В пожаре 1815 г., начавшемся в Ямской слободе от Варлаамовской церкви, церковь эта сохранилась, но она значительно пострадала в пожар 1859 г., когда горела забулачная часть г. Казани. Она вся в это время обгорела снаружи. В церковной ризнице хранятся план и фасад каменной церкви Смоленской Божией Матери с приделом преп. Варлаама, хутынского чудотворца. Он написан губернским архитектором в 1828 г. 12 июля. Особого погоста, по высочайше опробованному на г. Казань плану, церковь не имеет, а обнесена с трех сторон каменною с железною решеткою оградою при церковном старосте Дмитрии Памфиловиче Чирихине в 1858 г., на что израсходовано денег около 500 руб. На каменную ограду имеется при церкви план и фасад, выданный губернским архитектором Бессоновым и утвержденный строительною комиссию. Недостаток места, где находится церковь, не дозволил обнести церковь оградою с западной стороны. В ограде устроена маленькая часовенка, в ней две иконы: преп. Варлаама хутынского и Павла исповедника. В 1870 г. церковь Варлаамовская значительно обновилась. Под полом холодной церкви вырыт подвал и в нем устроена духовая печь, таким образом, церковь сделана теплою. В 1874 – 75 гг. поновили иконостасы в главном и придельном храме, а в 1876 г. вся внутренность церкви окрашена масляною краскою. Во все эти обновлении, кроме забот приходского священника Петра Павловича Сельского и церковного старосты Василия Петровича Хворова, много усердия приложили прихожане, купцы Андрей Ильич Жуков и Иван Осипович Тихомирнов. В св. алтаре над престолом, с давних времен устроена на столбах сень, обновленная в 1876 г. на приходские деньги. Кругом сени иконы: Воскресения, Моления о чаше и Несение креста. Над сенью поставлен крест, а на потолке сени икона Св. Троицы, внизу которой перед чашею и дискосом изображены ангелы с рипидами. Некоторые предметы церковной утвари сохранились с древних времен, а другие куплены вновь. Настоящий Смоленско-Богородицкий храм и придел Варлаама, хутынского чудотворца, не просторные, можно сказать, даже тесные. Иконостас в главном храме в 5 рядов, наверху крест; иконы нового письма и поновлены в 1870-х гг., только местный храмовый образ Смоленской Божией Матери не новый. Риза на Богоматери жемчужная, с камнями, а венец серебряный вызолоченный, с камнями. За правым клиросом у стены довольно большая в серебряной ризе икона преп. Варлаама, новгородского хутынского чудотворца, риза серебряная, устроена в 1794 г. Против левого клироса на столярной золоченой тумбе древняя икона Казанской Божией Матери. Возможно, эта икона была некогда храмовою в каменной церкви, в которой, как сказано выше, главный престол был освящен во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской.

http://sobory.ru/article/?object=33085

День обретения Казанской иконы Божией Матери связан со многими последующими чудесами. Мы называем чудотворными иконы, от которых люди получают ясный живой ответ на свои молитвы, причем он нередко сопровождается действиями и событиями, которые нельзя объяснить с точки зрения человеческих знаний и опыта. Такие события и называются чудесами, а иконы, от которых по молитвам людей они происходят, именуются чудотворными. И хотя в какой-то момент первоначальный чудотворный Казанский образ Божией Матери исчез, мы верим, что он не уничтожен — просто не пришло еще время его явления. Но у нас есть чудотворные списки этой иконы. Один из них, связанный с освобождением Москвы от поляков, хранится в Елоховском соборе. Другой был перевезен государем императором Петром в Санкт-Петербург и ныне пребывает в Казанском кафедральном соборе северной столицы. Есть и здесь иконы Божией Матери, по молитвам пред которыми совершаются чудеса, и верим, что Пресвятая Дева не оставит втуне наши воздыхания пред Ее образом, прославленным в Казани. Будем молиться Пречистой Богородице, чтобы Она Покровом Своим оградила и защитила Отечество наше, сохранила Татарстан в мире и единомыслии, дала людям способность жить вместе, чистосердечно разделяя радости и скорби, чтобы каждый вне зависимости от религиозных убеждений и национальности чувствовал себя на этой земле в мире, спокойствии и безопасности. Верим, что по молитвам пред лицом Царицы Небесной Господь не отнимет Свою милость от России, от народа нашего, от Церкви нашей, от всей земли Татарстана. Я хотел бы выразить сердечную благодарность владыке митрополиту Феофану, Преосвященным владыкам, трудящимся в Татарстанской митрополии, духовенству, приходскому активу. Рад видеть молодых добровольцев, и надеюсь, что замечательное движение, которое возникло в связи с моим посещением Татарстана, не заглохнет, что вы будете находить в себе силы, яркие мысли, строить замечательные проекты, совместно трудиться во благо Церкви и Отечества. Помните: никто не должен водить вас за руку, вы уже взрослые люди.

http://pravmir.ru/patriarh-myi-verim-cht...

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Часовня Федоровской иконы Божией Матери С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагались вначале ворота с двумя калитками по сторонам. Над воротами со стороны двора помещалась ставшая весьма почитаемой икона Феодоровской Божьей Матери. В 1820-е годы по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. Она просуществовала до 1877 года, когда на средства фабриканта А.А. Напалкова выстроили новое здание. В 1913 году часовня была облицована керамической плиткой. В ней хранилась икона Феодоровской Божьей Матери в жемчужном окладе. В соответствии с решением горсовета от 24 января 1929 года часовня использовалась совместно общинами православных традиционного и обновленческого направлений. Снесли часовню вместе с Крестовоздвиженской церковью в 1932 году. Часовня Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска. В связи с тем, что часовня «препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет», президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что «поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке».

http://sobory.ru/article/?object=36997

Отец Серафим спросил: — Что вы за монахи? Они ответили: — Зосима и Савватий Соловецкие. — Зачем вы возле меня сели? — спросил отец Серафим. — Хотим показать тебе место, где должен быть престол нашего храма, — ответили они, и тут же повели его к поленнице кипарисных дров, где стали размечать место под церковь сначала по одной стороне, потом по другой, указывая рукой и говоря: — Тут должен быть наш престол. Затем они стали невидимы, и отец Серафим проснулся. После этого отец Серафим стал заботится о постройке храма, для чего нашел благотворителей. Через два года храм был освящен. В 1879 году отца Серафима постригли в мантию и благословили жить на Крумице, в построенной им Зосимовской келлии. Здесь с ним подвизался еще один монах, который при уходе из мира в монастырь встретил большие препятствия со стороны своих родителей. Те никак не хотели его отпускать. Тогда он начал просить помощи, стал усердно молиться и ежедневно служить молебен Казанской иконе Божией Матери, после чего родители, наконец, отпустили его, благословив ехать на Афон. Он тогда же дал обещание, что если будет жить на Афоне, то построит там пусть самый маленький, но храм в честь Казанской иконы Божией Матери. И вот прошло уже с тех пор более 20-ти лет, а он не исполнил своего обещания. Однажды отец Серафим стал спрашивать его: — Когда же вы исполните свое обещание построить храм Божией Матери Казанской? Монах отвечал: — Я уже хочу оставить эту мысль навсегда. Тогда отец Серафим сказал ему: — Как же хочешь бросить это дело, оставить Божию Матерь? Ведь за это придется ответить в будущем. Монах спросил тогда его: — Что же будем делать? — А вот что, — отвечал отец Серафим. — Давай напишем две бумаги. Одна бумага будет пустой, а другая — со словами «строить храм». Так и сделали. Отец Серафим пошел в церковь и перед местной иконой Казанской Божией Матери, положив три поклона со словами: «Царица Небесная, твори что хочешь», — оставил бумаги. Вынули жребий раз, другой и третий раз, и всегда им в руки попадала бумага со словами «строить».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

В последующие годы были проведены значительные капитальные ремонтные работы, связанные с разбором железобетонных перекрытий, оставшихся от архива, заменой полов, проведением электро- и теплоснабжения, возведением солеи и иконостаса. С декабря 2008 г. в соборе были начаты работы по росписи алтарной части бригадой под руководством Александра Серикова. Престол был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 6 декабря 2009 г. В этом году к 20-летию возрождения Казанской обители в соборе проведены значительные ремонтные работы: расписаны своды оконных проемов, завершено золочение и благоукрашение иконостаса, повешены дополнительные паникадила. Выполнено золочение глав и крестов, венчающих купола. Казанский собор предстает взору верующих в своей величественной красоте. http://казанский-женский-монастырь.рф/?page_id=92 Собор Казанской иконы Божией Матери был построен в центре двора Ярославского Казанского женского монастыря в 1835-1845 г.г. Собор стоит в центре Ярославского Казанского женского монастыря на месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви. Строился «на сумму доброхотных дателей» по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова в стиле позднего классицизма. Основное строительство велось 1835-1838 г. За ходом работ было поручено наблюдать губернскому архитектору Петру Яковлевичу Панькову. При постройке нового здания собора был использован кирпич от разборки теплой церкви упраздненного в 1828 г. Борисоглебского прихода. Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Колонны и полуколонны украшают не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен. Собор был расписан в 1840 г. артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами. Освящение соборного храма во имя иконы Казанской Божией Матери прошло в 1845 г. В мае 1837 г. Ярославский Казанский монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II. 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7-8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (с 1917 по 1922 г.г. Патриарх Московский и Всея Руси). В 1916 г. 21 и 22 октября в Казанском соборе служил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (с 1922 по 1926 .г. - патриарший местоблюститель).

http://sobory.ru/article/?object=05739

На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с XVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый - каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела - Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив (чудом сохранилась лишь единственная фотография храма), саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны... Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь.

http://sobory.ru/article/?object=09606

Настоятели храма: сщмч. Афанасий Докукин (1935 - август 1936): сщмч. Феодор Дорофеев (1936-1937); Владислав Бобиков (11 февраля 2003 - 9 ноября 2007); Леонид Салтыков (с 9 ноября 2007). http://www.starikovo.ru/ В 2002 году церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Стариково была возвращена верующим в очень тяжёлом состоянии и находилась в таком виде ещё в течение 8 лет. Восстановление храма началось в начале 2010-х гг., но основные реставрационные работы проводились с 2012 под руководством архитектора-реставратора, руковдителя проектной мастерской Патриаршего Архитектурно-реставрационного центра Троице-Сергиевой лавры - Сергея Александровича Гаврилова и окончилась (внешний ремонт) в 2018 году. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы. С сайта: http://museum-taldom.m.o.muzkult.ru/starikovo История Казанской церкви в деревне Иванцево Талдомского городского округа неразрывно связана с соседним селом Веретьево, где до 2012 года находился известный памятник подмосковного деревянного зодчества – храм великомученика Георгия Победоносца. Георгиевская церковь в Веретьево была построена в 1778 году, сохраняя в своем облике черты церковных построек более ранней допетровской эпохи. К середине XIX века кладбищенская церковь уже не могла вместить всех прихожан, поэтому в 1858 году по инициативе жителей села Стариково был возведен новый приходской храм. Главный престол каменной церкви получил посвящение в честь Казанской иконы Божией Матери, а его приделы – во имя великомученика Георгия и святителя Николая Чудотворца. Село Куточ (Кутач, Веретьево, Веретня) на реке Дубне являлось старинной вотчиной Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова. В писцовых книгах 1627 года среди вотчин этой обители упоминается «погост промеж рек Дубны и Пази, а на погосте церковь Христова мученика Георгия деревянная верх шатром, в церкви деисус, двери царские, образы местные, и ризы, и книги и всякое церковное строение мирское…» Точная дата появления Борисоглебского монастыря неизвестна, но по одной из версий, начало его существования может относиться ко второй половине XIIbeka: времени основания подмосковного города Дмитрова.

http://sobory.ru/article/?object=03836

Первое упоминание о Завалине имеется в " Писцовых книгах " за 1637-1643 гг, где оно тогда числилось за Лаврентием Алексеевичем Кологривовым. Имеются также сведения и о выстроенной здесь церкви Святителя Николая в 1635 году. В 1713 году, взамен обветшавшей церкви, строится новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Святителя Николая и мучеников Флора и Лавра. Освящение Казанской церкви состоялось в 1715 году. Ровно через 100 лет на средства владелицы поместья Елизаветы Фёдоровны Акинфовой (урождённой Грибоедовой) в селе Завалино, чуть в стороне от деревянного обветшавшего храма, строится каменный храм с колокольней. В церкви было также три престола: в холодном находился главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, в тёплой трапезной - во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и во имя Святой праведной Елисаветы. Храм был возведён в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Пять небольших валунов, привезённых с Бородинского поля, по замыслу Елизаветы Фёдоровны должны были дополнительно подчеркнуть связь храма Божьего с подвигами русских воинов, в том числе двух её сыновей, благополучно вернувшихся с той войны. Четыре камня сохранились до наших дней и лежат перед церковью посреди разбитого прихожанами и батюшкой цветника. Как можно заметить, что эта кирпичная церковь в стиле зрелого классицизма, прекрасно сохранилась до наших дней. Здесь мы можем видеть, что храм состоит из однокупольного четверика с боковыми портиками, полукруглой апсиды, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни. Центральный вход украшает классический треугольный фронтон на четырёх массивных каменных колоннах. Луковичная глава возвышается на сферическом куполе, установленном на большом центрическом световом барабане. Колокольня представляет собой композицию " ротонда на четверике " , где первый ярус звонницы в совокупе с углом трапезной, украшен рустовкой. Третий же ярус звонницы украшен полуколоннами. Стены оштукатурены и выкрашены в нежный бело-желтоватый цвет. Кровля и купола покрыты оцинкованным железом. Внутренняя отделка также проста и лаконична, как и наружная. Старинных росписей не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=02829

Результаты работы секции можно выразить следующими тезисами: Казанская икона Богородицы - знаменательное явление в духовной жизни России и всего мира. В Казанской иконе Богородицы мы чувствуем и видим синергию сакрального и эстетического, что оказало существенное влияние на формирование ментальности русского народа. Чудотворный образ Казанской иконы Богородицы значим для полифонического единства всех христианских церквей. Явление Казанской иконы Богородицы есть новый этап укрепления православной религиозности в России. Казанская икона Богородицы есть важная составляющая образа России в целом, а ее обретение есть начало нового периода укрепления духовного единства России, ее цивилизационного выбора и утверждения идеи патриотизма. Невозможно переоценить значение чудотворного образа Казанской иконы Богородицы для формирования национальной патриотической идеи, преодоления смутных времен и отражения интервенций в духовно-нравственное и территориально-государственное пространство России. Казанская икона Богородицы оказала благодатное влияние на церковную и государственную жизнь России, в том числе на единение народов и мирное сосуществование различных конфессий, свидетельством чему является и настоящая конференция. Идеография, или постижение символических смыслов Казанской иконы Богородицы, есть непрерывный процесс движения к Истине православного богословия, а настоящая конференция очередной заметный этап этого процесса. Круглый стол «ПОД ОСЕНЕНИЕМ КАЗАНСКОГО ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА: СУДЬБЫ РОССИИ И МИРА - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ» Работа Круглого стола проходила в Казанском Богородицком мужском монастыре 19 июля 2016 г ., ул. Большая Красная, д.5 В работе Круглого стола приняли участие около пятидесяти участников из числа докладчиков конференции, работников СМИ и заинтересованных гостей. Открыл работу Круглого стола митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, который обстоятельно рассказал о значении Казанской иконы Божией Матери для духовной, общекультурной и государственной жизни России и всего мира. Ценно то, что владыка Феофан опирался на свой богатый и многолетний опыт служения в РПЦ, в то числе во многих странах дальнего зарубежья.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/27/...

21.03.2023 «Фактически, заново обрели»: во Владимире показали Боголюбскую икону Божией Матери, на реставрацию которой ушел почти век 15 марта 2024 года в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника во Владимире состоялось во многом историческое событие – открылась выставка иконы Божией Матери «Боголюбская», на реставрацию которой ушло около 100 лет. В открытии экспозиции «Икона «Богоматерь Боголюбская XII века. Новое обретение» приняли участие председатель Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Наблюдательного совета Общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова Сергей Степашин, директор департамента музеев Минкультуры России Елена Харламова, губернатор Владимирской области Александр Авдеев, а также руководители ведущих музеев страны, именитые деятели культуры, представители науки, духовенства и общественники, сообщает сайт музея-заповедника. Об уникальной истории реставрации Боголюбской иконы на открытии… 20.03.2024 20 марта Церковь чтит икону Божией Матери «Споручница грешных» Чудотворную икону Божией Матери «Споручница грешных» чтит Православная Церковь 20 марта. В частности, в этот день Церковь чествует три таких образа Божией Матери, которые были обретены в Корце (1622 г.), Одрине (1843 г.) и Москве (1848 г.). Эта икона получила свое название из-за надписи, сохранившейся на ней: «Аз сопоручница грешных к Моему Сыну: Сей дал… 20.03.2023 18 марта Церковь чтит икону Божией Матери «Воспитание» Чудотворную икону Божией Матери «Воспитание» чтит Православная Церковь 18 марта. До 1917 года этот образ пребывал в Казанском соборе на Красной площади Москвы, однако после его разрушения был утерян. В наши дни в этом восстановленном храме пребывает список с чудотворной иконы, также прославившийся чудесами по молитвам к Пресвятой Богородице перед ним. На иконе «Воспитание» Божия Матерь изображается с Богомладенцем Христом, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пресвятой Богородицы. Перед этим образом, по традиции, родители молятся за своих детей, прося Матерь Божию послать им разум, а сердце наполнить премудростью. До наших дней дошла краткая молитва…

http://foma.ru/themes/ikona

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010