Помимо центра суда и управления А. д. являлся также центром духовного просвещения. Здесь по благословению архиерея владычные писцы переписывали книги (сохранились сведения о подобной деятельности Новгородских архиепископов в XIV-XV вв.), при А. д. подчас имелись и мастерские ювелиров и иконописцев. Лит.: Горчаков М. И. , прот. О земельных владениях Всерос. митрополитов, Патриархов и Святейшего Синода (988-1738 гг.). СПб., 1871; Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874; Перов И. Ф. Епархиальные учреждения Русской Церкви в XVI и XVII вв. Рязань, 1882; Соловьев Н. А. Сарайская и Крутицкая епархия//ЧОИДР. 1894. Кн. 3; Шинко И. И. Патриарший казенный приказ: Его внешняя история, устройство и деятельность. М., 1894; Покровский И. М. Казанский архиерейский дом. Каз., 1906; Верюжский В. Афанасий, архиеп. Холмогорский: Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии. СПб., 1908; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947; Греков Б. Д. Новгородский дом Св. Софии//Избр. тр. Т. 4. М., 1960; Щапов Я. Н. Государство и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989; Мельник А. Г. Ростовский митрополичий двор в XVII в.//Сообщ. Ростовского музея. 1991. Вып. 1. Б. Н. Флоря А. д. в 1-й пол. XVIII в. В период реформ Петра I в А. д. сохранялись приказы. Духовный приказ, по сути являвшийся канцелярией архиерея, ведал церковно-адм. и судебными делами, касающимися веры и благочестия, церковного благочиния и народной нравственности. Во главе духовного приказа стоял судья, обычно из монашествующих, и дьяк, позднее переименованный в секретаря; в период междуархиерейства они занимали первенствующее место среди домовых управителей. В непосредственном подчинении духовного приказа находились провинциальные духовных дел управители, число к-рых зависело от обширности епархии. В ведении Казенного приказа находились различные сборы с духовенства и мирян епархии, отчасти в нем было сосредоточено ставленническое делопроизводство, Казенный приказ также выполнял функции приходо-расходного отд-ния. Дворцовый, или вотчинный, приказ во главе с дворецким или стряпчим домовых дел управлял недвижимыми имуществами и землями А. д. Дворцовому приказу подчинялись вотчинные приказчики и посельские старцы, в нем ведались вотчинные крестьяне, составлялись земельные акты, производился суд по вотчинно-владельческим делам.

http://pravenc.ru/text/76496.html

Н. был почетным членом множества орг-ций, среди к-рых - Имп. Палестинское православное об-во, СПбДА, КазДА, Православное братство св. равноап. кн. Владимира, Славянское Боснийско-Герцеговинское об-во, Главное управление об-ва Красного Креста, Архангельский губернский статистический комитет, Петровское об-во исследователей Астраханского края, Свято-Владимирское правосл. братство во Владимире-Волынском, а также др. общественные, благотворительные, ученые учреждения, попечительства и об-ва по местам епископского служения в разных епархиях. Также Н. был действительным членом Об-ва археологии, истории и этнографии при Имп. Казанском ун-те (с 1892), Об-ва ревнителей рус. исторического просвещения в память имп. Александра III и Церковно-археологического об-ва при КДА. Избр. соч.: Собр. соч. Каз., 1909; Слова и речи за 1879-1889 гг. Каз., 1890; Слова, речи и беседы: 1891-1897 гг. Смоленск, 1897. Орёл, 19022; Казанский сб. статей. Каз., 1909 [Рец.: Харлампович К. В.//Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии. Каз., 1910. Т. 26. Вып. 3. С. 283-292 (отд. отт.: Каз., 1910)]; Слова, речи и беседы. Каз., 19093. Вып. 1; 1910. Вып. 2; 1911. Вып. 3; Изображение Мессии в Псалтири: Экзегетико-крит. исслед. мессианских псалмов с кр. очерком учения о Мессии до прор. Давида. Каз., 1878; О св. Евангелии и о св. евангелистах. Каз., 1879; Предизображение Иисуса Христа в Псалтири. Каз., 1879; Астраханский кафедр. Успенский собор: История его и наст. состояние. Астрахань, 1880; Астраханский Троицкий собор, Кирилловская часовня и Никольская ц. на Кремлевских воротах: История их и совр. состояние. Астрахань, 1880; Последовательное объяснение правосл. богослужения. М., 1884. 3 вып.; Краткая история Астраханской епархии. Астрахань, 1886; О классицизме в духовно-учеб. заведениях. СПб., 1886; 31-й Астраханский и Енотаевский архиеп. Афанасий (1856-1870). Астрахань, Православно-христ. нравственное богословие. Каз., 1888; Общедоступное объяснение соборного послания. Каз., 1889-1902. 15 вып.; Святыни Казани.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Безымянные распевы мастеров др. областей страны также переписывались из сборника в сборник. Рукописи 1-й пол. XVII в. содержат песнопения с обозначениями М. р., напр.: «Трисвятое» владимирского распева (РГАДА. Ф. 188. 1696. Л. 33), «Да исполнятся уста моя» ярославского распева (РНБ. Кир.-Бел. 642/889. Л. 87), «Светися, светися...» псковского распева (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 564 об.), «Духовные мои братие» путевого казанского распева (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) и др. В рукописи сер. XVII в. в одном из песнопений развод лица дан ярославским и псковским вариантами (РГБ. Ф. 379. 59. Л. 233 об.). Очень редко рукописи сохраняли имена местных распевщиков. Так, сборник нач. XVII в. содержит славник «Августу единовластельствующу», обозначенный как «роспев Лвов» (РНБ. Осн. 32.16.18. Л. 205), созданный известным в то время мастером Львом Зубом, упомянутым в «Сказании о зарембах» . В сборнике 2-й четв. XVII в. найдено песнопение «Придите ублажимо Иосифа» путевого распева известного нижегородца Семена Баскакова (БАН. Тек. пост. 280. Л. 289-291). В Стихираре минейном сер. XVII в. среди песнопений на принесение Ризы Господней в Москву (1625) есть 3 стихиры («Риза честная», «Держава непобедима», «Храмо твои») распева Постника Агеева, диакона Толчковской ц. в Ярославле (РГБ. Ф. 379. 65. Л. 130 об.-131). Обиход того же времени содержит распев «Аллилуия» Петра Агеева (РГБ. Ф. 199. 167. Л. 31) (см. также в ст. Авторские распевы ). Т. о., нек-рые из мастеров получили известность, имена же большинства местных распевщиков не сохранились. Лит.: Парфентьев Н. П. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст./Вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005; он же. Ростовский митр. Варлаам (Василий) Рогов как выдающийся деятель рус. муз. культуры XVI в.//Наука Юж.-Уральского гос. ун-та: Мат-лы 67-й науч. конф. секции соц.-гуманит. наук. Челябинск, 2015. C. 569-577; idem (Parfentiev N. P.) The Professional Musical Art in the Russian Medieval City (16th - 17th Cent.)//Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2015. Т. 15. 4. С. 67-82; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997.

http://pravenc.ru/text/2563052.html

С. 153-159; Невоструев К. И.//Христианство: ЭС. 1995. Т. 2. С. 190; Христова Б. Невоструев К. И.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 802-804; Валеев Н. М. Выдающиеся люди на Елабужской земле: Историографы Елабуги//История и культура Елабужского края. Елабуга, 1997. С. 6-8; он же. К. И. Невоструев - историк, археолог, археограф//Там же. С. 68-70; он же. К. И. Невоструев и Елабуга//Древняя Алабуга: Проблемы изуч., сохранения и музеефикации археол. памятников: Мат-лы науч.-практ. конф. Елабуга, 1997. С. 24-30; он же. Высокое служение Отечеству: К. И. Невоструев: (1816-1872): Очерк жизни и творчества. Елабуга, 1998, 20002; он же. К. И. Невоструев//Вятская земля в прошлом и настоящем. Киров, 1999. С. 93-97; он же. К. И. Невоструев: Его роль и место в рос. науке//Древняя Алабуга: Сб. Елабуга, 2000. С. 155-160; он же. Подвижник науки// Он же. Гармония культур: Избр. тр. Каз., 2001. С. 237-318; он же. К. И. Невоструев//Краеведы Елабуги. Каз., 2007. С. 38-66; он же. К. И. Невоструев и елабужские ист. древности//Герценка: Вятские зап. Киров, 2010. Вып. 17. С. 207-213; он же. К. И. Невоструев и митр. Макарий: Из эпистолярного наследия//Там же. С. 213-216; он же. Переписка К. И. Невоструева с выдающимися современниками//11-е Петряевские чт.: Мат-лы Всерос. науч. конф. Киров, 2013. С. 129-141; он же. К. И. Невоструев: Творческая биография ученого. Переписка. М., 2015; Иннокентий (Просвирнин), архим. К. И. Невоструев и его исследования//Мстиславово Евангелие XII в. М., 1997. С. 650-669; Аксёнова Г. В. Особенности научно-собирательской деятельности К. И. Невоструева//Науч. тр. МГПУ: Сер.: Социально-ист. науки: Сб. ст. М., 2005. С. 91-100; Гуркин В. А. Археолог, историк и краевед: О творчестве К. И. Невоструева//Мат-лы 2-й науч. конф., посвящ. ученому и краеведу С. Л. Сытину. Ульяновск, 2005. С. 176-198; он же. Невоструев как историк Симбирской епархии//Сказание о Жадовской Казанской Богородицкой пуст./Сост.: В. А. Гуркин. Ульяновск, 2005. С. 26-30; он же. Судьба симбирского собрания К. И. Невоструева//Отеч.

http://pravenc.ru/text/2564818.html

2375 Речь об уставе, который был Высочайше утвержден 26 июля 1835 г. В описываемое время он составлялся особой комиссией. 2380 Эти заметки, приведенные в книге г. Никольского, имеют значение для истории заволжских монастырей, а ряд выписок и рассуждений в остальной части рукописи проникнут заволжскими тенденциями. 2381 Перевод «Путешествия» еще не кончен, но в вышедших четырех выпусках заключается все описание пребывания патр. Макария в России. 2382 Хроника Яхъи издана в подлиннике с переводом и примечаниями в книге барона Розена «Василий Болгаробойца». Там же приводится и выдержка из хроники Аль-Мекина. 2384 Отзыв об этой книге профессора академии В.Д. Кудрявцева, см. в Душеп. Чт. 1895 г. сент., стр. 44. 2386 Впослед. патр. Александр. В Москве с 1858 для сбора благотворит приношений, с 1866 г. на место патриар. Иакова († 1865) избр. патриархом † 2 января 1870 г. 2388 Шер, Дим. Андр., резчик из слоновой кости († 1872), но знавший хорошо и зодчество, и архитектуру. 2390 В монашестве Амвросий, с 1877 г. 17 дек. – еп. Можайский, с 6 апр. 1878 г. – Дмитров., с 22 сент. 1882 г. – Харьков., с 20 март. 1886 г. – архиепископ. 2391 Павел Сергеевич, ныне действит. статский советник. родной брат покойной жены А.Ф. Ключарева. Евдокии Сергеевны. 2399 Речь идет о возникновении Общества любителей духовного просвещения, имеющего, как известно, свои заседания в Епархиальной библиотеке, в Высокопетровском монастыре. 2401 Алексей, в монашестве Павел, Попов, магистр XVII курса (вып. 1850 г.) Моск. дух. академии, впоследствии (с 1868 г.) епископ Тотемский. Сконч. в 1874 г. 2418 Из биографии наместника Троице-Сергиевой Лавры, архим. Антония, составленной профессором Московской академии П.С. Казанским и напечатанной в Правосл. Обозр. 1878 г. усматривается, что первоначальная мысль о назначении протоиерея Горского ректором академии принадлежит о. Антонию. «Почему вы, – говорил он митрополиту, – не хотите назначить Горского?». «Он белый священник, не монах (отвечал митрополит)»; – Какой он белый? – Он серый и теперь, а может быть склонится быть и черным, а вам покойнее избрать постоянного ректора, чем заботиться вновь о замещении этого важного места» – (Правосл. Обозр. 1878 г. т. III, стр. 730).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры 5 мая, но уже в кон. XIX в. память Д. в лавре совершалась 12 мая. Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых (празд. установлено в 1979), Собор Радонежских святых (празд. установлено в 1981), Собор Московских святых (празд. установлено в 2001). Ист.: [Симон (Азарьин)]. Канон прп. отцу нашему Дионисию, архим. Троице-Сергиевы лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 18556; он же. Книга о новоявленных чудесах прп. Сергия Радонежского// Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 460, 470-492; СГГД. Т. 2. 275; ААЭ. Т. 2. 190, 202, 219; Т. 3. 1, 11, 66; АИ. Т. 3. 2, 58, 69; ДАИ. 1846. Т. 2. 35, 37, 49; Леонид (Кавелин), архим. Надписи Троицкой Сергиевой лавры. СПб., 1881; Описные книги старицкого Успенского мон-ря. 7115/1607. Старица, 1912. С. 2, 13, 19, 38; Сборник грамот Коллегии экономии. Пг., 1922. Т. 1: Грамоты Двинского у. 316, 340, 491, 529а, 530; Сказание Авраамия (Палицына)/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова; Ред.: Л. В. Черепнин. М.; Л., 1955; ВКТСМ; Ткаченко В. А. Жалованная данная грамота царя Михаила Федоровича «в дом Пресв. Живоначальной Троицы и преп. чудотворцу Сергию» на городок Радонеж от 5 нояб. 1616 г.//Сообщ. Сергиево-Посадского музея-заповедника. М., 1995. С. 38-48; Прп. Дионисий Радонежский: Житие; Повествование о чудесах прп. Дионисия. Серг. П., 2005 [рус. пер.]; Житие архим. Троице-Сергиева мон-ря Дионисия/Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 356-462. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 81-95; Казанский П. С. Исправление церк.-богослужебных книг при патр. Филарете. М., 1848; СИСПРЦ. СПб., 1862. С. 84-85; Смирнов А. П. Святейший патр. Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1874. 2 ч.; Кедров С. И. Авраамий Палицын//ЧОИДР. 1880. Кн. 4. С. 71-76; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 168-169; Скворцов Д. И. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне лавры). Тверь, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/178331.html

Казанский Владимир Ужинский, уволенный в м-рь на покой в 1848 г. и скончавшийся в 1855 г. “Ист. Росс. Иер.», 53 (с грамот.); Ратшин, 102; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 163; “Опис. монаст.», 1817 г., 96; Проценко, “М-ри в России», 52; Ключевский, “Жит. свят.», 305, 342; “Свед. о существ. лавр. и мон.», 133; “Словарь ист. о свят.», 77; “Воен. стат. обозр. Казан. губ.», 110; Лаптев, “Казан. губ.», 465; “Волга от Твери до Астрах.», изд. Общ. Самолет, 113; “Труды Казан. губ. стат. Комит.», I, 81; “Памят. кн. Казан. губ. на 1866 г.», Отд., II, 51; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», I, 44 (св. Герман), II; 131 (описание); “Казан. губ. вед.», 1846 г., 29; 1847 г., 4, 6–8 (Синодник Иоанна Грозного); 1854 г., 12 (грамота 1618 г.); “Ист. стат. опис. Чернигов. епар.» 98 (архиеп. Владимир Ушинский); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 108 (архиеп. Владимир Ужинский); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 248, 446 (преп. Герман); “Спис. иер. и настоят.», 291, 1; “Житие свят. Гурия и Варсонофия», 47, 187, 198; “Акты Археогр. Эксп.», I, 247 (Грам. 1556 г. архиеп. Гурия Богор. м-рю, о дозволении прихожим священ. и диаконам отправлять богослужение по ставленным и отпускным грамотам), 248 (Грам. 1556 г. об изъятии иноков от суда архиеп. наместников и о предоставлении сбора венечных денег в пользу м-ря), 322 (Ц. ж. гр. 1584 г. о дозвол. иметь на Волге мореход. судно); II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; архим. Сергий); III, 86 (Ц. ж. гр. 1616 г. архим. Корнилию о беспошлин. вывозе из Астрах. соли), 90 (Память 1617 г. архим. Корнилию о построении острожка в сельце Мамадышахъ в защиту от Нагайцев), 330 (Настольн. гр. 1619 г. об избрании священноинока Иосифа на архиеп. Рязан. и Муром.); “Акты истор.», IV, 228 (Ц. гр. 1672 г. Солов. м-рю; роспись м-рей с беспошлин. промысл.); “Дополн. к Акт. истор.», I, 157 (Правая грам. 1609 г. по делу старца Свияжск. Богор. м-ря Авраамия Палицина с Анисьею Катуниною); V, 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Иосиф); VI, 61 (Гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

казне и пользовался достатками чернецов. В числе игуменов монастыря был св. Гурий, назначенный сюда в 1554 г. из Иосифова Волоколамского мон., а в 1555 г. 3 февр. хиротонисанный в архиепископа Казанской епархии. В. Успенский, “Описание Троицкого Селижарова мон.», в “Памят. кн. Твер. губ. на 1868 г.», Отд. II, 212 – 297 (с грамот.); “Ист. Росс. Иер.», VI, 79; Ратшин, 511; “Опис. монаст.», 1817 г., 120; “Словарь ист. о свят.», 82; “Книга степен.», II, 267; Рыбушкин, “Ист. гор. Казани», I, 38 (св. Гурий); “Твер. губ. в.», 1848 г., 32 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 462, 8; “Житие свят. Гурия и Варсонофия», 38; “Акты Археогр. Эксп.», II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; игум. Марк); III, 178 (Патриар. жалов. гр. 1628 г. игум. Иосифу с братией); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 132 (Духов. гр. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 151 (Духов. 1523 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VI, 344 (св. Гурий); VII, 24 (духов. 1513 г. кн. Фед. Борисов.); “Временник Общ. ист.», 1856 г., XXIV, Чиновник патриар. Иоакима 1675 г., 47 (посвящение на игуменство Евфимия); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 19; назван «с. Жарове в Ржеве»); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.785 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 349 (в 1700 г. имел 113 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 184 (м-рю принадлежала дер. Лезья; игум. Нифонт), 238 (дело о беглых крестьянах); IV, 1724 г., 148 (м-рю принадлежала дер. Плоская), 271 (м-рю принадлежала дер. Кубышкина; игум. Нифонт), 544 (доношение игум. Нифонта о сосланном в м-рь дьячке Никиф. Степанове); VI, 1726 г., 441 (в 1727 г. на место престарелого и больного игум. Нифонта определен иеромон. Троиц.-Серг. м-ря Антоний); VII, 1727 г., 137 (игуменом назначен иеромон. Алекс.-Невс. м-ря Лев Горицкий); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1790 г., XIV, 183 (духовн. преп. игум. Иосифа Волоколам.); “Продолж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В XX в. образ Н. встречается в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой): келейная икона свт. Афанасия (Сахарова) 1934 г., иконы 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85-87, 100, 102). В 1981 г. для псковского Троицкого собора была написана икона «Блж. Николай Псковский в молении ко Св. Троице» на бирюзовом фоне. Стилистически мастер ориентировался на древнерус. иконописные традиции, но в иконографическом решении использовал образ Н. на фоне Троицкого собора 2-й четв. XIX в. Аналогичная икона нач. XXI в. (с охристым фоном) находится в ц. свт. Василия Великого на Горке в Пскове. В кон. XX в. (одна - в 1982) для Троицкого собора были написаны 2 большие иконы «Собор Псковских чудотворцев» с изображением Н.; позднее в приделе равноап. кнг. Ольги появился поясной прямоличный образ святого (в красноватой рубахе, руки перед грудью в жесте приятия благодати). В кон. XX в. в иконостасе псковской ц. Покрова от Торга была установлена икона «Псковские чудотворцы», где Н. представлен фронтально крайним справа, на фоне Троицкого собора и Крома. Образ блаженного введен в состав святых на иконе Божией Матери с Младенцем на престоле, с ангелами и предстоящими Псковскими чудотворцами (Псковской) рубежа ХХ и XXI вв. (Троицкий собор Пскова). Изображение Н. имеется в росписи Казанской ц. Оптиной пуст., в одном из медальонов (ок. 2001, инок Алипий (Подковырин)). На рисунке для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной Н. представлен в рост; вполоборота влево, в молении, с поднятой для крестного знамения правой рукой (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 179). Рельефный ростовой образ Н. (с изможденным лицом и с палкой-посохом в левой руке) помещен на постаменте памятника равноап. кнг. Ольге в Пскове (2003, скульптор В. М. Клыков). Лит.: Князев А. С. Историческо-стат. описание псковского кафедр. Троицкого собора. М., 1858; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 34-35; Ткачёва Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX в. на сюжет Сказания о видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. Прил. 1. С. 36-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 182-183; Васильева О. А. Иконы Пскова/ПИАМ. М., 20123. Т. 2; Псковская икона XIV-XVIII вв. из собр. Псковского музея/Авт.-сост.: И. С. Родникова. Псков, 2013; Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова. М., 2016. С. 315-318. Кат. 60; Туминская О. А. Икона юродивого: (Образ юродивого во Христе в рус. изобр. искусстве позднего Средневековья и Нового времени). СПб., 2016. С. 282.

http://pravenc.ru/text/2565938.html

Овруче//Волынские ЕВ. 1904. Ч. неофиц. 13. С. 371-376; 18. С. 553-557; 24. С. 743-745; 26. С. 822-825; 33. С. 1059-1063; 34. С. 1090-1097; Щусев А. В. Реставрация Васильевского храма (г. Овруч)//ИИАК. 1909. Вып. 32. С. 25; Казанский С. Васильевский храм в Овруче - 1-й по древности из памятников рус. церк. зодчества//Волынские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. 24. С. 477-478; Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры: (Развитие теорет. концепций). М., 1971. С. 159-169; Раппопорт П. А. Церковь Василия в Овруче//Сов. Арх. 1972. 1. С. 82-97; он же. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 29-30; он же. Архитектура средневек. Руси: Избр. ст. СПб., 2013; Тарасенко О. А. Значение овручских росписей в творческом самоопределении К. С. Петрова-Водкина//Панорама искусств. М., 1982. Вып. 5. С. 217-220; Памятники градостроительства и архитектуры УССР. К., 1985. Т. 2. С. 153-154; Торшин Е. Н. К вопросу о происхождении архит. форм ц. Василия в Овруче и собора Апостолов в Белгороде//Проблемы изучения древнерус. зодчества. СПб., 1996. С. 54-57; I. Церква Св. Bacuлiя в Obpyчi: З icmopiï pekohcmpykцiï та pecmabpaцiï//Teopiя та icmopiя apximekmypu i мicmoбyдybahhя. К., 1999. Вип. 4. С. 84-89; Гаврилюк С. В. Biдhobлehhя ц. св. Bacuлiя в Obpyчi на поч. ХХ ст.//Велика Волинь: Npaцi Житомирського товариства дocлiдhukib Boлuhi. 2002. Т. 25. С. 87-93; она же. Cb.-Bacuлibcьkuй собор Овруча: З icmopiï pecmabpaцiï поч. ХХ ст.//Npaцi Центру пам " яткознавства. К., 2014. Вип. 25. С. 36-46; Томашевський А. П. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя лimonuchoro Вручого в Овруцькому npoekmi//Cmapoдabhiй Ickopocmehь i слов " яhcьki гради VIII-X ст.: Зб. наук. праць. К., 2004. С. 264-278; он же. Cepeдhьobiчha Овруцька волость i феномен Овруцькоï околичноï шляхти//Наук. зап. з украïнськоï icmopiï. Переяслав-Хмельницький, 2008. Вип. 20. С. 466-489; Пам " ятки i пам " яmhi мicця icmopiï та культури на Жumoмupщuhi: Коростенський, Лугинський, Овруцький райони. Житомир, 2006. Вип. 7; Noдopoжhi нотатки Б. Pepixa//Cmyдiï мucmeцmboзhabчi.

http://pravenc.ru/text/2578159.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010