В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

На второй секции «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» заявлены темы христианского просвещения Казанского края под покровом Казанского образа Богоматери, истории и современного положения женских монастырей, изучение территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Третья секция «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан имеет три подсекции - «Казанская икона Божией Матери в изобразительном искусстве», «Чудотворные иконы Богоматери. Казанско-Богородицкий женский монастырь: история, архитектура, археология» и «Казанская икона Божией Матери, Казанский Богородицкий монастырь в литературе, музыке, кино». Важным событием в работе международной научно-практической конференции станет круглый стол «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира прошлое, настоящее, будущее», который состоится в Казанско-Богородицком мужском монастыре. 20 июля состоится Пленарное заседание конференции в Колонном зале Казанской Ратуши, на котором будет принята резолюция Международной научно-практической конференции и заслушаны обращения участников. В пленарном заседании могут принять участие все желающие, вход свободный. Соучредителями конференции выступают Патриарший Совет по культуре, Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви, Министерство культуры Республики Татарстан, Мэрия города Казани, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казанская духовная семинария, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/20/ob...

Результаты работы секции можно выразить следующими тезисами: Казанская икона Богородицы - знаменательное явление в духовной жизни России и всего мира. В Казанской иконе Богородицы мы чувствуем и видим синергию сакрального и эстетического, что оказало существенное влияние на формирование ментальности русского народа. Чудотворный образ Казанской иконы Богородицы значим для полифонического единства всех христианских церквей. Явление Казанской иконы Богородицы есть новый этап укрепления православной религиозности в России. Казанская икона Богородицы есть важная составляющая образа России в целом, а ее обретение есть начало нового периода укрепления духовного единства России, ее цивилизационного выбора и утверждения идеи патриотизма. Невозможно переоценить значение чудотворного образа Казанской иконы Богородицы для формирования национальной патриотической идеи, преодоления смутных времен и отражения интервенций в духовно-нравственное и территориально-государственное пространство России. Казанская икона Богородицы оказала благодатное влияние на церковную и государственную жизнь России, в том числе на единение народов и мирное сосуществование различных конфессий, свидетельством чему является и настоящая конференция. Идеография, или постижение символических смыслов Казанской иконы Богородицы, есть непрерывный процесс движения к Истине православного богословия, а настоящая конференция очередной заметный этап этого процесса. Круглый стол «ПОД ОСЕНЕНИЕМ КАЗАНСКОГО ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА: СУДЬБЫ РОССИИ И МИРА - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ» Работа Круглого стола проходила в Казанском Богородицком мужском монастыре 19 июля 2016 г ., ул. Большая Красная, д.5 В работе Круглого стола приняли участие около пятидесяти участников из числа докладчиков конференции, работников СМИ и заинтересованных гостей. Открыл работу Круглого стола митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, который обстоятельно рассказал о значении Казанской иконы Божией Матери для духовной, общекультурной и государственной жизни России и всего мира. Ценно то, что владыка Феофан опирался на свой богатый и многолетний опыт служения в РПЦ, в то числе во многих странах дальнего зарубежья.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/27/...

В 70-е годы прошлого века храм неоднократно подвергался ограблениям. Утрачены многие ценные иконы, в том числе и складень с Казанской иконой Божией Матери. Надо отметить, что настоятелем храма долгие годы был протоиерей Михаил Ридигер (отец Святейшего Патриарха Алексия Второго), пользовавшийся большой любовью прихожан. Здесь же с детских лет прислуживал в алтаре, был псаломщиком, а потом и диаконом Вячеслав Якобе (ныне — митрополит Корнилий). Источник: сайт Эстонской Православной Церкви Таллиннская Казанская церковь (храм рождества Пресвятой Богородицы), оказавшаяся в центре внимания по причине неудачного, к счастью, поджога, уникальна, по крайней мере, по двенадцати причинам. 1. Казанская церковь – старейшее деревянное здание Таллинна и одна из древнейших построек за пределами средневековой городской стены. Освящена она была (по старому стилю) 8 сентября 1721 года: через 12 лет можно будет праздновать трехсотлетие храма. 2. Казанская – единственная в Таллинне церковь-«путешественница». Если верить легендам, первоначально она была срублена на одном месте (где именно – предания умалчивают), а на горку Плеэкмяэ, где стоит и по сей день, – перенесена лишь в 1749 году. 3. Казанская церковь – первый памятник таллиннской архитектуры, увенчанный куполом. До нее этот архитектурный элемент православного Востока был в немецком Ревеле неизвестен. 4. Казанская церковь – своего рода отражение двойственного характера русской культуры эпохи петровских реформ: ее колокольню украшает западноевропейский шпиль в стиле барокко, а крышу нефа – «византийский» по своему происхождению купол. 5. Казанская церковь – единственный в странах Балтии памятник православной архитектуры петровских времен, практически без изменений (за исключением оформления купола, верхней части шпиля колокольни и внешней обшивки стен) сохранившая свой первоначальный облик. 6. Казанская церковь – народное название храма – своим происхождением обязано копии чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, специально снятой с хранящегося в Москве оригинала и доставленной в Ревель ко дню освещения церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11125

В крестном ходе и закладке собора участвовали духовенство, представители государственных и муниципальных органов власти Татарстана, православная молодежь. Прямую трансляцию с места события осуществляла татарстанская телерадиокомпания «Новый век». Прямые включения шли также на телеканале «Россия-24». Перед вложением закладной капсулы в сохранившийся исторический фундамент Казанского собора был оглашен текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради иконы Ея Казанския, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 21-й (8-й) день июля месяца во граде Казани на месте обретения сей чудотворной иконы». После закладки капсулы с грамотой было оглашено Обращение к потомкам по случаю воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери. Затем выступили председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. В завершение к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Мероприятия по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря Официальным началом реализации данного проекта следует считать 4 ноября 2015 г., когда президентом РТ Р.Н. Миннихановым был подписан Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Идея воссоздания собора получила заметное общественное одобрение. 2 декабря 2015 г. свое благословение на это дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 18 января 2016 г. в Кабинете министров РТ под председательством заместителя премьер-министра РТ В.Г. Шайхразиева прошло первое рабочее совещание, посвященное созданию Болгарской исламской академии и воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Дальнейшее регулярное проведение соответствующих рабочих совещаний в Кабинете министров РТ и в Казанском Богородицком монастыре, а также заседаний иного формата, в значительной мере способствовало оперативному решению многих важных вопросов.

http://patriarchia.ru/db/text/4569140.ht...

Побуждением к посвящению в честь Казанской Богоматери было явление на колодце (и доселе существующем среди села) чудотворной иконы. Эта икона, по единогласному преданию жителей села, ныне находится в церкви пригородней Старооскольской Стрелецкой слободы. Взята она была из села по следующему случаю. Благочинный священник Стрелецкой Старооскольской церкви, благоговея пред чудотворною иконою Казанской иконы Божией Матери, решился перенести ее из села Ключ, тогда принадлежавшей Курской епархии и находившагося в его ведомстве. По случаю празднования чудотворной иконы 8 июля в селе Ключ было многолюдное стечение богомольцев, не помещавшихся в малой церкви. Благочинный поставил это на вид жителям села и указал на неприличие и какие то законы, будто бы запрещавшие иметь чудотворную икону в деревянном храме, а потому убедил жителей Ключа построить каменную церковь, а до времени ея постройки икона взята была благочинным в Стрелецкую подгородную церковь. Каменная церковь в селе Ключ была начата постройкою в 1794 году и окончена в 1798 году. В это время (1799 год) село Ключ отошло по епархиальному управлению к Воронежскаму Преосвященству. Жителям села Ключ, когда те обратились к бывшему своему благочинному возвратить их чудотворную икону, было отказано. Жаловались они Курскому Преосвященному, но тот дозволил им только снять копию с иконы. Снятая с чудотворной иконы Казанской Богоматери копия свято чтится жителями села». На рубеже XIX-XX веков в штате Казанской церкви числились: два священника (Василий Данков и Митрофан Мишин), диакон (Митрофан Илларионов) и два псаломщика (Иван Станков и Илья Богомолов). У церкви отмечено 39 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 244, в них проживало 2414 человек. Казанский храм – один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Официально закрывался властями 5 августа 1940 года. Однако в период оккупации богослужения возобновились. Росписи внутри церкви сделаны в советское время. В настоящее время церковь является памятником истории и культуры народов Российской Федерации и объектом культурного наследия (код 4600000508). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17394

Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году, когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого, был освобождён войском, несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами, на месте Пречистенской колокольни. Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году. Освятили его в 1769 году. Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм. Освящён он был 22 октября 1907 года. При храме были устроены боковые приделы в честь Трёх Святителей и святых: великомученика Харлампия, святителя Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского. В 1930 году церковь была закрыта советскими властями, обезображена и превращена в склад " Заготзерно " . В 1991 году храм был возвращён Церкви. Началась долгая его реставрация. Источник: Православные храмы Астраханской области. Комплект открыток. Текст к открыткам: игумен Иосиф (Марьян), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в с.Ильинка Володарского р-на Астраханской области Появление в Астрахани храма в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII века. В 1614 году для освобождения Астрахани от разбойников во главе с атаманом Заруцким был послан воевода князь Иван Никитич Одоевский со списком чудотворного образа Казанской Божией Матери. Заруцкий бежал ещё до прихода воеводы, а над восточными проездными вратами кремля в честь этого образа был сооружён каменный храм. Ворота и башня под храмом получили наименование Пречистенских в честь " Пречистыя Богородицы Казанская " . В 1709 году над воротами была возведена каменная соборная колокольня, а храм был упразднён, икону Казанской Божией Матери ещё раньше перенесли в Успенский собор, где она находилась долгое время. В 1707 году в новом селении за рекой Кутум, имевшем первоначально название Посад, был расквартирован Казанский солдатский полк, а позже стали здесь селиться астраханские купцы и прочие жители. Все они были приписаны к приходской Смоленской церкви, находящейся по другую сторону реки Кутум.

http://sobory.ru/article/?object=01042

Икона стала важнейшей святыней Каргополя. После пожара ее поместили в раму с клеймами Акафиста Богородице, имевшую на полях и по разгранкам клейм серебряный позолоченный оклад. Икона в раме стояла в резном киоте у зап. грани сев.-вост. столба собора Рождества Христова. Вверху киота помещались в серебряных окладах 3 пядничные иконы Божией Матери - «Всех скорбящих Радость», Казанская и Страстная. У левого клироса стояла хоругвь с изображением Рождества Христова с одной стороны и Казанской иконы с другой. В летнее время Казанская Каргопольская икона находилась в соборе, в зимнее - в нижнем теплом Богоявленском храме, где с 1871 г. из-за сырости прекратились богослужения (Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: IV. Олонецкая губ.//ИИАК. 1914. Вып. 52. С. 155). В 1871 г. в расположенной недалеко от собора Введенской ц. (построена в 1802 на месте деревянной) усердием купца А. Л. Лаврентьева был устроен юж. Казанский придел, в иконостас к-рого на зимнее время помещалась Казанская Каргопольская икона Судьба Казанской Каргопольской иконы неизвестна. В 1929 г. в Каргополе началось массовое закрытие церквей (Пригодина О. Б. Антирелиг. гонения на Каргополье//Христианство и Север: По мат-лам VI Каргопольской науч. конф./Науч. ред. и сост.: Н. И. Решетников. М., 2002. С. 64; Фофанова В. В. Судьбы храмов г. Каргополя и их служителей в 1920-1930 гг. по док-там ГААО//Уездные города России: Мат-лы X Каргопольской науч. конф./Ред.: Н. И. Решетников, И. В. Онучина; сост.: И. В. Онучина. Каргополь, 2009. С. 158-163). В инвентарной книге КИАМЗ 1925-1946 гг. между апр. 1931 г. и июлем 1932 г. сделана запись о Казанской Каргопольской иконе: «Икона Казанской Божией Матери. Обратная сторона обита фиолетовым бархатом. Разм. 18×16 см. Икона считалась чудотворной». Приписка: «Вставлялась в большую икону с изображением жития Богородицы. Размер всей иконы 118×86» 971. Л. 108 об.). Среди икон, рекомендованных в 1932 г. для постановки на госохрану, Казанская Каргопольская икона не значится (Олсуфьев Ю.

http://pravicon.com/info-4044

– Сейчас в монастыре два восстановленных действующих храма: в честь Казанской иконы Божией Матери (основная церковь) и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (церковь, в которой совершаются будние богослужения). Также в обители есть одна восстановленная часовня – во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также к монастырю относится домовый храм в честь Введения во храм Богородицы, который расположен за оградой. До революции этот храм принадлежал нашему монастырю. Он находился в церковной школе. Тогда это была церковно-учительская школа, в которой готовили преподавателей закона Божиего и учительниц провинциальных и сельских церковно-приходских школ. Сейчас у нас там просветительский и благотворительный православный центр. Во время богослужений в этом храме поют, читают часы и церковничают дети. Кроме того, у нас там находится первый и второй классы общеобразовательной школы, и дети каждое утро перед уроками молятся в этом храме. История храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» связана с редким для России образом. До революции настоятельница игумения Феофания (Готовцева) хотела заказать для монастыря икону на Афоне. Особенно ей хотелось иметь в обители Иверский образ. Известный духовный писатель Серафим Святогорец, письма которого издавались до революции и переиздаются сейчас, состоял в переписке и духовной дружбе с матушкой Феофанией. И он прислал как благословение от Святой горы именно эту икону, написав: «При ваших скорбях и ваших переживаниях вам нужна именно эта икона». В названии этой иконы заключается смысл того, что подает Матерь Божия через этот чудотворный образ. Храм восстановили несколько лет назад, установили купола, заново расписали. Храмовая икона – это список с чудотворного афонского образа, написанный отцом Арсением, современным святогорским иконописцем. Главная святыня Казанского храма – чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который до революции находился в некоем монастыре. При советской власти икона очень пострадала: она находилась в выгребной яме, потемнела от небрежения. Перед тем как нашему монастырю должно было открыться, эта икона обновилась. Нам ее принесли уже обновившуюся, с просветлевшим ликом. Были случаи исцеления от этой иконы. И был на моей памяти очень трогательный случай: у священника, который приходил к нам в монастырь служить молебны с акафистами, дома стала мироточить фотография нашей иконы. Это произошло перед тем, как у него умерли родственники. Они умерли по-христиански, причастившись святых таин. Так Матерь Божия подавала ему знаки, укрепляла и утешала перед предстоящей скорбью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Ссылаясь на это свидетельство, «А.С.» отмечал, что: «Здесь, как видно, патр[иарх] Гермоген говорит о каком-то постороннем сочинении. Предполагать же, что он упоминает в этом случае о своём беловом сочинении, отосланном к великому князю нет данных, да вместе и нужды. Конечно, он мог так говорить о первом описании чудес, бывших от иконы Казанския Божия Матери или вследствие авторского смирения, или потому, что первое сочинение об этом факте писал не он. Допустить первое невозможно, потому, что, если Гермоген хотел скрыть своё имя здесь, то он скрыл бы его и в других местах своего сочинения. Напротив же, он везде выставляет свою личность. В предисловии излагает свои чувства и мысли по поводу явления иконы Казанския Божия Матери; далее при описании факта явления иконы и торжества, бывшего по этому поводу, он указывает то, чем был в то время, т[о] е[сть] какую должность проходил и что делал, и, наконец, в заключении он упоминает опять о своих чувствах, о возведении его в сан митрополита Казанского и просьбе царя Фёдора Ивановича описать явление иконы и чудеса, бывшие от неё. Из всего этого вывод очевиден: патриарх Гермоген, если бы писал прежде об явлении иконы для царя Ивана Васильевича Грозного, то он, не стесняясь авторским смирением, сказал бы это прямо, без всяких околичностей. Значит, остаётся допустить последнее, - что первое сочинение писал не патриарх Гермоген, а оно принадлежит перу неизвестного лица. Что же это было за сочинение, отосланное в Москву к Ивану Васильевичу? Почему Фёдор Иванович просит Гермогена описать щедроты к роду человеческому Пресвятыя Богородицы, когда уже к его отцу отослано было сочинение о том же предмете? Второй вопрос, нам представляется, наводит на решение первого, и говорит и о характере первого сочинения и об его авторе. Если Фёдор Иванович просит написать сочинение, значит он первое считает кратким и недостаточным. На этом основании можно построить следующее весьма правдоподобное предположение. Непосредственно после факта явления иконы архиепископ Казанский Иеремия, как лицо, служащее представителем Казанского духовенства, должен был довести до сведения царя об этом факте явления иконы и в подтверждение её чудотворности указать на факты исцелений от этой

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010