Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович; 1839–1908), архиепископ. В 1887 г. хиротонисан во епископа Балахнинского. С 1887 г. епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 1890 г. Подольский и Брацлавский. С 1896 г. Тверской и Кашинский. С 1898 г. архиепископ. Доктор церковной истории. С 1905 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Димитрий Константинович (1860–1919), Великий князь. Третий сын Великого князя Константина Николаевича, генерал от кавалерии. В конце лета 1918 г. арестован в г. Вологде и отправлен в Петропавловскую крепость в Петрограде. 27 января расстрелян вместе со своими двоюродными братьями, Великими князьями. Димитрий Ростовский (Туптало Даниил; 1651–1709), святой, митрополит. В 1675 г. рукоположен во иеромонаха. Занимался собранием, исправлением и изданием книг житий святых («четьих миней»). В 1697 г. назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, вскоре произведен в архимандрита Черниговского Успенского Елецкого монастыря. В 1699 г. переведен в Новгород-Северский монастырь. В 1701 г. по повелению императора Петра I вызван в Москву. В том же году хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. По причине болезни к месту назначения не выехал. С 1702 г. митрополит Ростовский и Ярославский. В 1757 г. причислен к лику святых. Дионисий (Миливоевич; 1898–1964), епископ Сербской Православной Церкви. Был настоятелем Дечанского монастыря, профессором богословия, заведующим монашеской школой. В 1938 г. хиротонисан во епископа Моравичского. В конце 1939 г. избран епископом Американско-Канадским. В 1964 г. лишен сана Архиерейским Собором по причине «создания раскола» в Сербской Православной Церкви. Дионисий (ск. 1587), митрополит. В феврале 1581 г. хиротонисан во епископа. Возведен в митрополита Московского и всея Руси. В 1587 г. лишен кафедры и сослан в Хутынский монастырь за действия против Бориса Годунова. Дионисий (Ушаков Димитрий; ск. 1721), архиепископ. В 1700 г. хиротонисан во епископа Вятского с возведением в сан архиепископа. В 1718 г. уволен на покой. Скончался в Москве в Даниловом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

4 Сильвестр (Малеванский; 1828–1908), еп. – богослов и духовный писатель; иерей (1848), окончил КДА, иеромонах (1858), архим. (1873), доктор богословия, еп. Каневский, викарий Киевской епархии (1885), ректор КДА (1883–1898), в 1906 уволен на покой, незадолго до смерти ослеп. 5 Никодим (Кононов; 1871–1919), сщмч. – окончил СПДА, кандидат богословия, иеромонах (1896), архим. (1901), еп. Рыльский, викарий Курской епархии (1911), в 1913 занял место еп. Иоанникия. 7 Мещерский Владимир Петрович (1839–1914) – князь, прозаик и публицист крайне правых взглядов, изд.-ред. ж. «Гражданин», в котором сотрудничал Достоевский (с 1887 газеты, пользовавшейся субсидиями правительства). Предложил «поставить точку» реформам Александра II и утверждал: «Как нужна соль русскому человеку, так ему нужны розги». Гомосексуалист. В. С. Соловьёв именовал его «Содома князь и гражданин Гоморры». 9 Алексий (Молчанов; 1853–1914), архиеп. – иерей (1885), окончил КазДА (1887), магистр богословия, после смерти жены пострижен в монашество (1899), ректор КазДА (1900), еп. Таврический и Симферопольский (1905), Псковский и Порховский (1910), Тобольский и Сибирский (1911), прекратил дело по обвинению Распутина в хлыстовстве, экзарх Грузии (1913). 11 Иноземцев Александр Дмитриевич (1841–?) – филолог, приват-доцент Казанского ун-та, директор 3-й мужской гимназии в Казани (1884–1906), действительный статский советник. В июле 1906 пострижен в монашество с именем Серафим, архимандрит (1908), благочинный женских м-рей Волынской епархии и цензор «Волынских епархиальных ведомостей» (1909). 13 Ср. поведение еп. Антония (Флоренсова), авторитетного в том кругу, из которого Свенцицкий счастливо спасся. Владыка сунул через дверь 40 копеек многодетной матери-одиночке, пришедшей к нему за духовной помощью, а когда та взвыла, вытолкал из приёмной, а потом несколько часов беседовал с богатой дамой и даже пригласил её отобедать. Позже цинично пояснил: «В этих плебейских классах много фарисейской закваски» (Ельчанинов А. Епископ-старец//Путь. 1926. 4. С. 507).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

С 1 ноября 1922 года прежние денежные знаки теряли свою платёжеспособность. По итогам реформы из обращения была изъята сумма в размере 55 триллионов рублей. В 1923 году деноминация была продолжена: 1 рубль равнялся 100 рублям 1922 года или 1 миллиону рублей в купюрах прежних выпусков. См.: С.М. Борисов. Рубль: золотой, червонный, советский, российский... Проблема конвертируемости. М., 1997, с.117; В.Д. Белоусов. Денежные реформы в России. Самара, 2010, с.126. 70 Черняев Стефан, протоиерей (1886–1937) – выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1910 года, служил в четырёх храмах Санкт-Петербургской епархии: Успенской Спасо-Сенновской церкви (1910–1914), Спасо-Бочаринской церкви (1914–1917), церкви Петра и Павла (1917–1935), Спасо-Парголовском храме (1935–1937). В настоящее время идёт процесс канонизации отца Стефана в лике священномучеников. См.: В.В. Капралов. «Церкви закрывают под всякими предлогами, а соввласть в конституции объявляет свободу вероисповедания». Жизнь и мученическая кончина протоиерея Стефана Черняева (1886–1937)//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019, (3), с.38–52. 71 Ладыгин Николай Гермогенович, протоиерей (21 января 1882 – не ранее 1935) – выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1913 года. Кандидатское сочинение на тему «Споры в расколе в третьей четверти XVIII века» писал у П. С. Смирнова . Настоятель Троицкого собора на Петербургской стороне с мая 1919 года по 15 августа 1933 года. См.: Троицкий собор на Петербургской стороне//А.А. Бовкало. URL: (дата обращения: 15.03.2020). 72 См.: И.В. Воробьев. Ревизия духовных академий в 1908 году//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2003, с.92–106. 73 Димитрий (Ковальницкий), архиепископ (1839–1913) – по поручению Святейшего Синода весной 1908 года ревизовал СПбДА, осенью того же года – МДА. См.: К.К. Крайний. Димитрий (Ковальницкий), архиепископ//Православная энциклопедия. М., 2007, т. XV, с.82–83. 76 Антоний (Вадковский) , митрополит (1846–1912) – ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии с 1887 по 1992 год, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский с 1898 по 1912 год. См.: А.Д. Карпук. «Начальник благостный, великодушный, деликатный, добрый-предобрый...». К 100-летию со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) //Православный собеседник: Альманах Казанской духовной семинарии. 2013, (23), с.71–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Формы и рисунок главного купола и малых полукуполов, граненые объемы алтарных апсид, красный кирпич и выложенные им узоры на фасадах напоминали визант. храм, собор Св. Софии в К-поле. Высота здания подчеркнула его как новую доминанту в пределах города и округи ( Куприянов, Копсова, Агишева. 2005. С. 134-151). Храм был украшен иконами и стенными росписями, в которых повторялись сюжеты и композиции лучших мастеров АХ, созданные для московского собора Христа Спасителя. Посвящение нового собора свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря отразило почитание икон этого извода в обширном Свияжском у. Такое же посвящение имел храм в с. Егидереве (Вознесенское) (1906-1916, архит. П. М. Тюфилин), сменивший старинную деревянную ц. Вознесения Господня с приделом свт. Николая Чудотворца, известную с 1740 г. Почитаемая в значительной части Свияжского у. икона подобного извода стала его храмовым образом (Республика Татарстан: Правосл. памятники. 1998. С. 109; Айдарова-Волкова. 1997. С. 95). Примером неоклассического столичного стиля следует признать часовню в окрестностях дер. Н. Вязовые Свияжского у., поставленную близ Романовского моста через Волгу (1913) (проект архит. А. В. Щусева, 1914): тип античного периптера, увенчанного шпилем, ассоциируется с петербургской архитектурой. На протяжении веков для архитектуры К. и Т. е. основными образцами были не только собственные древние храмы, такие как 5-главые соборы эпохи московских царей, но и те, что отразили новые тенденции, обогатили местную художественную традицию. Изобразительное искусство и художественная культура Кафедральный Благовещенский собор (1562) и колокольня (нач. XVII в.) в Казанской крепости. Литография по рис. Э. Турнерелли. 1839 г. (ГПИБ) Храмы К. и Т. е. в XVII-XIX вв. страдали от пожаров, были утрачены мн. первоначальные иконы и предметы утвари. Помешали изучению наследия и военные действия в Поволжье 1918 г., хотя уже в 1919 г. к древнерусскому искусству на территории Казанского края проявила интерес Комиссия по раскрытию и сохранению памятников древней живописи.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Водонапорная башня . В возвышающемся за трапезной здании находится водонапорная башня, обеспечивающая водой весь монастырь. Построена на средства С.В. Перлова в 1906 году. Больничный корпус. Это здание было пожертвовано в 1905 году Анной Яковлевной Перловой для устройства монастырской больницы с амбулаторией для оказания медицинской помощи сестрам и местным жителям. В больнице имелось несколько палат на 60 коек, в амбулатории принимали иногда до двухсот человек в сутки. Дом С.В. Перлова (1836-1910), московского купца, в котором он останавливался с семьей, приезжая в монастырь. Сергей Васильевич и его супруга Анна Яковлевна были духовными чадами преп. Амвросия и благотворителями обители. На их средства построены практически все фундаментальные монастырские постройки, устроены мастерские: иконописная, чеканная, золочения по металлу и дереву, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Сергей Васильевич похоронен по его завещанию в обители, рядом с настоятельницами. Анна Яковлевна после его смерти жила в Москве, часто приезжая в Шамордино с детьми и внуками. Перед смертью (1919 г.) приняла постриг с именем Амвросия. В настоящее время дом Перловых восстановлен и используется для монастырских нужд. В деревне Каменка направо уходит дорога к селу Шамордино, известному своим женским монастырём. От прочих монастырей округи Шамординский отличает то, что он молод, начало своё берёт от женской общины, основанной в 1884 году. Однако история его появления самым непосредственным образом связана с более древней Оптиной пустынью, лежавшей отсюда в 12 верстах, и потому, что основатель монастыря был оптинский старец Амвросий, и потому, что многие женщины сначала приходили в Оптину пустынь за советом и утешением, а потом сделались насельницами в Шамордино. Итак - Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков (1812-1891) родился в Тамбовской губернии в семье пономаря. Окончил семинарию, во время учёбы серьёзно заболел и дал обет, если выздоровеет, уйти в монастырь. В 1839 году пришёл в Оптину пустынь. Сначала был в послушании у старца Льва, потом келейником старца Макария. В 1845 году сильно простудился, долго болел, едва не умер, но в 1848 году пошёл на поправку. Примерно с этого времени, можно сказать, он и сам стал старцем. Старец - не обязательно старый, но мудрый и проницательный человек, хороший психолог, к которому люди приходили за советом в сложных жизненных обстоятельствах. И он, всепонимающий и прозорливый, выслушивал людей, вникал в их проблемы и давал им советы и наставления. При этом важно, чтобы пришедший к старцу твёрдо верил, что данный совет правильный и старец знает, что говорит. От этого происходили исцеления, у отчаявшихся появлялась надежда.

http://sobory.ru/article/?object=00905

лит-ры. Пг., 1919. 9. С. 10-11; Соболевский А. И. Ю. А. Кулаковский: Некр.//Изв. РАН. Сер. 6. Пг., 1919. Т. 13. 12. С. 567-568; Деревицкий А. Н. Ю. А. Кулаковский: (Некр.)//Изв. Таврической УАК. Симф., 1920. 57. С. 324-336; Маркевич А. Памяти проф. Ю. А. Кулаковского//Там же. С. 337-340; Асмус В. Ф. Философия в Киевском ун-те в 1914-1920 гг.: Из восп. студента//ВФ. 1990. 8. С. 90-108; Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855-1919) и его «История Византии»// Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 19962. Т. 1. С. 435-445; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 1999. СПб., 20042; он же. Ю. Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире. СПб., 2002. С. 5-44; он же. Ю. Кулаковский и его «История Византии» в пространстве рос. византиноведения: Последний классик летописного жанра и культура жанра// Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 20033. Т. 1. С. 5-48; он же. Ю. Кулаковский: Профессор и лекции// Кулаковский Ю. А. История рим. лит-ры от начала Республики до начала Империи. К., 2005. С. V-LXVI; он же. Владимир Соловьёв и Юлиан Кулаковский: Три встречи// Пучков А. А. Культура антикварных несходств: Силуэты, профили, личины. К., 2012. С. 299-386; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избр. труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5-42; Матвеева Л. В. Юлиан Кулаковский. К., 2002; Непомнящий А. А. Подвижник изучения боспорских древностей: Ю. А. Кулаковский//Боспорские исслед. Симф., 2003. Вып. 3. С. 366-379; он же. Доктор римской словесности: Ю. Кулаковский// Он же. Подвижники крымоведения. Симф., 2006. [Т. 1.] С. 205-236. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/2462227.html

В 1923 г. из-за болезни Кондаков намеревался выехать в Италию или Южную Францию (или обратно в Софию – страны с более теплым климатом – для постоянного жительства, но средств для покупки дома не хватило).  80-летний юбилей ученого в 1924 г. вызвал большой общественный резонанс. Его ученики и последователи из разных стран мира собрали в его честь сборник статей. После его смерти семинарий работал еще много лет вплоть до преддверия Второй мировой войны. С 1931 г. он был преобразован в Археологический институт имени Н.П. Кондакова . Из этого учреждения регулярно выходили научные труды, вышли многие молодые ученые. Кондаков разделил судьбу своего поколения византистов. Многие коллеги ученого, оказавшись в эмиграции, не прекратили работы и ценой огромных усилий образовали новые направления и школы византиноведения в Европе и Америке: А. Васильев в США, А. Грабар во Франции. Г. Острогорский в Югославии и др., чрезвычайно обогатив научные возможности принявших их стран.  Первая жена ученого-Вера Александровна Кондакова (урожд. Гилярова) (1839–1913), была родственницей московского митрополита Филарета (Дроздова) . Ученый имел двух приемных сыновей.  Старший – Сергей Никодимович Кондаков (1878–1940?) – историк искусства, библиограф; закончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета в 1903 г., губернский секретарь в Министерстве иностранных дел (1903–1906), затем в Переселенческом управлении Главного управления землеустройства и земледелия (1906–1907) и в Канцелярии Министерства Императорского двора (1907–1917), в 1916–1917 гг. был военным цензором Петроградского военного округа. После 1917 г. работал в Гатчинском музее (1918–1919), преподавателем Петроградского театрального училища (1919). В конце 1921 г. эмигрировал к отцу в Софию, затем в Прагу. Занимался научной работой, переводил книги Л. Нидерле, готовил рецензии. В 1928 г. уехал в Париж. С конца 30-х гг. его судьба неизвестна.  Младший – Петр Никодимович Кондаков (1886–1919) – офицер Белой армии, был убит своими же солдатами во время мятежа. 

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Долгоруков Петр Дмитриевич (1866–1951), князь, общественный и политический деятель, крупный землевладелец, один из основателей партии кадетов, член ее ЦК, товарищ председателя I Государственной думы (1906). Член Курской губернской земской управы (1892–1902), председатель Суджанской (Курской губ.) уездной земской управы (1892–1902 и с 1909). В начале Первой мировой войны мобилизован, воевал в Галиции, в 1916 уволен в запас по болезни. После Октябрьской революции уехал на Северный Кавказ, затем в Крым, с 1920 в эмиграции в Константинополе, затем в Праге, в 1927–1939 председатель Совещания представителей русских организаций в Чехословакии (оставил должность по распоряжению германских властей). В июне 1945 задержан «Смерш» 1-го Украинского фронта, депортирован в СССР, в 1946 осужден на 5 лет лишения свободы. Умер в тюремной больнице. Реабилитирован в 1992. Брат Павла Дмитриевича Долгорукова; Дольник Л. Е. (Александрова-Долъник), владелица пансиона в Симеизе (Крым); Дольник (Александрова-Долъник) Татьяна Николаевна (1892 – после 1934), по образованию художник по прикладному искусству, специалист в области реставрации тканей и древнерусского шитья. С октября 1918 сотрудник Отдела по делам музеев, охране памятников искусства и старины, член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (с 1919), научный руководитель Мастерской по реставрации древнерусского шитья в Троице-Сергиевой лавре, научный сотрудник Лаборатории по изучению способов хранения и реставрации древних тканей и шитья при Московской секции ГАИМК (со 2-й половины 1920-х), зав. Секцией декоративного искусства ЦГРМ (1925 – до января 1934). Сестра Н. Н. Готье, свояченица Ю. В. Готье; Дорн Борис Андреевич (Иоганн Альбрехт Бернгард) (1805–1881), востоковед, специалист в области иранской и семитской филологии, член-корр. (1835), адъюнкт (1839), академик Петербургской АН (1842). В 1825–1827 преподавал восточные языки в Лейпцигском ун-те. С 1829 в России: профессор Харьковского ун-та (1829–1835), Ин-та восточных языков при МИД в Петербурге (1835–1842), директор Азиатского музея (с 1842), преподаватель санскрита (1838–1842), афганского языка (пушту) и литературы (1855–1857) Петербургского ун-та, сотрудник Императорской публичной б-ки (1844–1869);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

1. Ars moriendi – искусство умирания (лат.). 2. … metabasis eis alio genos… – переход рассуждения в другую область; ошибка, приводящая к смешению понятий и игре слов (др. – греч.). 3. … сознание вообще – одно из основных понятий неокантианства, выводящего из «имманентных свойств» сознания основную предпосылку мира. 4. … людям вроде Андреевского… – имеется в виду С. А. Андреевский, автор «Книги о смерти» (Ревель; Берлин. 1922. Т. 1–2). 5. … venit mors velociter, Rapit nos atrociter, nemini pacetur… отрывок из третьего куплета «Гаудеамуса», средневековой студенческой песни: Смерть идет стремительно, Уносит нас безжалостно И никого не щадит. 6. Гартман В. А. – русский архитектор и художник-прикладник, академик архитектуры Академии художеств. Автор ряда известных архитектурных проектов: павильонов Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге (1870), дачи известного промышленника С. И. Мамонтова и др. 7. Мусоргский Модест Петрович (1839–1881) – русский композитор, автор опер «Борис Годунов» и «Хованщина». 8. De rerum natura – имеется в виду поэма «О природе вещей» древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара (ок. 95–55 г. до н. э.), в которой излагается эпикурейское учение. 9. Майков Аполлон Николаевич (1821–1897) – русский поэт, автор драматической поэмы «Три смерти», вошедшей позже в переработанном виде в трагедию «Два мира». И. И. Лапшин приводит отрывок из «Трех смертей». См.: Майков А. Н. Избранные сочинения. Л., 1977. С. 445. 10. Лонг Эдуард Ноэл (ок. 1788–1809) – школьный друг Байрона в Харроу и Кембридже. Ему посвящено стихотворение Байрона «Часы досуга». Служил в гвардии, погиб в кораблекрушении. 11. Ridens moriar – умирать, смеясь (лат.). 12. Крукс Уильям (1832–1919) – английский естествоиспытатель занимавшийся химией редкоземельных металлов и открывший таллий (1861), член (1863) и президент (1913–1915) Лондонского королевского общества Исследователь радиоактивности и первых методов ее измерения. Увлекался спиритической практикой. 13. Уоллес Альфред Рассел (1823–1913) – английский естествоиспытатель. Известен тем, что оспаривал у Ч. Дарвина приоритет в формулировании общей теории естественного отбора. Известен как активный защитник спиритизма и реальности медиумов.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 12: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями от 1639 по 1770 г./Сост., предисл.: М. И. Броссе. СПб., 1861; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. Кн. 2. С. 113-114; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Село Никорцминда//Иверия. Тифлис, 1889. 174. 7 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Моарули. Село Никорцминда: Рачинский у., 23 авг.//Иверия. 1891. 190. 7 сент. С. 3 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Гуджары. Кутаиси, 1891 (на груз. яз.); Кутателадзе А. Село Никорцминда//Моамбе (Вестник). Тифлис, 1894. 7. Ч. 2. С. 45-61 (на груз. яз.); Уварова П. Христианские памятники//МАК. 1894. Т. 4. С. 127-140; Мерквиладзе С. Письмо из Рачи//Иверия. 1902. 211. 5 окт. С. 2-3 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); он же. Археологическое путешествие в Рачу в 1919 и 1920 гг. Тб., 1963 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.); Описание рукописей. Тб., 1953. Т. 1/Сост.: Е. Николадзе (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 1-114; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 243-302; Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Иевлев А. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тб., 1984. Т. 1 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг./Пер. с нем.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002; Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010