Потом матушка стала работать на табачной фабрике в Вырице, неподалеку от Казанского храма. И в Вырице она была странницей, двадцать лет скиталась по людям, жила с детьми в холодных сараюшках-времянках, и везде неподолгу. Только она приведет жилье в порядок – вычистит все, вымоет, стены оклеит, как хозяйка говорит: «А мне это помещение самой нужно». И опять приходится скитаться. Но и в таких условиях матушка вырастила добрых, умных и верующих детей. Сын закончил институт, дочка, так же, как и мать, стала медсестрой, дети создали свои семьи, уехали в Петербург, а матушка так и продолжала скитаться по Вырице. Только когда ей исполнилось семьдесят лет, ей дали девятиметровую комнату в жэковском доме. Вот в таких стесненных условиях, когда за стенкой была слышна бурная соседская жизнь, матушка творила молитвенный подвиг, молилась ночи напролет за живых и усопших. Сама она говорила, что больше трех тысяч человек напутствовала в вечную жизнь – читала над умершими Псалтирь. Духовная дружба связывала матушку со схимонахиней Варварой, та постоянно говорила ей, что нужно ей становится монахиней, но она боялась ответственности, а когда приехала в Рижскую пустыньку (было ей в это время шестьдесят лет), архимандрит Таврион сказал ей то же, что постоянно говорила схимонахиня Варвара. Вскоре он постриг ее в монашество и стал ее духовником. В пустыньку матушка ездила часто – сначала для встреч с батюшкой, а потом уже на его могилу. В последний раз она съездила на могилу старца Тавриона за месяц до своей кончины, уже в глубокой старости – в 87 лет. «Без благословения ничего нельзя делать!» – говорила матушка. Видимо, ей было открыто приближение смертного часа. Любила матушка паломничать по монастырям – все действующие монастыри посещала, встречалась со старцами – преподобным Кукшей в Одессе, с архимандритом Иоанном в Печорах, с архимандритом Кириллом и архимандритом Наумом в Троице- Сергиевской Лавре, с блаженной Любушкой. С Любушкой Сусанинской их связывала близкая духовная дружба. У молитвенников особые отношения. Так, например, когда матушка приехала в Одессу и не знала, как ей найти о. Кукшу, то оказалось, что на вокзале ее встречает какой-то мужчина с вопросом: «Где тут монахиня Мария из Вырицы?» Когда матушка с робостью призналась, что это она, то он ей сказал: «Кукша меня послал. Вчера целый день говорил: “Вы знаете, какой гость к нам едет? Монахиня Мария из Вырицы!”»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Затем в Представительском корпусе Казанского кремля прошла церемония открытия II сессии XXIII Елисаветинско-Сергиевских чтений. Участие в форуме приняли епископ Елабужский Иннокентий и духовенство города Казани, эксперты Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, историки, архивисты, представители туристического сообщества, общественных и церковных организаций. Открыли мероприятие митрополит Казанский Феофан, заместитель премьер-министра Республики Татарстан Л.Р. Фазлеева, А.В. Громова, министр культуры РТ И.Х. Аюпова, председатель Государственного комитета РТ по туризму С.Е. Иванов. В своем приветственном слове глава Татарстанской митрополии , в частности, сказал: «Сейчас корреспондент задал мне вопрос о том, что такое благотворительность сегодня и насколько важна данная конференция. Мой ответ: эта конференция не просто востребована — это зов нашего сердца. Сейчас много говорят о благотворительности, в том числе на самых высоких уровнях. К сожалению, нередко бывает так, что при этом присутствует подспудная мысль о достижении за счет совершаемых добрых дел признания в обществе, преследуются карьерные или политические цели. — Когда же мы изучаем жизнь Елизаветы Федоровны, то видим несомненный пример нашему времени, нам всем. Пример того, как надо относиться к благотворительности. Человек из высшего общества великой России, великая княгиня, умная, обаятельная, красивая и любимая всеми, — она отдавала свое сердце и свою любовь страждущим. Много ли таких, кто подобно Елизавете Федоровне во время той тяжелейшей войны наденет халат сестры милосердия и войдет в палаты к тяжелым больным, раненым, своими руками будет омывать гноящиеся раны? Скажу также несколько слов о паломничествах и путешествиях Царской семьи. Что это было? Просто прогулка по России на яхте, на комфортном лайнере? Это было деятельное служение своему народу. Паломничая по России, Царская семья реально познавала жизнь народа. И во время паломничества, несмотря на охрану Царской семьи, никогда не отгоняли народ. Как же просто это было и каким важным было это общение! Богомолье становилось дорогой для хождения в народ. Познавалась с одной стороны духовная сущность народа, а с другой стороны — беды и проблемы простых людей, все то, что связано с их жизнью.

http://patriarchia.ru/db/text/5714594.ht...

Формально в постановлениях советской власти, провозглашавших массовый и беспощадный террор, о репрессиях в отношении православного духовенства прямо не говорилось, террор объявлялся против «буржуазии», «белогвардейцев», «контрреволюционеров», «врагов рабоче-крестьянской власти». Однако достаточно открыть практически любую советскую газету за последние месяцы 1918 г., чтобы увидеть, что власть причисляла духовенство именно к этим «врагам» и «контрреволюционерам». Так прямо в газетах в то время и писали: «белогвардейская сволочь, т. е. бывшие царские офицеры, попы, кулаки и прочие кровожадные звери в образе человека» . В ночь с 19 на 20 сентября 1918 г. в городе Юхнове Смоленской губернии (в то время — Западной области) уездной чрезвычайной комиссией были расстреляны настоятель Казанского собора, градский благочинный протоиерей Павел Заболотский и священник села Аксиньино Юхновского уезда Капитон Сергиевский. Оба священнослужителя были арестованы как «заложники». Предписание уездной милиции арестовать их, равно как и еще 10 граждан уезда, Юхновская ЧК выдала 9 сентября 1918 г. Заслуживает особого внимания и осмысления тот факт, выявляемый из документов их сохранившегося в Архиве УФСБ России по Смоленской области архивного следственного дела, что во всем, что с ними происходило, роль чрезвычайной комиссии оказывается второстепенной: все решения об их судьбе (аресте, заключении в тюрьму, расстреле) принимали уездный комитет РКП(б) и исполком уездного Совета; чрезвычайная комиссия выполняла их прямые указания. Список тех, кого надлежало арестовать, в Юхновскую ЧК был прислан из уездного исполкома. Этот список содержал 17 имен тех, кого на заседании исполкома было решено «иметь как заложников». На арест каждого из них ЧК выписала постановление следующего содержания: «Комиссия… рассмотрев сего числа список исполнительного комитета заподозренных лиц в связи с убийствами т.т. Урицкого, Володарского и покушением на жизнь т. Ленина, находит, что к числу заподозренных лиц относится и протоиерей г. Юхнова Заболоцкий [или другой заложник, на арест которого выписывалось постановление.— и. И.], а потому, основываясь на распоряжении Комиссариата внутренних дел, посланного им в телеграмме за о том, чтобы при каждом совдепе имелись заложники заподозренных лиц, постановила: протоиерея г. Юхнова Заболоцкого [или другого заложника. — и. И.] заключить в Юхновскую тюрьму впредь до указания высших властей, куда последний должен быть направлен». Помимо протоиерея П. Заболотского и священника К. Сергиевского в указанный «Список лиц, подлежащих задержанию и аресту» входили еще 15 жителей уезда .

http://bogoslov.ru/article/2603607

На другой день я отправился в Москву к митрополиту с докладом о приличных мерах с целью заручиться его согласием, которое и дано, а также свез и прошение инспектора об увольнении, которое митрополит принял. Я просил его, в случае увольнения инспектора, дать ему другое приличное место. Он ответил: «Там видно будет». В.К. Саблер действительно хотел приехать в Академию, чтобы сказать «речь», но митрополит отговорил его. «Должно быть, обиделся он», – добавил митрополит. 28–е, суббота. Угроза потерять балл по поведению начинает оказывать свое воздействие. Некоторые студенты начинают приходить [ко] мне с заявлением о совершенной непричастности этому постыдному делу; а другие – с извинением, что участвовали в сходках, но пассивно. Все более и более выясняются некрасивые стороны дела: несколько студентов терроризируют остальных. Теперь среди студентов страшные междоусобицы, идет борьба – извиняться или нет, особенно принимая во внимание, что некоторые уже извинились, следовательно, происходит раскол. 29–е, воскресенье. Предполагая, что митрополит сегодня уедет в Петербург для присутствования в Синоде, я поехал в Москву проститься с ним. Оказалось, что он выедет 2го декабря. Был у него в четыре часа и рассказал ему о положении дел в Академии. Здесь же узнал, что теперь в Москве В.К. Саблер, приехавший сюда для «освящения» (!) Сергиевского приюта, устроенного купчихою Е.С. Ляминою, и для «освящения» церкви где-то во Владимирской губернии, куда, впрочем, не поехал ввиду тревожных известий о состоянии здоровья митрополита Палладия, почему и решился ехать сегодня же обратно в Петербург. От митрополита между прочим узнал, что в нашей академической истории принимает нехорошее участие сующийся везде и любвеобильнейший преосвященный Антоний (Храповицкий) , ректор Казанской академии, в письмах к своему другу Саблеру обвиняя начальство Московской академии в жестокости (за уменьшение балла по поведению студентам, участвовавшим в прошлом году в депутации к митрополиту по поводу студента Покровского; по его мнению, этим студентам, вероятно, следовало бы прибавить еще как героям), в частности меня – в горячности и в прикрикивании на студентов (на что митрополит заметил: «Не гладить же их по головке за допускаемые безобразия»), а инспектора – во всех гадостях, о которых предусмотрительно докладывается преосвященному Антонию студентами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Но при удовлетворительности в общем своем составе, эти службы содержат в себе немногие выражения, не совсем ясные для настоящего времени и несколько тяжелые для слуха, которые, по мнению Комитета, можно бы с пользою исправить следующим образом: 1) На стр. 6 написано: “и яко дражайшее сокровище уверися ти”. Исправить: “и яко дражайшее сокровище вверися ти”. 2) На стр. 8: “радуйся, преподобне, похваленный в славе” исправить: “радуйся, преподобне, достигнувый небесныя славы”. 3) На стр. 9: “сице уверил тебе новопросвешенныя люди” исправить: “сице поставил тя пастыря новопросвешенным людем своим”. 4) На стр. 22 в песне 4 ирмос “из горы приосененнныя, Слове, пророк единыя Богородицы, хотяй воплотитися боговидно усмотре”. Исправить: “из горы приосененныя, Слове, единыя Богородицы хотяша тя воплотитися, пророк Боговидно усмотре”. 5) Там же, во 2-м тропаре: “благословением крайняго Святителя” исправить: “благословением первосвятителя”. 6) “се бо недра земная издадеша тело нетленно”, исправить: “се бо недра земная возвратиша тело нетленно”. 7) На стр. 55: “Гордаго Голиафа владушаго Агаряне древле” исправить: “Гордаго Голиафа духовного, владтсвуюшаго Агаряне древле”. О каковом заключении своем при возвращении рукописей и доносит Комитет». Святейший Синод заслушал это донесение 28 июля, благословил напечатать сии службы в Санкт-Петербургской типографии в потребном количестве экземпляров на счет сумм Казанского архиерейского дома, согласно представлению преосвященного архиепископа Антония, но с тем, чтобы предварительно напечатания службы в тексте сделаны были преосвященным, указанные Комитетом исправления, на каковой предмет и возвратить ему, преосвященному, при указе рукописные службы с приложением в копии отзываСанкт-Петербургского комитета для цензуры духовных книг и для сведения же о сем в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде послать выписку. Из рукописных экземпляров служб известны следующие восемь 60 : 1) Московской епархиальной библиотеки под 94 писанный полууставом XVI-XVII вв.; 2) Нового Иерусалима под 55 XVII в.; 3) и 4) Сергиевской лавры XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

СЛУШАЛИ: 10. Прошение преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об освобождении игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова и о назначении на эту должность игумена Нектария (Германа). ПОСТАНОВИЛИ: 1). Освободить игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. 2). Назначить игумена Нектария (Германа) настоятелем Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 11. Прошение преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области и о назначении иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области. 2). Назначить иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни села Сазанье Сердобского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 12. Прошение преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области и о назначении игумена Кронида (Петрова) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. 2). Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Трескино Колышлейского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 13. Прошение преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении монахини Анастасии (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области и о назначении на эту должность монахини Софии (Прощаевой).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

СЛУШАЛИ: 10) Прошение Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира об освобождении игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря села Горешть Яловенского района Республики Молдова и о назначении на эту должность игумена Нектария (Германа). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря села Горешть Яловенского района Республики Молдова. 2. Назначить игумена Нектария (Германа) настоятелем Князь-Владимирского мужского монастыря села Горешть Яловенского района Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 11) Прошение Преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области и о назначении иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области. 2. Назначить иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни села Сазанье Сердобского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 12) Прошение Преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области и о назначении игумена Кронида (Петрова) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. 2. Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Трескино Колышлейского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 13) Прошение Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении монахини Анастасии (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области и о назначении на эту должность монахини Софии (Прощаевой).

http://mospat.ru/archive/86321-zhurnaly-...

СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Митрополита Кишеневского и всея Молдовы Владимира об освобождении игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова и о назначении на эту должность игумена Нектария (Германа). ПОСТАНОВИЛИ: 1). Освободить игумена Серафима (Гончара) от обязанностей настоятеля Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. 2). Назначить игумена Нектария (Германа) настоятелем Князь-Владимирского мужского монастыря с. Горешть Яловенского района Республики Молдова. СЛУШАЛИ: 11. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области и о назначении иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни в селе Сазанье Сердобского района Пензенской области. 2). Назначить иеромонаха Андрея (Афанасьева) настоятелем мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни села Сазанье Сердобского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 12. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета о благословении на открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области и о назначении игумена Кронида (Петрова) настоятелем обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить открытие Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области. 2). Назначить игумена Кронида (Петрова) настоятелем Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Трескино Колышлейского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 13. Прошение Преосвященного Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об освобождении монахини Анастасии (Зиберт) от обязанностей настоятельницы Ольгинского женского монастыря на истоке Волги с. Верхневолжье Осташковского района Тверской области и о назначении на эту должность монахини Софии (Прощаевой).

http://pravoslavie.ru/23625.html

В нач. XIX в. в обители началась активная строительная деятельность, связанная с архим. Авраамием I Алатырским (1796-1827). В 1801 г. нижняя Богоявленская ц. была упразднена, а с сев. стороны Троицкого храма построена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г. В 1805-1808 гг. трудами архим. Авраамия был перестроен Троицкий храм и с юж. стороны его возведена трехъярусная колокольня высотой ок. 50 м. В 1818 г. рядом с Сергиевским храмом построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а в 1825 г.- каменные двухэтажные монастырские кельи. В 1831 г. над трапезной Сергиевской ц. был устроен и освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, а также построен двухэтажный братский корпус. С 1796 г. А. Т. м. принадлежала Свято-Духовская муж. пуст. на берегу р. Суры, в к-рой находились древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери (к 2000 ее местонахождение неизвестно) и икона сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина с частицами мощей угодников, ныне находящаяся в А. Т. м. Особо почитались в обители икона Нерукотворного Образа Спасителя и Казанская икона Божией Матери. Нерукотворный Образ Спасителя, до 1613 г. находившийся над крепостными воротами города, а в 1754-1843 гг.- в питейном доме, в 1843 г. по ходатайству горожан был перенесен в А. Т. м. На месте питейного дома была построена часовня, в к-рой находился список с чудотворного образа. Казанская икона была обретена в XVII в. при роднике на Ключевском поле близ с. Четвертакова (ныне пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовия) - «загородном дворе» А. Т. м., где в честь нее в 1768 г. был построен деревянный, а в 1807 г.- каменный храм. В память об избавлении Алатыря в 1848 г. от холеры по молитвам пред чудотворным Казанским образом Божией Матери ежегодно 9 авг. совершался крестный ход вокруг города. Чудотворная Казанская икона Божией Матери и Нерукотворный Образ Спасителя находятся в А. Т. м. В 1848 г. с левой стороны Сергиевской ц., над могилой схим. Вассиана, был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в сент. 1849 г. В 1905 г. под этим приделом из усыпальницы схим. Вассиана была устроена пещерная церковь, в к-рую 5 дек. 1905 г. был перенесен из Сергиевской ц. придел во имя свт. Димитрия Ростовского. 4 июля 1906 г. во время пожара в Алатыре сгорели все церкви, колокольня, корпуса и постройки, б-ка мон-ря с книгами и рукописями XVII-XVIII вв., однако архив сохранился. Сохранилась и пещерная церковь, где до наст. времени под спудом покоятся мощи схим. Вассиана. Стараниями архим. Гавриила, настоятеля А. Т. м. с 6 марта 1903 г., обитель начала отстраиваться. В 1917 г. в ней было 13 монахов и 18 послушников.

http://pravenc.ru/text/82707.html

Церковь Казанской иконы Божией Матери (с. Нероновка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм в селе Нероновка Сергиевского района Самарской области. Содержание История [ править править код ] Строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Нероновка было начато в 1908 году и завершено в 1911 году. Место постройки было выбрано не случайно — местные жители неоднократно видели на месте будущего храма огни, как от горящих свечей. По одному из местных преданий на месте будущего храма находились амбары для зерна, и в конце 1907 года одна из жительниц села Нероновка ночью видела Царицу Небесную с ангелами на этом месте. После этого был созван сход села, на котором решили построить в Нероновке свой храм. Сельчане не жалели сил и средств на строительство и украшение церкви. Деревянный храм был построен на каменном фундаменте, обшит войлоком. Его воздвигли в русском стиле, в форме креста. Бревна были привезены из села Новый Буян. На прекрасный резной иконостас ушло около 2,5 кг. сусального золота. Иконы академического письма. Несколько икон были перевезены из закрытого храма села Павловка Сергиевского района. Нероновский храм был закрыт в 1939 году в течение четырех лет, в годы советской власти в нем находилось зернохранилище. Благодаря мужеству и благоразумию тогдашнего председателя сельского совета Ивана Александровича, сохранился старинный иконостас. Председатель повелел заколотить его досками, иконы занесли в алтарь. Это спасло их от разрушения, остались целыми даже стекла. К сожалению, сильно пострадали фрески, так как использование храма под зернохранилище привело к появлению внутри здания сырости. Роспись была восстановлена при священнике Иоанне Соловьеве, а более поздняя реставрация произошла в 1974 г при о. Иоанне Державине. В настоящее время этот храм представляет собой огромную историческую, культурную и духовную ценность для большинства жителей района, многие из которых являются его прихожанами.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010