СЛУШАЛИ: 11. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области и о назначении иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области. 2). Назначить иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни села Сазанье Сердобского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 12. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области и о назначении игумена Кронида (Петрова) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. 2). Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Трескино Колышлейского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 13. Прошение Преосвященного Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении монахини Анастасии (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области и о назначении на эту должность монахини Софии (Прощаевой). ПОСТАНОВИЛИ: 1). Освободить монахиню Анастасию (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области. 2). Назначить монахиню Софию (Прощаеву) настоятельницей Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

и от него же в капитал имени Н. Ф. Сергиевского ж) Никитской, в Басманной, ц. М. Я. Геликонского з) Сергиеворогожской И. А. Орфанитского и) Воскресенской, в Монетчиках, ц. П. Н. Сахарова i) Спасской, в Наливках, ц. Н. А. Копьева к) Благовещенского придворного Собора Н. М. Иванцова л) Спасопесковской С. В. Успенского и в капитал имени Н. Ф. Сергиевского м) От Ректора семинарии архимандрита Феодора От благочинных столичных Московских церквей священников: н) Петропавловской, в Басманной, ц. С. М. Садковского р) От Члена Комиссии священника Дмитрие-Селунской, у Тверских ворот, ц. В. А. Быстрицкого Итого всего по подписным листам чрез благочинных столичных церквей и от о. В. А. Быстрицкого поступило на приход Всего же вообще наличными в истекшем 1907 году в пользу Комиссии на приход поступило 1884 р. а с остатком от 1906 года 3129 р. Примечание: а) С присоединением же денег принадлежащих Совету Братства (556 р. 60 коп.) 3685 р. б) В означенной сумме исчисляется капитал имени Н. Ф. Сергиевского в сумме десять (10) рублей Расход: Уплачено за две 4% облигации Московско-Казанской жел. дороги по 100 руб. купленные взамен вышедших в тираж: 1 февраля за 45649 по курсу 71½ с % и 23 ноября за 11543 по курсу 70½ и % 1 р. 56 к. В Государственный Банк за хранение % бумаг и комиссии за замен тиражных листов На выдачу постоянных пособий клиентам комиссии: 1) Вдове О. П. Салмановой с детьми 2) Вдове Е. З. Плаксиной с 4-мя детьми 3) Вдове Калужского протоиерея М. В. Хвалебновой с 4-мя детьми —54— 4) Вдове священника г. Москвы В. С. Крастелевой с тремя детьми Вдове преподавателя Вологодской духовной семинарии К. И. Труневой с 4-мя детьми Вдове преподавателя Вологодского духовного училища А. К. Берсеневой с 5 детьми Вдове священника г. Москвы О. П. Воскресенской с двумя детьми Вдове священника г. Москвы Л. И. Побединской с 4-мя детьми Вдове преподавателя Симбирской духовной семинарии Ф. В. Добролюбовой с 2 детьми Вдове преподавателя Перервинского, Московской епархии, духовного училища А. И. Соболевой с 3-мя детьми

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имея же в виду, что, в случае дальнейшего моего пребывания в Казани, малярия, как болезнь часто повторяющаяся, опять будет приносить существенный вред моему здоровью и немалый ущерб моим занятиям, в подтверждение чего при сем прялагаю свидетельство врача Казанской Духовной Академии, и что болезнь эта в случае моего перехода в Московскую Академию, по отзывам врачей, совершенно оставит меня, в виду перемены климата, усерднейше прошу Ваше Преосвященство принять меня в число студентов вверенной Вам Академии и если нельзя, за неимением места, определить меня в общежитие, то разрешить мне проживать на квартире. Все требующиеся для определения в Академию документы мои находятся у Преосвященного Ректора Казанской Духовной Академии». —528— б) Удостоверение г. врача Казанской Духовной Академии от 1 сентября с. г: «Сие дано священнику о. Константину Вышелесскому в том, что 16 Августа 1911 года при медицинском освидетельствовании лиц, прибывших держать экзамен на поступление в Казанскую Духовную Академию, он, о. Вышелесский, признан мною был предрасположенным к заболеванию малярией и затем вскоре заболел малярией и что ему в виду его не вполне крепкого телосложения и предрасположенности к малярии вредно пребывание в г. Казани». в) Телеграмму Преосвященного Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Алексия от 5 сентября за 40: «Вышелесский сдал экзамены вполне удовлетворительно. Принят одиннадцатым, волонтером»... Определили: Признавая просьбу студента I курса Казанской Духовной Академии священника Константина Вышелесского заслуживающею уважения, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о перемещении священника Вышелесского в число своекоштных студентов I курса Московской Духовной Академии, с разрешением ему, в виду крайней тесноты студенческих помещений, проживать с семейством на частной квартире в Сергиевском Посаде. XVI. Заявление И. д. Ректора Академии – профессора А.П. Шостьина : «Как известно Совету из указа Святейшего Синода от 18 августа сего года за 11045, – определением Святейшего Синода, от 11 августа 1911 года за 5937, предоставлено было Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее соизволение на разрешение штабс-капитану запаса инженерных войск Николаю Беляеву , окончившему курс Николаевского Инженерного училища и офицерской военной электротехнической школы, и поручику Симанскому держать экзамены для поступления в число студентов Московской духовной академии, с освобождением первого из них от экзамена по древним языкам. – На всеподданнешем докладе Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода означенного Синодального опре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приведем часть переписи 1710 года. – В Казани городских бобылей за казанским архиерейским домом 38 дворов, за монастырями – за Предтечевым (Иоанно-Предтеченским) 5 двор., за Спасо-Преображенским 28 дв., за Казанских девичим 17 дворов, за Кизическим 4 дв., за Седмиозерной пустыней 1 дв., за Казанским Троице-Сергиевым – 22 дв., за Федоровским 16 двор., за Зилантовым 5 двор. – всего 206 двор. Да в Казанском уезде вотчины по Галецкой дороге: за Казан. архиер. домом в деревне Савинове 19 двор.. за Федоровским монастырем в дерев. Макаровой пустоши 10 двор., за Кукарским-Покровским монастырем в с. Спасском-Атары тож с починками 11 двор., по Арской дороге – за каз. архиер. домом в с. Троицком Усад-Поляны тож с деревнями 46 двор., Казанского Троице-Сергиевского монастыря в с. Пермяках 10 двор., Сарапульского Успенского мон. в Подмонастырской слободе с деревнями 16 двор, за Осинским Спасским монастырем в Подмонастырской слободе с селами и деревнями 194 двора, за Федоровским монастырем в дер. Сидоровке 7 двор., Зилантова монастыря с. Рождественское – Высокая Гора тож с деревнями 54 дв., за Вятским Успенским Трифоновским монастырем в с. Рождественском – Вяцкая Поляна с селами и деревнями 52 двора. По Зюрейской дороге – в Архиерейских вотчинах в с. Благовещенском – Омара тож с селами и деревнями 347 двор., с. Архангельское Танайка тож, да Илбахтина Троицкого Елабужского монастыря. Подмонастырской слободы с селами и деревнями 277 двор., Дмитриевских вотчин Седмиозерной пустыни село Тихие Горы 79 двор., Троицкого Сергиевского м. с. Пестрецы с деревнями 17 дв., Раифской пустыни с. Свиные Горы 32 дв., Свияжского Богородицкого монастыря с. Мамадыш с деревнями 460 двор., Спасо-Преображенского монастыря в деревне Малых Клыках с деревнями 76 двор.; по Ногайской дороге: вотчины каз. архиер. дома с. Архангельское с деревнями 72 двор., с. Введенское 174 двора, с. Ивановское – Караваево тож с селами и деревнями 389 дв., с. Богородицкое с деревнями 197 дв., с. Воскресенское – Кирельское тож с деревнями 180 дв., да приписных из Симбирского уезда с. Архангельское – Паншино тож 79 дв., Казанского Спасо-Преображенского монастыря с. Плетени 314 дв., Кизического монастыря в дер. Осиповке 34 дв., Спаса Нового монастыря с. Троицкого -Урая тож 105 дв., Новоспасского приписного Покровского тетюшского монастыря с. Ильинское с деревнями 67 двор., Чудова Монастыря с. Архангельское 30 двор., Костромского Богоявленского монастыря с. Красный Яр 171 дв. По Галецкой дороге – за каз. архиер. домом с. Ягодное с селами и деревнями 160 дв., да приписного Козмодемьянского уез. Черноозерского Троицкого монастыря на р. Ветлуге 70 дв., за Зилантовым монастырем с. Макарьевское 22 дв., Раифского – дер. Васильево и с. Ильинское 19 дв. Итого в Казанском уезде в архиерейских и монастырских вотчинах 3998 дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

V. Прошение кандидата Академии выпуска текущего 1910 года Владимира Владиславлева: «Покорнейше прошу Совет Профессоров разрешить мне исправить и дополнить мою кандидатскую работу: «Беседа Господа о хлебе жизни» для представления её в качестве диссертации на соискание ученой степени магистра богословия». Справка: 1) Указ Святейшего Синода от 5 июля 1895 года за 2565. – 2) Кандидатское сочинение г. Владиславлева отмечено было высшим баллом 5. Определили: 1) Дозволить кандидату Владимиру Владиславлеву переработать его кандидатское сочинение на указанную тему в магистерскую диссертацию. – 2) Постановление сие представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1911 г. Нояб. 5. Читано и утверждается». Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1912 год//Богословский вестник 1912. Т. 2. 7/8. С. 1–48 (5-я пагин.) —1— 11 января 1912 года 1 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, ординарные профессора – А.И. Введенский , С.С. Глаголев и А.А. Спасский; экстраординарные профессора – С.И. Соболевский, И.В. Попов , М. М. Богословский , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский и А.П. Орлов. Отсутствовали: Инспектор Академии – И.Д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарный профессор М.М. Тареев , экстраординарные профессора – П.П. Соколов и С.И. Смирнов . Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1911 г. Окт. 25. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 октября 1911 года за 14467: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 8 Октября сего года 387, по ходатайству Совета Московской духовной академии о перемещении студента I курса Казанской духовной академии, семейного священника Константина Вышелесского, в виду —2— его предрасположения к заболеванию малярией, в число своекоштных студентов I курса Московской духовной академии, с предоставлением ему, в виду крайней тесноты студенческих помещений, проживать с семейством на частной квартире в Сергиевском посаде. Приказали: Согласно настоящему представлению Вашего Преосвященства и ходатайству Совета Московской духовной академии, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской духовной академии принять ныне священника Вышелесского в число своекоштных студентов сей академии, предоставив ему, в виду крайней тесноты студенческих помещений, проживать с семейством на частной квартире, в Сергиевском посаде; о чём уведомить указами Ваше Преосвященство и Преосвященного Казанского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Сергиевском подворье в Иерусалиме началась опись исторических ценностей, сохранившихся с дореволюционного периода 22 февраля 2009 г. 17:19 21 февраля группа из 12 работников российского посольства и консульства в Израиле во главе с первым секретарем посольства В.Т. Паньковым прибыли на Сергиевское подворье ИППО, чтобы помочь с описью архивов Императорского православного палестинского общества . Здесь их ждали председатель Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонов и член Иерусалимского отделения ИППО, подрядчик, осуществляющий восстановительные работы на подворье, В. Дельгадо. Перед группой добровольных помощников стояла задача разобрать и переписать исторические ценности, книги, документы из архивов ИППО, найденные в народной трапезной Сергиевского подворья и оставшиеся на Сергиевском подворье еще с дореволюционных времен, в целях их последующего сохранения и реставрации, согласно распоряжению Президента Российской Федерации 224-рп от 26 апреля 2008 года. Председатель Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонов и первый секретарь российского посольства в государстве Израиль В.Т. Паньков контролировали правильность составления списков. После проверки описей П.В. Платонов ставил на них личную подпись с печатью ИППО. Два секретаря российского посольства и консульства заносили данные в компьютеры, копируя списки в электронном виде. Найденные ценности бережно упаковывались в специальные картонные ящики для хранения, которые члены комиссии нумеровали, опечатывали и ставили свои подписи и дату. На Сергиевском подворье ИППО сохранились остатки библиотеки Императорского православного палестинского общества XIX — начала XX вв., частично состоящей из фондов библиотеки Сергиевского подворья и библиотеки женской учительской семинарии Бейт-Джалы (Южный христианский пригород Вифлеема). В основном, в библиотеке были собраны многочисленные учебники и книги Бейт-Джальской учительской семинарии для обучения русскому языку, другая учебная литература, пособия и труды Императорского министерства народного просвещения 1860-1889 гг., издания Императорского археологического общества, Казанского университета, журналы министерства внутренних дел 1854-1910 гг.

http://patriarchia.ru/db/text/564587.htm...

3 Николай Иванович Ильминский , ориенталист и педагог. Закончил Казанскую духовную академию. В Дамаске, Константинополе и Каире изучал арабский, турецкий и персидский языки. Преподавал восточные языки в Казанской духовной академии. С 1872 г. Ильминский был назначен директором Казанской инородческой духовной семинарии. Для крещеных татар по его почину были организованы специальные школы. Ильминский перевел на татарский, киргизский, и другие языки ряд учебных пособий, церковные книги и отдельные богослужебные тексты. 5 Аналогичные идеи можно обнаружить в программном докладе Комиссии по исправлению богослужебных книг (1907 – 1917): «Непонятность текста наших богослужебных книг зависит, не считая присутствия в нем некоторых уже архаических оборотов и выражений, главным образом, от излишней буквальности перевода. … Соответственно этому, стремясь сделать наш богослужебный текст возможно более понятным, Комиссия старалась …, не заменяя слов, изменить их расстановку» [Кравецкий, Плетнева 2001: 84]. 6 В программном докладе Сергиевской комиссии говорится о необходимости заменять «прямой речью такие обороты, как винительный с неопределенным, родительный самостоятельный» [Кравецкий, Плетнева 2001: 84] 7 В относящемся к декабрю 1907 г. докладе Комиссии по исправлению богослужебных книг говорится, что «Комиссия старалась удалить из текста слова и речения архаические («оброщение», «оляденевший») и искусственно сочиненные с греческого» [Кравецкий, Плетнева 2001; 84]. 8 В дискуссиях о богослужебном языке начала XX века и в документах Комиссии по исправлению богослужебных книг эти слова называются «устаревшими». 9 При исправлении Триоди Постной и Цветной в 1907–1912 гг. иже в функции артикля последовательно исключалось или заменялось на причастие от глагола быти. 10 В относящемся к 1907 г. Докладе Комиссии по исправлению богослужебных книг говорится: «В тех же видах сделать наш богослужебный текст наиболее понятным, проф. А.А. Дмитриевский возбудил вопрос, нельзя ли в наших богослужебных книгах ввести обычную, а не славянскую пунктуацию (то есть знаки вопросительный и восклицательный и пр.) или, по крайней мере, расставить знаки препинания соответственно смыслу речи. Теперешняя наша пунктуация часто воспроизводит греческую, имевшую целью отметить лишь стихотворные строки, и,конечно, иногда может скорее затемнить речь, чем облегчить ее понимание. … Комиссия решила вопрос о введении русской пунктуации представить на благоусмотрение Высшей церковной власти, полагая, что если такое введение признано будет желательным, то его может сделать легко сама типография при печатании» [Кравецкий, Плетнева 2001: 85]. В ответном определении Синода рекомендуется «Пунктуацию оставить прежнего славянского образца, изменив лишь расстановку знаков сообразно смыслу речи» [Кравецкий 2001:86].

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

III. Учрежденная по § 210 академического устава Библиотечная Комиссия, состоявшая под председательством профессора А.А. Спасского из проф. М.М. Тареева , и.д. доцента свящ. П.А. Флоренского и библиотекаря К.М. Попова, в отчетном году имела 4 заседания. Кроме рассмотрения заявлений наставников Академии о выписке новых книг, предметами занятой Комиссии были: а) составление списка периодических изданий на 1914 год, и б) составление проекта сметы по фундаментальной библиотеке на 1914 год. IV. В отчетном году из разных книгохранилищ и учреждений для профессоров и студентов в академическую библиотеку было выписано Советом Академии несколько рукописей и книга, именно: Из Императорской Публичной Библиотеки 12 рукописей и 45 книг; из Императорского Московского Публичного и Румянцевского Музея 2 рукописи и 14 книг; из Императорского Московского Археологического Общества 2 рукописи; из библиотеки Императорской Казанской Духовной Академии 4 книги; из библиотеки Императорского Университета св. Владимира 1 книга; из библиотеки Императорской Киевской Духовной Академии 1 рукопись и 3 книги; из библиотеки Императорской С.-Петербургской Духовной Академии 8 рукописей и 4 книги; из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевской Лавры 15 рукописей; из библиотеки Попечительства о трудовой помощи 9 книг; из Волынского Церковно-Археологического Общества 1 руко- —749— пись; из Московской Синодальной Библиотеки 7 рукописей; из Вологодской Духовной Семинарии 1 рукопись. – Из академической библиотеки в отчетном году было выслано: в Императорскую Академию Наук 4 рукописи; в Императорскую Археографическую Комиссию 2 рукописи; в Императорскую Киевскую Духовную Академию 11 книг; в Императорскую С.-Петербургскую Духовную Академии 1 рукопись; в Московскую Синодальную Библиотеку 1 рукопись; в Вифанскую Духовную Семинарию 12 книг; в Оренбургскую Духовную Семинарию 3 книги; Наблюдателю церковных школ Костромской епархии 2 книги. В разное время, частью занимались в академической библиотеке, частью осматривали ее: Преосвященный Евфимий, Епископ Барнаульский, Почетные Члены Академии Проф. В.А. Соколов и Проф. И.А. Татарский, Ректор Болгарского Университета в Софии В.И. Златарский и доцент того же Университета И. Иванов , Приват-доцент Гельсингфорского Университета В.Й. Мансикка, Приват-доцент Казанского Университета Л.И. Пономарев, Rev. W. St. Frere, М.Е. Atlony, Ch. Brocklebank, M.R. Carpenter, Доктор Медицины Д.С. Трифановский, Протоиерей А. А. Беляев , Библиограф В.А. Андреев, Земский Начальник Зарайского уезда Рязанской губернии Н.А. Золотухин, Преподаватель Коммерческого Училища в г. Екатеринодаре И.Д. Волков, Студент Императорского Казанского Университета Б. Зевалин, Слушатели Императорского Московского Археологического Института Диакон В. Мансветов и С.Н. Дурылин, Два старообрядца из с. Городца Нижегородской губернии, Женщины-врачи Е. Чернавская, Д. Гурланд и З. Казанцева, экскурсия воспитанниц женской гимназии г. Пошехонья Ярославской губернии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1867 году, по ходатайству архиепископа казанского Антония, в целях увеличения числа подписчиков обязательной подпиской всех церквей епархии, при «Собеседнике» разрешено издавать «Известия по казанской епархии», по программе епархиальных ведомостей 354 . Митрополит петербургский Григорий Постников основал при семинарии еженедельный журнал для назидательного чтения «Духовную Беседу», начавшую выходить с 1858 года, затем, по смерти митрополита, прекратившуюся и возобновлённую с 1868 года протоиереем И. Яхонтовым , уже как частное издание. В «Церковной Летописи» при «Беседе» святейший синод скоро стал помещать свои некоторые указы и объявления, сделав этот орган своим официальным. «Духовная Беседа» прекратилась в 1876 году, когда синод перенёс печатание своих указов из «Беседы» в ново-основанный «Церковный Вестник». Особенно счастливым для духовной журналистики явился 1860 год, в котором начали выходить сразу четыре новых журнала: «Православное Обозрение», «Душеполезное Чтение», «Странник» и «Труды Киевской Духовной Академии». «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» появились в Москве. «Православное Обозрение», богословско-философский журнал, обязано своим возникновением трём просвещённым московским священникам: Николаю Сергиевскому , профессору университета, редактору-издателю журнала, затем П. Преображенскому , профессору семинарии, наследовавшему после отца Сергиевского редакторство и издание, и Г. Смирнову-Платонову. Своей задачей журнал ставил быть органом богословско-философской мысли для образованного светского общества в отличие от академических журналов, носивших специальный школьный отпечаток. «Душеполезное Чтение» основано священником Алексеем Ключаревым, впоследствии Амвросием, архиепископом харьковским, но скоро передано священнику Василю Нечаеву, впоследствии епископу костромскому Виссариону, и ставило задачей дать душеполезное простое чтение самому широкому кругу образованных, но не мудрствующих читателей. Успех, встретивший издание с самого начала, преследовал его и до конца столетия. «Странник», основанный в Петербурге протоиереем Василием Гречулевичем, впоследствии бывшим епископом могилёвским Виталием, отличался тем, что вводил в свою программу беллетристический элемент в виде рассказов и давал портреты, на отдельных листках, знаменитейших архипастырей, которыми подписчики из сельского духовенства с любовью украшали деревянные стены своих покоев в доброе старое время. Свой характер «Странник», в общем, сохранил доселе. «Труды Киевской Духовной Академии» построены были по типу академических органов петербургского и казанского. Особенностью «Трудов» являлась с первых же дней особенно усердная разработка западнорусской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

В 1867 году, по ходатайству архиепископа казанского Антония, в целях увеличения числа подписчиков обязательною подпиской всех церквей епархии, при «Собеседнике» разрешено издавать «Известия по казанской епархии», по программе епархиальных ведомостей 177 . Митрополит петербургский Григорий Постников основал при семинарии еженедельный журнал для назидательного чтения «Духовную Беседу», начавшую выходить с 1858 года, затем, по смерти митрополита, прекратившуюся и возобновленную с 1868 года протоиереем I. Яхонтовым, уже как частное издание. В «Церковной Летописи» при «Беседе» святейший синод скоро стал помещать свои некоторые указы и объявления, сделав этот орган своим официальным. «Духовная Беседа» прекратилась в 1876 году, когда синод перенес печатание своих указов из «Беседы» в новооснованный «Церковный Вестник». Особенно счастливым для духовной журналистики явился 1859 год, в котором начала выходить сразу четыре новых журнала: «Православное Обозрение», «Душеполезное Чтение», «Странник» и «Труды Киевской Духовной Академии». «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» появились в Москве. «Православное Обозрение», богословско-философский журнал, обязано своим возникновением трем просвещенным московским священникам: Николаю Сергиевскому , профессору университета, редактору-издателю журнала, затем П. Преображенскому , профессору семинарии, наследовавшему после отца Сергиевского редакторство и издание, и Г. Смирнову-Платонову. Своею задачей журнал ставил быть органом богословско-философской мысли для образования светского общества в отличие от академических журналов, носивших специальный школьный отпечаток. «Душеполезное Чтение» основано священником Алексеем Ключаревым, впоследствии Амвросием, архиепископом харьковским, но скоро передано священнику Василию Нечаеву, впоследствии епископу костромскому Виссариону, и ставило задачею дать душеполезное простое чтение самому широкому кругу образованных, но не мудрствующих читателей. Успех, встретивший издание с самого начала, преследовал его и до конца столетия. «Странник», основанный в Петербурге протоиереем Василием Гречулевичем, впоследствии бывшим епископом могилевским Виталием, отличался тем, что вводил в свою программу беллетристический элемент в виде рассказов и давал портреты, на отдельных листках, знаменитейших архипастырей, которыми подписчики из сельского духовенства с любовью украшали деревянные стены своих покоев в доброе старое время. Свой характер «Стражник» в общем сохранил доселе. «Труды Киевской Духовной Академии» построены были по типу академических органов петербургского и казанского. Особенностью «Трудов» являлась с первых же дней особенно усердная разработка западно-русской церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010