Построенная обитель стала называться Борисоглебской. По указанию князя Бориса с новоявленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери для монастыря делается копия, которую он привозит в обитель. По распоряжению князя монастырь переводят на остров, а церковь в честь святых Бориса и Глеба обращают в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться сельцом Ворсмой, а присёлок при церкви - Жатвенным Борисоглебским погостом. Строятся деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху - в честь Пресвятой Троицы, внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре возводится еще один храм - во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых - Михаила Федоровича. Главными устроителями святой обители были князья Черкасские - Иван Борисович, Яков Куденетович и Михаил Яковлевич. Род Черкасских был особо близок к династии Романовых. Князь Иван Борисович Черкасский приходился государю двоюродным братом, а в период смуты Черкасские много сделали для дома Романовых. Благодаря этим отношениям к монастырю было особое внимание. Так по указу царя Михаила и благословению патриарха Филарета часть Ризы Господней передали благочестивому князю Ивану Борисовичу Черкасскому за заслуги перед Отечеством, а князь даровал в свою очередь святыню опекаемой им обители. Частицы Ризы Господней в России хранились только в трёх местах: в Москве, в Свято-Троицком Островоезерском монастыре и позднее в Санкт-Петербурге. В конце 17 в. при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в обители началось активное каменное строительство. В это время строится первая каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Она была выстроена на фундаменте известняка, залежи которого были обнаружены неподалёку от Ворсмы. В 1743 году часть имения князей Черкасских в качестве приданого для Варвары Алексеевны Черкасской, выходившей замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, перешли во владение рода Шереметевых. Как и прежние владельцы они усердно обустраивали и благоукрашали святую обитель. При них в монастыре было три храма, надкладезная часовня, каменная восьмигранная колокольня с семью колоколами, построенная в 1692 году, каменный двухэтажный келейный корпус, конюшня, каретник, гостиница для паломников, два ледника и баня. В честь Михаила Архангела был выстроен главный собор обители - Троицкий, в западном правом углу которого стояла гробница над местом захоронения первоначальника монастыря и подвижника благочестия иеросхимонаха Макария. Островоезерский монастырь был особо почитаем, поскольку здесь жили монахи по строгому афонскому уставу. Главной святыней монастыря был серебряный Крест с запаянной в него частицей Честного Животворящего Креста Господня. Незадолго до революции Крест таинственным образом исчез. Во время освящения Иордани в праздник Крещения он выскользнул из рук священника и ушел под воду. Несмотря на то, что место было неглубокое, никакие попытки найти Крест не увенчались успехом.

http://sobory.ru/article/?object=05553

Предметом особого почитания островитян стал чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске. Московская Патриархия не оставила островную епархию без помощи и внимания. В послании Патриарха к сахалинской пастве говорится: " Ныне мы направляем вам древний чтимый образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы как знак того, что ходатайство Заступницы рода христианского перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом за всех нас сегодня особенно насущно и необходимо… Ваша молодая епархия, образованная на краю границ Российской Федерации, переживает сейчас нелегкое время, когда практически на пустом месте необходимо безотлагательно налаживать приходскую жизнь, возрождать активную миссионерскую деятельность и устанавливать духовные связи с местным населением, которое, как и все жители России, подверглось страшному воздействию мрачных десятилетий атеизма и богоборчества… . Верю, что чтимый образ Казанской иконы Божией Матери будет для всех вас Нашим Патриаршим благословением на грядущие труды и терпеливое перенесение всяческих невзгод и испытаний " . В 1996 году на сахалинскую землю прибыли святые мощи особо почитаемых угодников Божиих - св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Пантелеимона, св. блг. кн. Александра Невского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Филиппа, митрополита Московского, прп. Саввы Сторожевского, св. мц. Анастасии Узорешительницы. Специально для этих мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне. В алтаре собора находится ковчег с частицами мощей свт. Николая Японского, переданный в дар Японской Автономной Православной Церковью. В октябре 2002 года коллекция икон Воскресенского собора пополнилась образом прп. Сергия Радонежского. Икону привез в подарок епископу Даниилу секретарь Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. Чтя память о трагедии, происшедшей 20 августа 2003 года - гибели в авиакатастрофе губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова и четырнадцати других региональных руководителей, у Воскресенского кафедрального собора воздвигнут мемориал-памятник с Поклонным крестом.

http://sobory.ru/article/?object=11659

Царь Борис Феодорович прислал для новопостроенной, на месте явления чудотворной Иконы, Пустыни, с бывшим в то время в Москве Иеромонахом Ионою денежную казну, ризы, свечи, ладан, иконы, колокола и книги, что все для безопасности от татарского нашествия (Крымцев) было также перевезено в город Курск, а как соборные священники не позволили поместить церковное имущество Пустыни в своей Соборной Воскресенской церкви, то оно и было размещено усердствующими к чудотворной Иконе гражданами по лавкам и клетям , пока те же Курские граждане воздвигнули особую часовню, в которой поставили Икону и поместили на время прочее церковное имущество привезенное из Пустыни 6 6. Между тем наступил период «смутного времени». Явились самозванцы: в 1604 году сперва Путивль, за ним Рыльск, а по нужде (10 декабря) и Курск сдались первому самозванцу (Гришке Отрепьеву), именовавшему себя сыном Царя Иоанна, царевичем Димитрием, чудесно спасшимся от смерти. Тогда самозванец, основавший временно свою резиденцию в Путивле, желая привлечь на свою сторону поболее народа, мнимым благочестием, приказал между прочим перенести к себе в Путивль (отстоящий от Курска на 184 версты) чудотворную Икону Божией Матери Курская. Как бы предчувствуя долгую разлуку с своею усердною заступницей, граждане Курска, не смея и помышлять о каком либо противлении повелению нового властелина, со скорбью и многими слезами проводили Икону до Путивля, где она была, по приказанию самозванца, встречена с подобающей честью и с тех пор оставалась, в его таборе, до самого занятия Москвы, по овладении коей была поставлена там в Царских Чертогах. В отсутствие же чудотворной Иконы из Курска, Крымские Татары разорили до основания Пустынный Монастырь, построенный на месте её явления. Это случилось, (как видно из выписи на вотчинную земли Курского Монастыря 123. (1615 года) в 1611 году. В этой выписи читаем: «В прошлом де 119 (1611) году приходили под Курск и в Курский уезд Крымские, и Ногайские, и Казанские люди и в те де поры грамоты и выписи погорели»; здесь речь очевидно идёт о сожжении пустынного Монастыря, ибо Курский тогда еще не существовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

В 1802 году был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с двумя теплыми приделами Казанской Божией Матери и ап. Иоанна Богослова. Стены в холодной части храма были расписаны крестьяниным с. Боголюбова по благословению Преосвященного Феофана еп. Владимирского. Слева от царских врат был образ Казанской Божией Матери - дар кн. Ивана Михайловича Воротынского, принесенный им из Казани. По-видимому, это был один из ранних списков с Чудотворного образа, явленного в Казани в 1579 г. Эта икона особо почиталась прихожанами, с ней совершались крестные ходы вокруг села. Из почитаемых икон следует отметить икону с образом Боголюбивой Божией Матери - список с исходного образа. История ее такова: во время холеры, разразившейся в Мошке, жители села послали своих людей в с.Боголюбово, чтобы они сделали список с Чудотворной иконы. После этого губительная болезнь отступила. С тех пор ... июля особо торжественно отмечался в селе крестным ходом с Боголюбивой иконой Божией Матери вокруг села с чтением акафиста. В храме были иконы и св. князей, почитаемых во Владимирской земле греческого письма: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Авраамия Болгарского и др. Два напрестольных Евангелия, датируемых 1606 годом. На одном из них надпись " князь Алексей Иванович Воротынский Муромскаго уезду ....Пречистой Богородицы в селе Мошку " . Из богослужебных книг в храме хранили две минеи рукописные за март и июль - вклад князя Ивана Михайловича , написанные, по преданию, его рукой в 16 веке. Минея имела надпись: " книгу минею месячную благоверный князь Иван Михайлович Воротынский в вотчину свою в соборную церковь свою Успению Пречистыя Богородицы в селе Мошку " .  Приход состоял из с. Мошка и деревень: Новой (8 км), Дятлова (3 км), Горячева (7 км), Игнатьева (4 км), Пищальникова (4 км), Пивоварова (4 км), Карева (7 км), Баркина (8 км), Колычева (6 км), Мостищ (6 км), Безова (8 км), Манькова (6 км), Позднякова (6 км), Поросятева (5 км), Лантрева (9 км), Озяблиц (6 км), Кубаева (11 км) и Колодников (3 км). Во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось 1540 душ муж. и 1837 жен. пола. В середине XIX века в селе было 156 дворов. В 1896 г. в с. Мошке было двукласное министерское училище, в котором числился 71 человек. Также была женская церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02041

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й). Из книги " О жизни православных святых, иконах и праздниках " (согласно Церковному преданию). Составитель О.А. Попова. Тропарь, глас 4-й Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Гопоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Кондак, глас 8-й Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим. (Это величание поем и во все праздники в честь икон Божией Матери.) Из книги «Полный православный молитвослов для мирян». Сретенский монастырь «Новая книга». Второе дополненное издание. 1998 г.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=827

Теннер, иконы в них принадлежали кисти В.Л. Боровиковского, который написал также образ свв. Константина и Елены. Известный бронзовщик П. Ажи изготовил символы Веры, Надежды и Любови, укрепленные под куполом, а Ж. Герен - огромное, в 180 свечей, паникадило. Ко дню освящения чудотворный образ Казанской Божией Матери был украшен богатейшей ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. После изгнания французов из России донской атаман гр. М.И. Платов прислал собору 40 пудов отнятого у них трофейного серебра. Архитектор К. А. Тон использовал это серебро в 1834 для облицовки главного иконостаса (через сорок лет то же сделали в приделах). В том же году Император Николай I заказал академикам Ф. А. Бруни, П. В. Басину и К. П. Брюллову большие запрестольные образа в резных золоченых рамах. В 1884 по эскизу арх. Н. В. Набокова ювелир О. Я. Соколов из 11 пудов серебра сделал для соборной плащаницы великолепную гробницу, а шесть лет спустя - чеканные серебряные хоругви. В 1903 прихожане задумали воздвигнуть у собора огромную колокольню, но осуществить этот проект не удалось из-за возражений Академии художеств. К столетию храма был проведен большой реста врационный ремонт, которым руководили епархиальный зодчий А. П. Аплаксин, А. А. Парланд и художник Э. К. Липгарт. Живопись подновили М. С. Судковский и Н. А. Бруни. Кроме чудотворного образа, стоявшего в особом киоте слева от царских врат, почитанием у верующих пользовались и некоторые старинные иконы: Спасителя в иконостасе, свт. Николая и Ченстоховской Божией Матери, подаренной Кутузовым. По проему Н. Н. Никонова в 1891 в соборе была устроена, по примеру других храмов, Голгофа с частицей Живоносного Гроба. Другая частица находилась в иконе Воскресения, которую прислал в 1906 иерусалимский патриарх Дамиан. В соборе было много превосходных изделий из серебра: ризы на иконах, предалтарная балюстрада, кадило 1644 года, подаренная Анной Иоанновной дарохранительница, венцы, в которых венчался с супругой вел. кн. Павел Петрович, священные сосуды, сделанные в Париже по заказу Александра I, оклад напрестольного Евангелия, изготовленный в 1787 по рисунку И.

http://sobory.ru/article/?object=01954

Дух, в полукружии из страз, коих 40. Вверху киота, в серебряной позолоченной арабеске, - серебряная с мелкими камнями литера М, означающая – Матерь Божия. Внизу киота накладная серебряная надпись: «Радуйся Благодатная Господь с Тобою». Весу в киоте 13 1/2 ф. и 4 золотника. Чудотворная Казанская икона Божией Матери часто и на долгое время берется в города и веси Пензенской епархии; тогда вместо нее вставляется копия сей иконы. Риза на ней серебряная позолоченная, устроена на церковную сумму в 1837 году, весом 75 золотников. Корона серебряная же, на ней три лиловых камня и один белый, на челе, раме и перси – по серебряной звездочке с небольшими белыми камнями. Меры она одинаковой, что и явленная икона. Копия иконы помещается в серебряном киоте, внутри вызолоченном, с таковыми же колонками и горизонтальною на них аркою с сиянием, в средине коего большой трехугольный зеленый камень, вверху светло-желтый, по сторонам два средних зеленых камня. Над колонками по одному белому камню, а на тумбочках по 5-ти небольших красных камней и два зеленых. В нижней части киота на средине – большой светло-зеленый камень, ниже его на финифти написано: «Kaзahckiя». По сторонам 2 больших лиловых камня. Весу в киоте 3 1/2 фунта. Чудотворность сего образа. Образ сей сначала по 1700 год назывался явленным; а с сего года, вследствие прошения граждан Верхнего и Нижнего Ломовов по грамоте ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО, стал именоваться не только явленным, но и чудотворным и многоцелебным образом. Перечень чудес по летописи монастырской до нынешнего столетия. По летописи монастырской чудес, произшедших в разные времена от сего многоцелебного образа до нынешнего столетия числится 109, именно: Исцелено больных руками 10, глазами 60, ногами 9, страдавших тяжкою болезнию 19, жестоким ревматизмом 2, внутреннею болезнию 2, глухотою 1, расслаблением всего тела 4, невладевших рукою 1, икотою и одышкою 1. И ныне благодать Божия, неоскудно изливающая дары свои, не престает являть свою чудотворную силу от Казанской иконы Божией Матери, в обители находящейся.

http://pravicon.com/image-35189

В Повести сообщается о явлении иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Николы Тульского), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский мон-рь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» неск. часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиеп. Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа буд. митрополит Ермоген (тогда священник, видимо по имени Ермолай) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года (в Повести указано как чудо 1). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиеп. Иеремия совершил в соборе Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010