На второй секции «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» заявлены темы христианского просвещения Казанского края под покровом Казанского образа Богоматери, истории и современного положения женских монастырей, изучение территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Третья секция «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан имеет три подсекции - «Казанская икона Божией Матери в изобразительном искусстве», «Чудотворные иконы Богоматери. Казанско-Богородицкий женский монастырь: история, архитектура, археология» и «Казанская икона Божией Матери, Казанский Богородицкий монастырь в литературе, музыке, кино». Важным событием в работе международной научно-практической конференции станет круглый стол «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира прошлое, настоящее, будущее», который состоится в Казанско-Богородицком мужском монастыре. 20 июля состоится Пленарное заседание конференции в Колонном зале Казанской Ратуши, на котором будет принята резолюция Международной научно-практической конференции и заслушаны обращения участников. В пленарном заседании могут принять участие все желающие, вход свободный. Соучредителями конференции выступают Патриарший Совет по культуре, Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви, Министерство культуры Республики Татарстан, Мэрия города Казани, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казанская духовная семинария, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/20/ob...

Здесь он упоминает о том, что в 1770 году в Новой Хворостани имелась деревянная церковь. В другом, более раннем источнике, а именно в 7-м выпуске издания Воронежского церковно-архитектурного комитета «Старина» за 1908 год, сообщается о том, что 8 октября 1773 года жители села Новая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губернии пишут прошение об освящении у них церкви. Можно предположить, что на тот момент в Давыдовке было две деревянные церкви – в честь Покрова Божией Матери и в честь Ее Казанской иконы. Об этом говорит и сохранившееся предание о том, что еще в начале XVII века в этих местах поселились иноки – выходцы из Давидовой пустини, основавшие здесь пустынножительный монастырь, вокруг которого впоследствии и стали селиться перебравшиеся сюда крестьяне из Московской губернии. Известно, что в храме, посвященном Казанской иконе Пресвятой Богородицы, имелись два придела: в честь святого пророка и царя Давида, а так же в честь Архистратига Михаила. В «Указателе храмовых празднствований Воронежской епархии с 1586-1886 гг.» упоминается о пожаре 1827 года, от которого пострадали оба деревянных храма и о последовавшем после них строительстве нового, каменного храма. Эта церковь была освящена в 1832 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Приблизительно в это же время монахи, жившие в Давыдовской пустыни, были переведены в Лысогорскую пустынь напротив села Аношкино, которая располагалась в меловых горах над Доном. С этого времени храм в Давыдовке стал приходским. Несколько раз он перестраивался и лишь к концу XIX в. приобрёл свой окончательный вид. Украшала церковь трёхъярусная колокольня, на которой находилось 18 колоколов. Самый большой из них весил 8,5 т. Внутри храм так же был богато украшен. В 1900 году в связи с тем, что прежний храм перестал вмещать всех прихожан, жители Давыдовки обратились к правящему архиерею с просьбой построить ещё одну церковь. В 1911 году по благословению архиепископа Анастасия (Добрадина) был освящён камень в основании храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=16373

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95). 21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части - хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом. Настоятельницы и сестры Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й - игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство сестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению - насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

http://pravenc.ru/text/1320163.html

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены. В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты. После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века. В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведение каменного храма в селе Смольнево близ Киржача Владимирской губернии взамен старой деревянной церкви длилось чуть больше четырёх десятилетий и было завершено примерно к 1780 году. На этом месте начиная с 1715 года стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её построил владелец села генерал-адьютант Семён Андреевич Салтыков. А каменный храм в 1736 году начал строить сын генерала - граф Владимир Семёнович Салтыков (1705-1751). Завершил же внук - Сергей Владимирович (1739-1800). Годы строительства пришлись на период нескольких русских государей, включая двадцатилетнее правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны, воцарившейся на российском престоле в 1741 году. Почему же так затянулось строительство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, размах его был таков, что у Салтыковых не всегда находились деньги для продолжения.

http://sobory.ru/article/?object=06748

Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и хор храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке под управлением О.Б. Пшеничниковой. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл во внимание к трудам по строительству храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке удостоил настоятеля храма протоиерея Алексия Пшеничникова права ношения креста с украшениями. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Владимира Хажомия, клирика Сретенского ставропигиального монастыря , помощника проректора по воспитательной работе Сретенской духовной семинарии , в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Марк Кравченко, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при Московском казачьем кадетском корпусе имени М.А. Шолохова в Кузьминках г. Москвы. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз» . По окончании Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал настоятель храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке протоиерей Алексий Пшеничников. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Владыка выразил благодарность протоиерею Алексию Пшеничникову и всем лицам, причастным к строительству храма в Некрасовке. Также Предстоятель поблагодарил В.И. Ресина, который является одновременно помощником Святейшего Патриарха и мэра Москвы по вопросам реализации Программы строительства православных храмов в столице. «Программа развивается очень хорошо, отметил Святейший Владыка.  Уже десятки храмов построены, Патриарх даже не успевает их освящать. Это очень хорошее свидетельство о том, что программа строительства реализуется так, как и должна была реализовываться в ответ на искреннюю веру и горячее желание москвичей». В дар общине новоосвященного храма Святейший Патриарх Кирилл передал список Казанской иконы Божией Матери. Далее Святейший Владыка во внимание к помощи в строительстве храма иконы Божией Матери «Воспитание» в Некрасовке наградил:

http://patriarchia.ru/db/text/5133844.ht...

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233. Деревянная часовня у Калужских ворот (Житная, 18) была воздвигнута в 1627 г. рядом со слободой стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Красивая церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе» (где хранились запасы зерна) известна на этом месте с 1701 г. (первый каменный храм относится к 1694 г.). В 1876 г. церковь заново отстроили из белого мрамора в «византийском» стиле. Постройка приурочена к победе в русско-турецкой войне. В 1927 г. храм был закрыт. В 1933 г. колокольню и ограду разрушили. В обезглавленном храме разместился Горный музей, а позже - кинотеатр «Авангард». В 1930-х гг. частично снесли соседнюю старую застройку и палисадники в округе. В 1972 г., перед приездом в столицу президента США Ричарда Никсона власти быстро расчищали маршрут следования почетного гостя от «непрезентабельной» московской старины. Так погибла бывшая Казанская церковь, расположенная около предполагаемой трассы следования кортежа американского президента. Ее взорвали, несмотря на все протесты москвичей. Вместе с ней окончательно снесли и историческую малоэтажную застройку рядом с площадью. В 1977-1978 гг. на месте снесенного храма было построено здание для МВД СССР. В 1999-2000 гг. на месте снесенной церкви был сооружен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери, «памяти погибших защитников правопорядка» (арх. В. Шубина, А. Куринный; скульпт. А. Бичуков). На Житном дворе находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, здание ее до 1970-х годов находилось на Октябрьской площади. История церкви уходит в XVII век. Здесь была сначала построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 году и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 году к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е годы был построен каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как сюда перевели Житный двор, церковь стали называть Казанской, что на Житном дворе у Калужских ворот.

http://sobory.ru/article/?object=34814

Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Баронец, настоятель строящегося храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Москворечье г. Москвы. На запричастном в алтаре храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с архимандритом Спиридоном (Катрамадосом). По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у чудотворного Державного образа Пресвятой Богородицы и вознес молитву ко святым Царственным страстотерпцам. От лица духовенства и прихожан Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма епископ Гурий (Шалимов), который преподнес Его Святейшеству список Державной иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующим были розданы иконки Божией Матери «Державная» с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы " Богоматерь Державная " », которая открылась в выставочных залах Сытного двора в Коломенском 1 марта и будет проходить до 25 июня 2017 года. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель выставочного проекта, директор музея-заповедника С.И. Худяков, епископ Гурий (Шалимов), автор выставки, главный хранитель музея-заповедника О.А. Полякова. История иконы «Богоматерь Державная» и ее почитания представлена на выставке с момента ее обретения до наших дней. В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в 1990 году возвращена в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери. Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, в том числе реликвии Царской семьи — шашка императора Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны, а также уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года. Представлены материалы о Первой мировой войне, восстании в Петрограде и свержении монархии. Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Отдельный раздел выставки составляют древние иконы Пресвятой Богородицы по большей части из Московского государственного объединенного музея-заповедника,  которые экспонируются впервые, а также из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Также подготовлена визуальная электронная экспозиция с использованием кадров кинохроники, документов и фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

В 70-е годы прошлого века храм неоднократно подвергался ограблениям. Утрачены многие ценные иконы, в том числе и складень с Казанской иконой Божией Матери. Надо отметить, что настоятелем храма долгие годы был протоиерей Михаил Ридигер (отец Святейшего Патриарха Алексия Второго), пользовавшийся большой любовью прихожан. Здесь же с детских лет прислуживал в алтаре, был псаломщиком, а потом и диаконом Вячеслав Якобе (ныне — митрополит Корнилий). Источник: сайт Эстонской Православной Церкви Таллиннская Казанская церковь (храм рождества Пресвятой Богородицы), оказавшаяся в центре внимания по причине неудачного, к счастью, поджога, уникальна, по крайней мере, по двенадцати причинам. 1. Казанская церковь – старейшее деревянное здание Таллинна и одна из древнейших построек за пределами средневековой городской стены. Освящена она была (по старому стилю) 8 сентября 1721 года: через 12 лет можно будет праздновать трехсотлетие храма. 2. Казанская – единственная в Таллинне церковь-«путешественница». Если верить легендам, первоначально она была срублена на одном месте (где именно – предания умалчивают), а на горку Плеэкмяэ, где стоит и по сей день, – перенесена лишь в 1749 году. 3. Казанская церковь – первый памятник таллиннской архитектуры, увенчанный куполом. До нее этот архитектурный элемент православного Востока был в немецком Ревеле неизвестен. 4. Казанская церковь – своего рода отражение двойственного характера русской культуры эпохи петровских реформ: ее колокольню украшает западноевропейский шпиль в стиле барокко, а крышу нефа – «византийский» по своему происхождению купол. 5. Казанская церковь – единственный в странах Балтии памятник православной архитектуры петровских времен, практически без изменений (за исключением оформления купола, верхней части шпиля колокольни и внешней обшивки стен) сохранившая свой первоначальный облик. 6. Казанская церковь – народное название храма – своим происхождением обязано копии чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, специально снятой с хранящегося в Москве оригинала и доставленной в Ревель ко дню освещения церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11125

Источник: ...Насельница: – Вот перед нами большая площадка, сейчас она зеленая, трава покрыла, но здесь была огромная свалка, самая настоящая городская свалка. И ходить было здесь не то что даже страшно; напротив этой свалки был дом, когда-то он был примерно таким, как мы сейчас его видим. Но в советское время церковь была уничтожена, из нее сделали, совершенно ее обезобразив, коммунальное жилье. И когда нам уже отдали (монастырю) это здание, оно было абсолютно разрушенным, без основания, без крыши, там даже не жили бомжи, то есть невозможно было никому находиться, это было просто страшное место. Но год назад удалось завершить восстановление храма. Кстати, сейчас здесь не одна церковь, а целых две. На первом этаже располагается придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Игумения Антонина: – На первом этаже до разорения храма сохранялась водосвятная часовня. Но когда мы начали восстановительные работы, так получилось, что вода ушла. Поэтому было принято решение и внизу тоже освятить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Сейчас воду можно набрать в водосвятной часовне рядом с Богоявленским храмом, а в монастыре, по сравнению с дореволюционным временем, стало на один храм больше. Насельница: – Конечно, он совсем миниатюрный, совсем маленький, потому что здесь помещается где-то десять-четырнадцать человек максимум. И здесь тоже наши святыни, наша икона Казанской Божией Матери, икона преподобномученицы Анастасии и икона «Всецарица» Божией Матери – уже от этой иконы получали исцеление. Игумения Антонина: – Сестры очень любят тот маленький домашний храм, потому что мы молимся в этом храме, у нас правило проходит в этом храме. В этом корпусе живут пожилые монахини, они к таинству Соборования часто прибегают в Казанском храме. У нас есть свидетельство художника, который по благословению своего духовника после многодневного поста принялся писать образ. Это верующий человек города Рыбинска, раб Божий Роман. Он привез нам этот образ и написал свидетельство о том, что когда писал его и когда пришло время покрыть образ каким-то раствором, образ преподобномученицы вздулся. То есть облачение, все, что он прорисовал, было уже хорошо на новой доске написано, а сам лик преподобномученицы почему-то вздулся. Он попытался его аккуратненько сохранить, но образ все равно вздувался. Тогда он взял скальпель и потихонечку начал им срезать, чтобы снова написать или еще что-то…И каково было его удивление, что за этим вздутым слоем новой краски образовался лик. Вы понимаете? Он об этом рассказал нашему владыке, владыка Вениамин благословил этот образ чтить, потому что произошло второе событие: он мироточил на протяжении сорока дней.

http://sobory.ru/article/?object=37818

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010