В храме пять престолов. Главный алтарь освящен во имя святого первоверховного апостола Павла (престольный праздник 12 июля); приделы — во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены (3 июня); святой равноапостольной Марии Магдалины (4 августа); в нижнем храме: предел иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (7 февраля) и придел святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (7 июля). В Павловском соборе находятся святыни: частица древа Креста Господня; ковчег с частицей мощей святого пророка Иоанна Крестителя; мощи преподобномученицы Марии Гатчинской; частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона; частица мощей святой княгини Анны Кашинской; чтимые иконы: икона Божией Матери «Утоли моя печали», икона Божией Матери «Скоропослушница», икона Божией Матери «Казанская», икона святителя Николая Чудотворца, икона Покрова Божией Матери, икона Божией Матери «Филермская». В алтаре находится крест с частицей Тернового венца Спасителя и частью вериг святителя Тихона Задонского. Ежегодно 25 октября Русской Православной Церковью празднуется «перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя (1799)» — святынь подаренных императору Павлу I Мальтийским орденом (сегодня они находятся в Черногории). В этот день ежегодно совершается крестный ход из Троицкой церкви Гатчинского дворца-музея в Павловский собор с иконами и мощами. Традиция проведения этого крестного хода была восстановлена Гатчинским благочинием в 1999 году, в год 200-летия перенесения святынь из Мальты в Гатчину. Большой радостью для гатчинцев стало прославление Русской Православной Церковью в 2006 году в лике святых преподобномученицы Марии Гатчинской. Год спустя состоялось обретение и принесение мощей святой из Санкт-Петербурга в Павловский собор. В 2008 году в храме был проведен капитальный ремонт, а звонницу украсили девять колоколов, отлитых в Воронеже. Самый крупный из них весит более двух тонн. На каждом колоколе изображены иконы особо чтимых в соборе святых, в том числе и святой Марии Гатчинской.

http://patriarchia.ru/db/text/3617295.ht...

Предание гласит: «В урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название „Печерской“ и открылся св. источник с кристально чистой целебной водой. Вскоре над ним была устроена деревянная часовня Печерской Божией Матери, где и была помещена икона…». В этом предании ясно чувствуются отголоски языческой Руси. Пастухи, равно как и рыбаки, благодаря своему занятию прекрасно «ведающие» признаки многих природных явлений, в первую очередь связанных с предсказанием погоды, считались наделенными особой сакральностью, способностью общаться с потусторонними силами. В христианскую эпоху именно пастухам и рыбакам главным образом и открывались чудесно явленные иконы. Женщины, младенцы, убогие умом также наделялись сверхъестественными качествами, способностью общения с высшим миром. В случае с явлением Печерской иконы мы видим слияние этих персонажей в один – образ девочки-пастушки. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сказано, что в Екатерининском соборе г. Луги с 1789 г. хранилась особо уважаемая прихожанами Печерская икона Божией Матери, перенесенная сюда из деревянной часовни, находившейся в 5 верстах от Луги, в Смешинском приходе. Это значит, что часовня в Малой Печорке существовала еще до основания г. Луги. Народная традиция и предание связывают существующее почитание Печерского образа Божией Матери с иконой Успения Пресвятой Богородицы в лужском Казанском соборе, переданной сюда в годы войны. Образ этот, вероятно, следует датировать временем не позже XVI в. По мнению краеведа И. В. Попова, ее и следует считать «той самой Печерской явленной иконой Божией Матери». Древность иконы из Казанской церкви не вызывает сомнения. Но, к сожалению, она не могла быть той самой явленной в Печерке иконой, которая позже хранилась в лужском Екатерининском соборе в серебряной вызолоченной ризе. Какой была явленная икона, свидетельствует картина художника Н. Ф. Роота «Праздник явленной иконы у Печер близ Луги», написанная в 1900 г. В центре картины здесь, если внимательно приглядеться, можно отчетливо увидеть киот с помещенной в нем иконой, изображающей Богоматерь с Младенцем, но никак не сцену Успения Богородицы. Есть несколько свидетельств, что празднование в Печерке совершалось с присутствием чудоявленного здесь образа Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=02214

Второй аспект проблемы, связанной с 300-летием Империи, который я бы хотел затронуть, – это вопрос хронологии. Здесь уже прозвучало, что это провозглашение России Империей произошло 2 ноября, т.е. событие датируется по европейскому григорианскому календарю. Однако такое слепое следование григорианскому календарю нередко приводит к искажению исторической правды. Я не буду вдаваться в астрономические проблемы, в выяснение, какой календарь более правильный – Юлианский или Григорианский. Хотел бы только подчеркнуть, что 22 октября 1721 года – это был день Казанской иконы Божией Матери, потому что 22 октября по юлианскому календарю народное ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, предводительствуемое Казанской иконой Божией Матери, взяло Китай-город. В честь этого события на Красной площади на средства князя Пожарского был построен Казанский собор, в котором и пребывала та самая Казанская икона Божией Матери, а сам день стал отмечаться как московский местночтимый праздник. А во времена Царя Алексея Михайловича этот день стал праздноваться как всероссийский праздник, как день Казанской иконы Божией Матери, который мы знаем и сегодня. Церковь празднует память Казанской иконы 4 ноября. В этот же день мы празднуем государственный праздник День народного единства, вспоминая подвиг Народного ополчения и спасение России. Но если следовать григорианскому календарю, то вообще-то день этот надо праздновать 1 ноября, поскольку в XVII веке расхождение Юлианского и Григорианского календарей составляло 10 дней. Однако наше государство в этом случае пошло вопреки собственной традиции пользоваться Григорианским календарём на то, что День народного единства празднуется 4 ноября, т.е. по Юлианскому календарю. Это должно стать для нас примером, и мы должны, вспоминая 300-летие Российской Империи, помнить, что произошло это событие в день Казанской иконы Божией Матери, и отмечать этот день нужно не 2-го, а 4-го ноября по Григорианскому календарю. Путаница, которую создали большевики, перейдя на привычный для них, иностранцев, Григорианский календарь, вызывает сегодня сложности в понимании исторических событий. Например, известно, что Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года, это был день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Но если следовать Григорианскому календарю, то годовщину великого сражения надо праздновать сегодня 7 сентября, а не 8-го, т.е. на день раньше, потому что разница в календарях в XIX веке была 12 дней, а сейчас 13 дней. Но тогда мы попадаем совершенно в другой день, не в тот день, когда доблестные воины Русской армии сражались под Бородиным и умирали с молитвой к Пресвятой Богородице. Искажается духовный смысл события.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/po...

«Интерфакс» передает из Казани : «В Казани на месте обретения в XVI веке Казанской иконы Божией матери полным ходом идут реставрационно- восстановительные работы одного из храмов ансамбля Богородицкого женского монастыря - Крестовоздвиженской церкви». В Нижнем Новгороде в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход в память победы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовской интервенции. Об этом рассказывает корреспондент «Маяка»  Александр Цирульников . В Свято-Троицкий храме в селе Казачинском на севере Красноярского края мироточит Казанская икона Божией Матери, сообщает «Седмица.Ru». «Прихожане храма утверждают, что после усердных молитв с людьми стали происходить чудесные исцеления... В Красноярской епархии Русской Православной Церкви сообщили, что икона Божией Матери в селе Казачинском – единственная мироточащая икона на территории края». «Поучения в день Казанской иконы Божией Матери» можно прочитать на сайте «Русская линия» . В частности, в публикацию включены поучения священника И.Казанского из журнала «Саратовские епархиальные ведомости», N38, 1876 год и священника В. Боженова из книги «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях» 1897 года. Большой материал «День спасения Отечества», посвященный празднованию в честь Казанской иконы Божией Матери публикует сайт  Седмица.Ру. В нем приводятся слова поздравления, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II после всенощного бдения 3 ноября, а также «Слово Святейшего Патриарха после богослужения в Казанском соборе на Красной площади в день Казанской иконы Богородицы». Далее в статье можно прочитать ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы корреспондентов СМИ, заданные после богослужения 4 ноября. Особое внимание журналистов привлекает вопрос о предложении Государственной Думы сделать 4 ноября новым государственным праздником. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что новый государственный праздник пока еще не утвержден, вопрос обсуждается. Святейший Патриарх Алексий рассказал о духовом и историческом значении празднования 4 ноября. Его Святейшество, в частности, сказал: «Преодоление смуты проистекало из недр нашего народа. Минин и Пожарский, выдающиеся представители нашего народа, собрали ополчение для того, чтобы защитить Русь, чтобы положить конец смуте и восстановить государство Российское, сынами и дочерьми которого и мы сегодня являемся. Этот день можно считать днем всеобщего единения, так как это единение проистекало из народных глубин. Оно не было инициировано властями, а исходило из любви людей к своему Отечеству».

http://pravoslavie.ru/4912.html

«И вняли все ея глаголам, что в недрах Лик земных сокрыт, спешит Архиерей с собором найти бесценный Маргарит...» Несмотря на то, что Казанская икона Божией Матери являлась (и остаётся по сей день) одной из наиболее высокочтимых в русском православии святынь, празднование юбилея её явления (обретения) носило исключительно внутриепархиальный характер и, к сожалению, не привлекло к себе внимания столичного священноначалия и светских властей. Инициатором проведения этого торжества выступил архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Я./И./Г. Амфитеатров) (1815 - 1879), с. 402] занимавший местную кафедру с 1866 по 1879 гг. и особо заботившийся о развитии миссионерской деятельности. В 3 от 1 февраля 1879 г. «Известий по Казанской Епархии» было опубликовано распоряжение епархиального начальства «О предполагаемом праздновании трёхсотлетнего юбилея, от обретения в г. Казани чудотворной иконы Божией Матери, именуемой казанскою». «Икона сия, - указывалось в нём, в частности, - хранимая и чтимая с подобающим ей благоговением в здешней женской обители и ознаменовавшая себя бесчисленными проявлениями чрез неё чудодейственной силы и неисчерпаемой милости Пресвятой Девы Богоматери ко всему роду христианскому и ко всем православным христианам, благоговейно чтущим Её и прибегающим к Ней с усердными молитвами, не только составляет драгоценнейшую святыню в нашем граде и в здешней стране, но и в целом русском царстве повсюду чтится преимущественно, как известно, пред всеми многочисленными иконами Богоматери, так что в редком городе нет списков с сей св[ятой] иконы, особенно чтимых и ознаменованных даже чудотворениями, а также в весьма многих обителях и даже селениях есть таковые иконы, равно и Божиих храмов с празднованием Божией Матери и иконы Её, именуемой казанскою, находится бесчисленное множество на Руси православной». с. 64] К 300-летнему юбилею явления (обретения) Казанской иконы Божией Матери известный миссионер, духовный писатель и учёный, заведующий кафедрой древнееврейского языка и библейской археологии Казанской духовной академии (КДА) священник Е.А. Малов (1835 - 1918) подготовил и издал в типографии Императорского Казанского университета книгу «Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние», печатание которой было дозволено Казанским Комитетом духовной цензуры 26 июня 1879 г. (цензор - профессор КДА В.В. Миротворцев). с. (2)]

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

– Сейчас в монастыре два восстановленных действующих храма: в честь Казанской иконы Божией Матери (основная церковь) и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (церковь, в которой совершаются будние богослужения). Также в обители есть одна восстановленная часовня – во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также к монастырю относится домовый храм в честь Введения во храм Богородицы, который расположен за оградой. До революции этот храм принадлежал нашему монастырю. Он находился в церковной школе. Тогда это была церковно-учительская школа, в которой готовили преподавателей закона Божиего и учительниц провинциальных и сельских церковно-приходских школ. Сейчас у нас там просветительский и благотворительный православный центр. Во время богослужений в этом храме поют, читают часы и церковничают дети. Кроме того, у нас там находится первый и второй классы общеобразовательной школы, и дети каждое утро перед уроками молятся в этом храме. История храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» связана с редким для России образом. До революции настоятельница игумения Феофания (Готовцева) хотела заказать для монастыря икону на Афоне. Особенно ей хотелось иметь в обители Иверский образ. Известный духовный писатель Серафим Святогорец, письма которого издавались до революции и переиздаются сейчас, состоял в переписке и духовной дружбе с матушкой Феофанией. И он прислал как благословение от Святой горы именно эту икону, написав: «При ваших скорбях и ваших переживаниях вам нужна именно эта икона». В названии этой иконы заключается смысл того, что подает Матерь Божия через этот чудотворный образ. Храм восстановили несколько лет назад, установили купола, заново расписали. Храмовая икона – это список с чудотворного афонского образа, написанный отцом Арсением, современным святогорским иконописцем. Главная святыня Казанского храма – чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который до революции находился в некоем монастыре. При советской власти икона очень пострадала: она находилась в выгребной яме, потемнела от небрежения. Перед тем как нашему монастырю должно было открыться, эта икона обновилась. Нам ее принесли уже обновившуюся, с просветлевшим ликом. Были случаи исцеления от этой иконы. И был на моей памяти очень трогательный случай: у священника, который приходил к нам в монастырь служить молебны с акафистами, дома стала мироточить фотография нашей иконы. Это произошло перед тем, как у него умерли родственники. Они умерли по-христиански, причастившись святых таин. Так Матерь Божия подавала ему знаки, укрепляла и утешала перед предстоящей скорбью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Вместе с тем, «А.С.» считал, что митрополит Казанский и Астраханский Гермоген (Ермоген), сам будучи очевидцем явления Казанской иконы Божией Матери и происходивших от неё чудес, не пользовался этим письменным свидетельством. Однако весомых аргументов в пользу данного утверждения он не привёл, ограничившись достаточно сомнительными рассуждениями общего характера. Предполагая, что «это описание должно было очевидно носить характер официальный, отличаться сжатостью и сухостью», «А.С.» писал: «Очевидно, оно не могло удовлетворить набожного молодого царя - Фёдора Ивановича, и ему, как человеку, к сердцу, принимающему церковные дела, интересно было иметь об иконе Казанския Божия Матери более подробные, чем официальные, сведения. Благодаря всему этому и мы имеем знаменитое сочинение патриарха Гермогена. Если дело происходило так, то очевидно, Гермогену и не зачем было пользоваться этим документом, ибо он сам, как очевидец, знал подробно факт явления иконы и те чудеса, какие излила Божия Матерь в Казани. Значит ему не зачем было и пользоваться этим сочинением, и он вправе был сказать, что он пишет то, что видел и слышал и что подаст " Святый Дух " . Если бы он имел готовый материал под руками, то прямо сказал бы об этом, а если бы и нет, то не стал бы жаловаться на труд выполнения желания царя и Авторитетный славист Андреас Эббингхауз, проанализировавший целый ряд рукописных текстов, повествующих о явлении Казанской иконы Божией Матери, также, помимо прочего, пришёл к выводам о том, что «текст Гермогена является вторичным», и что тот «вмешался в фактическое содержание одного из первых анонимных В своём вступлении и комментарии к тексту рукописи «Повести...» и его переводу, размещённым в «Электронных публикациях Института русской литературы ( Пушкинс кого Дома) РАН», учёный О.В. Панченко также особо отметил, со ссылкой на А. Эббинхауза, что: «Эта повесть не является, однако, творением одного только Гермогена. Как установил немецкий исследователь А. Эббингхауз, у Гермогена был предшественник, написавший " Слово о явлении святыя иконы Пречистыя Богородицы честнаго ея Одигитрия, иже есть в Казани " , представляющее собой старшую редакцию " Повести о явлении Казанской иконы " (См.: Andreas Ebbinghaus. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Berlin. 1990. 5. 209 - 219).

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Ссылаясь на это свидетельство, «А.С.» отмечал, что: «Здесь, как видно, патр[иарх] Гермоген говорит о каком-то постороннем сочинении. Предполагать же, что он упоминает в этом случае о своём беловом сочинении, отосланном к великому князю нет данных, да вместе и нужды. Конечно, он мог так говорить о первом описании чудес, бывших от иконы Казанския Божия Матери или вследствие авторского смирения, или потому, что первое сочинение об этом факте писал не он. Допустить первое невозможно, потому, что, если Гермоген хотел скрыть своё имя здесь, то он скрыл бы его и в других местах своего сочинения. Напротив же, он везде выставляет свою личность. В предисловии излагает свои чувства и мысли по поводу явления иконы Казанския Божия Матери; далее при описании факта явления иконы и торжества, бывшего по этому поводу, он указывает то, чем был в то время, т[о] е[сть] какую должность проходил и что делал, и, наконец, в заключении он упоминает опять о своих чувствах, о возведении его в сан митрополита Казанского и просьбе царя Фёдора Ивановича описать явление иконы и чудеса, бывшие от неё. Из всего этого вывод очевиден: патриарх Гермоген, если бы писал прежде об явлении иконы для царя Ивана Васильевича Грозного, то он, не стесняясь авторским смирением, сказал бы это прямо, без всяких околичностей. Значит, остаётся допустить последнее, - что первое сочинение писал не патриарх Гермоген, а оно принадлежит перу неизвестного лица. Что же это было за сочинение, отосланное в Москву к Ивану Васильевичу? Почему Фёдор Иванович просит Гермогена описать щедроты к роду человеческому Пресвятыя Богородицы, когда уже к его отцу отослано было сочинение о том же предмете? Второй вопрос, нам представляется, наводит на решение первого, и говорит и о характере первого сочинения и об его авторе. Если Фёдор Иванович просит написать сочинение, значит он первое считает кратким и недостаточным. На этом основании можно построить следующее весьма правдоподобное предположение. Непосредственно после факта явления иконы архиепископ Казанский Иеремия, как лицо, служащее представителем Казанского духовенства, должен был довести до сведения царя об этом факте явления иконы и в подтверждение её чудотворности указать на факты исцелений от этой

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

После событий июльского белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 метров было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Главы и кресты со всех храмов были сброшены, колокольню разрушили. В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт. В 1999 г. архивохранилище переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. На его средства было разобрано железобетонное перекрытие, вычинены стены, сделан мраморный пол, устроен иконостас. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Александр Николаевич Сериков, Михаил Анатольевич Кирильчев и Алексей Васильевич Смирнов. Эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. В 2000-е г.г. в течение нескольких лет, пока шло строительство Успенского собора, Казанский собор выполнял роль кафедрального. Именно здесь проводил все основные архиерейские службы архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В Казанском соборе хранятся список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, саркофаг с мощами святителя Агафангела. В соборе создан небольшой музей, посвящённый жизни и служению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2003. (2-е издание – 2006.); Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2010.; Летопись Казанского женского монастыря г.Ярославля. – Ярославль, 2013.

http://sobory.ru/article/?object=05739

В настоящее время жизнь приходской общины очень насыщенна. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» давно стал центром не только духовной, но и культурной жизни района. В храме совершаются все требы. В воскресной школе проводятся занятия по изучению церковно-славянского языка для чтецов, преподается Знаменный распев для народного хора. В рамках социального служения еженедельно проходят акции милосердия. Приход активно взаимодействует со многими общественными организациями и казачеством в целях духовно-нравственного благополучия общества и воспитания подрастающего поколения. Храм удобно расположен: на трассе Москва — Санкт-Петербург, имеет беседку для отдыха, детскую площадку. Описание [ править править код ] Здание храма с небесным цветом стен очень красиво. Несущие стены образуют восьмиугольник, над которым возвышается купол необычной формы, напоминающий пирамиду со срезанными углами (шатер). Убранство церкви поражает большим количеством старинных икон дореволюционного письма, представляющих культурную и историческую ценность. Святыни [ править править код ] Главной святыней храма является чудотворная икона Казанской иконы Божией Матери, находящаяся слева от Царских врат. История ее чудесного обретения такова. Немногим сейчас известно, что в 20 км к северо-востоку от города Любани Тосненского района в настоящее время восстанавливается некогда прославленный монастырь, основанный в середине XVI века прп. Макарием Римлянином, новгородским чудотворцем. В 1932 году, когда закрывали Макариевскую пустынь, работавший там плотник из деревни близ Любани, получив разрешения у советского начальства, забрал икону Казанской Божией Матери. Во время Великой Отечественной войны перед отправкой в Литву, мужчина попросил немца, квартировавшего в его избе, сохранить икону. Тот обещал. Вернувшись после войны в родную деревню, плотник не нашел своего дома, исчезла и икона. Вскоре жившая в этой деревне девочка рассказала родителям, что видела какой-то свет в щелях между досками, которыми забито окно заброшенного дома. Когда отбили доски, то между рамами оказалась та самая спрятанная икона Казанской Божией Матери из Макариевской пустыни. Икону плотник потом отдал на хранение своей сестре, жившей в Любани. Под иконой однажды ночевала гостившая родственница, больная молодая девушка. Ей во сне явилась Пресвятая Богородица и сказала: «В храм меня надо!». Икону отвезли в Тосно, в Казанскую церковь. В этом храме она находится и в настоящее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010