Не таковы послания Макария, следовавшие скоро одно за другим: это сочинения довольно пространные, изложенные по-книжному, витиеватые и многоречивые, хотя и не в одинаков степени. Первое написано от 25 мая 1552 г. в городе Свияжске к царскому войску и жителям, по случаю свирепствовавшей между ними страшной цинги и недобрых слухов о их поведении. Преподав в самом начале послания благословение князьям, боярам, воеводам, детям боярским и всем воинским людям и всему христоименитому народу, архипастырь изображает перед ними недавние благодеяния Божии: «Божьею волей и великой Его милостью и пречистой Богородицы и великих чудотворцев и всех Святых, от века Богу угодивших, и верою несомненною и молением прилежным, и подвигом крепким, и упованием неуклонным ко всемогущему Богу благочестивого и христолюбивого царя нашего Ивана, боголюбивого и человеколюбивого, и по благословению нашего смирения, и молением всего святительского и священного чина и всего православного христианства, благоволил Бог, чтобы создался город сей и в нём св. Божии церкви в честь, похвалу и славу пречистого и превеликого имени Его в Троице славимого, и пренепорочной и пречистой Его Матери, Богородицы, и всех Святых. И устроился город сей, и наполнился множеством народа людского, и исполнился всякого блага. И даровал Господь Бог благочестивому царю нашему и всему его христолюбивому воинству светлую, без крови, победу на всех супротивных. Казанское царство покорилось и отдалось во всю волю благочестивого государя, царя нашего, а казанский царь и царица предались в руки его, и крепкая держава их – крымские князья и уланы и мурзы пленены воинством православного царя нашего. Благочестивый царь наш и государь вручил город Казань своему царю Шиг-Алею со всеми казанскими улусами, а горная Черемиса вся приложилась к новому городу – Свияжску под власть нашего государя – царя и великого князя. И тьмочисленное множество христианских пленников, мужеского пола и женского, юношей, девиц и младенцев с радостью возвращаются из рук поганых восвояси, без всяких препятствий, Божьею милостью и государевою свободою и вашим мужеством и храбростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но слова Германа не спасли Филиппа от заточения и смерти. Это был последний предсмертный подвиг Германа: он преставился в 1567 году, ноября 6-го дня в Москве, во время морового поветрия, погребен по чину святительскому в церкви святителя Николая, иже зовется «мокрой», паствы своей архимандритами Иродионом (Свияжским) и Спасским (Казанским) Иеремией. Спустя двадцать семь лет, в 1595 году, свияжские граждане выпросили у царя и патриарха дозволение перенести святое тело их архипастыря в Свияжск. Архиепископ Гермоген свидетельствовал, что нашел мощи святителя нетленными. Когда ставили их в алтаре созданного им монастырского храма, то не только в храме, но и по всей обители разносилось благоухание. Тогда же совершилось несколько чудесных исцелений, в том числе прозрели два слепца. Теперь святые мощи открыто почивают в соборном храме Свияжского монастыря близ северо-западного угла. Богородицкий Успенский монастырь 1-го класса (с 1764 г.) в городе Свияжске, Казанской губернии. При мощах святого Германа сохранились его выточенные из дерева дикирии, посох и шапочка, которая была снята при переложении мощей в раку. 14-й день. Преподобный Филипп Ирапский В монастырское селение при обители преподобного Корнилия Комельского пришел отрок Феофил и стал жить у боголюбивых людей, питаясь Христовым именем. Каждый день ходил он в церковь и усердно молился Богу. Часто видели его и ночью в усердной молитве. Его кротость, любовь к молитве, довольство малым изумляли поселян, и они привели его к преподобному Корнилию. Преподобный спросил, кто он и откуда. Мальчик заплакал, упал к ногам старца и от слез едва мог проговорить: «Зовут меня Феофилом, но кто родители мои – не знаю. Я сирота и скитаюсь, питаясь тем, что подадут Бога ради. Смилуйся надо мной, честный отче! Прикажи мне остаться в обители, и я буду трудиться здесь». Корнилий сжалился над ним и поручил его ризничему; видя его смирение и кротость, он прозорливо сказал, что в этом отроке готовится сосуд, избранный для Господа. Феофилу было тогда двенадцать лет. Спустя три года кроткий, послушливый и усердный к молитве Феофил, уже на пятнадцатом году своего возраста, пострижен был Корнилием в монашество и назван Филиппом. Юный инок отдан был под руководство опытного инока Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14) Иеромонах Моисей 63 , (в мире Михаил Федорович Красильников), из купеческого сословия г. Болхова. Орловской губернии. Первоначально поступил в Козельскую Оптину пустынь, и определен в число братства указом от 14 февраля, 1839 г. Пострижен в монашество 17 ноября 1846 года, во иеродиакона рукоположен 17 апреля 1847 года преосвященным Николаем, епископом калужским; в иеромонаха рукоположен в 1855 года июня 19, преосвященным Григорием. По предложению преосвященного Григория, данному Калужской Духовной консистории, в 1858 году определен в Тихонову пустынь строителем; 22 августа того же года, награжден темно бронзовым наперстным крестом, на Владимирской ленте, в память войны 1853–1854 года. В 1862 году, июня 19, за примерную жизнь и неутомимые труды, о благе вверенной его строению обители, возведен в сан игумена, и тогда же награжден набедренником. В 1865 г., декабря 16 определен благочинным монастырей Калужской епархии. В 1867 г., мая 14, за отлично усердную службу, при доброхвальном поведении, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован золотым наперстным крестом, с выдачею о сем свидетельства из Калужской Духовной консистории. В 1868 г. декабря 12 указом за подчинена его благочинническому надзору основанная с BЫCOЧAЙIIIEГO утверждения, в имении г-жи Белокопытовой, Мосальского уезда, Калужской губ., Казанская Боголюбивая женская община. По указу Св. Синода, от 23 марта 1871 г., изложенному в указе Дух. консистории от 15 апр., за возведен в сан архимандрита. 21 апреля того же года, кроме требуемого уставом посещения монастырей и частных поручений, отдельно каждому монастырю. В 1871 г. по указу Духовной консистории назначен председателем комиссии и учреждения для произведения и возобновления построек на подворье Пафнутьева Боровского монастыря в Москве, каковое поручение возобновлено указом, от 20 декабря 1873 г., за 6021, и постройки окончены в ноябре месяце 1874 года. В 1874 г. по указу от 23 апр., за 1206, таковое же поручение возложено на него, по устройству Козельской Введенской Оптиной пустыни, больницы с церковью при ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вспомнили, как в юности будущий Патриарх приходил на могилу архиепископа Илариона (Троицкого), погребенного в некрополе Новодевичьего монастыря. Все это хранит память сердца. Это — словно знак Материнского доверия Царицы Небесной... — До чего удивительна история обретения чтимого образа Казанской иконы Божией Матери и возвращение в родную обитель, казалось бы, навсегда утраченного монастырского образа Богородицы «Отрада и Утешение»! Тоже ведь чудо! — Казанскую икону Божией Матери, сменившую многих владельцев, в середине 1970-х годов передали в Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге. К ней, потемневшей от времени и небрежения, была приложена записка, в которой сообщалось, что образ некогда находился в одном женском монастыре и являлся местной храмовой иконой. Также там сообщалось, что при ликвидации монастыря одна из стариц-монахинь взяла этот образ себе, а перед смертью благословила им свою келейницу. Девушка переехала в Ленинград, содержала образ в благолепии, но заболела, умерла, после чего икону бросили в выгребную яму. Ее подобрала одна боголюбивая старушка и вручила автору записки, взяв с него обещание хранить и беречь образ. Но чувствуя, что подходит конец его бытия из-за неизлечимой болезни, он пожелал, чтобы образ обрел себе достойное место. Икону — всю в копоти и грязи — поставили в служебном помещении собора. Согласно завещанию, решили передать ее в достойное место — Казанский храм Новодевичьего монастыря. Предполагалось, что художник очистит ее и отреставрирует, а дивный образ вдруг обновился сам: лик Богородицы ожил, краски просветлели... К этому рассказу мне хочется добавить, что Казанская икона с детства была мной особо почитаема. У нас дома находилась фотографическая икона, купленная в Печорах. С прабабушкой мы заходили в Князь-Владимирский собор к чудотворной Казанской иконе ставить свечи, и перед нею в юности я дала обет служить народу и Церкви Христовой. У этой чудотворной иконы я молилась Божией Матери об указании жизненного пути, о помощи во всяком деле. И у монастырского списка Казанской иконы я принимала самые важные решения в своей жизни. Перед ним совершались многие постриги наших сестер, перед ним возношу я благодарение Богу о великих и богатых милостях, явленных на нас грешных. В дни пандемии коронавируса с чтимой иконой Казанской Божией Матери мы совершали крестные ходы вокруг монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5976741.ht...

С малых лет мать приучала детей к молитве. Дома, вставая перед иконами, она всегда ставила рядом с собой ребятишек и долго молилась. Быть может, она и не знала всех церковных молитв, но к Богу обращалась своими словами, от души. Так с малолетства у детей вырабатывалось огромное терпение, которое впоследствии помогало побеждать немощную плоть. Иногда ходили пешком на богомолье в монастырь, постоянно посещали богослужения в своем приходском храме. Любовь к Богу у мальчика появилась сызмальства. Когда ему было пять лет, он сам пришел к священнику, отцу Василию, жившему по соседству, и попросил у него Библию , чем очень удивил батюшку. Читать Григорий научился рано и все свободное время проводил с книгой. Как-то отец Василий встретил мальца по дороге в церковь , что находилась в двух километрах от дома. Он бежал босиком по снегу: обуви на всех детей не хватало, но это не могло остановить боголюбивого отрока. Первое паломничество в монастырь Григорий совершил с родителями в семилетнем возрасте . они ходили за девяносто километров от дома, в Площанскую пустынь (Площанская пустынь – Богородицкая Площанская пустынь Севского уезда (именуется по Площанскому озеру, которое к ней примыкает). Обитель существовала уже в XVI веке, после разорения поляками была возобновлена монахом Прокопаем. В обители были четыре каменных храма, чудотворная Казанская икона Божьей Матери) в Орле. Такой дальний поход, конечно, произвел неизгладимое впечатление на отрока Григория. Ему показали монахов и спросили, кто из них ему больше нравиться. Гриша указал на человека небольшого роста, стоявшего с краю. Как оказалось, это был духовник монастыря, который впоследствии стал духовным отцом и послушника Григория. Отец Геннадий, вспоминая свое детство, говорил, что в семилетнем возрасте он уже четко знал, что будет жить один, посвятит всего себя Богу, и сознательно готовился к этому. Один благочестивый батюшка (этот священник принял сан по особому откровению преподобному Амвросию Оптинскому , прожил сто три года и был высокой духовной жизни) предсказал девятилетнему Грише, что если он пойдет в монастырь, то принесет много пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйтеся, честнии страдальцы Черниговстии Михаиле и Феодоре, велению мучителеву не повинующиися и Единому Богу точию кланятися изволившии. Радуйтеся, Александре Невский и Андрее Боголюбивый, Георгие и Глебе, Владимирстии чудотворцы, веры ревнителие и защитницы. Радуйся, мучениче Авраамие Болгарский, в Казани за Христа пострадавый и град Владимир украсивый. Радуйся, Данииле, града Москвы покровителю, родительскаго благословения наследниче. Радуйтеся, Арсение, святителю Тверский, княже Михаиле и Анно Кашинская, молитвенницы наши. Радуйтеся, вси святии, в земли Российстей просиявшии. Кондак 7 Хотяще спасение вечное улучити, святии скорбным и тесным путем Христу последоваша и Ему единому угождати потщишася, и ныне, лицем к лицу Того во славе зряще, воспевают Ему: Аллилуиа. Икос 7 Новыя светила, православную Церковь украшающии, зрим вся святыя земли нашея, прославлением бо своим утверждают веру нашу и нам у Бога спасение ходатайствут, да вопием им: Радуйся, Петре, великий святителю, первопрестольниче Московский. Радуйся, Алексие, врачу предивный, града Москвы и всея земли нашея похвало. Радуйся, Ионо, паствы твоея наставниче и предстателю. Радуйся, Филиппе, царя неистоваго обличивый и люте убиенный. Радуйся, священномучениче Ермогене, прославлению Казанския иконы Богоматере послуживый и за веру православную душу свою положивый. Радуйтеся, Василие, Иоанне и Максиме, Московстии чудотворцы, блаженнии юроди Христа ради, подвижницы неложнии и молитвенницы теплии. Радуйтеся, вси святии, в земли Российстей просиявшии. Кондак 8 Странно есть неверным видети, како сила Божия в немощи совершается, мы же, истинную Христову веру твердо содержаще, славе святых наших возрадуемся и Господу, прославляющему их, непрестанно и усердно воспоим: Аллилуиа. Икос 8 Вся отложше попечения житейская и самех себе отвергшеся, неуклонно Христу последовасте, присноблаженнии; не может язык изобразити и воспети достойно веру вашу и любовь, труды и болезни, терпение и злострадания, имиже в радость Господа своего вошли есте. Сего ради восхваляем вас сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vse...

Высочайшия Особы с особой любовью и исключительным вниманием относились к боголюбивому архипастырю. Государыня приглашала его к своему столу и посетила его в загородном доме в Троицкой роще. Она сама привезла и лично передала владыке алмазный крест на клобук и Высочайший ему рескрипт. Государь, прибывший в Воронеж после пребывания там государыни, говорил архиепископу: «Она вами очень довольна. Императрица приехала в Вознесенск здоровее, веселее, покойнее в духе, и меня весьма тем обрадовала». Владыка Антоний с любовью устроял внутреннюю жизнь обители. Любил он беседовать со старшими иноками; нередко приглашал их к себе, разделял с ними трапезу в общей столовой; погрешающих вразумлял; колебавшихся утверждал и убеждал не покидать обитель; возвращающихся принимал с любовью. Благодаря этому увеличивалось число братии, чему способствовало и уставное богослужение, налаженное опытным архипастырем. Проявилась чудесно и милость Божия к монастырю, созданному пламенным «служкой» Свят. Митрофана. Вот что поведал владыка благочестивой богомолке, указывая ей на соборный храм: «Вот видите: из всех этих окон, в 8 часов вечера, был необычайный свет; я испугался, полагая, что загорелось от лампадки, послал отворить, а сам начал собираться туда идти; прибегают сказать: там слышно пение; тогда, взяв с собою старших из иеромонахов, помолившись взошел. Какой-же мой был восторг и удивление? Собор освещен светом не свечным, пение Ангельское; подхожу к Царским вратам, остановился у солеи и все монахи со мною, вдруг Царския врата отверзаются и святитель Митрофан, как бы на воздухе, стоя начал осенять нас крестообразно, по архиерейски; мы все пали ниц, и когда привстали, ни света, ни пения; уже ощупью выходили из храма». В 1839 г. владыка Антоний, за последнее время начавший ослабевать физически, сильно болел и просил совершить над собою таинство елеосвящения. Зародилась у него мысль об удалении на покой в родную Лавру. Все более проявлялся у него дар провидения. Посетившему в 1843 г. Воронеж архиепископу Донскому Игнатию он, при прощании, сказал: «Вы, преосвященнейший, скоро будете здесь архиепископом», что и исполнилось. При встрече с казанским архиепископом Филаретом (Амфитеатровым) , стол близ ким ему по монашескому подвижничеству, владыка Антоний предрек ему назначение киевским митрополитом, через год и исполнившееся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

2. Святые Гурий, архиеп. Казанский и Варсонофий Тверской. –Первое жизнеописание святителей Гурия и Варсонофия Казанских составлено было, по повелению царя Феодора Иоанновича и по благословению патр. Иова, первым казанским митрополитом Гермогеном, впоследствии патриархом Московским и всея России. Это жизнеописание в рукописи, в лист, писанное уставом, хранится в Благовещенском Казанском соборе. Гермоген, как можно догадываться по предисловию к составленному им житию, был родом из Казанской епархии, и еще при жизни св. Варсонофия, именно в то время, когда этот святитель, отказавшись от управления Тверскою епархией, жил на покое в основанном им монастыре поступил в число белого Казанского духовенства, был потом настоятелем Спасо-Преображенского монастыря и в сане Митрополита 18 лет управлял Казанской Митрополией. (Гр. Елисеева, жизнеописания святит. Гурия, Германа и Варсонофия, Казань, 1847 г. стр. 57). Но, по-видимому, он все-таки мало знал жизнь и деятельность казанских первосвятителей, потому что говорит в предисловии их жития: «не нашел я никого, кто бы достоверно знал житие и отечества сих святителей и преподобных отцов от младенчества; но обаче, еже слышах от ведящих сия, написати дерзнул» (Там же, стр. 59). Проложное чтение составлено по Гермогену. Сохранилась «Наказная Память» (инструкция), с которой преп. Гурий был отправлен в Казань (Акты Археогр. Эксп., т. 1-й 241) и письмо к нему царя Ивана Васильевича Грозного. Последнее очень важно и мы позволим себе привести его здесь... «Список с своеручнаго письма царя Иоанна Васильевича к Гурию, архиепископу Казанскому. – Преблагаго, единосущнаго, в Тройце славимаго Бога освященному и боголюбивому архиепископу царства Казанскаго Гурию челобитье от нас, и от всех наших ниский поклон. Господь Бог, да сохранит пути твои, и продолжит ти лета, и спасет тя от всякаго зла душевнаго же. – Писал еси ты ко мне, в данной тебе от Бога и от нас пастве, во граде Казане сострояеш монастырь, еже аз начах, и другии хощеши строити се дело доброе содеваеши, помози тебе Бог за тое; а чтоб старцы ненужны были руками работати, и землю орати, семена снедаемыя сеяти и во житнице гниющия собирати, а да орют сердца, сеют словеса Божия, словеса чиста, и собирают души в жилище вечьное учением, сия да наследят царство небесное и блага вечная; а на тое просите, а быхом дали есма отчины в Арской и Ногайской четвертях, елико пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Стар. священник А. П. Колягин 29 октября 1903 г. II. Протокол заседания казанского старообрядческого епархиального духовного совета 29 октября 1903 года Под председательством преосвященнейшего епископа Иоасафа в присутствии членов: иереев: Петра Даниловича Залетова, Алексея Ивановича Колягина и из граждан попечителей казанского общества: Μ.Л. Свечникова, А.В. Афанасьева, П.С. Барабанова и В.Л. Свечннкова. Слушали: 1-е) Словесное предложение епископа Иоасафа: а) как относиться к съездам граждан нижегородских? б) о действиях именуемого всероссийского попечительства, утверждённого III съездом, в) сообщать ли адреса всех священников и попечителей казанско-вятской епархии по требованию нового попечительства? 2-е) Речь иерея Алексея, поясняющую предложение боголюбивого владыки Иоасафа. 3-е) Грамоты делопроизводителей именуемого Всероссийского попечительства Ф.Е. Мельникова и В. Е. Мельникова, требовавшие адреса и сообщающие о некоторых действиях поименованного попечительства и постановление съездов. 4-е) Грамоту председателя им. Всер. попечительства о чествовании 40-й годовщины м. Амвросия 30 октября сего года. По довольном рассуждении и обмене мыслей единогласно постановили: 1) О съездах граждан следовать соборному определению 28 июля 1902 г. Являться на совещания только по призыву московского попечительства. В нижегородских же съездах участвовать только тогда, когда оные оставят „самоправие“, предусмотренное м. Афанасием белокриницким, и пререкание с укоризнами, предусмотренное освященным собором боголюбивых епископов, оставивши и присвоение власти Всероссийского попечительства, пока не участвует в нём московское общество. 2) О действиях именуемого Всероссийского попечительства, как идущих в разрез иерархических распоряжений, по отношению м. белокриницкого, казанскому попечительству войти в сношение с московским попечительством, а через оное и с другими обществами, и представить вопрос к уяснению на освященный собор боголюбивых епископов, и, в интересах общего мира и сохранения прав епископских, просить освященный собор учинить „внушение“ новому попечительству, чтобы оно не рассылало помимо епископов по епархиям свои деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010