С первых лет существования К. у. стал центром общественно-политических орг-ций студентов и преподавателей, к-рые ориентировались на польск. национально-освободительное движение, а позже - на украинское. Пришлось даже временно закрыть ун-т в 1839 г. в связи с созданием там польск. политического кружка. В 1845-1847 гг. здесь действовало Кирилло-Мефодиевское общество , членами которого были В. М. Белозерский, Н. И. Костомаров, Т. Г. Шевченко и др. В 1895 г. в К. у. была организована «Украинская студенческая громада», в нее входили В. Н. Доманицкий, Б. А. Лазаревский и др. Студенты К. у. также были участниками нелегальных студенческих съездов 1898-1899 гг. В нач. ХХ в. в К. у. действовали 2 б-ки, 2 обсерватории, ботанический сад, 9 клиник, 9 лабораторий и учебно-вспомогательные учреждения, в т. ч. музей древностей, музей изящных искусств, нумизматический, минералогический, зоологический и др. кабинеты. Библиотечное собрание насчитывало ок. 300 тыс. томов (в т. ч. книги из виленских ун-та и академии, из коллекций кнг. Радзивилл, Костомарова, Н. Бунге и др.; напр., в 1868 фонд б-ки К. у. составлял ок. 70 тыс. томов). При ун-те были организованы Историческое об-во прп. Нестора Летописца, Киевское об-во естествоиспытателей, Киевское юридическое, Хирургическое, Химическое, Физико-математическое и Акушерско-гинекологическое об-ва. Летом 1915 г., во время первой мировой войны, К. у. частично был эвакуирован в Саратов и возобновил свою деятельность только осенью 1916 г. Летом 1917 г. были открыты 4 новые кафедры. В 1918 г., при гетманате П. П. Скоропадского, К. у. получил офиц. статус «российского университета Киева»; в это же время был создан и Украинский Киевский гос. ун-т. В 1919 г. оба учреждения объединились и перешли в подчинение Народному комиссариату просвещения УССР. Однако в 1920 г. ун-т расформировали, а из его структур были созданы Медицинский ин-т, Ин-т народного хозяйства, Высший ин-т народного образования им. М. П. Драгоманова (с 1926 Киевский ин-т народного образования).

http://pravenc.ru/text/1684571.html

В 1593 году книжник Иван Проскура написал в монастыре житие Святого Сергия Радонежского. Благодаря стараниям братии было создано и переписано множество произведений в защиту православной веры на территории Польского государства, среди которых «Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере», а также появившееся в 1570 году стараниями супральского книжника Евстохия «Списание против лютров». Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь некоторое время именовался лаврой. С 1635 по 1824 годы монастырь находится под унией. В 1824 году монахи Супрасльского монастыря выразили добровольное желание перейти в православие. Официальный переход в православие был закреплён Полоцким собором 1839 года. В 1887 году стены Благовещенского собора были очищены от побелки и храму отчасти был возвращён первоначальный вид. В 1889—1890 годах в монастыре была выстроена Церковь Иоанна Богослова. В 1901 году в монастыре было устроено новое православное кладбище, на котором была возведена Георгиевская церковь. В 1915 году в связи с развернувшейся войной был издан указ об эвакуации жителей города Супрасля вглубь России. Уезжая из Благовещенского монастыря, монахи взяли с собой Супрасльскую икону и некоторую церковную утварь. После образования самостоятельного Польского государства территория монастыря не была передана церкви. В 1919 году Благовещенская церковь была закрыта и опечатана, а монастырь перешел в ведение государственного казначейства. В 1922 году в бывших зданиях монастыря обосновалась школа. Православный приход в городе Супрасле также перестал существовать. Храм Иоанна Богослова был отдан католикам. В 1935 году некоторые здания монастыря получили в аренду салезианцы, приспособившие Иоанно-Богословский храм под гимнастический зал. В 1939 году монастырь оказывается на территории Советского Союза. В Благовещенской церкви были устроены мастерские и кузница, в Богословской церкви — столовая и кухня. В октябре 1939 года был расквартирован 4-й мотоциклетный полк РККА. В Благовещенской церкви командованием полка был устроен спортивный зал. Были построены деревянные парковые сооружения для материальной части полка.

http://azbyka.ru/palomnik/Супрасльский_Б...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Памятник имп. Марии Александровне в Мариехамне (Финляндия). Скульптор А. Ковалёв. 2011 г. Фотография. 2014 г. Романова (урожд. принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская; 27.07.1824, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) - 22.05.1880, С.-Петербург), имп., супруга имп. Александра II Николаевича , мать имп. Александра III Александровича , благотворительница, покровительница Российского об-ва Красного Креста. Род. в семье вел. герц. Людвига II Гессенского и вел. герц. Вильгельмины Луизы Баденской. В марте 1839 г. в Дармштадте произошла встреча 14-летней принцессы с вел. князем и наследником Александром Николаевичем, сыном имп. Николая I Павловича . Цесаревич Александр, путешествовавший по Европе в поисках невесты, полюбил Марию, объявив своим родителям, что женится только на ней. После личной встречи имп. Александры Феодоровны с буд. невесткой в Дармштадте имп. Николай I дал согласие на брак. В кон. лета 1840 г. принцесса Мария прибыла в С.-Петербург. «Взгляд мой упал на русскую землю,- признавалась она отцу,- и я подумала, что теперь только начинается труднейшая часть моей жизни, и просила у Бога Его святой помощи» (ГАРФ. Ф. 641. Оп. 1. Д. 113. Л. 35). Прот. Гавриил Меглицкий, законоучитель и духовник принцессы, готовивший ее к таинству Крещения, отозвался о ней как о «цветущей небесной юности, развивающейся в необыкновенных качествах ума и сердца» ( Меглицкий. 1891. С. 286). Первые познания в рус. лит-ре, истории и культуре она получила от учителя - поэта В. А. Жуковского , и придворного гофмаршала гр. В. Д. Олсуфьева, с к-рым подолгу беседовала о Православии. 5 дек. 1840 г. принцесса Гессенская приняла Православие через миропомазание с наречением имени Мария Александровна. Таинство совершил митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) , крестной матерью была назначена вел. кнг. Мария Павловна, на церемонии ее замещала настоятельница Бородинского в честь Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря игум. Мария (Тучкова) . На следующий день в Большой ц. Зимнего дворца состоялось обручение. Во время парадного обеда напротив жениха и невесты сидели митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Серафим (Глаголевский) , митр. Филарет (Дроздов) и архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) . 16 апр. 1841 г. М. А. стала супругой вел. кн. Александра Николаевича. Церемония бракосочетания прошла в Соборной ц. Зимнего дворца. В браке родились 8 детей: Александра (1842-1849), Николай (1843-1865), Александр (1845-1894), Владимир (1847-1909), Алексей (1850-1908), Мария (1853-1920), Сергей (1857-1905), Павел (1860-1919).

http://pravenc.ru/text/2562128.html

ч. женщины и дети, а также строители, восстанавливающие разрушенные мон-ри, пришла в упадок. Патриарх К-польский Константин I был вынужден призвать афонские монастыри к установлению традиц. порядка (обращение от 30 сент. 1830). В 1884-1885 гг. были обновлены обветшавшие постройки Д. м., начало застраиваться пространство ближе к руслу потока Аэропотамос. По всему периметру был воздвигнут дополнительный этаж. Общая сумма расходов на строительство составила свыше 1,1 тыс. золотых тур. лир. Пожары 1908, 1918, 1924 и 1945 гг. практически уничтожили лесные угодья рядом с монастырем, а от наводнения 1911 г. в числе др. обителей сильно пострадало подворье Д. м. Моноксилит. Д. м. был задуман своим основателем прп. Дионисием как общежительный мон-рь и утвержден в этом качестве патриаршим указом 1389 г. В сер. XVI в. обитель перешла на особножительный, или идиоритмический, устав, но в 1616 г. возвратилась к первоначальному устроению. Однако с сер. XVII в. мон-рь снова вынужден был, в первую очередь по экономическим причинам, жить по смешанному, общежительно-особножительному уставу. Строго общежительный устав официально возобновился в Д. м. указом К-польского патриарха Каллиника V в 1805 г. Благодаря традициям строгого устава и особенностям местоположения Д. м. называют также Аскитомонастирион (подвижнический мон-рь). Позднее обители Дохиар (1834) и св. Павла (1839) при переходе на общежительный устав попросили назначить им игуменов из братии Д. м. В нач. XX в. в Д. м. было много различных мастерских. Число братии составляло 108 монахов, среди к-рых были греки, киприоты, русские, сербы, румыны, болгары и албанцы. Игум. Гавриил и старец Кириак. Фотография. Кон. XIX в. Игум. Гавриил и старец Кириак. Фотография. Кон. XIX в. В кон. XIX-XX в. Д. м., как и на протяжении всей истории, был знаменит почитаемыми старцами и подвижниками. Из них наиболее известны старцы Виталий († 1895), Симеон Типикарь († 1897), Дорофей († 1898), Папа-Лаврентий († 1899), Никифор Серб и иером. Аверкий († 1900), Дамиан и Феодорит († 1902), Дионисий и Каллиник († 1903), Иларион Архондарь († 1905), Венедикт († 1914), Константин († 1915), Агапий Мельник († 1919), иером.

http://pravenc.ru/text/178494.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИФАКС [англ. Halifax] Вуд Чарлз Линдли (7.06.1839, Лондон - 19.01.1934, Донкастер), 2-й виконт Галифакс, видный англ. церковный и общественный деятель, историк, публицист и эссеист. Будучи англиканином, являлся сторонником идей и практики Высокой Церкви . Род. в знатной англ. семье. Образование получил в привилегированной школе в Итоне, затем в Крайст-Черч-колледже Оксфордского ун-та. Оксфорд в 30-70-х гг. XIX в. являлся центром высокоцерковного трактарианского (Оксфордского) движения, ставившего целью возрождение Церкви Англии в качестве духовного института, каковым она долгое время являлась. Слушая проповеди такого деятеля Оксфордского движения, как Э. Б. Пьюзи , знакомясь с произведениями Дж. Г. Ньюмена , Дж. М. Нила и др. деятелей англокатолич. направления в англиканстве, Г. воспринял идеи и идеалы Высокой Церкви. В 1865 г. он участвовал в создании «Общества св. евангелиста Иоанна». В его состав входили как священники, так и миряне, принявшие монашеские обеты и занимавшиеся миссионерской и образовательной работой. После нек-рых раздумий Г. не вошел в состав «Общества», являвшего пример одной из первых попыток организации англиканского монашества, но всегда проявлял большой интерес к его деятельности. До 1931 г. он ежегодно приезжал в Коули (близ Оксфорда), где базировалось «Общество», для уединенной молитвы. В 1868 г. Г. был избран президентом основанного в 1859-1860 гг. «Английского церковного союза», целью к-рого являлась защита принципов Высокой Церкви. Пост президента Г. занимал вплоть до смерти (с перерывом в 1919-1927). В этом качестве он оказался вовлечен практически во все конфликты между высокоцерковной и низкоцерковной партиями в Церкви Англии, обострившиеся на рубеже XIX-XX вв. Вместе с Пьюзи Г. отстаивал (1870-1873) необходимость сохранения в англиканской «Книге общих молитв» Афанасиева Символа веры , защищал священников, стремившихся к возрождению дореформационной богослужебной практики и ритуалов, от преследований в соответствии с законом «Об общественном богослужении» (1874). Хотя Г. далеко не всегда удавалось добиться принятия решений, соответствующих интересам Высокой Церкви, благодаря активности возглавлявшегося им «Английского церковного союза» в высокоцерковное движение, первоначально привлекавшее преимущественно клириков, оказались вовлечены миряне, а само оно приобрело более широкий характер.

http://pravenc.ru/text/161537.html

Варлаам (Ряшенцев Виктор Степанович; 1878–1942), архиепископ. В 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. С октября 1918 г. по весну 1919 г. находился в Киеве. В 1923 г. хиротонисан во епископа Псковского и Порховского, с 1924 г. одновременно управлял Гомельским викариатством. С 1926 г. епископ Любимский, викарий Ярославской епархии. 6 февраля 1928 г. подписал обращение ярославских епископов к митрополиту Сергию (Страгородскому) , в котором говорилось об отделении от него и от учрежденного при нем Синода. Отстранен от управления Любимским викариатством и временно запрещен в священнослужении. 30 мая 1928 г. запрещение было снято. В июле 1929 г. принял управление также Ростовским викариатством. Неоднократно арестовывался. В 1940 г. приговорен к расстрелу, замененному на 10 лет ИТЛ. Скончался в заключении. Варлаам (Халаев Владимир Николаевич), инок. До революции сотрудник Московского археологического института. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Преподавал русский и французский языки в богословской школе в г. Сремские Карловцы и в г. Белая Церковь . Пострижен в монашество архиепископом Нестором. Варнава (Росич; 1880–1937), Патриарх Сербской Православной Церкви. Выдающийся церковный и общественный деятель Югославии. Среднее образование получил в Богословской учительской школе в г. Призрене. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. В 1905 г. пострижен в монашество епископом Сергием (Страгородским) . Служил священником при Сербском посольстве в Константинополе, В 1910 г. хиротонисан во епископа Дебарско-Вележской епархии. Возведен в сан митрополита Скопльского. В 1930 г. избран Патриархом Сербским. Покровитель и защитник русских эмигрантов. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Положение о Русской Православной Церкви Заграницей», подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для дальнейшего управления РПЦЗ. Варсонофий (Курганов Владимир Афанасьевич; 1839–1904), епископ. В 1892 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. С 1894 г. епископ Глазовский, викарий Вятской епархии и настоятель Вятского Успенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ириней (Нестерович Иван Гаврилович; 1783–1864), архиепископ. В 1826 г. хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. С 1828 г. именовался Пензенским и Саранским. С 1830 г. архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. В 1831 г. удален от управления епархией и послан в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь за то, что защищал духовенство от произвола генерал-губернатора Сибири А. С. Лавинского. В 1837–1840 гг. принимал присылаемых ему раскольников для увещания. С 1838 г. ему было разрешено священнослужение, дозволен выезд из монастыря, назначена пенсия. С 17 апреля 1848 г. управлял Толгским монастырем Ярославской епархии. Ириней (Чирич; 1884–1955), епископ Сербской Православной Церкви. Богослов, иконописец, поэт, переводчик. Окончил МДА. Изучал философию в Вене, где защитил докторскую диссертацию. В 1908 г. пострижен в монашество, в этом же году рукоположен во иеродиакона. В 1919 г. епископ Тимочский. В 1921 г. Бачкский. В 1927 г. находился в Прикарпатской Руси. Во время второй мировой войны много трудился для спасения пленных и устройству их жизни. После освобождения Югославии от немецкой оккупации был подвергнут двухгодичному домашнему аресту, якобы за «бездействие» в защите сербов. После освобождения подвергся избиению. После долгой болезни скончался в г. Новый Сад. Исидор (Никольский Иаков Сергеевич; 1799–1892), митрополит. В 1834 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Управлял Звенигородским монастырем. С 1837 г. епископ Полоцкий и Виленский. Его стараниями в 1839 г. был подписан акт о воссоединении униатов с православием . С 1840 г. епископ Могилевский и Мстиславский. С 1841 г. архиепископ. С 1844 г. член Св. Синода, архиепископ Карталинский и Кахетинский и Экзарх Грузии. С 1858 г. митрополит Киевский и Галицкий. С 1860 г. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. С 1865 г. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Библии на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Церковь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы в Колоцком монастыре. Это домовый храм, устроенный в братском келейном корпусе постройки 1785 года. Внешне выделен главкой. Во время Отечественной войны 1812 года, монастырь был совершенно разорен французами, но Чудотворный образ Божией Матери был сохранен. После французского разорения Колоцкий монастырь был полностью восстановлен в 1839 году. В те времена, когда Колочский монастырь принадлежал Можайскому уезду, ежегодно в субботу Пятидесятницы святая Колочская икона по просьбе граждан приносилась в Можайск. В последствии этот обычай исполнялся жителями города Гжатска. Эта традиция крестных ходов сохранялась некоторое время и после закрытия монастыря в 1920-е годы, когда Успенский собор был обращен в приходской храм. В июле 1918 года при разделе церковных земель вспыхнул вооруженный мятеж, в подстрекательстве к которому был обвинен настоятель монастыря архимандрит Никифор и расстрелян. Монастырь был закрыт, но храм продолжал действовать как приходской до 20 октября 1934 г. Чудотворная икона Божией Матери находилась в стенах Колочского монастыря до его закрытия, а в 1970-х годах затерялась в г. Гжатске, и последующая судьба ее неизвестна. С 1919 года на территории монастыря располагалась колония для несовершеннолетних, а в 1932 году все монастырские здания были переданы школе-интернату для глухонемых детей. В 1930-е годы придорожную монастырскую часовню колхоз превратил в овчарню, после войны ее использовали для трепания льна, а в 1966 году полностью разрушили, и теперь на ее месте высится опора линии электропередач. До середины 1942 года в Колоцком монастыре располагался передвижной военный госпиталь. На территории монастыря имеется братское кладбище погибших в 1941 – 1942 годах. Здесь похоронено более 700 человек, из них известны только 105 имен. Но этот список пополняется. После войны в стенах обители размещались сельская школа, сначала начальная, а потом восьмилетняя, до 1959 года — родильный дом (в южном келейном корпусе) и больница (в северном келейном корпусе), с 1962 года – сельсовет и библиотека. Кирпичная ограда, частично разрушенная в войну, была полностью разобрана местными жителями, кирпичи использовали для строительства печей.

http://sobory.ru/article/?object=06985

архиеп. Алавердский и Телавский Гервасий (Мачавариани) епископ, бывший (с 30.06.1811) еп. Цылканский с 30.08.1814 † 5.02.1817 Стефан (кн. Джорджадзе) архиепископ, бывший архиеп. Руставский с 28.12.1818 † 18.11.1839 Никифор (кн. Джорджадзе) епископ, рукоположен с 5.04.1842 † 3.12.1851 Иоанн (Авалиани) епископ, рукоположен с 13.04.1852 † 6.04.1858 Гавриил (Кикодзе) епископ, рукоположен с 6.12.1858 по 2.06.1860 еп. Имеретинский; † 26.04.1896 Геронтий (Папиташвили) епископ, бывший еп. Мингрельский с 19.05.1862 по 30.05.1869 на покое; † 1.07.1871 Александр (Окропиридзе) епископ, бывший еп. Абхазский с 30.05.1869 по 20.03.1898 еп. Гурийско-Мингрельский; † 9.11.1907 Алавердский епископ С 1 марта 1886 года Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Мингрельский, викарий Имеретинской епархии с 1.03.1886 по 6.06.1898 еп. Имеретинский; † 4.08.1900 Владикавказский епископ С 3 апреля 1875 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, рукоположен с 13.11.1875 по 29.06.1885 еп. Владикавказский и Моздокский С 23 апреля 1885 года преобразована в самостоятельную епархию с присоединением Моздокской епископии. Кафедра во Владикавказе, в составе Грузинского экзархата. Сухумская 87 Возобновлена 12 июня 1885 года Кафедра в Сухуми Геннадий (Павлинский) епископ, рукоположен с 28.12.1886 † 31.03.1889 Александр (Хованский) епископ, рукоположен с 29.05.1889 † 12.02.1891 Агафодор (Преображенский) епископ, бывший еп. Балахнинский, викарий Нижегородской епархии со 2.03.1891 по 17.07.1893 еп. Ставропольский и Екатеринодарский; † после 1919 80 При формировании Грузинского экзархата в 1811 году имелось 11 епархий и 4 викариатства (епархии Мцхетско-Иверского патриархата), число которых со временем уменьшилось. В 1814 году в состав Грузинского экзархата вошли и епархии Имеретинско-Абхазского католикосата. 81 Католикос Абхазии (или Западной Грузии) именовался наместником святого Андрея Первозванного или «сидящим на троне святого Андрея». Упразднен в 1795 году, после чего вся Грузия перешла в ведение католикоса Карталинского, имевшего пребывание в Мцхете. В 1814 году Церковь Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского экзархата РПЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

б. истинная жизнь. Но христианства нет без Церкви, основанной Христом. Придя к Истинному Христу, Достоевский придет и к Истинной, Православной Церкви. Путь Достоевского был чрезвычайно длительный, трудный, мучительный, но однако и терпеливый, неустанный, целенаправленный, честный и поучительный, как мы это увидим ниже. Сидя в крепости, во время предварительного следствия, Достоевский написал трогательную повесть «Маленький герой», в которой опять дал богатейший материал для педагогической психологии. Приговор Суда был очень жестокий. Все, признанные виновными (в том числе и Достоевский) были приговорены к смертной казни (разстрелу), выведены на Симеоновский плац, в Петербурге, поставлены на эшфот и пережили весь невыразимый ужас ожидания смертной казни. В последний момент казнь была приостановлена для оглашения Воли Государя Императора Николая Павловича, пожелавшего смягчить наказание и заменить смертную казнь различными сроками каторжной тюрьмы. Достоевский получил сначала 8 лет каторжных работ, но позднее наказание было еще более смягчено Государем: «4 года каторги, а потом – рядовым». Эшафот был самой огромной, самой страшной и неисцелимой до конца душевной травмой Достоевского, более даже глубокой и сильной, чем перенесенная 10 лет назад (в 1839 г.) трагическая смерть отца, убитого крестьянами. Как известно, Достоевский страдал эпилептиформными судорожными припадками, этиология и характер которых долгое время были не выяснены. Эти припадки, по свидетельству Григоровича и доктора Яновского, начались у него еще с ранней юности. Эта болезнь Достоевского привлекала внимание многих психиатров. О ней писали или говорили: Я. Чистович, П. И. Ковалевский, В. Ф. Чиж, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, Минор, Баженов, Аменицкий, В. Гиляровский, Н. А. Юрман, А. А. Крогиус, А. Г. Иванов-Смоленский, М. Н. Маржецкий, И. М. Андреевский, Евлахов, Г. Трошин и друг. Окончательное разрешение этого вопроса о характере болезни Достоевского принадлежит врачу психиатру Татьяне Кондратьевне Розенталь («Страдания и творчество Достоевского», в Сборнике «Вопросы изучения и воспитания личности», 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010