Таблица 1. Статистические данные по Алтайской духовной миссии Примечание: Таблица составлена по ежегодным отчетам Алтайской духовной миссии. Центральные пункты Проблема выбора места для постоянного пребывания перед основателем Алтайской миссии стала с самого момента его приезда в Бийск 29 августа 1830 г. Так сложилось, что на месте первого крещения алтайца – в Улале – лишь спустя несколько лет архимандриту Макарию удалось создать центральный стан. Это произошло недалеко от устья речки Улалушки, впадающей в р. Майму. Первую в Горном Алтае божественную литургию о. Макарий совершил там же 21 мая 1831 г. Но основать в Улале первый миссионерский стан ему не удалось из-за страха местных жителей быть насильственно крещеными. Первые годы на Алтае миссионер провел в селении Найминском (Майме), что в восьми верстах от Улалы Летом 1834 г. произошло событие, которое в корне изменило духовную ситуацию в Улале. Архимандрит Макарий отслужил литургию под открытым небом при большом стечении местного населения. Тогда в улусе Улала проживало 30 семей алтайцев и 5 семей русских крестьян и пчеловодов. После этой литургии улалинцы один за другим приняли крещение 134 . В это время начальник миссии уже думал об образовании нового стана в Улале, которому на многие годы суждено было стать центральным. Вскоре в Улале появилась первая миссионерская церковь . 4 августа 1838 г. по благословению епископа Агапита «новокрещеные инородцы и другие православные христиане, живущие в Улалинском селении, построили настоящую церковь » 135 . Самые крупные пожертвования на ее строительство внесли купец третьей гильдии Андрей Михайлович Шустин (334 руб. 92 коп.) и «инородец» Карп Еремеевич Параев (323 руб. 55 коп). Размеры первой Улалинской церкви составляли около 15 аршин в длину и 8 аршин в ширину (10,5 м на 5,6 м). Освящена она была в честь Всемилостивого Спаса, согласно антиминсу, находившемуся в миссии. В 1839 г., когда архимандрит Макарий вместе с братом совершал поездку по России, в Улале строился небольшой дом для миссии. В письме к иеромонаху Анастасию от 18 августа 1839 г. начальник миссии дает указания относительно отделки дома из двух келий для него и старца Петра Лисицкого 136 . После возвращения из поездки в июле 1840 г. о. Макарий жил в этом доме вплоть до своего отъезда с Алтая. В этом доме после отъезда основателя Миссии разместилась миссионерская школа, в которой преподавал миссионер о. Стефан Ландышев и его помощники, а учениками были дети новокрещеных. В школе детей обучали грамоте, молитвам, Закону Божьему. Вторая комната использовалась для размещения «бесприютных». Со временем, когда число учащихся значительно возросло, занятия стали проводиться в церковном здании. В 1855 г. в здании первого улалинского храма стали проводиться воскресные внебогослужебные беседы 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Сольский Дмитрий Мартынович (03.09.1833–29.11.1910) – граф. Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью. 01.01.1852 определен на службу в Канцелярию Его Императорского Величества, с 25.01.1872 ее главноуправляющий, член Гос. Совета. – 36 Спасский Алексей Михайлович (1849–?) – митрофорный протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Воронежской губ., окт. Окончил в 1874 г. Киевскую духовную академию и был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии. В 1882–1900 гг. – преподаватель, инспектор и ректор Воронежской духовной семинарии, протоиерей кафедрального собора г. Воронежа. 13 лет состоял редактором «Воронежских епархиальных ведомостей», где помещал и свои печатные труды. – 320, 322, 330, 354 Спасский Владимир Александрович (1869 – после 1919) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Курской губ., прав. Окончил духовную семинарию. – 345, 354 Сперанский Михаил Михайлович (01.01.1772–11.02.1839) – граф (с 1839), русский государственный деятель, реформатор. Родился в семье сельского священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой состоял с 1792 по 1795 г. профессором математики, физики и красноречия, в 1795–1797 гг. ее инспектор. В 1797 г. перешел на службу в Сенат. С 1808 г. ближайший сподвижник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). После того как открылась связь Сперанского с масонами, он в 1812 г. был уволен от всех должностей и арестован, в 1812–1816 гг. находился в ссылке. В 1819–1821 гг. – генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактический глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных Законов Российской империи. – 154 Спирин Иван Лаврентьевич (1873–?) – крестьянин, старообрядец белокриницкой иерархии. Депутат III Гос. Думы от Московской губ., окт. Получил домашнее образование под руководством старообрядческого епископа. Занимался кустарным производством и торговлей. Член союза старообрядческих начетчиков, член Егорьевского старообрядческого братства. Имел библиотеку духовно-религиозных полемических книг. – 322, 327, 344

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Даниил (Натток-Михайловский; впосл. архиепископ Могилёвский и Витебский), в 1806-1808 гг. Иннокентий (Ставницкий), в 1809-1813 гг. Стефан (Романовский), в 1813-1824 гг. Георгий (Ящуржинский ; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский), в 1828-1834 гг. Гедеон (Вишневский ; впосл. епископ Полтавский), в 1834-1839 гг. Нафанаил (Савченков; впосл. архиепископ Черниговский и Нежинский); в 1839-1844 гг. Софония (Сокольский ; впосл. архиепископ Туркестанский и Ташкентский), в 1844-1852 гг. Иоасаф (Покровский), в 1852 (1853 ?)-1856 гг. Евфимий (Хреновский), в 1857-1860 гг. Алексий (Новосёлов; впосл. епископ Екатеринославский и Таганрогский), в 1861-1864 гг. Палладий (Пьянков ; впосл. епископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1864-1867 гг. Феогност (Лебедев ; впосл. архиепископ Псковский и Порховский). В обители принял монашеский постриг буд. архиепископ Модест (Стрельбицкий) . В 1799-1806 гг. в К. м. проживал и в 1819 г. был похоронен 1-й правосл. еп. Каменец-Подольский и Брацлавский Иоанникий (Никифорович-Полонский) . После учреждения 9 нояб. 1866 г. Балтского вик-ства Каменец-Подольской епархии К. м. управляли епископы Балтские и их наместники. Их усилиями в кон. XIX в. при К. м. было основано Каменец-Подольское Троицкое правосл. миссионерское братство, организовавшее в 1904 г. свою типографию. С 1905 г. братство издавало «Подольский Троицкий православный народный календарь». Типография при К. м. была упразднена в апр. 1919 г. путем присоединения к губернской типографии. С 8 нояб. 1917 г. настоятелем К. м. являлся отправленный на покой бывш. епископ Подольский и Брацлавский Митрофан (Афонский) , похороненный в обители в 1920 г. Не позднее 1922 г. К. м. был закрыт; братия перешла в др. обители, а Троицкий собор мон-ря стал приходским храмом. В 1933 г. он был закрыт, и по решению властей приспособлен под здание антирелиг. музея, в 1935 г. взорван и разобран до фундаментов. Главной святыней К. м. была местночтимая чудотворная икона прп. Онуфрия, находившаяся в большом киоте в Троицком соборе обители; еще с 1790 г.

http://pravenc.ru/text/1470093.html

В межвоенный период римско-католич. духовенство выступало против организации в Лидском повете приходов «византийско-славянского обряда», или неоунии , создававшихся на западнобелорус. землях с 1925 г. Считалось, что новообразованные монашеские конгрегации, специализировавшиеся на «миссии среди восточного обряда», будут обращать православных непосредственно в лат. обряд. Такой «миссией» занимались не только монашествующие, но и нек-рые приходские священники края. В советский период большинство католич. церквей в крае было закрыто. Тем не менее весь советский период продолжал существовать Лидский деканат, насчитывавший в 50-60-х гг. XX в. 21 приход (более 50 тыс. верующих), что составляло почти треть всех зарегистрированных римско-католических общин в Гродненской обл. В 1991 г. был основан Гродненский диоцез, находящийся в подчинении Минско-Могилёвской митрополии. В дек. 2007 г. для приходов северной части Гродненской обл. было создано генеральное викариатство с центром в Лиде, учрежден Лидский пастырский округ. В настоящее время на территории правосл. Л. и С. е. существуют следующие деканаты Гродненского диоцеза: Лидский (14 приходов), Островецкий (13 приходов), Ивьенский (10 приходов), Сморгонский (9 приходов), Ошмянский (8 приходов). В 2009 г. был возобновлен 1-й в регионе с послевоенного времени монастырь францисканцев в дер. Гольшаны Ошмянского р-на. Особым почитанием у католиков края пользуются чудотворные иконы Богоматери в с. Боруны Ошмянского р-на (в Петропавловском костеле) и в дер. Гудогай Островецкого р-на (в Благовещенском костеле). Мон-ри Действующий: Богушевский Введенский ставропигиальный (женский, в дер. Богуши Сморгонского р-на, основан в 2000). Упраздненные: Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдово (ныне Лидского р-на), известен с 1543, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ), не позднее 1722 захвачен униатами, упразднен к 1839); Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны (ныне деревня в Ошмянском р-не), известен с 1556, упразднен униатами в XVII в.); Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны (ныне деревня в Ошмянском р-не), основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 г. возрожден как скит виленского Свято-Духова монастыря, в 1919 захвачен римо-католиками); Сутковский (Сутьковский) Преображенский (мужской, ныне дер. Сутьково Сморгонского р-на, основан в 1731, вскоре перешел в унию, упразднен к 1839).

http://pravenc.ru/text/2110493.html

В 1837 г. при кирхе начало работу 1-е нем. уч-ще, закрывшееся в 1839 г. В 1852 г. при кирхе открыто новое нем. уч-ще во имя св. Мартина, преобразованное в 1865 г. в 4-классную нем. прогимназию. В последующие годы число учеников возросло до 120 (1869). В одной части здания находилась жен. гимназия, во 2-й - реальная школа св. Екатерины для мальчиков. Первое время после открытия в Киеве в 1834 г. университета св. Владимира в нем преподавали немцы из лютеран. общины вслед. недостатка отечественных преподавателей. Лютеран. кладбище на Немецкой горе в 1839 г. было упразднено и перенесено на Байкову гору в связи с постройкой на Печерске крепости. На территории нового кладбища в 1857 г. была построена большая каменная часовня - 2-й лютеран. храм Киева. По переписи 1897 г. в Киевской губ. насчитывалось 14,2 тыс. лютеран, в основном немцев. Впосл. лютеранство распространялось и среди рус. жителей Киева, особенно после 1905 г., в 1914 г. в Киевской губ. было 20,1 тыс. лютеран. После начала первой мировой войны ухудшилось положение не только герм. подданных, проживавших в России, но и рус. подданных нем. происхождения. В то время Киев временно стал резиденцией укр. лютеран. руководства, а киевский пастор Генрих Юнгер - руководителем независимой лютеран. церкви на Украине. В янв. 1919 г. укр. советское правительство в Харькове издало декрет «Об отделении церкви от государства». Для того чтобы зарегистрировать общину, церковный совет представил в губернский ревком 9 авг. 1920 г. новый устав, инвентарный список предметов для богослужений, находящихся в церкви, и список членов церковного совета. Пастор Юнгер в 1921 г. уехал в Берлин, впосл. киевскую лютеран. общину до своей смерти в 1932 г. возглавлял пастор Рихард Кёнигсфельд. Последний пастор киевской общины перед ее роспуском Иоганн Геринг служил в 1932-1935 гг. в Киеве, в 1933-1935 гг. он упоминается также как пастор в Новоград-Волынском. Геринг был приговорен к смертной казни, к-рую заменили 10-летней ссылкой в Карелию, где пастор скончался.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Саатсе. Церковь Параскевы Пятницы. Церковь. Действует.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:1801. Адрес: Эстония, уезд Вырумаа, волость Сетомаа, Погост Зареченье (Саатсе). Координаты: 57.882683, 27.787606 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ниже приведено содержание информационной таблички у входа в храм. Согласно церковной хронике Саатсе называли в старину Корки или Горки. Название Саатсе происходило от русского названия села " Зареченье " , которое переделали к Сатсери (Сатсеринна) и от этого пошло Саатсе. Сетухское село Саатсе по народному преданию принадлежит к уголку Сатсеринна. Престольными праздниками села Саатсе являются (по православному календарю) второе воскресенье после пасхи и Ильинская Пятница - последняя пятница перед Ильиным днем (2 августа). После богослужения собираются на могилах почтить память своих родных. После обеда летнее народное гулянье (кирмаш). Старейшее здание в селе православная церковь святой Параскевы Пятницы. Церковь окружает приходское кладбище. Старое деревянное здание церкви было построено в 1763 году. Новую каменную церковь построили в 1801 году, дополнили в 1839 году деревянной звонницей высотой примерно 22 метра и в 1884 году удлинили здание церкви. Интерес представляет внутреннее убранство церкви, особенно иконостас XVIII века (резьба по липе с полихромной раскраской). Под художественной охраной находятся тарелка и звездица, деревянная выносная икона " История Параскевы Пятницы " , и евангелие (Четвероевангелие). В церкви в металлической раме каменный крест 15 века, который считают чудотворным. По легенде крест тайно уносили 3 раза, но он каждый раз появлялся обратно на свое место. На этом месте и построена каменная церковь. Во время престольных праздников чудотворный крест и икону " История святой Параскевы Пятницы " выносят из церкви. В 1801 г. в Саатсе была завершена постройка церкви Святой Параскевы (мученицы Прасковьи), которая интересна своим внутренним убранством. Новую церковь из камня дополнили в 1839 г. деревянной колокольней. Вокруг церкви расположено старинное кладбище, где похоронен отец Василий Соловский, долгое время служивший в саатсеской церкви (убит в 1919 г.). Отец Василий много сделал для развития прихода: он привнёс в деревенскую жизнь интерес к образованию, что способствовало улучшению поведения хуторян и их мировоззрения. С большой любовью и заботой нёс он свою службу и во многом шёл навстречу простому народу. Дома у священника была большая библиотека, которой могли пользоваться как деревенские жители, так и местная школа. В 1900 г. под его руководством в Саатсе была отремонтирована церковь и обнесено каменной оградой кладбище.  Деревенское гулянье деревни Саатсе состоится во второе воскресенье после Пасхи (оллотыспюха) и день Св. Параскевы Пятницы (пяятницапяэв, последняя пятница перед днём Святого Ильи 2 августа).

http://sobory.ru/article/?object=00503

В XVII - 1-й пол. XVIII в. территория Л. о. была подчинена Рязанской (сев. часть) и Воронежской (юж. часть) епархиям, а с кон. XVIII до сер. ХХ в. различные территории региона входили в Тамбовскую (центральная, вост. и юго-вост. части; см. Тамбовская и Рассказовская епархия ), Орловскую (зап. и юго-зап. части; см. Орловская и Болховская епархия ), Рязанскую (сев. часть), Тульскую (сев.-вост. часть; см. Тульская и Ефремовская епархия ) и Воронежскую (юж. часть) епархии. На землях Л. о. существовали Данковское (основано в 1813), Лебедянское (основано в 1815, уездное - с 1818, закрыто в 1851), 2 Задонских (приходское основано в 1819, уездное в 1837, объединены в уездное в 1854), Липецкое (основано в 1829) и Раненбургское (основано в 1868) духовные уч-ща. В Липецком ДУ в 1838-1839 гг. греч. язык преподавал А. М. Гренков (в монашестве прп. Амвросий Оптинский); преподавателем уч-ща, а позднее и настоятелем училищной Софийской ц. служил местночтимый подвижник благочестия прот. Иоанн Михайлович Рождественский († 1898). Выпускником Лебедянского ДУ был миссионер еп. Симбирский Варсонофий (Охотин) , Данковское ДУ окончили миссионер еп. Уфимский Дионисий (Хитров) , архиеп. бывш. Калужский Онисифор (Пономарёв) , Рязанский еп. Борис (Скворцов) , прот. сщмч. Иоанн Кочуров , издатель, публицист и миссионер В. М. Скворцов ; лат. язык в Раненбургском ДУ преподавал А. Л. Преображенский (впосл. митр. Ярославский сщмч. Агафангел ). Уроженцами края являются Херсонский архиеп. свт. Иннокентий (Борисов) , свт. Феофан Затворник (Говоров) , оптинский старец прп. Нектарий (Тихонов) , афонский подвижник прп. Силуан (Антонов) , прот. сщмч. Иоанн Кочуров; с Липецкой землей связано служение свт. Тихона Задонского , прп. Илариона (Фомина) Троекуровского, прп. Иоанна (Быкова) Сезёновского (1791-1839). К 1917 г. на территории Л. о. действовали 13 мон-рей и более 500 храмов. В 1919 г. были вскрыты мощи (см. ст. Вскрытие мощей ) свт. Тихона Задонского, почивавшие в задонском Рождество-Богородицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2110530.html

В соборе служили священники Михаил Малахов (с 1769), Иосиф Павлушков (в 1774), Никифор Кондратьев (с 1775), Иоаким Попов (с 1784), Лаврентий Новосёлов (с 1790), Илия Левитский (с 1796), Иаков Капустин (в 1800), Давид Родюков (с 1801), Григорий Лукин (с 1804), Алексий Самойлов (с 1810), Иаков Флоровский (с 1815), Василий Лукин (с 1833), Василий Евтифеев (в 1838), прот. Василий Касьянов (с 1839), свящ. Стефан Протопопов (с 1841), свящ. Иоанн Хнюнин (с 1853), прот. Павел Любомудров (с 1857), прот. Евфимий Григорьев (1919-1923). В 1829 г. на полученное от имп. Николая I пособие в Е. м. была возведена каменная ограда с неск. башнями. Во время городского пожара 1869 г. погибли 6 монахинь, постройки Е. м. сильно пострадали. Насельницы, лишенные всего имущества, разместились в сторожке при Верхнеподгорненской ц. близ г. Енисейска, затем в с. Казачинском (ок. 150 км от Енисейска), впоследствии переехали в Красноярск. В 1870 г. Енисейский и Красноярский еп. Павел (Попов) выступил с инициативой упразднения обители, но в том же году указом обер-прокурора Синода Е. м. был возобновлен. На средства членов Енисейского епархиального попечительства купцов И. И. Стахеева, И. Г. Пискунова, Т. И. Щёголевой, др. благотворителей, а также трудами игум. Афанасии (Потёмкиевой) мон-рь был отстроен, в 1871 г. заложили небольшой каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, освященный 14 окт. 1872 г. С тех пор мон-рь стал именоваться Иверским (прежний монастырский храм Рождества Христова стал приходским; в 1916 в нем служили священник и псаломщик, приход насчитывал 262 мужчины и 294 женщины). В Иверской ц. служили священники Иоанн Пальмин (в 1872), Иоанн Троицкий (с 1873), Евгений Репьёв (с 1875), Илия Тыжнов (с 1880), Иоанн Вазингер (с 1919). В 1885 г. в Е. м. проживали 45 сестер (10 мантийных монахинь, 6 рясофорных и 4 указные послушницы, 25 насельниц «без определения»), а также епитимийца и 2 работника, в 1907 г.- ок. 55 сестер. В нач. XX в. мон-рь владел 518 дес. земли. При Е. м. существовала богадельня, с сер. XIX в.- школа для девочек, в 1865 г. открылось 3-классное уч-ще для девиц духовного звания, преобразованное в 1888 г. в церковноприходскую школу. Последним законоучителем школы был расстрелянный в 1937 г. духовник обители свящ. И. Вазингер.

http://pravenc.ru/text/189969.html

Здесь же были собраны фонды кабинетов (личных канцелярий) российских императоров, начиная с Петра I. В 1864 г. Государственный архив был объединен в административном отношении с Санкт-Петербургским архивом Министерства иностранных дел. В 1917 г. материалы Государственного архива были эвакуированы из Петрограда в Кирилло-Белозерский монастырь и Москву. В 1921–1922 гг. все они были сосредоточены в Москве, в бывшем Московском Главном архиве МИД, а в 1924 г. переданы на хранение в бывший Московский архив Министерства юстиции. В настоящее время находятся в РГАДА. Кабинет Петра I (РГАДА. Ф. 9) возник в 1704 г., как личная походная канцелярия Петра. В материалах этого фонда нашли отражение все преобразования царя в области экономики, военного дела, строительства флота, культуры, просвещения, науки. Как явствует из «Воспоминаний об академике М. М. Богословском » Н. М. Дружинина, в 1919 г. Богословский с помощниками разбирал этот фонд//Архив РАН. Ф. 636, Оп. 2. Ед. хр. 8. Л. 10 («Воспоминания» Дружинина – в его письме Е. П. Богословской). 410 Речь идет о широком наступлении генерала Брусилова на Юго-Западном фронте от р. Припяти до румынской границы, начатом 22 мая 1916 г. В газетах от 24 мая сообщалось о 13 тысячах пленных (например, в «Русских ведомостях»), через несколько дней число пленных действительно достигло 40 тысяч. Австро-венгерские войска в Галиции и Буковине потерпели крупное поражение, потеряв убитыми, ранеными и пленными почти 1,5 миллиона человек; потери русских были меньше, но тоже очень значительны – 500 тысяч человек (см.: Стратегический очерк войны 1914–1918 гг. М., 1923. Ч. 5. С. 73, 108). Чтобы ликвидировать прорыв, военное командование Центральных держав вынуждено было перебросить войска с Западного и Итальянского фронтов. Это облегчило положение французов под Верденом и итальянцев под Трентино. 411 Подразумевается орден св. Станислава – польский орден, включенный в число российских орденов в 1831 г. Первоначально имел четыре степени, с 1839 г. – три. В петлице носили знак ордена (красный крест) 3-й степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

352 С началом Первой мировой войны в августе 1914 г. были запрещены производство и продажа спиртных напитков. «Сухой закон» действовал до 1925 г. 353 Трапезунд – город в Турции (современный Трабзон), важнейший пункт на Черноморском побережье. Речь идет о Трапезундской операции (23 января – 5 апреля 1916 г.) Наступление осуществлял Приморский отряд (ген.-майор Ляхов) Кавказской армии против 3-й турецкой армии. После кровопролитного боя 1 апреля на реке Кара-Дараси русские войска безостановочно наступали. Трапезунд был взят 5 апреля при поддержке Черноморского флота. 355 См.: Веселовский С. Б. Сошное письмо. Исследования по истории кадастра и посошного обложения Московского государства. Т. 2. М., 1916. 357 Имеется в виду хор певчих под руководством И. И. Юхова, образованный в 1900 г. Относился к ведомству Синода. С 1919 до конца 1930-х гг. выступал как «1-й государственный хор под управлением Юхова». 360 Женский Зачатьевский монастырь основан в XVI в. царем Федором Иоанновичем между ул. Остоженкой и берегом р. Москвы. В 1924 г. монастырь был упразднен. В 1930-х гг. многие постройки монастыря были снесены. В 1990-х гг. на территории Зачатьевского монастыря открыта богадельня. 361 Храм Христа Спасителя – мемориальный храм-памятник в честь изгнания из России войск Наполеона. Строился по проекту архитектора К. А. Тона с 1839 по 1883 г. Взорван 5 декабря 1931 г. Воссоздан в 1995 г. 362 Имеется в виду Великая французская революция 1789 г. и роль, которую сыграло в ней, так называемое, «третье сословие», т. е. все податное население (в отличие от двух привилегированных сословий – духовенства и дворянства). 363 Обсуждалась нота американского президента Вильсона от 5 апреля 1916 г., направленная германскому правительству вскоре после торпедирования французского пассажирского парохода «Сассекс», среди пассажиров которого находились и американцы. Нота носила ультимативный характер и содержала требование прекратить противоречащие международному праву нападения германских подводных лодок на торговые суда, перевозящие американских граждан. В противном случае, Америка грозила разрывом дипломатических отношений с Германией. Подробнее см.: Шацилло В. К. «Чудо-оружие» и борьба за моря в годы Первой мировой войны//Первая Мировая война. Пролог XX века. М., 1998. С. 183–201.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010