21.03.2023 «Фактически, заново обрели»: во Владимире показали Боголюбскую икону Божией Матери, на реставрацию которой ушел почти век 15 марта 2024 года в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника во Владимире состоялось во многом историческое событие – открылась выставка иконы Божией Матери «Боголюбская», на реставрацию которой ушло около 100 лет. В открытии экспозиции «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение» приняли участие председатель Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Наблюдательного совета Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова Сергей Степашин, директор департамента музеев Минкультуры России Елена Харламова, губернатор Владимирской области Александр Авдеев, а также руководители ведущих музеев страны, именитые деятели культуры, представители науки, духовенства и общественники, сообщает сайт музея-заповедника. Об уникальной истории реставрации Боголюбской иконы на открытии… 20.03.2024 20 марта Церковь чтит икону Божией Матери «Споручница грешных» Чудотворную икону Божией Матери «Споручница грешных» чтит Православная Церковь 20 марта. В частности, в этот день Церковь чествует три таких образа Божией Матери, которые были обретены в Корце (1622 г.), Одрине (1843 г.) и Москве (1848 г.). Эта икона получила свое название из-за надписи, сохранившейся на ней: «Аз сопоручница грешных к Моему Сыну: Сей дал… 20.03.2023 18 марта Церковь чтит икону Божией Матери «Воспитание» Чудотворную икону Божией Матери «Воспитание» чтит Православная Церковь 18 марта. До 1917 года этот образ пребывал в Казанском соборе на Красной площади Москвы, однако после его разрушения был утерян. В наши дни в этом восстановленном храме пребывает список с чудотворной иконы, также прославившийся чудесами по молитвам к Пресвятой Богородице перед ним. На иконе «Воспитание» Божия Матерь изображается с Богомладенцем Христом, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пресвятой Богородицы. Перед этим образом, по традиции, родители молятся за своих детей, прося Матерь Божию послать им разум, а сердце наполнить премудростью. До наших дней дошла краткая молитва…

http://foma.ru/themes/ikona

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген , святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: " Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани " . С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись " Повести " - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход " за Казань " (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, " встречь солнца " многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

А как дорога была заветная и родная им святыня, видно из того, что они ревностно сохраняли даже самый национальный костюм и язык от других поселенцев г. Павловска. По словам митрополита Евгения: «в Павловске купечество – большая часть казанцев, коих отличие в языке, а также в женских уборах сохраняется в Павловске и до ныне». В павловском городовом магистрате, сообщает митрополит Евгений, две грамоты от Казанского митрополита Тихона (с 25 марта 1699 г. по 24 марта 1724 г.) к предкам сих граждан, жившим еще в г. Троицке на Таганроге, писанная одна в 1709 г. от 8 августа, а другая в 1710 г. от 13 мая. С первою грамотою митрополит прислал им по просьбе их икону казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложением в оною св. мощей. Икона написана на кипарисной доске… Во второй грамоте митрополит Тихон благодарит граждан за то, что они не забывают своего пастыря. Кроме этой иконы замечательна и древностью, и глубоким к ней благоговением граждан храмовая икона Казанской Божией Матери, точная копия с чудотворной. Написана она на кипарисной доске, покрыта серебряною позлащенною ризою и украшена драгоценными камнями. На обороте этой иконы выбита следующая надпись: «При державе Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича сей образ Пресвятой Богородицы образ написан истинным подобием с чудотворной ее иконы, именуемой Казанской, сребропозлащенным окладом обложен по обещанию града Казани разных чинов жителей. Писал изограф Казанский протодиакон Григорий Терентьев, среброковач Семен Дмитриев». Первоначально построенная деревянная церковь сгорела в 1766 г. и на месте ее построена новая каменная с приделом св. Николая. Эта церковь была освящена 7 июля 1776 г., а придел св. Николая освящен 6 июля 1770 г. В Казанской церкви местно чтится как чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Икона написана на кипарисной доске, обложена серебряно-позлащенною ризою. По преданию, она была пожертвована кем-то в Казанскую церковь и до 1831 г. находилась в церковной кладовой. В 1831 г. в Павловске была сильная холера, и во время этого бедствия местный священник о. Павел Корейша из любопытства рассматривал бывшие в кладовой иконы и обратил внимание на эту. Ему вспомнилось чудесное спасение г. Смоленска, Козлова (в 1779 г.) от моровой язвы по молитвам граждан перед иконою Боголюбской Божией Матери и приказал икону поставить в храм. Во время холеры ее обносили вокруг города, и болезнь ослабела, стали брать ее в дома для служения перед нею молебнов и больные выздоравливали. Особенную веру питала к этой иконе помещица слободы Семеек Елисавета Александровна Станищева-Лазарева, нередко бравшая икону в дом свой. Ее усердием устроена серебряная позлащенная риза. Во время холеры 1847 г. граждане с верою притекали к сей иконе и получали исцеление. С того времени в каждый воскресный день на вечерни перед иконою читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09776

В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны. На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския». Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери. Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.

http://sobory.ru/article/?object=01399

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась. Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города. На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня. После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам. О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию. Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время приход состоит из села и деревень Игнатовки и Свинки. Всех прихожан числится 205 душ муж. пола и 213 жен. пола. До настоящего приходского храма в селе Колюпанове преемственно существовали два храма, оба во имя Казанской Божией Матери. О первом храме не сохранилось никаких сведений, кроме того, что он стоял на самом берегу Оки. Другой деревянный храм построен в версте от Оки в 1695 г., как гласит о том надпись на сохранившемся храмозданном кресте. В 1779 г. храм этот сгорел от грозы, причем храмовая икона его Казанской Божией Матери вместе с другими предметами церковной утвари была перенесена в соседнюю церковь села Фомищева. После пожара, по недостатку средств, не предполагалось строить нового храма, но икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она ушла из церкви села Фомищева и явилась на березе против сгоревшей церкви села Колюпанова./Об этом чуде рассказал бывший священник села Фомищева Никифор Виноградов, который слышал от своих предместников отца и деда, бывших священниками в с. Фомищеве. При деде этого священника Прокопии Виноградове и было это чудо/. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поместили эту икону в своем доме. После произведенного дознания, что икона не могла быть вынесена кем-либо из храма и поставлена на указанном месте, помещики Бобрищевы-Пушкины исходатайствовали разрешение построить в селе храм во имя этой иконы, каковой и был построен в 1783 г. на средства помещика Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина. Зданием храм деревянный. В 1854 г. храм был заново перестроен при особом старании приходского священника Павла Просперова. В начале текущего столетия в храме устроен придельный алтарь во имя свв. мчц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Местно чтимые иконы в храме: упомянутая икона Казанской Божией Матери, как чудотворная, и икона Божией Матери Троеручицы. Причт состоит из священника и псаломщика, получает проценты с 109 руб. и пользуется церковною землею в количестве 36 дес. В селе с 1891 г. открыта школа грамоты. К приходу села Колюпанова приписан приход села Фомищева.

http://sobory.ru/article/?object=16690

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.  — Для верующих так ли важно — та самая икона или не та? — Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль. Сохранили в России, потеряли в Китае — Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?  — Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).  Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции». Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

К собравшимся обратился митрополит Ферапонт. Он поблагодарил владыку Георгия за приглашение принять участие в торжествах и поздравил всех с великой милостью Божией — обретением святой иконы. Со словом к арзамассцам и гостям города обратился и глава Нижегородской митрополии: «Наше время — это время собирать камни. Встают храмы, открываются святые обители. И тем, кто трудится ниве возрождения духовной жизни, иногда кажется, что нет никаких сил и возможностей продолжать дело. Но это так, если человек надеется только на свои силы. Дело возрождения должно осаливаться благодатью Божией. Сейчас славная Алексеевская обитель пребывает в небрежении. Но мы верим, что с обретением иконы Божией Матери " Достойно есть " обитель, последняя игумения которой Олимпиада причислена к лику святых, обязательно возродится». Владыка Георгий поблагодарил архипастырей за участие в торжествах и преподнес им вышитые иконы Божией Матери «Достойно есть», а все участники крестного хода получили небольшие иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ Царицы Небесной «Достойно есть» был подарен сестрам Алексеевской обители братией Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в августе 1853 года. Сразу же по прибытии святыни в Арзамас по молитвам пред ней начали происходить чудесные исцеления, и в обитель во множестве стали притекать страждущие. Трудами елабужского купца Кирилла Стахеева образ Богородицы был украшен дорогой сребропозлащенной ризой. До революции в арзамасском Новодевичьем Алексеевском монастыре хранилось несколько списков с чудотворной святыни. Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Ктитор обители, царь Михаил Феодорович, прислал в новоустроенный монастырь Казанскую икону Божией Матери, а также икону преподобных Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, — небесных покровителей царской семьи. В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Свято-Николаевскому женскому монастырю.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010