим. Ист.-стат. описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второкл. муж. мон-ря//Пензенские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 12. С. 369-376; 13. С. 392-396; 14. С. 436-439; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1891 г. Пенза, 1891. С. 18-23; он же. То же/Испр. и доп. архим. Гедеоном [Котловым] в 1911 г. Н. Ломов, 1911. С. 17-24; Тихомиров Е. А. Жизнь Пресв. Богородицы и сказание о всех чудотв. иконах Ее, прославляемых в Правосл. Церкви. М., 1887. Ч. 2. С. 91-92; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 310-311 (переизд.: М., 2010. С. 301-302); Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 440 с ил.; Гедеон (Котлов), архим. Нижне-Ломовский Казанский второкл. муж. мон-рь Пензенской епархии. [Н. Ломов], 1911. С. 7-14; Романова А. А. К истории списков иконы Казанской Богоматери XVII в.: Сказание об иконе Богоматери Казанской Нижнеломовской//Исслед. по истории средневек. Руси: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 468-480; Логинова Т. В. Возвращение древней святыни: К годовщине явления чудотв. Казанской иконы Божией Матери в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2010. 6. С. 28-33. Ил. на с. 29; Нижнеломовский Казанско-Богородицкий муж. мон-рь с. Норовка Нижнеломовского р-на//Там же. 11. С. 36-40. Ил. на с. 38; Пензенский летописец: Правосл. ист.-публ. альманах. 2012. 1. Ил. на с. 124. Казанская Пензенская икона Божией Матери Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе) Казанская Пензенская икона Божией Матери. 2-я четв.— сер. XVII в. (ц. свт. Митрофания Воронежского в Пензе)

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Казанский Нижнеломовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Нижне-Ломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь находится в Пензенской области, в 2-х км. от г. Нижнего-Ломова, а от областного центра г. Пензы в 104 км. Содержание История [ править править код ] Изначально монастырь был построен при подошве высокой горы и частью на горе. Со всех сторон монастырь был обнесен каменною стеною с четырьмя башнями по углам. Стена с северной стороны была оригинальной деревянной постройки, на подобие стен царских теремов; с восточной стороны по скату горы монастырь был окаймлен фруктовым садом с каменною лестницею, шедшей от самой подошвы вверх через всю гору к церкви Преподобного Сергия Радонежского. С Северной стороны от стен монастыря располагались казенная и монастырские лавки для ярмарки, которая всегда проводилась 21 июля (8 июля по старому стилю) в день празднования явления иконы Казанской Божия Матери. С западной стороны недалеко от стен монастыря находились гостиные монастырские дома. С южной стороны стелется долина с бывшими монастырскими и деревенскими лугами. Вид монастыря с южной стороны представлял собою величественную панораму. Поводом к основанию монастыря на настоящем месте послужило явление иконы Казанской Божией Матери нижне-ломовскому казаку Андрею Михайловичу Набокову; произошло это событие в 1643 году. Казак увидел икону в лесном болотистом месте вблизи источника, истекающего из горы, она (икона) стояла на пне дерева. Он донес о том городскому воеводе Ивану Косагову, который сначала не хотел верить истине явления; но в скором времени у Него тяжко заболел сын Григорий. Признав это наказанием Божиим за свое неверие, воевода по совету горожан со всеми священно-служителями города поднял иконы и хоругви из всех городских церквей и отправился на место явления, здесь было совершено молебствие перед явленною иконою Царицы Небесной, и заступлением Богородицы, сын воеводы чудесно исцелен от болезни (летопись монастыря 1813г.). В благодарность за такое чудо Косагов при содействии жителей города Нижнего-Ломова построил на источнике деревянною часовню. Куда была внесена явленная святая икона. После этого совершилось еще несколько исцелений от явленной иконы над разными больными. В следствии чего жители города обратились с просьбой к тому же воеводе Косагову и ходатайствовали пред ним, донести формально о явлении иконы Казанския Божия Матери и чудесах от нея Царю Михаилу Федоровичу Романову, что и было сделано. Потому в 1648 году Его Царское Величество повелел указом: «…над источником, где явилась икона Божией Матери, соорудить церковь и образовать мужской монастырь, снабдив его из царской казны книгами, утварью и всеми церковными потребностями, а впредь на его нужды (как-то: на ладан, свечи и прочее) повелел отпускать каждый год по справочным ценам, деньги из Нижне-Ломовской воеводской канцелярии», что и проводилось до 1764 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010