Как показал А. А. Зимин , Иосифов Волоколамский мон-рь пользовался большим авторитетом в среде местных вотчинников, прежде всего Волоцкого и Рузского уездов, охотно пополнявших мон-рь своими земельными вкладами. По подсчетам исследователя, значительный рост таких вкладов произошел в 60-х гг. XVI в., что отражало надежды представителей этого слоя найти в сложных ситуациях поддержку в знаменитой обители и свидетельствовало о признании высокого авторитета игумена. Уменьшение количества вкладов с нач. 70-х гг. следует связывать, как отметил Зимин, с указом 1572 г. о запрете земельных вкладов в богатые мон-ри. При обменах земель царь старался, чтобы благосостояние мон-ря не пострадало. 13 июня 1570 г. взамен взятых ранее в государев обиход монастырских угодий по царскому указанию мон-рю были выделены др. недвижимые владения (АЮ. С. 176. 158). В 1566-1568 гг. Волоколамской обителью управлял игум. Лаврентий (впосл. архиепископ Казанский и Свияжский), однако затем Л. вновь стал настоятелем мон-ря. Очевидно, Л. нек-рое время находился в Москве при царе и затем вернулся к своим обязанностям. В 1566 г. он прислал в Иосифов мон-рь 2 Евангелия, Апостол, Псалтирь следованную и Служебник (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 39-40, 146). По благословению Л. в 1567 г. для мон-ря был переписан Торжественник, содержащий поучения на весь год ( Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 91). В 1571 г. Л. дал вкладом в обитель печатное Евангелие, Псалтирь следованную, Служебник, Стихирарь и Ирмологий «в четверть дести и с уставом» (КЦДР. 1991. С. 40; см. также: Там же. С. 60, 87, 283). Позднее волоколамский игум. Евфимий (Турков) сделал во владычном Служебнике запись: «Служебник святаго боголюбиваго владыкы великого господина нашего Рязанскаго и Муромскаго епископа Леонида. Служити по нем единому игумену в соборе, а святого владыку поминати, доколе и церкви свята стоит, понеже велию веру стяжа к Богу и к Пречистеи Его Матери, и многими святыми образы златом и сребром украси, и книги божественыа написав…» ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 419; Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 13-14). В 1571 г. в Иосифов мон-рь «инок Захареи Безстужов сын боярскои новоторжец» дал вкладом сборник учительного содержания, к-рый Л. «приговорил отдати в село в кое ни буди» (КЦДР. 1991. С. 368).

http://pravenc.ru/text/2463443.html

Благословение России и Петербургу: Откровение о Казанской иконе Божией Матери//Благовестъ: Газ. СПб., 1990. 1. С. 6; 2. С. 7; Гусев В., Перегудова З. Поиски без конца…: Докум. расследование//Сыщик. М., 1992. 2. С. 237-272; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 1. С. 253-254, 419-421; Бухарев И. Н., прот. Чудотворные иконы Пресв. Богородицы: (История их и изображения). М., 1901, 1994р. С. 99-107; Милашевский Г. А. Тайна великого святотатства//Казань. 1994. 5/6. С. 112-117; Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве//Культура средневек. Москвы, XIV-XVIII вв. М., 1995. С. 225-249; Смирнов М. В., Фролов Г. В. Казань и чудотв. икона Богородицы. Каз., 1996. (Прогулки по Казани; вып. 3); Чугреева Н. Н. Русская Одигитрия: Об иконе Богородицы Казанской//Церк. археология: Мат-лы 2-й Всерос. церк.-археол. конф., посвящ. 150-летию со дня рожд. Н. В. Покровского (1848-1917). СПб., 1-3 нояб. 1998 г. СПб., 1998. Вып. 4. С. 320-322; она же. С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 г.//РЧ, 7-е: Церк. древности. 1999. С. 141-147; она же. «Семейная» икона царя Алексея Михайловича: (Икона Богородицы Казанской с избр. святыми в собр. ЦМиАР)//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 265-272; она же. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского мон-ря Моск. Кремля//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 181-189; она же. Какая Казанская икона Богородицы в Ватикане?//Рус. Дом. 2001. 4. С. 38-39; она же. О явленной в 1579 г. иконе Богородицы Казанской//РЧ, 8-е: Церк. древности. 2001. С. 213-226; она же. «Державная Заступница»: Чудотв. иконы Богородицы Казанской в Смутное время: Ярославская и Московская//Светильникъ. М., 2003. 1(2). С. 3-36; она же. «И бывает ход большой»: О почитании иконы Богородицы Казанской в царствование Михаила Феодоровича//Там же. 2/3. С. 23-52; она же. Об иконографии иконы Богоматери Казанской//Искусство Др. Руси и Византии: Итоги исслед. 2002 г./ЦМиАР. М., 2003. С.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Соч.: Вклад РПЦ в победу над фашизмом//ЖМП. 1975. 5. С. 39-43; Учение св. Киприана, еп. Карфагенского, о пастырстве//Там же. 1977. 2. С. 69-73; Таинства и их значение в деле спасения//StdO. 1979. 12. С. 54-64; Благодать Божия, вспомоществующая человеку на пути ко спасению//Там же. 1980. 3. С. 53-63; Значение надежды в деле спасения человека//Там же. 8. С. 42-48; Правосл. понимание о поминовении усопших//Там же. 1981. 4. С. 58-64; 5. С. 60-64; Значение чтения Слова Божия для спасения человека//Там же. 9. С. 54-64; Церковь, ее историческое развитие и назначение: (Ангельский собор и человеческий род)//Церковный вестн. Варшава, 1989. 4/6. С. 54-59; Значение благодатного мира в деле преобразования общества//Там же. 10/12. С. 67-71; Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека//Там же. С. 76-84; Избр. ст. М., 1993; Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993, 20083; Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 1994, 2007; Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси//ЖМП. 1994. 1. С. 73-77; Свт. Тихон Задонский и его учение о спасении: Магист. дис., ст. разных лет. М., 1995; Не поднимет народ на народ меча: Избр. ст. М., 1996; Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. М., 1996, 2003; Глинский патерик. М., 1997; Поучения старца Амвросия: Избр. изречения старца Амвросия Оптинского, извлеченные из разных источников. М., Церковь Христова - место спасения человека: Статьи разных лет. М., 1997; Без тайны Рождества Христова - нет смысла жизни на земле. М., 1999; Крещение Господне - воссоздание человеческого естества. М., 1999, 2006; «От пастыря зависит благополучие общества». М., 1999; Великий пост. М., 2000; Об епитимиях: Избр. ст. и проповеди. М., 2000; Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. М., 2000; Лекции по пастырскому богословию. М., 2001, 2007; Пасха: Светлое Христово Воскресение: Избр. статьи, лекции. М., 2001, 20042; Слово перед исповедью: Избр. ст., проповеди, лекции. М., 2001; Лекции по литургике. М., 2002, 2007; Избр. письма и проповеди. М., 2003; Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди. К., 2003; Рождество Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: Избр. ст. и лекции. М., 2004; Алфавит духовно-нравственный. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) II. Епархия Новгородская Новгородская епархия древностью возводится к XI веку. Вторая из первоклассных. I. Enuckonы Новгородские 1.       Иоаким , Корсунянин; † 1030. Святой с 1699. [( Ефрем , Новг., II, 121, 179, 210)]. 2.       Лука Жидята (Жирята) хирот. 103 (Новг., 179); † 15 окт. 1060. Святой с 1558. 3.       Стефан хирот. 1060; убит 1068. 4.       Феодор хирот. 1069 [еписк. и архиеп.]; † 1077. 5.       Герман хирот. 1078, из игум. Киево-Спасского монастыря; † 1095. Святой. 6.       Никита [архиеп.] хирот. 1096, из иноков Киево-Печерских; † 30 янв. 1108. Святой с 1558. 7.       Иоанн [архиеп.] хирот.1110; † 1130. 19 8.       Нифонт [еписк. и архиеп.] хирот. 1130, из иноков Киево-Печерских; † 21 апр. (sic) 1156, в Киеве. Святой. 9.       Аркадий , игум. Новгородский, избр. 1156 [еписк.], хирот. 10 авг. 1158 (Ипат., 84); † 19 сент. 1163. Святой. II. Архиепископы Новгородские и Псковские 10.       Илия (в схиме Иоанн ) хирот. 28 мар. 1165, из священ. (1165 пожалован архиеп. Новг., I,13); † 7сент. 1186. Мощи обретены 1439 (Новг., I, 112). Святой с 1547. 11.       Григорий (в мире Гавриил ) избр. 1186, хирот. 29 мар. 1187; † 24 мая 1193. Святой. 12.       Мартирий хирот. 10 дек. 1193, из игум. Старорусского Спасского монастыря; † 24 авг. 1199. Святой с 1511. 13.       Митрофан избр. 1199, хирот. 3 июля 1201. В начале 1211 изгнан Новгородцами. 14.       Антоний хирот. 1211, из иноков Хутыньских; в 1219 изгнан, а с 1220 еписк. Перемышльский. Митрофан (вторично) с 1219; † 3 июля 1223. Арсений , чернец Хутыньский, избр. 1223; изгнан 1225, не быв хирот.; являлся и в 1228. После игум. Юрьевский (?). Антоний (вторично) в 1225–28; за немощь, отошёл на Хутынь; † 8 окт. 1232 (Новг., I, 48). 15.       Спиридон избр. 1229, из иноков Юрьевских, хирот. 4 мар. 1230; † 1249. 16.       Далмат хирот. 25 мая 1251; † 21 окт. 1274. 17.       Климент избр. в 1274, хирот. в исх. 1276; † 22 мая 1299. 18.       Феоктист избр. 1299, хирот. 29 июня (sic) 1300, из игум. Благовещенского монастыря; в исх. 1308 отошёл туда же; † 23 дек. 1310. Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России. М., 1867-1869. 3 вып.; Смоленский С. В., изд. Азбука знаменного пения («Извещение о согласнейших пометах») старца Александра Мезенца (1668 г.). Каз., 1888; Моск. Собор, 1666-1667. М., 1905 3; Шахматов А. А. Очерк совр. рус. лит. языка. М., 1941 4; Богатырев П. Г. Добавочные гласные в народной песне и их функции: О языке слав. народных песен и его отношении к разговорной речи//Славянское языкознание: V Междунар. съезд славистов (София, сент. 1963): Докл. сов. делегации. М., 1963. С. 349-398; Успенский Б. А. Архаическая система церковнослав. произношения: (Из истории литург. произношения в России). М., 1968; он же. Раскол и культурный конфликт XVII в.// о н же. Избр. труды М., 1996 2. Т. 1. С. 477-519; он же. Русское книжное произношение XI-XII вв. и его связь с южнослав. традицией: (Чтение еров)//Там же. 1997 2. Т. 3. С. 143-189; он же. История рус. лит. языка (XI-XVII вв.). М., 2002 3; Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Условность в искусстве//Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 287-288; Рогов А. И., сост. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. М., 1973; Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерус. певч. книг в XVII в.//АЕ за 1984 г. М., 1986. С. 128-139; Владышевская Т. Ф. Богодухновенное ангелогласное пение в системе средневек. муз. культуры: (Эволюция идеи)//Механизмы культуры. М., 1990. С. 116-136; она же. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006; Дурново Н. Н. Славянское правописание X-XII вв.// Он же. Избр. работы по истории рус. языка. М., 2000. С. 644-682; Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000; Зализняк А. А. Древнерусская графика со смешением ъ-о и ь-е// Он же. Русское именное словоизменение: С прил. избр. работ по совр. рус. языку и общему языкознанию. М., 2002. С. 577-612; Никольская Н. Б. «Сказание» инока Евфросина и певч. книжная справа XVII в.: Дипломная работа/СПбГК, музыковедческий фак-т. СПб., 2008. Ркп. (Электр. версия: znamen.ru/PEECTP/09a_Nikolskaja.pdf).

http://pravenc.ru/text/675033.html

46. С. 409-410; Слово на преполовение Четыредесятницы//Там же. 48. С. 431-432; 2 Слова в неделю ваий//Там же. 51. С. 467-469; Слово на день Рождества Христова//ХЧ. 1846. Ч. 4. С. 345-352; Размышление на слова: «Возмите врата князи ваша»//ВЧ. 1846/47. Т. 10. 7. С. 75-78; Слово о ходатайстве Св. Духа: Письмо к Гоноранцию//Там же. 8. С. 83-85; Изъяснение слов псалма: «Меч извлекоша грешницы»//Там же. 18. С. 181-182; Изъяснение некоторых мест Евангелия//Там же. 21. С. 205-206; 26. С. 245-247; 28. С. 261-262; Изъяснение некоторых прообразований о Пресв. Богородице//Там же. 23. С. 223-225; Письмо Фаустину, в коем обличает скорбь его о смерти сестры//Там же. 24. С. 229-230; Примирение некоторых несогласий в повествованиях Евангелистов о воскресении и явлениях воскресшего Господа//ВЧ. 1850/51. Т. 14. 2. С. 15-17; Изъяснение слов псалма: «Глаголет пребеззаконый согрешати в себе» (35, 2)//Там же. 19. С. 185-186; Против тех, кои во время голода продают хлеб дорогою ценою//Там же. 23. С. 219-220; О том, почему нечестивые живут в изобилии и довольстве, а праведных нередко постигают скорби и бедствия//Там же. 39. С. 385-387; Изъяснение притчи о блудном сыне//Там же. 42. С. 417-421; О подражании Пресв. Богородице//ВЧ. 1851/52. Т. 15. 19. С. 177-178; О том, что прямой долг епископа состоит в поучении народа//Там же. 30. С. 277-280; О скромности//ВЧ. 1853/54. Т. 17. 19. С. 175-177; Слово на Пасху//ВЧ. 1854/55. Т. 18. 2. С. 13-15; Слово в день Св. Пятидесятницы//ВЧ. 1855/56. Т. 19. 8. С. 71-73; О силе молитвы святых//Там же. 9. С. 83-85; О кресте Христовом//ВЧ. 1856/57. Т. 20. 48. С. 467-468; Беседа на перенесение мощей св. мчч. Гервасия и Протасия//Там же. 27. С. 251-252; Проповеди. М., 1807; Избр. слова. М., 1824; Избр. поучительные слова/Пер. Донского мон-ря. М., 1838; Избр. поучительные слова. К., 1882 [перелож. на ц.-слав.]; Две проповеди//ПрибЦВед. 1899. 51-52; 1901. 12; Слово на Рождество Христово//ЖМП. 1968. 1. С. 30-31; О посте//Там же. 1969. 3. С. 27-28; Слово на Св. Пасху//Там же.

http://pravenc.ru/text/114346.html

мч. Албания и прп. Сергия Радонежского//Путь. – Париж, 1928. – 10. – С. 112–114. 2 . Винне Дж. Содружество св. Албания и прп. Сергия в последние годы//Соборность: Сб. избр. ст. из журнала Содружества «Sobornost». – М.: ББИ, 1998. – С. 37–40. 3 .  Иларион (Алфеев) , иеромон. Православное богословие на рубеже столетий: Статьи, доклады. – М.: Крутицкое подворье, 1999. 4 . Казнина О. А. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине XX в. – М.: Наследие, 1997. 5 . Н. К. Съезд в St. Albans, 11–15 января 1927 г.//Путь. – 1927. – 7. – С. 107–112. 6 . Филоненко А. С. Православие на Западе: английский опыт//Православное богословие и Запад в XX веке: История встречи: Материалы междунар. конф. Синодальной богословской комиссии РПЦ и итал. Фонда «Христианская Россия» (Италия, 2004). – М., 2006. 7 . Южаков Р. М. Русское православие в Англии: Николай Зернов и Антоний Сурожский //Русский мир. – 2000. – 2. – С. 219–228. 8 . Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. – Париж, 1991. 9 . Зернов Н. М. Русский религиозный опыт и его влияние на Англию//Русская религиозно-философская мысль XX века/Под ред. Н. П. Полторацкого. – Питсбург, 1975. 10 . Зернов Н. М., Зернова М. В. Содружество св. мученика Албания и прп. Сергия: (Ист. очерк)//Соборность: Сб. избр. ст. из журнала Содружества «Sobornost». – М.: ББИ, 1998. – С. 10–37. 11 . Zernov N. The Reintegration of the Church.– L.: SCM Press, 1952. 12 . 3а рубежом: Белград – Париж – Оксфорд: (Хроника семьи Зерновых) (1921–1972)/Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. – Париж, 1973. – 561 с. 13 .  Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Николай Зернов (1898–1980)//Соборность: Сб. избр. ст. из журнала Содружества «Sobornost». – М.: ББИ, 1998. – С. 41–62. 14 . Ульянкина Т. И. Н. М. Зернов//Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции: Первая треть XX в.: Энцикл. биограф, словарь. – М.: РОССПЭН, 1997. – С. 254–255. Митрополит Антоний (Блум) 15 . Антоний (Блум), митр. Сурожский. «…Быть православным в Англии»: О Сурожской епархии/Публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25-го Марта праздник Благовещения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание возвещения Ангелом Пресв. Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. (Ист.– Лук. 1, 24–38 .) Какой и в память кого установлен праздник 29-го Июня? 29-го Июня праздник С в. Апостолов Петра и Павла. Установлен в память сих Св. Апостолов. (Ист.– Избр. житие св.). Какой и в воспоминание чего установлен праздник 6-го Августа? Что приносится в храм в этот праздник для благословения? 6-го Августа праздник Преображения Господня. Установлен в воспоминание явления Господа Иисуса Христа трем апостолам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фаворе в прославленном виде (Ист.– Матф. 17, 1–9 .) В этот праздник приносятся в храм поспевающие в это время на востоке виноград, у нас в России яблоки, для молитвы над ними, чтобы начать вкушение их с благословения Божьего. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 15-го Августа? 15-го Августа праздник Успения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание преставления Ея от земли на небо. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой праздник 29-го Августа? 29-го Августа праздник Усекновеняя главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Ист. – Марк. 6, 14–30 .) Какой праздник 8-го Сентября? 8-го Сентября праздник Рождества Пресв. Богородицы Девы Марии от праведн. Иоакима и Анны. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой и в память чего установлен праздник 14-го Сентября? 14-го Сентября праздник Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Установлен в память обретения креста царицею Еленою. (Ист. – там же.) Какой и в воспоминание чего установлен праздник 1-го Октября? 1-го Октября праздник Покрова Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание видения св. Андреем юродивым в греческом храме Пресв. Богородицы, молящейся за христиан Ее Сыну, Господу И. Христу. (Ист.– там же.) Какой и для чего установлен праздник 22-го Октября? 22-го Октября праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвят. Богородицы. Установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от Поляков в 1612 году. (Ист.– там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Канон Божией Матери Другой канон Божией Матери 4-го гласа находится в Кодекс Hieros. Patr. Sabb. 434 (XVI в.), ff. 118v, надписан как Θεοκτστου μονχου. Inc. Φωτ με τν πρεσβειν σου. Канон был издан под 22 в Богородичнике прп. Никодима Святогорца. Канон Иисусу Христу Codex Athen. EB 2352 (конец XVI в.), ff. 12v –19v, содержит неизвестный κανν παρακλητικς Иисусу Христу 8-го гласа , надписанный Θεοκτστου μονχου το Στουδτου . Inc. Πς σο κινσω κεχραμνην , χραντε . Последование Господу Иисусу Христу Последование Господу Иисусу Христу приписывается Феоктисту в Codex Athen. EB 2352 (конец XVI в.), f f. 19v –28r. Inc. стихиры : Οκτει ρν με, δσποτα , τν περμετρον οκτον . Inc. канона (f. 2 1v): κα τληπτος τρις πβλεψον. Канон 8-го гласа . Поучение к братии Сохранилось только в церковнославянском переводе в Codex Petropol. РНБ Вяземский Q. 251 (XVII в.), ff. 132v–137r . Заголовок гласит: Преподобнаго отца нашего Фeokmicma инока обители Cmyдiйckiя noyчehie къ бpamiu. Inc. Слыши убо первое buдehie. Послание «Како держати правило» Эта работа также сохранилась только в церковнославянском переводе в Codex. Petropol. РНБ Кир.- Бел . XV (XV в.), ff. 95r–95v, в Казанск. духовн. акад. солов. 20 (XVI–XVII в.), ff. 41v–45v, и Казанск. духовн. акад. солов. 239 (XVI–XVII в.), ff. 467v–470v . Заглавие, данное в первой рукописи, во второй повторяется с небольшими отличиями: Cie nocлahie посылаетъ старецъ кυръ Фeokmicmъ некоему брату, просящему съ бoлeзhiю како правило возможетъ свое удержати понеже мhoriя беды отъ бесовъ подъятъ и бысть въ cyмhehiu правила и сице посылаетъ по силе своей ему. Inc. Мы, бpamie любuмiu, бедствовахомъ. Два этих сохранившихся в церковнославянском переводе теста, если они действительно принадлежат Феоктисту Студиту, являются единственными сохранившимися аскетическими произведениями данного автора. Список использованной литературы 1. Afentoulidou -Leitgeb . 2008= Afentoulidou-Leitgeb E. Die Hymnen des Theoktistos Studites auf Athanasios I. von Konstantinopel. Einleitung, Edition, Kommentar. Wien, 2008.

http://bogoslov.ru/article/4288603

А. Е. Викторов указывает еще слова Максима грека в числе других статей сборников: 1) 575, конца XVIIb., в 4-ку, ок. 350 лл. («извлечения из Максима грека »), принадлеж. Афанасию, архиеп. Холмогорскому, и 2) 575 (?), полууставом XVII в., в 4-ку, ок. 600 лл. («слова Максима грека»). Сказаний о Максиме греке не отмечено. См. Описи книгохранилищ северной России, Спб. 1890 г., стр. 48–49, 260 и 263. б) в библиотеке Антониева Сийского монастыря: 190) Ркп. 55 (на переплете 154 и 75 карандашом). Слова Максима грека , 1587 г., в 4-ку, на 371 листе. По оглавлению 57 глав, но на самом деле менее, главы 29–33 и 36–40 не были написаны совсем (о крестном знамении, аллилуии и пр.). На л. 119 об. начинается 28 глава: «Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве. Повесть некую страшную начиная писанию предати»..., которая затем продолжается на лл. 120–124. (См. Сочинения Максима грека , по казанск. изданию, ч. III, стр. 178–183). На обороте 124 листа первые четыре строки составляют продолжение этой же повести, но далее вслед за ними, сплошь, как будто окончание этой повести, идет выдержка из «послания к некоему другу, в немже толкование некоих речений, неудобь разумеваемых в божеств. писании» (Сочинения Максима грека, ч. III, стр. 5–22). Именно 3–5 строки об. 124 листа так читаются: «Собраний кротостию многою и молчанием совершити сих Богови, ничтож отнюд дерзнуша на Спаса всех и Бога Христа, взыскающих и преизобилующих всякими благами духовными» (ср. Повесть: «собраний кротостию многою и молчанием совершати сих Богови, ничтоже отнюдь житейско глаголющих меж себе, ясти же коемуждо…» ч. III, стр. 183; Послание: «ничтоже отнюдь дерзнуша на Спаса всех и Бога Христа» и пр., ibid. стр. 15). Таким образом 28-я глава рукописи составлена из двух слов Максима грека; окончание ея (лл. 124 об. –131) есть 33-я глава по оглавлению. Пропуска листов здесь нет: по старинной сигнатуре с 120 начинается 16 тетрадь, а с 128 – 17-я. На лл. 131–134 идет 34-я глава, а с 134 – 35-я, «о рукописании греховнем» (по казанск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010