Алим (Ахмет-Алим) Абдуллович Девишев (род. 1908 г.), аспирант Центрального музея ТАССР, сотрудник, позднее заведующий Художественным отделом Центрального музея ТАССР. Всего 219 предметов, большинство (150) – из казанского кафедрального Благовещенского собора, 29 предметов из «Бытовых комнат», т. е из Уголка церковных древностей или Музея старого быта, располагавшегося в 1920-х гг. в Парадных покоях казанского Богородичного женского монастыря, часть из которых, возможно, также была взята из собрания кафедрального собора, из Раифской Богородичной пустыни (5), три Евангелия из Владимирского собора Казани, из Ивановского (Иоанно-Предтеченского) мужского монастыря Казани (1), Сергиевской церкви Казани (1), Троицкой церкви Казани (2), Успенского Зилантова мужского монастыря (2), Спасо-Преображенского мужского монастыря Казани (1), из Госфонда (1), из Челнинского кантона (Госфонд) – 7 экземпляров, из Казанского государственного университета (7), из бывшего музея Селькредитсоюза (1), скатерти из села Маскара (4), деревни Тюньтарь (1) и деревни Нижние Берески Татарской АССР (2). Позднее, в 1931–1934 гг. 75 предметов, не считая икон, из собрания казанского кафедрального Благовещенского собора были отобраны, часть из них, возможно, была изъята и отправлена «в неизвестном направлении», о чем свидетельствуют записи на полях документа («Акт 23/IX–31 г.» и др., всего 5 актов). Среди отобранных по актам предметов было 13 воздухов из 24 (54%), указанных в акте, 15 из 22 Евангелий XVIII в. (68%), 8 из 9 святых риз, 3 епитрахили из 5, 3 палицы из 4, 3 из 5 больших омофоров, 4 стихаря из 6, походный престол времен царя Алексея Михайловича, 8 столбцовых древнерусских рукописных книг, мощехранительница белого металла в виде усеченной пирамиды и др. В актах не отражены древние драгоценные антиминсы с частицами св. мощей, описанные протоиереем Яблоковым, то ли оставленные приходу, то ли обозначенные под другим наименованием, а также 10 древних икон-хоругвей ( Яблоков А. П. Указ. соч. С. 36–39).

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

Позже, в середине ХХ-го века храмы были переосвящены: верхний храм был освящён во имя преподобного Сергия, а нижний - в честь Казанской иконы Божией Матери. Заполняющий по ширине всю алтарную преграду, высотой около 20 метров, весь вызолоченный иконостас представляет великолепное сочетание вычурности, изящности и богатства. Иконостас по горизонтали разделён на три яруса пышным сильно вынесенным карнизом над первым ярусом и более плоским карнизом над вторым ярусом. По обе стороны от центральной плоскости с царскими вратами находятся выдвинутые ризалиты с сильно орнаментированными колоннами " бутылкообразной " формы. Завершается иконостас фигурами трубящих ангелов, и увенчивается пышными картушами, являющимися рамками для изображений. Особое богатство и изысканность орнаментовки достигнуто в резьбе царских врат и первого яруса ризалитов. Это сплошная глубокообъёмная, почти " круглая " резьба из цветов роз, гирлянд, головок херувимов. В соборе сохранились старинные предметы утвари, в том числе напрестольное Евангелие в серебряном, вызолоченном, чеканной работы окладе. Оно отпечатано при императоре Петре Великом и патриархе Адриане. Его размеры: высота - 60 см, ширина - 40 см, а весит это Евангелие пуд. Материал из брошюры: " Сергиево-Казанский собор " , Курск, 2016 г. В одном из дореволюционных путеводителей по Курску так рассказывается о Сергиево-Казанском соборе: " Местность от собора к Московской улице в старину была покрыта озёрами, около них были капустные огроды, и поэтому потомки этих огородников и до сего времени сохранили уличное название капустников. Любопытно отметить, что и теперь по всей Сергиевской улице грунтовая вода находится на глубине одного аршина. Собор устроен в 1762 году старанием купца Первышева, по имени которого и называется улица от Сергиевской к Московской. На этой улице находится принадлежавший Первышеву дом, занимаемый в настоящее время конторою Курского водопровода " . Сам Сергиево-Казанский собор в Курске построен, как и вообще большинство каменных храмов, на месте деревянной приходской церквушки.

http://sobory.ru/article/?object=01683

В Д. м. хранилось неск. особо чтимых икон. Владимирская икона Божией Матери (2-я пол. XVI в.), написанная для каменного храма св. отцов семи Вселенских Соборов (1561), с кон. 20-х гг. XVIII в. находилась на 2-м этаже Покровской ц., в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, под серебряным вызолоченным окладом с чеканным изображением «Отечества» и херувимов (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. хр. 102. Л. 2-2 об., 122). В среднике иконы изображена Владимирская икона Божией Матери, на полях - клейма акафиста (7 кондаков и 4 икоса). После 1930 г. икона находилась в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловском кладбище в Москве. Возвращена в Д. м. вскоре после его открытия, в наст. время находится, как и прежде, в местном ряду иконостаса ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов, слева от царских врат. Икона «Семь Вселенских Соборов» (2-я пол. XVII в. (?)) с кон. 20-х гг. XVIII в. находилась в местном ряду иконостаса ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов, справа от царских врат. В среднике иконы был изображен Спаситель, в клеймах на полях - семь Вселенских Соборов. На оборотной стороне помещалась надпись: «Написан образ Спасителев, а около ево седьми соборов, применяясь к Богородичну образу». По мнению архим. Амфилохия (Сергиевского-Казанского), надпись относилась к XVII в., когда икона была переписана в размер особо чтимой Владимирской иконы Богородицы с акафистом (2-я пол. XVI в.). Первоначально же в среднике образа «Семь Вселенских Соборов» помещалось изображение Живоначальной Троицы. Икона утрачена после закрытия обители. Благодаря публикации Амфилохия (Сергиевского-Казанского) совр. иконописцы смогли восстановить ее иконографию. Новая икона «Семь Вселенских Соборов» (1989) находится в иконостасе храма св. Отцов, справа от царских врат. Икона Божией Матери «Троеручица» (кон. XVII - нач. XVIII в.) впервые упоминается в монастырской описи 1725 г. среди новых образов, поступивших в обитель после описи 1721 г. Убор иконы состоял из мелкого жемчуга и полудрагоценных камней. В то время образ находился в трапезной ц. св. Отцов (Там же. Л. 19). Дважды в год в канун празднования иконе (28 июня и 12 июля) совершался из Д. м. в часовню на Б. Тульской ул. крестный ход с образом Божией Матери «Троеручица». Перед закрытием Д. м. икона помещалась в Троицком соборе, после 1930 г. находилась в ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов на Даниловском кладбище. Возвращена в Д. м. вскоре после его возобновления и помещена на сев.-вост. столпе Троицкого собора.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

Л. 97). В течение 2-го и 3-го триместра 1921/22 уч. г. преподавал студентам 2-го курса историю религии и участвовал в организации занятий библейского кружка. На летний период обучения им был составлен план семинаров по НЗ, которые должны были продолжить курс, прочитанный в ин-те его предшественником проф. Л. П. Карсавиным. Белградский кружок. Будущие преподаватели Свято-Сергиевского богословского ин-та среди участников Белградского кружка во имя прп. Серафима Саровского. Второй слева в 3-м ряду С. С. Безобразов. Фотография. 1923 г. Белградский кружок. Будущие преподаватели Свято-Сергиевского богословского ин-та среди участников Белградского кружка во имя прп. Серафима Саровского. Второй слева в 3-м ряду С. С. Безобразов. Фотография. 1923 г. В июне 1922 г. С. С. Безобразов присутствовал на неск. заседаниях публичных слушаний дела об изъятии церковных ценностей , последние слова митр. сщмч. Вениамина (Казанского) и др. подсудимых 5 июля, на закрытии процесса, сохранились в его памяти на всю жизнь. 9 сент. подал заявление с просьбой «ввиду расстроенного здоровья» освободить его от обязанностей секретаря Богословского ин-та, должности, которую он занимал, по всей видимости, с мая 1922 г. (ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 17. Л. 4). По настоянию своего духовника приходского свящ. Казанского собора прот. Тимофея Налимова (бывш. профессора СПбДА, избранного в 1906 ее ректором) С. С. Безобразов уехал из Петрограда и 16 сент. 1922 г. нелегально пересек гос. границу с Латвией (Архив ССПБИ. Ф. еп. Кассиана (Безобразова). Коробка 2. Папка 3. Записки о выезде из России. Ркп.). В том же году он приехал в Белград, где воссоединился с родителями и сестрой. До 1925 г. преподавал в 1-й русско-серб. гимназии в Белграде (Прп. Сергий в Париже. 2010. С. 84). В 1923 г. стал участником студенческого кружка (с 1924 кружок им. Серафима Саровского), собиравшегося в белградской квартире семьи Н. М. Зёрнова (За рубежом. 1973. С. 30-31), здесь он познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , еп. Николаем (Велимировичем) , К.

http://pravenc.ru/text/1681269.html

В данной связи А.А. Дмитриевский поставил вопрос о пересмотре службы «Явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанския», полагая, согласно разъяснению И.М. Покровского, «что, в случае окончательной утраты явленной иконы, в службе 22 окт[ября] следует сохранить только те песнопения, которые характерны для 22 октября, как церковно-гражданского праздника».(126) «Пересмотр названной службы, - уточнял, в частности, А.А. Дмитриевский, - желателен и потому, чтобы в песнопениях службы на настоящий праздник 22 октября нашёл себе отражение элемент исторический, те события из жизни нашего отечества, которые вызвали " в воспоминание предбудущым родом " учреждение празднества 22 октября и которые в этих песнопениях ныне обойдены полным молчанием».(127) «По нашему мнению, - добавлял И.М. Покровский, - вместе с пересмотром службы необходимо пересмотреть и акафист. Служба 8-го июля должна была(128) проникнута всецело мыслью о явлении иконы в Казани и знамений, относящихся к этому событию. Ведь даже с утратой явленной иконы основанием церковных праздников в честь Казанской иконы Божией Матери остаётся " явление " её, даже и 22 октября, только поводы установленных праздников будут разные».(129) Г.З. Елисеев, а вслед за ним И.М. Покровский, указывали ещё на одну «путаницу», возникшую в связи с изданием в 1849 г. «Краткого исторического сказания о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой», где иллюстрациями к разделам «Чудотворная икона Казанской Божией Матери» и «Чудотворная икона Смоленской Божией Матери - Седмиозерная» послужили изображения довольно сомнительного свойства. Известно при этом, что, хотя таковое и было составлено Г.З. Елисеевым, но «право издания этого сочинения» было уступлено им «Троице-Сергиевской Лавры(130) казначею иеромонаху Сергию».(131) В ответном письме А.И. Невоструеву Г.З. Елисеев упомянул «об одном обстоятельстве, которое заставляло обращаться ко мне с тем же вопросом, который предложили Вы мне в Вашем письме».

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Здесь находился кафедральный собор. Здесь в разные годы жили, трудились и несли людям свет Христовой веры такие подвижники, как святители Гурий и Герман. После основания Свияжска началось масштабное расширение Руси. Многие осознали, что государство — это многонациональная империя. Свияжску суждено было стать свидетелем кровавого безбожного лихолетья. Здесь в застенках колонии, являющейся подразделением ГУЛАГа, приняли мученическую смерть тысячи невинных людей. Мы и наши потомки должны помнить об этих страшных временах. Если мы извлечем правильные уроки, то будущие поколения ждет достойное будущее. Я убежден в этом». В рамках пленарного заседания были заслушаны: доклад директора музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артема Силкина «Советская антирелигиозная пропаганда по материалам коллекций музея-заповедника " Остров-град Свияжск " »; онлайн-сообщение заведующей кафедрой истории и теории церковного искусства МДА Нины Квливидзе «Охрана памятников церковной старины Казанского края в годы Советской власти»; доклад профессора Валерия Романова «Православная Церковь в российской провинции в периоды военных конфликтов второй половины XIX — начала ХХ века: из опыта патриотического служения». По окончании первой части конференции состоялся общий обед в трапезной Сергиевского храма, после которого гости Свияжска в сопровождении руководителя паломнической службы Успенского монастыря Андрея Азбукина и сотрудников музея-заповедника посетили с экскурсией главные храмы обители. В повестку секционной части конференции вошли следующие темы: «Памяти Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского», «Церковь в первой трети XX века», «Судьбы наследия православной культуры», «Охрана и сохранение памятников православной культуры». Во второй половине дня участники форума заслушали: доклад проректора по воспитательной работе Казанской православной духовной семинарии иеромонаха Кирилла (Забавнова) «Имена новомучеников Церкви Русской в житии священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского»; доклад студента магистратуры Казанской православной духовной семинарии, чтеца Сергея Рыбочкина «Возникновение обновленческого раскола в Казани в период управления Казанской епархией священномученика митрополита Кирилла (Смирнова)»; сообщение профессора Казанского федерального университета Анатолия Погасия «Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) и проблема церковного управления в 20-30-е годы ХХ века».

http://pravoslavie.ru/134416.html

Алмазово. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1620 году Алмазово именовалось пустошью Ошитково. В 1639 году оно было пожаловано царём Михаилом Фёдоровичем помещикам братьям Елизаровым. Затем оно переходит детям, а потом зятю - думному боярину С.Е. Алмазову. В 1707 году ( по другим сведениям в 1709-1710 гг.), сын Семёна Ерофеевича, Иван Семёнович Алмазов строит деревянную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, отчего Ошитково стало именоваться Сергиевское. В Патриаршем указе 1726 года даётся разрешение на строительство в Сергиевском каменной церкви. И село в то время носит название Алмазово-Сергиевское. В 1730 году она была построена и освящена в честь преп. Сергия Радонежского. В 1753 году село продаётся известному заводчику Никите Акинфиевичу Демидову. В 1814-1819 годах строится новый храм с тремя престолами: Казанской иконы Божией Матери, Сергиевским и Никольским. По преданию на месте нынешней церкви была конюшня, в которой однажды обнаружилась храмовая икона Казанской Божией Матери. Икону отнесли в храм, но на следующий день явление повторилось. Николай Никитич Демидов велел строить на этом месте храм. С тех пор в некоторых документах церковь в Алмазове стала именоваться Казанско - Сергиевская. Но в народе она именовалась по старому - " Сергиевская " . В 30-е годы XX века храм был закрыт, но до 1941 года в нем иногда совершались богослужения. В июне 1941 года здание церкви передали детскому дому, позже кирпич и ограды продали колхозу. В 1991 году в селе Алмазово была организована православная община, а в 1992 году назначен настоятель. В январе 1993 года разрушенное здание храма было передано в ведение Русской Православной Церкви и началось восстановление поруганной святыни. Богослужение вначале совершалось в соседней деревне Большие Жеребцы, а через полгода в церковной сторожке, построенной возле храма. 6 мая 1999 года храм был вновь освящён митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

http://sobory.ru/article/?object=06240

Празднование 60-летия Победы в Швеции 21 мая 2005 г. 12:45 В апреле-мае 2005 года в Стокгольме прошел ряд юбилейных мероприятий, связанных с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. 16 апреля настоятель Свято-Сергиевского прихода в Стокгольме священник Владимир Александров принял участие в прошедшей в Российском посольстве церемонии награждения ветеранов войны памятной медалью «60 лет Великой Победы». Обратившись с приветственным словом к собравшимся, он, в частности, рассказал об участии Русской Православной Церкви в деле борьбы с фашизмом в годы Второй мировой войны. Военный атташе России в Швеции полковник А.Симаков, в свою очередь, также отметил, что Церковь в годы войны внесла немалый вклад в укрепление духовных сил народа. 5 мая Русско-шведское культурное общество в Мальме провело вечер, посвященный юбилею Победы. В вечере принял участие генеральный консул России Г. Бессонов. 7 мая Посольство России организовало поездку в район Шиннеберг — на место одного из лагерей для интернированных советских граждан, где местными краеведами установлен памятный знак. На собрании под открытым небом выступили представители посольства, местных властей, Шведской Лютеранской Церкви. Собравшихся приветствовал священник Владимир Александров. «Победа над фашизмом стала победой единой Европы над силами зла, стремившимися уничтожить христианскую цивилизацию, — отмечалось в выступлении. — Поэтому не случайно, что эта величайшая Победа была достигнута именно в пасхальные дни, когда Христос Спаситель победил силы ада, снисшед в преисподняя земли». В мероприятии также приняли участие прихожане Свято-Сергиевской (Стокгольм) и Казанской (Вестерос) общин Московского Патриархата. 8 и 9 мая по окончании Божественной литургии в Свято-Сергиевском приходе состоялись панихиды по воинам, «за веру и Отечество жизнь свою положившим». 9 мая священник Владимир Александров прочел прихожанам Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 60-летия Победы. В тот же день вечером настоятель и прихожане Свято-Сергиевского храма приняли участие в праздничном приеме, организованном в Российском посольстве. Служба коммуникации ОВЦС МП Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/13262.html

В день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского в городе Саратове освящен храм в честь святого 9 октября 2021 г. 10:14 8 октября 2021 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил великое освящение Сергиевского храма в поселке Юбилейный города Саратова и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный Саратовского Северо-Восточного округа иерей Александр Бородовицын; секретарь главы Саратовской митрополии , благочинный Саратовского Центрального округа иерей Александр Чеботарев; настоятель храма, руководитель епархиального отдела по защите семьи, материнства и детства иерей Никита Горбик; руководитель Административного секретариата и службы протокола Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик храма иерей Роман Поршнев; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарев; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов. За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротесию во чтеца заместителя руководителя информационно-издательского отдела по интернет-ресурсам и социальным сетям, пресс-секретаря Саратовской епархии Э.Э. Манукяна. Владыка Игнатий сердечно поздравил всех с днем памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца и печальника Русской земли. Во внимание к благотворительной помощи в деле строительства храма преподобного Сергия Радонежского владыка Игнатий вручил епархиальные награды. Медали «Спас Нерукотворный» II степени была удостоена благотворитель В.А. Гореликова. Медалью «Спас Нерукотворный» III степени был награжден глава администрации Волжского района г. Саратова А.Ю. Янклович. Архиерейских грамот за усердные труды по строительству храма, благотворительную помощь и многолетние усердные труды на приходе были удостоены благочинный Саратовского Центрального округа иерей Александр Чеботарев, настоятель храма иерей Никита Горбик, частный предприниматель А.Ж. Мкртчян, сотрудник храма Е.В. Красовская; бухгалтер храма Т.А. Масянова. Благодарственные письма были вручены регенту хора Сергиевского храма Л.В. Казаковой, певчему М.В. Пикину, сотруднице храма Л.В. Шишовой. Было провозглашено многолетие. Владыка Игнатий преподнес в дар храму комплект покровцов. В 2008 году в молодом поселке Юбилейный было построено временное здание храма преподобного Сергия Радонежского. Через пять лет был заложен фундамент нового здания храма и начались строительные работы. К празднику Пасхи Христовой, 1 мая 2016 года, в цокольном этаже строящегося здания был оборудован храм и совершено первое богослужение . Саратовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сергей Михайлович Осоргин «А летом все окна открыты, вечерний чай накрыт на террасе, и я с Марией, сестрой, сижу на ее ступеньках, слушая, как в гостиной Мама играет ноктюрн Шопена… Уже темно, только на западе осталась бледно-желтая полоса неба, от пруда слышится тонкая, безостановочная трель маленькой лягушки, а из ближайшей деревни Горяиново доносится хоровод “Уж ты день, ты мой день, проходи поскорей…”. Я счастлив, вполне счастлив. Сладостная романтическая тоска Шопена, какая музыка, и как Мама играет… Водяная трель все звенит, звезды Большой Медведицы начинают ярко сверкать, сильнее пахнет розами, душистым горошком и резедой, – “уж ты день, ты мой день, проходи поскорей…”. Боже мой, благодарю Тебя за то, что все это было и все еще живо в душе… Мы слышали деревенские хороводные песни, такие согласные, музыкальные, слышали звон в церкви, так соответствующий той службе, к которой относится каждый звон: медленный, грустный, великопостный перезвон – в нем слышишь и “Господи и Владыко живота моего…”, и “Да исправится…”, и торжественный воскресный благовест». Влияние на нас Сергиевского громадно: в нем было заложено основание всей нашей последующей жизни Глубоко религиозный человек, Сергей Михайлович Осоргин писал в своих воспоминаниях: «Я верю, что у каждого в тайниках души есть свое Сергиевское… Оно там, где душа впервые раскрылась к восприятию Божьего мира и его чудес… Сергиевское – это тот земной рай, о котором мечтаешь, воображая, что стоит в него поехать и – вот оно счастье!.. Влияние на нас Сергиевского громадно: в нем мы выросли, в нем было заложено основание всей нашей последующей жизни; Сергиевское было для нас духовной и телесной колыбелью». Дед с умилением рассказывал внуку Сергею о большом барском доме, о величественном соборе в честь Покрова Пресвятой Богородицы, о старинном парке, усаженном стройными рядами лип, о полосе лиственниц, известных под названием «Аллеи любви». Гордостью всего села была Покровская церковь, построенная на деньги Марии Сергеевны Кар (1756–1833), владевшей Сергиевским до Осоргиных. Она приняла постриг с именем Евпраксия и подвизалась монахиней Казанского девичьего монастыря в Калуге. После смерти ее похоронили в правом приделе храма. Когда церковь была еще открыта, входившие в нее люди первым делом направлялись к надгробию ее основательницы и устанавливали там свечку. После революции могила ее была вскрыта и местные мальчишки, играя в футбол, использовали ее череп вместо мяча.

http://pravoslavie.ru/156898.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010