Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, М. И. Лопаткин, В. В. Перцев, А. Н. Тришевский… Слушали: п[ункт] 2. Отношение Рабоче-крестьянской инспекции от 28 апр[еля] с препровождением копии постановления Президиума исполкома от 24 апр[еля] о том, что «вещи, взятые из казанского кафедрального собора, как не употребляемые при богослужении и имеющие историческую ценность и значение, возвращению не подлежат и могут быть хранимы только в музее»; б) сообщение Б. Ф. Адлера о том, что заведующий Рабоче-крестьянской инспекцией разъяснил на днях вызванному им представителю Общества археологии, истории и этнографии, что вещи, взятые из собора, должны быть возвращены в собор. Постановили: принимая во внимание: а) неопределенность точки зрения на данный вопрос местных властей, б) вмешательство в это дело Всероссийской Чрезвычайной комиссии и в) несомненную заинтересованность в нем Всероссийской коллегии по делам музеев, –снестись с последней, изложив все обстоятельства дела.   15 6 августа 1920 г.– Протокол 24 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, В. В. Перцев, П. А. Радимов, А. Н. Тришевский, В. В. Егерев П[ункт] 8. Заслушали тезисы Постановления Совета Народных Комиссаров о реквизициях и конфискациях, оглашенные в 163 «Известий ЦИК» и ввиду разногласий в толковании его в приложении к вещам из ризницы кафедрального собора, постановили просить Б. Ф. Адлера выяснить вопрос в бытность в Москве.     16 8 октября 1920 г.– Протокол 32 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. В. Перцев, М. И. Лопаткин, П. А. Радимов… П[ункт] 6. Слушали:Запрос Народного комиссариата юстиции, нет ли со стороны Подотдела препятствий к передаче общине кафедрального собора предметов ризницы, взятых в Губмузей на хранение.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

10) Двадцать четвертого декабря, когда я, полумертвый, помышлял только о христианском напутствии в вечность, архиепископ Ириней, потому-ли, что еще искал во мне пищи своему мщению, или потому, что хотел ускорить смерть мою, послал ко мне секретаря иркутской духовной консистории Копылова для того, чтобы 1-е, спросить меня: великодушно-ли я переношу наказание? 2-е, предложить его преосвященства совет мне и семейству, дабы не входили в св. синод с жалобою на него, угрожая за противное сему самым жесточайшим отягощением судьбы моей». Опуская 11, 12, 13 и 14 пункты жалобы Парнякова, в которых он защищается против взводимых на него архиепископом Иринеем обвинений, переходим к 15-му пункту, где Парняков доносить, что Ириней своим соблазнительным отправлением богослужения, а не он, Парняков, довел кафедральный иркутский собор до того расстройства, в каком он находится, по описанию Иринея. «Хотя – пишет Парняков – из усилий преосвященного Иринея привести в порядок кафедральный собор, известны мне, священно- и церковнослужителям, сторожам, звонарям и публике: первое: разговоры, кои он продолжал в соборе при облачении в мантию, прежде в казанском холодном соборе, а после в притворе собора, при входе в самый собор, при чтении входного и часов, пред божественной литургией, пред первою частью оной, а иногда и в самую литургию и при самом чтении им проповеди , отчего и литургия, начавшаяся в 10 часов пополуночи, исключая времени благовеста, оканчивалась в два часа с половиною, а иногда и в три пополудни, и многие из богомольцев выходили из собора прежде окончания литургии, но в сих разговорах, или, по выражению архиепископа Иринея, усилиях видно было только то, что он в продолжении оных то переставлял священников и диаконов с места на место, то поправлял у сих последних платки на шее, то перелагал ковер своими руками, то ходил в мантии по собору, то громким голосом останавливал без нужды исправляющего должность протодиакона, угрожая ему отсылкой либо на село, либо в полицию, либо к коменданту, то останавливал псаломщиков и певчих, передразнивая их, как его преосвященству угодно, то с остановкой также чтения часов вызывал меня из алтаря и приказывал мне всенародно зачесывать волосы у псаломщиков и пономарей, то при чтении: «Господи, помилуй» приказывал псаломщикам в случае недостатка в душевном умилении лицемерить, а в случае недостатка и в сей способности, возглашать по подобию рабов, умоляющих господ своих при наказании сими первых, возвышая для сего сам архиепископ Ириней голос свой, по подобию тех рабов, с троекратным повторением сего слова: «помилуй»; то требовал от кого-либо из священно- и церковнослужителей объяснений на некоторые слова из псалмов чтимых, или уже прочтенных, то изъяснял сам или какой-либо текст из св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыши и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах. В советском культурно-историческом контексте Курск связывался совсем с другими памятниками и событиями, связанными с Великой Отечественной войной. Между тем, это необыкновенно интересный памятник. В плане собор имеет традиционную композицию, это " корабль " с запада на восток: колокольня - трапезная - основной храм - алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую " правильность " сооружению. Появление в XIX веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию. Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того " сундуковатые " формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трёхчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проёмы. Для каждого светового яруса - свой. Скромное оформление фасадов позволило " отыграться " на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырёхгранный, со " стёсанными " углами световой фонарь и затейливая " растреллиевская " главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально. Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, - помесь классицизма и " как бы барокко " - появилась в 1830-е годы. Она, по замечанию автора книги " На земле великой битвы " из серии " дороги к прекрасному " - М.М. Дунаева, нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом " пришлась ко двору " его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение равновеликих объёмов: тело храма - трапезная... и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение к низу в значительной мере " остановило " вертикальный " взлёт " колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнём пристройку, представим храм в первоначальных формах... Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее.

http://sobory.ru/article/?object=01683

Строительство храма завершили в 1847 году. Это стало настоящим событием для всей губернии. Позже Казанскому собору был присвоен статус кафедрального. Во второй половине 1860-х гг. по индивидуальному проекту ставропольского архитектора Воскресенского к западу от собора была возведена колокольня, поражавшая людей того времени своей высотой - 98 метров. Первый её ярус заканчивался небольшими главками с золочеными крестами, во втором и третьем ярусах размещались колокола. Их было три: один в 104 пуда – пожертвован купцом Сергеем Луневым, второй в 525 пудов – меценатом Лавром Павловым, третий в 600 пудов, получивший название «Царь-колокол», отлит на средства местных купцов. Кстати, дубовые балки, к которым он был подвешен, в 1909 году дали трещины и под руководством инженера-архитектора Кускова были заменены на металлические. Глава колокольни, луковичная, покрытая железом в виде чешуйчатых чашек, украшалась железным, обтянутым медью и вызолоченным в огне крестом с оцинкованными цепями. На верхние ярусы колокольни вели деревянные лестницы, откуда открывалась восхитительная панорама города Ставрополя. Стоит отметить, что в 1860-х гг. началось благоустройство прилегающей к храмовому комплексу территории. На склонах Соборной горы появился Барятинский парк. А от Николаевского проспекта к собору была устроена парадная лестница с аркой, а также многочисленными иконами и постоянно горящими лампадами. История Кафедрального собора в советский период ожидаемо печальна. В 1920 году всем храмам было предписано представить в Губернский революционный комитет описи церковного имущества. Из сохранившейся описи Кафедрального собора (111 предметов) можно узнать о многочисленных ценностях, накопленных приходом: Евангелия в богатых переплетах, кресты из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, литьем, чеканкой, панагии с эмалью и перламутром, бархатные и шелковые мантии, расшитые золотыми и серебряными нитями, дорогие сосуды. В 1930-е здание Казанского храма начали разбирать. Колокольня стала выполнять функции радиомачты, потом – парашютной вышки. А потом началась война и в 1942 году в Ставрополь пришли немцы. Гитлеровцы при отступлении в январе 1943 года не тронули старую звонницу. Но судьба ее уже была решена. 11 мая 1943 года колокольня была взорвана по приказу местных партийных вождей. Во второй половине 1940-х гг. на бывшей Соборной, а теперь Комсомольской горке уже ничего не напоминало о храмовом комплексе. На месте собора и колокольни устроили большой фонтан и в 1963 году ресторан“Горка”.

http://sobory.ru/article/?object=50170

Приезжаем. Принял сурово. Я начал с очевидного недоразумения о хоругвях. «Следственная власть разберет». Я все-таки долго убеждал и, по-видимому, убедил, что ничего подобного не было; рассказал, как я все ждал присылки из района икон для хоругвей, как ждал ука­заний из отдела Музеев и не дождался, пока не пошел сам отыскивать Котова и предлагать ему на одобрение свой собственный план ремон­та. По вопросу об открытии собора остался неумолим. Посылал было нас в Таврический дворец для переговоров с Комаровым, но я увидел бесполезность этого и перешел к вопросу о том, как и что нам ре­монтировать, чтобы скорее открыть собор. Он говорил о восстановле­нии орнамента хотя бы из гипса. Я уверял, что это совершенно невозможно, а что вычищенная медь будет иметь лучший вид черневых украшений на местах орнамента. Что же касается дерева, то его мы выкрасим с алюминиевым порошком, как и царские врата. В субботу он хотел сам приехать посмотреть. Во всяком случае, для открытия нужно заключение отдела музеев о том, что ремонт собора произведен согласно данным от музеев указаниям, и собор может быть открыт. Тогда Бакаев даст разрешение. Завтра надо повидать Котова и переговорить с ним. Старосту просил озаботиться к пятнице столярами и малярами; серебряник будет. 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера В четверг, в Вознесение, совершали в соборе службу при закрытых дверях: о. Т.Налимов служил, а я с псаломщиком пели. Потом прибыл архитектор Котов в собор, беседовал о характере ремонта. Вечером заходил ко мне Л.И.Гиринский по делу защиты Ю.П.Новицко­го. Из разговоров его видно, что мало знаком с делом, вращается мы­слью в московском процессе и строит на нем различные построения. Рассказал ему о правлении Общества приходов и характере его дея­тельности. В восьмом часу пошел к Аксенову и на пути встретил нака­нуне освобожденного М.Д.Приселкова, с которым около часу беседовали. Рассказал, как его допрашивали на Гороховой и в Ревтрибунале, как содержали в тюрьмах, поговорили о событиях церковных. У Аксенова бе­седовали о наших заключенных. У него есть сведения о том, что митро­полит, как и Преосв. Венедикт, наговорили много лишнего при допросах, будто бы назвал автора первого своего письма, что Преосв. Вене­дикт сказал о колоссальных суммах, получаемых свечным заводом и т. п. Сообщал также, что Ю.П.Новицкий и о. Леонид ( Богоявленский - Л.А. ) сидят в Выборгской женской тюрьме, камера 54, причислены ко 2-й категории с правом пе­редачи, писем и свиданий. Поэтому я, вечером зашел к П.Д.Новицкой ( мать Ю.П. Новицкого - Л.А. ), и предупредил её о возможности свидания.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Приезжаем. Принял сурово. Я начал с очевидного недоразумения о хоругвях. «Следственная власть разберет». Я все-таки долго убеждал и, по-видимому, убедил, что ничего подобного не было; рассказал, как я все ждал присылки из района икон для хоругвей, как ждал указаний из отдела Музеев и не дождался, пока не пошел сам отыскивать Котова и предлагать ему на одобрение свой собственный план ремонта. По вопросу об открытии собора остался неумолим. Посылал было нас в Таврический дворец для переговоров с Комаровым, но я увидел бесполезность этого и перешел к вопросу о том, как и что нам ремонтировать, чтобы скорее открыть собор. Он говорил о восстановлении орнамента хотя бы из гипса. Я уверял, что это совершенно невозможно, а что вычищенная медь будет иметь лучший вид черневых украшений на местах орнамента. Что же касается дерева, то его мы выкрасим с алюминиевым порошком, как и царские врата. В субботу он хотел сам приехать посмотреть. Во всяком случае, для открытия нужно заключение отдела музеев о том, что ремонт собора произведен согласно данным от музеев указаниям, и собор может быть открыт. Тогда Бакаев даст разрешение. Завтра надо повидать Котова и переговорить с ним. Старосту просил озаботиться к пятнице столярами и малярами; серебряник будет. 14/27 мая. Суббота. 10 часов вечера В четверг, в Вознесение, совершали в соборе службу при закрытых дверях: о. Т.Налимов служил, а я с псаломщиком пели. Потом прибыл архитектор Котов в собор, беседовал о характере ремонта. Вечером заходил ко мне Л.И.Гиринский по делу защиты Ю.П.Новицкого. Из разговоров его видно, что мало знаком с делом, вращается мыслью в московском процессе и строит на нем различные построения. Рассказал ему о правлении Общества приходов и характере его деятельности. В восьмом часу пошел к Аксенову и на пути встретил накануне освобожденного М.Д.Приселкова, с которым около часу беседовали. Рассказал, как его допрашивали на Гороховой и в Ревтрибунале, как содержали в тюрьмах, поговорили о событиях церковных. У Аксенова беседовали о наших заключенных. У него есть сведения о том, что митрополит, как и Преосв. Венедикт, наговорили много лишнего при допросах, будто бы назвал автора первого своего письма, что Преосв. Венедикт сказал о колоссальных суммах, получаемых свечным заводом и т. п. Сообщал также, что Ю.П.Новицкий и о. Леонид (Богоявленский – Л.А.) сидят в Выборгской женской тюрьме, камера 54, причислены ко 2-й категории с правом передачи, писем и свиданий. Поэтому я, вечером зашел к П.Д.Новицкой (мать Ю.П. Новицкого – Л.А.), и предупредил её о возможности свидания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Но это не удалось сделать, и приглашенные Комиссией сначала 3 слесаря, увеличенные потом до 5 [человек], приступили к взлому самой двери, продолжавшемуся 4 ½ часа. Взлом двери происходил в присутствии, кроме меня, председателя еп[архиального] совета прот[оиерея] Руфимского, соборного священника о. А. Четаева, приглашенных представителей от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, члена совета общества профессора И. А. Стратонова и от Казанского подотдела Всероссийской коллегии [по делам музеев и] охраны памятников искусства и старины и. д. заведующего подотделом П. М. Дульского. По открытии двери за нею оказалась комната, в которой в 2 шкафах оказались книги богослужебного и вообще религиозного содержания, в одном шкафу ящик с сосудами, 2 футляра с золотыми крестом и панагией, поступивших в кафедральный собор после кончины Казанского архиепископа Никанора на полу деревянный сундук с золотым и богатым жемчужным шитьем в виде палиц, хоругвей, омофоров, шитая шелками плащаница. Все это прекрасно сохранившиеся памятники церковного искусства XVI–XVII вв. На столе несколько различных икон в серебряных ризах, сундук с старыми, вышедшими из употребления антиминсами и разные старые уже негодные вещи… В этой комнате оказалась еще железная за замком дверь, за которой после вскрытия через взлом запора была обнаружена еще комната с 4 шкафами, в коих оказались вещи: старинные Евангелия, среди них знаменитое рукописное Ефремовское начала XVII века и Адриановское начала XVIII века. Последнее в богатом серебряном позолоченном с прекрасной тонкой эмалью и разными камнями окладе До 20–30 панагий, наперсных крестов, из коих некоторые восходят к XVI веку, 3 пары шитых жемчугом поручей, 4 шитых жемчугом митры и 2 митры без жемчуга, саккос (Лаврентьевский) с палицей с богатым жемчужным шитьем (много крупного жемчуга), 2–3 саккоса с небольшим количеством жемчужного шитья и несколько саккосов старинной парчи и шитья, но без жемчуга. Фелони, епитрахили, некоторые из них богато и сложно расшитые, есть на них и жемчуг, частицы св.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Если же дело было так, если «концепт определения об учреждении новых кафедр» от 27 ноября 1681 г. представляет собою уже сокращенный вид царского проекта, то любопытно ответить на вопрос, какой же вид имел проект Феодора Алексеевича в первоначальной редакции, когда он еще не был сокращен патриархом и не был представлен освященному собору? На сущность его указывает, во 1-х, один современник царствования Феодора Алексеевича, автор «Созерцания краткого лет 7190–7191–7192», который упоминает 57 , что «в начале восхотел было он Великий Государь (т. е. Феодор) в царстве своем на славу Божию и во опщую народную пользу и святые церкви во утверждение учинити в великих градех, идеже прежде быша цари и идеже княжение бяху, двенадцать митрополитов, по иным же градом семьдесят епископов.... А еще подробнее и обстоятельнее с этим делом знакомят нас сохранившиеся среди рукописных бумаг собора 1682 года подлинные «росписи» новых кафедральных городов, в которых по первоначальному проекту Феодора Алексеевича предположено было «вновь быть епископом». Между ними, как сказано выше, имеются две редакции первоначальной росписи новых кафедральных городов. Одна, сохранившаяся в полном своем виде и напечатанная в приложении 3-м к настоящему исследованию, намечала к открытию вновь, согласно с известием автора «Созерцания краткого», именно 70 епископских кафедр, «подвластных» патриарху и 12 митрополитам, другая же неполная 58 , – сущность которой однакож вполне восстановляется по сравнению с этой «прежней», как она называется в документе, «росписью» – «нынешней» (Смотр. прилож. 5-е и «Полное Собрание Законов», т. 2. 898, а также «Собрание Государственных Грамот и Договоров», т. 4 128), – намечала к открытию вновь 72 архиерейских кафедры. По тексту той и другой редакции этих первоначальных росписей, в полном согласии с тем, как это заявлено в письме от 6 февраля и как сообщает автор «Созерцания краткого лет 7190»... (Феодором Алексеевичем) в начале было предположено всю территорию русской церкви разделить на патриарший и 12-митрополичьих округов, при чем митрополиты должны были именоваться по наиболее главным в государстве городам, где прежде были особые царства и княжества, а именно: Новгородским, Казанским, Астраханским, Сибирским, Ростовским, Псковским, Смоленским, Тверским, Вятским, Нижегородским, Рязанским и Белгородским. В область или округ каждого из них назначались «подвластные» митрополитам епископы. Города, в которые по этим росписям предназначено было вновь поставить архиереев, перечислены в них следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершается реставрация фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге 22 октября 2021 г. 16:33 20 октября 2021 года состоялся осмотр завершающего этапа реставрации южного фасада Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. В нем приняли участие председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков и председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Северной столицы Сергей Макаров. Главным в реставрации была очистка от грязи, мха и плесени фасадов, облицованных туфом — пудостским камнем — мягким и податливым материалом, из которого легко вырезать подобные тонкие элементы. С другой стороны, он, будто губка, впитывает в себя воду грязь и выхлопные газы. Именно поэтому реставрировать здание начали практически сразу после его постройки. Агрессивная городская среда разрушала туф, а «благородный налет веков», объясняют эксперты — не более чем зловредная корка, под которой год за годом прогрессировал смертельно опасный недуг. Туф чистили мягким воздушным методом. Цементные вставки, появившиеся во время предыдущих реставрационных работ, удалялись. Освободившееся пространство было заполнено натуральным камнем. «Чернота — не просто налет времени. Это разрушающие грибки, сырость, мох и прочее. Нужно было все это вычищать, удалять, нужно было лечить и реставрировать. Прихожане, как и все горожане и гости города, понимают, что эти работы необходимы. Казанский собор — центральный храм нашего города», — отметил отец Александр. На очищенные поверхности нанесли защитный слой тонированной извести, который предотвращает загрязнение туфа, защищает от агрессивных воздействий окружающей среды. При дальнейших реставрационных работах его можно легко заменить, не затрагивая поверхность камня. Защитный состав подобрали в соответствии с цветом, наиболее близким к оригинальному пудостскому камню, свежий срез которого был исследован на северо-восточном фасаде собора. «Десять лет — маленький срок для реставрационных работ. Несколько лет назад в Санкт-Петербург приезжали коллеги из Германии. Мы им показывали реставрацию Смольного собора. Работы на нем мы провели за два года. Они удивились таким срокам, вспомнив про Кельнский собор, который реставрируется последние 30 лет точно. Поэтому десять лет для приведения в порядок Казанского собора — это вполне нормальный срок для проведения работ, — рассказал председатель КГИОП Сергей Макаров. — Методика, на которой мы остановились, доказала свою эффективность. Известковая " накрывка " препятствует загрязнению поверхности камня и принимает на себя солевые и атмосферные загрязнения. Многим людям после снятия лесов будет непривычно видеть фасады в таком виде. Горожане привыкли к их " закопченному " виду. Был выбран образец, близкий к цвету подлинного пудостского камня».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Все интересуются, расспрашивают; масса всяких слухов и легенд... 25 февраля/10 марта у нас (дома – Л.А.) было нечто вроде «налета». Я подал заявление в жилищный отдел о закреплении за собой бесхозной обстановки, оставшейся от Трейберга. Приходил агент осматривать, а с ним явился и еще какой-то субъект; все переписали. В пятницу вламывается орда чуть не в 10 человек и забирает до 40 предметов самых лучших – весь кабинет и всю большую спальню. Оказывается, понадобилось обмеблировать квартиру инспектора Политического отдела Петроградского округа по Английскому проспекту (к сожалению, не знаю номер дома и квартиру). Теперь с неделю все жду или ордера о закреплении остального или еще налета и вывоза. 7/20 марта. Понедельник. 9 утра Настроенный реакционно, народ подходит, спрашивает о результатах по поводу изъятия ценностей, сочувствует, называют меня даже «Мининым» (возможно, за фразу «отдадим все свое, но сохранив ценности церковные»). Вечером был в Богословском институте. Там собрание студентов с Митроцким. Была игумения Ефросиния (Арсеньева) из Тайц. Просили меня подробно рассказать о происшедшем в соборе. Я сообщил. По частям уже знали. Говорят, что их ректор с достоинством провел кампанию. Одна дама в соборе сообщала, что, как ей сказал какой-то красный командир, на сегодня предполагается «налет» на собор. Думаю, что это – легенда. 8/21 марта. Вторник. 10 вечера Вчера в правлении Богословского института доложил по акту о происшедшем у нас в соборе (просили информировать), сообщил и результаты сбора. Вынесли благодарность мне и Сопетову. Сегодня после литургии неожиданно получаю повестку: требуют явиться на Гороховую 2 (в ГПУ – Л.А.), комн. 218, к сотруднику Шибову, к 3 часам дня. Пошел. – Вы говорили 18 марта в Казанском соборе проповедь ? – Да, говорил, вечером за всенощной. – Что Вы говорили? Я объяснил, что целью моей проповеди было расположить верующих к пожертвованию личных ценностей и других предметов на голодающих, взамен ценностей церковных. Так как поводом для моей проповеди было постановление общего собрания верующих, бывшего 15 марта, то я объяснил причины, побуждавшие собрание вынести такое решение; их три: 1) совесть верующих не может мириться с тем, чтобы сосуды, в которых совершалось Таинство Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010